Что такое обучающие системы

Большой обзор LMS-систем: виды, поставщики и реальный кейс внедрения

LMS (Learning Management System) или система управления обучением — это софт, который позволяет вам создавать онлайн-курсы, управлять ими и обучать людей, предоставляя пользователям доступ к материалам, тестам и т.д.

Как социальные сети, которые позволяют вам управлять профилем, выкладывать фотографии и общаться, LMS позволяют вам управлять процессом образования. Вы можете открывать доступ к обучающему контенту в нужном вам порядке, проверять и отслеживать знания учеников и даже самостоятельно создавать критерии для оценивания результатов.

Если вы еще ни разу не использовали систему управления обучением, то сейчас самое время узнать об этом инструменте. Многие программные решения LMS реализованы на самых известных и успешных предприятиях по всему миру. Как правило, в рамках корпоративного обучения.

Дело в том, что эти системы не просто новый тренд, а инструмент, позволяющий увеличить прибыль, сэкономить время и сделать жизнь руководства и сотрудников чуть легче.

Можно выделить два основных вида таких систем: серверные и облачные. Давайте разбираться, чем они отличаются.

Серверная LMS устанавливается на сервер владельца и работает с пользователями через Браузер. Это самый первый вид LMS, который возник в университетах и до сих пор пользуется у них спросом. Также его выбирают владельцы больших корпораций, которым важен полный контроль над системой и информационная безопасность.

Недостатками серверных систем дистанционного обучения являются затраты на приобретение сервера, программного обеспечения и администрирования.

Облачные решения — самый распространенный вид платформ для дистанционного обучения. Из-за простоты и легкости в использовании их выбирают как владельцы частных онлайн-школ, так и руководители компаний для улучшения корпоративного обучения. При таком подходе нет необходимости в приобретении и администрировании сервера, поскольку весь контент хранится «в облаке», а вы просто оплачиваете его аренду.

На рынке есть как готовые программные продукты, так и системы, которые можно дорабатывать, добавляя новые функции, исходя из целей и специфики обучения. Пользуясь готовыми решениями придется подстраиваться под их возможности, брать во внимание имеющиеся ограничения и следовать стандартам. Поэтому большинство фирм и учебных заведений все чаще принимают решение о внедрении системы с открытым исходным кодом.

LMS и СДО понятия хоть и схожие, но небольшие различия имеются. Давайте разберемся подробнее.

LMS или Система управления обучением — приложение для администрирования учебных курсов в рамках взаимодействия между преподавателями и обучающимися между собой на расстоянии. Это программное решение необходимо для планирования и управления всеми учебными мероприятиями в организации.

Цель — управление процессом обучения, отслеживание прогресса изучения материалов и развития учащихся по всем типам мероприятий.

Частым заблуждением является то, что LMS подразумевает только дистанционное обучение. Это не так, она помогает организовать все формы обучения: очную, дистанционную, индивидуальную и групповую. Это осуществимо благодаря тому, что с помощью LMS можно организовывать различные формы коммуникации. Например: онлайн-трансляции, форумы, чаты и рассылки.

СДО или Система дистанционного обучения — совокупность организационных, телекоммуникационных и педагогических ресурсов, обеспечивающих вовлеченность в создание и практическое осуществление образовательных программ с использованием технологии дистанционного обучения (ДО).

ДО — процесс взаимодействия преподавателя и учащихся между собой на расстоянии, содержащий все присущие учебному процессу компоненты:

Цель СДО — систематизация и организация взаимодействия преподавателей и учащихся посредством интернет-технологий.

Важным фактом является то, что дистанционное обучение исключает очные форматы, отсюда и нюанс в значениях. Потому что LMS позволяет проводить курсы не только удалённо, но и офлайн.

Теперь, когда вы понимаете, что такое система управления обучением, мы хотим познакомить вас с наиболее популярными LMS системами и рассказать об их основных преимуществах и недостатках.

Облачный сервис для организации дистанционного обучения с конструктором тестов и опросов, встроенной вебинарной платформой и инструментами мотивации. eTutorium отлично подходит для проведения вебинаров, совещаний, тренингов и других форм обучения.

Плюсы: бесплатный тестовый доступ в течение 14 дней, понятный интерфейс, встроенные инструменты геймификации, подробная аналитика.

Минусы: не поддерживает SCORM – пакеты, отсутствие широкого пакета интеграций

Это облачная LMS с простым и понятным интерфейсом, которая позволяет быстро запустить дистанционный курс и тестирование обучающихся. Поддерживает все виды учебных материалов, вебинары и статистику. Есть редактор курсов и удобное приложение, которое позволяет учиться прямо со своего смартфона.

Плюсы: неограниченное пространство для хранения, сертификаты для печати.

Минусы: нет возможности самостоятельной кастомизации, ограниченное количество типов пользователей, отсутствие коробочной версии.

Платформа создана с целью создания и продажи онлайн-курсов. Доступна на двух языках – английском и русском. Став пользователем системы, вы можете проводить вебинары, автоматизировать маркетинговые кампании, вовлекать учеников с помощью геймификации, проверять домашние задания и многое другое.

Плюсы: есть бесплатный тестовый период, подойдет для бизнеса в сфере фитнеса и ЗОЖ, т.к. имеет специализированные модули для тренировок, марафонов, планов питания и рецептов.

Минусы: не подходит для корпоративного обучения, отсутствует регистрация учеников через Google и соцсети. Нет возможности создать сертификат о прохождении курса.

Платформа для проведения семинаров, тренингов, курсов, очных и онлайн-занятий. Все модули в GetCourse связаны между собой, поэтому нет необходимости импортировать данные в другие сервисы и платить за каждый из них по отдельности.

Плюсы: бесплатный тестовый доступ, встроенный функционал для продаж.

Минусы: высокие тарифы, сложный интерфейс

Источник

обучающая система

Тематики

Смотреть что такое «обучающая система» в других словарях:

ОБУЧАЮЩАЯ СИСТЕМА АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ — ОБУЧАЮЩАЯ СИСТЕМА АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ. См. автоматизированная обучающая система … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

Автоматизированная обучающая система — комплекс программно технических и учебно методических средств, обеспечивающих активную учебную деятельность: обучение конкретным знаниям; проверку ответов учащихся; возможность подсказки; привлекательность изучаемого материала. Синонимы: АОС См.… … Финансовый словарь

Автоматизированная обучающая система — Структурная схема автоматизированной обучающей системы Автоматизированная информационная система военного назначения, предназначенная для автоматизации процесса подготовки специалистов с участием или без участия преподавателя и обеспечивающая… … Энциклопедия РВСН

АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ ОБУЧАЮЩАЯ СИСТЕМА (АОС) — АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ ОБУЧАЮЩАЯ СИСТЕМА (АОС). Взаимосвязанный комплекс технического, программного обеспечения на базе компьютера, предназначенный для автоматизации и индивидуализации обучения. Лингвистическое и программное обеспечение А. о. с. –… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ ОБУЧАЮЩАЯ СИСТЕМА (АОС) — см. Программированное обучение. Большой психологический словарь. М.: Прайм ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003 … Большая психологическая энциклопедия

ЭКСПЕРТНАЯ ОБУЧАЮЩАЯ СИСТЕМА — (ЭОС) обучающая программная система; являясь средством представления знаний, способна в рамках диалога с пользователем объяснить ход рассуждений при решении задачи в виде, понятном обучаемому. ЭОС обеспечивает: пояснения к стратегии и тактике… … Профессиональное образование. Словарь

Автоматизированная обучающая система (АОС) — комплекс технического, учебно методического, лингвистического, программного и организационного обеспечений на базе ЭВМ, предназначенный для индивидуализации обучения. С помощью АОС осуществляют: 1. выявление исходного уровня знаний, умений … Педагогический терминологический словарь

АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ ОБУЧАЮЩАЯ СИСТЕМА — (AOQ система, представляющая собой комплекс технического, учебно методического, лингвистического, программного и организационного обеспечения на компьютерной основе, предназначенная для индивидуализации обучения. Функции АОС: а) выявление… … Профессиональное образование. Словарь

автоматизированная обучающая система — комплекс электронно вычислительных технических предназначенных для компьютерного (дистанционного, дистантного) обучения учебным дисциплинам … Толковый переводоведческий словарь

АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ ОБУЧАЮЩАЯ СИСТЕМА — (АОС), комплекс техн., уч. метод., лингвистич., программного и организац. обеспечении на базе ЭВМ предназначенный для индивидуализации обучения. С помощью АОС осуществляют: 1) выявление исходного уровня знаний, умений и навыков учащихся, их… … Российская педагогическая энциклопедия

Источник

Что такое обучающие системы

Современное общество находится на таком уровне развития, когда уже необходимо отходить от обучения как заучивания фактов. Следует использовать инновационные технологии с целью донесения необходимого материала до обучающихся. Становится очевидным необходимость изменения подхода к процессу образования. Нужно вносить инструментальные технологии и интерактивность в обучение [3]. Следует обучать находить информацию, понимать её и правильно обрабатывать. Эффективным решением может стать использование обучающих систем, которые в последнее время очень активно развиваются и внедряются в высшие учебные заведения [2].

Обучающие системы – это программные средства профессиональной подготовки обучающихся, состоящие из электронных учебников и набора специализированных тренажеров. Обучающие системы – это одно из наиболее эффективных средств интенсификации обучения при повышении квалификации специалистов, изучении языка, освоении предметной области, темы и др. Системы позволяют в оригинальной методической форме выработать у обучаемых необходимые навыки и умения, а также закрепить лекционный материал.

Стандартный функционал обучающей системы, как правило, содержит 2 режима: обучение и экзамен [1].

Режим обучение состоит из ряда независимо функционирующих тем обучения. Каждая тема может включать в себя цветные наглядные рисунки, схемы с элементами мультипликации, текстовый теоретический материал, контрольные вопросы и учебно-тренировочные задачи. Все темы обучения работают в следующих режимах:

1. Входного контроля, включающего опрос обучаемого по данной теме и теоретическое обучение с помощью текстовой информации.

2. Тренировки, обеспечивающий демонстрацию работы отдельных систем.

3. Контроля, в котором обучаемый самостоятельно выбирает порядок действий по выполнению задачи.

4. Подсказки (при контроле знаний) с указанием на очередное правильное действие при решении задачи.

5. Фиксации ошибок, позволяющий накапливать допущенные обучаемым ошибки при входном контроле и решении задач, входящих в тему обучения, а также выводить их на печать с указанием имени обучаемого, названий выполненных задач, количества ошибок и подсказок.

Режим экзамен включает в себя контрольные вопросы. После ответа на предлагаемые контрольные вопросы печатается протокол экзамена с указанием даты, имени экзаменуемого, количества вопросов и неправильных ответов. Данная статистика позволяет понять, над какими темами стоит поработать экзаменуемому. В каких разделах необходимо поправить материал, если ошибка носит систематический характер у большего количества экзаменуемых.

При работе в электронной среде обучаемый имеет основную цель – получение качественных знаний, навыков, умений, а обучающая система поддерживает и помогает ему в достижении этой цели [2]. Преподавателю инновационные технологии дают возможность реализовывать свои собственные методические приемы и свой творческий стиль работы.

Источник

Характеристики обучающих систем

Что такое обучающие системы. Смотреть фото Что такое обучающие системы. Смотреть картинку Что такое обучающие системы. Картинка про Что такое обучающие системы. Фото Что такое обучающие системы

Рубрика: 3. Система образования

Дата публикации: 25.02.2017

Статья просмотрена: 1183 раза

Библиографическое описание:

Данилов, О. Е. Характеристики обучающих систем / О. Е. Данилов. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2017 г.). — Самара : ООО «Издательство АСГАРД», 2017. — С. 27-29. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/212/11968/ (дата обращения: 15.12.2021).

Рассмотрен подход к обучающим системам, заключающийся в рассмотрении их с точки зрения организационных систем. Такой анализ полезен, если необходимо выяснить принципы управления такими системами.

Ключевые слова: обучающийся, обучающая система, преподаватель, система «преподаватель — обучающийся»

Под обучающей системой иногда понимают аппаратно-программный комплекс, предназначенный для обучения [1]. Однако этим термином, наверное, правильнее было бы обозначать любые системы, имеющие обучающее назначение. Такое определение подходит и для всей системы образования в целом, и для отдельных учебных заведений, и для систем «преподаватель — обучающийся». Считается, что основная задача обучающей системы состоит в эффективной передаче знаний, которая зависит, в свою очередь, от степени подготовленности обучающихся и их способности усваивать полученную информацию. Различают автономные и сетевые обучающие системы.

В соответствии с положениями теории организации обучающая система может рассматриваться как любая организационная система, и, как объект управления, характеризуется рядом свойств, которые определяют принципы управления такой системой. Рассмотрим некоторые из них.

Сложность. Обучающие системы обычно представляют собой сложные системы, состоящие из подсистем с большим числом элементов и изменчивых связей между ними.

Нестационарностъ. Взаимодействие между подсистемами обучающей системы и внешней средой характеризуется изменчивостью.

Многомерность. Обучающие системы обладают большим числом входов и выходов, а для описания их поведения необходимо учитывать большое количество параметров.

Нелинейность. Зависимости между факторами регуляции поведения и состояниями обучающей системы невозможно представить в аналитическом виде.

Инерционность. Между подачей управляющего воздействия на вход обучающей системы и выходным откликом проходит определенное время, которое иногда может быть очень большим.

Целенаправленность. Важной чертой обучающих систем является активный целенаправленный характер их функционирования. Причем цели подсистем и системы в целом могут не совпадать, что может вызвать их конфликт. Целенаправленность здесь понимается как тенденция, направленная на достижение системой некоторого состояния, либо на усиления (сохранение) некоторого процесса. При этом система оказывается способной противостоять внешнему воздействию, а также использовать внешнюю среду и случайные события.

Неопределенность. Следствием целенаправленности системы является выбор поведения. Сложные системы обладают способностью к выбору поведения, и, следовательно, однозначно предсказать результат их действия невозможно ни при каком априорном знании свойств системы и ситуации. Из-за постоянного изменения структуры и элементов, а также развития самой системы и наличия активных факторов, влияющих на ее поведение, в нее вносится неопределенность.

Открытость. Это свойство, обладая которым система имеет возможность непрерывно обмениваться информацией с окружающей средой. Также открытость может проявляться в возможности системы управлять своими ресурсами. В результате открытые обучающие системы могут изменять свои функции и структуру.

Самоорганизация. Самоорганизующееся поведение обучающих систем заключается в том, что реакция обучающей системы определяется главным образом не внешними факторами, а ее структурой и связями. Иными словами, система без внешнего воздействия может формировать свою временную и функциональную структуру. Внешняя среда выступает лишь катализатором изменений внутренних состояний, которые реализуются рекурсивно (изменения происходят на основе принципа структурно-функционального единства).

Структура обучающей системы сама является самоорганизующейся системой в виде замкнутой сети операций. Ее функционирование осуществляется автономно и направлено на поддержку этой автономии. Постоянство структуры свойственно только для относительно простых обучающих систем. В сложных системах необходимо учитывать изменения их структур. При этом система может функционировать, не только уменьшая неблагоприятные изменения, но и увеличивая благоприятные с помощью положительной обратной связи.

Свойства активности, открытости и самоорганизации обусловливают поведение обучающей системы, существенно отличающее их от технических систем.

В теории организационных систем принципом их построения является требование наибольшей эффективности управления. Для этого управление направлено на установление четких взаимосвязей между отдельными подсистемами, на распределение между ними прав и ответственности. Это позволяет системе взаимодействовать с внешней средой, реагировать на ее изменения, распределять и направлять внутренние ресурсы на достижение целей. При этом под системой управления понимают упорядоченную совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие системы как единого целого.

В саморазвивающихся системах структура непрерывно меняется. В процессе организации структура упорядочивается, усложняется, включаются новые связи и развиваются существующие связи. В процессе дезорганизации связи нарушаются, ослабевают, целостность системы нарушается.

Источник

LmsList.ru

Системы Дистанционного Обучения

Что такое электронное обучение?

На нашем сайте мы много говорим про LMS, конструкторы курсов и технологии дистанционного обучения. Все они являются инструментами электронного обучения или eLearning. В этой статье мы поговорим о самой концепции электронного обучения, рассмотрим из чего оно состоит и выделим плюсы и минусы.

Так кто организует электронное обучение и с какими целями? Давайте это выясним.

Кто использует электронное обучение?

Средства электронного обучения

Любое электронное обучение состоит из трех компонентов: инструмент обучения, объект обучения и платформа обучения.

Инструментом выступает компьютер, и не обязательно громоздкий настольный вариант. Учиться можно и со смартфонов и планшетов. Мобильное обучение особенно удобно, так как позволяет проходить курсы в любое время и в любом месте.

Объектом обучения является электронный курс, и представлен он может быть по-разному. Виды контента мы подробнее рассматриваем ниже.

Платформа обучения — место, где пользователь проходит курсы. Обычно это сайт в интернете, но может быть и специализированная система. Обзор наиболее популярных коммерческих и бесплатных систем мы публиковали ранее.

Теперь мы подробнее остановимся на двух реалиях, которые часто встречаются в наших статьях: инструменты создания курсов и системы дистанционного обучения.

Редакторы курсов

Редакторы курсов (Authoring Tools) — это конструкторы электронных курсов, с помощью которых можно создать eLearning контент — слайдовые курсы, тесты, скринкасты, вебинары, видеокурсы, тренажеры. Поэтому программ создания курсов тоже немало, и каждая лучше подходит для конкретных целей. Например, если вы планируете вести образовательный видеоблог на YouTube, то вам подойдет программа для записи скринкастов.

Есть и комплексные инструменты для создания учебного контента, состоящие из нескольких конструкторов. В таких программах можно делать тесты, записывать видео, составлять слайдовые курсы и готовить тренажеры. На нашем сайте есть подробный обзор этих программ с разбором возможностей и целей.

Системы дистанционного обучения

Системы дистанционного обучения (СДО или LMS) — это платформы, которые позволяют организовать электронное обучение внутри организации. Внедрение СДО непростое и состоит из нескольких этапов:

Такие системы применяются как в компаниях, так и в образовательных учреждениях. Сегодня таких систем десятки, и каждая различается предлагаемыми функциями и ценой. Если вы хотите внедрить такую систему себе, вам помогут наши обзоры самых популярных платных и бесплатных СДО в России.

Технологии электронного обучения

Выше мы уже упомянули, что видов электронных курсов много. В этом блоке мы остановимся на видах контента и рассмотрим каждый более подробно.

Тесты

Тест — самый простой способ проверить знания. Однако бумажные бланки долго и неудобно проверять, и есть вероятность ошибки при сканировании (как, например, случилось в этом году при сдаче ЕГЭ). Здесь электронные тесты преуспевают: текстовый файл не отсканируется с ошибкой.

Есть и специализированные системы, позволяющие создавать уникальные бланки и собирать статистику тестов. В основном такими системами пользуются образовательные и государственные учреждения.

Пример электронного теста, сделанного в современном редакторе

Скринкасты

Скринкаст — видео с записью экрана, записанный с целью обучить пользователя чему-то, что можно продемонстрировать. Такой формат подходит для обучения работе в сложной программе, например, Adobe Photoshop. Читайте наш обзор программ для записи скринкастов, если этот формат вас заинтересовал.

Скринкаст по созданию курсов с записью экрана

Вебинары

Вебинары — трансляция записи экрана с видеокамерой. В отличие от уже записанного скринкаста, вебинар транслируется в реальном времени, поэтому больше похож на традиционный классный урок. Плюс этого формата в том, что во время трансляции зрители могут задать вопрос эксперту и тут же получить ответ. Вебинары не требуют установки дополнительного ПО, так как проводятся на специальных веб-площадках. О том, как выбрать подходящую вам площадку для вебинара, вы узнаете из нашего обзора.


Вебинар с бизнес-тренером Брайаном Трейси

Видеокурсы

Как и скринкаст, видеокурс записывается с целью показать что-то, что можно продемонстрировать. Но в отличие от скринкаста, такой курс может включать в себя видео и графические вставки, а также дополнительные эффекты: приближение, фильтры, переходы между видео и слайдами и т.д. В Camtasia такой курс не подготовить: нужен профессиональный видеоредактор.

Видеокурсов особенно много в открытом доступе на YouTube. Например, автор этого видео учит, как создать логотип:

https://www.youtube.com/watch?v=0fL6iiJAUEMКак создать логотип в Adobe Illustrator

Диалоговые тренажеры

Диалоговые тренажеры — это интерактивные уроки с виртуальными персонажами, которые задают вопросы пользователю и проявляют различные реакции в зависимости от выбранного ответа. Это позволяет разыграть реальные ситуации, вроде общение продавца с клиентом в автомобильном салоне, в безопасной обстановке. Таким образом пользователь учится решать конфликты, управлять подчиненными и взаимодействовать с клиентами.

Диалоговый тренажер, сделанный в iSpring Suite

Слайдовые курсы

Слайдовые курсы — полноценные уроки, позволяющие не только обучить, но и проверить экзаменуемого. Такой курс может включать в себя как текст с графиками, так и тесты или диалоговые тренажеры. Например, есть электронные экзамены, которые сертифицируют специалистов перед использованием сложного оборудования. Слайдовые курсы создаются в программах вроде iSpring Suite, Adobe Captivate, Articulate 360 и CourseLab, которые мы рассмотрели в этом обзоре.

Пример слайдового курса

VR-тренажеры

VR тренажер для сотрудников РЖД

Плюсы и минусы электронного обучения

Электронное обучение продолжает развиваться, и сейчас возможности значительно шире, чем 10 лет назад. Формат онлайн-курсов набрал популярность, особенно в бизнесе, а VR и AR технологии стали применяться в обучении в качестве тренажеров.

Но в чем причина успеха eLearning? Чтобы понять это, давайте рассмотрим преимущества и недостатоки электронного обучения.

Плюсы электронного обучения

Минусы электронного обучения

Перспективы электронного обучения

Будущие возможности eLearning напрямую зависят от развития новых технологий. Согласно исследованию eLearning Industry, чтобы eLearning вошло в новую фазу, должен быть сделан акцент на студенте, его индивидуальном обучении и восприятии материала. Вовлечь студента в обучение помогут игры, так как они концентрируют внимание и вносят соревновательный элемент, что улучшает восприятие информации.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *