Что такое одушевленный предмет
Что такое имена существительные одушевленные и неодушевленные: правило и примеры
Имена существительные делятся на две большие группы: одушевленные и неодушевленные. В названиях этих сообществ имен существительных и кроется главное различие между словами, входящими в них. Познакомимся с основными моментами, связанными с этой темой (категориями, правилами, примерами)….
Одушевленные и неодушевленные предметы
Одушевленные предметы – это часть живой природы, то что живет, дышит, передвигается, растет, размножается и развивается и т.д. А неодушевленные – это объекты неживой природы, то есть антоним к предыдущему понятию.
Что такое одушевленные имена существительные и неодушевленные? Для того чтобы обозначить предметы, наделенные жизнью, используются имена существительные первого типа.
Они отвечают на вопрос «кто?» и обозначают те объекты, которые обладают ее признаками (дышат, питаются, размножаются, двигаются и т.д.). Например: ученик, Петя, мама, котенок и т.д.
Для обозначения предметов, которые принадлежат ко второй категории, то есть к тем, которые не обладают признаками жизни, используются неодушевленные имена существительные. Например: стол, диван, дорога, камень, кофта и т.д.
Обратите внимание! Имена существительные одушевленные отвечают на вопрос «кто?», а принадлежащие к категории неодушевленности – на вопрос «что?».
Категория одушевленности и неодушевленности существительных
В русском языке возможен перенос названий с объектов, не обладающих признаками жизни, на противоположные:
Перечислим все категории:
Одушевленные и неодушевленные имена существительные – правило
Во-первых, для того чтобы определить категорию существительного, нужно задать к нему вопрос. Если поставленный вопрос «что?», то это неодушевл. сущ., а если «кто?», то одушевл.
Во-вторых, существует еще одно правило, связанное со склонением слова. В нем говорится о том, что:
К неодушевл. сущ. принадлежат все объекты неживой природы. То есть косное вещество или абиотические факторы (песок, камень, гроза, землетрясение и т.д.), также сюда относятся и антропогенные предметы, то есть созданные руками человека (книга, телевизор, стол, шифоньер, диван и т.д.).
Обратите внимание! Неодушевленные предметы – объекты неживой природы, которым не присущи признаки жизни.
Особую подгруппу составляют одушевленные существительные среднего рода. Наиболее распространены варианты мужского или женского рода, но встречаются и слова, относящиеся к среднему роду.
Например: млекопитающее, животное, насекомое относятся к среднему роду (оно мое), а также эти слова одушевл. (отвечают на вопрос «кто?» и они обладают признаками жизни, относятся к живой природе).
Еще один пример: дитя, чадо тоже принадлежат к среднему роду, и это живущие организмы. Без контекста мы не можем определить пол ребенка.
Также слова чудовище, чудище относятся к среднему роду и одушевл. сущ., так как подразумевается, что они обладают признаками живущих организмов.
Это интересно! Основы правописания: чем отличаются служебные части речи от самостоятельных
Одушевленное или неодушевленное – примеры
Является ли слово кукла одушевленным? Исходя из определения одушевл. сущ., она относится к группе неодушевл. предметов, ведь она сделана руками человека и не имеет особенностей, которые есть у организмов, наделенных жизнью.
Но, например, в процессе игры кукле приписываются свойства и качества ребенка или взрослого человека. В этом случае можно рассматривать куклу как одушевленное существо (Щелкунчик, Стойкий оловянный солдатик и т.д.). Поэтому для того, чтобы определить категорию одушевленности, следует опираться на контекст.
А «дерево»? С точки зрения биологии, дерево – это часть живой природы. Но дерево может означать и материал для строительства (древесина), а это неживая природа. Иногда в сказках дерево является персонажем, оно может думать, говорить, даже двигаться, то есть оно одушевляется. Чтобы правильно определить категорию, нужно внимательно прочитать текст.
Стадо – этот общность, скопление живых организмов, является частью живой природы. Следовательно, это слово принадлежит к одушевл. именам сущ.
Еще одно слово, вызывающее затруднения при определении категории, – молодежь. Исходя из предыдущего пункта, можно сделать вывод, что и это слово относится к одушевленным.
Ведь под словом «молодежь» подразумевается группа молодых людей, молодое поколение и т.п.
Подведем итоги. Одушевл. имена сущ. – часть живой природы, а неодушевл. – наоборот. Слова, относящиеся к первой группе, отвечают на вопрос «кто?», а те, что ко второй – на вспомогательный вопрос «что?».
Перечислим категории одушевленности:
Для того чтобы верно определить группу, необходимо опираться на контекст. Стоит запомнить правило, которое поможет не допускать ошибок в склонении слов по падежам.
Это интересно! Какие бывают и что такое синонимы в русском языке
Виды имен существительных, изучаем русский язык
Одушевленные и неодушевленные имена существительные в русском языке
Особенности одушевленных и неодушевленных существительных
Одушевленные и неодушевленные имена существительные
Одушевлённость — постоянный грамматический признак существительного.
Все существительные в русском языке делятся на:
Одушевлённые существительные отвечают на вопрос «кто?», а неодушевлённые существительные — на вопрос «что?».
К одушевлённым существительным относятся слова, обозначающие:
Чаще всего одушевлённые существительные мужского или женского рода.
Неодушевлённые существительные обозначают:
Определяя, одушевлённость существительного, важно обращать внимание на контекст.
По полю бегут лисички. — Слово «лисички» здесь одушевлённое, так как обозначает животных.
Как определять одушевленность и неодушевленность
В первую очередь определить, одушевлённое перед нами существительное или нет, можно, задав к нему вопрос «кто?» или «что?». Но иногда сделать это сложно.
Если одушевлённость существительного вызывает сомнения, нужно обратить внимание на грамматические признаки:
Чтобы определить одушевлённость имени собственного, можно заменить его нарицательным.
Фёдор — мальчик — одушевлённое существительное, Калининград — город — неодушевлённое существительное.
Почему нельзя ориентироваться на «живое» и «неживое»
Распространено мнение, что одушевлённые существительные называют живых существ, а неодушевлённые — неживые объекты и явления. Это не всегда так.
Приведём пример. Растения и микроорганизмы современная наука относит к живой природе. Но их названия — ель, орешник, бактерия — это неодушевленные существительные.
Другой пример: снеговик не относится к живым существам, но, тем не менее, это одушевлённое существительное.
Чтобы не ошибиться, нужно в первую очередь опираться на грамматические признаки.
Таблица с примерами
Одушевлённые существительные
Неодушевлённые существительные
Типичные ошибки в употреблении
Ошибки в употреблении существительных чаще всего возникают, когда одушевлённость определена неправильно. Ошибки могут проявляться в следующих вариантах.
Одушевленные и неодушевленные имена существительные
Узнаем, что такое одушевленные и неодушевленные имена существительные в русском языке. Определим, как различать одушевленные и неодушевленные существительные в соответствии с их лексическим значением и грамматическими признаками.
Одушевленные и неодушевленные существительные обозначают предмет. Они различаются грамматическими признаками и тем, какой именно предмет называют, принадлежащий к живым существам или к неживой природе.
Категория одушевленности/неодушевленности — это постоянный грамматический признак имени существительного. Чтобы выполнить морфологический разбор слова этой части речи, обязательно следует указать, одушевленное или неодушевленное имя существительное.
Одушевленные существительные
Одушевленность/неодушевленность — это лексико-грамматическая категория имен существительных. Одушевленность существительного можно определить по лексическому значению слова.
Примеры
В первую очередь одушевленные существительные называют человека:
К одушевленным существительным отнесем названия представителей живой природы:
Отметим, что названия растений и деревьев, которые растут, развиваются, стареют и принадлежат с точки зрения ботаники к живой природе, не являются одушевленными существительными в русском языке.
Грамматический показатель одушевленности
Одушевленность существительного, кроме лексического значения слова, должна соответствовать грамматическим признакам, которые определяют по формуле:
Сравним:
Род. падеж | Вин. падеж |
крылья (кого?) бабочек | поймаю (кого?) бабочек |
листья (чего?) сосен | вижу (что?) сосн ы |
У существительных мужского рода совпадают формы винительного и родительного падежа единственного и множественного числа:
Род. падеж | Вин. падеж |
писк (кого?) комар а | прихлопну (кого?) комар а |
много (кого?) комар ов | видим (кого?) комар ов |
Пользуясь этими грамматическими признаками, отнесем к одушевленным существительным предметы неживой природы:
Как видим, наши представления о живом и неживом не совпадают с лексико-грамматической категорией одушевленности в русском языке.
Неодушевленные существительные
Неодушевленные существительные называют
Чтобы определить, неодушевленное ли имя существительное, воспользуемся грамматическим признаком:
В соответствии с этим показателем названия живых существ как единое целое являются неодушевленными именами существительными.
Понаблюдаем:
Им. падеж | Вин. падеж |
(что?) ста и | видим (что?) ста и |
(что?) табун ы | смотрю (на что?) на табун ы |
Таблица с примерами
Одушевлённые | Неодушевлённые | |
---|---|---|
Вопрос | кто? | что? |
Значение | Обозначают названия предметов | |
живой природы | неживой природы | |
Формула | В.п. = Р.п (во мн. числе) | В.п. = И.п. (во мн. числе) |
Примеры | И.п. ученики Р.п. учеников В.п. учеников | И.п. столы Р.п. столов В.п. столы |
Видеоурок
Одушевленные предметы
Полезное
Смотреть что такое «Одушевленные предметы» в других словарях:
Одушевленные предметы — ОДУШЕВЛЕННЫЕ ПРЕДМЕТЫ. Предметы, обладающие способностью произвольного движения, т. е. люди и животные, в отличие от предметов неодушевленных и абстрактных или отвлеченных понятий, т. е. признаков предметов, рассматриваемых в отвлечении от… … Словарь литературных терминов
одушевленные предметы — Предметы, обладающие способностью произвольного движения, т. е. люди и животные, в отличие от предметов неодушевленных и абстрактных или отвлеченных понятий» т. е. признаков предметов, рассматриваемых в отвлечении от самих предметов. В русском … Грамматический словарь: Грамматические и лингвистические термины
Неодушевленные предметы — НЕОДУШЕВЛЕННЫЕ ПРЕДМЕТЫ. Вещи или предметы, не обладающие способностью произвольного движения, т. е. все предметы кроме людей и животных. См. Одушевленные предметы. Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2 х т. / Под… … Литературная энциклопедия
Неодушевленные предметы — НЕОДУШЕВЛЕННЫЕ ПРЕДМЕТЫ. Вещи или предметы, не обладающие способностью произвольного движения, т. е. все предметы кроме людей и животных. См. Одушевленные предметы … Словарь литературных терминов
неодушевленные предметы — Вещи или предметы, не обладающие способностью про из вольного движения, т. е. все предметы кроме людей и животных. См. Одушевленные предметы … Грамматический словарь: Грамматические и лингвистические термины
Окончания имен существительных — 1. В существительных, имеющих перед падежными окончаниями гласную и, пишется в предложном падеже единственного числа (у слов женского рода также в дательном падеже) буква и, например: о гении, в гоголевском «Вии», на бильярдном кии, сестрам… … Справочник по правописанию и стилистике
Окончания имен существительных — 1. В существительных, имеющих перед падежными окончаниями гласную и, пишется в предложном падеже единственного числа (у слов женского рода также в дательном падеже) буква и, например: о гении, в гоголевском «Вии», на бильярдном кии, сестрам… … Справочник по правописанию и стилистике
Род несклоняемых существительных — 1. Слова, обозначающие неодушевленные предметы. Несклоняемые имена существительные иноязычного происхождения, обозначающие неодушевленные предметы, в своем большинстве относятся к среднему роду, например: целебное алоэ, шотландское виски,… … Справочник по правописанию и стилистике
Род несклоняемых существительных — 1. Слова, обозначающие неодушевленные предметы. Несклоняемые имена существительные иноязычного происхождения, обозначающие неодушевленные предметы, в своем большинстве относятся к среднему роду, например: целебное алоэ, шотландское виски,… … Справочник по правописанию и стилистике
род — 1) Лексико грамматическая категория имени существительного, присущая всем существительным (за исключением слов, употребляемых только во множественном числе), синтаксически независимая, проявляющаяся в их способности сочетаться с определенными для … Словарь лингвистических терминов
Слова, которые называют одушевленные и неодушевленные предметы
Презентация к уроку
Тип урока: Урок ознакомления с новым материалом.
Познавательная цель: ознакомление учащихся с понятиями одушевлённые и неодушевлённые предметы
Социокультурная цель: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного и безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Методы обучения: частично – поисковый, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, групповая.
Средства обучения: презентация, учебник для 2 класса Р.Н.Бунеева
Раздаточный материал: карточки со словами для работы в парах и для групповой работы.
I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки
Организация учебного процесса на этапе I:
Ребята, подарите мне свои добрые улыбки. Посмотрите прямо в глаза своему соседу, улыбнитесь друг другу.
Сегодня мне урок поможет провести Домовёнок Афанасий.
На доске появляется картинка Домовёнка и пословица.
— Прочитайте пословицу, которую приготовил для вас Домовёнок
Где труд, там и радость.
— Как понимаете эту пословицу?
— Я думаю, что мы сегодня на уроке хорошо потрудимся и получим радость и удовольствие от своей работы.
— Афанасий предлагает получить радость от красивого написания элементов букв.
У Домовёнка появляются карточки Кто? и Что?
— Посмотрите что Афанасий держит в руках? (карточки с вопросами кто? и что?)
— Что он хочет вам напомнить? (Над какой темой мы работали весь прошлый урок)
— И кто помнит? ( Мы познакомились со словами, которые отвечают на вопросы кто? что?)
Сегодня мы продолжим работать над этими словами и узнаем что-то новое.
— Как мы будем строить наш урок? ( Повторим необходимые знания, выполним пробное действие, поймём, что не знаем, затем самостоятельно узнаем новое.)
— Вы будете повторять всё, что вы знаете? (Нет, мы повторим только те знания, которые нам могут помочь при открытии новых знаний.)
— Вы готовы двигаться вперёд? Тогда в путь!
II. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
1) актуализировать учебное содержание, необходимое для восприятия нового материала: повторить слова, которые отвечают на вопрос кто?, что?;
2) развивать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: анализ, синтез, абстрагирование;
3) зафиксировать повторяемое правило в виде опоры; 4) зафиксировать индивидуальное затруднение в деятельности при выполнении задания на новое правило.
Организация учебного процесса на этапе II:
1. Повторение слов, отвечающих на вопрос кто? и что?
— Домовёнок загадает вам загадки, а вы слова-отгадки запишите в тетрадь
Не воин, а со шпорами, не караульщик, а кричит. ( петух)
Не пахарь, не столяр,
Не кузнец, не плотник,
А первый на селе работник. (лошадь)
Не прядет, не ткет, а людей одевает (овца)
Задремлю я и пою
Песенку тебе свою.
Но когда я на охоте –
Неленивый я в работе. (кот)
— Обменяйтесь работами, проверьте написанное, проговорите опасные места.
— Предлагаю поработать в парах.
На парте листочек со словами: Света, конфета, газета, мама, щенок, вода, шкаф, планета, мальчик, читатель
— Прочитайте слова, закрасьте красным цветом слова, которые отвечают на вопрос кто? синим цветом – на вопрос что?
— Что нужно, чтобы правильно задать вопрос? (Понимать, что называет слово)
— Что объединяет все слова, отвечающие на вопрос кто? (Это название людей и животных)
— Что объединяет все слова, отвечающие на вопрос что? (Это названия предметов)
— Какая пара при выполнении этого задания допустила ошибки? Поднимите руки.
— В каком месте была допущена ошибка? Почему? ( Мы были невнимательными; неправильно поставили вопрос)
— А кто выполнил задание правильно? Почему? ( Мы хорошо поняли, какие слова отвечают на вопрос кто?, а какие – на вопрос что?; мы правильно ставили вопросы к словам)
— Домовёнок приготовил для вас картинки. Назовите, что видите.
На доске появляются картинки со словами: Москва, Ирина, Пушкин, Волга, Египет, Мурка
— Что общего вы заметили у этих слов? ( Пишутся с большой буквы)
— А какие вопросы вы зададите к ним? Почему?
— Уточните, к каким словам можно задать вопрос кто? ( На вопрос кто? отвечают слова, которые называют имена и фамилии людей, клички животных), а к каким вопрос что? ( на вопрос что? – названия стран, городов, рек)
На доске появляется опорная схема:
Имена и фамилии людей
Клички животных
— Что мы взяли для повторения? (видеть и объяснять опасные места в словах, делить слова на группы по вопросам кто? и что?, задавать к словам вопросы)
— Вы должны предложить нам пробное действие.
2. Задание для пробного действия.
— Перед вами слова (цветок, собака, сумка, Ирина, стрекоза, Пушкин, апельсин, телевизор). Разделите их на 2 группы: одушевлённые и неодушевлённые предметы.
— Что нового в этом задании? (Мы никогда не делили слова на одушевлённые и неодушевлённые предметы)
— И что же вы будете делать? (Попробуем выполнить задание)
Представители групп вывешивают листочки на доску.
— Что видим? (Разные ответы)
— У кого возникли затруднения? Почему? (Мы не поняли, что – такое одушевлённые и неодушевлённые предметы)
— Кто считает, что справился с заданием? Объясните. ( Мы разделили слова на группы по вопросам кто? и что?)
— Вы можете доказать в какой группе одушевлённые предметы, а в какой неодушевлённые? ( Нет, мы не знаем такого правила, нам не на что опереться)
— Что возникло? (Затруднение)
— И что делать, когда возникает затруднение? (Остановиться и подумать, над причиной затруднения)
III. Выявление места и причины затруднения.
1) организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого пошагово восстанавливаются выполненные операции, и фиксируется операция, где возникло затруднение;
2) организовать соотнесение действий учащихся с используемым речи причины затруднения – тех конкретных знаний, умений или способностей, которых недостает для решения исходного задания такого типа.
Организация учебного процесса на этапе III:
— Давайте думать. Какое задание вам надо было выполнить? (Надо было разделить слова на 2 группы: одушевлённые и неодушевлённые предметы)
— А что вы не умеете делить слова на группы? (Умеем)
— Что в задании было для вас новым? Чего вы не знаете? (Нам не приходилось раньше делить слова на одушевлённые и неодушевлённые. Мы не знаем что такое одушевлённые и неодушевлённые предметы)
— Почему не смогли выполнить задание? (У нас нет правила для проверки такого задания)
— Вы поняли причину своего затруднения. Что дальше? ( Надо поставить цель)
IV. Построение проекта выхода из затруднения.
Цель: в коммуникативной форме организовать построение учащимися проекта будущих учебных действий: уточнение цели проекта; уточнение темы урока; определение средств.
Организация учебного процесса на этапе IV.
— Сформулируйте цель своих дальнейших действий. (Научиться распознавать одушевлённые и неодушевлённые предметы)
— Сформулируйте тему урока. (Одушевлённые и неодушевлённые предметы)
— Вернёмся к нашему заданию. Что нам поможет выполнить это задание?
(Умение делить слова по вопросам кто? и что?)
V. Реализация построенного проекта.
1) организовать коммуникативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта, направленного на приобретение недостающих знаний;
2) зафиксировать в речи и в знаковой форме (с помощью эталона) открытый способ определения одушевлённых и неодушевлённых предметов, сформировать умение использовать его на практике; 3) организовать уточнение общего характера нового знания.
Организация учебного процесса на этапе V
— Прочитайте слова, которые отвечают на вопрос кто? (собака, Ирина, стрекоза, Пушкин)
— Что обозначают эти слова? (Живые предметы)
— Такие слова в русском языке называют одушевлённые предметы.
— Прочитайте слова, которые отвечают на вопрос что? (сумка, телевизор, апельсин, цветок)
— Что обозначают эти слова? (Неживые предметы)
— Такие слова в русском языке называют неодушевлённые предметы.
— Давайте подведём итог, закончите предложения Домовёнка:
На доске появляется опорная схема:
Живые предметы
— Вот вы и преодолели ещё одно затруднение. Какую теперь цель поставите перед собой? ( Потренироваться в написании слов на новое правило).
VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Цель: зафиксировать правило распознавания одушевлённых и неодушевлённых предметов во внешней речи.
Организация учебного процесса на этапе VI.
Работа по учебнику
Упр. 50 (с комментированием) Необходимо записать в 1 столбик слова, обозначающие одушевлённые предметы, а во 2 столбик – слова, обозначающие неодушевлённые предметы.
Ознакомление с новым словарным словом.
— Мы знаем, как Домовёнок любит путешествовать. Где оказался он сегодня? ( В Москве)
— Прочитайте предложение: Кто в Москве не бывал, красоты не видал.
— Как вы понимаете эту пословицу? (Москва – столица нашей страны. Это очень красивый город, в нём много достопримечательностей, которыми мы гордимся)
— Запишите ряд однокоренных слов к слову Москва.
Москва, москвич, москвичка, московский.
— Какие слова относятся к одушевлённым предметам? Объясните свой ответ.
(Москвич, москвичка, так как слова отвечают на вопрос кто? и обозначают живые предметы), а к неодушевлённым? (Москва, так как слово отвечает на вопрос что? и обозначает неживой предмет)
Звуко-буквенный анализ слова человек.
Один ученик у доски, все остальные в тетрадях
— Где опасные места в этом слове? Запомните правописание этих слов.
Цель: сформировать ценностное отношение к своему здоровью
— Как проверить, что вы поняли тему. ( Выполнить самостоятельную работу)
VII. Самостоятельная работа.
тренировать способность к самоконтролю и самооценке;
2) проверить свое умение применять изученное правило.
Организация учебного процесса на этапе VII.
— Откройте учебник на с. 44 упр. 51 – прочитайте столбики слов, исправьте ошибки и спишите без ошибок.
— Как можно одним словом назвать слова, записанные в столбик с вопросом кто? (Одушевлённые)
— А слова, записанные во 2 столбик? (Неодушевлённые)
— Найдите слова, которые слышатся одинаково, а пишутся по-разному. (Пушок, пушок)
— Почему они записаны в разные столбики? (Пушок – это кличка животного, пишется с большой буквы, обозначает одушевлённый предмет, а пушок – это неодушевлённый предмет, пишется с маленькой буквы)
— Кто допустил ошибки при выполнении задания?
— Над чем надо поработать? На что нужно обратить внимание? (Запомнить правило).
— Молодцы и те, кто нашел и исправил ошибки. Поставьте на полях знак “+”.
— У кого ошибок нет? Молодцы!
VIII. Включение в систему знаний и повторение.
Цель: тренировать способность к применению нового правила.
Организация учебного процесса на этапе VIII.
— Домовёнок Афанасий предлагает вам побыть волшебниками.
— Что вы можете сказать о словах левого столбика? (Они называют живые, одушевленные предметы)
— Правого столбика? (Они называют неживые неодушевленные предметы)
IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
1) оценить результаты собственной деятельности;
2) согласовать домашнее задание.
Организация учебного процесса на этапе IX.
— Назовите ключевые слова урока. (Одушевлённые, неодушевлённые)
— Повторите тему урока с опорой на ключевые слова (Одушевлённые и неодушевлённые предметы)
— На какие вопросы они отвечают? (Одушевлённые – кто?, неодушевлённые – что?)
— Какие слова входят в группу одушевлённых, а какие – неодушевлённых?
— Оцените свою деятельность.
— Кого из ребят вы можете поблагодарить сегодня за помощь? (Я хочу сказать спасибо Олесе, она прислушивалась к моему мнению; а мне было хорошо работать в группе, все внимательно выслушивали друг друга. )
Прочитайте данные высказывания.
1) Я всё понял, но у меня остались вопросы.
3) Я всё понял, могу объяснить другому.
— Если вы согласны с первым утверждением, нарисуйте в тетради звездочку, если со вторым – солнышко.
- Что такое видеокарта кратко
- Что такое гражданское неповиновение