Что такое однокоренные слова 3 класс по русскому
Однокоренные слова, что это такое? Примеры
Однокоренные слова — это слова (лексемы) разных частей речи с общим смысловым корнем (примеры: белый, белеть, бело) или одной и той же части речи, но с разными приставками и суффиксами (например: белый, беловатый, беленький).
Однокоренные слова так называются, потому что в своем морфемном составе имеют одну и ту же главную смысловую часть, в которой заключено их общее значение, то есть один и тот же корень. Научимся отличать однокоренные слова, или родственные слова, от их грамматических форм.
Понятие об однокоренных словах
Среди огромного количества слов русского языка можно выделить ряды слов с общей частью, в которой заключено их главное лексическое значение. Конечно же, речь идет о корне и об однокоренных словах.
Эти единицы речи объединяет не просто набор одинаковых букв и звуков, а еще нечто общее, заключенное в слове, общая соотнесенность с чем-либо (предметом, признаком, действием, качеством и пр.), то есть их лексическое значение.
К примеру, словом «смелый» называют отважного и храброго человека, не боящегося трудностей и опасностей. Лексическое значение этого прилагательного заключено в корне смел-, который укажем в морфемном составе близких по смыслу слов:
Все перечисленные слова являются однокоренными.
Однокоренные и родственные слова — это одно и то же?
Чтобы выяснить, что включает в себя понятие «однокоренные слова» и можно ли их назвать родственными, обратимся к примерам.
Рассмотрим ряд однокоренных слов:
Все эти слова разных частей речи связаны с понятием «дом», значит, это однокоренные слова. Их иначе называют родственными.
Другой ряд существительных: «птенец», «птица», «пташка», «птичник», «птичница» — по смыслу связан с птицей. Общей частью этих слов является корень -пт-. Это родственные слова.
В морфемном составе однокоренных (родственных) слов «улица», «переулок», «закоулок», «проулок», «уличный» можем выделить общую часть -ул- — корень слов.
Не следует путать однокоренные слова с грамматическими формами слов. Поясним это на примерах.
Как отличить однокоренные слова от форм слов
Возьмем для исследования слово «дом», которое имеет следующий морфемный состав:
Проследим, как это слово склоняется:
Перед нами не родственные слова, а падежные формы существительного «дом», у которых корень остается один и тот же, а только меняются падежные окончания. Это одно и то же слово, только в другой грамматической «одёжке», которую назовем его формой.
Сравним с рядом однокоренных слов с корнем дом-, приведенных выше.
В этом ряду представлены формы степеней сравнения качественного прилагательного «темный».
Эти слова являются родовыми формами прошедшего времени, особыми формами причастием и деепричастием глагола «болеть».
Сравним с формами глагола «болеть» ряд однокоренных слов:
Видеоурок
Урок русского языка на тему «Однокоренные слова». 3-й класс
Класс: 3
Цели: совершенствовать умения находить однокоренные слова, выделять в словах корень; развивать мышление.
Наглядность: плакат, карточки с заданием, символы “Смайлы”.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, учебники.
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
— Прочитайте предложения. Определите части речи.
Был тёплый денёк. Светило яркое солнышко. Две девочки сидели на скамейке. Они говорили о школе.
— Дайте определение каждой части речи.
III. Самоопределение к деятельности.
1. Прослушайте сказку “Семья слов”.
Давно это было. На одной волшебной поляне поселились корни. Они обладали удивительной способностью разрастаться.
Когда корень разрастался, из него появлялись новые слова- веточки, и назвали их ОДНОКОРЕННЫМИ. А так как они все были дети одного корня-папы, то ещё их назвали родственными.
Общую часть родственных слов так и зовут с тех пор КОРНЕМ.
Однокоренные родственные слова соорудили корню домик, вот такой округлый и уютный.
Учитель показывает карточку с обозначением корня.
— Сформулируйте тему урока.
Учащиеся: тема урока “Однокоренные слова”.
Учащиеся читают на плакате:
Так же как и у кустов,
Корень слова есть у слов.
2. Прочитайте слова на доске. Спишите, выделите в них корень.
лес сад цвет лесок посадка цветок лесной посадил цветной лесник садовник цветник
IV. Работа по теме урока.
1. Прочитайте стихотворения на интерактивной доске, найдите однокоренные слова, выделите в них корень.
Жило-было слово ход,
В слове выход,
В слове вход,
В слове ходики стучали
И в походе вдаль шагали.
Ряд, рядочек, рядовой,
Хор, хормейстер, хоровой,
Зуб, зубной, зубок, зубастый,
Цвет, цветок, цветной, цветастый.
2. Работа по учебнику.
— Найдите однокоренные слова, выделите корень.
— Расскажите правило соседу по парте.
Правило: Однокоренные слова – это слова, которые имеют одинаковый корень с одним и тем же значением.
3. Вставьте пропущенные буквы. Подумайте, есть ли в предложении родственные слова? (Учащиеся читают запись на доске).
Дед Егор в густом л.су
Встретил рыжую л.су.
Лиска, л.сонька, л.са!
Ты в каких живёшь л.сах?
Лисий хвост замёл сл.ды,
Где л.сичка? Видел ты?
(Бетенькова М.Н.)
4. Выполнить упр. №108(с.61).
Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка работ.
Потрудились – отдохнём,
Встанем, глубоко вздохнём.
Руки в стороны, вперёд.
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать.
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили, всем улыбки подарили.
VI. Закрепление изученного.
1. Найдите в пословицах однокоренные слова.
— Выпишите однокоренные слова парами и выделите в них общую часть – корень.
Секрет корня в том, что родственные слова должны быть связаны по смыслу. Слова, близкие по смыслу, но не имеющие общей части – не родственные.
2. Грамматическая сказка.
— Прослушай те сказку.
Родня ли Гусеница Гусю?
— Я Гусь, это Гусыня, это наши гусята.
— Я ваша тётка – Гусеница.
Есть ли в этом рассказе “родственники”?
Петя выписал: гусь, гусыня, гусята, гусеница.
Алёша сказал, что гусеница – не родственное слово.
— Ведь гусеница сама сказала, что она родственница, значит, родственное слово.
3. Работа по учебнику.
— Прочитайте. Запишите группы однокоренных слов. Выделите в них корень.
Знакомство с новым словом из словаря.
Каким словом можно заменить слово картошка? (Это слово картофель).
Картофель – клубнеплод, богатый крахмалом.
— Из каждой тройки слов исключить не родственные слова.
(Работа с карточками).
1. Водитель, водит, вода
2. Вода, водичка, водить.
3. Коса, косичка, косить.
4. Желток, железо, жёлтый.
5. Циркуль, циркач, цирк.
6. Часовщик, час, часть.
— Какие слова называют однокоренными?
— Оцените свою работу на уроке.
( Учащиеся показывают карточки “Смайлы”).
VII. Подведение итогов.
— Что вам понравилось на уроке?
— Какие задания были наиболее интересными?
Домашнее задание: выучить правило, с.61, выполнить упр. №111, с.62.
Конспект урока по русскому языку в 3 классе «Корень слова. Однокоренные слова»
Урок № 34 Класс___ Русский язык Дата___
Тема: КОРЕНЬ СЛОВА. ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА
Цели: уточнить представления о признаках родственных слов; формировать умение выделять корень в словах. Развивать умения различать однокоренные слова и выделять в них корень, единообразно писать гласные
и согласные в корне однокоренных слов воспитания у детей интереса к русскому языку, терпения, трудолюбия. воспитывать у учащихся бережное отношение к родному слову;
Личностные: Ориентируются на развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе выполнения
совместной деятельности; проявляют интерес к изучению русского языка
Метопредметные:Познавательные: находят языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий, строят несложные рассуждения; осуществляют анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям.
Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем; выполняют учебные действия в умственной и громкоречевой форме, планируют свои действия для решения задачи, учитывают правило в планировании способа решения.
Коммуникативные: строят монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи; участвуют в диалоге, общей беседе, совместной деятельности; ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии
Предметные Знают определение корня, умеют выделять его в слове; знают, что такое однокоренные слова, их признаки;
умеют находить однокоренные слова; находят слова с изученными орфограммами, видят сигналы орфограмм, выполняют орфографический разбор
Основные понятия: Корень слова, однокоренные слова, признаки однокоренных слов; орфографический разбор, словообразовательный разбор слова
Тип урока: комбинированный
УМК: Доска, интерактивная доска, проектор, карточки для индивидуальной работы
Ход урока
I. Организационный момент
II. Минутка чистописания
-Скажите, ребята, какая орфограмма в слове труд? _ что значит труд – работа
-А какие пословицы о труде вы знаете? (называют)
-2. Словарная работа. Работа в парах.
А сейчас мы выполним задание, оно не простое- волшебное. И поможет это задание определить тему урока
— Возьмите карточку №1.
Вставьте в слова пропущенные буквы и запишите их
…расная площадь, м. роз, Россия, метро, Инна, компьютер.
Проверим по слайду. СЛАЙД 1
Красная площадь, мороз, Россия, метро, Инна, компьютер.
— А какие это слова? (словарные)
— Какое слово получилось?
— А что же такое корень?
-Где это слово нам встречается?
На уроках окружающего мира,
Корень важная часть растения
Корень зуба, внутренняя часть зуба
корень слова. Часть слова
А ну ка давайте посмотрим значение этого слова в словаре (стр. 153)
Какое это слово? – многозначное, много значений
Значит корень есть и у слова
И вот, сегодня, мы узнаем что такое корень слова, будем учиться находить корень в словах и подбирать однокоренные слова.
А сейчас послушаем сказку слайд 6
Жил-был много лет назад корень ЛЁТ.Нашли его люди и думают: «что с ним делать?» А корень и говорит
— Посадите меня. И я разрастусь в большое, красивое дерево.
Посадили люди корень лет. и стал он расти пришли люди и увидели какое дерево выросло. Это дерево не простое. оно из слов И все эти слова получились из одного корня Давайте прочитаем эти слова
Люди из сказки тоже прочитали эти слова
Как вы думаете, что они заметили, может и вы что то заметили в этих словах?
(слова похожи, у них есть общая часть, и они близкие по значению. И люди тоже заметили, что все эти слова похожи и тогда они решили, что общую часть называть корнем слова, а слова с одинаковым корнем называть однокоренными или родственными
— Сформулируйте тему урока. СЛАЙД
Открываю запись на доске.
Сказка помогла нам определить тему урока?
— Чему вы должны научится на уроке? СЛАЙД 4
(подбирать родственные слова и находить в них корень)
3. Работа с учебником. Понятие корень слова.
-Работаем по учебнику с. 74, упр. 130.
— Что нужно сделать в этом упражнении?
Назовите однокоренные слова. Почему вы так считаете? Объясните лексическое значение каждого слова. Какая орфограмма встретилась в этих словах?
– Как пишется корень в однокоренных словах?
Вывод Корень-это главная значимая часть. В корне заключено общее значение.
А мы продолжим нашу работу с небольшого исследование.
Перед вами слова, прочитайте
Есть у этих слов общая часть?
А все ли эти слова родственные?
вода, водитель, водичка
Может какое то слово заблудилось? Почему?
Корень у них одинаковый, почему оно заблудилось?
(потому что значение у него разное)
(Какие слова называются однокоренными?
(одинаковый корень, общее значение
Спишите только родственные слова и запишите еще два слова и выделите корень
— Какой вывод вы сделали, выполнив это задание?
Задание помогло нам увидеть, что в корне заключен смысл слова, а от него растут другие слова
— Очень хорошо. Молодцы!
Давай те познакомимся с правилом, в учебнике на стр. 75 слайд 12
Учебно-познавательная игра «Найди родственника».
— Сейчас проведём игру «Найди родственника»
А какое сейчас время года?
Что характерно для этого времени года? (идут дожди, листья опадают, дует ветер)
Вот и к нам в класс залетел ветерок, и перепутал все листья. Давайте мы их соберем в группы и запишем их, выделим в них корень
Гора, сокол, сок, горевать, лист, соколиный, стол, горный, столовый, лес, лесной.
А какие листья остались без родственников? Затерялись они под сильным ветром.
Давай те мы найдем для них пару родственных слов.
-Предлагаю поработать в группах.
Цель: умение находить однокоренные слова, объединять их в группы.
Игра «Узнай, кто это»
— Отгадайте загадки. Запишите отгадки, подберите к ним однокоренные слова. Выделите в словах корень.
Кто рыбачит на реке
С тонкой удочкой в руке? (Рыбак, рыба, рыбалка, рыбачит.)
Кто хлопочет с поварёшкой,
Варит вкусный суп с картошкой? (Повар, сварил, варенье.)
Кто на ранней зорьке встал,
Плугом поле распахал? (Тракторист, трактор.)
Кто пасёт овец и коз
там, где луг травой зарос? (Пастух, пастбище.)
-Ребята, наш урок подходит к концу.
— Прочитайте пословицы:
Учиться всегда пригодится.
Учёба и труд всё перетрут.
Корень учения горек, а плод сладок.
Давайте вспомним что такое пословица Это меткие выражения.
И пословицы не всегда понятны с первого раза
Объясните смысл пословиц.
(Выслушиваются мнения детей, идёт работа над смыслом пословиц)
1 пословица: знания никогда не бывают лишними, человек всю жизнь узнаёт что-то новое и это его выручает
2 пословица: если быть терпеливым и трудиться, то всего можно добиться.
3 пословица: учиться тяжело, зато много пользы от учебы, от полученных знаний, которые в жизни всегда пригодятся.
Можно ли сказать, что слова из пословиц подходят к теме нашего урока? ДА.
В пословицах есть однокоренные слова.
— Учиться тяжело, зато много пользы от учения…
— А какую еще связь с нашим уроком вы заметили?
— Назовите эти слова. Какой корень у этих слов?
— Мы достигли цели урока?
— Что такое корень слова?
— Какие слова мы называем однокоренными?
— Как найти в слове корень?
— Почему корень учения горек, а плод сладок?
— Выберите любое предложение и продолжите. СЛАЙД 17.
Сегодня на уроке я узнал …
Урок заставил меня задуматься о …
А особенно мне удалось …
Мне было интересно, потому что…
Правила с. 74-75 выучить правило, № 132, 133.
Внеклассное занятие по русскому языку «Звонкие и глухие согласные в середине слова перед согласными и на конце слова» Внеклассное занятие по русскому языку » Звонкие и глухие согласные в середине слова перед согласными и на конце слова» Цель занятия: закрепить.
Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе «Устойчивые сочетания слов» ]Тема «Устойчивые сочетания слов» Цель: создать условия для открытия детьми новых знаний по теме урока Тип урока: урок открытия новых знаний.
Конспект урока по русскому языку в 3 классе «Написание существительных с суффиксом — ищ-» ГАПОУ СО «Саратовский областной педагогический колледж» Конспект урока русского языка на тему: «Написание существительных с суффиксом.
Конспект урока по русскому языку во 2 классе «Как мы используем алфавит?» по УМК «Школа России» Конспект урока по русскому языку. Тема: «Как мы используем алфавит?» Цель: повторить порядок букв в алфавите, названия букв. Планируемые.
Конспект урока по русскому языку во 2 классе «Общее понятие об однокоренных словах» Планируемые результаты: Личностные формирование устойчивой положительной самооценки, следствие в поведении моральным нормам и этическим.
Конспект урока по русскому языку «Сжатое изложение» в 8 классе Основная цель урока – научить писать сжатое изложение на материале публицистического текста. Пахнет хлеб и солнцем, и землёй, И слезой,.
Однокоренные слова. Корень слова. Русский язык. 3 класс. Конспект урока
УМК «Русский язык. 3 класс» Т. Г. Рамзаевой.
Миссия школы при исправительной колонии заключается в том, чтобы обучающиеся-осужденные, отбывая срок наказания, научились жить в современном обществе, исправлять свои жизненные ошибки, пересмотрели своё негативное отношение к школе, стремились повысить своё образование и, в первую очередь, моя задача состоит в том, чтобы научить писать грамотно. И в заключение хочу сказать, что, работая в нашей школе, мы можем позитивно влиять на наших обучающихся, создавать условия для их самореализации, развивать в них нравственные общечеловеческие ценности, осуществлять ресоциолизацию осуждённых.
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Цели урока:
Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные: воспитывать интерес к изучаемому предмету, самостоятельность.
Оборудование и материалы: карточки, раздаточный материал.
Формы работы: коллективная, групповая, парная, фронтальная, индивидуальная.
Методы: частично-поисковый, проблемный.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Минутка чистописания
III. Словарная работа
(Взаимопроверка, обмениваются тетрадями).
IV. Сообщение темы урока
У: А теперь послушайте загадку. Что общего есть у дерева, зуба, волоса и слова?
Учитель: Правильно. Все вы прекрасно знаете, что всё в нашем мире из чего-нибудь состоит (вспомним урок окружающего мира по теме «Тела, вещества, частицы»). Например, облака состоят из мельчайших капелек воды, воздух состоит из смесей различных газов, наш класс – из учеников, наша речь состоит из предложений, предложения из слов. А слова, которые мы произносим и пишем, тоже имеют свой состав, они сделаны из разных частичек. И каждая из этих частичек вносит в слово свою часть смысла. Но есть в словах и самая главная частичка, без которой и не будет никаких слов. Кто догадался, о какой частичке веду я речь? (О корне)
У.: Правильно. Я говорю о корне. Но слово корень, как мы убедились, – многозначное. Это и подземная часть дерева, и внутренняя часть зуба, волоса, ногтя и часть слова. У всех этих слов есть общее значение – они важная часть своих предметов. А мы будем на уроке говорить о корне, как о главной части слова.
V. Изучение нового материала
1. Наблюдение над однокоренными словами, значением корня.
Мотивация
У.: Послушайте сказку.
Много-много лет тому назад нашел старик странное семечко. Он решил его посадить в землю и посмотреть, что же из него вырастет. Сначала из семечка вырос странный корень. Вот он. (Карточка с корнем – сад перевернута словом к доске. Учитель прикрепляет ее на доску). Затем из этого корня стали отходить ростки. Были они чем-то похожи на этот корень, но и свое в каждом было. Вот эти отростки. (Карточки со словами рассада, садовник, садовод, посадки прикрепляются на нарисованные, на доске ветки дерева). И выросло вот такое дерево!
У.: Из чего же состоит это дерево?
У.: Прочитайте внимательно слова. (Обучающиеся читают слова) Посмотрите, может быть, вы мне сами назовёте общую часть этих слов, из которой выросли все эти слова? (Ответы обучающиеся)
У.: Правильно, это часть – сад. (Учитель переворачивает карточку-корень).
– Чем похожи все эти слова?
О.: У них есть общая часть.
У.: Как она называется?
У.: А как называются слова, у которых есть общая часть? (Однокоренные, родственные).
Фронтальная работа. Постановка учебной задачи (проблемы) и поиск решения учебной задачи (проблемы)
У.: Правильно. Давайте сами «вырастим» такие слова из корня. Например, из корня – ход. (На доске написано слово «ход»). Записываем слова на доске и в тетрадях. (Обучающиеся называют слова: выход, выходить, поход, походка, обход, обходить, выходка, переход; записывают в тетрадь, один ученик работает у доски).
У.: Вот, сколько слов у нас получилось вырастить из одного корня. Прочитайте их. (Обучающиеся читают записанные слова). Чем похожи эти слова?
О.: У них есть общая часть.
О.: Это часть – корень – ход.
У.: Правильно, корень – ход. Давайте выделим этот корень специальным значком – дугой во всех словах. (Выделяют корень – ход во всех записанных словах).
У.: А теперь попробуйте прочитать только корень (Читают).
У.: Вы поняли, что означает это слово? (Да).
– Давайте уточним значение слова ход в толковом словаре. Ход – движение, перемещение в каком-н. направлении.
– Теперь попробуйте закрыть корень и прочитать оставшиеся части. (Читают.)
– Ясен ли смысл слов? (Нет.)
– Какой же мы сделаем вывод, что такое корень? (Ответы обучающихся.)
У.: Правильно, корень – это главная часть слова. В корне заключён смысл слова. В корне передается значение слова. От него «растут» другие слова.
– А теперь прочитаем правило в учебнике. Откройте учебник на странице 99 и прочитайте правило самостоятельно.
– Прочитали? Тогда ответьте мне на вопрос: что такое корень слова? (Выслушиваются ответы нескольких обучающихся).
О.: Корень – это общая часть однокоренных слов, в которой передается их основное значение.
У.: Приведите примеры однокоренных слов (ответы обучающихся). Прочитайте правило еще раз.
2. Работа над двумя признаками однокоренных слов (Проблемный метод).
Дидактическая игра «Найди свой дом».
– А сейчас мы поиграем. У меня три домика. В первом живёт корень «земл», во втором – «звер», в третьем – «вод». У вас на столах карточки со словами. Прочитайте внимательно и найдите домик для своего слова.
– Начинаем заселять дома: (по очереди прикрепляют свои слова).
Постановка проблемы: как различать однокоренные слова со словами с одинаковым корнем?
У.: Внимательно посмотрите и скажите, у всех ли слов в каждом столбике одинаковые корни? (Да)
– Все ли слова в каждом столбике одинаковые по смыслу? (Находят лишнее).
– Верно, слово водитель «лишнее». Значит однокоренные слова – это, какие слова? (Ответы обучающихся).
– Верно, однокоренные слова имеют общий корень и одинаковое значение, смысл (признаки).
У.: Какой вывод можно сделать?
О.: У всех однокоренных одинаковый корень и одинаковое значение.
У.: Мы с вами только что выделили 2 признака однокоренных слов.
– А как написан корень в однокоренных словах?
У.: Правильно, корень в однокоренных словах пишется одинаково. И это вам нужно будет запомнить.
– А чтобы лишнему слову не было «скучно», подберём ему однокоренные слова и запишем их, корень выделим. (Письмо с комментированием учителя. Обучающиеся называют слова, учитель пишет на доске и проговаривает, Обучающиеся пишут в тетрадях: водитель, приводить, провод, проводка, подводить, проводы).
(После записи выделяется корень в словах.)
У.: Закончили работу? Обменяйтесь тетрадями друг с другом. Проверьте работы, поставьте отметки (работа в парах, взаимопроверка).