Что такое однопалатный парламент и двухпалатный парламент
Разница между однопалатным и двухпалатным законодательным органом
Однопалатные и двухпалатные законодательные органы являются правительствами двух типов. главное отличие между однопалатным и двухпалатным законодательным органом является то, что однопалатный законод
Содержание:
Однопалатные и двухпалатные законодательные органы являются правительствами двух типов. главное отличие между однопалатным и двухпалатным законодательным органом является то, что однопалатный законодательный орган состоит из одной палаты парламента, тогда как двухпалатный законодательный орган состоит из двух палат или палат парламента.
Что такое однопалатный законодательный орган
Однако есть и недостатки однопалатности. Основной целью многокамерных законодательных органов является справедливое представительство различных слоев общества. Эта цель не выполняется в однопалатном режиме.
Что такое двухпалатный законодательный орган
Основное намерение создания двухпалатного законодательного органа состоит в том, чтобы отдавать разные голоса отдельным слоям общества. Эта система справедливо представляет все социальные группы. Однако, поскольку есть две палаты, законотворчество может быть неэффективным, как в случае однопалатного законодательного органа. Двухпалатному законодательному органу может потребоваться много времени для принятия закона, поскольку он должен быть одобрен обоими советами. Кроме того, много ресурсов, деньги должны быть использованы для поддержания такого рода законодательных органов.
Разница между однопалатным и двухпалатным законодательным органом
Однопалатный Законодательный орган имеет только одну камеру, дом или собрание.
Двухпалатный Законодательный орган имеет две камеры, дома или сборки.
страны
Однопалатный Законодательный орган практикуется в Китае, Ватикане, Венгрии, Иране, Новой Зеландии, Норвегии, Швеции и др.
Двухпалатный Законодательный орган практикуется в США, Великобритании, Франции, Канаде, Италии и др.
Однопалатный Законодательный орган более эффективен при принятии законов.
Двухпалатный Законодательный орган не так эффективно, как однопалатный законодательный орган в принятии законов.
справедливость
Однопалатный Законодательный орган не могут справедливо представлять разные слои общества.
Двухпалатный Законодательный орган справедливо представляет разные слои общества.
Структура, состав и внутренняя организация парламента и его палат
Одним из определяющих моментов в характеристике парламентов как общего явления и определения особенностей представительных органов отдельных государств является их структура.
Под парламентом обычно понимают однопалатное представительное учреждение или нижнюю палату двухпалатного парламента, хотя с юридических позиций это понятие гораздо сложнее. В англосаксонском праве парламент – это триединое учреждение, включающее главу государства (монарха в Великобритании, президента в Индии), верхнюю и нижнюю палаты (закон, как правило, может быть принят при согласии этих трех составных частей). В континентально праве (Германия, Франция) под парламентом понимаются две его палаты, глава же государства не является составной частью парламента. В некоторых странах (Финляндия) глава государства рассматривается как часть однопалатного парламента. Иногда парламентом считается только однопалатный законодательный орган.
Виды парламентов: однопалатные и двухпалатные.
Однопалатные парламенты существуют почти в 70 странах мира (Болгария, Греция, Дания, Израиль, Египет, Новая Зеландия, Португалия, Турция, Венгрия). Они характерны как для небольших государств или государств с авторитарным и тоталитарным политическими режимами, так и для унитарных.
Преимущественно страны мира имеют двухпалатные парламенты (двухпалатность – бикамерализм). Двухпалатность присуща как для федеративных государств, так и для унитарных.
До 2-й мировой войны двухпалатность (бикамерализм) рассматривалась как признак парламентаризма. В послевоенные годы достаточно широкое распространение получили однопалатные парламенты (Греция, Дания, Португалия, Швеция, государства Азии и Африки, Центральной и Восточной Европы). В настоящее время однопалатные парламенты существуют примерно в половине стран Европы. Однако характерно, что в последние годы Польша, Румыния, Словения, Чехия и Хорватия возвратились к двухпалатным парламентам.
В том случае, если отказ верхней палаты согласится с решением нижней палаты может быть преодолен последней, верхняя палата считается слабой (Великобритания, Польша и др.); если без согласия верхней палаты закон не может быть принят, то она является сильной (США, Италия).
Существенное значение для характеристики структуры парламентов играет порядок формирования их палат. Однопалатные парламенты и нижние палаты парламентов формируются в подавляющем большинстве случаев путем всеобщих прямых выборов. В качестве исключения из этого правила можно привести Всекитайское собрание народных представителей, которое избирается собраниями народных представителей автономных областей, провинций, городов центрального подчинения, собраниями военнослужащих. Кроме того, в отдельных государствах часть членов парламента может избираться на косвенных выборах. В некоторых странах резервируются места для сторонников определенных религий и национальностей, а также для женщин. Существуют и другие исключения.
В формировании верхних палат наблюдается значительное разнообразие. Наиболее распространенными способами являются следующие:
1. Формирование верхних палат посредством непрямых (многостепенных или косвенных) выборов. Наиболее типичные примеры дают Индия, Норвегия и Франция.
Совет штатов Индии формируется следующим образом: 12 членов назначаются президентом, 238 парламентариев избираются выборными членами законодательных собраний штатов по пропорциональной системе, посредством единого непередаваемого голоса, то есть путем двухстепенных выборов.
Сенат Франции формируется посредством дву- и трехстепенных выборов. В выборах участвуют генеральные советники, затем депутаты Национального собрания и региональные советники, и, наконец, делегаты или их заместители, избранные муниципальными советами.
2. Формирование верхних палат посредством прямых выборов, хотя и с некоторыми отличиями от той системы, которая применяется в соответствующих странах при формировании нижних палат. Типичными примерами является формирование верхних палат парламентов США, Италии и Японии.
Сенат США избирается непосредственно населением, но не по территориальным избирательным округам, как члены палаты представителей, а от каждого штата по два сенатора по мажоритарной системе относительного большинства.
Сенат Итальянской Республики избирается посредством прямых выборов по смешанной мажоритарно-пропорциональной системе, количество мест определяется исходя из численности населения области.
4. Формирование верхних палат посредством назначения. Одним из наиболее показательных в этом отношении является Бундесрат ФРГ, который состоит из членов правительств германских земель, делегируемых этими правительствами. Смена правительства автоматически влечет смену представительства от данной земли.
5. Смешанный порядок формирования, в котором сочетаются элементы выборности, назначения и наследственности применяется при формировании сенатов Бельгии и Ирландии.
6. В Великобритании длительное время сохранялся феодальный способ формирования верхней палаты, который в последние годы претерпевает определенные изменения, Закон 1958 года распространил пожизненное пэрство на женщин, а законом 1963 года право занятия мест в палате лордов предоставлено всем шотландским пэрам, которые до этого избирали лордов из своей среды. С 1999 г. началось реформирование Палаты лордов, которое предусматривает существенные изменения порядка ее формирования и сокращение численного состава.
Имеется закономерность между способом формирования верхних палат и объемом их компетенции и правовым статусом. Чем дальше отстоит процесс формирования от электората, тем меньше объем их компетенции.
Организация парламентов в значительной мере зависит от их состава. Численность парламентов часто устанавливается в конституциях. Численность нижних палат практически всегда больше, чем верхних.
Характеризуя общую организацию работы большинства парламентов следует отметить, что они работают сессионно.
Сессия– определенный период времени, когда парламент и его палаты проводят пленарные заседания, рассматривают законопроекты и принимают соответствующие решения.
— первая (учредительная) – проводится после формирования состава парламента; решаются организационные вопросы. На первой сессии формируются комитеты и постоянные комиссии, избирается или назначается председатель или руководящий орган, формируется коалиция и определяются приоритетные направления работы в дальнейшем.
— очередная – созывается главой государства (Япония), по решению правительства или главой парламента или руководящим коллегиальным органом на протяжении года проходит две сессии (Бразилия), а также возможно их проведение один раз в год (Великобритания, Египет).
Количество сессий в год и время их проведения решается непосредственно парламентом (Германия) или четко определяются конституцией или регламентом (Италия, США).
В некоторых странах этот вопрос решает глава государства (Япония).
— внеочередная и чрезвычайная сессии – созывается по требования председателя палаты (Италия), а также главы государства (Филиппины), по требованию правительства (Испания, Франция, Япония).
Во время такой сессии решаются вопросы, в связи с которыми она была созвана.
Чрезвычайная сессия обычно созывается в случае введения на территории государства или его части военного или чрезвычайного положения.
Перерывы между заседаниями называют парламентскими каникулами.
Сессионные заседания обычно открытые. Закрытые заседания проводятся по решению парламентариев. Квоты для принятия такого решения при этом устанавливаются самые различные.
Прекращение полномочий парламента происходит по различным основаниям. В обычных условиях парламент прекращает свои полномочия после избрания нового состава парламента, как только он приступит к работе. Досрочный роспуск парламента чаще всего происходит по следующим основаниям: если парламент неоднократно отклонял кандидатуру главы правительства, предложенную президентом (Например, трижды в России); при выражении недоверия правительству по инициативе парламента; если парламент не может сформировать правительство в определенный срок; если он не выразил доверия правительству, которое он же сформировал; при отказе в доверии, когда этот вопрос ставится правительством; если парламент в течении определенного срока не может начать пленарные заседания и др.
Роспуск однопалатного парламента или нижней палаты может быть ограничен рядом условий: в условиях военного или чрезвычайного положения, в течение определенного времени до окончания срока полномочий парламента или окончания срока полномочий президента и др.
Важнейшими элементами структуры палат парламента являются парламентские фракции, руководящие органы и комиссии. Они своей деятельностью обеспечивают функционирование представительного органа, реализацию его заданий.
Парламентские фракции (группы, клубы) создаются по принципу принадлежности депутатов к той или иной политической партии, блоку партий, имеющих представительство в парламенте. Объединение по иным принципам обычно не допускается, хотя существуют государства, где в парламенте функционируют объединения депутатов на основе региональных, профессиональных и других интересов.
Обычно представитель наиболее крупной фракции избирается председателем палаты, его заместители представляют другие фракции.
Наиболее крупная фракция, находящаяся в оппозиции, обычно создает свой “теневой кабинет”: Выделенные фракцией лица следят за работой министров и готовятся занять их место в случае победы на выборах.
Руководящие органы парламентовбываютиндивидуальные и коллегиальные. В англоговорящих странах, Японии и некоторых других государствах руководство палатами осуществляется их председателями. В однопалатных парламентах и нижних палатах председателя избирают сами депутаты, иногда только на время сессии. Однако реально они остаются на протяжении всего периода работы парламента данного созыва.
В англоговорящих странах председателя парламента называют “спикером”. Полномочия его в разных странах различны. Обычно спикер следит за соблюдением регламента, руководит дебатами, организует исполнение парламентских решений и т.п.
В состав коллегиальных органов кроме председателей и их заместителей могут входить секретари и квесторы. Последние поддерживают порядок в зале заседаний, кулуарах, буфете, обеспечивают подсчет голосов при открытом голосовании.
Роль коллегиального органа в руководстве парламентом достаточно ограничена. Главную ответственность за ведение парламентских дел несет председатель этого органа. Коллегиальные руководящие органы палат парламентов обычно рассматриваются как рабочие органы палат. В большинстве стран эти органы не выполняют политические функции общего характера и ограничиваются внутри парламентскими делами.
Кроме руководящих органов, в парламентах нередко создаются другие коллегиальные структуры, которые также решают сугубо организационные вопросы и, в частности, занимаются парламентской процедурой. Это конференции председателей и т.п. В их состав, кроме руководителей палат, входят председатели постоянных парламентских комиссий (Франция) или руководители фракций (Австрия, Бельгия, Португалия).
Главным элементом внутренней структуры палат парламентов являются комиссииили комитеты. Теоретически их роль сводится, прежде всего, к подготовке вопросов, которые затем рассматриваются на сессионных заседаниях. Однако, зачастую, эти вопросы фактически решаются в комиссиях, а парламенты их затем формально утверждают. Кроме того, важнейшей их функцией является детальное рассмотрение законопроектов.
Комитеты (комиссии) парламентов могут быть постоянными либо временными.
В ряде случаев могут создаваться подкомиссии (подкомитеты).
В подавляющем большинстве случаев комитеты (комиссии) имеют предметно-определенную компетенцию. Их система в известной мере соответствует системе министерств, деятельность которых подконтрольна этим комитетам.
В некоторых случаях палата парламента может принимать решение о преобразовании в комитет всей палаты. При такой ситуации комитет только обсуждает вопросы, но не принимает решения.
Во Франции при проведении закрытых заседаний палата преобразовывается в секретный комитет.
В двухпалатных парламентах комиссии создаются в каждой палате. Наряду с этим существует практика создания объединенных комиссий (комитетов) на паритетных началах.
В случае возникновения разногласий между палатами парламента могут создаваться временные согласительные комитеты.
Еще одной разновидностью парламентских структур являются следственные комиссиииликомитеты по расследованиям. Они расследуют дела, имеющие общественный резонанс.
Основной принцип формирования комитетов (комиссий) – пропорциональное представительство депутатов от фракций парламента.
Парламент может создавать и другие органы, не входящие во внутреннюю структуру палат. Наиболее распространенными из них являются:
— счетные (контрольные) палаты, осуществляющие контроль за бюджетной дисциплиной, финансовой и хозяйственной деятельностью;
Аппарат парламента включает три вида органов и лиц:
— консультанты парламента, выполняющие работы по подготовке разовых экспертных заключений;
— личные помощники парламентариев, их референты и секретари.
Парламент
В Армении, Молдавии, Грузии, Бельгии, Азербайджане, Великобритании, Греции, Италии, Канаде, Румынии, Франции, Чехии, Южной Осетии Казахстане и некоторых других странах парламенты имеют одноимённое название. В конституциях России [1] (Федеральное собрание), Киргизии (Жогорку Кенеш), Таджикистана (Маджлиси Оли), Туркмении (Меджлис), Украины (Верховна Рада), Израиля (Кнессет), Монголии (Хурал), Сербии и Черногории (Скупщина), Болгарии (Народно събрание), Македонии (Собрание), Польши, Латвии и Литвы (во всех трех странах — Сейм), Финляндии (Эдускунта), Швеции (Риксдаг), Германии (Бундестаг) и некоторых других употребляются собственные наименования для обозначения парламентов (см. основную статью Парламенты стран мира).
Парламент является представительным органом, в котором всё население и регионы страны представлены выбранными ими представителями. Как правило, весь парламент, или нижняя палата парламента (например, в федерациях) формируется путём всеобщих выборов.
В современных государствах парламенты, как правило, являются законодательными органами, то есть наделены властью принимать законы, а также, в той или иной мере формировать и контролировать исполнительную власть (например, выносить вотум недоверия правительству и осуществлять процедуру импичмента президента).
Содержание
История парламента
Органы народного представительства существовали ещё в древних государствах, таких как Древний Рим. Это могло быть народное собрание, совет старейшин, Сенат (Древний Рим), Комиции, вече, курултай и т. п. В Средние века получила распространение сословно-представительная система: роль, схожую с ролью парламента, играли органы, состоявшие из представителей различных сословий (Генеральные штаты во Франции, Кортесы в Испании, Земский собор в России итд.).
Родиной современного парламентаризма считается Англия. Прообраз парламента был образован в Англии в XIII веке, когда король Иоанн Безземельный был вынужден подписать «Великую хартию вольностей». Согласно этому документу, король не имел права вводить новые налоги без согласия королевского совета. Великобритания — первая страна, где парламент принял на себя всю полноту власти.
Исторически парламент выполнял роль амортизатора между властью (монархом) и обществом, являлся формой представления общества во власти. Часто парламент играет решающую роль во время социальных катаклизмов: Английская революция XVII века, Роспуск парламента и пр. Постепенно из второстепенного органа, призванного сглаживать конфликты между властью и народом, парламент превратился в большинстве стран в высший государственный орган.
Самыми древними парламентами в мире считаются парламенты Острова Мэн (Тинвальд) и Исландии, (Альтинг), созданные в X веке. Тинвальд, созданный в 979 году, на протяжении своей истории действовал непрерывно, альтинг же, возникший около 930 года, официально не работал в 1801—1845 годах (хотя неофициальные собрания были).
Выборы в парламент
Современная демократия требует, чтобы хотя бы одна из палат парламента избиралась непосредственно населением. Выборы в парламент являются индикатором настроений в обществе, которые находят выражение в политических партиях различной направленности. Как правило, партия или коалиция, набравшая большинство голосов, формирует правительство. Выборы могут проходить как по пропорциональной (выбирают партии) системе, так и по мажоритарной системе (выбирают депутатов от избирательных округов). Выборы проводятся регулярно, как правило, раз в 4—5 лет.
Состав парламента
Члены парламента называются депутатами для нижней палаты парламента и сенаторами — для верхней. Обычно в парламент входят 300—500 членов, но число их может быть весьма различным (от нескольких десятков до 2—3 тысяч).
Парламент может состоять из одной или двух палат. В двухпалатном парламенте, как правило, одна из палат является верхней, вторая — нижней. Так, в Великобритании верхняя палата Парламента — Палата лордов, нижняя — Палата общин, в России — Совет Федерации и Государственная Дума, в Казахстане — Сенат парламента и Мажилис парламента, в США — Сенат и Палата представителей. Как правило, верхняя палата формируется менее демократическим путем, чем нижняя.
Смысл разделения парламента на две палаты в том, что в этом случае законопроекты, инициируемые и принимаемые нижней палатой, должны быть также одобрены и верхней палатой, которая, как правило, в большей степени склонна занимать позиции, близкие правительству.
Известен случай многопалатного парламента в Испании.
В составе парламента обычно действуют также комитеты и комиссии по определенным вопросам (по экономике, иностранным делам и т. д.). Они занимаются подготовкой решений парламента на соответствующую тему.
Кроме того, в парламенте создаются фракции, формируемые по политическому принципу, как правило, из представителей партий, и депутатские группы, объединяющие депутатов, не вошедшие во фракции.
Парламенты стран мира
Международные парламенты
Однопалатный или двухпалатный парламент?
Парламент – один из важнейших органов власти, наряду с правительством и судебной системой. Но что это такое, зачем он нужен, что такое палаты, зачем они нужны и, главное, какой должен быть парламент в России?
То есть парламент – это высший законодательный орган государства. Он представляет интересы граждан, и необходим для принятия законов и контроля других ветвей власти. Сами парламенты на сегодняшний день существуют в двух формах: однопалатный и двухпалатный. Давайте попробуем понять различия между ними.
Однопалатный парламент
Однопалатный парламент — это парламент, в котором функционирует одна палата. Это самый распространённый тип парламента (около 60% от всех парламентов мира 4 ), и характерен для унитарных государств, хотя встречается в некоторых федерациях (Коморские острова, Венесуэла, Микронезия). На этой карте оранжевым выделены однопалатные парламенты, голубым – двухпалатные:
Однопалатные парламенты имеют следующие сильные стороны 5 :
Тем не менее, у однопалатных парламентов есть свои недостатки:
Двухпалатный парламент
Двухпалатный парламент – это парламент, который состоит из двух палат. Обычно это нижняя и верхняя палаты. Нижняя палата считается палатой народа, она играет роль места, где создаются законопроекты, которые далее проверяет сначала верхняя палата, а потом глава государства. Верхняя палата считается палатой регионов, из-за чего чаще всего число депутатов у всех субъектов зачастую одинаковое, хотя это не всегда так. Например, в ФРГ, а именно у её верхней палаты Бундесрат (хоть официально верхней палаты нет, но она ей является де-факто) 69 депутатов, и число депутатов у каждого региона разное и всё зависит от численности населения:
Похожие системы функционируют в Австрии, Франции и некоторых других странах. Обычно верхняя палата играет роль фильтра законопроектов, поступающих из нижней палаты. Это необходимо для того, чтобы избежать быстрых и непродуманных решений. Верхняя палата, в отличии от нижней, избирается самыми разными способами, но самых популярных всего два:
Для описания второго способа возьмём как пример верхнюю палату австрийского Парламента, а именно Федеральный Совет. В Федеральном Совете 61 место. Депутаты избираются парламентами (ландтагами) земель Австрии. Земли представлены разным количеством депутатов (от трёх до двенадцати) в зависимости от численности населения земли федерации.
Что же касается первого способа, то есть прямых выборов, то в разных странах отличия от выборов в нижнюю палату разные. Возьмём для примера Швейцарию, как пример развитой федерации, и рассмотрим верхнюю палату Федерального Собрания Швейцарии, а именно Совет кантонов (кантон — это регион в Швейцарии).
В состав верхней палаты (сената) Федерального собрания входят 46 членов, по два от каждого из двадцати кантонов и по одному от полукантонов независимо от их численности населения (нужно отметить, что это единственное между ними различие). При этом из-за своей региональной специфики, по Конституции каждый кантон сам выбирает процедуру выборов своего представителя. Оговаривается лишь то, что они должны быть демократическими. Из-за этого имеются свои особенности. Так, в кантоне Юра используется пропорциональная система выборов, то есть люди голосуют за списки кандидатов от партий. В полукантоне Аппенцелль-Иннерроден представитель избирается непосредственно собранием народа на центральной площади в его столице Аппенцелле. Связано это с тем, что сам кантон очень маленький как по площади, так и по численности населения (16 128 человек на декабрь 2019 года 6 ). В остальных кантонах граждане избирают самих кандидатов (мажоритарная система).
Нижняя же палата, Национальный совет, избирается чисто по пропорциональной системе. При этом число депутатов в данной палате зависит от населения в отдельных кантонах. Исключения составляют 2 маленьких кантона и полукантоны, где из-за размера населения избирается всего 1 депутат.
Обычно срок полномочий членов верхних палат более длительный, чем у нижних палат, и обновление членов верхних палат обычно происходит по частям (во Франции на 6 лет с обновлением на 1/2 через три года 7 ), хотя встречаются случаи (Польша, Италия, Бельгия и так далее), когда обе палаты избираются на одинаковый срок и обновляются целиком.
По полномочиям они варьируются от страны к стране, но обычно нижняя палата по закону имеет более широкие полномочия и высшую силу. При этом существуют парламенты, где палаты обладают равными полномочиями – например, Швейцария, где палаты называют малой и большой из-за количества членов.
В результате исследования различных работ, где анализируются преимущества и недостатки двухпалатной формы парламента, доктор юридических наук Олег Булаков выделил следующие её достоинства 9 :
Одновременно с этим у двухпалатной парламентской структуры имеются некоторые недостатки, а именно:
Пособие по конституционному праву зарубежных стран также отмечает следующие достоинства двухпалатного парламента 10 :
Однако при такой системе усложняется законодательный процесс; верхняя палата может стать слишком консервативной и тормозить деятельность нижней. В результате этого не исключено притормаживание прогрессивных начинаний. Обычно верхняя палата имеет больший срок полномочий и обновляется по частям, что препятствует резкой смене политического курса; как правило, верхняя палата не распускается и функционирует всегда, и поэтому в случае роспуска нижней палаты верхняя палата (то есть половина парламента) продолжает работать; в случае обновления нижней палаты в результате выборов верхняя палата обеспечивает преемственность прежней политики. Ещё один недостаток двухпалатной системы состоит в том, что появляется дополнительный слой депутатов (больше затрат из бюджета на их содержание, больше привилегий).
В целом двухпалатный тип парламента характерен для федерации, но он есть и в некоторых унитарных республиках – например, в Италии, Чехии, Польше.
В случае России из двух вариантов предпочтительным выглядит двухпалатный парламент, так как это государство является федерацией, что приводит к необходимости отдельной палаты для представительства регионов, и это становится решающим фактором, который влияет на выбор между двумя вариантами, имеющими свои плюсы и минусы.
В России уже реализован двухпалатный парламент, и это компрометирует саму идею двухпалатного парламента, создавая ощущение, что вторая палата является антидемократическим органом. Чтобы понять, в чём здесь загвоздка, давайте разберём, как эта форма парламента работает в РФ.
В чём проблемы российского парламента?
Российский парламент (Федеральное Собрание), ввиду федеративности, состоит из двух палат, и его верхняя палата называется Советом Федерации, а нижняя палата – Государственной Думой.
Также СФ теперь консультирует Президента по его предложенным кандидатурам на должность руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности.
Помимо этого, СФ прекращает по представлению Президента Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом полномочий Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и судей Конституционного Суда Российской Федерации, Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации и судей Верховного Суда Российской Федерации, председателей, заместителей председателей и судей кассационных и апелляционных судов в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьёй своих полномочий.
Ранее сам СФ назначал и освобождал с должности Генерального прокурора Российской Федерации и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации.
Назначение министров, в первую очередь силовых структур, приводит к тому, что исполнительная власть уже юридически (по закону) находится в значительной степени у главы государства. Это может привести к коррупции, репрессиям неугодных людей, отсутствию контроля за их деятельностью со стороны Парламента РФ.
Судебная система тоже «улетает в трубу» — ранее судья, которого могла убрать только высшая квалификационная коллегия, мог обжаловать это решение, сейчас же это превращается в быструю процедуру. Сама Конституция (ч. 2 ст. 46) предполагает право всех граждан на судебную защиту, которое в силу ч. 3 ст. 56 Конституции не подлежит ограничению. Следовательно, предлагаемые поправки не только нарушают ст. 46 Конституции – право на судебную защиту, но и приводят к сужению независимости судей, так как Президент теперь сможет инициировать отставку главных российских судей, а СФ – отстранять их от работы. Так, если в настоящее время невозможно добиться отставки судьи в обход коллег, то с принятием поправки судебная ветвь власти станет зависимой.
Это один из примеров такого перекоса власти, но он уже показывает, что парламент перестал выполнять уже юридически контроль ветвей власти, что развязывает Президенту руки для установления личной диктатуры.
Вторая проблема — неизбираемость гражданами верхней палаты. Данная проблема существует с 1996 года (так как созыв с января 1994 по январь 1996 был выборным). И хоть система менялась, сама суть осталась прежней, а именно она заключалась в том, что данный орган никак не избирается.
В теории СФ представляет исполнительную и законодательную власть регионов, и в целом это неплохо, ведь в ФРГ (уточним, что там верхней палаты официально нет, но её фактическую роль выполняет орган Бундесрат) и в Австрии подобное реализовано (правда, в ФРГ представлена только исполнительная, а в Австрии — законодательная власть), и система этих федераций, где вторая палата избирается депутатами региональных парламентов, кажется весьма разумной, но мы всё же отдаём предпочтение швейцарской системе, в которой региональные парламенты сами выбирают процедуру выборов своего представителя (при условии их соответствия критериям демократичности).
Третья проблема заключается в целом в неразвитости демократии и гражданских институтов. Мы поясняли в статьях о политических системах и в статье о том, что такое демократия, что степень развития институтов является важнейшим компонентом, без высокой реализации которого ни однопалатный, ни двухпалатный парламент не будет работать эффективно.
Четвёртая проблема – это засилье «Единой России» и псевдооппозиционных партий. Это одна из величайших проблем современной России, и выражается это в том, что в стране реализована, по сути, система с доминирующей партией (это политическая система, в которой допускаются оппозиционные группы или партии, но одна партия доминирует на выборах 12 ). Данная система эффективна, если она демократична по своему устройству (например, в Швеции, где Социал-демократическая рабочая партия была доминирующей с 1932 по 2006 годы, с небольшими перерывами), но, если система авторитарная, то и партийная система не будет работать эффективно.
Рассмотрим места в Государственной Думе на начало 2021 года 13 :
Можно увидеть, что «Единая Россия» занимает 74,66% мест – это говорит о том, что данная партия может принимать любые решения без обсуждения с другими партиями, а также другие партии ничего не могут сделать ввиду малого количества их депутатов.
Во-первых, необходим переход к парламентской республике, что мы обосновывали в статье о политических системах. Что же касается количества палат парламента, то для разных стран решение о том, быть ли парламенту однопалатным или двухпалатным, будет разным, так как здесь нет универсального решения для государств с разной территориальной площадью и устройством. В случае России будет предпочтительным двухпалатный парламент. Среди недостатков двухпалатного парламента мы обозначили следующие:
Первые две проблемы решаются обеспечением сменяемости членов второй палаты, а также швейцарской системой избрания её членов. Третий недостаток, к сожалению, неизбежно связан с достоинством второй палаты как противовеса вероятным поспешным и недостаточно продуманным законодательным решениям. Но даже при том, что этот недостаток остаётся, наша система минимизирует всю сумму недостатков и является, на наш взгляд, оптимальным решением для Российской Федерации.
Источники
Студент факультета политологии. Придерживается прогрессивных левых взглядов.
У нас нет миллионных рекламных бюджетов, поэтому делитесь статьёй в соцсетях, если разделяете мнение, высказанное в ней