Что такое одкб расшифровка и определение какие страны входят
От договора к Организации
История создания, основы деятельности, организационная структура
Организация Договора о коллективной безопасности берет свое начало с заключения Договора о коллективной безопасности, который был подписан в Ташкенте (Узбекистан) 15 мая 1992 года главами Армении, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана и Узбекистана. Позднее к нему присоединились Азербайджан, Белоруссия и Грузия (1993 год). Договор вступил в силу по завершении процедур национальной ратификации 20 апреля 1994 года.
Ключевая статья 4 Договора гласит: «Если одно из государств-участников подвергнется агрессии со стороны какого-либо государства или группы государств, то это будет рассматриваться как агрессия против всех государств-участников настоящего Договора. В случае совершения акта агрессии против любого из государств-участников все остальные государства-участники предоставят ему необходимую помощь, включая военную, а также окажут поддержку находящимися в их распоряжении средствами в порядке осуществления права на коллективную оборону в соответствии со статьей 51 Устава ООН».
Договор о коллективной безопасности заключался сроком на пять лет с возможностью последующего продления. В 1999 году Арменией, Беларусью, Казахстаном, Кыргызстаном, Россией и Таджикистаном был подписан Протокол о продлении Договора о коллективной безопасности, на основании которого сформировался новый состав стран – участниц и установлен автоматический порядок продления действия Договора на пятилетние периоды (Азербайджан, Грузия и Узбекистан прекратили свое членство в Договоре).
До 2002 года Договор по своей сути представлял собой региональное соглашение, которое сыграло важную роль в поддержании тесного сотрудничества и взаимопонимания в военно-политической области.
14 мая 2002 года в Москве Советом коллективной безопасности было принято Решение о придании Договору о коллективной безопасности статуса международной региональной организации.
7 октября 2002 года утвержден Устав ОДКБ. В декабре 2003 году Устав ОДКБ был зарегистрирован в Секретариате ООН. А в 2004 году Организация получила статус наблюдателя в Генеральной Ассамблее ООН.
В соответствии со статьей 3 Устава целями Организации являются укрепление мира, международной и региональной безопасности и стабильности, защита на коллективной основе независимости, территориальной целостности и суверенитета государств-членов. В документе определены следующие принципы, которыми Организация руководствуется в своей деятельности: приоритет политических средств перед военными, неукоснительное уважение независимости, добровольность участия, равенство прав и обязанностей государств-членов, невмешательство в дела, подпадающие под национальную юрисдикцию государств-членов.
Таким образом, 15 лет назад были осуществлены основные организационные процедуры, связанные с юридическим оформлением современного статуса ОДКБ как международной региональной Организации, объединяющей в своих рядах независимые демократические государства, имеющие общие интересы в области обеспечения коллективной безопасности. В состав Организации сегодня входят: Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Российская Федерация и Республика Таджикистан (летом 2006 года членство в ОДКБ возобновил, а в 2012 году приостановил Узбекистан).
Координация совместных действий ОДКБ обеспечивается сформированными в соответствии с Уставом ОДКБ уставными, постоянно действующими рабочими и вспомогательными органами.
Совет коллективной безопасности (СКБ) является высшим органом Организации и состоит из глав государств – членов. Он рассматривает принципиальные вопросы деятельности Организации и принимает решения, направленные на реализацию ее целей и задач, а также обеспечивает координацию и совместную деятельность государств – членов для реализации этих целей. Сессии СКБ проводятся поочередно в государствах – членах по мере необходимости, но не реже одного раза в год.
Председательство в Совете передается в порядке русского алфавита, если Совет не примет иного решения.
За координацию взаимодействия государств – членов применительно к своей компетенции отвечают Совет министров иностранных дел (СМИД), Совет министров обороны (СМО), Комитет секретарей советов безопасности (КССБ).
Секретариат ОДКБ осуществляет организационное, информационное, аналитическое и консультативное обеспечение деятельности уставных органов Организации. Он реализует подготовку проектов решений и других документов органов Организации. Местом нахождения Секретариата является Москва.
Объединенный штаб ОДКБ отвечает за подготовку предложений и реализацию решений по формированию в рамках Организации действенной системы коллективной безопасности, созданию коалиционных (региональных) группировок войск (сил) и органов управления ими, военной инфраструктуры, подготовке военных кадров и специалистов для вооруженных сил, обеспечению необходимым вооружением и военной техникой. Местом нахождения Объединённого штаба является Москва.
Для решения задач, стоящих перед ОДКБ, могут создаваться на постоянной или временной основе вспомогательные органы и рабочие группы, функционирующие по отдельным направлениям деятельности.
В 2016 году на октябрьской сессии Совета коллективной безопасности в Ереване была принята Стратегия коллективной безопасности Организации Договора о коллективной безопасности на период до 2025 года, раскрывающая концепцию дальнейшего укрепления совокупного потенциала ОДКБ с целью её превращения в один из эффективных инструментов международной политики, обеспечивающих мир и безопасность в обширном евразийском регионе в тесном взаимодействии и диалоге со всеми партнерами, разделяющими цели и принципы нашей Организации.
Политическое сотрудничество
С 2011 года в Организации активно действует механизм Коллективных указаний представителям государств – членов ОДКБ при международных организациях, предусматривающих формирование общих подходов по актуальным проблемам международной политики безопасности. В соответствии с Перечнем тем совместных заявлений, утверждаемым СМИД ОДКБ на ежегодной основе, продолжается практика выступлений на различных международных форумах с совместными заявлениями государств-членов Организации.
Важнейшим и приоритетным направлением деятельности ОДКБ является сотрудничество с международными организациями и третьими странами в интересах объединения усилий ради поддержания стабильности и укрепления мира.
Важной сферой деятельности ОДКБ является кризисное реагирование. В октябре 2016 года в Ереване СКБ ОДКБ принято решение о создании Центра кризисного реагирования ОДКБ, на который будут возложены задачи по информационно-аналитическому и организационно-техническому сопровождению принятия уставными органами ОДКБ соответствующих решений в целях кризисного реагирования.
Военное строительство
Цель военного сотрудничества – обеспечить коллективную и национальную безопасность государств – членов Организации путем поддержания в рамках необходимой достаточности и готовности оборонного потенциала каждого государства – члена, сил и средств системы коллективной безопасности ОДКБ к выполнению задач по предназначению в соответствии со статьями 4 и 6 Договора о коллективной безопасности от 15 мая 1992 года и своевременного реагирования на возможные вызовы и угрозы национальной и коллективной безопасности государств – членов ОДКБ.
Основу военного потенциала ОДКБ составляют созданные Коллективные силы оперативного реагирования, региональные (объединенные) группировки войск (сил), Коллективные авиационные и Миротворческие силы, объединенные (совместные) военные системы и объекты военной инфраструктуры. Указанные силы и средства коллективной безопасности составляют Войска (Коллективные силы) ОДКБ.
В рамках реализации Основных направлений развития военного сотрудничества государств – членов ОДКБ на период до 2020 года планомерно совершенствуются созданные на двусторонней основе российско-белорусская и российско-армянская группировки войск (сил), которые развернуты соответственно в Восточноевропейском и Кавказском регионах коллективной безопасности.
В 2001 году в формате ОДКБ сформированы Коллективные силы быстрого развертывания в Центральноазиатском регионе коллективной безопасности (КСБР ЦАР) численностью порядка 5000 человек.
В феврале 2009 года созданы Коллективные силы оперативного реагирования ОДКБ (КСОР), включающие воинские контингенты и формирования сил специального назначения государств – членов ОДКБ общей численностью около 20 тыс. человек, способных выполнять задачи как войскового, так и специального характера.
В рамках совершенствования управления силами и средствами системы коллективной безопасности в ходе ежегодных деловых игр, совместных учений и тренировок осваиваются и практически реализуются требования Решения СКБ ОДКБ «Об организации управления Войсками (Коллективными силами) ОДКБ» от 15 сентября 2015 года.
В 2007 году главами государств – членов ОДКБ подписано Соглашение о миротворческой деятельности ОДКБ, которое вступило в силу и зарегистрировано в Секретариате ООН в 2009 году. Для участия в миротворческих операциях созданы на постоянной основе Миротворческие силы ОДКБ численностью около 3000 военнослужащих вооруженных сил и порядка 600 представителей органов внутренних дел государств – членов. Миротворческие силы ОДКБ могут применяться как в зоне ответственности Организации решением Совета коллективной безопасности, так и за ее пределами по мандату Совета Безопасности ООН.
Осуществляется налаживание международного сотрудничества в области миротворчества. В сентябре 2012 года подписан соответствующий Меморандум о взаимопонимании между Секретариатом ОДКБ и Департаментом операций ООН по поддержанию мира.
Получило развитие сотрудничество ОДКБ с Международным Комитетом Красного креста в различных сферах гуманитарной деятельности.
Одной из приоритетных областей военного строительства в рамках Организации является военно-техническое сотрудничество, регулируемое специальным Соглашением 2000 года. В качестве главного принципа этого сотрудничества предусмотрен льготный режим взаимных поставок продукции военного назначения между государствами – членами ОДКБ по ценам, устанавливаемым ими для собственных вооруженных сил, а также правоохранительных органов и специальных служб.
С целью решения вопросов военно-экономического сотрудничества учреждена и успешно действует Межгосударственная комиссия по военно-экономическому сотрудничеству, в состав которой входят ответственные за этот участок работы вице-премьеры правительств государств – членов ОДКБ, а возглавляет ее Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации. В рамках ее деятельности продолжена работа по развитию кооперационных связей оборонных предприятий государств – членов с предприятиями ОПК Российской Федерации, созданию на территории государств ОДКБ сервисных центров для технического обслуживания и ремонта вооружения и военной техники. На двусторонней и многосторонней основе реализуются кооперационные проекты между государствами – членами Организации.
Противодействие современным вызовам и угрозам безопасности.
В вопросах противодействия современным вызовам и угрозам коллективной безопасности ОДКБ приоритетное значение имеют борьба с международным терроризмом и экстремизмом, незаконным оборотом наркотиков, нелегальной миграцией и торговлей людьми, криминальной и деструктивной деятельностью в информационном пространстве.
С целью осуществления скоординированной деятельности в области снижения спроса на наркотики, профилактики незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, лечения и реабилитации наркозависимых лиц в государствах – членах Организации Договора о коллективной безопасности с 2013 года на системной основе действует Координационное совещание главных наркологов государств-членов Организации.
Реагирование на чрезвычайные ситуации
Ответственность за координацию совместных действий государств – членов в области чрезвычайного реагирования возложена на созданный в 2007 году Координационный совет по чрезвычайным ситуациям государств – членов ОДКБ (КСЧС ОДКБ).
В соответствии с утвержденным СКБ ОДКБ в 2014 году Планом мероприятий по реализации Основных направлений развития системы коллективного реагирования государств – членов ОДКБ на чрезвычайные ситуации в рамках Организации проводится работа по созданию Гуманитарных центров в регионах коллективной безопасности; продолжается разработка правовой базы для обеспечения размещения государственных материальных резервов на территории государств – членов ОДКБ; завершено формирование единого информационно-программного пространства для обмена оперативной информацией и координации совместных действий государств – членов; продолжается работа по координации деятельности международных организаций с целью использования их потенциала при оказании помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях.
Противодействие незаконной миграции и торговле людьми.
С 2008 года в рамках ОДКБ результативно работает Координационный совет руководителей компетентных органов государств – членов ОДКБ по вопросам борьбы с незаконной миграцией (КСБНМ).
Начиная с 2008 года, в формате ОДКБ проводятся оперативно-профилактические мероприятия в рамках операции «Нелегал», направленные на выявление и предотвращение нарушений миграционного законодательства, в том числе гражданами третьих стран.
За это время в ходе проведения операции «Нелегал» были пресечены сотни тысяч преступлений в этой области, задержано свыше 1 600 лиц, находившихся в международном розыске. Только в 2016 году выявлены сомнительные финансовые операции на сумму около 1,5 млрд. долларов США, вскрыты сотни каналов торговли людьми.
Безопасность информационного пространства
В Стратегии коллективной безопасности ОДКБ на период до 2025 года отмечено, что одним из основных факторов, отнесенных к современным вызовам и угрозам коллективной безопасности ОДКБ, является стремление к достижению стратегических целей с использованием силы, в том числе и информационного давления, использование информационных и коммуникационных технологий в целях оказания деструктивного воздействия на общественно-политическую и социально-экономическую обстановку, манипулирования общественным сознанием, применения информационных технологий в так называемых «комплексных» или «гибридных» технологиях.
В формате ОДКБ формирование системы информационной безопасности в интересах государств – членов Организации началось с 2006 года. За это время на уровне Совета коллективной безопасности ОДКБ принято более десяти нормативных правовых актов, регламентирующих сотрудничество государств – членов Организации в этой сфере.
В целях координации совместных действий при Комитете секретарей советов безопасности ОДКБ сформирована Рабочая группа по вопросам информационной политики и информационной безопасности.
Вступил в силу Протокол о взаимодействии государств – членов ОДКБ по противодействию преступной деятельности в информационной сфере.
На постоянной основе реализуются практические мероприятия по противодействию преступности в сфере информационных технологий в формате операции ПРОКСИ (от полного названия «противодействие криминалу в сфере информации»). Основной целью операции является выявление и пресечение функционирования в национальных сегментах сети Интернет информационных ресурсов, содержание которых наносит или может нанести ущерб национальной и коллективной безопасности государств – членов Организации.
Всего в ходе операции ПРОКСИ с 2009 года было выявлено около 80 тысяч информационных ресурсов, имеющих значение для оценки угроз коллективной безопасности. Деятельность свыше 32 тысяч из них приостановлена или заблокирована. При этом выявлено около 60 тысяч фактов, свидетельствующих о возможном совершении преступлений. По итогам проверок полученных материалов возбуждено более 15 тысяч уголовных дел.
В декабре 2014 года Советом коллективной безопасности ОДКБ было принято Решение о создании Консультационного координационного центра Организации Договора о коллективной безопасности по вопросам реагирования на компьютерные инциденты (ККЦ).
В рамках ее деятельности в настоящее время завершается актуализация перечня наиболее важных объектов национальной информационной инфраструктуры, обеспечение безопасности которых требует совместного мониторинга. Налажен процесс обмена информацией о кибератаках.
Кроме того, в учебных заведениях высшего профессионального образования Российской Федерации по различным гражданским специальностям ежегодно обучается порядка 200 представителей государств – членов Организации.
Парламентское сотрудничество
В декабре 2010 года решением СКБ ОДКБ Парламентская Ассамблея внесена в Устав ОДКБ как орган межпарламентского сотрудничества. Основной формой работы Парламентской Ассамблеи являются пленарные заседания, которые проводятся, как правило, не реже одного раза в год. Внеочередные пленарные заседания могут быть созваны Советом ПА ОДКБ.
Организацию деятельности Парламентской Ассамблеи осуществляет ее Председатель и Совет, состоящий из руководителей парламентов (руководителей палат парламентов). В настоящее время Совет возглавляет Председатель Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Володин В.В.
Рабочими органами Ассамблеи являются три Постоянные комиссии: по политическим вопросам и международному сотрудничеству, по вопросам обороны и безопасности, по социально-экономическим и правовым вопросам и Информационно-аналитический правовой Центр, которые проводят заседания два раза в год. Постоянно действующим рабочим органом является Секретариат Парламентской Ассамблеи ОДКБ.
Информационная работа
В информационной сфере работа ОДКБ акцентируется на формировании механизма информационно-аналитического взаимодействия в рамках Организации, координации подходов в информационной политике в интересах коллективной безопасности.
Немаловажную роль в этих вопросах играют Научно-экспертный совет (НЭС) ОДКБ, в состав которого входят представители высокого уровня ведущих научно-исследовательских организаций государств – членов,
В формате ОДКБ активно проводится с акцентом на молодежь культурно-просветительная работа, в рамках которой на регулярной основе проводятся совместные спортивные мероприятия, состязания по военно-прикладным видам спорта.
Информационное сопровождение деятельности ОДКБ и ее рабочих и вспомогательных органов ведется с широким применением возможностей цифровой дипломатии, в том числе на официальном интернет-сайте Организации, а также через регулярное и широкое освещение ее практической деятельности на площадках ведущих информационных ресурсов государств – членов ОДКБ и мировых СМИ.
ОДКБ – что это за организация и почему именно сейчас в ней нуждаются на постсоветском пространстве?
В октябре исполнилось 18 лет, как были подписаны документы о создании Организации Договора о коллективной безопасности. ОДКБ – международная организация, целями которой являются «укрепление мира, международной и региональной безопасности и стабильности, защита независимости, территориальной целостности и суверенитета государств-членов организации». То есть вот она главная цель – чтобы народы жили спокойно. 18 лет – условный возраст совершеннолетия и весомый повод выйти на новый уровень.
Его в пятницу обсудили в Совете Республики, где подчеркнули: Беларусь выступает за развитие потенциала ОДКБ, и теперь речь должна идти о том, чтобы обеспечить безопасность всеми возможными способами. В том числе и через парламентские площадки.
Сергей Рачков, председатель Постоянной комиссии Совета Республики Национального собрания Беларуси : « Мы считаем, что организация ОДКБ уже серьезно окрепла. Мы видим те вызовы и угрозы, которые существуют и стоят перед членами данной организации. Поэтому мы считаем, что необходимо говорить о том, чтобы Парламентская Ассамблея ОДКБ действовала самостоятельно, на самостоятельной площадке и взаимодействовала с другими межпарламентскими структурами, в том числе и Межпарламентской ассамблеей СНГ».
Напомним, в состав ОДКБ входят шесть стран: Беларусь, Армения, Россия, Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан. В разное время эти страны испытывали или испытывают сейчас напряжение. Внутреннее. Но уже достоверно: здесь не обошлось без внешнего вмешательства.
Противостоять в одиночку или всё-таки бороться вместе? ОДКБ – в чём её задача и пришла ли пора проявить тот самый потенциал?
До августа в Минске об ОДКБ говорили в основном хорошее: союз нужный, безопасностью нельзя пренебрегать. Но только говорили. И лишь столкнувшись с реальной угрозой переворота, решили задействовать инструменты организации.
Александр Лукашенко, Президент Беларуси : « События у нас в августе и реакция, прежде всего, России на эти события свидетельствуют о том, что эта организация очень важная и нам её надо развивать. В первом разговоре с Путиным я как раз сказал об этом: теперь мы, наверное, поняли, что такое это ОДКБ и для чего нам эта организация нужна».
Речь о создании резерва российских правоохранителей. Тогда кто-то всерьёз испугался – как, российские военные на улицах Минска? Но ведь Росгвардия могла охранять здания органов власти или важные объекты инфраструктуры. Чтобы не случилось, как в Кыргызстане.
Мы не будем рассуждать, что стоит за переворотом в Бишкеке, но методы, согласитесь, слабо похожи на мирную передачу власти, которую теперь никто не хочет на себя брать.
Ещё одним фактором августовской напряжённости стала мобилизация сил НАТО у границ Беларуси. В Минске расслышали бряцание с литовской и польской стороны. Сидеть и ждать? Ну, нет!
Александр Лукашенко, Президент Беларуси : « Мы в своё время очень точно определились по военной доктрине. Мы кол забили, что всё будет начинаться изнутри, а потом уже будут приглашать иностранные войска. Примерно так могло быть в Беларуси, поэтому мы вынуждены были реагировать. Поднимали пол-армии и вынуждены были демонстрировать силу. Мы пристрелялись – по-военному говоря. Наверное, это образумило за пределами страны – мы имеем хороший кулак и можем очень серьёзно ответить. Поэтому ОДКБ быть. Мы будем очень активно участвовать, даже если кому-то это будет не с руки»
Минску помощь Москвы в итоге не понадобилась. Но выводы Александр Лукашенко сделал. Пока о подмоге не просит Бишкек, хотя Генсек ОДКБ заявил, что рассчитывать на силы организации в Кыргызстане могут. Для понимания: в ОДКБ есть своя армия – коллективные силы оперативного реагирования. Но не только. Если слегка углубиться в историю, ОДКБ создавали во многом как инструмент противодействия экстремистским группировкам Центральной Азии. А потому в организации предусмотрен не только армейский, но милицейский компонент, который должен защищать конституционный строй стран-участниц, и даже силы МЧС на случай стихийных бедствий.
Александр Алесин, военный эксперт : « По мере того, как от Афганистана угроза отпадала, считалось, что это спящая организация, «полунужная». Но вот когда сейчас по периметру ОДКБ возникли горячие точки, первой из которых была Беларусь, все поняли, что инструменты, которые там заложены, они прозорливо заложены и помогают бороться с тем, что сейчас называют гибридной войной».
Будем считать, что с этим разобрались. Но как тогда быть с конфликтом в Нагорном Карабахе? Формально – это территория Азербайджана, а значит – не территория ОДКБ. Но Армения – вторая сторона конфликта – член организации. И как быть? Всё же это тот случай, когда официальная позиция куда важнее мнения любых экспертов. Так возможно ли развитие событий, при котором ОДКБ будет просто вынуждена вмешаться?
Станислав Зась, генеральный секретарь Организации Договора о коллективной безопасности : « Первый – это когда создаются реальные угрозы для безопасности, стабильности, суверенитета и территориальной целостности государства. Любого государства-члена ОДКБ. Второе пороговое значение – в случае агрессии, то есть военного нападения. В этом случае это будет рассматриваться как агрессия против всех наших государств – незамедлительно оказывается всяческая помощь, в том числе военная. Я думаю, не в интересах ни Азербайджана, ни Армении, чтобы конфликт разрастался до региональной войны. Я не вижу такого варианта развития событий. Но я уже ответил, что у нас предусмотрены механизмы, и любое государство-член ОДКБ вправе рассчитывать на помощь».
На самом деле, угроз чуть больше, чем перечислил Генсек. Переброска наёмников – ведь тоже угроза общей безопасности, пусть и скрытая. Впрочем, и за этим в ОДКБ следят. Уже в Минске, говоря о ситуации в Нагорном Карабахе, Зась отметит, что Баку и Ереван – худо-бедно, но начали разговаривать, и ещё кое-что…
Так неужели правда – миротворческие силы ОДКБ могут направить для разрешения спора Баку и Еревана? Теоретически это возможно. Весь механизм организацией прописан. Но любопытно, что учения эти запланировали задолго до того, как вспыхнул Нагорный Карабах.
Станислав Зась, генеральный секретарь Организации Договора о коллективной безопасности : « Сейчас вопрос подключения миротворцев ОДКБ к урегулированию этой ситуации не обсуждается. В повестке дня его нет. Привлечены страны Минской группы ОБСЕ. Именно они являются участниками урегулирования этого конфликта».
Вместе с тем ОДКБ готовится к переговорам с ООН, чтобы в будущем участвовать в миротворческих операциях и под её эгидой. Так что, похоже, ответ на вопрос о приоритетах организации, напрашивается сам собой…
Впрочем, на то это и военные учения, чтобы нести вполне конкретный посыл…
Александр Вольфович, начальник Генерального штаба Вооружённых Сил Беларуси : «Я уверен просто, что такие мероприятия будут остужать горячие головы, которые подливают масла в огонь и пытаются разжечь на территории суверенных стран беспредел просто-напросто».
И пусть ОДКБ называют постсоветским НАТО, это, пожалуй, всё же к лучшему, что в отличие от североатлантического альянса Организация Договора о коллективной безопасности не участвовала ни в одном военном конфликте. Всё же принцип ОДКБ – один за всех и все за безопасность.