Что такое одушевленный предмет

Что такое имена существительные одушевленные и неодушевленные: правило и примеры

Имена существительные делятся на две большие группы: одушевленные и неодушевленные. В названиях этих сообществ имен существительных и кроется главное различие между словами, входящими в них. Познакомимся с основными моментами, связанными с этой темой (категориями, правилами, примерами)….

Одушевленные и неодушевленные предметы

Одушевленные предметы – это часть живой природы, то что живет, дышит, передвигается, растет, размножается и развивается и т.д. А неодушевленные – это объекты неживой природы, то есть антоним к предыдущему понятию.

Что такое одушевленный предмет. Смотреть фото Что такое одушевленный предмет. Смотреть картинку Что такое одушевленный предмет. Картинка про Что такое одушевленный предмет. Фото Что такое одушевленный предметЧто такое одушевленные имена существительные и неодушевленные? Для того чтобы обозначить предметы, наделенные жизнью, используются имена существительные первого типа.

Они отвечают на вопрос «кто?» и обозначают те объекты, которые обладают ее признаками (дышат, питаются, размножаются, двигаются и т.д.). Например: ученик, Петя, мама, котенок и т.д.

Для обозначения предметов, которые принадлежат ко второй категории, то есть к тем, которые не обладают признаками жизни, используются неодушевленные имена существительные. Например: стол, диван, дорога, камень, кофта и т.д.

Обратите внимание! Имена существительные одушевленные отвечают на вопрос «кто?», а принадлежащие к категории неодушевленности – на вопрос «что?».

Категория одушевленности и неодушевленности существительных

В русском языке возможен перенос названий с объектов, не обладающих признаками жизни, на противоположные:

Перечислим все категории:

Одушевленные и неодушевленные имена существительные – правило

Во-первых, для того чтобы определить категорию существительного, нужно задать к нему вопрос. Если поставленный вопрос «что?», то это неодушевл. сущ., а если «кто?», то одушевл.

Во-вторых, существует еще одно правило, связанное со склонением слова. В нем говорится о том, что:

К неодушевл. сущ. принадлежат все объекты неживой природы. То есть косное вещество или абиотические факторы (песок, камень, гроза, землетрясение и т.д.), также сюда относятся и антропогенные предметы, то есть созданные руками человека (книга, телевизор, стол, шифоньер, диван и т.д.).

Обратите внимание! Неодушевленные предметы – объекты неживой природы, которым не присущи признаки жизни.

Что такое одушевленный предмет. Смотреть фото Что такое одушевленный предмет. Смотреть картинку Что такое одушевленный предмет. Картинка про Что такое одушевленный предмет. Фото Что такое одушевленный предметОсобую подгруппу составляют одушевленные существительные среднего рода. Наиболее распространены варианты мужского или женского рода, но встречаются и слова, относящиеся к среднему роду.

Например: млекопитающее, животное, насекомое относятся к среднему роду (оно мое), а также эти слова одушевл. (отвечают на вопрос «кто?» и они обладают признаками жизни, относятся к живой природе).

Еще один пример: дитя, чадо тоже принадлежат к среднему роду, и это живущие организмы. Без контекста мы не можем определить пол ребенка.

Также слова чудовище, чудище относятся к среднему роду и одушевл. сущ., так как подразумевается, что они обладают признаками живущих организмов.

Это интересно! Основы правописания: чем отличаются служебные части речи от самостоятельных

Одушевленное или неодушевленное – примеры

Является ли слово кукла одушевленным? Исходя из определения одушевл. сущ., она относится к группе неодушевл. предметов, ведь она сделана руками человека и не имеет особенностей, которые есть у организмов, наделенных жизнью.

Но, например, в процессе игры кукле приписываются свойства и качества ребенка или взрослого человека. В этом случае можно рассматривать куклу как одушевленное существо (Щелкунчик, Стойкий оловянный солдатик и т.д.). Поэтому для того, чтобы определить категорию одушевленности, следует опираться на контекст.

А «дерево»? С точки зрения биологии, дерево – это часть живой природы. Но дерево может означать и материал для строительства (древесина), а это неживая природа. Иногда в сказках дерево является персонажем, оно может думать, говорить, даже двигаться, то есть оно одушевляется. Чтобы правильно определить категорию, нужно внимательно прочитать текст.

Стадо – этот общность, скопление живых организмов, является частью живой природы. Следовательно, это слово принадлежит к одушевл. именам сущ.

Еще одно слово, вызывающее затруднения при определении категории, – молодежь. Исходя из предыдущего пункта, можно сделать вывод, что и это слово относится к одушевленным.

Ведь под словом «молодежь» подразумевается группа молодых людей, молодое поколение и т.п.

Подведем итоги. Одушевл. имена сущ. – часть живой природы, а неодушевл. – наоборот. Слова, относящиеся к первой группе, отвечают на вопрос «кто?», а те, что ко второй – на вспомогательный вопрос «что?».

Перечислим категории одушевленности:

Для того чтобы верно определить группу, необходимо опираться на контекст. Стоит запомнить правило, которое поможет не допускать ошибок в склонении слов по падежам.

Это интересно! Какие бывают и что такое синонимы в русском языке

Виды имен существительных, изучаем русский язык

Одушевленные и неодушевленные имена существительные в русском языке

Источник

Особенности одушевленных и неодушевленных существительных

Одушевленные и неодушевленные имена существительные

Одушевлённость — постоянный грамматический признак существительного.

Все существительные в русском языке делятся на:

Одушевлённые существительные отвечают на вопрос «кто?», а неодушевлённые существительные — на вопрос «что?».

К одушевлённым существительным относятся слова, обозначающие:

Чаще всего одушевлённые существительные мужского или женского рода.

Неодушевлённые существительные обозначают:

Определяя, одушевлённость существительного, важно обращать внимание на контекст.

По полю бегут лисички. — Слово «лисички» здесь одушевлённое, так как обозначает животных.

Как определять одушевленность и неодушевленность

В первую очередь определить, одушевлённое перед нами существительное или нет, можно, задав к нему вопрос «кто?» или «что?». Но иногда сделать это сложно.

Если одушевлённость существительного вызывает сомнения, нужно обратить внимание на грамматические признаки:

Чтобы определить одушевлённость имени собственного, можно заменить его нарицательным.

Фёдор — мальчик — одушевлённое существительное, Калининград — город — неодушевлённое существительное.

Почему нельзя ориентироваться на «живое» и «неживое»

Распространено мнение, что одушевлённые существительные называют живых существ, а неодушевлённые — неживые объекты и явления. Это не всегда так.

Приведём пример. Растения и микроорганизмы современная наука относит к живой природе. Но их названия — ель, орешник, бактерия — это неодушевленные существительные.

Другой пример: снеговик не относится к живым существам, но, тем не менее, это одушевлённое существительное.

Чтобы не ошибиться, нужно в первую очередь опираться на грамматические признаки.

Таблица с примерами

Одушевлённые существительные

Неодушевлённые существительные

Живые существа (кроме растений): девочка, ученик, лосось, заяц, сова.Предметы и явления неживой природы: скала, гром, водопад.Боги и мифические существа: леший, русалка, Посейдон, пегас.Растения: шиповник, малина, ясень.Куклы: снеговик, матрёшка.Микроорганизмы: микроб, вирус, бактерия.Названия карт и шахматных фигур: ферзь, ладья, туз.Названия небесных тел: Луна, Юпитер, Сатурн.Умерший человек (кроме слова «труп»): мертвец, покойник.Названия блюд из рыбы: шпроты, килька.Слова, обозначающие совокупность живых существ: толпа, войско, стадо.Собирательные существительные: человечество, молодежь.Отвлечённые понятия: счастье, восхищение, горе.

Типичные ошибки в употреблении

Ошибки в употреблении существительных чаще всего возникают, когда одушевлённость определена неправильно. Ошибки могут проявляться в следующих вариантах.

Источник

Одушевленные и неодушевленные имена существительные

Узнаем, что такое оду­шев­лен­ные и неоду­шев­лен­ные име­на суще­стви­тель­ные в рус­ском язы­ке. Определим, как раз­ли­чать оду­шев­лен­ные и неоду­шев­лен­ные суще­стви­тель­ные в соот­вет­ствии с их лек­си­че­ским зна­че­ни­ем и грам­ма­ти­че­ски­ми признаками.

Одушевленные и неоду­шев­лен­ные суще­стви­тель­ные обо­зна­ча­ют пред­мет. Они раз­ли­ча­ют­ся грам­ма­ти­че­ски­ми при­зна­ка­ми и тем, какой имен­но пред­мет назы­ва­ют, при­над­ле­жа­щий к живым суще­ствам или к нежи­вой природе.

Что такое одушевленный предмет. Смотреть фото Что такое одушевленный предмет. Смотреть картинку Что такое одушевленный предмет. Картинка про Что такое одушевленный предмет. Фото Что такое одушевленный предмет

Категория одушевленности/неодушевленности — это посто­ян­ный грам­ма­ти­че­ский при­знак име­ни суще­стви­тель­но­го. Чтобы выпол­нить мор­фо­ло­ги­че­ский раз­бор сло­ва этой части речи, обя­за­тель­но сле­ду­ет ука­зать, оду­шев­лен­ное или неоду­шев­лен­ное имя существительное.

Одушевленные существительные

Что такое одушевленный предмет. Смотреть фото Что такое одушевленный предмет. Смотреть картинку Что такое одушевленный предмет. Картинка про Что такое одушевленный предмет. Фото Что такое одушевленный предмет

Одушевленность/неодушевленность — это лексико-грамматическая кате­го­рия имен суще­стви­тель­ных. Одушевленность суще­стви­тель­но­го мож­но опре­де­лить по лек­си­че­ско­му зна­че­нию слова.

Примеры

В первую оче­редь оду­шев­лен­ные суще­стви­тель­ные назы­ва­ют человека:

К оду­шев­лен­ным суще­стви­тель­ным отне­сем назва­ния пред­ста­ви­те­лей живой природы:

Отметим, что назва­ния рас­те­ний и дере­вьев, кото­рые рас­тут, раз­ви­ва­ют­ся, ста­ре­ют и при­над­ле­жат с точ­ки зре­ния бота­ни­ки к живой при­ро­де, не явля­ют­ся оду­шев­лен­ны­ми суще­стви­тель­ны­ми в рус­ском языке.

Грамматический показатель одушевленности

Одушевленность суще­стви­тель­но­го, кро­ме лек­си­че­ско­го зна­че­ния сло­ва, долж­на соот­вет­ство­вать грам­ма­ти­че­ским при­зна­кам, кото­рые опре­де­ля­ют по формуле:

Сравним:

Род. падежВин. падеж
кры­лья (кого?) бабо­чекпой­маю (кого?) бабо­чек
листья (чего?) сосенвижу (что?) сосн ы

У суще­стви­тель­ных муж­ско­го рода сов­па­да­ют фор­мы вини­тель­но­го и роди­тель­но­го паде­жа един­ствен­но­го и мно­же­ствен­но­го числа:

Род. падежВин. падеж
писк (кого?) комар апри­хлоп­ну (кого?) комар а
мно­го (кого?) комар оввидим (кого?) комар ов

Пользуясь эти­ми грам­ма­ти­че­ски­ми при­зна­ка­ми, отне­сем к оду­шев­лен­ным суще­стви­тель­ным пред­ме­ты нежи­вой природы:

Как видим, наши пред­став­ле­ния о живом и нежи­вом не сов­па­да­ют с лексико-грамматической кате­го­ри­ей оду­шев­лен­но­сти в рус­ском языке.

Неодушевленные существительные

Что такое одушевленный предмет. Смотреть фото Что такое одушевленный предмет. Смотреть картинку Что такое одушевленный предмет. Картинка про Что такое одушевленный предмет. Фото Что такое одушевленный предмет

Неодушевленные суще­стви­тель­ные называют

Чтобы опре­де­лить, неоду­шев­лен­ное ли имя суще­стви­тель­ное, вос­поль­зу­ем­ся грам­ма­ти­че­ским признаком:

В соот­вет­ствии с этим пока­за­те­лем назва­ния живых существ как еди­ное целое явля­ют­ся неоду­шев­лен­ны­ми име­на­ми существительными.

Понаблюдаем:

Им. падежВин. падеж
(что?) ста ивидим (что?) ста и
(что?) табун ысмот­рю (на что?) на табун ы

Таблица с примерами

ОдушевлённыеНеодушевлённые
Вопроскто?что?
ЗначениеОбозначают назва­ния предметов
живой при­ро­дынежи­вой природы
ФормулаВ.п. = Р.п (во мн. числе)В.п. = И.п. (во мн. числе)
ПримерыИ.п. уче­ни­ки
Р.п. уче­ни­ков
В.п. уче­ни­ков
И.п. сто­лы
Р.п. сто­лов
В.п. сто­лы

Видеоурок

Источник

Одушевленные предметы

Полезное

Смотреть что такое «Одушевленные предметы» в других словарях:

Одушевленные предметы — ОДУШЕВЛЕННЫЕ ПРЕДМЕТЫ. Предметы, обладающие способностью произвольного движения, т. е. люди и животные, в отличие от предметов неодушевленных и абстрактных или отвлеченных понятий, т. е. признаков предметов, рассматриваемых в отвлечении от… … Словарь литературных терминов

одушевленные предметы — Предметы, обладающие способностью произвольного движения, т. е. люди и животные, в отличие от предметов неодушевленных и абстрактных или отвлеченных понятий» т. е. признаков предметов, рассматриваемых в отвлечении от самих предметов. В русском … Грамматический словарь: Грамматические и лингвистические термины

Неодушевленные предметы — НЕОДУШЕВЛЕННЫЕ ПРЕДМЕТЫ. Вещи или предметы, не обладающие способностью произвольного движения, т. е. все предметы кроме людей и животных. См. Одушевленные предметы. Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2 х т. / Под… … Литературная энциклопедия

Неодушевленные предметы — НЕОДУШЕВЛЕННЫЕ ПРЕДМЕТЫ. Вещи или предметы, не обладающие способностью произвольного движения, т. е. все предметы кроме людей и животных. См. Одушевленные предметы … Словарь литературных терминов

неодушевленные предметы — Вещи или предметы, не обладающие способностью про из вольного движения, т. е. все предметы кроме людей и животных. См. Одушевленные предметы … Грамматический словарь: Грамматические и лингвистические термины

Окончания имен существительных — 1. В существительных, имеющих перед падежными окончаниями гласную и, пишется в предложном падеже единственного числа (у слов женского рода также в дательном падеже) буква и, например: о гении, в гоголевском «Вии», на бильярдном кии, сестрам… … Справочник по правописанию и стилистике

Окончания имен существительных — 1. В существительных, имеющих перед падежными окончаниями гласную и, пишется в предложном падеже единственного числа (у слов женского рода также в дательном падеже) буква и, например: о гении, в гоголевском «Вии», на бильярдном кии, сестрам… … Справочник по правописанию и стилистике

Род несклоняемых существительных — 1. Слова, обозначающие неодушевленные предметы. Несклоняемые имена существительные иноязычного происхождения, обозначающие неодушевленные предметы, в своем большинстве относятся к среднему роду, например: целебное алоэ, шотландское виски,… … Справочник по правописанию и стилистике

Род несклоняемых существительных — 1. Слова, обозначающие неодушевленные предметы. Несклоняемые имена существительные иноязычного происхождения, обозначающие неодушевленные предметы, в своем большинстве относятся к среднему роду, например: целебное алоэ, шотландское виски,… … Справочник по правописанию и стилистике

род — 1) Лексико грамматическая категория имени существительного, присущая всем существительным (за исключением слов, употребляемых только во множественном числе), синтаксически независимая, проявляющаяся в их способности сочетаться с определенными для … Словарь лингвистических терминов

Источник

Слова, которые называют одушевленные и неодушевленные предметы

Презентация к уроку

Тип урока: Урок ознакомления с новым материалом.

Познавательная цель: ознакомление учащихся с понятиями одушевлённые и неодушевлённые предметы

Социокультурная цель: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного и безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Методы обучения: частично – поисковый, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, групповая.

Средства обучения: презентация, учебник для 2 класса Р.Н.Бунеева

Раздаточный материал: карточки со словами для работы в парах и для групповой работы.

I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки

Организация учебного процесса на этапе I:

Ребята, подарите мне свои добрые улыбки. Посмотрите прямо в глаза своему соседу, улыбнитесь друг другу.

Сегодня мне урок поможет провести Домовёнок Афанасий.

На доске появляется картинка Домовёнка и пословица.

— Прочитайте пословицу, которую приготовил для вас Домовёнок

Где труд, там и радость.

— Как понимаете эту пословицу?

— Я думаю, что мы сегодня на уроке хорошо потрудимся и получим радость и удовольствие от своей работы.

— Афанасий предлагает получить радость от красивого написания элементов букв.

У Домовёнка появляются карточки Кто? и Что?

— Посмотрите что Афанасий держит в руках? (карточки с вопросами кто? и что?)

— Что он хочет вам напомнить? (Над какой темой мы работали весь прошлый урок)

— И кто помнит? ( Мы познакомились со словами, которые отвечают на вопросы кто? что?)

Сегодня мы продолжим работать над этими словами и узнаем что-то новое.

— Как мы будем строить наш урок? ( Повторим необходимые знания, выполним пробное действие, поймём, что не знаем, затем самостоятельно узнаем новое.)

— Вы будете повторять всё, что вы знаете? (Нет, мы повторим только те знания, которые нам могут помочь при открытии новых знаний.)

— Вы готовы двигаться вперёд? Тогда в путь!

II. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

1) актуализировать учебное содержание, необходимое для восприятия нового материала: повторить слова, которые отвечают на вопрос кто?, что?;

2) развивать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: анализ, синтез, абстрагирование;

3) зафиксировать повторяемое правило в виде опоры; 4) зафиксировать индивидуальное затруднение в деятельности при выполнении задания на новое правило.

Организация учебного процесса на этапе II:

1. Повторение слов, отвечающих на вопрос кто? и что?

— Домовёнок загадает вам загадки, а вы слова-отгадки запишите в тетрадь

Не воин, а со шпорами, не караульщик, а кричит. ( петух)

Не пахарь, не столяр,
Не кузнец, не плотник,
А первый на селе работник. (лошадь)

Не прядет, не ткет, а людей одевает (овца)

Задремлю я и пою
Песенку тебе свою.
Но когда я на охоте –
Неленивый я в работе. (кот)

— Обменяйтесь работами, проверьте написанное, проговорите опасные места.

— Предлагаю поработать в парах.

На парте листочек со словами: Света, конфета, газета, мама, щенок, вода, шкаф, планета, мальчик, читатель

— Прочитайте слова, закрасьте красным цветом слова, которые отвечают на вопрос кто? синим цветом – на вопрос что?

— Что нужно, чтобы правильно задать вопрос? (Понимать, что называет слово)

— Что объединяет все слова, отвечающие на вопрос кто? (Это название людей и животных)

— Что объединяет все слова, отвечающие на вопрос что? (Это названия предметов)

— Какая пара при выполнении этого задания допустила ошибки? Поднимите руки.

— В каком месте была допущена ошибка? Почему? ( Мы были невнимательными; неправильно поставили вопрос)

— А кто выполнил задание правильно? Почему? ( Мы хорошо поняли, какие слова отвечают на вопрос кто?, а какие – на вопрос что?; мы правильно ставили вопросы к словам)

— Домовёнок приготовил для вас картинки. Назовите, что видите.

На доске появляются картинки со словами: Москва, Ирина, Пушкин, Волга, Египет, Мурка

— Что общего вы заметили у этих слов? ( Пишутся с большой буквы)

— А какие вопросы вы зададите к ним? Почему?

— Уточните, к каким словам можно задать вопрос кто? ( На вопрос кто? отвечают слова, которые называют имена и фамилии людей, клички животных), а к каким вопрос что? ( на вопрос что? – названия стран, городов, рек)

На доске появляется опорная схема:

Имена и фамилии людей

Клички животныхНазвания стран, городов, рек, улиц, предметов

— Что мы взяли для повторения? (видеть и объяснять опасные места в словах, делить слова на группы по вопросам кто? и что?, задавать к словам вопросы)

— Вы должны предложить нам пробное действие.

2. Задание для пробного действия.

— Перед вами слова (цветок, собака, сумка, Ирина, стрекоза, Пушкин, апельсин, телевизор). Разделите их на 2 группы: одушевлённые и неодушевлённые предметы.

— Что нового в этом задании? (Мы никогда не делили слова на одушевлённые и неодушевлённые предметы)

— И что же вы будете делать? (Попробуем выполнить задание)

Представители групп вывешивают листочки на доску.

— Что видим? (Разные ответы)

— У кого возникли затруднения? Почему? (Мы не поняли, что – такое одушевлённые и неодушевлённые предметы)

— Кто считает, что справился с заданием? Объясните. ( Мы разделили слова на группы по вопросам кто? и что?)

— Вы можете доказать в какой группе одушевлённые предметы, а в какой неодушевлённые? ( Нет, мы не знаем такого правила, нам не на что опереться)

— Что возникло? (Затруднение)

— И что делать, когда возникает затруднение? (Остановиться и подумать, над причиной затруднения)

III. Выявление места и причины затруднения.

1) организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого пошагово восстанавливаются выполненные операции, и фиксируется операция, где возникло затруднение;

2) организовать соотнесение действий учащихся с используемым речи причины затруднения – тех конкретных знаний, умений или способностей, которых недостает для решения исходного задания такого типа.

Организация учебного процесса на этапе III:

— Давайте думать. Какое задание вам надо было выполнить? (Надо было разделить слова на 2 группы: одушевлённые и неодушевлённые предметы)

— А что вы не умеете делить слова на группы? (Умеем)

— Что в задании было для вас новым? Чего вы не знаете? (Нам не приходилось раньше делить слова на одушевлённые и неодушевлённые. Мы не знаем что такое одушевлённые и неодушевлённые предметы)

— Почему не смогли выполнить задание? (У нас нет правила для проверки такого задания)

— Вы поняли причину своего затруднения. Что дальше? ( Надо поставить цель)

IV. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель: в коммуникативной форме организовать построение учащимися проекта будущих учебных действий: уточнение цели проекта; уточнение темы урока; определение средств.

Организация учебного процесса на этапе IV.

— Сформулируйте цель своих дальнейших действий. (Научиться распознавать одушевлённые и неодушевлённые предметы)

— Сформулируйте тему урока. (Одушевлённые и неодушевлённые предметы)

— Вернёмся к нашему заданию. Что нам поможет выполнить это задание?

(Умение делить слова по вопросам кто? и что?)

V. Реализация построенного проекта.

1) организовать коммуникативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта, направленного на приобретение недостающих знаний;

2) зафиксировать в речи и в знаковой форме (с помощью эталона) открытый способ определения одушевлённых и неодушевлённых предметов, сформировать умение использовать его на практике; 3) организовать уточнение общего характера нового знания.

Организация учебного процесса на этапе V

— Прочитайте слова, которые отвечают на вопрос кто? (собака, Ирина, стрекоза, Пушкин)

— Что обозначают эти слова? (Живые предметы)

— Такие слова в русском языке называют одушевлённые предметы.

— Прочитайте слова, которые отвечают на вопрос что? (сумка, телевизор, апельсин, цветок)

— Что обозначают эти слова? (Неживые предметы)

— Такие слова в русском языке называют неодушевлённые предметы.

— Давайте подведём итог, закончите предложения Домовёнка:

На доске появляется опорная схема:

Живые предметыНеодушевлённые предметы

— Вот вы и преодолели ещё одно затруднение. Какую теперь цель поставите перед собой? ( Потренироваться в написании слов на новое правило).

VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель: зафиксировать правило распознавания одушевлённых и неодушевлённых предметов во внешней речи.

Организация учебного процесса на этапе VI.

Работа по учебнику

Упр. 50 (с комментированием) Необходимо записать в 1 столбик слова, обозначающие одушевлённые предметы, а во 2 столбик – слова, обозначающие неодушевлённые предметы.

Ознакомление с новым словарным словом.

— Мы знаем, как Домовёнок любит путешествовать. Где оказался он сегодня? ( В Москве)

— Прочитайте предложение: Кто в Москве не бывал, красоты не видал.

— Как вы понимаете эту пословицу? (Москва – столица нашей страны. Это очень красивый город, в нём много достопримечательностей, которыми мы гордимся)

— Запишите ряд однокоренных слов к слову Москва.

Москва, москвич, москвичка, московский.

— Какие слова относятся к одушевлённым предметам? Объясните свой ответ.

(Москвич, москвичка, так как слова отвечают на вопрос кто? и обозначают живые предметы), а к неодушевлённым? (Москва, так как слово отвечает на вопрос что? и обозначает неживой предмет)

Звуко-буквенный анализ слова человек.

Один ученик у доски, все остальные в тетрадях

— Где опасные места в этом слове? Запомните правописание этих слов.

Цель: сформировать ценностное отношение к своему здоровью

— Как проверить, что вы поняли тему. ( Выполнить самостоятельную работу)

VII. Самостоятельная работа.

тренировать способность к самоконтролю и самооценке;

2) проверить свое умение применять изученное правило.

Организация учебного процесса на этапе VII.

— Откройте учебник на с. 44 упр. 51 – прочитайте столбики слов, исправьте ошибки и спишите без ошибок.

— Как можно одним словом назвать слова, записанные в столбик с вопросом кто? (Одушевлённые)

— А слова, записанные во 2 столбик? (Неодушевлённые)

— Найдите слова, которые слышатся одинаково, а пишутся по-разному. (Пушок, пушок)

— Почему они записаны в разные столбики? (Пушок – это кличка животного, пишется с большой буквы, обозначает одушевлённый предмет, а пушок – это неодушевлённый предмет, пишется с маленькой буквы)

— Кто допустил ошибки при выполнении задания?

— Над чем надо поработать? На что нужно обратить внимание? (Запомнить правило).

— Молодцы и те, кто нашел и исправил ошибки. Поставьте на полях знак “+”.

— У кого ошибок нет? Молодцы!

VIII. Включение в систему знаний и повторение.

Цель: тренировать способность к применению нового правила.

Организация учебного процесса на этапе VIII.

— Домовёнок Афанасий предлагает вам побыть волшебниками.

— Что вы можете сказать о словах левого столбика? (Они называют живые, одушевленные предметы)

— Правого столбика? (Они называют неживые неодушевленные предметы)

IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

1) оценить результаты собственной деятельности;

2) согласовать домашнее задание.

Организация учебного процесса на этапе IX.

— Назовите ключевые слова урока. (Одушевлённые, неодушевлённые)

— Повторите тему урока с опорой на ключевые слова (Одушевлённые и неодушевлённые предметы)

— На какие вопросы они отвечают? (Одушевлённые – кто?, неодушевлённые – что?)

— Какие слова входят в группу одушевлённых, а какие – неодушевлённых?

— Оцените свою деятельность.

— Кого из ребят вы можете поблагодарить сегодня за помощь? (Я хочу сказать спасибо Олесе, она прислушивалась к моему мнению; а мне было хорошо работать в группе, все внимательно выслушивали друг друга. )

Прочитайте данные высказывания.

1) Я всё понял, но у меня остались вопросы.

3) Я всё понял, могу объяснить другому.

— Если вы согласны с первым утверждением, нарисуйте в тетради звездочку, если со вторым – солнышко.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *