Что такое общий строй

ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ

Смотреть что такое «ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ» в других словарях:

ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ — (устройство) в теории конституционного права исторически конкретная система общественных отношений, т.е. организация общества, обусловленная определенным уровнем производства, распределения и обмена продуктов, характерными особенностями… … Юридический словарь

ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ — система общественных отношений, свойственных данному обществу на конкретном этапе его развития. В отличие от государства и права охватывает все социальные отношения и взаимосвязи … Большой Энциклопедический словарь

общественный строй — социальное устройство Словарь русских синонимов … Словарь синонимов

Общественный строй — система общественных отношений, свойственных данному обществу на конкретном этапе его развития. В отличие от государства и права охватывает все социальные отношения и взаимосвязи. Политическая наука: Словарь справочник. сост. проф пол наук… … Политология. Словарь.

ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ — в теории конституционного права исторически конкретная система общественных отношений, т.е. организация общества, обусловленная определенным уровнем производства, распределения и обмена продуктов, характерными особенностями общественного сознания … Юридическая энциклопедия

общественный строй — система общественных отношений, свойственных данному обществу на конкретном этапе его развития. В отличие от государства и права, охватывает все социальные отношения и взаимосвязи. * * * ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ, (общественное… … Энциклопедический словарь

общественный строй — ▲ строение (чего) ↑ общественный социальный строй система общественно государственного строя. общественно экономическая формация. общественный строй. общественная система. политическая система. политический режим. формация ступень в развитии… … Идеографический словарь русского языка

Общественный строй — Общественно экономическая формация, (или строй) это исторически сложившийся тип общества, в основе которого лежит определённый способ производства. Сам термин «формация» был заимствован из геологии и введён в общественные науки Марксом. В… … Википедия

ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ — в теории конституционного права исторически конкретная система общественных отношений, т.е. организация общества, обусловленная определенным уровнем производства, распределения и обмена продуктов, характерными особенностями общественного сознания … Энциклопедический словарь экономики и права

общественный строй — (устройство) в теории конституционного права исторически конкретная система общественных отношений, т.е. организация общества, обусловленная определенным уровнем производства, распределения и обмена продуктов, характерными особенностями… … Большой юридический словарь

Источник

Общественный строй

Общественно-экономическая формация, (или строй) — это исторически сложившийся тип общества, в основе которого лежит определённый способ производства.

Сам термин «формация» был заимствован из геологии и введён в общественные науки Марксом. В геологии под формацией понимается способ образования горной породы.

Способ производства, лежащий в основе общественно-экономической формации, есть единство взаимодействия производительных сил и производственных отношений (отношений собственности на средства производства). На основе способа производства формируются надстроечные отношения (политические, юридические и идеологические институты общества), которые как бы закрепляют сложившиеся производственные отношения. Единство взаимодействия надстройки и способа производства и составляет общественно-экономическую формацию.

По Марксу, человечество прошло четыре общественно-экономических формации — первобытную, рабовладельческую, феодальную и капиталистическую, а пятая — коммунистическая — должна наступить в будущем и является окончательной.

См. также

Ссылки

Полезное

Смотреть что такое «Общественный строй» в других словарях:

ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ — (устройство) в теории конституционного права исторически конкретная система общественных отношений, т.е. организация общества, обусловленная определенным уровнем производства, распределения и обмена продуктов, характерными особенностями… … Юридический словарь

ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ — система общественных отношений, свойственных данному обществу на конкретном этапе его развития. В отличие от государства и права охватывает все социальные отношения и взаимосвязи … Большой Энциклопедический словарь

общественный строй — социальное устройство Словарь русских синонимов … Словарь синонимов

Общественный строй — система общественных отношений, свойственных данному обществу на конкретном этапе его развития. В отличие от государства и права охватывает все социальные отношения и взаимосвязи. Политическая наука: Словарь справочник. сост. проф пол наук… … Политология. Словарь.

ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ — в теории конституционного права исторически конкретная система общественных отношений, т.е. организация общества, обусловленная определенным уровнем производства, распределения и обмена продуктов, характерными особенностями общественного сознания … Юридическая энциклопедия

общественный строй — система общественных отношений, свойственных данному обществу на конкретном этапе его развития. В отличие от государства и права, охватывает все социальные отношения и взаимосвязи. * * * ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ, (общественное… … Энциклопедический словарь

общественный строй — ▲ строение (чего) ↑ общественный социальный строй система общественно государственного строя. общественно экономическая формация. общественный строй. общественная система. политическая система. политический режим. формация ступень в развитии… … Идеографический словарь русского языка

ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ — сущность власти, политической системы общества и государства, его политическая, экономическая и социальная основы, характер хозяйственной жизни, исходные начала социальной политики и положения личности в системе общественных отношений. В… … Энциклопедический словарь конституционного права

ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ — в теории конституционного права исторически конкретная система общественных отношений, т.е. организация общества, обусловленная определенным уровнем производства, распределения и обмена продуктов, характерными особенностями общественного сознания … Энциклопедический словарь экономики и права

общественный строй — (устройство) в теории конституционного права исторически конкретная система общественных отношений, т.е. организация общества, обусловленная определенным уровнем производства, распределения и обмена продуктов, характерными особенностями… … Большой юридический словарь

Источник

ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ

Смотреть что такое «ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ» в других словарях:

ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ — система общественных отношений, свойственных данному обществу на конкретном этапе его развития. В отличие от государства и права охватывает все социальные отношения и взаимосвязи … Большой Энциклопедический словарь

общественный строй — социальное устройство Словарь русских синонимов … Словарь синонимов

Общественный строй — система общественных отношений, свойственных данному обществу на конкретном этапе его развития. В отличие от государства и права охватывает все социальные отношения и взаимосвязи. Политическая наука: Словарь справочник. сост. проф пол наук… … Политология. Словарь.

ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ — в теории конституционного права исторически конкретная система общественных отношений, т.е. организация общества, обусловленная определенным уровнем производства, распределения и обмена продуктов, характерными особенностями общественного сознания … Юридическая энциклопедия

общественный строй — система общественных отношений, свойственных данному обществу на конкретном этапе его развития. В отличие от государства и права, охватывает все социальные отношения и взаимосвязи. * * * ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ, (общественное… … Энциклопедический словарь

общественный строй — ▲ строение (чего) ↑ общественный социальный строй система общественно государственного строя. общественно экономическая формация. общественный строй. общественная система. политическая система. политический режим. формация ступень в развитии… … Идеографический словарь русского языка

Общественный строй — Общественно экономическая формация, (или строй) это исторически сложившийся тип общества, в основе которого лежит определённый способ производства. Сам термин «формация» был заимствован из геологии и введён в общественные науки Марксом. В… … Википедия

ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ — сущность власти, политической системы общества и государства, его политическая, экономическая и социальная основы, характер хозяйственной жизни, исходные начала социальной политики и положения личности в системе общественных отношений. В… … Энциклопедический словарь конституционного права

ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ — в теории конституционного права исторически конкретная система общественных отношений, т.е. организация общества, обусловленная определенным уровнем производства, распределения и обмена продуктов, характерными особенностями общественного сознания … Энциклопедический словарь экономики и права

общественный строй — (устройство) в теории конституционного права исторически конкретная система общественных отношений, т.е. организация общества, обусловленная определенным уровнем производства, распределения и обмена продуктов, характерными особенностями… … Большой юридический словарь

Источник

ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ

ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ (устройство) — в теории конституционного права исторически конкретная система общественных отношений, т.е. организация общества, обусловленная определенным уровнем производства, распределения и обмена продуктов, характерными особенностями общественного сознания и традициями взаимодействия людей в разных сферах жизни. Охраняется государством и правом.

Смотреть что такое ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ в других словарях:

ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ

ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ

ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ

ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ

Общественный строй система общественных отношений, свойственных данному обществу на конкретном этапе его развития. В отличие от государства и права ох. смотреть

ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ

сущность власти, политической системы общества и государства, его политическая, экономическая и социальная основы, характер хозяйственной жизни, исходн. смотреть

ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ

ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ

1) в широком смысле система отношений, присущая обществу на конкретном этапе развития. О.с. в этом смысле характеризует организацию (государственную и негосударственную) общества; 2) в узком смысле система отношений, характеризующая функционирование институтов гражданского общества. В этом значении О.с. есть само гражданское общество, его организационно-структурная характеристика. (И.К.). смотреть

ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ

ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ

ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ

в теории конституционного права исторически конкретная система общественных отношений, т.е. организация общества, обусловленная определенным уровнем производства, распределения и обмена продуктов, характерными особенностями общественного сознания и традициями взаимодействия людей в разных сферах жизни и охраняемая государством и правом. смотреть

ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ

ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ, система общественных отношений, свойственных данному обществу на конкретном этапе его развития. В отличие от государства и права охватывает все социальные отношения и взаимосвязи.

ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ

ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ

ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ

ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ, система общественных отношений, свойственных данному обществу на конкретном этапе его развития. В отличие от государства и права охватывает все социальные отношения и взаимосвязи. смотреть

ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ

— система общественных отношений, свойственных данномуобществу на конкретном этапе его развития. В отличие от государства иправа охватывает все социальные отношения и взаимосвязи. смотреть

ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ

система общественных отношений, свойственных данному обществу на конкретном этапе его развития. В отличие от государства и права охватывает все социальные отношения и взаимосвязи. смотреть

ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ

ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ

social order (system)* * *social system

ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ

social order (system)* * *social system

ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ

система общественных отношений, свойственных данному обществу на конкретном этапе его развития.

ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ

fabric of society, social fabric, social order

ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ

ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ

общественный строй социальное устройство

ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ

• společenské zřízení• zřízení

ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ

ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ

sistema sociale, ordinamento sociale

ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ

ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ

social order, society

ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ

ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ

ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ

ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ

ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ ДРЕВНЕЙШЕГО РИМА

ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ ДРЕВНИХ ГЕРМАНЦЕВ

На периферии Римской империи жило множество так называемых «варварских» племен («варварами» греки и римляне именовали всех негреков и неримлян), из которых самыми многочисленными были племена кельтов, германцев и славян. Значительная часть кельтских племен (в Северной Италии, Испании и Галлии) была покорена Римской империей и смешалась с пришлым римским населением. Иначе обстояло дело с германскими племенами, сыгравшими чрезвычайно большую роль в крушении Западной Римской империи, и со славянами, оказавшими особенно большое влияние на судьбы Восточной Римской империи. За несколько десятков лет до нашей эры и в ее начале германцы, жившие в области между Рейном, Верхним Дунаем и Эльбой, а отчасти и в области коренного славянского расселения по южному побережью Балтийского моря и делившиеся на множество племен, не имели никакой письменности. Об их общественном строе известно из сочинений римских писателей и по данным археологии. Источниками, содержащими наиболее полные сведения о германцах, являются «Записки о галльской войне» римского полководца и государственного деятеля Юлия Цезаря (середина I в. до н. э.) и «Германия» римского историка Тацита (около 98 г. н. э.). Эти сведения подтверждаются археологическими материалами, найденными при раскопках. Природные условия, в которых существовали древние германцы, были значительно более суровыми, чем в Италии. Отличалось древнегерманское общество от римского и по уровню развития производительных сил. Хозяйственная жизнь древних германцев стояла на значительно более низком уровне, чем хозяйственная жизнь рабовладельческого общества, находившегося в периоде расцвета (I в. до н. э.— I и II вв. н. э.). За 150 лет, отделявших германцев, о которых писал Юлий Цезарь, от германцев, описанных Тацитом, они сильно продвинулись вперед в своем общественном развитии. «Эпоха между Цезарем и Тацитом,— писал Ф. Энгельс,— представляет. окончательный переход от кочевой жизни к оседлости. » (Ф. Энгельс, К истории древних германцев, К, Маркс а Ф, Энгельс, Соч., т. XVI, ч. I, стр. 349.). Как показывают данные археологии, в первые века нашей эры германцы уже были знакомы с плугом. В это время германцы селились большими деревнями и умели строить деревянные дома, которые они обмазывали разноцветной глиной, такой чистой и яркой, что создавалось впечатление цветного узора. В домах делались погреба, служившие местом хранения сельскохозяйственных продуктов. Сравнительное обилие этих продуктов свидетельствовало о возросшем значении земледелия в хозяйственной жизни германцев. На это указывают также обязательный при заключении брака дар мужа жене в виде упряжки волов; употребление германцами пшеницы и ячменя не только в пищу, но и для производства «напитка, подобного вину»; ношение одежды из льняного холста и т. д. Значительно изменился у древних германцев порядок пользования землей. «Земля,— писал Тацит в 26-й главе «Германии»,— занимается всеми вместе, поочередно, по числу работников, и вскоре они делят ее между собой по достоинству; дележ облегчается обширностью земельной площади: они каждый год меняют пашню и (все-таки) еще остается (свободное поле)». Таким образом, в отличие от прежних порядков, пахотная земля «занятая всеми вместе», т. е. продолжавшая находиться в коллективной собственности родовых общин, уже не обрабатывалась ими коллективно. Она делилась между входившими в данные общины большими семьями, в которых сыновья и внуки продолжали еще вести общее хозяйство с главой семьи. При этом семья вождя и семьи так называемых знатных лиц племени (родовых старейшин и пр.) получали большее количество земли, чем семья простого свободного германца, так как вождь и родовая знать уже имели в это время большее количество скота и другого имущества и могли обработать больший земельный участок. Именно это и означали слова Тацита о том, что раздел пахотной земли происходил «по достоинству» тех лиц, которые в данном разделе участвовали. Принадлежавшие общине луга и леса продолжали, как и раньше, находиться в коллективном пользовании. В первые века нашей эры германцы по-прежнему жили в условиях первобытно-общинного строя. Из родичей составлялись военные отряды; родичи получали часть штрафа, платившегося виновным в каком-либо поступке потерпевшему; при родичах происходило заключение браков, оценка приданого, наказание неверной жены и т. д. В то же самое время в жизни германцев уже наблюдались и признаки начавшегося разложения первобытно-общинных отношений. Возникло имущественное неравенство. Скот перешел в частную собственность. Наиболее зажиточные из германцев начали отличаться от всех остальных даже своей одеждой. Зародились классы. Появились рабы и распространилась первоначальная, так называемая патриархальная, форма рабства. Рабы, которыми становились захваченные во время войн пленные, отличались от римских рабов и были близки по условиям своей жизни к римским колонам IV — V вв. Они получали участок земли и вели свое собственное хозяйство, будучи обязаны господину только оброком: хлебом, мелким скотом или одеждой. Однако самая возможность иметь то или иное количество рабов, несмотря на более мягкие по сравнению с римскими формы их эксплуатации, усиливала социальное неравенство в древнегерманском обществе. Родовая знать, имевшаяся у германцев и раньше (вожди, старейшины и другие выборные лица племени), стала постепенно пользоваться в обществе особыми наследственными правами. Большая знатность рассматривалась как основание для избрания в вожди племени даже юноши, и при этом не только в военное, но и в мирное время. Благоприятные условия для обособления родовой знати создавало сосредоточение у нее в руках больших стад скота и значительных участков земли. Этому же способствовало и развитие дружинных отношений. Раньше германские вожди, выбиравшиеся племенем только на время войны, не имели постоянных дружин. Теперь положение дел изменилось. Быть всегда окруженным большой толпой избранных юношей (т. е. вышедших из знатных и более богатых родов) составляет гордость вождя в мирное время и защиту в военное, писал Тацит, указывавший, что «кормит» дружинников война и что поэтому этих людей легче убедить «получать раны, чем пахать землю», ибо они считают малодушием «приобретать потом то, что можно добыть кровью». С вождем дружинники были связаны уже не родством, а узами личного подчинения. Превращение временной власти вождя в постоянную ослабляло значение выборных лиц племени. В дружинах, указывал Энгельс, имелся уже «. зародыш упадка старинной народной свободы, и такую именно роль они сыграли во время переселения народов и после него» (Ф. Энгельс, Происхождение семьи, частной собственности и государства, стр. 149.). В связи с зарождением имущественного и социального неравенства среди германцев изменился и их политический строй. Хотя верховная власть продолжала принадлежать еще народному собранию, на которое собирались все свободные германцы-воины, значение этого собрания сильно уменьшилось. За ним сохранилось решение лишь наиболее важных дел — вопросов войны и мира, выбора военачальников, а также рассмотрение таких преступлений, которые наказывались смертью. К тому же все эти дела выносились на народное собрание знатью племени только после их предварительного обсуждения на совете старейшин. За простыми членами племени оставалось лишь право отвергать предложения старейшин «шумным ропотом» или же одобрять их, «потрясая оружием». Менее значительные дела на народном собрании не обсуждались вовсе, а решались, как писал Тацит, самостоятельно «первыми людьми племени». Маркс и Энгельс называли такое видоизменение прежних родовых порядков «военной демократией», поскольку сложившихся классов в то время еще не существовало, как не существовало и государства, которое бы стояло над народом, а войны были обычным и повседневным явлением (Ф. Энгельс, Происхождение семьи, частной собственности и государства, стр. 169—170.). Таким образом, в первые века нашей эры у древних германцев родовой строй вступил уже в период разложения. Развитие классовых отношений в обществе древних германцев было в значительной мере ускорено их соприкосновением с общественными порядками в поздней Римской империи IV—V вв. смотреть

ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ ДРЕВНИХ ЮЖНЫХ СЛАВЯН

Славянские племена, общественный строи и быт которых описываются в трудах писателей, живших в восточной части Римской империи, населяли огромную территорию от Лабы (Эльбы) до Северского Донца, Оки и Верхней Волги и от Балтийского поморья до Среднего и Нижнего Дуная и Черного моря. Многочисленные славянские племена образовали в дальнейшем три большие группы: восточных, западных и южных славян. В VI в. под именем венидов (венедов) упоминаются славянские племена, которые продвинулись на запад до реки Лабы (Альбиса, Эльбы), смешались здесь с местными племенами лугиев и положили начало образованию в дальнейшем племен поляков, полабских и поморских славян, составивших западную ветвь славянства. Под именем склавинов в VI в. были известны славянские племена, жившие по Среднему и Нижнему Дунаю и в Западном Прикарпатье. Часть из них вошла в западную группу славянства (чехи и словаки), другая же часть положила начало образованию южной группы славян, расселившихся затем на Балканском полуострове. Славянские племена антов составили ядро восточных славян (Об общественном строе западных и восточных славян см. в главах XIV и XV настоящего тома.). Основной отраслью хозяйства у славянских племен южной группы, как свидетельствуют письменные источники и данные археологии, являлось земледелие. В это время южнославянские племена применяли не только легкий плуг — рало, но и тяжелый плуг — с железным лемехом. Из других сельскохозяйственных орудий славян археологами найдены кирки, топоры, железные серпы и косы. Размол хлеба в то время производился вручную, при помощи жерновов. Наряду с земледелием южные славяне занимались и скотоводством, имели многочисленные стада. Некоторое значение в хозяйственной жизни славян сохраняли рыболовство, охота и бортничество. Развитие сельского хозяйства у южных славян, особенно пашенного земледелия, было бы невозможно без развития ремесел, в первую очередь обработки металлов и кузнечного дела. Археологические данные позволяют установить, что к VI—VII вв. у славян южной группы имелись искусные кузнецы, ювелиры, изготовлявшие бронзовые украшения с эмалью, и гончары, делавшие красивую глиняную посуду. Хозяйственной единицейу южных славян была семейная община, которая получила впоследствии название задруги. Такая патриархальная домашняя община с общим землевладением и совместной обработкой земли объединяла иногда несколько десятков человек, живущих вместе и сообща владевших всем имуществом. Из этой общины начиная с VI и особенно в VII в. развилась сельская община, для которой были характерны обработка земли отдельными семьями и первоначально периодический, а затем окончательный раздел пахотной земли между этими семьями. В VI в. у южных славян уже существовало рабство. Однако рабство у славян носило еще патриархальный характер. Они не держали военнопленных в «вечной» неволе, а по истечении известного срока отпускали их за выкуп на свободу или же предоставляли им право «оставаться там, где они находятся». Несколько соседних общин образовывали племя. Каждое племя занимало особый округ, который у южных славян назывался окупай. Политический строй славян в это время носил характер военной демократии. «Народ этот,— писал византийский историк Прокопий,— не управляется одним человеком, но исстари живет в демократии. Поэтому все, что для них полезно или вредно, они обсуждают сообща». Вместе с тем тот же Прокопий и другие историки писали о выделении у славян родовой аристократии, о появлении у них князей, стоявших во главе отдельных племен или же их союзов, о возникновении княжеских дружин. Следовательно, в VI в. южные славяне находились на последней стадии развития первобытно-общинного строя. У них уже начался процесс классообразования. Таков был общественный строй германцев и славян. Они выступили на историческую арену на рубеже двух эпох — античной (рабовладельческой) и средневековой (феодальной). Жившие под постоянной угрозой порабощения со стороны хищного рабовладельческого государства германские и славянские племена оказывались кровно заинтересованными в уничтожении рабовладельческого строя. смотреть

ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ ИНДСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

Сравнивая уровни развития и характер цивилизации в долине Инда с той рабовладельческой культурой, которая одновременно существовала в Египте и в долине Тигра и Евфрата, и находя их во многом сходными, исследователи обычно предполагают, что и общественный строй их должен был быть сходным, В пользу такой точки зрения можно привести веские соображения. Высокий уровень развития производительных сил, существование крупных городов — ремесленных и торговых центров, наличие письменности показывают, что общество далеко ушло от примитивности первобытнообщинного строя. Различия в уровне благоустройства жилых домов, а также разница между богатыми и бедными захоронениями свидетельствуют о значительном имущественном расслоении. Производство массы кирпича, строительство больших зданий и крепостных укреплений, сооружение канализационной системы и обслуживание ее, работы в огромных зернохранилищах и на пристанях и т.д. требовали большого количества рабочей силы, часть которой наверняка была подневольной. Однако по одним лишь памятникам материальной культуры не представляется возможным установить, какая это была часть и каковы конкретно были формы подневольной зависимости. Хорошо налаженная городская жизнь, которой могла руководить только сильная администрация, существование мощных цитаделей, господствующих над городом, говорят в пользу существования вполне сформировавшегося государства с развитым аппаратом управления. Наиболее вероятно существование городов-государств. Однако распространенность на столь большой территории однотипной материальной культуры дает основание думать, что поселения долины Инда были между собой связаны, а, возможно, в некоторые периоды их истории составляли и единое политическое целое. Однако все это лишь предположения (хотя и вероятные). Необходимо ждать новых открытий, особенно расшифровки письменности, чтобы высказанные предположения стали докаванными. смотреть

ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ МАКЕДОНСКОГО ЦАРСТВА

После длительной борьбы за власть над Македонией между полководцами Александра и их наследниками на македонском престоле утвердился внук Антигона Одноглавого Антигон Гонат. Он одержал в 227 г. до н. э. решительную победу над кельтскими племенами, вторгшимися на балканский полуостров. С этого времени вплоть до римского завоевания Македонией управляла династия Антигонидов. Македонским царям была подчинена часть Фракии, Фессалия, Халкидика; в ряде городов Греции стояли македонские гарнизоны(В течение некоторого времени с Македонией соперничало соседнее государство Эпир, выходившее на запад к Адриатическому морю и населенное, по-видимому, греками и иллирийцами, не входившими, однако, первоначально в круг эллинства по своей культуре. Короткое время, при царе Пирре (296—272 гг. до н.э.). Эпир был весьма значительной державой.). Однако на протяжении всего эллинистического периода македонским царям пришлось вести борьбу то с одиими, то с другими полисами Эллады, стремившимися к независимости. Цари владели значительными земельными территориями. Основные царские земли были расположены в завоеванных областях. Часть этих владений царь раздавал своим приближенным и воинам; леса и рудники принадлежали царю. В Македонии и ее владениях основывались новые города. Один из таких городов, основанный еще Кассандрой, Фессалоника, долгое время сохранял роль крупного экономического центра. Перестроена и украшена была столица Македонии Пелла. Новые города получали в свое распоряжение определенную земельную территорию. Политика македонских: царей по отношению к полисам, входившим в их владения, не отличалась существенно от политики эллинистических монархов: признавая в известной степени городское самоуправление, они стремились поставить города под свой контроль. В Фсссалопике находился правитель, посланный царем. В надписи из г. Верой (III в. до н.э.) об освобождении рабов указывается, что в случае, если кто-либо обратит в рабство освобожденных, он должен заплатить штраф: «за каждое тело» сто золотых (в пользу города) и еще сто — царю. Таким образом, правомочность сделки об освобождении гарантировалась и городом н царем — следовательно, подразумевается существование в городе представителей царской администрации, которые контролировали его внутреннюю жизнь. Даже в тех случаях, когда царь и полис заключали между собой договор и выступали как внешне равноправные стороны, фактически города исполняли волю царя. Македонские цари стремились насадить царские культы в зависимых от них полисах. Так, при заключении договора между царем и полисом Лисимахия граждане последнего клялись в соблюдении договора наряду с полисными божествами божеством судьбы царя (Филиппа V). Как и Селевкиды, македонские цари использовали форму письма (а не прямого приказа) городу для передачи своих распоряжений. Управление страной было сосредоточено в руках царя: исчезли прежние гетайры — товарищи царя, оказывавшие влияние на политику. Теперь ближайшие вельможи носили общеэллинистический титул «друзей», что было весьма почетно, но не давало носителям этого звания существенных прав. Однако пережитки древней племенной организации вес еще сохранялись и в III — II вв.: царю для занятия престола по-прежнему нужно было одобрение войска. Войско продолжало играть весьма значительную роль в Македонии. В войске служили македонские крестьяне в массе своей свободные. Современные исследователи полагают, что условия сельскохозяйственной жизни Македонии приближались к фракийским — а во Фракии в тот период основная масса земледельцев была организована в свободные территориальные общины; в таких общинах ужо существовало имущественное неравенство. Именно свободные македонские земледельцы, разоряясь из-за проникновения товарно-денежных отношений в деревню, поставляли контингенты македонских наемников в эллинистические государства. Нехватка рабочей силы из-за постоянных войн и переселений приводила к тому, что цари селили на македонских землях немакедонян: Полибий сообщает, что царь Филипп V поселил в Македонии фракийцев. В Македонии III — II вв. развивается рабовладение: имеются сведения о рабах, прислуживающих знати; в ужо упоминавшейся надписи из Берои речь идет об отпуске на волю за выкуп нескольких рабов с женами, детьми и имуществом. Таким образом, существовали рабы, имевшие семьи и некоторую хозяйственную самостоятельность. Мы не знаем, насколько распространена была эта форма эксплуатации, но при отсутствии крупных рабовладельческих хозяйств (которые не могли сложиться в условиях сравнительно отсталой македонской экономики) такое использование труда рабов не было, по всей вероятности, единичным случаем. Наивысшего могущества Македонское царство в элинистический период достигло в начале царствования Филиппа V (221 — 179 гг. до н.э), который проводил активную внешнюю политику. Филипп заключил союз с Антиохом III Селевкидом и захватил египетские владения в Малой Азии. Против него выступили Родос и Поргам, которые обратились за помощью к Риму. Рим успешно использовал противоречия между различными эллинистическими государствами для усиления своего влияния (кроме Пергама и Родоса союзниками римлян были также этолийцы в Балканской Греции). С 200 по 197 г. до н.э. длилась так называемая Вторая Македонская война (Первой войной считается конфликт между Филиппом V и Римом в конце III в. до н.э., когда Филипп заключил союз с Карфагеном против Рима. Но прямых военных действий между Римом и Македонией не происходило; римляно только оказали поддержку этолийцам в борьбе с Македонией). Филипп V потерпел поражение; он был лишен всех завоеванyых владений, передал Риму военный флот. Полностью уничтожили римляне Македонское царство в результате Третьей Македонской войны — с сыном Филиппа Персеем. Македония была разделена на четыре части (под римским контролем). Дольше всех на Балканском полуострове римлянам сопротивлялись фракийцы. Они составили основную силу антиримского восстания в Македонии и Фракии, поднятого в 149 — 148 гг. до н.э. фракийцем Андриском, выдававшим себя за Филиппа, сына последнего македонского царя Персея. Это восстание было подавлено римлянами при участии войска, посланного ахейскими городами и Пергамом. В 147 г. до н.э. Македония превратилась в римскую провинцию. смотреть

ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ ПАРФЯНСКОГО ЦАРСТВА

ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ ПЕРИОДА ЛЕ ГО

ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ (УСТРОЙСТВО)

— в теории конституционного права исторически конкретная система общественных отношений, т. е. организация общества, обусловленная определенным уровнем производства, распределения и обмена продуктов, характерными особенностями общественного сознания и традициями взаимодействия людей в разных сферах жизни. Охраняется государством и правом.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *