Изложение — письменный пересказ образцового прослушанного или прочитанного текста. Изложения и сочинения рассматриваются как наиболее действенные упражнения в развитии связной речи учеников. Наряду с другими видами работ в начальной школе они учат основным умениям работы с текстом, активизируют мыслительную и творческую деятельность.
Виды изложений
По отношению к объему исходного текста:
По отношению к содержанию:
По структуре исходного текста:
Начинать обучение изложению следует с повествовательного текста, имеющего ясный сюжет, близкий и понятный младшекласснику. В рассказе должно быть небольшое количество эпизодов.
В учебнике «Русский язык. 4 класс» есть несколько примеров упражнений с изложениями.
Работа над изложением во втором классе (с примером из учебника)
В один из золотых осенних дней собрались к отлету журавли. С восходом солнца высоко поднялись птицы.
Покружились они над родным болотом и потянулись в дальние теплые страны. С ясного неба слышны их прощальные голоса.
До свидания, до свидания, журавли!
(По И. Соколову-Микитову)
О ком и о чем говорится в тексте? Как его можно озаглавить? Выбери один из заголовков: «Золотые осенние дни», «Журавли летят», «Отлет журавлей». Какой заголовок ты выбрал и почему?
Когда собрались журавли к отлету?
Когда они полетели?
Как птицы прощались с родиной?
Как прощался с журавлями автор?
Методика «Прогнозирование содержания текста»
Проверка изложения
Во втором классе проверка работ должна носить обучающий характер. Чтобы дети не боялись, можно разрешить им писать карандашами. Если дети пишут ручками, при первой проверке учитель отмечает ошибки карандашом. Красного цвета быть не должно. На уроке рефлексии дети могут переписать текст с учетом исправлений, и только после этого выставляются отметки.
Можно ставить две отметки: за содержание и речевое оформление и за грамотность, или же одну — в целом за изложение. В школе должен быть единый стандарт. Учителя решают коллективно, сколько отметок ставится: одна или две.
«Современная профориентация педагогов и родителей, перспективы рынка труда и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
В лесу веселье. А берёзы плачут. Сок быстро течёт по всему белому стволу. Через поры коры он выступает наружу.
Люди считают сок берёз полезным и вкусным напитком. Они надрезают кору и пьют.
Дерево много отдало людям сока. Оно болеет. Некоторые берёзки засыхают и гибнут. Для них сок- всё равно, что для нас кровь.
Почему грустно берёзкам?
Почему люди надрезают кору у берёзы?
Отчего берёзы болеют и засыхают?
Для справок: наружу, считают, некоторые
Холодно. Мальчики пришли в парк. К веткам липы они прикрепили кормушку. Подлетели синички и воробьи. Они стали клевать крошки хлеба, кусочки сала. В стороне сидел снегирь. Борис разбросал на снегу семена. Снегирь подлетел и стал их клевать.
Куда отправились мальчики?
Как они решили помочь птицам?
Кто кормился у кормушки?
Кому разбросал семена Борис?
Для справок: холодно, прикрепил, подлетели, клевать, разбросал, сидел
Маленький медвежонок упал с обрыва. Он попал в сеть. Малыш жалобно стонал.
Стон услышал лесник. Он подбежал и освободил бедняжку. Медвежонка принесли домой и сделали укол.
Внучка лесника Машенька ухаживала за больным.
Скоро медвежонок поправился. Лесник отвёз его в лес.
1.Что случилось с маленьким медвежонком?
3.Кто ухаживал за больным?
4.Чем закончилась эта история?
Для справок:медвежонок, освободил, сделал, ухаживала, поправился
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДВ-376797
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Росприроднадзор призвал ввести в школах курс по экологии
Время чтения: 1 минута
Апробацию новых учебников по ОБЖ завершат к середине 2022 года
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор объявил сроки и формат ЕГЭ
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
НИУ ВШЭ откроет первую в России магистратуру по управлению низкоуглеродным развитием
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
«Современная профориентация педагогов и родителей, перспективы рынка труда и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Конспект урока русского языка в 3 классе.
Учитель:Иващенко Ольга Николаевна
1. формирование умения определять тему текста – повествования, озаглавливать текст;
2. профилактика трудностей, связанных с использованием типов связи и средств связи;
3. формирование умения определять единый временной план текста, абзацы текста;
4. профилактика трудностей, связанных с составлением плана и композицией повествования.
Цель: создание текста – повествования.
1.Оргмомент. Постановка целей и задач урока.
2.Знакомство с текстом.
Это случилось в начале лета. Мы возвращались с рыбалки. Тропинка шла лесом. Вдруг из травы выскочил зайчонок. Он сильно хромал. Мы поймали зайчишку и принесли домой. Назвали его Яшкой. Наложили зайчику на перелом две маленькие шины и забинтовали лапку. Налили мы в бутылочку с соской молока и накормили беднягу. Вскоре лапка у зайчика срослась, и мы сняли повязку. В конце лета мы отпустили своего любимца на волю и пожелали счастливого пути.
Уч. – Прочитайте текст на карточке. Вам он понравился? Чем? Определите тему текста. Как его можно озаглавить?
Д.1 – Текст мне понравился тем, что зайчик выздоровел и убежал в лес. Всё закончилось благополучно. Тема текста – спасение больного зверька. Можно озаглавить – Найдёныш.
Д.2 – Понравился. Потому что история имеет счастливый конец. Можно озаглавить – Спасённый Яшка.
3.Профилактическая работа по устранению трудностей, связанных с использованием лексических средств связи в тексте.
Уч.– П рочитайте текст ещё раз. Подчеркните глаголы и определите время. Что вы заметили? Как вы думаете, случайно автор употребляет глаголы в одном времени?
связываются между собой.
На доске появляется схема.
Уч. – Какие слова – помощники помогают нам осуществлять цепную связь?
Д.- Местоимения и синонимы.
Проверка осуществляется по «цепочке», если ученик называет слово – помощник неправильно, другие учащиеся поправляют его.
Уч. – Какие ёщё слова – помощники мы можем использовать? Как они называются?
Уч. – Как вы думаете, почему в тексте с цепной связью слова заменяются на близкие по значению и на слова – помощники?
4. Орфографическая подготовка. Выделение орфограмм в тексте.
г) другие орфограммы: возвращались, Яшка, счастливого.
5. Составление плана текста.
Уч. – Из каких частей состоит текст – повествование? Как называется каждая часть? Разделите текст на смысловые части. Сколько получилось частей?
Уч. – С какой целью написана первая часть? Как бы вы озаглавили эту часть?
Д.- Первая часть завязывает действие, даёт толчок. Это завязка действия.
1.Возвращение домой после рыбалки. (Находка. Встреча с больным зайчонком.)
Уч. – Какова микротема второй части? Как бы вы озаглавили эту часть?
Д. – 3. Зайчик на воле. ( Прощание с другом.)
Д. – Люди начинают лечить зайчика и заботиться о нём. Эта часть – развитие действия и кульминация. А когда они вылечили зайца, отпускают его на волю. Эта часть – развязка.
Уч. – Вспомните, глядя на план текста, о чём рассказывается в тексте.
1.Встреча с больным зайчонком.
6. Ниписание изложения.
7.Самопроверка написанного текста. Зачитывание 2 – 3 работ детей (по желанию).
8. Подведение итога урока.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
«Современная профориентация педагогов и родителей, перспективы рынка труда и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
По программе «Школа России»
Изложение «Необычная операция»
Цель: обучение письменному пересказу текста повествования.
развивать умение отличать текст описание от других типов текстов;
совершенствовать навык определения частей текста: вступления, основной части, заключения; определение момента кульминации события, ее завязки и развязки;
формировать умение связно передавать содержание текста письменно, умело используя связь предложений цепочкой и параллельную связь;
закрепить навык обозначения красной строки каждой части текста.
l.Этап постановки целей и задач
— Сегодня на уроке развития речи мы будем работать с текстом. Познакомимся с ним, представим, о чем в нем говорится и письменно передадим его содержание.
— Что мы должны знать и уметь, чтобы справиться с этой работой? (Мы должны знать, что такое текст; его части; как строить предложения и соединять их друг с другом. Надо уметь озаглавить каждую часть и составить план текста; выбрать трудные для написания слова.)
— Ребята, скажите, что такое текст? (Текст – это несколько предложений, связанных между собой определенной темой.)
— Скажите, какую структуру имеет текст? (Текст состоит из нескольких частей: вступления, основной части, заключения. Каждая часть пишется с красной строки.)
— Как называется самый острый момент текста? ( Кульминация.)
— Как в тексте связываются предложения? (Предложения могут связываться цепной или параллельной связью.)
Текст по частям читает учитель. (Первичное восприятие текста детьми на слух.)
— Пронаблюдаем, из скольких частей состоит текст.
1. Прочитать только первый абзац и остановиться, будто это конец.
Это произошло в Антарктиде. На научной станции работала группа ученых. Среди них был молодой врач Леонид Рогозов. Леониду очень нравилась суровая жизнь зимовщиков. Но работы для него на станции не находилось. Никто не болел…
— Это текст? (Это не текст.)
_ Почему нет? (Мы узнали, о ком говорится и где происходят события, а что произошло, не сообщается.)
— А почему в этом месте можно остановиться? ( Это начало текста – вступление. )
2. Прочтение второго абзаца. Остановка.
Однажды Леонид почувствовал сильные боли в животе. Нужна была срочная операция. Но кто ему ее сделает? Врач прекрасно понимал опасность положения. В подготовке операции участвовали все сотрудники станции. Леониду приходилось делать все, глядя в зеркало.
— Это весь текст? (Нет. Это основная часть. )
— Хочется узнать чем закончилась операция? Слушаем заключительную часть.
3. Прочтение третьего абзаца.
— Понравился вам рассказ, чем или почему? (Рассказ просто удивительный, нам очень понравился. Мы как будто оказались в этом событии и нам пришлось переживать. )
— Что сделало текст таким увлекательным, острым? (В тексте описана особенная, чрезвычайная ситуация, когда врач сам себе делает операцию)
— Как называется самый напряженный момент в тексте? (Кульминация.)
— Что значит озаглавить текст? (Озаглавить текст – значит кратко назвать его тему или основную мысль.)
— Теперь прочитайте текст самостоятельно и подумайте, какой заголовок ему подойдет.
— Какие предлагаете названия? ( Смелый врач. Срочная помощь. Операция в Антарктиде.)
— Предлагаю обсудить такие заголовки:
— Подойдут ли они? (Нет.)
— Почему нет? (В тексте другая тема. Не об Антарктиде, это действие происходит там, из-за этого и возникает своеобразие ситуации. И не просто о враче рассказ. Тема текста – операция и причина ее необычности.)
— Совершенно верно, рассказ так и называется: «Необычная операция»
V.Составление плана. Определение связи предложений в тексте
— Озаглавьте вступление. ( Станция в Антарктиде. )
— Прочитайте следующую часть. Определите вид связи предложений. ( В этой части связь предложений не по цепочке, а параллельная.)
— Озаглавьте эту часть. ( Срочная операция. )
— Прочитайте последнюю часть. Какая в ней связь между предложениями? (В этой части связь предложений цепочкой.)
— Как озаглавите последнюю часть? ( Успех.)
— Верно, поэтому никто не болел. Это и есть завязка сюжета. Обязательно передайте этот момент в своем изложении.
— Какова же развязка события? ( Молодому врачу самому пришлось делать себе операцию. Помогали ему в проведении операции все сотрудники станции. Леонид Рогозов спас себя сам.)
— На следующем этапе подготовки обратим внимание на орфографические трудности написания слов в тексте.
1) Слова для выноса на доску из первой части : Антарктида ученые никто зимовщики
— Слово «станция» присутствует в плане, но важно обратить внимание на его склонение:
2) Слова для выноса на доску из второй части:
Однажды почувствовал прекрасно сотрудники
— Слово «операция» присутствует в названии и склоняется так же, как слово «станция»:
3) Слова для выноса на доску из третьей части: блестяще
Vll.Самостоятельная работа: написание изложения
1) – Сейчас попробуйте проговорить эту историю про себя. Сдайте листочки и переходите к работе в тетради. Опирайтесь на план. Не забудьте начинать каждую часть с красной строки. Используйте выписанные на доску слова.
2) – Кто написал текст, начинайте проверку. ( По желанию можете взять листочки с текстом.)
— Что вы скажете о своей работе? Что получилось, что оказалось труднее?
Дети берут карточки и молча, только глазами, читают текст.
Текст-это несколько предложений, связанных по смыслу и объединённых одной темой.
Дети отвечают на вопросы.
Дети выбирают заголовок.
Дети записывают план к себе в тетради.
Дети выбирают в тексте слова.
Дети утром рано встали, За грибами в лес пошли.
Дети выполняют движения вместе с учителем.
— Кто может самостоятельно пересказать первый абзац текста?
— Кто может самостоятельно пересказать второй абзац текста?
— Кто может самостоятельно пересказать третий абзац текста?
— Кто хочет ещё раз самостоятельно проговорить текст?
Ребёнок пересказывает текст – первый абзац.
Ребёнок пересказывает текст – второй абзац.
Ребёнок пересказывает текст – третий абзац.
Ребёнок проговаривает текст по плану.
Дети пишут изложение.
-Можно ли связать текст с эпиграфом к уроку? Чему учит рассказ?
Дети рассказывают стихи.
Я думаю, что Пришвин хотел показать (что?)….
Благодаря автору мы увидели(что?)…
Он призывает нас быть (какими?)…
И тогда природа(что сделает?)….
Ребята,у которых есть …..карточки должны будут дополнить изложения
Ответами на эти вопросы.
У вас на партах лежат разного цвета карточки –помощницы.
— А теперь убираем тексты и пишем. Удачи.
— Те, кто справился с заданием, прочитайте свой текст.
— Что мы делали на сегодняшнем уроке?
-Мне было интересно…
Выбранный для просмотра документ изложение 3 класс.pptx
Описание презентации по отдельным слайдам:
Цели урока: 1.Развивать умение передавать содержание текста по коллективно составленному плану. 2.Развивать орфографическую зоркость. 3.Развивать речь, память, логическое и образное мышление, интерес к русскому языку.
«Лес открывается только тем, кто умеет быть внимательным к его существам» М.Пришвин.
Загадка Вдоль лесных дорожек, много белых ножек. В шляпках разноцветных, Издали-приметных Собирай, не мешкай это …….
Сыроежка – вид съедобных грибов.
Найди текст Учебник «Русский язык» стр.70 № 129
Прочитайте текст. Лесная полянка. Посередине две берёзки. Рядом в зелёном брусничнике красная сыроежка. Сыроежка была такая огромная и такая старая. Края загнулись вверх. Она напоминала большую тарелку, наполненную водой. Вдруг с берёзы слетела серая птичка, села на край сыроежки. Птичка носиком – тюк! – в воду. Попила водички и полетела на берёзу.
Брусничник – место где растёт брусника.
Где происходит событие?
Лесная полянка. Посередине две березки.
Где росла сыроежка?
Рядом в зеленом брусничнике красная сыроежка.
Какая была сыроежка?
Сыроежка была такая огромная и такая старая. Края загнулись вверх.
На что она была похожа?
Она напоминала тарелку, наполненную водой.
Что делала птичка на краю сыроежки?
Вдруг с березы слетела серая птичка. Попила водички и полетела на березу
Работа в паре. Выбери наиболее удачный заголовок: На лесной полянке. Про сыроежку. Удивительная сыроежка. Лесная тарелка.
План. 1.Сыроежка на полянке. 2.Большая тарелка с водой. 3.Питье для птички.
Подбери из текста глаголы к существительным: Березки(что делали?) ………….. Края гриба(что сделали?)……….. Птичка(что сделала?)……, ……, ……. ……….
Подбери из текста глаголы к существительным: Березки(что делали?) росли. Края гриба(что сделали?) загнулись. Птичка(что сделала?) слетела, села, попила, полетела.
Творческое задание. Продолжи высказывания: Я думаю, что М. Пришвин хотел показать(что?)………… Благодаря автору мы увидели(что?)……. Он призывает нас быть(какими?)….. И тогда природа(что сделает?)………
Проверьте написанный текст. Вы молодцы!
Выбранный для просмотра документ стихи к уроку..docx
Осторожней, не порвите
Дело в том, что я знаком
С этим быстрым пауком.
Свой сачок оставьте дома;
Мотылек — он мой знакомый.
А сердитый этот жук —
Мой надежный старый друг.
В речке тоже не удите.
Вон плывет она, глядите,
С острым красным плавником.
Я прекрасно с ней знаком.
Барабанит гулко дятел.
И щебечет часто-часто
И береза мне знакома,
Мне не надо уголка.
Словно сказочной книги страница
Лес открылся, листвою звеня.
Понимаю и зверя и птицу,
И они понимают меня.
Может быть, на тропинках звериных
В непроглядной лесной глубине
Вдруг избушка на ножках куриных
Неожиданно встретится мне.
Может, в этом краю, ненароком,
Избегая проезжих дорог,
Заблестит подрумяненным боком
Средь высокой травы колобок.
И нельзя мне в лесу заблудиться,
Хоть брожу от людей вдалеке.
Потому что и звери и птицы
На родном говорят языке.
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь — мы свои!
Автор: С. Погорельский
Над поляной дождь промчался, К сыроежке В плен попался… И летят букашки в спешке За водою к сыроежке. В. Шульжик
*** Сморчок, сморчок, От рожденья старичок. Вырос на опушке. Шапка на макушке. Дунул ветер … и сморчок Повалился на бочок, Весь в морщинах – Старичина! А. Прокофьев
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-321687
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Рособрнадзор объявил сроки и формат ЕГЭ
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
ЕГЭ в 2022 году пройдет в доковидном формате
Время чтения: 1 минута
Госдума приняла закон об использовании онлайн-ресурсов в школах
Время чтения: 2 минуты
Онлайн-конференция о профориентации и перспективах рынка труда
Время чтения: 3 минуты
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.