Что такое обзорная информация
обзорная информация
Смотреть что такое «обзорная информация» в других словарях:
обзорная информация — — [Л.Г.Суменко. Англо русский словарь по информационным технологиям. М.: ГП ЦНИИС, 2003.] Тематики информационные технологии в целом EN survey information … Справочник технического переводчика
ИНФОРМАЦИЯ — совокупность знаний о фактических данных и зависимостях между ними. Является одним из ресурсов, используемых человеком в трудовой деятельности и в быту. Классы источников информации: теоретические, письменные, предметные, практические. Виды… … Современный образовательный процесс: основные понятия и термины
Нина Леонтьева — Нина Николаевна Леонтьева русский лингвист, специалист по структурной и прикладной лингвистике (ПЛ), преподаватель. Содержание 1 Биография 1.1 Основные труды 1.1.1 1958 1.1.2 1959 1.1.3 1961 … Википедия
Нина Николаевна Леонтьева — русский лингвист, специалист по структурной и прикладной лингвистике (ПЛ), преподаватель. Содержание 1 Биография 1.1 Основные труды 1.1.1 1958 1.1.2 1959 1.1.3 1961 … Википедия
Инчхон (аэропорт) — Международный аэропорт Инчхон Incheon International Airport 인천국제공항 仁川國際空港 Incheon Gukje Gonghang Inch ŏn Kukche Konghang Страна: Регион: Южная Корея Инчхон Тип … Википедия
Здоровье — У этого термина существуют и другие значения, см. Здоровье (значения). Здоровье состояние любого живого организма, при котором он в целом и все его органы способны полностью выполнять свои функции; отсутствие недуга, болезни (подробное… … Википедия
Гобелен — … Википедия
Раппапорт — Раппапорт, Александр Гербертович Александр Гербертович Раппапорт Род деятельности: архитектор, теоретик архитектуры, архитектурный критик, искусствовед … Википедия
Раппапорт, Александр Гербертович — Александр Гербертович Раппапорт … Википедия
Амурский, Геннадий Иванович — Геннадий Иванович Амурский Дата рождения: 27 августа 1929(1929 08 27) (83 года) Место рождения: Тверь, РСФСР, СССР Страна … Википедия
Антарктида — Антарктида … Википедия
Виды обзоров
Под обзором как видом научно-технической литературы понимается литературное произведение, содержащее сводную характеристику состояния какого-либо вопроса со степенью свертывания, необходимой и достаточной для ориентации определенной категории потребителей информации в документальном или информационном потоке.
Из определения следует, что обзор как один из литературных жанров обладает определенным целевым назначением (ориентация специалистов в информационном потоке), характеризуется специфическими композиционными и стилевыми особенностями, содержит сводную характеристику состояния вопроса и является результатом свертывания не одного источника, а их определенной совокупности. Из числа обзоров исключаются такие документы обобщающего характера, как монографии, учебники, справочники, поскольку они имеют иное целевое назначение.
Существует большое количество различных схем классификаций обзоров, в основу которых положены разные основании деления. Наиболее важным основанием деления является вид анализа обозреваемых источников, который применен при подготовке того или иного вида обзора: 1. анализ документографический (библиографический), 2. фактографический и научно-технический (концептографический) (3). Соответственно различают библиографические, реферативные и аналитические обзоры.
Библиографические обзоры в свою очередь подразделяются на обзоры новых поступлений (материалов, вышедших в свет за последний период – месяц, квартал, год); источниковедческие обзоры, рассматривающие характер, назначение и тематику произведений по определенной проблеме или предмету; обзоры информационных изданий (определенной совокупности реферативных журналов, библиографических указателей и т.п.).
2. РЕФЕРАТИВНЫЙ ОБЗОР имеет целью ориентацию потребителей информации не в документальных, а в информационных потоках, т.е. в совокупности фактов и концепций независимо от того, из каких документов они извлечены. Хотя, как правило, реферативные обзоры сопровождаются списком литературных источников, на основе которых они составляются, его можно в принципе исключить без ущерба для познавательного значения реферативного обзора. В результате фактографического анализа из обозреваемых документов отбираются только те факты и концепции, которые могут служить основой для раскрытия темы обзора. Остальная информация, содержащаяся в источниках, возможно, сама по себе очень ценная, но не имеющая отношения к данной теме, может не приниматься во внимание. В этом заключается существенное отличие реферативного обзора от библиографического. Последний предполагает обязательное обращение к первоисточникам, указанным в обзоре.
Составитель реферативного обзора, так же как и составитель информативного реферата отдельного документа, не должен давать критическую оценку обозреваемого материала, т.е. привносить свои личные концепции. Материал должен быть обобщен так, чтобы потребители, на которых рассчитан данный обзор, сами смогли бы сделать необходимые для своей работы выводы. Таким образом, реферативные обзоры, так же как и библиографические, не могут быть отнесены к сфере концептографического обслуживания и являются формой фактографического обслуживания, т.е. результатом информативного свертывания.
3. АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР создается с целью не только ориентировать специалистов в информационном потоке по данному направлению (проблеме), но и дать оценку состояния проблемы, выявить тенденции в ее развитии, т.е. его цель – интерпретированная ориентация в информационном потоке. Поэтому он является результатом не только фактографического анализа первичных документов, но также концептографического анализа изложенных в них положений – фактов и концепций, т.е. результатом как информационного свертывания, так и развертывания информации.
Как копирайтеру написать обзорную статью
«Если вы планируете начать строительство дома, то вам, скорее всего, потребуется брус. А если бруса не будет, то и построить ничего не получится. Чем лучше качество бруса, тем прочней будет ваш дом».
Наверное, с примерами аналогичных обзоров вам приходилось сталкиваться практически на любом сайте. Ни пользы, ни интереса в таких текстах нет. А между тем, такой текст должен заинтересовать потенциального покупателя, побудить его сделать покупку или заказать услугу.
В этой статье мы по порядку разберемся, что из себя представляет обзорная статья, и рассмотрим, как правильно её написать.
Содержание статьи:
Зачем нужна обзорная статья
Обзорная статья представляет собой универсальный инструмент, с помощью которого значительно проще преподнести аудитории важную новость, идею, познакомить с производственными или сервисными новинками.
Универсальность заключена не в одном содержании, но и в назначении. Такой материал прекрасно воспринимается любой читательской категорией — от обывателей до профессионалов. Не удивительно, что среди заказчиков всегда есть спрос на такие статьи.
Чтобы понять, с какой целью и для какой аудитории пишется текст, мысленно поставьте себя на место потенциального покупателя или заказчика услуг. Тогда становится ясно, что читатель хочет получить систематизированную и максимально подробную информацию.
Цель статьи — ненавязчиво, но при этом доступно и ёмко изложить всю важную информацию, используя сравнительный анализ, данные статистики и другие сведения. Словом, все то, что дает пищу для раздумий и подталкивает к принятию решения.
Эмоциональность
Перед созданием обзора, помните, как ваша статья должна воздействовать на читателя.
Правила написания и рекомендации
Чтобы получить по-настоящему хорошую и полезную статью, добавим в неё всё, что отсутствовало в примере, приведенном в самом начале.
Интересные факты. «Самые первые зонты были полностью деревянными. В некоторых странах для защиты от дождя использовали гигантские грибы».
Цифры. Нет смысла перегружать статью цифрами, если тема не связана с чертежами и схемами. Но пара статистических чисел все-таки не помешает. Например:
«В России проживает одинаковое количество кошек и людей — порядка 150 миллионов. На одного человека приходится по одной кошке».
Читатель узнал новую информацию, а это всегда интересно.
Юмор. Не важно, с какой темой вы работаете. Возможно, вы пишете про строительство дороги или статью по экономике. Попробуйте слегка оживить текст, работа от этого станет только лучше. Любому политику или лектору хорошо известно, что атмосферу иногда надо разряжать, чтобы слушатели не уснули.
«Кошек в России насчитывается столько же, сколько проживает людей. Таким образом, каждая кошка может завести себе человека».
Если используете в статье множество цифр и данных, то добавьте чуть-чуть юмора. Это повысит шансы читателей добраться до конца текста не заскучавшими.
Новизна. Не начинайте статью с прописных истин и банальностей. Например, так:
«Осенью часто идут дожди и без зонта в это время не обойтись».
Скучно? Да читатель просто сбежит после такого «содержательного и многообещающего» начала!
Эмоции. Даже если это строго профессиональный обзор, отыщите немного места для эмоций. Не важно каких – положительных, отрицательных. Главное, чтобы они были, поскольку эмоциональный всплеск пробудит у читателя заинтересованность. А это гарантия того, что информация запомнится.
Иллюстрации. Чтобы технические тексты было проще понять, в них добавляют схемы и графики. Статья не будет сухой, если дополнить ее картинками и фотографиями. Качественный визуальный контент стоит того, чтобы потратить на его поиски свое время. Обзор получится ярким и что немаловажно — запоминающимся. А у автора будет возможность стать востребованным и популярным.
Структура качественного обзора
Если планируете писать статьи и обзоры, то предварительно продумывайте их структуру. Многие, особенно начинающие авторы, совершают серьезную ошибку, с головой уходя в «словесный омут» и даже не думая, где нужно выплыть. Чтобы не потеряться в водовороте информации, перед работой обязательно составляйте план.
В первую очередь продумываем начало и вывод статьи.
1. Брус: что это, для чего нужен.
2. Брус — лучший материал для постройки дома.
Выбранный вывод взят не случайно. Поскольку зачастую цель обзора — не что иное, как продажа продукции, представленной на сайте.
Но наш план пока еще не совершенный. Добавим в него дополнительные пункты.
1. Брус: что это, для чего нужен.
2. Виды бруса.
3. Сравнение бруса с другими стройматериалами.
4. Брус — лучший материал для постройки дома?
Такая структура обзорной статьи сделает ее полезной для читателя. Но далее предстоит еще немало работы. Если автор ничего не смыслит в брусе, то у него есть 3 варианта действий, последний из которых неприемлем для хорошего автора.
Благодаря погружению в тему, структура будущего текста значительно улучшится, и будет выглядеть примерно так:
Брус: что это, для чего нужен.
1. Виды бруса. Типы и размеры, их стандарты.
2. Сравнение с прочими стройматериалами (кирпич, пеноблок). Плюсы и минусы.
3. Брус — лучший материал для постройки дома?
Лид-абзац
Банальное и скучное вступление статьи нужно всегда заменять толковым. Кроме того, в первом пункте для читателя никакой новой информации нет, его можно убрать.
Чтобы написать цепляющий лид-абзац, нужно найти проблему, которая заинтересует целевую аудиторию.
К примеру, если заказчик обзора реализует брус мелкими партиями, пробуем заинтересовать тех, кто планирует постройку собственного дома.
«Мечтаете построить собственный дом, но затрудняетесь с выбором стройматериала? Мы подскажем, почему стоит остановить свой выбор на брусе и как подобрать его тип правильно».
Благодаря постановке проблемы в самом начале, у вас будет меньше путаницы и блужданий в процессе работы. Этот прием позволит создать более «стройный и гармоничный» обзор.
Составить план не так уж и сложно. Не возбраняется использовать для этого шаблоны.
Если цель статьи — не 100% рекламный текст, то на последний вопрос не рекомендуется давать однозначный ответ. Предоставьте читателю самому справиться с этой задачей, используя полученные им новые данные (а такие данные должны быть обязательно!).
Естественность и польза
У читателя не должно возникнуть мнения, что ему что-то навязывают или от чего-то отговаривают. У любого потенциального покупателя после прочтения вашего обзора должно сформироваться свое мнение для принятия решения.
Хотя обзоры пишутся для людей, нельзя забывать о релевантности статьи. Так читателю легче будет найти нужную информацию. Не лишним будет отметить, где заказать услугу (купить товар). Сделайте это в общих словах, избегая конкретики.
В завершении обзора не забывайте подвести итог, взвесив все «за» и «против».
Заключение
Увлечь читателя интересным чтением и подарить позитивные эмоции — настоящее искусство. Чтобы стать Мастером слова, нужно много и упорно трудиться, изучать опыт талантливых и успешных коллег, развиваться и расти профессионально. И тогда в ваших обзорах точно не будет «высокоумных» объяснений читателю, что яблоки круглые, а брус твёрдый.
Регистрируйтесь на eTXT, пишите статьи разных направлений и стилей, повышайте своё мастерство, зарабатывая личными умениями ещё больше и быстрее.
Введение
Одним из радикальных средств упорядочения современного информационного потока считается система информационных изданий (ИИ). Система ИИ появляется в результате аналитико-синтетической обработки документов (АСОД).
Наиболее важные достоинства библиографического, реферативного, фактографического способов АСОД воплощает в себе обозрение. Обзор представляет собой документ, содержащий концентрированную информацию, полученную в результате отбора, анализа, систематизации и логического обобщения сведений из большого количества первоисточников по определенной теме за определенный промежуток времени.
Сферы применения обзорной информации разнообразны. С одной стороны подготовкой обзорной информации, которые охватывают весь мировой информационный поток научной литературы, занимаются немногие центры информации. С другой стороны обзор может присутствовать и в таких документах, как монографии, диссертации, курсовые и дипломные работы, отчеты о научно-исследовательской работе. Следовательно, обзорами занимаются не только информационные работники и аналитики крупных научно-исследовательских центров, но и ученые, и преподаватели вузов, и студенты, и библиотекари, и другие специалисты. Но теоретических работ о развитии этого информационного жанра в последние годы очень мало, сведения об этом очень разрознены. А, как известно, информационное обеспечение – важное условие развития любой отрасли науки и практической деятельности, в том числе и в формировании информационной культуры при профессиональной подготовке специалистов.
В статье [ & 6] отмечается, что колоссальный потенциал национальных информационных ресурсов, хранящихся в библиотеках, службах научно-технической информации, архивах, зачастую остается невостребованным из-за низкой информационной культуры, неумения правильно выразить свою информационную потребность, оперативно найти, проанализировать и извлечь необходимую информацию, представить ее рациональным способом.
К основам информационной культуры авторы относят: вооружение пользователей алгоритмами поиска и аналитико-синтетической переработки, извлечения и оценки информации, преобразования найденной информации и получения на этой основе новых данных; обучение рациональным способам и методам подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной, научно-исследовательской, профессиональной деятельности в условиях широкого внедрения новых информационных технологий.
Этими умениями и навыками в совершенстве должны владеть специалисты информационной и библиотечной сферы, которые проходят обучение на информационно-библиотечном факультете КГУКИ.
Универсальность и сложность обозрения в какой-то мере являются причиной того, что до сих пор нет удовлетворительного научного определения и научной классификации обзора как произведения (издания) [ & 14, с.165].
Интерпретация основных понятий этой темы – «обзор», «обзорное издание», «обзорно-аналитическая деятельность» вызывает определенные трудности. Причина недостаточно строгой научной интерпретации в широко распространенном и прижившемся в массовом сознании обыденном представлении о понятии «обзор». Современный человек ежедневно слышит различные словосочетания со словом «обзор» – «обзор последних новостей», «обзор текущего законодательства», «маркетинговый обзор мировых рынков, международных выставок, тарифов, налогов, пошлин, перспективных зон для инвестиций», «обзоры делового программного обеспечения», «обзор событий юридической жизни», «обзоры рынка», «политический обзор».
В «Толковом словаре русского языка» С.И.Ожегов дает такое определение понятию «обзор»:
«Обзор. 1. см. обозреть… [Обозреть. 1.Окинуть взором, осмотреть. 2. Обследовать, рассмотреть (в речи, в статье)]. 2. Возможность охватить взором какое-нибудь пространство (спец.) Хороший обзор. Обзор с наблюдательного пункта. 3. Сжатое сообщение о ряде объединенных общей темой явлений. Обзор событий на неделю. Международный обзор. Обзор специальной литературы».
Обычно в обыденной жизни слово «обзор» так и интерпретируют – «охватить взглядом какое-то пространство», «охватить взглядом какую-либо тему». Если избрать это обыденное представление в качестве единственного ориентира, то можно столкнуться с немалыми трудностями.
Надо отметить, что основные определения обзорно-аналитической деятельности слабо разработаны ГОСТами.
Выпущенная в 1988 г. монография Гречихина А.А. и Здорова И.Г. «Информационные издания» [ & 14 ] в свое время обобщила весь накопленный материал и достижения в развитии СИИ за длительный исторический период, в т.ч. развития обзорных изданий. Одним из направлений, в котором авторы видели необходимость развиваться, было отмечено – создание специальной системы типологических стандартов. Необходимость создания таких стандартов существуют и сейчас.
Возникает вопрос, является ли обзорно-аналитическая деятельность разновидностью информационно-аналитической деятельности (информационной аналитики), или же эти понятия тождественны.
В уже упомянутой статье Слядневой Н.А., опубликованной в порядке обсуждения отмечается, что при подготовке обзоров работают с документными потоками (прежде всего опубликованными), обеспечивая их так называемую аналитико-синтетическую переработку, степень аналитичности которой недостаточна. Тогда как все больше аналитических задач решается в режиме прямого информационного моделирования и наблюдения за управляемой сферой, минуя стадию анализа традиционных публикаций, информационный лаг которых (в данном случае интервал между событием, его отражением в публикациях и его включением в объекты для анализа) слишком велик.
Необходимо обобщить опыт прошедших лет в области обзорно-аналитической деятельности, обсудить и осмыслить те изменения, которые происходят в развитии информационных ресурсов, разработать государственные стандарты или законодательные акты, определяющих эту форму деятельности, которые бы сняли многие неопределенности.
Данное пособие составлено с целью оказать информационно-методическую помощь преподавателям и студентам для лучшего усвоения темы «Подготовка обзоров» раздела «Аннотирование, реферирование, обозрение документов» программы курса «Аналитико-синтетическая обработка документов» будущими библиотекарями и информационными работниками, обучающихся на информационно-библиотечном факультете КГУКИ.
Пособие гипертекстового типа. При его составлении использованы идеи Арапова В.М. [ & 39] о гипержурнале, практический опыт составления гипертекстовых пособий имеющийся на кафедре НОД КГУКИ. В какой-то степени воплощены идеи о распределенной электронной библиотеке из статьи Глухова В. А., Лаврик О. Л. [ & 8], т.е. из списка литературы можно попасть в полный текст некоторых статей или разделов, глав литературных источников, вставлены ссылки на некоторые внешние ресурсы (ресурсы Интернет).
С помощью данного пособия можно ознакомиться с историей и современным состоянием обзорно-аналитической деятельности, ознакомиться с методами составления обзоров, с правилами оформления НИР, что необходимо знать при работе над научной работой.
Составитель надеется он данный информационный продукт будет интересен и полезен как преподавателям и студентам, так и всем, кто занимается интеллектуальным трудом.
1. Обзорно-аналитическая деятельность
Возрастание роли обзорной информации в удовлетворении информационных потребностей специалистов науки и техники обусловливается, однако, не только и не столько количественным ростом документальных потоков, сколько качественными изменениями, происходящими в системе научных коммуникаций, и увеличением роли элементов управления и планирования в развитии науки и техники.
2. История развития системы информационных изданий
Можно выделить следующие основные этапы становления и развития системы информационных изданий: а) генезис системы — зарождение письменного документа, документальной коммуникации, документальной (книговедческой) деятельности; б) библиотечно-библиографический; в) информационно-библиографический; г) информационно-книговедческий.
Понятие «аннотация» происходит от латинского слова annotatio примечание, замечание, отметка. В этом значении встречается уже у Плиния Старшего (вторая половина I в. н. э.). Но функционально, аннотация имеет место уже в каталоге Александрийской библиотеки, в римских сборниках «О знаменитых мужах». Позднее аннотация в виде краткой характеристики тех или иных авторов, сведений о тематике их трудов, оценки последних используется в биобиблиографических словарях Иеронима («О церковных писателях», 392 г.), Геннадия Марсельского («О церковных писателях», вторая половина V в.) и др.
По ГОСТ 7.9-95. Реферат и аннотация. Общие требования:
ПО ГОСТ 7.9-95. Реферат и аннотация. Общие требования:
Первым реферативным изданием утверждают ученые был первый французский журнал «Journal des scavans».
Интенсивное развитие физических наук в первые годы Советской власти нашло отражение в росте числа физических журналов. В 1918 в Москве был организован журнал «Успехи физических наук», публиковавший обзорные статьи обо всех важнейших достижениях мировой физики. Он стал продолжением «Вопросов физики».
3. Место обзоров в составе информационных ресурсов
Состав ИР раскрыт в Законе РФ «Об информации, информатизации и защите информации» (1995).
Информационные ресурсы являются базой для создания информационных продуктов. Любой информационный продукт отражает информационную модель его производителя и воплощает его собственное представление о конкретной предметной области, для которой он создан. Информационный продукт, являясь результатом интеллектуальной деятельности человека, должен быть, зафиксирован на материальном носителе любого физического свойства в виде документов, статей, обзоров, программ, книг и т.д.
Исходя из возможных видов информационных продуктов, баз данных и ресурсов классификация информационных услуг представлена на Рис.1. Классификация информационных услуг.
4. Обзорно-аналитическая деятельность, цели, назначение, содержание
Обзор представляет собой документ, содержащий концентрированную информацию, полученную в результате отбора, анализа, систематизации и логического обобщения сведений из большого количества первоисточников по определенной теме за определенный промежуток времени.
Различают аналитические обзоры, содержащие аргументированную оценку информации, рекомендации по ее использованию и реферативные обзоры, носящие более описательный характер. Кроме того, работники библиотек подготавливают библиографические обзоры, содержащие характеристики первичных документов как источников информации, появившиеся за определенное время или объединенных каким-либо общим признаком.
Это порождает трудности его научного определения, типологии, составления и издания.
5. Определение обзора
ГОСТ 7.60-90. Издания. Основные виды. Термины и определения:
Под обзором как видом научно-технической литературы понимается литературное произведение, содержащее сводную характеристику состояния какого-либо вопроса со степенью свертывания, необходимой и достаточной для ориентации определенной категории потребителей информации в документальном или информационном потоке.
6. Функции и отличительные особенности обзоров
Исследование документальных потоков показывает, что существует возможность выделить следующие функции документов:
Обзорам, как и другим документам, также присуща многофункциональность, причем их функции исторически тоже видоизменялись. Возникнув в начале прошлого столетия первоначально как вид чисто информационный, с функциями ориентации в документальных и информационных потоках, обзор с течением времени стал приобретать аналитические черты и выполнять гносеологические, организационные и другие функции.
Из перечисленных выше функций обзорам присущи в большей или меньшей степени все, за исключением приоритетных, поскольку последние характерны только для оригинальных произведений.
Осознание факта многофункциональности различных видов документов, в частности обзоров, позволяет полнее использовать резервы документальной информации в процессе информационного обслуживания специалистов.
Все функции обзоров можно разделить на две большие группы: функции, относящиеся ко всей науке (общенаучные), и функции, относящиеся к индивидуальным потребителям (прагматические).
Общенаучные функции: фильтрующая, аналитическая, синтезирующая, фиксирующую, стимулирующая.
Фильтрующая функция. Наиболее важная функция обзоров. Для закрепления на материальных носителях и передачи во времени и пространстве отбираются лишь важнейшие документы, содержащие наиболее правильные и важные сведения.
Аналитическая функция. Анализ является органической частью не только методики составления обзора, но и всякого научного исследования. Отобранные для обзора документы анализируют для того, чтобы обнаружить и затем исключить известные сведения, которые, наряду с новыми, могут содержаться в любом документе.
Синтезирующая функция. Процедурой, обратной анализу, является синтез. Между отобранными для анализа фактами ученый находит внутренние связи и объединяет эти факты, т.е. синтезирует, но уже в других сочетаниях. Систематически излагая имеющиеся научные результаты, составитель дает в обзоре общую картину современного состояния проблемы.
Фиксирующая функция. Эта функция вытекает из последних двух. Фиксируя в обзоре сведения из первичных документов, мы, тем самым, помещаем эти сведения в активную часть знаний, а значит создаем условия для их более длительного существования закрепляя в форме, обеспечивающей длительное хранение.
Стимулирующая (генерирующая) функция. При концентрации в одном месте результатов, полученных многими исследователями, которые высказывают различные мнения и подходят к решению с разных сторон, у читателей могут возникать новые мысли и идеи, стимулирующие исследования в новых направлениях и помогающие решению проблемы.
Прагматические функции обзоров: информационная, справочная, учебная, поисковая.
Информационная функция. Из обзоров потребитель может получить информацию о первичной литературе и ориентироваться в информационном потоке, концентрируя свое внимание на более важных документах.
Учебная функция. Эта функция облегчает студентам, участвующим в НИР, понимания новых тем и ориентирует в смежных областях. Специалистам обзор помогает усваивать такую информацию, которую они не могут получить из учебников из-за их отсутствия.
Поисковая функция. Данная функция обзора облегчает поиск первоисточников, обеспечивая читателя списком литературы по определенной теме и тем самым, превращая обзор в своеобразную информационно-поисковую систему. Преимущество обзора перед обычным библиографическим указателем в том, что в обзоре указывается не только источники, но и дается фактографическая информация, помогающая сделать обоснованный отсев ненужной литературы.
Обзор может одновременно выполнять несколько функций. Например, обзор типа «Ежегодный обзор. » может выполнить одновременно как библиографические, так и учебные, а может быть, и сигнальные функции.
7. Классификация обзоров.
Характеристика отдельных видов
(по Журавель Е.Ш. и Корсунской Г.В.)
Различают аналитические обзоры, содержащие аргументированную оценку информации, рекомендации по ее использованию и реферативные обзоры, носящие более описательный характер. Кроме того, работники библиотек подготавливают библиографические обзоры, содержащие характеристики первичных документов как источников информации, появившиеся за определенное время или объединенных каким-либо общим признаком.
Обзоры подразделяются в зависимости:
Среди аналитических обзоров различают ситуационные, тематические и проблемные.
Проблемные аналитические обзоры создают с целью преодолеть тематическую узость за счет использования сведений из смежных областей науки и техники
Наиболее важным основанием деления является вид анализа обозреваемых источников, который применен при подготовке того или иного вида обзора: анализ документографический (библиографический), фактографический и научно-технический (концентографический). Соответственно различают библиографические, реферативные и аналитические обзоры.
Реферативный обзор имеет целью ориентацию потребителей информации не в документальных, а информационных потоках, т. е. в совокупности фактов и концепций независимо от того, из каких документов они извлечены. Хотя, как правило, реферативные обзоры сопровождаются списком литературных источников, на основе которых они составляются, его можно в принципе исключить без ущерба для познавательного значения реферативного обзора. В результате фактографического анализа из обозреваемых документов отбираются только те факты и концепции (порой всего одна цифра), которые могут служить в качестве «строительного материала» для раскрытия темы обзора. Остальная информация, содержащаяся в источниках, возможно, сама по себе очень ценная, но не имеющая отношения к данной теме, игнорируется. В этом заключается существенное отличие реферативного обзора от библиографического. Последний предполагает обязательное обращение потребителей к первоисточникам, указанным в обзоре.
В процессе создания реферативного обзора иногда смысловая переработка обозреваемых источников достигает такого уровня (это особенно характерно для введения и заключения), что не представляется возможности сослаться на конкретный документ, однако безусловным требованием к реферативным обзорам является необходимая полнота и объективность изложения фактов и концепций, отраженных в литературе.
Составитель реферативного обзора, так же как и составитель информативного реферата отдельного документа, не должен давать критическую оценку обозреваемого материала, т. е. привносить свои личные концепции. Материал должен быть обобщен так, чтобы потребители, на которых рассчитан данный обзор, сами смогли бы сделать необходимые для своей работы выводы. Таким образом, реферативные обзоры, так же как и библиографические, не могут быть отнесены к сфере концентографического обслуживания и являются формой фактографического информационного обслуживания, т. е. результатом информативного свертывания.
Однако оценки ради оценки не бывает. Оценка всегда осуществляется с определенной целью. Поэтому не бывает и просто аналитических обзоров. Каждый аналитический обзор целеустремлен, выполняет определенную функцию. В зависимости от выполняемой им функции, определяемой целевым назначением, обзоры бывают следующих подвидов:
а) обзоры-обоснования, в которых дается оценка состояния вопроса с обоснованием необходимости решения данной проблемы, а также с набором и оценкой альтернативных путей и методов решения. Такие обзоры часто являются частью научно-технических и технико-экономических обоснований, докладов руководству и других документов, на основе которых принимается решение об открытии тем научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ. Обзоры-обоснования служат основной формой информационного обеспечения разработок, применяемой подразделениями анализа и обобщения фирм; часто такие обзоры издаются органами НТИ в виде отдельных брошюр;
в) прогностические обзоры, в которых дается оценка состояния, и определяются перспективные пути развития научно-технического па-правления. Такие обзоры содержат аргументированную оценку существующей ситуации, тенденций, темпов и прогнозов развития направления. Обычно прогностический обзор является частью прогноза, в который входит еще перечень мероприятий, необходимых для достижения поставленной цели. Прогностические обзоры ориентированы, прежде всего на планирующие органы фирм и ведомств. Однако большую ценность представляют они и для руководителей тем и направлений в научно-исследовательских организациях.
Такая видовая классификация аналитических обзоров не исключает того, что обзор одного целевого назначения будет содержать в себе элементы другого назначения. Возможны аналитические обзоры, решающие иные задачи (например, научно-популярный обзор). В будущем важное место займут, вероятно, «интегрирующие» обзоры (межпроблемные, межотраслевые), задачей которых будет компенсировать отрицательные последствия дифференциации наук.
Помимо целевого назначения и вида анализа, обзоры делятся также в зависимости от формы представления, отражающей оперативность обзорной информации: например, обзорная справка, ежегодный обзор, обзорная статья, обзор монографического типа.
Помимо аналитических обзоров, в практике работы служб научно-технической информации вырабатывается целый ряд «промежуточных» аналитических документов (между критическим рефератом и аналитическим обзором), предназначенных для информирования преимущественно руководящих работников и подготавливаемых па основе анализа некоторой совокупности источников; к их числу относятся, например, информация ведущему специалисту, информационная справка, техническая записка и т. п.
В зависимости от характера информации (степени свернутости первичной информации, метода анализа и характера обобщения) обзоры делятся на библиографические, реферативные и аналитические. Этот основной ряд был дополнен в классификации Д. Е. Шехурина фактографическим и прогностическим обзором [ & 36]. С нашей точки зрения, выделение прогностического обзора является закономерным развитием идеи аналитического обзора на новом этапе обобщения. Что же касается фактографического обзора, то он не может считаться самостоятельным типом издания по методу анализа и характеру обобщения: это или реферативный, или аналитический обзор. Его выделение правомерно с позиций характера использования первоисточников.
Библиографический обзор (БО) представляет собой свод библиографических данных о различного рода первичных источниках информации. В задачи БО входит отбор достаточного числа представительных источников, их библиографическое описание и характеристика содержания. Обзоры обычно состоят из двух частей: текста, содержащего сравнительную характеристику основной литературы, и библиографического списка по теме. БО могут носить описательно-информационный характер. Чаще всего такие обзоры преследуют научно-вспомогательные цели и приближаются к исчерпывающим по охвату первичных документов. БО могут быть и рекомендательными. И тогда отбираются и ставятся во главу угла наиболее важные и интересные, с точки зрения составителей, первичные документы. БО служат источниковедческой базой для научной и информационной деятельности. Это первая ступень информационного обобщения.
Аналитический обзор (критический, концептуальный) (АО) содержит всесторонний анализ рассматриваемых первичных документов, их критическую аргументированную оценку и обоснованные рекомендации по существу исследуемых вопросов. АО представляет собой качественно новый тип ИИ, находящийся на грани вторичной и первичной информации. На основе анализа большого числа первичных документов авторы делают самостоятельные выводы о тенденциях развития в определенной области науки, производства, жизни общества, предлагают обоснованные рекомендации по решению поставленных проблем. АО играют важную роль в информационном обеспечении системы управления наукой, производством и общественными процессами. Специальные АО служат для информирования общественности о достижениях науки и производства.
Прогностический обзор (ПО) Содержит оценку тенденций развития науки, производства, общества, на основе которой компетентные органы могут принимать решения в ходе разработки годовых, пятилетних и долгосрочных планов развития народного хозяйства и научных исследований. На базе ПО готовятся предложения по решению первоочередных проблем науки и общественной практики, повышения эффективности деятельности предприятий и организаций.
Эти основные группы ОИ могут быть дифференцированы по ряду признаков.
В соответствии с принципами, принятыми в данном исследовании, ОИ могут быть подразделены по дополнительному функциональному назначению на научные, производственные (практические) и научно-популярные в зависимости от того, какую сферу общественной практики они призваны обслуживать.
АО предназначаются главным образом специалистам высокой квалификации и руководителям всех звеньев управления, которым необходимо принимать решения по вопросам развития НИР и ОКР. Наряду с этим выпускаются АО, рассчитанные на широкие круги читателей. Примером чему могут служить упоминавшиеся ранее обзоры «Наука и человечество».
По характеру информации ОИ могут быть дополнительно дифференцированы в зависимости от широты тематических рамок на комплексные, отражающие широкий круг проблем, и специализированные, посвященные отдельным узким темам и частным проблемам. К комплексным ОИ относятся отраслевые и межотраслевые издания. Отраслевые обзоры освещают проблемы какой-либо отрасли науки или производства в целом, межотраслевые содержат материалы ряда отраслей науки и производства. Обзоры важнейших достижений и тенденций развития основных областей науки и техники в СССР и за рубежом выпускаются всесоюзными органами информации. Так, ВИНИТИ ежегодно подготавливает около 70 различных выпусков «Итоги науки» и «Итоги науки и техники» по естественным и техническим наукам. Центральные отраслевые органы информации подготавливают обзоры достижений и тенденции развития науки и техники в СССР и за рубежом по направлениям соответствующей отрасли.
К специализированным ОИ относятся тематические обзоры, освещающие состояние какого-либо одного вопроса, проблемы, темы. В отличие от комплексных ОИ, дающих широкую, но не детализированную картину, тематические обзоры призваны представлять исчерпывающую характеристику заданной темы в избранных авторами пределах. Примером тематического ОИ может служить работа: Тяпкин Б. Г. Вопросы типологии в современном книговедении: Обзор лит., 1962-1972. М., 1974. (Обзор. информ. Изд. дело), в ней анализируется широкий круг разнородных научных исследований.
Информатики классифицируют ОИ также по типам использованных первичных документов. Традиционно в качестве источников первичной информации использовались опубликованные документы: книги, журналы и газетные статьи, рецензии, авторефераты диссертаций и т. п. Наряду с опубликованными документами сейчас широко применяются и неопубликованные: отчеты о НИР, материалы о производственной деятельности и передовом опыте, о работе совещаний, ежегодные доклады о наиболее важных отечественных и зарубежных достижениях в области науки и производства, выполненные в органах НТИ переводы по специальным вопросам и т. д. Обзор может строиться на основе одного какого-либо типа издания или целого комплекса изданий. Так, обзоры ВИНИТИ учитывают публикации в РЖ, специализированные обзоры могут учитывать разнообразные материалы по теме.
В зависимости от места и языка обозреваемых документов различаются источники отечественные и зарубежные. ОИ могут строиться на оригинальных зарубежных изданиях, на их переводах, выполненных в системе НТИ, или на-переводных советских изданиях.
По структуре издания обзоры могут быть моноизданиями и сборниками. В качестве примера сборника можно привести издания серии «Итоги науки». Так, том 14 «Современных проблем математики» состоит из трех больших обзорных статей.
Обзоры, как правило, снабжаются обширным пристатейным или прикнижным списком литературы с указанием номеров РЖ по каждому источнику, исчерпывающей литературой по теме, а также различными видами указателей: именными, предметными, заглавий и т. д.
По конструкции библиографические и реферативные обзорные издания, как правило, выпускаются в обложке, поскольку они небольшого объема, иногда с иллюстрациями. Аналитические ОИ могут быть большого объема. Такие издания, как «Итоги науки», «Наука и человечество», выходят в переплете и иллюстрируются черно-белыми и цветными рисунками, графиками, таблицами, диаграммами и т. п.
Несмотря на существующие стандарты на практике библиографические издания рассматривались, как правило, изолированно от других информационных изданий. В настоящей главе сделана попытка провести подробный типологический анализ тех и других изданий в общем комплексе.
8. Методика подготовки обзоров
8.1. Методика подготовки обзоров Блюменау Д.И.
Основные этапы работ над обзором.
1-й этап. Начинается с разработки тематического плана (содержания) обзорного документа.
Заканчивается этап разметкой пунктов оглавления обзора цифровой или буквенно-цифровой индикацией с тем, чтобы впоследствии в ходе сбора литературы каждый источник можно было бы идентифицировать индексом с соответствующей части оглавления и тем самым сгруппировать источники по разделам обзора.
2-й этап. Библиографический.
При работе с источниками вторичной информации очень важно определить разделы десятичной классификации или предметные рубрики, соответствующие теме обзора, помня при этом, что тематика далеко не всегда «укладывается» в рамки одного индекса или рубрики.
3-й этап. Аналитический.
Включает в себя 2 подэтапа: а) составление картотеки релевантных документов на основе просмотренных вторичных и первичных источников и б) анализ литературных источников «de-visu».
а) на каждый найденный релевантный документ па карточке составляется библиографическое описание в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1-84 и ГОСТ 7.80-2000, и справа внизу карточки проставляется ее идентификационный индекс, «привязывающий» данный документ к тому или иному разделу;
б) сводится к конспектированию релевантных источников.
В результате выполнения 3-го этапа работы составитель получает два массива документов:
конспекты первоисточников в папке (в рукописной, печатной, либо в электронной форме) располагаются в соответствии с идентификационными индексами но главам, разделам, параграфам. Многие из этих материалов могут иметь пометки, замечания, предложения, исполненные составителем еще на стадии поиска и отбора материалов.
4-й этап. Синтетический.
Каждый квалифицированно составленный обзор наряду с основной частью, о которой речь шла выше, должен включать также введение (причина появления обзора, читательское назначение, хронологический охват литературы), заключение (выводы) и справочный аппарат, состоящий обычно из библиографического списка источников, предметного и именного указателей, а также оглавления и аннотации. Специфика содержания обзора может потребовать включения в справочный аппарат и иных указателей (к примеру, географический, химических формул, глоссарий и т. д.).