Что такое офицерская честь

Офицерская честь

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 11,12/1991

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ

кандидат философских наук, доцент

В развитии представлений о воинской чести можно выделить следующие тенденции. Доминирование официальных этических взглядов. Они насаждались царизмом и отличались крайним монархизмом и реакционностью, стремлением подавить честь и достоинство русского солдата и прогрессивной части офицеров. Теоретические представления самодержавия находили закрепление в воинских уставах, указах царя и других документах. Например, Екатерина II записала в дворянской грамоте: «Честь принадлежит дворянину, доброе имя всем другим». Солдаты и простой народ не относились даже к этим «всем другим».

Вступление на политическую арену пролетариата знаменует начало нового этапа развития воинской чести. Впервые в истории моральные взгляды бесправных низов армии получают идеологическое выражение. С образованием Красной Армии началось формирование новых военно-этических взглядов, принципиально отличавшихся от прошлых, и, к большому сожалению, отрицавших прогрессивное представление об офицерской чести, сформировавшееся в русской армии.

Очень важно, чтобы в государстве на воинскую службу смотрели как на честь и высокий долг. Иначе. Помните, что говорил в начале XIX в. известный французский военный теоретик Г. Жомини: «Горе тем странам, в которых роскошь откупщика и кошелек биржевого дельца будут предпочитаться мундиру храброго воина, посвятившего обороне Родины свою жизнь, свое здоровье или свое имущество». Особенно необходимо учитывать это сейчас, когда мы переходим к рыночным отношениям в экономике.

Для возрождения прогрессивных традиций офицерской чести, дальнейшего повышения ее значимости в нравственном становлении личности необходимо сформулировать объективные критерии оценки чести и определить механизм ее реализации. На одно из первых мест среди условий возрождения офицерской чести можно поставить проблему этического просвещения. Парадоксально, но факт, что из более 100 военных училищ только в 10 будущие офицеры изучают небольшой курс основ этики. Остальные, а их подавляющее большинство, выпускающиеся с высшим командным или инженерным образованием, имеют слабые представления о воинской этике, в том числе и о понятии воинской чести.

Говоря об условиях возрождения офицерской чести, необходимо остро поставить вопрос и о должном признании ратного труда офицера со стороны общества. Воинская честь не может долго и устойчиво воспроизводиться в самой себе. С честью выполненный долг, перенесенные тяготы и лишения службы нуждаются в позитивной оценке: понимании, одобрении, поощрении, заботе, а порой и в славе. Выскажу предположение, что нравственные отклонения, проявление элементов бесчестья напрямую связаны и с афганской трагедией, и межнациональными конфликтами, и с систематической уборкой улиц силами воинских подразделений, и другими неурядицами жизни. Непонятна роль некоторых средств массовой информации, которые чернят все, что делают, выполняя свой долг, военные, покушаются на их честь и достоинство, возводят искусственный барьер между армией и народом. Забыто все: и боль человеческих утрат в годы войны, и раны Армении, Азербайджана, Чернобыля, но зато взахлеб поощряются абстрактно-пацифистские взгляды, а под прикрытием гласности распространяется заведомо заготовленная ложь об армии и ее офицерах.

Для подготовки офицеров необходимо, чтобы учеба, воспитание, вся жизнь и воинский быт были облагорожены лучшими традициями отечественного офицерского корпуса, которому присущи демократические нормы, светлые умы, героические деяния. Настоящее воспитание молодежи в современном цивилизованном обществе должно быть основано на классических первоосновах тяги к патриотизму, к трудолюбию, к подвигам, к благородству и чести. Именно в армейские библиотеки, и прежде всего в военные учебные заведения, должны во всей своей глубине и широте прийти труды замечательных историков: В. Н. Татищева, Н. М. Карамзина, С. М. Соловьева, В. О. Ключевского; русских философов: Н. А. Бердяева, Н. Ф. Федорова, Л. И. Шестова, П. Л. Лаврова, С. Н. Булгакова и др. Тогда будущий офицер, овладев отечественной и зарубежной историей и словесностью, мировой культурой, этикой, воинским этикетом и многими другими науками, вновь обретет неотразимое обаяние и привлекательность.

Военный сборник.- 1875.- № 10.- С. 242-243.

Кораблев Ф. О нравственности, честности и чести.- СПб., 1865,- С. 26

Кутузов М. И. Документы.- Т. 1.- М.: Воениздат, 1950.- С. 479.

Галкин М. Н. Новый путь современного офицера.- СПб., 1907.- С. 22.

К и р е е в А. Письма о поединках.- СПб., 1899; Дуэль и честь в истинном освещении.- СПб, 1902.

Жомини Г. Очерки военного искусства.- М.: Воениздат, 1939.- Т 1.- С. 79.

Решин Е. Г, Генерал Карбышев.- М.: Изд-во ДОСААФ, 1980,- С. 198, 305.

Источник

Что такое офицерская честь

Что такое офицерская честь. Смотреть фото Что такое офицерская честь. Смотреть картинку Что такое офицерская честь. Картинка про Что такое офицерская честь. Фото Что такое офицерская честь

Что такое офицерская честь. Смотреть фото Что такое офицерская честь. Смотреть картинку Что такое офицерская честь. Картинка про Что такое офицерская честь. Фото Что такое офицерская честь

Что такое офицерская честь. Смотреть фото Что такое офицерская честь. Смотреть картинку Что такое офицерская честь. Картинка про Что такое офицерская честь. Фото Что такое офицерская честь Что такое офицерская честь. Смотреть фото Что такое офицерская честь. Смотреть картинку Что такое офицерская честь. Картинка про Что такое офицерская честь. Фото Что такое офицерская честь

Честьэто главное внутреннее достоинство русского офицера, его доблесть, благородство души и чистая совесть. Армия, движимая чувством Офицерской Чести, является непобедимой силой, реальной опорой мира и процветания России.

Отечествовысшая ценность Русского Офицера. Главное – Россия, все остальное – преходяще:«Я, Русский Офицер, Честь имею, а живу ради служения Отечеству… Я согласен жить и умереть без имени, всегда памятуя о главном: лишь бы осталось в святости имя Родины».

Любить свое Отечество – Россию, знать ее историю, соблюдать славные традиции и быть благородным гражданином и патриотом, не падать духом ни при каких обстоятельствах, не останавливаться ни перед какими препятствиями. Не допускать измены и предательства, до издыхания быть верным Народу и Отечеству, служить ему верно, до последней капли крови защищать его от внешних и внутренних врагов.

Кодекс чести русского офицера. Составлен в 1804 году.

1. Не обещай, если ты не уверен, что исполнишь обещание.

2. Держи себя просто, с достоинством, без фатовства.

3. Необходимо помнить ту границу, где кончается полная достоинства вежливость и начинается низкопоклонство.

4. Не пиши необдуманных писем и рапортов сгоряча.

5. Меньше откровенничай — пожалеешь. Помни: язык мой — враг мой.

6. Не кути — лихость не докажешь, а себя скомпрометируешь.

7. Не спеши сходиться на короткую ногу с человеком, которого недостаточно узнал.

8. Избегай денежных счетов с товарищами. Деньги всегда портят отношения.

9. Не принимай на свой счет обидных замечаний, острот, насмешек, сказанных вслед. Что часто бывает на улицах и в общественных местах.

10. Если о ком-то не можешь сказать ничего хорошего, то воздержись говорить и плохое.

11. Ни чьим советом не пренебрегай — выслушай. Право же, последовать ему или нет, остается за тобой.

12. Сила офицера не в порывах, а в нерушимом спокойствии.

13. Береги репутацию доверившейся тебе женщины, кто бы она ни была.

14. В жизни бывают положения, когда надо заставить молчать свое сердце и жить рассудком.

15. Тайна, сообщенная тобой хотя бы одному человеку, перестает быть тайной.

16. Будь всегда начеку и не распускайся.

17. На публичных маскарадах офицерам не принято танцевать.

18. Старайся, чтобы в споре слова твои были мягки, а аргументы тверды.

19. Разговаривая, избегай жестикуляции и не повышай голос.

20. Если вошел в общество, в среде которого находится человек, с которым ты в ссоре, то здороваясь со всеми, принято подать руку и ему, конечно, в том случае, если этого нельзя избежать. Не обратив внимания присутствующих или хозяев. Подача руки не подает повода к излишним разговорам, а тебя ни к чему не обязывает.

21. Ничто так не научает, как осознание своей ошибки. Это одно из главных средств самовоспитания.

22. Когда два человека ссорятся, всегда оба виноваты.

23. Авторитет приобретается знанием дела и службы. Важно, чтобы подчиненные не боялись тебя, а уважали.

24. Нет ничего хуже нерешительности. Лучше худшее решение, чем колебание или бездействие.

25. Тот, кто ничего не боится, более могуществен, чем тот, кого боятся все.

26. Душа — Богу, сердце — женщине, долг — Отечеству, честь — никому!

Источник

Что такое офицерская честь

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Кодекс чести русского офицера 1804 года на все времена

Что такое офицерская честь. Смотреть фото Что такое офицерская честь. Смотреть картинку Что такое офицерская честь. Картинка про Что такое офицерская честь. Фото Что такое офицерская честьНайдите немного времени и прочтите «Кодекс чести русского офицера 1804 года».

Следуя этим правилам, вы избежите многих жизненных ошибок.

Мы сегодня находимся в другом времени, от 1804 года нас отделяют более 200 лет и целая советская эпоха.

Но слово «честь», будет актуально всегда.

« Честь может быть потеряна только однажды» Э.М. Капиев

Кодекс чести русского офицера

Что такое офицерская честь. Смотреть фото Что такое офицерская честь. Смотреть картинку Что такое офицерская честь. Картинка про Что такое офицерская честь. Фото Что такое офицерская честь

Что такое честь офицера

Кодекс чести русского офицера — «честь является главной драгоценностью для офицера, священный долг которого сохранять ее в чистоте и безупречности». В толковом словаре Даля объяснение: «Честь — внутреннее, нравственное достоинство человека. Доблесть, честность, благородство души и чистая совесть».

Офицеров русской армии называли «белая кость», подразумевая чистую совесть и незапятнанную честь, которые были для офицера превыше всего. О том, насколько честен (или бесчестен) человек, судят главным образом окружающие, формируется общественное мнение. Обычно люди высоко ценят тех, кто является «человеком чести».

«Честь — святыня офицера, она высшее благо, которое он обязан хранить и держать в чистоте. Честь — его награда в счастье и утешение в горе, она не терпит и не выносит никакого пятна» М.С. Галкин

Чувство собственного достоинства ничего общего не имело с чванством, заносчивостью или чувством превосходства над гражданским населением.

«Напротив, офицер должен оказывать уважение всякому званию и вести себя с одинаковым достоинством со всеми классами общества. Причем в отношении людей, стоящих ниже его по образованию. Он не должен опускаться до уровня их нравов, а напротив, стараться поднять их до собственной высоты».

Благородство состоит в способности жертвовать личными интересами в пользу других, великодушии, неспособности унижаться и унижать окружающих.

С переходом, преимущественно на контрактную основу, снизились требования по соблюдению военнослужащими правил, относящихся к понятиям воинской чести и достоинства. И тому есть объяснение.

Раньше для офицерского состава служба в армии являлась смыслом всей жизни и не ограничивалась сроком контракта. Сегодня военнослужащие лишь исполняют конституционный долг и реализуют свое право на труд посредством прохождения военной службы.

Обязательств о соблюдении морально-нравственных принципов, относящихся к воинской чести военнослужащих, контракт не содержит. Я думаю, что приказов иметь совесть или честь не может быть в природе. Это воспитывают в себе с детства. «Береги честь смолоду, а платье снову.»

Источник

Новое в блогах

О воинской чести и воинском этикете

Воинская честь.

Поэтому участие в войне с давних времен приобретает почетный и даже религиозный характер. Подвиги превозносятся. Победителя окружают ореолом славы. Все это способствует поднятию в воине-победителе чувства воинской чести.

Вообще, понятиям нравственным в русской армии уделялось много внимания. Существовало еще понятие чести военного мундира, которое трактуется слишком широко. Оно расплывается в сознании воина, тогда как понятие чести полкового мундира, т. е. данной конкретной единицы, вполне осязаемо. Поэтому создавались и поддерживались особые полковые традиции, почетные отличия (в элементах формы, в своих знаках), что позднее привело и к появлению полковых мундиров.

Впервые слово встречается в сочинении герцога Филиппа Клевского (1573 год). Оно означало всякое лицо, занимавшее определенную государственную должность. И только к концу 16 века слово это приобретает современное значение.

Каково же определение понятия? Это войсковой начальник, облеченный чином, который дается главой государства и обеспечивается существующими законоположениями. Офицеры составляют в войске особый класс, корпус офицеров, на который возлагается командование в бою и руководство обучением нижних чинов в мирное время.

На протяжении нескольких веков офицерский корпус в России был почти исключительно кастовым, сословным. Но уже в начале 20 века открывается доступ в офицерский корпус лицам недворянского происхождения, а также нижним чинам, имеющим определенный образовательный ценз. Причем, все это нисколько не поколебало обособленного положения офицерского корпуса как особой категории лиц внутри армии и особого сословия внутри государства. Служа добровольно и по призванию (в отличие от срочной обязанности нижних чинов), именно офицеры в Российской империи были носителями воинской чести и в этом смысле составляли особое сословие. Отсюда понятие офицерской чести.

Огромную роль в воспитании офицерской чести сыграл Петр Великий. В те годы молодая русская армия испытывала огромную нехватку в офицерах. И русский царь не только приглашает на службу офицеров-иностранцев, но и всеми силами стремится поднять престиж офицерского звания среди русского дворянского сословия, главной опоры престола. Так, например, его указом был узаконен ритуал посвящения в офицеры. Интересно, что в офицеры посвящались только юноши из дворянских семей, которые прошли службу рядовыми в гвардейских полках (Преображенском, Семеновском).

Поддержанию офицерской чести служило и проведение полковых смотров. Этот ритуал начинался общим построением полка и торжественной встречей лица, назначенного царем для производства самого смотра.

Именно тогда, при Петре I, установились и укрепились традиции награждения воинских частей памятными царскими реликвиями.

Наиболее распространенными из них были стяги и штандарты, серебряные трубы и литавры.

Кстати, именно с Петра I, солдаты-преображенцы начинают носить во время парадов красные чулки. Русский император ввел такую традицию потому, что солдаты этого прославленного полка в битве под Нарвой стояли на мосту, удерживая его от шведов по колено в крови и не дрогнули (1700 год). Традиция эта просуществовала более двух столетий и была уничтожена в 1917 году.

Честь мундира

При Петре I укрепилось понятие чести военного мундира. С его легкой руки появляется много новых традиций в ношении военной формы. Так, например, произошло с гусарами-александрийцами. То были знаменитые Черные гусары, 5-й гусарский Александрийский полк.

Огромная шапка, казавшаяся по виду тяжелой, была легче любой каски или кивера.

Носил, им же самим и сочиненную, генерал Яков Слащев, георгиевский кавалер и предводитель обороны Крыма в 1920 году. Он появлялся на боевых позициях в белом доломане и лиловых чакчирах (гусарская форма). А генерал Петр Врангель хотя и не задумывался особенно о военном облачении, но почти постоянно носил черную черкеску, за что его называли Черным бароном.

Поскольку нижние армейские чины по характеру их службы (по обязанности или срочному найму) не считались носителями и выразителями воинской чести, юрисдикция военных судов чести на них не распространялась.

Учреждение военных судов чести в России относится к 1863 году.

Именно тогда вышло положение об охране воинской дисциплины и дисциплинарных взысканиях. Интересно, что подобные суды утверждались лишь при отдельных войсковых частях, а не при высших войсковых соединениях. Назывались они судами общества офицеров. Их компетенции были подвластны лишь только обер-офицеры (ротмистр, есаул, старший лейтенант). Что же касается штаб-офицеров (высший ранг), то считалось недопустимым, несовместимым с началами воинской дисциплины, когда младшие критикуют старших.

По положению 1863 года к компетенции судов общества офицеров были отнесены поступки, несовместимые с понятиями воинской чести и доблести офицерского звания, а также разбор ссор и обид, имевших место в офицерской среде. Примечательно, что дела о дуэлях были изъяты из ведения судов чести. По причине достаточно веской: с допущением подобного прусским законам правила самим законом дозволялось бы кровопролитие и самоуправство вооруженною рукою.

О служебном этикете военнослужащего российской армии первым кодексом советской военной этики была книжка красноармейца (1918 год). В ней нашли отражение ее важнейшие положения. А в годы Великой отечественной войны (1941-1945) такие качества, как патриотизм и ненависть к врагу, воинская честь и мужество, героизм и самоотверженность человека в военной форме проявились в полной мере.

Военного человека от обыкновенного смертного во все времена отличали мундир, знаки различия и т. д.

А в январе 1919 года знаки различия военнослужащих были введены в Рабоче-Крестьянской Красной Армии. Это были нарукавные знаки из алого сукна. Нашивались они на левый рукав гимнастерки и шинели (над обшлагом). С 31 января 1922 года знаки различия военнослужащих размещаются на специальном клапане, который нашивается посередине левого рукава шинели и гимнастерки.

И эти, казалось бы, мелочи на самом деле способствовали притягательности профессии военного. Они служили прекрасной рекламой армии. Кстати, все это дисциплинировало и самих военных.

Кроме того, старший по званию имел право не только в части, но даже и в городе сделать замечание младшим по званию о нарушении уставных требований к внешнему виду. Следует упомянуть и о том, что в Красной, а затем и Советской Армии не разрешалось ничего, кроме усов. Отпускать же бороду можно было лишь в исключительных случаях, в частности, для маскировки физических недостатков лица.

Существуют правила этикета начальника с подчиненными. Общение начинается с приветствия. Руководитель при встрече с подчиненным должен правильно ответить на приветствие. Он должен непременно встать, если к нему в кабинет войдет подчиненный, первым подать руку и пригласить сесть. Если же в кабинет входят несколько человек, неэтично выделять кого-либо из них особыми знаками внимания.

Этикет чрезвычайно важен и при проведении совещаний и вызове подчиненных. Без крайней необходимости не надо вызывать людей на заседание. Но если оно назначено, то к этому времени сам начальник должен быть на месте. Этикет требует быть предельно внимательным к обсуждаемым вопросам, вежливо выслушивать выступающих. В своих выступлениях необходимо быть кратким.

Культура начальника, командира особенно проявляется в конфликтных ситуациях. Здесь чрезвычайно важна выдержка. Брань, оскорбления и даже повышение голоса недопустимы, какой бы ни была вина подчиненного офицера. От этого во многом зависит авторитет руководителя.

Кроме того, начальник должен заботиться о поддержании не только своего собственного авторитета, но и авторитета своих подчиненных.

Так, например, командир не сделает замечание подчиненному публично. Не станет жаловаться на него в его отсутствие.

В служебных отношениях немаловажное значение имеет внешность руководителя: личное обаяние, правильная речь, умение держаться, опрятность в одежде.

Не менее важным является и соблюдение этикета в отношениях подчиненного к начальнику. Этикет базируется на исполнительности, уважении к старшему по званию, дисциплинированности. Необходима также точность и аккуратность. Такт и предупредительность также важны, поскольку, как правило, начальник старше по возрасту.

Поэтому подчиненный пропустит начальника вперед, уступит ему место, возьмет на себя более тяжелую физическую часть работы. В данном случае предупредительность не имеет ничего общего с угодливостью. Она нацелена на интересы дела.

Необходимо беречь время начальника, не злоупотреблять вниманием, не затягивать с ним разговор. Ведь деликатный начальник ни в коем случае не прервет разговор, не станет как бы невзначай смотреть на часы.

Отношения воинов, равных по званию, должны базироваться на готовности помочь своим более молодым товарищам по службе. Следует взять на себя более трудную, ответственную часть работы. Поведение военных в общественных местах Как отдается честь, кажется, всем известно. Если рука подносится к головному убору тогда, когда военнослужащие уже поравнялись, это неверно. Необходимо прикладывать руку к головному убору за 4-5 шагов до того, как военнослужащие поравняются. Отдавать честь надо четко. Пальцы руки при этом должны быть вместе, ладонь выпрямлена и не вывернута наружу. Средний палец слегка касается нижнего края головного убора. При этом локоть поднят и находится на уровне плеча.

Непременно следите за походкой. Ноги широко не расставляются. Необходимо избегать подпрыгивающего шага и вместе с тем не ходить, как на шарнирах. Не следует волочить ноги и шаркать подошвами. Шаг должен быть легким, непринужденным. Что же касается рук, их не следует держать по швам, но и не следует ими размахивать.

Порядок представления военных

Представляя военнослужащего, следует указать его воинское звание.

Сидящая женщина при представлении ей офицера может не вставать.

Примечательно, что мужчина, здороваясь с женщиной, первым руку не протягивает.

Анекдоты, советы, правила

В старом французском уставе сказано: «Из двух офицеров, имеющих одинаковое звание, первым здоровается тот, кто более вежлив и воспитан».

Жена одного офицера как-то жаловалась А.В.Суворову на своего мужа:

— Ваша светлость, он со мной дурно обращается.

— Но он за глаза и вас бранит.

— А это, матушка, тебя не касается.

Если мужчина здоровается с женщиной в перчатках, он может свою тоже не снимать. Исключение: толстые меховые варежки.

Если при встрече на улице вы протягиваете для приветствия руку, помните, что в этом случае у вас обе руки должны быть без перчаток, либо обе в них. Не полагается, однако, протягивать в перчатке руку женщине, у которой перчаток нет. Здороваясь же с мужчиной или с тем, кто моложе вас, можно этого правила не придерживаться. Сделать отступление от этикета можно и женщине, которая приветствует более молодую женщину без перчаток.

Войдя в помещение, полагается в первую очередь снять перчатки, а потом уже поздороваться с присутствующими. Разумеется, речь не идет о перчатках, которые служат дополнением к вечернему туалету.

Как приветствовать знакомых при встрече? Первым всегда здоровается мужчина с женщиной, младший со старшим. Женщина же в свою очередь должна первой поздороваться с более старшей по возрасту. Если старшая по возрасту женщина подает вам руку, а вы при этом сидите, полагается встать.

Этикет.

Товарищ или господин?

Какие формы обращения существуют?

Слово уважаемый употребляется как нейтральная форма вежливости, обычно в сочетании с именем-отчеством адресата, а также со словами «господин» (плюс фамилия адресата), «товарищ» (плюс фамилия адресата), «коллега» (плюс фамилия адресата). Употребляется с наименованиями по должности, званию, социальному положению.

При обращении к адресату необходимо учитывать его сферу деятельности и служебное положение. К народным избранникам, заслуженным деятелям науки и культуры, к высокопоставленным чиновникам обращаются со словами «глубокоуважаемый» и «многоуважаемый». В остальных случаях — «уважаемый»:

Глубокоуважаемый Николай Евгеньевич!

Уважаемый Иван Петрович!

Уважаемый г-н Иванов!

В деловой корреспонденции принято обращаться к адресату по имени и отчеству.

При обращении к массовому адресату:

Уважаемые господа! Господа!

Уважаемые коллеги! (к людям одной профессии)

Согласно Гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации (ст. 158 ч. 2), участники судебного процесса обращаются к судьям со словами Уважаемый суд!, и свои показания и объяснения они дают стоя. Отступление от этого правила может быть допущено с разрешения председательствующего.

В армии осталось официальное обращение товарищ.

При обращении возможна постановка как восклицательного знака, так и запятой, но рекомендуется единообразие. В случае если стоит запятая, текст письма начинается со строчной буквы. Если стоит восклицательный знак — пишем первое предложение с прописной.

«Господа!» или «Дамы и господа!»- как лучше обратиться к мужчинам и женщинам?

При одновременном обращении к мужчинам и женщинам часто говорят «Дамы и господа!». Это неудачная калька с английского языка (Ladies and Gentlemen). По-русски слово господа в равной степени соотносится с формами единственного числа господин и госпожа, а «госпожа» входит в число «господ».

Нужно ли называть собеседника по имени и отчеству?

К русским и в русскоязычной среде принято обращаться и называть их по имени и отчеству, обращение только по имени считается недостаточно вежливым. При обращении к иностранцу (или находясь в иноязычной культурной среде) называть отчество не нужно.

Как раньше было принято обращаться к собеседнику?

Дворянский этикет. Обращения в дворянской среде должны были строго соответствовать чину, званию и происхождению лица, к которому обращались. Обращения эти строго соотносились с «Табелью о рангах» (она почти без изменений действовала до 1917 года). К титулованным особам (великий князь, князь, граф, герцог, барон) обращались согласно титулу: Ваше Высочество, Ваше Сиятельство, Ваша Светлость.

Воинский этикет. Система обращений соответствовала системе воинских званий. Полным генералам положено говорить Ваше Высокопревосходительство, генерал-лейтенантам и генерал-майорам — Ваше Превосходительство. Начальников и старших из штаб- и обер-офицеров офицеры, подпрапорщики и кандидаты на классную должность называют по чину, прибавляя слово господин, например господин капитан, господин полковник, прочие нижние чины титулуют штаб-офицеров и капитанов — Ваше Высокоблагородие, остальных обер-офицеров — Ваше благородие (имеющих графский или княжеский титул — Ваше Сиятельство).

Департаментский этикет использовал в значительной мере ту же систему обращений, что и воинский.

Формы титулования в царской России

При обращении к лицам, имевшим те или иные чины «Табели о рангах», лица равные по чину или нижестоящие были обязаны употреблять следующие титулы (в зависимости от класса):

«ВАШЕ ВЫСОКОПРЕВОСХОДИТЕЛЬСТВО» — к лицам в чинах 1 и 2 классов;

«ВАШЕ ПРЕВОСХОДИТЕЛЬСТВО» — к лицам в чинах 3 и 4 классов;

«ВАШЕ ВЫСОКОРОДИЕ» — к лицам в чинах 5 класса;

«ВАШЕ ВЫСОКОБЛАГОРОДИЕ» — к лицам в чинах 6–8 классов;

«ВАШЕ БЛАГОРОДИЕ» — к лицам в чинах 9–14 классов.

Кроме того, в России существовали титулы, употреблявшиеся при обращении к членам Императорского дома Романовых и лицам дворянского происхождения:

«ВАШЕ ИМПЕРАТОРСКОЕ ВЕЛИЧЕСТВО» — к императору, императрице и вдовствующей императрице;

«ВАШЕ ИМПЕРАТОРСКОЕ ВЫСОЧЕСТВО» — к великим князьям (детям и внукам императора, а в 1797–1886 гг. и правнукам и праправнукам императора);

«ВАШЕ ВЫСОЧЕСТВО» — к князьям императорской крови;

«ВАША СВЕТЛОСТЬ» — к младшим детям правнуков императора и их мужским потомкам, а также к светлейшим князьям по пожалованию;

«ВАШЕ СИЯТЕЛЬСТВО» — к князьям, графам, герцогам и баронам;

«ВАШЕ БЛАГОРОДИЕ» — ко всем остальным дворянам.

При обращении к духовным лицам в России употреблялись следующие титулы:

«ВАШЕ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕНСТВО» — к митрополитам и архиепископам;

«ВАШЕ ПРЕОСВЯЩЕНСТВО» — к епископам;

«ВАШЕ ВЫСОКОПРЕПОДОБИЕ» — к архимандритам и игуменам монастырей, протоиереям и иереям;

«ВАШЕ ПРЕПОДОБИЕ» — к протодиаконам и диаконам.

Кого было принято называть «государь»?

Слово государь в России в старину употребляли безразлично, вместо господин, барин, помещик, вельможа. В XIX веке к царю обращались Всемилостивейший Государь, к великим князьям — Милостивейший Государь, ко всем частным лицам — милостивый государь (при обращении к высшему), милостивый государь мой (к равному), государь мой (к низшему). Слова сударь (также с ударением на второй слог), сударик (дружественное) употреблялись преимущественно в устной речи.

Обращение товарищ употреблялось в советском обществе. Слово товарищ при фамилии до революции указывало на членство в революционной политической партии, в том числе коммунистов.

Воинский этикет.

Этикет представляет собой совокупность правил поведения, регулирующих внешние проявления человеческих взаимоотношений, обхождение с окружающими, формы обращения, поведение в общественных местах. В повседневной практике он рассматривается как умение держать себя с людьми, ярко говорить, двигаться, одеваться и т. д. Если нравственные нормы раскрывают, почему так должен вести себя человек, то этикетные требования говорят о том, как нужно вести себя в той или иной ситуации.

Этикет определяет поведение человека в разных сферах общения, например в дипломатической, спортивной, медицинской, военной и других.

Нравственная культура личности воина как целостное внутреннее образование находит свое внешнее проявление в воинском этикете. Нормы воинского этикета зафиксированы в общевоинских уставах.

Воинский этикет только тогда свидетельствует о гармонии внутренней и внешней культуры личности, когда он строится на прочном фундаменте вежливости, тактичности и скромности. Вежливый воин всегда учтив, предупредителен, внимателен, предлагает свою помощь, уступает место в общественном транспорте, открывает и придерживает дверь, чтобы пропустить своего сослуживца, даже если тот равный по воинскому званию и служебному положению. Такой воин всегда даже за незначительную услугу говорит «спасибо», а если ему высказывают благодарность, то он в ответ с улыбкой отвечает «пожалуйста» или «на здоровье».

Таким образом, вежливость наполняет каждое поведенческое действие воина человеческим теплом, благородством и притягательной силой. Но вежливость в этикетном поведении немыслима без тактичности. Тактичный воин никогда не перебивает говорящего, выслушивает его до конца. И только после высказываний собеседника делает уточнения или задает вопросы. Но если собеседник оказался словоохотливым, а у вас нет времени, то тогда чувство такта заставит вас многозначительно посмотреть на часы и тем самым дать понять собеседнику, что разговор пора завершать. Тактичный воин всегда представляется на семинарских занятиях по следующей форме: «Товарищ полковник, уважаемые коллеги (товарищи)! Докладывает прапорщик Иванов. Тема моего выступления «Честь и достоинство российского воина». А по окончании выступления такой воин обязательно скажет о том, что доклад окончен. Тактичный воин всегда представляется прежде, чем начать телефонный разговор. А если ему абонент не представился, то он тактично спросит: «С кем имею честь разговаривать?» и так далее.

Следующей составляющей фундамента воинского этикета является скромность. Скромный воин гордится своей воинской профессией, частью, в которой служит, не хвалится своими заслугами, а постоянно следует народной поговорке: «Не хвали себя, жди, когда тебя похвалят». При выполнении какой-либо задачи он говорит о слаженных действиях своих товарищей и ни слова о себе. Скромный воин, составляя список (если того не требует алфавитный порядок), свою фамилию указывает в конце. В разговорной и письменной речи старается избегать слов «я», «мое», а заменяет их на «мы» и «наше». Скромный воин берет на себя самую сложную работу, остается работать, не считаясь с личным временем, предоставляя возможность отдохнуть товарищам.

Внешний вид такого воина скромен: у него аккуратная прическа, нет на мундире посторонних значков, кроме тех, которые необходимо носить военнослужащему. Скромный воин имеет опрятный внешний вид и никогда не вносит в военную форму одежды гражданские (туфли, носки, цепочки и так далее) элементы.

Не зря говорят, что скромность красит человека. Воина это качество красит вдвойне, потому что суровая армейская жизнь не терпит излишеств, в ней все предельно четко, надежно и рационально. На это нацелен и воинский этикет, на этой почве произрастает нравственная культура воина, делающая его духовно богатой личностью.

В воинском коллективе складываются два типа этикетных отношений: «по вертикали» (начальники и подчиненные, старшие и младшие) и «по горизонтали» (между военнослужащими, стоящими на одном служебном уровне). Эти отношения закреплены в Уставе внутренней службы Вооруженных Сил РФ. Например, начальник имеет право отдавать подчиненному приказы и требовать их исполнения. При этом он должен быть тактичным и выдержанным, не допускать как фамильярности, так и грубости.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *