Что такое общество пересказ 10 класс
§ 1. Что такое общество
Сколько смыслов у слова «общество»? Можно ли отделить общество от природы? Бывают ли «некультурные» общества?
На первый взгляд кажется, что ответить на вопрос, поставленный в названии параграфа, несложно. Действительно, слово «общество» давно и прочно вошло в наш научный и повседневный лексикон. Но как только мы предпринимаем попытку дать ему определение, то сразу убеждаемся, что таких определений может быть множество. К примеру, «общество книголюбов», «дворянское общество», «педагогическое общество». В данном случае под обществом мы понимаем определённую группу людей, объединившихся для общения, совместной деятельности, взаимопомощи и поддержки друг друга.
Но возможен и другой ряд связанных понятий: «первобытное общество», «феодальное общество», «французское общество». Здесь уже, употребляя слово «общество», мы имеем в виду определённый этап исторического развития человечества или конкретную страну. Если и дальше двигаться в соответствии с такой логикой рассуждения (от частного к общему), то обществом может быть и человечество в целом, совокупность всех народов в их историческом и перспективном развитии. Это всё население Земли. Иными словами, общество — это обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.
Данное определение раскрывает понятие «общество» в широком смысле. Попробуем разобраться в этом более обстоятельно.
Общество как совместная жизнедеятельность людей
Начнём со второй части приведённого определения. Общество — это совокупность людей. Однако это не простая сумма входящих в него индивидов, которых иногда называют «социальными атомами», а скреплённая многочисленными связями и отношениями. Первоосновой этих связей является человеческая деятельность. В процессе совместной деятельности возникает взаимодействие между её участниками.
Все живые существа взаимодействуют с окружающей средой (с природой, другими живыми существами). Внешне это проявляется в заметных движениях (двигательной активности). Но существует и внутренняя (психическая) активность, воздействующая на поведение. Например, известно немало фактов, говорящих о привязанности собаки к хозяину. В литературе описан случай, когда собака несколько лет продолжала ходить на станцию ко времени прихода поезда, на котором прежде возвращался с работы её умерший хозяин.
Отметим, что животные к окружающей среде приспосабливаются. При этом они могут использовать отдельные предметы в качестве орудий и даже изготовлять примитивные орудия с помощью лап и зубов. Животные используют эти предметы для добывания пищи, обороны, строительства жилища, т. е. для удовлетворения своих жизненных потребностей. Возможности поведения животных определяются строением их тела, природными условиями, в которых они живут. (Вспомните, как используют примитивные орудия труда обезьяны, бобры, птицы, другие живые существа.)
В свою очередь, деятельность человека носит практически-преобразовательный характер. Человек не ограничивается приспособлением к существующим природным и социальным условиям, хотя приспособительное поведение занимает большое место и в его жизни. (Вспомните, например, влияние географических условий, значение правовых и нравственных норм, обычаев, традиций.) Однако приспособление — не предел человеческих возможностей. В процессе своей жизнедеятельности человек преобразует окружающую среду. Для этого используются не только природные предметы, но и прежде всего средства, созданные самим человеком (орудия труда).
И поведение животных, и деятельность человека сообразуются с определённой целью (т. е. целесообразны). Например, хищник прячется в засаде или крадётся к жертве — его поведение сообразуется с целью добыть пищу. Птица с криком улетает от гнезда, отвлекая внимание человека. Но сравните: человек строит дом, все его действия в этом случае тоже целесообразны. Однако для хищника цель как бы задана его природными качествами и внешними условиями. В основе его поведения — биологическая программа поведения, инстинкты. Человеческая деятельность характеризуется исторически сложившимися (как обобщение опыта предшествующих поколений) программами. При этом человек сам определяет свою цель (осуществляет целеполагание). Он способен выходить за рамки программы, т. е. уже имеющегося опыта, определять новые программы (цели и способы их достижения). Таким образом, целеполагание присуще только человеческой деятельности.
Человеческая деятельность — это первооснова, исходный пункт взаимосвязей и отношений, возникающих в обществе. Однако жизнь общества не сводится только к деятельности. Она сама порождается материальными и духовными потребностями, интересами, ценностными ориентациями людей.
Важным условием жизни человека является коллективность. Человек, по сути, существо общественное, жизнь которого обеспечивается кооперацией, взаимодействием с другими людьми. В этом человек нуждается не меньше, чем в продуктах питания или в орудиях труда. Напомним известный вам из курса основной школы факт: не только деятельность человека требует сотрудничества с другими людьми, но и само превращение ребёнка в человека требует нахождения его в среде людей, общения с себе подобными. Выживание человека в отрыве от общества возможно лишь при использовании им предметов, созданных в ходе совместной деятельности людей, или по крайней мере знаний и опыта, полученных в обществе.
Взаимодействие людей в процессе деятельности порождает различные формы их объединения. Поэтому общество может быть понято не только как совокупность отдельных видов совместной деятельности людей, но и как совокупность различных форм их объединения для этой деятельности: первичных коллективов, социальных групп, общественных организаций, а также как сеть отношений между ними.
Каждая сфера общественной жизни также сложное образование. Составляющие её элементы дают представление и об обществе в целом.
Не случайно одни исследователи рассматривают общество на уровне действующих в нём организаций (государство, церковь, система образования и др.), другие — сквозь призму взаимодействия социальных общностей. Человек входит в общество через коллектив, являясь одновременно членом нескольких коллективов (трудового, профсоюзного, спортивного и др.). Общество представляется как коллектив коллективов.
Человек также входит и в более крупные общности людей — социальную группу, класс, нацию.
Многообразные связи, возникающие между социальными группами, нациями, а также внутри их в процессе экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности, называются общественными отношениями.
Но не все связи, возникающие между людьми в процессе общения или совместной деятельности, относят к общественным отношениям. Действительно, представьте, что вы находитесь в переполненном автобусе: кто-то интересуется, когда будет нужная ему остановка, кто-то просит уступить место. Возникающие в этих ситуациях контакты случайны, эпизодичны, и их не относят к общественным отношениям.
Обратимся к другой ситуации. Вы пришли устраиваться на работу. Вам придётся предъявить ряд документов, возможно, пройти собеседование, заключить договор, где оговариваются все основные условия найма. И через подобные процедуры проходит каждый, кто решает ту же задачу, что и вы. Такие отношения — устойчиво повторяющиеся взаимосвязи, возникающие между людьми, их группами, организациями и общностями в процессе реализации важных сторон жизнедеятельности людей — и называются общественными.
К изучению общества мы ещё вернёмся. А теперь рассмотрим отношения между обществом и природой.
Образовательный сайт
Урок «Что такое общество» (10 класс, Боголюбов) помогает разъяснить для себя это понятие и задуматься о роли человека в обществе.
Вопросы и задания к документу
Общество представляет собой не только совокупность индивидов. Они должны взаимодействовать друг с другом. Это можно понять, проведя простой мысленный эксперимент:
Всех индивидов изолировать друг от друга, чтобы между ними не было никаких взаимодействий. Очевидно, что из такой совокупности людей общества не получится. Не будет никаких связей членов этой совокупности друг с другом.
Поэтому общество формируется только при двух обязательных условиях:
Обществознание 10 класс: что такое общество и какие науки его изучают
Психические взаимодействия – это общение людей на уровне идей, культурные явления, взаимоотношения внутри общества. Такие процессы описывает не физика или химия, не биология.
Психические взаимодействия изучают такие социальные науки, как история, социология, философия, правоведение.
Каждое взаимодействие между людьми можно отнести к одной из трех форм:
Обществознание 10 класс: что такое общество – основные вопросы
Вопросы для самопроверки
В широком смысле общество – это группа людей, которые объединились для помощи друг другу, совместной деятельности и общения.
Другими словами – общество представляет собой отдельную от природы часть мира, в которую включены взаимодействия людей.
В узком смысле слова общество можно определить такими понятиями:
Общество и природа (10 класс)
Природные явления стихийны, а общество строится на целеполагании ее членов.
Общество тесно взаимосвязано с природой. Климат, географическое положение сильно влияет на темпы общественного прогресса. Однако и само общество оказывает влияние на природную среду. Деятельность человека может быть как благотворной, так и губительной для природы. Он черпает природные ресурсы, истребляет животных и растительность.
Надвигающийся экологический кризис напоминает о важности правильного обращения с природными ресурсами. Именно поэтому важно понимать, что человеческая деятельность должна учитывать важность сохранения природы.
Особенности человеческой деятельности:
Человеческая деятельность – это основа общественных отношений.
В основе человеческой деятельности заложены исторические программы. Но человек может выходить за рамки этих программ.
Общество формируется благодаря совместной деятельности и психической связи ее членов. При отсутствии этих факторов общество сформироваться не может.
Ребенок становится человеком только среди таких же, как он. Это говорит о необходимости участия других людей в формировании индивида.
В любом случае общество формируется на каком-либо объединяющем факторе, который стимулирует людей развиваться вместе.
Человеческое поведение складывается из исторически сложившихся программ и подчиняется коллективности. Человек нуждается в общении с себе подобными.
Общественными отношения являются только тогда, когда формируются в процессе совместной деятельности. К примеру, попросить передать за проезд – это не общественные отношения. Когда же работник нанимается к работодателю, такие отношения можно считать общественными.
Общественные отношения формируются между нациями, социальными группами. Такие отношения формируются в процессе культурной, политической, социальной жизни.
Разные трактовки понятия культура:
Культура разделяется на духовную и материальную.
к духовной относят – идеи, ценности, правила
к материальной – книги, здания, разные приборы
Культура каждого народа имеет некоторых устойчивые черты. Именно они и называются культурными универсалиями. К примеру:
Однако даже единые для всех народов универсалии могут изменяться в зависимости от народа.
Урок «Что такое общество» (10 класс, Боголюбов) помогает разобраться, какое место в жизни человека играет природа и культура. Науки, изучающие общество, помогают понять много из поведения отдельных групп людей.
Общество изучает множество наук:
Теперь урок «Что такое общество» (10 класс, Боголюбов) разобран и не вызывает вопросов.
Ответы на эти вопросы вы найдете в статье:
Что такое общество пересказ 10 класс
Если Вы не нашли темы для своего учебника, то можете добавить оглавление учебника и получить благодарность от проекта «Инфоурок».
Школьников Улан-Удэ перевели на удаленку из-за гриппа и ОРВИ
Время чтения: 1 минута
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор объявил сроки и формат ЕГЭ
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Росприроднадзор призвал ввести в школах курс по экологии
Время чтения: 1 минута
Костромская область разработала программу привлечения педагогических кадров
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Общество
Что такое общество
Определение термина общество предельно обобщено и многозначительно. У понятия выделяют множество определений в зависимости от контекста и выбора исследовательской области.
Общество — продукт совместной деятельности множества людей.
Человек является неотъемлемой единицей любого общества. Он объединяет в себе биологические и социальные признаки.
Деятельность индивида является способом существования общества. Социум формируется из жизненного процесса, из повседневных взаимодействий и контактов.
В переводе с латинского языка socio означает соединять, объединять.
Вне человеческого взаимодействия общества не существует.
Общество характеризуют как динамическую саморазвивающуюся систему. Система способна серьезно меняться. При этом сохраняет свою сущность и качественную определенность.
Под системой поднимают комплекс элементов, которые взаимодействуют между собой.
Элемент — неделимый единичный компонент системы, который принимает участие в создании системы.
Общество — сложноорганизованная саморазвивающаяся открытая система.
Система включает в себя индивидов и социальные общности. Их объединяют согласованные связи и процессы саморегуляции, самовоспроизведения и самоструктурирования.
Определение в широком и узком смыслах
Общество в широком смысле этого слова: обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира.
Под материальным миром понимают природную и социальную составляющие жизни.
В узком смысле общество:
Признаки и функции общества
Суть общества заключается во взаимоотношениях людей, в которые они вступают в процессе жизнедеятельности.
Характерные черты общества:
Признаки общества:
Общество выполняет определенные функции:
Какими бывают общества, типология
В дописьменных обществах коммуникации осуществлялись исключительно устно.
В письменных обществах появлялись элементы передачи данных путем рисунков, зарубок, а позже и языка букв и символов.
В простых отсутствуют руководители и подчиненные, богатые и бедные.
В сложных обществах существует несколько уровней управления и социальных слоев.
Первобытное общество имеет ряд особенностей: зависимость от окружающей среды, отсутствие организованной государственной власти, нет правовой системы. Основные виды деятельности: охота, рыбалка, собирательство. Люди объединялись в племена с иерархическим делением.
Рабовладельческое общество пришло на смену первобытному. Основана на эксплуатации человека человеком. Рабство являлось открытой формой принуждения к труду. Рабы находились в собственности владельцев. Не имели прав и свобод.
Феодальное общество характеризуется жесткой иерархией, существует система подчинения зависимых крестьян феодалам. Сочетание крупных феодальных владений — вотчин и мелкого крестьянского хозяйства индивидуальной направленности.
Капиталистическое общество. Система производства подразумевает, что владельцы бизнеса — капиталисты — приобретают средства производства — капитал — и нанимают рабочих. Рабочие получают плату за труд. Экономическая система основана на частной собственности, юридическом равенстве и предпринимательских свободах.
Коммунистическое общество. Основные характеристики: общая собственность на средства производства; бесплатный доступ к предметам потребления; отсутствие классов общества.
Развитые общества: доминирующее положение в экономике по показателям ВВП, уровню доходов населения, доле в мировой торговле, уровню образования, производства.
Развивающиеся общества: отстают от развитых обществ в экономическом плане. Рост населения идет быстрее роста средств производства.
Отсталые общества: слабое развитие, экономика, минимальная индустриализация.
В традиционном обществе основным фактором производства выступает земля. Продуктом, на производство которого нацелена деятельность человека, является пища. Большинство населения занято сельским хозяйством с использованием ручного индивидуального труда.
Социальная структура замкнута, представляет собой деление на сословия. Социальная мобильность низкая. Взаимодействие с другими странами несущественно.
Политическая жизнь представлена преобладанием монархической формы правления. Политические свободы отсутствуют.
В духовной жизни господствуют традиционные религиозные ценности. Малое количество образованных людей, информация передается устно.
В индустриальном обществе основным фактором производства является капитал. Продукт, на производство которого нацелена деятельность человека — промышленные изделия.
Широкое распространение получает применение различных технологий и механизмов в человеческой деятельности. Сельским хозяйством занимается значительно меньшая доля населения, основная — в промышленности.
Социальная структура упрощена, подвижна и открыта. Присутствует классовое деление. Осуществляется тесное сотрудничество с другими странами.
Политическая жизнь представлена преобладанием демократической направленности, равенства перед законом. Власть — не данность, от нее требуется доказательство лидерства.
В духовной жизни появляются новые ценности прогресса. Ориентация на личный успех. Растет научное познание, появляется массовая культура. Растет уровень образованности. Проявляется «модернизаторский оптимизм» — уверенность в том, что любую проблему можно решить с помощью научного знания.
Постиндустриальное общество. В информационном обществе основным фактором производства выступают знания. Продуктом, на производство которого нацелена деятельность человека, являются различные услуги.
Происходит автоматизация производственных процессов. Резко повышается творческое начало в труде. Преобладающая сфера деятельности человека — сфера услуг.
Общество социально дифференцированно, растет средний класс. Возникает профессиональная дифференциация. Общество открыто в отношении других стран.
В политической жизни усиливается роль гражданина. Возникает «демократия консенсуса». Политический плюрализм.
В духовной жизни особая роль отводится науке и образованию. При этом наука не считается всесильной. Непрерывное образование. Формируются «экологические» ценности: бережное отношение к природе и внимательное отношение к гармонии и равновесию для адекватного общественного развития.
Понятие общества в разных науках
Науки делают упор на разных особенностях общества в зависимости от сфер своих интересов.
Понятие общества рассматривают, например, социология, антропология и политология.
Краткое описание темы для 10 класса
В разделах социологии в феноменологическом понимании общество — множество социальных миров, которые запечатлены в сознании человека.
В натуралистическом подходе понятие определяют совокупностью организмов, которые находятся в реальных отношениях друг с другом.
Согласно К. Марксу, сущность общества состоит в межличностных отношениях. Таким образом, общество — совокупность общественных отношений.
Реляционизм описывает общество как отношения «между вещами» — элементы взаимно значимы внутри определенной системы.
В антропологии общества соотносят с тем, каким способом человек обеспечивает себе средства к существованию. Различают общества собирателей и охотников, кочевые, простые и сложные, индустриальные и постиндустриальные.
В политологии общества характеризуют с точки зрения политической структуры: племя, государство, род.
В социальной философии общество отождествляют:
Науки, которые изучают общества:
Конспект для учащихся к уроку обществознания по теме «Что такое общество» 10 класс
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
§1. Что такое общество
Общество – обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, включающая в себя способы объединения людей и формы их объединения.
Основой связей и взаимодействий людей является деятельность – форма активного взаимодействия с окружающим миром, свойственная только человеку, в процессе деятельности человек целенаправленно преобразует окружающий мир для удовлетворения своих потребностей.
Только человек, обладая сознанием может ставить осознанно ставить цель своей деятельности, тогда как действия животных продиктованы инстинктом.
Задание 1. Подтвердите тремя примерами идею о том, что человек может стать самим собой лишь во взаимодействии с другими людьми через свою деятельность и общение.
Общество, природа, культура
Задание 2. Проиллюстрируйте тремя примерами взаимное влияние природы и общества.
Задание 3. Объясните и проиллюстрируйте примерами мысль о том, что общество не только создаёт культуру, но и также испытывает на себе воздействие культуры.
Задание 4. Приведите примеры культурных традиций разных стран в одной сфере жизни, например, традиции, связанные с заключением брака. Можно ли выделить в культуре разных народов общие нормы, ценности, правила, традиции и свойства, то есть культурные универсалии?
Для чего современному необходимо знакомится с культурными традициями разных народов?