Что такое однозначные и многозначные слова 2 класс школа россии
Урок русского языка во 2-м классе по теме «Однозначные и многозначные слова»
Тип урока: Урок сообщения новых знаний.
Цели и задачи урока:
— познакомить учащихся с новыми понятиями: «однозначные» и «многозначные» слова;
— развивать навык сравнения значения слова в словаре и тексте;
— выяснить причины появления у слов нескольких значений;
— учить пользоваться толковыми словарями;
— воспитывать любовь к русскому языку, культуру речи и письма.
Оборудование урока: тетради, учебники, толковые словари, компьютер, м/медийная презентация, интер. доска.
План урока.
1. Организационный момент. 1 мин.
2. Минутка каллиграфии. 2 мин.
3. Словарная работа. 7-10 мин.
4. Введение в тему. Постановка проблемного вопроса. 7-8 мин.
5. Работа в тетради. 10мин
6. Музыкальная физ.минутка. 1мин.
7. Закрепление. 7-8 мин.
9. Итог урока. 1мин.
Конспект урока.
I. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок!
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте? Всё ль в порядке
Книжки, ручки и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
— Начинаем урок русского языка.
А начать его мне хочется со стихотворения М. Данилова.
«Я ко всем наукам ключ имею.
Я со всей вселенною знаком.
Это потому, что я владею
Русским всеохватным языком».
— Ребята, скажите, что значит владеть русским языком?
(Правильно и красиво говорить, …)
— Правильно. А еще правильно и красиво писать.
А для этого проведем минутку каллиграфии.
II. Минутка каллиграфии.
— Для того, чтобы красиво написать, давайте разбудим свои
пальчики.
— Открываем рабочие тетради и проговариваем стихотворение — Помощник:
Я тетрадь свою открою и наклонно положу,
Я, друзья, от Вас не скрою, ручку я вот так держу,
Сяду ровно не согнусь, потому что не ленюсь!
(Обратить внимание на правильность посадки).
— Написание каких букв мы будем сегодня повторять?
( с в)_________________________________
— Из каких элементов они состоят, на что обратить внимание?
III. Словарная работа.
— Отгадайте загадки, напишите отгадки.
Как сажа черна,
Как сметана бела,
Люблю всем в лесу
Рассказать где была.
Птичка—невеличка
Хочет сделать шажок
Получается прыжок.
Трели, песни разлились
Среди листьев и ветвей.
Как прекрасно твоё пенье
Голосистый ….(соловей)
Очень умная птица
Не сова и не синица,
Она песен не поёт,
А советы раздаёт.
Если ты его отточишь,
Нарисуешь все, что хочешь.
Солнце, море или пляж
Что же это.
Я могу любое слово
на бумаге написать.
Помогу тебе задачки
очень трудные решать.
Не забудь меня, мой друг,
Без меня ты как безрук.
(Словарь: сорока, воробей, соловей, ворона, карандаш, ручка.)
— А проверим написание словарных слов с помощью интерактивной доски.
(Слайд для интер. доски)
(На интерактивной доске )
с_р_ка, в_р_бей, с_л_вей, в_р_на, к_р_ндаш, ру_ка.
-Найдите среди этих слов лишние и объясните почему?
IV. Работа над новой темой.
1. Постановка проблемного вопроса. М/медиа
— Очень расстроились ручка и карандаш, что оказались лишними,
и пошли искать себе друзей. Вышли они к озеру. А на его берегу стоят два домика, из которых доносились разные слова.
Из первого—кисть, ключ, корень.
Из второго – пирог, портфель, терем.
Опять задумались ручка и карандаш, в какой домик им постучать?
Почему слова не живут вместе?
А вы, ребята, можете ответить на этот вопрос?
Вот это мы и постараемся выяснить сегодня на уроке.
А сейчас прослушайте стихотворение А.Л.Барто «Разговор мамы с дочкой».
(Чтение стихотворения из учебника «Русский язык 2 кл» с 26)
— Как вы думаете, что дочка понимала под словом теплота?
— А мама.
— Откройте толковые словари и прочтите лексическое значение слова теплота.
— Прочтите лексическое значение слова терем.
— Что вы можете сказать об этих словах? Сколько значений имеет 1 слово и сколько 2-е?
— Как вы думаете, как называются слова с одним значением?
— ….а с двумя и более?
— Теперь помогите мне назвать тему урока.
Тема: Слова многозначные и однозначные.
2. Работа с учебником.
—Откройте учебники на с.26 и прочитайте рубрику «Тайны языка»
Работа с упр.1 (устно)
—Объясните рисунки. Почему разные предметы называют одним словом?
(По назначению, по форме)
—Какие это слова? (Многозначные).
3. Работа в тетради.
Упр. 2 письменно с комментированием.
V. Музыкальная физ. минутка.
(под песню «Буратино»)
VI. Закрепление.
— О ком была песня? Что было у Буратино?
(ключ)
— Какое это слово, мы можем ответить сразу?
— Кто может помочь?
(Наш друг толковый словарь)
(Чтение в словаре статьи о ключе)
— А теперь вернёмся к нашим героям и попробуем им помочь.
— Почему слова не живут вместе?
(одни многозначные, другие однозначные)
— А в какой домик пойдут жить наши друзья?
(в разные, ручка к многозначным, карандаш к однозначным)
— Докажите свой ответ.
— Молодцы! Вы помогли нашим героям найти друзей.
— Тетерь давайте вернёмся к нашему эпиграфу.
Найдите в нём многозначные слова.
— Приведите еще примеры многозначных слов и запишите их в тетрадь.
VII. Итог урока.
— Что понравилось на уроке?
— Что вызывало затруднение?
Поурочный план урока русского языка во 2 классе по теме»«Что такое однозначные и многозначные слова?»
Тема урока : «Что такое однозначные и многозначные слова ?»
Цели: познакомить с понятием многозначные слова; развивать устную и письменную речь,совершенствовать языковые знания,умения,навыки; пополнять словарный запас учащихся, учить работать со словарем.
Планируемые результаты: учащиеся научатся различать однозначные и многозначные слова; аргументирование отвечать, доказывать свое мнение; строить сообщения в устной и письменной форме; анализировать, делать выводы, сравнивать.
Оборудование: сигнальные карточки «Смайлики», учебные словари, презентация к уроку по теме: «Что такое однозначные и многозначные слова?»
Прозвенел звонок и смолк –
Вы за парты тихо сели,
На меня все посмотрели.
Пожелаю всем удачи –
За работу! В добрый час!
2. Молодцы, хорошо поработали в парах. Открываем наши тетради и записываем число и классная работа.
Минутка чистописания-Чч, Щщ
3. Орфографическая минутка
— Запишите слова по их лексическому значению. В каждом слове есть буквосочетания ЧА-ЩА и ЧУ—ЩУ.
— Прибор для измерения времени. (Часы.>
— Кислое травянистое растение. (Щавель.)
— Хищная речная рыба. (Щука.)
— Очень мало. (Чуть-чуть.)
— Задание в математике, в котором есть условие и вопрос. (Задача.)
— То же самое, что еда. (Пища.)
— Подчеркните в словах орфограмму.
— Каким правилом пользовались, чтобы правильно написать эти слова? (Сочетания ЧА—ЩА пиши с буквой А. Сочетания ЧУ—ЩУ пиши с буквой У.)
— Составьте предложение с одним из слов. Послушаем ваши предложения. Самое лучшее предложение мы запишем в тетради. Подчеркните основу предложения. Проверка с использованием сигнальных карточек.
2. Словарная работа
Потом оленя украшенье.
А вместе — место оживленного движенья. (Дорога)
— Запишите слово, поставьте ударение, подчеркните букву О и запомните ее.
— Запишите, как дорогу называют ласково. (Дорожка.>
— Как называется знак, который стоит на дороге? (Дорожный.)
— В этих словах тоже пишется буква О. Подчеркните ее.
III . Самоопределение к деятельности
— Прочитайте в парах стихотворение Андрея Усачева. А теперь кто прочитает вслух?Как назовете это стихотворение?/Приложение № 2
Есть носы у журавлей,
Есть носы у кораблей,
Носик есть у чайника,
Только очень маленький.
Необычный зверь — носуха,
У носухи нос до уха.
А огромный носорог
Вместо носа носит рог.
Нос у лешего сучком,
А у свинки пятачком.
Но и свинка, и матрос
Вытирать должны свой нос!
— Как озаглавите стихотворение? («Разные носы». «Нос».)
— О каких носах говорится в стихотворении? (Нос — клюв, нос — передняя часть корабля, нос — орган обоняния у человека и животных.)
IV . Работа по теме урока
— Откройте учебник на с. 47. Прочитайте, на какой вопрос мы ответим на уроке. (Что такое однозначные и многозначные слова?)
— Прочитайте предложения, соотнесите их с рисунками.
— Чем похожи все иголки? (Они острые и тонкие, могут уколоть.)
— Почему эти разные предметы имеют одинаковое название? (Они похожи по внешнему виду.)
— Чем похожи все шляпы? (Они круглой формы и находятся вверху предмета.)
— Почему эти разные предметы названы одинаково? (Похожи по внешнему виду.)
— Как вы думаете, слова игла и шляпа однозначные или многозначные? Поработаем в парах с нашим школьным словарем. Что мы видим?( есть слова с одним значением и есть слова с несколькими значениями)
— Какие слова называются многозначными? Какие слова называются однозначными? (Слова, у которых несколько лексических значений Слова, у которых одно лексическое значение.)
— Составьте предложение с любым из этих слов.
— Прочитайте предложения. В каком значении употреблено слово? (Несколько учащихся читают свои варианты предложений.)
Ветер дует нам в лицо,
Ветер тише, тише, тише.
Деревцо все выше, выше.
VI . Закрепление изученного материала Упр. 59 (с. 48).
(Работа в парах. Взаимопроверка с использованием сигнальных карточек)
— Пользуясь схемой, расскажите друг другу про однозначные и многозначные слова.
— Почему слова так называются — многозначные и однозначные? (Одни слова имеют много значений, а другие — одно значение.)
— Объясните значение любого многозначного слова из упражнения. (Звезда — 1) небесное тело; 2 — знаменитость (звезда эстрады); 3 — фигура (пятиконечная звезда); 4 — название морского животного (морская звезда). Игла — 1) швейная принадлежность; 2) любой предмет формы иглы и острый; 3) острый шпиль здания. Язык — 1) орган во рту; 2) металлический стержень в колоколе; 3) все, что имеет форму языка (язык пламени); 4) система звуков, слов, правил (русский язык).)
— Сколько разных значений слова дорога встретилось в тексте? (Семь.>
— Какие это значения? (Автострада, тропка, шлях, путь, шаг, след, выси.>
— Придумайте свое предложение со словом дорога.
— Запишите его. Подчеркните основу. Начертите схему предложения.
— Скажите, слово дорога однозначное или многозначное? (Многозначное, значений много.>
VII . Рефлексия с использованием метода «Рефлексивный экран». /Приложение №3 «Рефлексивный экран».
VIII . Подведение итогов урока. Домашнее задание
— Что нового узнали на уроке? (Слова бывают однозначные и многозначные.)
— Для чего в речи нужны многозначные слова? (Чтобы мы могли точнее высказывать свои мысли.)
— Так же, как ручей журчит,
Наша речь всегда звучит.
Как прекрасна! Как жива!
Слышим мы ее слова:
МАМА, ДОМ, СЕМЬЯ, ОТЕЦ,
НЕБО, СОЛНЫШКО, СКВОРЕЦ.
Это главное наследство,
Что должны беречь мы с детства.
Будем мы РОДНУЮ РЕЧЬ
Изучать, любить, беречь!
1вариант- Выполнить упр. 61 (с. 49).
2вариант- Написать 10 многозначных слов, используя толковый словарь.
Приложения к уроку
Набор для индивидуальных сигнальных карточек
Из чего состоит наша речь? Из чего состоят предложения? Из чего состоит слово? Из чего состоят слоги? Какие бывают звуки? Назовите гласные звуки и буквы, которыми они обозначаются? Назовите парные согласные? Назовите всегда мягкие согласные? Назовите всегда твёрдые согласные? Назовите буквы, которые не обозначают звуков?
Приложение №3 «Рефлексивный экран»
Разработка урока русского языка во 2 классе «Однозначные и многозначные слова» «Школа России» ФГОС
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №9»
посёлка Бурсоль города Славгорода Алтайского края
Методическая разработка урока русского языка во 2 классе
Автор: учитель начальных классов 1 квалификационной категории,
Брух Снежанна Владимировна, педагогический стаж 17 лет
Тема: Однозначные и многозначные слова
Тип: изучение нового материала
знакомить с понятиями «однозначные» «многозначны» слова;
формировать умение различать однозначные и многозначные слова;
пользоваться толковым словарём при определении многозначных слов
объяснять понятие «многозначное слово»;
распознавать многозначные слова;
пользоваться справочной литературой
понимать и принимать учебную задачу урока;
осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;
строить речевое сообщение в соответствии с учебной задачей;
осуществлять контроль, коррекцию и самооценку деятельности
осознавать роль языка и речи людей;
чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи
Межпредметные связи: литературное чтение, работа над лексическим значение слова
Ресурсы урока: учебник ч.1; рабочая тетрадь ч.1; толковые словари; электронное приложение к учебнику; компьютер; проектор; интерактивная доска
Универсальные учебные действия
1.Самоопределение к деятельности.
Долгожданный дан звонок!
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте? Всё ль в порядке
Книжки, ручки и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
— Начинаем урок русского языка.
«ТЕБЕ СКАЖУТ – ТЫ ЗАБУДЕШЬ,
ТЕБЕ ПОКАЖУТ – ТЫ ЗАПОМНИШЬ,
ТЫ СДЕЛАЕШЬ – ТЫ ПОЙМЁШЬ».
А начать его мне хочется со стихотворения М. Данилова.
«Я ко всем наукам ключ имею.
Я со всей вселенною знаком.
Это потому, что я владею
Русским всеохватным языком».
Подготовка класса к работе
Читает хорошо читающий ученик.
Настрой на учебную деятельность
Самостоятельно организовывать свое рабочее место.
— Ребята, скажите, что значит владеть русским языком?
— Правильно. А еще правильно и красиво писать.
А для этого проведем минутку каллиграфии.
Ребята, поздоровайтесь друг с другом?
Давайте пожмем соседу руку. Левая рука здоровается с правой рукой, правая рука гладит левую руку, и пальчики между собой здороваются: мизинцы, безымянные, средние, указательные, большие. Они рады встретиться. И каждая рука занялась своим делом.
— Вот мы разбудили свои пальчики для того, чтобы красиво написать
— Открываем рабочие тетради и проговариваем стихотворение — Помощник Я тетрадь свою открою и наклонно положу,
Я, друзья, от Вас не скрою, ручку я вот так держу,
Сяду ровно не согнусь, потому что не ленюсь!
-Прежде чем написать букву, мы нечего не забыли написать?
(Обратить внимание на правильность посадки).
— Написание каких букв мы будем сегодня повторять? Почему?
Какие звуки обозначает буква « эм»?
Напишем заглавную и строчную букву.
Правильно и красиво говорить, …
Подготовка пальчиков к письму.
Надо написать сегодняшнее число
Следующая буква алфавита
Твердый и мягкий, звонкий
Сформирование правильного письма букв, работа над каллиграфией.
— Отгадайте загадки, напишите отгадки.
1. Как сажа черна,
Как сметана бела,
Люблю всем в лесу
Рассказать где была.
2. Птичка—невеличка
Хочет сделать шажок
Получается прыжок.
3. Трели, песни разлились
Среди листьев и ветвей.
Как прекрасно твоё пенье
Голосистый ….
— Как можно узнать правильно написали или нет? В каком словарике можно посмотреть? Находим и проверяем.
— А еще можно проверить написание словарных слов с помощью интерактивной доски.
-Найдите среди этих слов лишние и объясните почему?
— Вот прилетели некоторые из этих птичек и сказали, что им зимой плохо. Почему?
орфографический словарик учебника Слова: сорока, воробей, соловей, ворона карандаш
сорока, воробей, соловей, ворона, карандаш (На интерактивной доске )
Карандаш, потому что все остальные птицы.
Зимой мало корма и холодно. Мы должны помощь им перезимовать: кормить, делать кормушки.
4.Постановка учебной задачи.
— Очень расстроился карандаш, что оказался лишним и пошел искать себе друзей. Вышел он на поляну. На поляне увидел два домика, от которых доносились разные слова.
Из первого—кисть, ключ, корень.
Из второго – пирог, портфель.
Опять задумался карандаш, в какой домик ему постучать?
Почему слова не живут вместе?
А вы, ребята, можете ответить на этот вопрос?
Ведется подводящий диалог между учителем и учащимися;
создается проблемную ситуацию.
побуждает к осознанию темы урока;
Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.
5.Решение учебных задач
6.Формирование цели урока и постановка учебных задач
И в летние денечки?
— Теперь помогите мне назвать тему урока.
-А вы много дарите тепло своим мама?
Ход упражнения. Своими действиями можно дать только три варианта ответа. Можно остаться сидеть на стуле, можно встать, можно подняться на стул. И все поймут, что чем лучше, тем выше ты должен находиться.
-Все ли задания мы выполнили после этой рубрике?
Прочитайте рубрику «Тайны языка»
-В тексте слово всегда употребляется в многозначном значении?
-А откуда вы это узнали?
Работа с упр.1 (устно)
—Объясните рисунки. Почему разные предметы называют одним словом?
лексическое значение слова в толковых словарях 1.То же, что тепло. 2.Ласковость, приветливость.
У слова теплота два значения, а у слова одеяло одно значение.
Тема: Слова многозначные и однозначные.
Работа с электронным приложением к учебнику
Нет. Надо списывать значение слова теплота-ласковость, приветливость
Самостоятельно знакомятся с правилом.
прочитали в рубрике Тайны языка
По назначению, по форме
Стимулирует исследовательскую деятельность.
Целенаправленно ведется исследовательская деятельность.
Находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в словарях в учебнике.
Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока.
Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.
Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике.
— В гости пришла мышка. Какую физминутку мы знаем про мышку?
Вышла мышка как-то раз.
Поглядеть который час.
Раз, два, три, четыре.
Мышка дернула за гирю.
Вдруг раздался страшный звон.
6.Первичное закрепление полученных знаний
Решение проблемной ситуации.
-Смотрите куда попала мышка. В правильном ли значении употребляется это слово?
-Сколько значений у этого слова?
Упр. 2 письменно с комментированием.
— А теперь вернёмся к нашим героям и попробуем им помочь.
— Почему слова не живут вместе?
— А в какой домик пойдет жить наш карандаш?
— Докажите свой ответ.
— Молодцы! Вы помогли нашим героям найти друзей.
Два значения: животное и компьютерная мышка.
Слабые ученики только одно предложение.
Сильные все предложения.
дни многозначные, другие однозначные
карандаш к однозначным
Значения слов: иголка, ключ
Значения слов : пирог, береза смотря в толковом словаре
Работа по содержанию учебника
Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленном правилу.
Класс делится на 2 команды. Упражнение «Разведчики». Ход упражнения. Расскажите детям, что в классе сегодня должна произойти встреча разведчиков. Встречу надо организовать очень тихо. Разведчики глазами обнаруживают, кто же с ними хочет встретиться. Для этого ищет того, кто на него смотрит. Договариваться можно только глазами. Ни мимикой, ни жестами разведчики не должны выказывать себя, иначе будут разоблачены. Если глаза того человека, с кем бы ты хотел встретиться, уже заняты, то ищи свободный взгляд, который тоже продолжает еще искать.
-Игра « Назови слово»
-Интересные многозначные слова выписываются в тетрадь.
— Теперь давайте вернёмся к нашему эпиграфу.
Найдите в нём многозначные слова.
Каждой команде даются листы с картинками. Надо найти пару картинка, соедините их между собой.
Каждая команда выписывает из толкового словарика по 3-5 слова: однозначные и многозначные. Потом по-очереди каждая команда называет свои слова, повторение слов – запрещается .
Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы
-стр.28 рубрика «Из истории язык
Чтобы знания были впрок,
Давайте кратко повторим урок!
— Какие слова мы называем однозначными?
— Какие слова мы называем многозначными?
— Где мы можем узнать значение слова?
Слова, которые имеют одно значение-однозначные.
Слова, которые имеют два и более значений-многозначные
В толковых словарях.
— Наш урок подошел к концу. Что вам больше всего удалось? За что вы можете себя похвалить? Что не удалось? А как работали на уроке узнаем выбрав для себя смайлики.
По- вашему мнению, как вы работали на уроке?
— Спасибо вам за урок!
Выбирают нужный смайлик.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДВ-186369
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Онлайн-конференция о профориентации и перспективах рынка труда
Время чтения: 3 минуты
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор объявил сроки и формат ЕГЭ
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
В Москве новогодние каникулы в школах могут начаться с 27 декабря
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.