Что такое обж в 8 классе
Что изучают на ОБЖ в 8 классе
В 8-м классе, такой предмет, как ОБЖ не является новым для детей. Они продолжают приобщаться к основам техники безопасности, которая пригодится им в жизни. В 8-м классе, так как дети становится взрослее и серьезнее, им прививают ответственность.
Основная цель программы ОБЖ в 8-м классе
В принципе, она ничем не отличается от тех, что преследуются в 7-м, 9-м классе и т. д. Ребенка нужно приспособить к самостоятельной жизни. Он должен знать основные правила безопасности, чтобы выживать в повседневной жизни.
Далеко не все родители по тем или иным причинам, занимаются с детьми, объясняя им, казалось бы, простые вещи. И задача школы заключается как раз в том, чтобы восполнить эти пробелы. Найти готовые домашние задания по ОБЖ 8 класс можно на сайте https://gdz-polinkin.ru/obzh-dlya-8-klassa-avtory-smirnov-hrennikov-fgos-prosveshhenie/.
Что изучают на уроках ОБЖ в 8-м классе
Большинство домашних заданий по ОБЖ подразумевает практические или письменные работы, которые касаются вышеперечисленных тем.
Также программа включает в себя открытые уроки, практикумы, где, например, могут наглядно показать, как самостоятельно сшить защитную марлевую повязку, как надеть противогаз, как вести себя при звучании аварийного сигнала об эвакуации.
Понравилась запись? Поделись с друзьями и поддержи сайт:
Презентация по уроку ОБЖ 8 класс на тему «Введение. Общие понятия о культуре безопасности жизнедеятельности»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Урок по ОБЖ в 8 классе ГКОУ СО «Екатеринбургская ВШ № 2» на тему: «Введение. Общие понятия о культуре безопасности жизнедеятельности» Разработал: Меркурьев А.А. Учитель первой категории
Культура безопасности жизнедеятельности – это определённый уровень развития человека и общества, характеризуемый значимостью задач обеспечения безопасности жизнедеятельности, распространённостью стереотипов безопасного поведения в повседневной жизни и в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций, степенью защиты от угрозы и опасностей во всех сферах жизнедеятельности
способности личности и общества в условиях современного окружающего мира придерживаться принятых социальных норм и правил поведения с учётом перспектив их развития, соблюдение которых обеспечивает на доступном уровне защищённость жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз Под современным уровнем культуры безопасности жизнедеятельности следует понимать
Абсолютной безопасности жизнедеятельности человека не существует
Основные ключевые понятия в области безопасности жизнедеятельности Безопасность жизненно важные интересы угроза безопасности обеспечение безопасности обеспечение безопасности жизнедеятельности опасность опасное явление опасная ситуация экстремальная ситуация авария Катастрофа стихийные бедствия чрезвычайная ситуация
Культура безопасности жизнедеятельности содержит мировоззренческие идеи, нравственные и этические ценности, интеллектуальный опыт решения проблем безопасности жизнедеятельности, опыт безопасного общения среди людей при совместном выживании
Человеческий фактор Необходимость подготовки человека к действиям в чрезвычайных и опасных ситуациях Необходимость формирования культуры безопасности жизнедеятельности
«Здоровье человека – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков.»
Оптимальный уровень двигательной активности Закаливание Рациональное питание Соблюдение режима труда и отдыха Личная гигиена Регулярное прохождение мед. осмотров Экологически грамотное поведение Психическая и эмоциональная устойчивость Сексуальное воспитание Безопасное поведение Здоровый образ жизни – путь к достижению высокого уровня здоровья
Вопросы для закрепления урока В чем заключается отрицательное влияние человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства? Какие качества должны формироваться в человеке при соблюдении им норм здорового образа жизни? Почему в настоящее время можно считать уровень общей культуры человека в области безопасности жизнедеятельности одним из критериев уровня его здоровья? Какие знания, умения и навыки определяют общий уровень культуры человека в области безопасности жизнедеятельности? Какое значение имеет уровень общей культуры в области безопасности жизнедеятельности для формирования индивидуальной системы здорового образа жизни?
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Особенности организации педагогического процесса по обеспечению безопасности детей в сфере дорожного движения в условиях реализации ФГОС общего образования
Курс повышения квалификации
Методика преподавания предмета «ОБЖ» в условиях реализации ФГОС
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-855072
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Международный конгресс-выставка «Молодые профессионалы» пройдет с 12 по 14 декабря в Москве
Время чтения: 1 минута
В Петербурге школьникам разрешили уйти на каникулы с 25 декабря
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения планирует выделить «Профессионалитет» в отдельный уровень образования
Время чтения: 2 минуты
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Рабочая программа по ОБЖ в 8 классе
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Администрация Красноармейского района
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Траковская средняя общеобразовательная школа»
На заседании педагогического совета
Протокол №6 от 28.08.2016 г.
приказом директора школы от 28.08.2016 г. №
по предмету: «Основы безопасности жизнедеятельности»
на 2016 – 2017 учебный год
Голубев Михаил Дмитриевич,
Рабочая программа учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (далее – ОБЖ) для 8 класса (далее – Рабочая программа) составлена на основе «Программы общеобразовательных учреждений. А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников. Основы безопасности жизнедеятельности. Комплексная программа. 5-11 классы». М.: Просвещение, 2011 год.
Преподавание предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» реализуется в объеме 1 часа в неделю (35 часов в год).
Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий:
программу курса «Основы безопасности жизнедеятельности»: «Программы общеобразовательных учреждений. А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников. Основы безопасности жизнедеятельности. Комплексная программа. 5-11 классы». М.: Просвещение, 2011 год;
школьный учебник для 8 класса «Основы безопасности жизнедеятельности» (Смирнов А.Т., Хренников Б.О., под редакцией Смирнова А.Т. Москва. Издательство «Просвещение», 2012 г.), включённый в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях;
А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников «Основы безопасности жизнедеятельности. Планируемые результаты. Система заданий 5-9 классы». М. Просвещение, 2013 г.
Программа курса «Основы безопасности и жизнедеятельности» для 8 класса, разработана в соответствии с требованиями Федеральных законов «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об охране окружающей природной среды», «О пожарной охране», «О гражданской обороне» и Постановления Правительства Российской Федерации от 16 января 1995 года № 738 «О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций».
Программа полностью реализует требования образовательного стандарта «Безопасность жизнедеятельности», который обеспечивает овладение учащимися минимума знаний в чрезвычайных ситуациях. Она включает все темы, предусмотренные программой учебного курса. Изменений в авторскую образовательную программу под общей редакцией А.Т. Смирнова (программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-11 классов общеобразовательных учреждений) не внесено.
В современном мире опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера стали объективной реальностью в процессе жизнедеятельности каждого человека. Они несут угрозу его жизни и здоровью, наносят огромный ущерб окружающей природной среде и обществу. В настоящее время вопросы обеспечения культуры безопасности жизнедеятельности стали одной из насущных потребностей каждого человека, общества и государства.
Под культурой безопасности жизнедеятельности следует понимать способ организации деятельности человека, представленный в системе социальных норм, убеждений, ценностей, обеспечивающих сохранение его жизни, здоровья и целостности окружающего мира. Формирование современного уровня культуры безопасности является общешкольной задачей, так как изучение всех школьных предметов вносит свой вклад в формирование современного уровня культуры безопасности, но при этом ключевая роль принадлежит предмету «Основы безопасности жизнедеятельности». В то же время предмет ОБЖ через собственную систему образовательных модулей реализует подготовку учащихся к безопасной жизнедеятельности в реальной окружающей их среде – природной, техногенной и социальной.
Структурно программа курса состоит из трех основных разделов: безопасность человека в опасных и чрезвычайных ситуациях, основы медицинских знаний, основы здорового образа жизни. Актуальность данной программы обусловлена тем, что в последнее время очевидна тенденция к ухудшению состояния здоровья населения России, а современную школу стали называть «школой болезней».
Изучение курса, позволяет обучающимся получить систематизированное представление о личном здоровье, здоровом образе жизни, здоровье населения, об опасностях, о прогнозировании опасных ситуаций, оценке влияния их последствий на здоровье и жизнь человека и выработке алгоритма безопасного поведения с учетом своих возможностей.
Содержание курса включает теорию здорового образа жизни, защиты человека в различных ситуациях, первой медицинской помощи, а также практические занятия по оказанию первой медицинской помощи, правилам поведения в экстремальных ситуациях (через решение ситуационных задач, практических навыков эвакуации, занятий в игровой форме, изучение в реальной обстановке возможных в повседневной жизни опасных ситуаций).
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности и культура здоровья» направлен на формирование у учащихся активных и сознательных действий в настоящем и будущем, ориентированных на:
— улучшение собственного физического и психического здоровья;
— отказ в образе жизни от поведения, наносящего вред своему здоровью и здоровью окружающих;
— нетерпимое отношение к неправильному гигиеническому поведению других людей и к ухудшению условий окружающей среды, наносящих ущерб здоровью;
— сознательное участие в охране здоровья и формировании среды, способствующей здоровью, особенно условий труда и быта;
— адекватное поведение в случае болезни, особенно хронической, направленной
Изучение тематики данной учебной программы направлено решение следующих целей:
· формирование у учащихся научных представлений о принципах и путях снижения «фактора риска» в деятельности человека и общества;
· выработка умений предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера и адекватно противодействовать им;
· формирование у учащихся модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, а также развитие способностей оценивать опасные ситуации, принимать решения и действовать безопасно с учетом своих возможностей.
Изучение тематики данной учебной программы направлено достижение следующих задач:
· усвоение знаний об опасных и чрезвычайных ситуациях;
о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства;
о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций;
об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях;
о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности;
· развитие личных, духовных и физических качеств, обеспечивающих безопасное поведение в различных опасных и чрезвычайных
ситуациях природного, техногенного и социального характера;
· развитие умений предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе
Логическим продолжением курса является внеурочная работа, которая включает в себя мероприятия направленные на формирование навыков безопасного поведения и навыков здорового образа жизни, проведение тренировочных эвакуаций по различным вводным.
Методы и формы обучения:
Логические: (индуктивные и дедуктивные) логическое изложение и восприятие учебного материала учеником. (Анализ ситу ации).
Гностический: объяснительно-репродуктивный, информационно поисковый, исследовательский. (Реферат. Доклад. Проектное задание)
Кибернетический: управления и самоуправления учебно-познавательной деятельностью.
Контроля и самоконтроля (устный, письменный).
Стимулирования и мотивации.
Фронтальная форма обучения, активно управляет восприятием информации, систематическим повторением и закреплением знаний учениками.
Групповая форма обеспечивает учёт дифференцированных запросов учащихся.
Индивидуальная работа в наибольшей мере помогает учесть особенности темпа работы каждого ученика.
Виды и формы контроля:
Контрольные работы, самостоятельные работы, индивидуальные задания, тесты, устный опрос, викторины и практические задания, выполнение нормативов в практических видах деятельности – главная составляющая учебного процесса.
Содержание учебной программы
«Основы безопасности жизнедеятельности» 8 класс
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ (11 часов)
Пожарная безопасность. (3 часа)
Пожары в жилых и общественных зданиях, их возможные последствия. Основные причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях. Влияние «человеческого фактора» на причины возникновения пожаров. Соблюдение мер пожарной безопасности в быту. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности. Правила безопасного поведения при пожаре в жилом или общественном здании.
Безопасность на дорогах. (3 часа)
Причины дорожно-транспортного травматизма. Организация дорожного движения. Правила безопасного поведения на дорогах пешеходов и пассажиров. Общие обязанности водителя. Правила безопасного поведения на дороге велосипедиста и водителя мопеда.
Безопасность на водоемах. (3 часа)
Водоемы. Особенности состояния водоемов в различное время года. Соблюдение правил безопасности при купании в оборудованных и необорудованных местах. Безопасный отдых у воды. Оказание само- и взаимопомощи терпящим бедствие на воде.
Экология и безопасность. (2 часа)
Загрязнение окружающей природной среды понятие о предельно допустимых концентрациях загрязняющих веществ. Мероприятия, проводимые на защите здоровье населения в местах с неблагоприятной экологической обстановкой.
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ
ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА И БЕЗОПАСНОСТЬ (12 часов)
Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их последствия. (9 часов)
Общие понятия о чрезвычайной ситуации техногенного характера. Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера по типам и видам их возникновения.
Потенциально основные объекты экономики. Аварии на радиационных, химически опасных и пожаров – взрывоопасных объектах. Причины их возникновения и возможные последствия. Аварии на гидродинамических объектах. Рекомендации специалистов по правилам безопасного поведения в различных чрезвычайных ситуациях техногенного характера.
Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера. (3 часа)
Способы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Организация защиты населения при авариях на радиационных и химически опасных объектах.
ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ (12 часов)
Основы здорового образа жизни. (8 часов)
Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни. Индивидуальное здоровье человека, его физическая и духовная сущность. Репродуктивное здоровье как общая составляющая здоровья человека и общества. Здоровый образ жизни и безопасность, основные составляющие здорового образа жизни. Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества и обеспечения их безопасности. Влияние окружающей природной среды на здоровье человека. Вредные привычки и их профилактика.
Основы медицинских знаний и оказания первой медицинской помощи. (4 часа)
Общая характеристика различных повреждений и их последствия для здорового человека. Средства оказания первой медицинской помощи. Правила оказания первой медицинской помощи при отравлениях угарным газом, хлором и аммиаком.
«Рабочая программа по обж 8 класс»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
к рабочей программе по изучению курса ОБЖ
в 8 классе на базовом уровне
Рабочая программа по ОБЖ для 8 класс а разработана в соответствии с:
1. Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, утверждённый приказом Минобразования РФ № 1089 от 05.03.2004 г.;
3. Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
Рабочая программа по ОБЖ для 8 класса разработана на основе:
Место курса ОБЖ в базисном учебном плане
Срок освоения программы: 1 год.
Объем учебного времени: 35 часа, в том числе проведение практических занятий – 3 ч.
Форма обучения: очная.
Режим занятий: 1 час в неделю.
В настоящей рабочей программе реализованы требования федеральных законов:
– «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;
– «Об охране окружающей природной среды»;
– «О пожарной безопасности»;
– «О гражданской обороне»;
– «О безопасности дорожного движения» и др.
Модульный принцип позволяет :
— эффективнее организовать учебно-воспитательный процесс в области безопасности жизнедеятельности в Ставропольском крае с учетом его реальных особенностей в области безопасности, а также более полно использовать межпредметные связи при изучении тематики ОБЖ;
— структурировать содержание рабочей программы при изучении предмета в 8 классе.
Структурные компоненты программы представлены в двух учебных модулях, охватывающих весь объем содержания, определенный для основной школы в области безопасности жизнедеятельности. Каждый модуль содержит два раздела и шесть тем. При этом количество тем может варьироваться в зависимости от потребностей регионов в объеме определенного учебного времени.
от чрезвычайных ситуаций
В рабочую программы включены в качестве регионального компонента дополнительные темы по «Правилам дорожного движения», на основании письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 мая 2011 года № СМ-477/08 и приказа Министерства образования СК от 19.08.2010 г. № 576-пр «О введении с 2010-2011 учебного года интегрированного курса по изучению правил дорожного движения».
В результате изучения курса ОБЖ у учащихся 8-х классов должны быть сформированы ключевые навыки (компетентности) по различным вопросам безопасности.
После изучения каждого модуля проводится итоговое занятие. Это может быть реферат, доклад, проект, анализ ситуации и т.д.
Логичным продолжением программы во внеурочное время является участие школьников во Всероссийском детско-юношеском движении «Школа безопасности», в работе различных кружков, секций и клубов.
Основные задачи реализации содержания программы
Источником данных о достижении отдельных метапредметных результатов могут служить результаты выполнения тематических проверочных работ по ОБП. Укрепление здоровья, содействие гармоничному
Формирование установки на сохранение физическому, нравственному и социальному развитию, успешному обучению, формирование первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры. и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни. Развитие системы повышения уровня ф изической подготовл е нности обучающихся путем вн е др е ния Вс е российского ф изкультурно-спортивного комплекса « Г ото в к труду и о б ороне» в о б разовательную деятельно с ть.
Учебный курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в основной школе строится так, чтобы были достигнуты следующие цели:
— безопасное поведение учащихся в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
— понимание каждым учащимся важности сбережения и защиты личного здоровья как индивидуальной и общественной ценности;
— принятие учащимися ценностей гражданского общества: прав человека, правового государства, ценностей семьи, справедливости судов и ответственности власти;
— антиэкстремистское мышление и антитеррористическое поведение учащихся, в том числе нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни человека;
— отрицательное отношение учащихся к приёму психоактивных веществ, в том числе наркотиков;
— готовность и способность учащихся к нравственному самосовершенствованию.
Достижение этих целей обеспечивается решением таких учебных задач, как:
— формирование у учащихся модели безопасного поведения в повседневной жизни, в транспортной среде и в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
— формирование индивидуальной системы здорового образа жизни;
— выработка у учащихся антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции и отрицательного отношения к психоактивным веществам и асоциальному поведению.
Курс предназначен для:
— формирования у учащихся основных понятий об опасных и чрезвычайных ситуациях в повседневной жизни, об их последствиях для здоровья и жизни человека;
— выработки у них сознательного и ответственного отношения к личной безопасности, безопасности окружающих;
— приобретения учащимися способности сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных и угрожающих жизни условиях и умения адекватно реагировать на различные опасные ситуации с учётом своих возможностей;
— формирования у учащихся антиэкстремистского и антитеррористического поведения, отрицательного отношения к приёму психоактивных веществ, в том числе наркотиков.
Для усвоения основных знаний применяются следующие формы, методы обучения:
формы обучения учащихся на уроке : общеклассная, групповая, парная, индивидуальная;
1.Словесные (рассказ, беседа, лекция с элементами беседы);
2.Наглядные (демонстрация плакатов, учебных видео роликов, электронных презентаций. материальной базы);
3.Эвристические – (саморазвитие учащихся, активная познавательная деятельность);
4.Практические (отрабатывание нормативов, решение теоретических и практических задач).
Рабочая программа предусматривает виды внеурочной воспитывающей деятельности:
— социальное творчество (социально-преобразовательная деятельность);
— трудовая (производственная) деятельность;
1. Личностно-ориентированное обучение предполагает:
— сохранность и поддержку индивидуальности ребёнка;
— предоставление возможностей каждому ребёнку работать в присущем ему темпе; создание условий для обязательной успешной деятельности;
— обучение в зоне «ближайшего развития»,
— обеспечение своевременной помощи каждому ребёнку при возникновении трудностей обучения;
— создание условий для реализации творческих возможностей школьника.
2. Природосообразность обучения рассматривается учительским коллективом как соответствие содержания, форм организации и средств обучения психологическим возможностям и особенностям учащихся, обеспечение помощи учащимся, которые испытывают трудности в обучении; создание условий для роста творческого потенциала, успешного развития одарённых школьников. Кроме того, определяется мера трудности содержания для каждого ученика с учётом темпа его продвижения в освоении знаний, умений и универсальных действий, уровня актуального психического развития и этапа обучения.
3. Принцип педоцентризма предполагает отбор содержания обучения, наиболее адекватного потребностям развития, знаний, умений, универсальных действий, актуальных для учащихся 5-х классов. При этом учитывается необходимость социализации учащегося, осознание им своего места в школьном коллективе. Учитываются также знания и опыт школьника по взаимодействию со сверстниками, другими людьми, со средой обитания, а также уровень осознания свой принадлежности к обществу людей (права, обязанности, социальные роли).
4. Организация процесса обучения в форме учебного диалога (диалогичность процесса образования) подразумевает ориентировку учителя на демократический стиль взаимоотношений между обучающими и обучающимися; предоставление учащемуся права на ошибку, собственное мнение, выбор учебного задания и партнера по деятельности.
6. Преемственность и перспективность обучения Критерием этой деятельности являются требования к результатам освоения основной образовательной программы, которые даны в стандарте: личностные, метапредметные и предметные достижения школьника.
Планируемые образовательные результаты обучающихся
Личностные результаты обучения:
— усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
— формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
— усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
— формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;
— формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
— формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
— освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
— развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
— формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
— формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
— осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
— формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.
Предметные результаты обучения:
— формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
— формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
— понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;
— понимание необходимости подготовки граждан к военной службе;
— формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;
— формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции;
— понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;
— знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
— умение оказать первую помощь пострадавшим;
— умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;
— умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.
Метапредметными результатами обучения курса ОБЖ являются универсальные учебные действия (УУД).
— умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
— умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
— умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
— умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения;
— владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
— умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и экстремистской деятельности), устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
— умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
— освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим.
— умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
— формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
— формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Особенности оценки личностных результатов
Оценка личностных результатов представляет собой оценку достижения обучающимися в ходе их личностного развития планируемых результатов, представленных в разделе «Личностные универсальные учебные действия» рабочей программы. Формирование личностных результатов обеспечивается в ходе реализации всех компонентов, включая внеурочную деятельность, реализуемую семьей и школой.
Основным объектом оценки личностных результатов служит сформированность универсальных учебных действий, включаемых в следующие три основные блока:
1) сформированность основ гражданской идентичности личности;
2) готовность к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации;
3) сформированность социальных компетенций, включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание.
В соответствии с требованиями Стандарта достижение личностных результатов не выносится на итоговую оценку обучающихся, а является предметом оценки эффективности воспитательно-образовательной. При изучении курса основ безопасности жизнедеятельности оценка сформированности отдельных личностных результатов, проявляется:
— в соблюдении норм и правил поведения;
— участии в общественной жизни;
— прилежании и ответственности за результаты обучения;
— готовности и способности делать осознанный выбор своей образовательной траектории;
Особенности оценки метапредметных результатов
Формирование метапредметных результатов обеспечивается за счет основных компонентов курса ОБЖ. Основным объектом оценки метапредметных результатов является:
— способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;
— способность к сотрудничеству и коммуникации;
— способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;
— способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.
Кроме того, источником данных о достижении отдельных метапредметных результатов могут служить результаты выполнения тематических проверочных работ по ОБЖ.
Особенности оценки предметных результатов
Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимся планируемых результатов по курсу ОБЖ за 8-го класса. Основным объектом оценки предметных результатов в соответствии с требованиями Стандарта является способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач по курсу основ безопасности жизнедеятельности, основанных на изучаемом учебном материале, с использованием способов действий, в том числе — метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных) действий.
Система оценки предметных результатов освоения рабочей программы для учащихся 8-х классов с учетом уровневого подхода, предполагает выделение базового уровня достижений как точки отсчета при построении всей системы оценки и организации индивидуальной работы с обучающимися. Реальные достижения обучающихся могут соответствовать базовому уровню, а могут отличаться от него как в сторону превышения, так и в сторону недостижения.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Модуль I. Основы безопасности личности, общества и государства
Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия. Профилактика пожаров в повседневной жизни, и организация защиты населения. Права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности. Обеспечение личной безопасности при пожарах. Пожар в квартире. Пожар в общественном месте. Пожар на даче.
Тема № 2. Безопасность на дорогах.
Причины дорожно-транспортное происшествий и травматизма людей. Организация дорожного движения, обязанности пешеходов и пассажиров. Обязанности пассажира. Велосипедист водитель транспортного средства.
Тема № 3. Безопасность на водоемах.
Безопасное поведение на водоемах в различных условиях. Безопасность на замерзших водоемах. Безопасность пассажиров морских и речных судов. Безопасный отдых на водоемах. Правила безопасного поведения на воде, знание и соблюдение которых уменьшает возможность несчастных случаев. Водные походы и обеспечение безопасности на воде. Организация и безопасность похода. Возможные аварийные ситуации в водном походе. Оказание помощи терпящим бедствие на воде. Освобождение от захватов. Способы транспортировки пострадавшего.
Тема № 4. Экология и безопасность.
Загрязнение окружающей природной среды и здоровье человека. Загрязнение атмосферы. Загрязнение почв. Загрязнение вод. Правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке.
Тема № 5. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их возможные последствия.
Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Аварии на радиационно опасных объектах и их возможные последствия. Аварии на химически опасных объектах и их возможные последствия. Пожары и взрывы на взрывопожароопасных объектах экономики и их возможные последствия. Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия.
Тема № 6. Обеспечение безопасности населения от чрезвычайных ситуаций.
Обеспечение радиационной безопасности населения. Обеспечение химической безопасности населения. Как подготовиться к химической аварии. Как действовать при химической аварии. Как действовать после химической аварии. Обеспечение защиты населения от последствий аварий на взрывопожароопасных объектах. Как действовать при внезапном обрушении здания. как действовать в завале. Обеспечение защиты населения от последствий аварий на гидротехнических сооружениях.
Тема 7. Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
Организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Эвакуация населения. Мероприятия по инженерной защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
Тема 8. Здоровый образ жизни и его составляющие.
Здоровье как основная ценность человека. Индивидуальное здоровье человека, его физическая, духовная и социальная сущность. Репродуктивное здоровье – составляющая здоровья человека и общества. Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества. Здоровый образ жизни и профилактика основных неинфекционных заболеваний. Вредные привычки и их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек. Здоровый образ жизни и безопасность жизнедеятельности.
Тема № 9. Первая помощь при неотложных состояниях.
Первая медицинская помощь пострадавшим и ее значение. Первая медицинская помощь при отравлениях аварийно химически опасными веществами. Первая медицинская помощь при травмах. Первая помощь при переломах. Первая помощь при вывихах, растяжениях и разрывах связок, при растяжении мышц и сухожилий. Первая медицинская помощь при утоплении.
Критерии оценивания результатов деятельности учащихся на уроках ОБЖ
1. Тестовые задания (7- 15 мин).
2. Устный опрос (7-15 мин)
3. Контрольные работы-4
Средства контроля и оценки результатов обучения:
Все тестовые задания оцениваются так:
— правильный ответ – 1 балл;
— отсутствие ответа или неправильный ответ – 0 баллов.
Оценка устных ответов обучающегося:
Ответ оценивается отметкой «5», если обучающийся:
— полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
— изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию;
— показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;
— продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
— отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или выкладках, которые обучающийся легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если он удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:
— в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие общего содержания ответа;
— допущены один или два недочета при освещении содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;
— допущена ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов, легко исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
— неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала;
— имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, исправленные после нескольких вопросов.
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
— не раскрыто основное содержание учебного материала;
— обнаружено незнание или непонимание обучающимся большей или наибольшей части материала.
Оценка письменных ответов обучающегося производится на основании письменных работ, а также практической деятельности, учитывая их соответствие требованиям программы обучения, по пятибалльной системе оценивания.
Оценку «5» получает учащийся, чей письменная работа которого, практическая деятельность или их результат соответствуют в полной мере требованиям программы обучения. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «5» получает учащийся, набравший 90 – 100% от максимально возможного количества баллов.
Оценку «4» получает учащийся, письменная работа которого, практическая деятельность или их результат, в общем, соответствуют требованиям программы обучения, но недостаточно полные или имеются мелкие ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «4» получает учащийся, набравший 70 – 89% от максимально возможного количества баллов.
Эффективность преподавания по рабочей программе курса «Основы безопасного поведения» для учащихся 8-х классов зависит от наличия соответствующего материально-технического оснащении. Это объясняется особенностями курса, его многопрофильностью и практической направленностью.
Кабинет ОБЖ предназначен для проведения занятий с учащимися по курсу. Он включает класс, в котором размещаются средства оснащения, необходимые для доведения до учащихся общей информации по разделам и темам курса и дисциплины, научно-практическим достижениям в области безопасности жизнедеятельности, а также средства, используемые в процессе преподавания текущих занятий.
Средствами оснащения являются:
1. Учебно-методическая литература.
2. Аудиовидеоаппаратура, проекционная аппаратура.
3. Средства программного обучения и контроля знаний.
4. Макеты, муляжи, модели.
6. Стенды и плакаты.
7. Средства индивидуальной защиты.
8. Аудиовизуальные пособия.
9. Использование Интернета для подготовки уроков ОБЖ
1. Конституция Российской Федерации
2. Стратегии национальной безопасности до 2020 г.
3. ФЗ «Об образовании» от 10 июля 1992г. № 3266-1 (с учётом внесения изменений Федеральным законом от 08 мая 2010 года № 83)
4. Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 января 1995 года № 738 «О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций»
5. Уголовный кодекс Российской Федерации (последняя редакция).
6. ФЗ № 390 «О безопасности» от 28 декабря 2010 года
7. ФЗ № 68 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21 декабря 1994 года
8. ФЗ № 7 «Об охране окружающей природной среды» от 10 января 2002 года
9. ФЗ № 69 «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 года
10. ФЗ № 28 «О гражданской обороне» от 12 февраля 1998 года
11. ФЗ № 3 «О радиационной безопасности населения» от 9 января 1996 года
12. ФЗ № 196 «О безопасности дорожного движения» от 10 декабря 1995 года
13. ФЗ № 35 «О противодействии терроризму» от 6 марта 2006 года
14. ФЗ № 3 «О наркотических средствах и психотропных веществах» от 8 января 1998 года
15. ФЗ № 52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 года
16. ФЗ № 132 «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24 ноября 1996 года и др.
1. Примерная учебная программа основного общего образования по основам
безопасности жизнедеятельности для основной школы (5-9 классы, серия «Стандарты второго поколения», Москва, «Просвещение»).
2. Авторская комплексная программа «Основы безопасности жизнедеятельности» под общей редакцией А.Т.Смирнова (авторы: А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников, Москва, «Просвещение», 2013 г.).
3. Учебник для общеобразовательных учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности. 8 класс», рекомендованный Министерством образования и науки Российской Федерации (авторы:А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников, г. Москва, «Просвещение»).