Что такое офг в школе 7 класс

Рабочая программа по предмету «Основы финансовой грамотности»

I. Пояснительная записка по предмету «Основы финансовой грамотности»

Рабочая программа предмета «Основы финансовой грамотности» составлена в соответствии с УМК В.В.Чумаченко «Основы финансовой грамотности», а также в соответствии со следующими документами:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Проект Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации». Информация о Проекте представлена на официальном сайте Минфина России: http://www.minfin.ru/ru/om/fingram/

3. Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации http://www.misbfm.ru/node/11143.

4. Стратегия развития финансового рынка российской федерации на период до 2020 года http://www.ippnou.ru/lenta.php?idarticle=005586.

5. Основная образовательная программа среднего общего образования МБОУ «Гимназия № 3».

6. Положения о рабочей программе учебных предметов, курсов внеурочной деятельности МБОУ «Гимназия №3» от 30.08.2018.

Повышение финансовой грамотности является одним из основных направлений формирования инвестиционного ресурса, обозначенных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.

Актуальность программы «Основы финансовой грамотности» продиктована развитием финансовой системы и появлением широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг, которые ставят перед гражданами задачи, к решению которых они не всегда готовы.

Поэтому введение курса «Основы финансовой грамотности» помогает создать условия для развития личности подростка, мотивации к обучению, для формирования социального и профессионального самоопределения, а также является профилактикой асоциального поведения. Именно овладение основами финансовой грамотности поможет учащимся применить полученные знания в жизни и успешно социализироваться в обществе.

Обеспечивая выполнение Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения и доступность качественного образования для учащихся всех категорий, наша гимназия создаёт условия для получения дополнительного экономического образования, в том числе его прикладных аспектов – финансовой грамотности, основ потребительских знаний в старших классах в рамках элективных курсов.

Содержание программы существенно расширяет и дополняет знания старшеклассников о личном финансировании, управлении домашней бухгалтерией, функционировании фондового рынка и банковской системы, а выполнение творческих работ, практических заданий позволит подросткам приобрести опыт принятия экономических решений в области управления личными финансами, повышать свою профессиональную компетентность в будущем, применить полученные знания в реальной жизни.

Кроме того, задачи с финансово-экономическим содержанием включены в материалы итоговой аттестации за курс основной школы ЕГЭ.

Новизной данной программы является направленность курса на формирование финансовой грамотности старшеклассников на основе построения прямой связи между получаемыми знаниями и их практическим применением, пониманием и использованием финансовой информации на настоящий момент и в долгосрочном периоде и ориентирует на формирование ответственности у подростков за финансовые решения с учетом личной безопасности и благополучия.
Отличительной особенностью программы предмета «Основы финансовой грамотности» является то, что он базируется на системно-деятельностном подходе к обучению, который обеспечивает активную учебно-познавательную позицию учащихся. У них формируются не только базовые знания в финансовой сфере, но также необходимые умения, компетенции, личные характеристики и установки согласно ФГОС последнего поколения.

Цель программы: формирование ключевых компетенций старшеклассников для принятия рациональных финансовых решений в сфере управления личными финансами.

Задачи программы:

— создать комфортные условия, способствующие формированию коммуникативных компетенций;

— формировать положительное мотивационное отношение к экономике через развитие познавательного интереса и осознание социальной необходимости;

— изучить нормативные и методические документы Минобрнауки по повышению уровня финансовой грамотности и финансово-экономического образования учащихся;

— освоить систему знаний о финансовых институтах современного общества и инструментах управления личными финансами;

— овладеть умением получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные;

— формировать опыт применения знаний о финансовых институтах для эффективной самореализации в сфере управления личными финансами;

— формировать у обучающихся готовность принимать ответственные и обоснованные решения в области управления личными финансами, способности реализовать эти решения;

— формировать основы культуры и индивидуального стиля экономического поведения, ценностей деловой этики;

— воспитывать ответственность за экономические решения.

II. Общая характеристика учебного предмета «Основы финансовой грамотности»

Для достижения поставленных целей и с учетом вышесказанного в основе организации занятий лежат, прежде всего, педагогические технологии, основанные на сотрудничестве и сотворчестве участников образовательного процесса, критическом анализе полученной информации различного типа, деятельностные технологии, проектная и исследовательская деятельность, игровая технология.

На занятиях учащиеся занимаются различными видами познавательной деятельности, учатся творчески мыслить и решать практико-ориентированные экономические задачи.

Так как метод обучения – это обобщающая модель взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся и она определяет характер (тип) познавательной деятельности учащихся, то методы обучения реализуются в следующих формах работы:

III. Описание места учебного предмета «Основы финансовой грамотности» в учебном плане

Настоящая программа предназначена для обучающихся 10 х классов.

Рабочая программа рассчитана на 35 часов в год (1 час в неделю).

IV. Планируемые результаты освоения предмета «Основы финансовой грамотности»

Структура и содержание предмета «Основы финансовой грамотности»» предполагают, что учащиеся должны овладеть практическими навыками планирования и оценки собственных экономических действий в сфере управления семейным бюджетом, личными финансами.

В течении учебного года обучающиеся старших классов демонстрируют общие проектные умения: планировать и осуществлять проектную деятельность; определять приоритеты целей с учетом ценностей и жизненных планов; самостоятельно реализовывать, контролировать и осуществлять коррекцию своей деятельности на основе предварительного планирования; использовать доступные ресурсы для достижения целей; применять все необходимое многообразие информации и полученных в результате обучения знаний, умений и компетенций для целеполагания, планирования и выполнения индивидуального проекта.

Планируемые результаты обучения

Предметные результаты изучения данного предмета – приобретение школьниками компетенций в области финансовой грамотности, которые имеют большое значение для последующей интеграции личности в современную банковскую и финансовую среды. Кроме того, изучение курса формирует навыки старшеклассников принятия грамотных и обоснованных финансовых решений, что в конечном итоге поможет им добиться финансовой самостоятельности и успешности в бизнесе.

Метапредметные результаты – развитие аналитических способностей, навыков принятия решений на основе сравнительного анализа сберегательных альтернатив, планирования и прогнозирования будущих доходов и расходов личного бюджета, навыков менеджмента.

Личностными результатами изучения курса – это воспитание мотивации к труду, стремления строить свое будущее на основе целеполагания и планирования, ответственности за настоящее и будущее собственное финансовое благополучие, благополучие своей семьи и государства.

Таким образом, в результате обучения по данному предмету выпускник научится:

— принимать рациональные финансовые решения в сфере управления личными финансами;

— проводить своевременный финансовый анализ;

— ставить стратегические задачи для достижения личных финансовых целей;

— планировать и прогнозировать будущие доходы и расходы личного бюджета;

— определять направления взаимодействия граждан с фондовыми и валютными ранками;

— основам взаимодействия с кредитными организациями;

— основным понятиям и инструментам взаимодействия с участниками финансовых отношений;

— основам управления налоговыми платежами с целью снижения налоговых расходов в условиях соблюдения налоговой дисциплины;

— выбирать страховые продукты и страховые компании;

— принимать инвестиционные решения с позиции минимизации финансовых рисков;

— составлять личный финансовый план.

Выпускник получит возможность научиться:

— в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

— распознавать принципы функционирования финансовой системы современного государства;

— понимать личную ответственность за решения, принимаемые в процессе взаимодействия с финансовыми институтами;

— понимать права и обязанности в сфере финансов;

— владеть коммуникативными компетенциями;

— анализировать и интерпретировать финансовую информацию из разных источников;

— определять задачи в области управления личными финансами;

— находить источники информации для решения финансовых задач;

— сотрудничать со сверстниками и взрослыми в образовательной и учебно-исследовательской деятельности;

— формировать собственную финансовую стратегию;

— решать финансовые задачи;

— проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

— самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

— осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

— самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

V. Содержание программы учебного предмета «Основы финансовой грамотности» (35 часов)

Освоение содержания предмета «Основы финансовой грамотности» осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами базового уровня обществознания, истории, технологии, математики, предметами регионального компонента.

Личное финансовое планирование (11 часов).

Содержание учебного блока.

Знакомство с курсом. Краткая характеристика изучаемого курса. Формирование понятия человеческого капитала. Формирование знаний о применении человеческого капитала.

Принятие решений о личном финансировании. Определение целей, подбор альтернатив.

Активы и пассивы. Доходы и расходы. Составление текущего и перспективного личного финансового бюджета. Основные источники дохода. Типичные уровни доходов и расходов в течение жизни человека.Составление текущего личного финансового плана.

Личное финансовое планирование. Стратегия и тактика в финансовой игре.

Формы организации учебных занятий.

Основные виды деятельности.

Знать роль предмета «Основы финансовой грамотности», понятие «человеческий капитал», «деньги», их функции. Уметь объяснять, что такое потребление, что является основными источниками доходов, распознавать свои активы и пассивы, уметь вести их учет. Знать как составлять бюджет, уметь оптимизировать расходы. Уметь разрабатывать стратегию достижения своих целей, создавать личный финансовый план достижения целей. Уметь работать в команде, стремиться к сотрудничеству.

Депозит (7 часов).

Содержание учебного блока.

Накопления, инфляция, причины инфляции, расчет инфляции. Депозит. Оценка рисков. Проценты по депозитам. Преимущества и недостатки депозита. Условия и содержание депозита. Номинальная ставка, реальная ставка, депозитный договор. Виды банковских депозитов. Банки, банковские вклады, финансовые риски.

Формы организации учебных занятий.

Основные виды деятельности.

Знать понятия накопление и инфляции, причины инфляции. Рассчитывать инфляцию.

Знать понятие депозит. Уметь давать собственную оценку рискам, знать способы начисления процентов по депозитам. Уметь характеризовать особенности депозита в России. Знать способы начисления процентов по депозитам. Уметь вычислять простые и сложные проценты по депозиту, приводить примеры виды банковских депозитов, проявлять креативность в творческой работе.

Кредит (7 часов).

Содержание учебного блока.

Понятие кредита. Знакомство с основными характеристиками кредита. Выгода при выборе кредита. Стоимость кредита. Вычисления по уменьшению стоимости кредита. Типичные ошибки при использовании кредита.

Формы организации учебных занятий.

Основные виды деятельности.

Знать понятие «кредит», его характеристики. Знать необходимые документы при оформлении кредита. Научиться анализировать и сравнивать условия по кредиту в различных банках. Уметь характеризовать особенности кредита в России, приводить собственные примеры прав и обязанностей кредитополучателя, давать оценку изученному явлению, проявлять креативность в творческой работе.

Расчетно-кассовые операции (7 часов).

Содержание учебного блока.

Банковская система, экономические ситуации.Знакомство с выбором банковской карты. Виды банковских карт (дебетовая и кредитная). Банковская прибыль. Основные виды банковских процентов. Пластиковые карты. Банкоматы, мобильные банки. Применение пластиковых карт в расчетах и платежах, различие между дебетовыми и кредитными картами. Хранение обмен и перевод денег. Различные виды платежных средств. Формы дистанционного банковского обслуживания. Повторение изученного по блоку. Экскурсия в банк.

Формы организации учебных занятий.

Основные виды деятельности.

Знать понятие «Банковская система», функции центрального банка. Уметь решать познавательные и практические задачи, отражающие типичные экономические ситуации. Знать виды банковских карт. Понимать, в чем состоит механизм получения банковской прибыли. Уметь характеризовать основные виды банковских процентов. Знать правила пользования банкоматами, мобильными банками, онлайн-банками.

Повторение изученного (3 часа).

Содержание учебного блока.

Личное финансовое планирование, депозит, кредит, расчетно-кассовые операции. Стратегия и тактика в деловой игре «Золотая корона».

Формы организации учебных занятий.

Урок – деловая игра, урок обобщения знаний.

Основные виды деятельности.

Уметь применять на практике знания полученные на уроках по предмету «Основы финансовой грамотности», разрабатывать стратегию и тактику в командной игре, проявлять креативность, инициативу.

Источник

Уроки финансовой грамотности в школе: для чего нужны и что дадут?

О чем конкретно будут рассказывать ребятам на уроках финансовой грамотности и для чего они вообще нужны? Об этом вы узнаете в рамках данной статьи.

Что такое офг в школе 7 класс. Смотреть фото Что такое офг в школе 7 класс. Смотреть картинку Что такое офг в школе 7 класс. Картинка про Что такое офг в школе 7 класс. Фото Что такое офг в школе 7 класс

Программы обучения действующей сегодня системы российского образования охватывают практически все сферы жизнедеятельности современного человека, что обеспечивает качественную подготовку школьников к взрослой жизни. Исключением до недавнего времени являлась только практическая подготовка учеников к нынешним экономическим условиям, то есть финансовая грамотность детей. И это несмотря на то, что Россия входит в список стран с высоким уровнем развития экономики.

2016 году этот пробел образовательной программы школьников устранен – в российских школах ввели уроки финансовой грамотности, в ходе которых детей не только научат бережно обращаться с деньгами, но и расскажут, как можно и нужно отстаивать свои права в случае необходимости. О чем конкретно будут рассказывать ребятам на уроках финансовой грамотности и для чего они вообще нужны? Об этом вы узнаете в рамках данной статьи.

Зачем нужны уроки финансовой грамотности?

Что такое офг в школе 7 класс. Смотреть фото Что такое офг в школе 7 класс. Смотреть картинку Что такое офг в школе 7 класс. Картинка про Что такое офг в школе 7 класс. Фото Что такое офг в школе 7 класс

В сентябре 2016 года во многих российских школах был введен новый предмет по развитию финансовой грамотности среди школьников в рамках такого предмета, как обществознание. В дальнейшем аспекты из курса по финансовой грамотности планируется внедрить в такие предметы как математика, ОБЖ, география и история.

Специалисты уверены, чтобы российское общество научилось оперативно реагировать на изменения в экономической ситуации, что положительно скажется на всеобщем благосостоянии, ребенок должен знакомиться с темами денежных валют и операций с ними, накопления и ведения семейного бюджета, обретения финансовой независимости и т.д. уже на школьной скамье. Тем более что мировая практика показала неплохой результат развития государств за счет внедрения программ обучения в сфере денежных взаимоотношений.

Необходимость внедрения уроков финансовой грамотности в школах обусловлена еще и тем, что современные дети достаточно активно самостоятельно покупают товары, пользуются пластиковыми картами и мобильными приложениями. То есть, они с раннего возраста оперируют денежными знаками и являются активными участниками торгово-финансовых взаимоотношений, что требует от них определенного уровня финансовой грамотности.

Главной задачей введения обучения финансовой грамотности, конечно же, является стремление остановить развитие безответственного отношения к денежным операциям в целом. Ведь большая часть взрослого населения нашей страны, к сожалению, до сих пор финансово безграмотна и ничем не защищена в случае непредвиденных обстоятельств или потери работы. Во многих семьях не ведутся учеты расхода и дохода. И это печально сказывается на развитии экономики в сфере потребления.

Реализация проекта

В процессе внедрения уроков финансовой грамотности в школах в первую очередь было решено два основных вопроса:

На сегодняшний день уже успешно решена проблема подготовки качественных учебных материалов. В их создании принимали участие самые разные специалисты: банковские работники, преподаватели, финансисты, сотрудники кафедр менеджмента и экономики, работники органов образования и другие.

А вот решение второго вопроса потребовало гораздо больших усилий, поскольку необходимо было организовать подготовку преподавательских кадров. Учителям пришлось пройти обучение на спецкурсах, где они познакомились с основами финансово-экономических отношений и такими понятиями, как:

Что такое офг в школе 7 класс. Смотреть фото Что такое офг в школе 7 класс. Смотреть картинку Что такое офг в школе 7 класс. Картинка про Что такое офг в школе 7 класс. Фото Что такое офг в школе 7 класс

Ожидается, что до конца 2017 года в специально созданных федеральных и региональных методических центрах пройдут обучение больше 15 тысяч преподавателей, которые затем будут вести в школах уроки финансовой грамотности.

Зачем такие сложности и дополнительная нагрузка?

Сложно отрицать тот факт, что для социальной адаптации детей в современном обществе школьникам необходимо знать обо всех механизмах взаимоотношений и связей. И одной из составляющих частей выступают денежные операции. Имея практические знания в этой области, ребенок получит больше шансов не растеряться при возникновении проблем в ходе проведения денежной операции и справиться с реальной жизненной ситуацией.

Школьный курс финансовой грамотности охватывает следующие понятия и темы:

Отметим, что при разработке учебных материалов, направленных на раскрытие каждой темы, были учтены возрастные особенности отдельных групп школьников. Например, для самых маленьких информация преподносится в игровой форме, а школьники старших классов разбирают конкретные ситуации и решают их. Такой подход позволил сделать обучение финансовой грамотности максимально доступным для понимания, что дает возможность ребят избежать совершения ошибок во взрослой жизни и правильно распоряжаться деньгами уже сейчас.

Ожидаемые результаты

Естественно, для получения полной картины результатов должен пройти не один год работы с новой программой. Однако уже сейчас ясно, что добиться поставленной цели (то есть, ликвидации финансовой безграмотности среди населения) можно только в том случае, если вместе со школьниками курс финансовой грамотности будут проходить и родители. Хотя бы только потому, что некоторые темы в учебнике незнакомы даже взрослым и изучение школьной программы финансовой грамотности позволит родителям восполнить пробелы в своих знаниях.

Специалисты также отмечают, что родительская помощь неоценима в решении таких вопросов: как потратить карманные деньги, как скопить на желанный подарок, где приобрести качественную и недорогую вещь, как получить денежное вознаграждение за знания (но не за отметки в дневнике) или поощрение за инициативу в помощи по разным делам. Кроме того, совместное образование учителей, школьников и родителей поможет существенно уменьшить напряжение в потребительской сфере.

Источник

Рабочая программа по ОФГ 5-7 класс

Рабочая программа курса «Финансовая грамотность» разработана в соответствии с Федеральным государственным стандартом основного общего образования (далее — ФГОС ООО) и направлена на достижение планируемых результатов, обеспечивающих развитие личности подростков, на их мотивацию к познанию, на приобщение к общечеловеческим ценностям. Программа соответствует примерной программе внеурочной деятельности (основное общее образование) и требованиям к дополнительным образовательным программам. «Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы обучающихся 5–7 классов в сфере экономики семьи.

Каждый человек в нашем обществе ежедневно сталкивается с многочисленными вопросами, которые активно вовлекают его в процесс взаимодействия с финансовыми институтами. Такое взаимодействие начинается ещё в детстве, и по мере взросления уровень решаемых задач постоянно повышается. Очевидно, что уже в школьном возрасте у ребёнка необходимо сформировать те базовые понятия и навыки, которые в последующем позволят ему принимать оптимальные финансовые решения, с успехом решать возникающие финансовые проблемы. Школьники 12-14 лет уже готовы осуществлять базовые действия, связанные с разумным использованием имеющихся средств, дети начинают задумываться о зарабатывании средств, рациональном расходовании средств. Предлагаемый курс повышения финансовой грамотности школьников 5-7 классов предполагает опору на межпредметные связи с такими учебными предметами, как математика, история, технология, география, обществознание и литература. Это предполагает конструирование экономических задач и включение их в курс математики, работу на различных уроках с таблицами, графиками, диаграммами, содержащими простую финансовую информацию. Эффективным средством формирования финансовой грамотности являются межпредметные проекты, например: «Банк и его услуги», «Смета подготовки ребёнка к началу учебного года», «Расходы на проведение праздника (школьного, семейного, государственного, профессионального)» и т. д. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают: задачи с элементарными денежными расчётами; кейсы по экономике семьи; игры, практические задания по работе с простой финансовой информацией; построение графиков и диаграмм; мини-исследования и проекты в области экономических отношений в семье и обществе. В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы с текстами, таблицами, схемами, а также навыки поиска, анализа и предоставления информации и публичных выступлений, проектной работы и работы в малых группах.

Рабочая программа ориентирована на предметную линию учебников под редакцией Корлюговой Ю.Н., А.В. Половниковой. Данные линии учебников соответствуют Федеральному государственному образовательному стандарту основного(общего) образования.

Общие цели изучения финансовой грамотности: удовлетворение познавательных потребностей обучающихся в области финансов, формирование активной жизненной позиции, основанной на приобретённых знаниях, умениях и способах финансово грамотного поведения; приобретение опыта в сфере финансовых отношений в семье; применение полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи; развитие собственной финансовой грамотности и выработка экономически грамотного поведения, а также способов поиска и изучения информации в этой области.

Перечень предлагаемых к изучению тем соответствует необходимому минимуму базовых финансовых знаний для успешной интеграции подростков в современное общество.

Таким образом, целью изучения финансовой грамотности является: формирование умений и навыков работы с текстами, таблицами, схемами, а также навыков поиска, анализа и предоставления информации, воспитание интереса учащихся к дальнейшему получению знаний в сфере финансовой грамотности, к учебно-исследовательской и проектной деятельности в области экономики семьи.

Рабочая программа способствует решению следующих задач изучения финансовой грамотности на ступени основного(общего) образования:

• осознание себя как члена семьи, общества и государства, понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении, понимание финансовых связей семьи и государства;

• овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;

• проявление самостоятельности и личной ответственности за своё финансовое поведение, планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;

• умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками в игровых и реальных экономических ситуациях, участвовать в решении вопроса, каким должен быть семейный бюджет, вести диалог об особых жизненных ситуациях и их влиянии на благосостояние семьи и достигать обоюдного взаимопонимания;

• понимание необходимости собственной финансовой грамотности и мотивации к её развитию.

1.Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного(общего) образования.

· владение базовыми предметными понятиями: потребность, обмен, блага, деньги, товар, услуга, семейный бюджет, особая жизненная ситуация, страхование, налоги, социальное пособие, банк, виды вкладов, инвестиционный фонд, доходность, сбережения, бизнес, валюта, валютный курс;

· понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;

· использование приёмов работы с простой финансовой и статистической информацией, её осмысление, проведение простых финансовых расчётов;

· применение навыков и умений решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет, знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;

· умение делать выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций на простых примерах;

Финансовая грамотность (5-7 класс)

• использовать различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации простой финансовой информации, содержащейся на специализированных интернет-сайтах, в газетах и журналах, на основе проведения простых опросов и интервью;

• уметь представлять результаты анализа простой финансовой и статистической информации в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, в том числе диаграммы связей;

• выполнять логические действия сравнения преимуществ и недостатков разных видов денег, доходов и расходов, возможностей работы по найму и ведения собственного бизнеса, анализ информации о средней заработной плате в регионе проживания, об основных статьях расходов россиян, о ценах на товары и услуги, об уровне безработицы, о социальных выплатах, о банковских услугах для частных лиц, о валютных курсах;

• устанавливать причинно-следственные связи между уплатой налогов и созданием общественных благ обществом, между финансовым поведением человека и его благосостоянием;

• строить рассуждения-обоснования (от исходных посылок к суждению и умозаключению);

• производить расчёты на условных примерах, в том числе с использованием интернет-калькуляторов, рассчитывать доходы и расходы семьи, величину подоходного налога и НДС, проценты по депозитам и кредитам, проводить расчёты с валютными курсами;

• владеть базовыми предметными и межпредметными понятиями (финансовая грамотность, финансовое поведение, статистические данные, простая финансовая информация, учебный проект в области экономики семьи, учебное исследование экономических отношений в семье и обществе).

Выпускник получит возможность научиться:

• анализировать достигнутые и планирование будущих образовательных результатов по финансовой грамотности, постановка цели деятельности на основе определённой проблемы экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе и существующих возможностей;

• самостоятельное планировать действия по изучению экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе;

• проявлять познавательную и творческую инициативы в применении полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи;

• контролировать, оценивать, самооценивать выполнения действий по изучению экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе, а также их результатов на основе выработанных критериев;

• применять приёмы саморегуляции для достижения эффектов успокоения, восстановления и активизации.

2. Основное содержание Финансовой грамотности на уровне основого (общего) образования

Базовые понятия: финансовая грамотность, благосостояние, финансовое поведение.

Личностные характеристики и установки:

осознание необходимости развития собственной финансовой грамотности для участия в повседневном принятии финансовых решений в своей семье

определять цели развития собственной финансовой грамотности и планировать способы их достижения; ¸ осуществлять учебное сотрудничество и совместную деятельность со взрослыми (учителем, членами своей семьи) и сверстниками для достижения целей развития собственной финансовой грамотности; ¸ выдвигать версии решения проблем экономики семьи, экономических отношений семьи и общества, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат; ¸ находить актуальную финансовую информацию в сети Интернет; ¸ обосновывать свою оценку финансового поведения людей в конкретных ситуациях; ¸ приводить примеры неграмотного финансового поведения и моделировать иные варианты поведения в аналогичных ситуациях; ¸ актуализировать имеющиеся знания и практические навыки по финансовой грамотности;

объяснять, от чего зависит финансовое благосостояние человека; ¸ понимать зависимость финансового благосостояния семьи от многих факторов, в том числе от уровня образования, профессии, грамотного применения имеющихся финансовых знаний и навыков; обосновывать свою оценку финансового поведения людей в конкретных ситуациях; ¸ описывать обязательные знания и умения, необходимые для приобретения финансовой грамотности.

2. Доходы и расходы семей (19 часов)

Базовые понятия: потребности, деньги, бартер, товарные и символические деньги, наличные и безналичные деньги, купюры, монеты, фальшивые деньги, товары, услуги, семейный бюджет, доходы, источники доходов (заработная плата, собственность, пенсия, стипендия, пособие, проценты по вкладам), расходы, направления расходов (предметы первой необходимости, товары текущего потребления, товары длительного пользования, услуги, коммунальные услуги), личный доход, личные расходы, сбережения, денежный долг.

Личностные характеристики и установки — понимание зависимости благосостояния семьи, благополучия семейного бюджета от грамотности принимаемых в семье финансовых решений.

называть основные источники доходов семьи; ¸ составлять задачи, требующие денежных расчётов; ¸ считать доходы и расходы семейного бюджета и делать выводы о его сбалансированности;

объяснять проблемы бартерного (товарного) обмена; ¸описывать свойства предмета, играющего роль денег;

объяснять назначение денег, в том числе историю их возникновения; ¸ называть функции Центрального банка РФ в управлении денежной системой страны; ¸ называть регулярные и нерегулярные источники дохода, направления расходов семьи, указывать их примерную величину с учётом региона проживания; ¸ объяснять, как формируется семейный бюджет; ¸ подсчитывать доли расходов на разные товары и услуги (товары и услуги первой необходимости, товары длительного пользования, товары текущего потребления); ¸ подсчитывать в общих расходах семьи долю расходов на обязательные платежи; ¸ объяснять, из чего могут складываться планируемые и непредвиденные расходы семейного бюджета.

3. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься (9 часов)

Базовые понятия: страхование, цели и функции страхования, виды страхования, страховой полис, страховая компания, больничный лист.

Личностные характеристики и установки: • осознание возможности возникновения особых жизненных ситуаций (рождение ребенка, потеря работы, болезнь, несчастные случаи, форс-мажорные ситуации), которые могут привести к снижению личного благосостояния; • понимание роли страхования и сбережений для решения финансовых проблем семьи в особых жизненных ситуациях.

анализировать финансовые последствия особых жизненных ситуаций для семьи; ¸ соотносить вид страхования и его цель; ¸ рассчитывать стоимость страховки жилья, имущества, автомобиля, жизни, здоровья с помощью калькулятора на сайте страховой компании; ¸ находить актуальную информацию о страховых компаниях и их услугах;

описывать особые жизненные ситуации, которые могут приводить к снижению благосостояния семьи; ¸ объяснять, как сбережение и страхование могут смягчить последствия особых жизненных ситуаций; ¸ объяснять, что такое страхование и для чего оно необходимо; ¸ описывать виды страхования; ¸ приводить примеры добровольного страхования и указывать примерную стоимость страховки; ¸ высчитывать долю годовых страховочных выплат в семейном бюджете.

7 КЛАСС МОДУЛЬ 3. Человек и государство: как они взаимодействуют Базовые понятия: налог, налоговая инспекция, подоходный налог, налоговая ставка, налог на прибыль, физические лица, социальное пособие, пособие по безработице, пенсия, стипендия. Личностные характеристики и установки: • понимание сущности налогов, определение их роли в жизни общества; • осознание необходимости уплаты налогов как важной составляющей благосостояния общества и государства; • оценивание социальных пособий как помощи государства гражданам в сложных жизненных ситуациях.

Базовый уровень Обучающийся научится: • в сфере достижения метапредметных результатов (освоения метапредметных УУД): ¸ различать прямые и косвенные налоги; ¸ считать сумму налога; ¸ проверять на сайте Федеральной налоговой службы наличие налоговой задолженности членов семьи; ¸ высчитывать долю годовых налоговых выплат в семейном бюджете; ◊ находить нужную информацию на социальных порталах; • в сфере достижения предметных результатов (освоения предметных УУД): ¸ объяснять, что такое налоги и почему их нужно платить; ¸ называть основные налоги в Российской Федерации (подоходный налог, налог на прибыль, косвенные налоги); ¸ приводить примеры налогов, которые выплачиваются семьей, и указывать их примерную величину; ¸ перечислять условия получения различных видов социальных пособий в Российской Федерации; ¸ называть виды социальных пособий и указывать их примерную величину; ¸ приводить примеры выплат различных видов социальных пособий; ¸ высчитывать долю социальных пособий в доходах семейного бюджета. Повышенный уровень Обучающийся получит возможность научиться: • самостоятельно устанавливать (понимать) причинно-следственные связи между уплатой налогов и созданием общественных благ; • рассчитывать величину подоходного налога и НДС; • оценивать условия и возможности использования социальных пособий в определённых жизненных ситуациях. Темы занятий 1. Могут ли люди быть финансово независимыми от государства. 2. Что такое налоги и почему их надо платить. 20 3. Какие бывают налоги. 4. Учимся считать налоги. 5. Ролевая игра «Считаем налоги семьи». 6. Сравниваем налоги граждан разных стран. 7. Исследуем, какие налоги платит семья и что получает от государства. 8. Как работает налоговая служба. 9. Учебные мини-проекты «Налоги». 10. Что такое социальные пособия и какие они бывают. 11. Учимся находить информацию на сайте Фонда социального страхования РФ. 12. Ролевая игра «Оформляем социальное пособие». 13. Исследуем, какие социальные пособия получают люди. 14. Учебные мини-проекты «Социальные пособия». 15. Обобщение результатов изучения модуля 3. 16. Презентация портфолио «Человек и государство: как они взаимодействуют».

МОДУЛЬ 4. услуги финансовых организаций и собственный бизнес Базовые понятия: банки, вклады (депозиты), процентная ставка, страхование вкладов, Агентство по страхованию вкладов, кредит, залог, бизнес, малый бизнес, бизнес-план, бизнес-инкубатор, валюта, валютный курс, обменный пункт, валютный вклад. Личностные характеристики и установки: • понимание значения банковских услуг для увеличения (сохранения) семейных доходов и смягчения последствий сложных жизненных ситуаций; • осознание факта: ответственность за выбор и использование услуг банка несёт потребитель этих услуг; • осознание факта: ответственность за все финансовые риски несёт владелец бизнеса; • понимание преимуществ и рисков предпринимательской деятельности; • понимание, что всё в современном мире взаимосвязано и изменение валютного курса может отразиться на экономике страны и бюджете семьи.

Обучающийся научится: • в сфере достижения метапредметных результатов (освоения метапредметных УУД): ¸ отличать инвестирование от сбережения и кредитования; ¸ знать свои основные права и обязанности как потребителя; ¸ находить актуальную информацию об услугах банков; ¸ пользоваться пластиковой картой в банкомате; ¸ считать проценты по вкладам (кредитам) на простых примерах; ¸ планировать (4—5 шагов) свою самостоятельную деятельность; ¸ сравнивать возможности работы по найму и собственного бизнеса; ¸ находить и анализировать информацию о курсе валют; ¸ проводить простые расчёты с использованием валютного курса. • в сфере достижения предметных результатов (освоения предметных УУД): ¸ перечислять основные банковские услуги (сбережения, вклад, кредит, инвестиции); ¸ объяснять, как можно пользоваться основными банковскими услугами для увеличения (сохранения) доходов семьи; ¸ объяснять, чем труд наёмного работника отличается от труда бизнесмена; ¸ называть необходимые условия для открытия своей фирмы; ¸ объяснять причины существования различных валют; ¸ называть основные мировые валюты и страны их использования; ¸ объяснять, что такое валютный курс и как находить информацию об изменениях курса валют. Повышенный уровень Обучающийся получит возможность научиться: • соотносить рискованность использования финансовых операций и их доходность; • сравнивать различные финансовые предложения; • оценивать финансовые преимущества использования услуг банков для увеличения и/или сохранения семейных доходов; 22 • брать на себя ответственность; • оценивать возможности и финансовые преимущества создания и/или ведения семейного бизнеса. • оценивать финансовые преимущества использования валютного курса для увеличения и/или сохранения семейных доходов. Темы занятий 17. Для чего нужны банки. 18. Почему хранить сбережения в банке выгоднее, чем дома. 19. Какие бывают вклады. 20. Что такое кредиты и надо ли их брать. 21. Изучаем сайт Центрального банка РФ. 22. Исследуем, какими банковскими услугами пользуется семья. 23. Как избежать финансовых потерь и увеличить доходы. 24. Как работает банк. 25. Учебные мини-проекты «Банковские услуги для семьи». 26. Что мы знаем о бизнесе. 27. Как открыть фирму. 28. Для чего нужны бизнес-инкубаторы. 29. Ролевая игра «Открываем фирму». 30. Что такое валюта и для чего она нужна. 31. Учимся находить информацию о курсах валют и их изменениях. 32. Обобщение результатов изучения модуля 4. 33. Презентация портфолио «Услуги финансовых организаций и собственный бизнес». 34. Обобщение результатов изучения курса «Финансовая грамотность». Итоговая проверочная работа по курсу. Формы и методы организации учебно-познавательной деятельности При организации курса «Финансовая грамотность» целесообразно использовать следующие формы занятий. Портфолио — это оформленное собрание фотографий, документов, образцов работ, проектов, т. е. самопрезентация образова.

Цель проведения мастерской и выставок портфолио — осознание школьниками своих образовательных достижений, расширение опыта в области управления личными финансами, определение образовательных продуктов, которые могут быть созданы и размещены в портфолио по финансовой грамотности. На занятиях школьники выдвигают свои версии (почему следует создать раздел «Моя финансовая грамотность», в какие существующие разделы портфолио поместить материалы, свидетельствующие о различных достижениях в курсе), указывают разделы портфолио, в которые будут размещены творческие, исследовательские работы, награды и отзывы. Можно выделить следующие основные этапы мастерской и выставок портфолио. 1. Создание положительной мотивации к пополнению портфолио как способу представления своих достижений. Работа с материалом по темам (с таблицами по возможным доходам и расходам семьи, со справочниками заработных плат, стоимостей товаров в регионе и т. д.) и оформление аналитического текста, таблицы, диаграммы, сметы, решения, проекта и т. д. 2. Презентация портфолио перед всеми участниками мастерской с целью сравнения своей работы с работами других учеников, а также улучшения и дополнения её (при необходимости). 3. Участие в презентации разделов портфолио по финансовой грамотности (текстов, рисунков, схем и т. д.) в формате выставки. 4. Рефлексия, самоанализ. Анализ способа достижения результата, испытанных чувств. 5. Итоговый анализ (в 7 классе) динамики своих достижений в области финансовой грамотности с помощью материалов портфолио. Это позволит школьнику наглядно и образно осмыслить свои достижения, понять свой способ изучения курса, провести самооценку и определить задачи дальнейшего изучения вопросов финансовой грамотности. Практикум — это форма организации учебного занятия, направленная на практическое усвоение какого-либо вопроса курса; используется для формирования определённых умений и компетенций. Цель практикума заключается в выполнении практических заданий тренировочного характера, в освоении умения применять знания из области финансов для решения реальных финансовых задач, 24 в овладении приёмами и способами работы с понятиями, таблицами, справочниками, в освоении умения устанавливать связи между различными экономическими понятиями, иллюстрировать теоретические положения самостоятельно подобранными примерами. Практикум может быть организован как в индивидуальной, так и в групповой форме в зависимости от этапа, целей и уровня освоения темы школьниками. В ходе практикума могут быть организованы следующие ситуации: • индивидуальное решение учениками конкретных финансовых задач с поиском информации (статистических данных, нормативных документов и т. д.) на сайтах финансовых организаций, пенсионного фонда, налоговой службы и др.; • коллективное обсуждение процедуры решения этих задач, выявление типичных «ошибок мышления» при их решении, нахождение способов недопущения ошибок; • взаимопроверка правильности полученных результатов, правильности и точности выполнения процедуры решения частных финансовых задач. Учебные кейсы, которые используются в данном курсе, предполагают ситуации из реальной жизни с разработанными к ней вопросами. Для детей 5—6 класса ситуация максимально приближена к реальной, но является упрощённой. Мини-исследование — это форма организации учебного занятия, реализуемая на основе технологии исследовательской деятельности. Проводится как индивидуально, так и с подгруппой учеников. Любое исследование предполагает определение цели, постановку проблемного вопроса, выдвижение гипотезы и её проверку, сбор, обработку и анализ информации и оценку полученных результатов. Естественно, что учащиеся 5—7 классов находятся на разных этапах освоения этой деятельности. Для проведения мини-исследования используется один-два источника, результаты представляются в простой форме, например в виде таблицы, графика или короткого доклада, основных выводов. Подобные работы доступны и для учащихся 5 класса. В 6—7 классах возможна организация более полного исследования, которое предполагает работу с разными источниками информации, анализ статистических данных, проведение опросов, интервью, оформление списка источников и представление результатов в виде развёрнутого текста, устного сообщения с презентацией или в виде доклада. Занятие-игра — это форма организации учебной деятельности, направленной на освоение школьниками практического опыта взаимодействия в области семейных (личных) финансов в имитационной игровой ситуации. Каждое подобное занятие имеет как игровую, так и образовательную цель и проходит по определённым правилам, которые сообщаются участникам. Правила определяют действия каждого участника игры и их взаимодействие. В рамках игры учащиеся выполняют следующие действия: 1) выбирают игровые роли — например, членов семьи (мама, папа, бабушка, дедушка, сын, дочь), продумывают «свои» желания, поступки в соответствии с ролью; 2) совершают игровые действия (например, обсудить с членами семьи: а) доходы «семьи» в ситуации, когда кто-то заболел, вышел на пенсию, начал учебу в вузе на платной основе и т. д., возможности получения новых источников доходов; б) расходы «семьи» в разных ситуациях: предстоящий совместный отдых, необходимость совершения крупной покупки и т. д.; в) налоги «семьи»: подсчитать общую сумму, выплачиваемую семьей, способы контроля за уплатой налогов, что и каким образом семья получает за счёт выплачиваемых налогов и т. д.); 3) участвуют в групповой работе по игровому заданию (например: а) изучают источники информации по средним заработным платам, ценам на различные товары и нормам их потребления, по различным видам и объёмам налоговых выплат, размерам оплат коммунальных услуг и т. д.; б) проводят мозговой штурм: какие доходы, расходы, налоги могут быть в условной семье, уточняют заданную семейную ситуацию; в) участвуют в межгрупповой дискуссии: выступления от имени «семей» с представлением результатов групповой работы и ответов на вопросы, оценка работы «экспертами»); 4) по-настоящему взаимодействуют с играющими, которые исполняют свои роли: «родители» ведут себя как взрослые, ограничивают желания «детей», аргументируют свои решения; «дети» руководствуются своими желаниями, эмоциями; 5) воспроизводят область семейных и личных отношений по вопросам бюджета. 26 Учитель перед началом игры проводит инструктаж: как должны вести себя родители в роли детей, как должны вести себя дети в роли родителей, какова общая цель, какие ситуации предстоит проиграть. В конце игры подводится итог: чему в этой игре научились? что стало личным образовательным достижением участия в игре? как можно представить результаты игры в своём портфолио? Производится самооценка и взаимооценка участия в игре. Учебная экскурсия — цель её заключается в обеспечении условий для непосредственного ознакомления с финансовыми организациями, пенсионным фондом, страховыми компаниями и банками. Примерная структура занятия в форме учебной экскурсии такова. 1. Мотивация. Учитель заинтересовывает школьников экскурсией, определяет задания: выяснить ответы на вопросы и подготовить краткий, понятный и наглядный отчёт по своему вопросу. 2. Формулировка целей и задач. Учитель вместе с учащимися определяет, какой результат должен быть получен в ходе экскурсии — например, понаблюдать, как работает финансовая организация, узнать отдельные аспекты её деятельности, найти ответ на свой вопрос (тему), проанализировать результаты экскурсии и оформить отчёт. 3. Проведение экскурсии. Участие в экскурсии, набор материалов, информации по своему вопросу или заданию. 4. Оформление результатов. По материалам экскурсии может быть организована выставка, проведено специальное занятие. Собранные на экскурсии материалы можно включить в портфолио или представить их в формате отчёта, сочинения, схем, таблиц и т. д. 5. Анализ. На данном этапе учащиеся определяют, что удалось узнать, понять во время экскурсии, чем она оказалась интересна и полезна. Благодаря анализу полученные на экскурсии сведения включаются в общую систему знаний школьников. Учебное проектирование — одна из личностно ориентированных технологий, интегрирующая в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, исследовательские и поисковые методы. Цель использования учебного проектирования заключается в вовлечении школьников в процесс изучения реальных жизненных ситуаций в области финансов, в формировании активной жизненной позиции и ответственности. Учебное проектирование в курсе — это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющих общую цель и согласованные способы деятельности, которая направлена на достижение общего результата по решению какой-либо практической проблемы, значимой для участников проекта. Учебный мини-проект обязательно должен иметь ясную, реально достижимую цель и чёткий план действий. Реализация плана работы над проектом обычно включает: выбор темы проекта, которая имеет реальную практическую значимость и интересна участникам проектной группы; обсуждение, каким будет проектный продукт (например, газета, справочник, полезные советы, инфографика и др.), как его подготовить; подготовка проектного продукта в группе; публичное представление (защита) подготовленного проектного продукта. В ходе презентации школьники не только раскрывают ход работы и показывают её результаты, но и демонстрируют собственные знания и опыт в решении проблемы, приобретённую компетентность. Элемент самопрезентации — важнейшая сторона работы над проектом, которая предполагает рефлексивную оценку школьниками всей проделанной работы и приобретённого опыта. Методика оценивания образовательных достижений Основным объектом оценки при освоении курса «Финансовая грамотность» являются образовательные достижения учащихся — качество сформированных образовательных результатов, которые в соответствии с ФГОС ООО включают личностные, метапредметные и предметные достижения. Особенность оценивания результатов освоения дополнительной образовательной программы заключается в оценке образовательных достижений обучающихся в области их финансовой грамотности, что не должно быть связано с оценкой успеваемости. Специфика дополнительного образования определяет две принципиальные характеристики оценивания образовательных достижений учащихся, осваивающих курс «Финансовая грамотность»: • личностные достижения обучающихся как позитивно значимые изменения качества личности, которые возникают в ходе становления финансовой грамотности школьников; • способы оценивания, которые ориентированы на создание ситуаций, приближенных к реальной жизни, где учащиеся могут продемонстрировать применение своих знаний и умений, опыт грамотного финансового поведения. Данные особенности оценивания в системе дополнительного образования, а также требования ФГОС ООО, которые, в частности, исключают персонифицированную оценку личностных достижений, обусловливают приоритетное использование при оценивании результатов освоения программы «Финансовая грамотность» самооценки и портфолио. Оценка педагогом образовательных достижений учащихся становится инструментом определения направлений корректировки и развития компетенций, в том числе самооценки и оценки на основе портфолио. Самооценка предполагает рефлексивную оценку учащимся (сначала с помощью учителя) своего продвижения в достижении планируемых результатов и корректировку своей образовательной деятельности. Организация самооценки включает ряд этапов. 1. Совместно с педагогом и классом вырабатываются критерии оценки того или иного задания. Важно, чтобы критерии отражали процесс и результаты деятельности по выполнению задания, т. е. образовательные результаты. 2. На основании разработанных критериев учащиеся оценивают процесс и результаты деятельности, обосновывают свою оценку. 3. Педагог оценивает процесс и результаты деятельности учащегося по тем же критериям, обосновывает свою оценку. 4. Осуществляется согласование оценок. Особое значение в оценивании имеет портфолио, которое представляет собой форму накопительной системы оценки и позволяет продемонстрировать целостную картину объективного продвижения учащегося в области становления его финансовой грамотности. В то же время портфолио является и средством формирования у учащихся объективной самооценки, помогает учиться анализировать собственную работу. Использование портфолио как средства оценивания образовательных достижений по курсу осуществляется на основе разработанных критериев. Оценка проектов портфолио может быть дуальной — «зачёт/незачёт» — или выражена в баллах по специально разработанной шкале. Рефлексия и оценка достижений с помощью материалов портфолио позволяют не только зафиксировать и осмыслить значимые

изменения личности учащегося, которые происходят в ходе развития его финансовой грамотности, но и скорректировать процесс освоения курса. Рефлексию, оценку и презентацию портфолио целесообразно осуществлять не на каждом занятии, а в конце крупного раздела или после появления значимого продукта и проводить как в малой группе, так и индивидуально. Оценивание достижений школьников при изучении курса предусматривает текущую, промежуточную и итоговую оценку. Текущее оценивание предназначено для контроля планируемых результатов на каждом занятии. Текущая оценка носит формирующий характер, т. е. помогает учащимся выявлять и осознавать собственные затруднения в освоении содержания программы и на этой основе стимулирует учащегося к развитию собственной финансовой грамотности. Объектом текущей оценки являются результаты выполнения учащимися практических заданий (решения задач и кейсовых ситуаций), их участия в дискуссиях, устных выступлениях, играх, тренингах, а также выполнения заданий, помещенных в рабочую тетрадь. Промежуточное оценивание предназначено для комплексной оценки достижения планируемых результатов в конце крупных тем. В ходе презентации и защиты учебных проектов объектом промежуточного оценивания являются аналитические материалы, отчёты о проведённых мини-исследованиях, стендовые доклады, учебные проекты, а также сама их защита (устная презентация, умение отвечать на вопросы и пр.). На занятиях в ходе обобщения результатов изучения разделов курса учащиеся выполняют контрольную работу. Итоговое оценивание предназначено для принятия решения по вопросу качества сформированных результатов в ходе изучения программы. Оно осуществляется на специальном занятии с использованием материалов портфолио, а также на занятии итогового контроля, где учащиеся выполняют итоговую контрольную работу, включающую задания разных типов и уровней сложности. В курсе «Финансовая грамотность» могут быть использованы такие формы подведения итогов реализации программы, как выставки портфолио, олимпиады, учебно-исследовательские конференции и т. д. Итоговая оценка качества освоения программы складывается из трёх составляющих — самооценки учащегося, оценки портфолио другими обучающимися и оценки педагога. Оценивание результатов освоения курса «Финансовая грамотность» осуществляется на безотметочной основе согласно критериям, выработанным совместно с учителем и учащимися. Оценка должна содержать качественные суждения об уровне соответствия тем или иным критериям. Сообразно с уровневым подходом к планируемым результатам, представленным в данной программе, оценивание образовательных достижений осуществляется на двух уровнях — базовом и повышенном. При этом считается, что учащийся освоил программу «Финансовая грамотность» в случае, если он достиг базового уровня. По результатам итогового оценивания может быть сделан один из трёх выводов: 1) результаты сформированы на базовом уровне, программа освоена на базовом уровне (что соответствует планируемым результатам блока «Учащийся научится»); 2) результаты сформированы выше базового уровня, программа освоена на повышенном уровне (что соответствует планируемым результатам блока «Учащийся получит возможность научиться»); 3) результаты сформированы ниже базового уровня, программа не освоена.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса

1. Азимов Л.Б., Журавская Е.В. Уроки экономики в школе: Активные формы преподавания. М.: Аспект Пресс, 1995. 31 УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

2. Антипова М.В. Метод кейсов: методическое пособие. Мариинско-Посадский филиал ФГБУ ВПО «МарГТУ», 2011.

3. Баршай Ю.С. Валюты мира: иллюстрированный атлас для школьников. СПб.: Нева; М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. 319 с.

4. Бебнева Н.А. Изучение курса «Экономика для всех»: книга для учителя. Воронеж: Изд-во ВГПУ, 2003. 178 с.

5. Белорукова Е.М., Жаркова Е.Н., Калашникова Н.Г. Использование инновационных образовательных технологий для формирования компетентностных образовательных результатов школьников: методические рекомендации для учителя к программе «Экономика». Барнаул: Азбука, 2012. 94 с.

6. Бойко М. Азы экономики. М.: Издатель «Книга по требованию», 2015. 470 с. Режим доступа: http://azy-economiki.ru

7. Вигдорчик Е.А., Липсиц И.В., Корлюгова Ю.Н. Финансовая грамотность: материалы для родителей. 5—7 кл. общеобр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016. (Дополнительное образование: Сер. «Учимся разумному финансовому поведению».)

8. Вигдорчик Е.А., Липсиц И.В., Корлюгова Ю.Н. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 5—7 кл. общеобр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016. (Дополнительное образование: Сер. «Учимся разумному финансовому поведению».)

9. Вигдорчик Е.А., Липсиц И.В., Корлюгова Ю.Н., Половникова А.В. Финансовая грамотность: учебная программа. 5—7 кл. общеобр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016. (Дополнительное образование: Сер. «Учимся разумному финансовому поведению».) 10. Горяев А., Чумаченко В. Финансовая грамота для школьников. М.: Российская экономическая школа, 2010. Режим доступа: http//www.azbukafinansov.ru

11. Детский экономический словарь, или Маленькие рассказы не очень маленьким детям об экономике. М.: Просвещение, 1997. 104 с.

12. Думная Н.Н., Рябова О.А., Карамова О.В. Как вести семейный бюджет: учебное пособие / под ред. Н.Н. Думной. М.: Интеллект-Центр, 2010.

13. Евплова Е.В. Как сделать преподавание экономики интересным (на примере изучения дисциплины «Прикладная экономика») // Экономика образования. 2012. № 2. С. 99—105.

14. Иванова В.А., Левина Т.В. Педагогика [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kgau.ru 32

15. Игровые виды и формы проверки знаний учащихся. Их характеристика [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.iro.yar.ru

16. Кайзер Ф.-И., Камински Х. Методика преподавания экономических дисциплин. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2007. 184 с.

17. Карелина Г.Д. Интерактивный метод мозаика в образовательном процессе. Режим доступа: http://festival.1september.ru

18. Кашлев С.С. Интерактивные методы обучения: учебно-методическое пособие. Минск: ТетраСистемс, 2011.

19. Корлюгова Ю.Н., Вигдорчик Е.А., Липсиц И.В. Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы. 5—7 кл. общеобр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016. (Дополнительное образование: Сер. «Учимся разумному финансовому поведению».) 20. Короткова М.В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории. М.: Владос, 2003. 256 с.

21. Кульневич С.В. Анализ современного урока: практическое пособие для учителей нач. классов, студентов сред. и высш. учеб. заведений, слушателей ИПК. Ростов н/Д: Учитель, 2002. 176 с.

22. Липсиц И.В., Корлюгова Ю.Н. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 5—7 кл. общеобр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016. (Дополнительное образование: Сер. «Учимся разумному финансовому поведению».)

23. Метафорическая деловая игра: практическое пособие для бизнес-тренера / под ред. Ж. Завьяловой. СПб.: Речь, 2004.

24. Михеева С.А. Школьное экономическое образование: методика обучения и воспитания: учебник для студентов педвузов. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2012. 328 с.

25. Протасевич Т.А. Начала экономики: учебно-методическое пособие для учителя. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2001.

26. Прутченков А.С. Кейс-метод в преподавании экономики в школе. Режим доступа: http://www.hse.ru

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *