Что такое оглушение звуков
Фонетические законы в областях согласных звуков с примерами
Оглушение звонкого согласного в конце слова
Например:
Сад [сат], снег [с’н’эк], нож [нош], новь [ноф], роз [рос]
Ассимиляция согласных по глухости (в середине слова)
звонкий + глухой = звонкий оглушается
Например:
Головка [гΛлофкъ]
Варежки [вар’ьшк’и]
Согласные между предлогами и словами:
в поле [ф-пол’ь] ; без комнаты [б’иэс-комнъты]
Если оба согласные, которые находятся рядом, это глухие или звонкие звуки — по правилам они не ассимилируются.
Например:
Между [м’эжду]
Ассимиляция согласных по звонкости
глухой + звонкий = глухой согласный становится звонче, происходит неполная ассимиляция
Например:
Сделать [з’д‘элът’]
Сбежать [зб‘иэжат’]
К берегу [г-б‘эрьгу]
Списать [сп‘исат’]
Ассимиляция по мягкости (твердые / мягкие согласные)
В современном русском языке ассимиляция смягчения (регрессивная, контактная) возможна только между зубными: [д], [т], [з], [с], [л], [н] и нёбно-зубными звуками [ш’], [ч’], [р]
Например:
Снег [с’н’эк]
Мысли [мыс’л’и]
Пенсия [пэн’с’иj’ь]
Ассимиляция согласных по месту образования
Этот вид полной контактно регрессивной ассимиляции возможен между группами зубных и нёбно-зубных согласных звуков.
зубные [д], [т], [з], [с], [л], [н], [ц] + нёбно-зубные [ж], [ш], [ш’], [ч’], [р]
Сшить [шшыт’]
Сжечь [жжэч’]
С Женей [ж-жэн’ьj’]
С щёткой [ш’-ш’откъj’]
Счастье [ш’ас’т’j’ь]
Непроизносимые согласные звуки в транскрипции
В русском языке существует целый ряд слов, в которых не произносятся некоторые согласные звуки. В транскрипции они также опускаются.
Например:
Солнце [сонцъ]
Сердце [с’эрцъ]
Грустный [грусныj’]
Лестница [л’эс’н’ицъ]
Честный [ч’эсныj’]
Окрестный [Λкр’эсныj’]
Поделиться ссылкой на статью в социальных сетях:
Профилактика нарушения письменной речи. Дефект оглушения звонких согласных звуков
Консультация для родителей
«Профилактика нарушения письменной речи. Дефект оглушения звонких согласных звуков».
МБДОУ «Детский сад №279»
Учитель –логопед: Шаева И. Н.
Причинами нарушений произношения звонких и глухих согласных звуков являются недоразвитие фонематического слуха (способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, т. е. слух, обеспечивающий восприятие звуков данного языка, недостаточная скоординированность в работе голосового и артикуляторного аппарата, тугоухость, паретичность голосовых складок и др. В некоторых случаях голосовые связки могут, как бы запаздывать с включением или, наоборот, с выключением.
Можно ли такому ребенку помочь? Безусловно. И чем раньше, тем лучше. Поэтому особое внимание необходимо уделять коррекции звукопроизношения в возможно раннем возрасте. Если дефект оглушения своевременно не устранен, то он проявляется позже в письменной речи, что приводит к новым проблемам, снижению успеваемости в школе.
Более всего дефекты глухости проявляются при произнесении парных звуков. Чаще всего наблюдается оглушение звонких согласных, т. е. дефект звонкости. Оглушение звонких согласных звуков: согласные Б, В,Г,Д,Ж,З произносятся глухо, без голоса, как П, Ф, К,Т,Ш,С (пулка, колофа,шелесо,и. т. д.)
Эти недостатки чаще всего встречаются у детей с поздно развивающейся речью и у тугоухих детей. Нужно отличать их от более редких случаев, когда все звуки произносятся шепотом вследствие болезни горла или сильного испуга.
Специфическим недостатком, характерным для произношения всех звонких звуков независимо от способа и места образования, твердости и мягкости, является воспроизведение их в виде соответствующих парных глухих звуков («самок», «щук» вместо замок, жук; «терево», «куси»,
«пулка» вместо дерево, гуси, булка)
Подготовительные упражнения при коррекции оглушения звонких согласных звуков:
— поочередно воспроизведение то беззвучного вдоха и выдоха, то стона на вдохе и на выдохе.
— сопоставление громкого и шепотного произношения гласных звуков, как отрывистого, так и длительного.
— все упражнения следует производить, контролируя вибрацию гортани.
Как говорилось выше, причинами нарушений произношения звонких и глухих согласных звуков являются недоразвитие фонематического слуха.
Фонематический слух – это очень важное понятие для овладения речью, а затем и грамотностью письма. Он предполагает точность слухового восприятия, звукоразличение, звуковой анализ речи. Период наибольшей чувствительности к развитию фонематического слуха приходится на возраст 4 – 5 лет. Как помочь в этом? Конечно же, играючи!
В игрушечных грузовиках (или нарисованных, каждый из которых отмечен одной буквой, можно перевозить только вещи, начинающиеся на ту же букву. Пункт назначения тоже должен называться на ту же букву. Например, «М» перевозит мыло или муку и везет их в магазин.
Ведущий называет шуточные оговорки в стихотворных строчках, а ребенок угадывает, как их исправить.Например:
Русская красавица своей козою славится.
Тащит мышонок в норку огромную хлебную горку.
Поэт закончил строчку, в конце поставил дочку.
Прошлой ночью дождик был, в почку он воды налил.
Самое главное – не превращайте игры в учебные занятия, пусть будет весело и интересно! Начинайте с простого, постепенно переходя к более сложному, не перегружайте ребенка и вовремя завершайте игру. И тогда, помимо развития фонематического слуха, вы поможете в развитии внимания, памяти и воображения.
Удачи, успехов и удовольствия в совместном досуге с детьми!
Фронтальное занятие по подготовке к обучению грамоте «Дифференциация твердых и мягких согласных звуков» Цель: Закреплять навык различения твердых и мягких согласных звуков. Повторять основные способы изображения мягкости согласных на письме.
Конспект индивидуального занятия по автоматизация звука [Л’] со стечением согласных звуков Цели: автоматизация звука Ль со стечением согласных звуками в слогах, словах, фразах, предложениях, формирование грамматического строя,.
Конспект занятия по физической культуре в старшей группе: «Лётчики — пилоты» (профилактика нарушения осанки и плоскостопия). Цель: профилактика нарушения осанки и плоскостопия у детей посредством использования гимнастических мячей (фитболов) и гимнастических палок.
Конспект занятия по ЛФК. Профилактика и нарушения плоскостопия «Ножки топают по дорожке» Конспект занятия по ЛФК профилактика и нарушения плоскостопия » Ножки топают по дорожке». Инструктор по физической культуре: ЧДОУ «Детский.
Конспект занятия в подготовительной группе «Путешествие в страну гласных и согласных звуков» Лексическая тема: «Осень». Цели занятия: 1. Развитие навыков слогового и фонематического анализа, фонематических представлений. 2. Расширение и уточнение словаря.
Консультация для родителей. Профилактика нарушения осанки для детей дошкольного возраста. Консультация для родителей. Профилактика нарушений осанки у дошкольников. Инструктор по физической культуре МБДОУ «Детский сад № 3» Авдеева.
Логопедическая сказка «Загадки Свистелочки и Шипелочки». Дифференциация свистящих и шипящих согласных звуков Совместное занятие учителя-логопеда и воспитателя с детьми старшей группы с нарушениями звуковой стороны речи и их родителями в рамках.
Осанка. Профилактика нарушения осанки Текстовое сопровождение к презентации. Слайд 1 «Осанка. Профилактика нарушения осанки» Слайд 2 Осанка – непринужденная привычная поза ребенка.
Произношение гласных и согласных звуков в пении В русском языке принято различать два вида произношения: певческая дикция, и сценическая речь. Сценическая речь-более яркая выразительная,.
Что такое оглушение звуков
Речевое взаимодействие в наше время занимает одно из первых мест в жизни людей. Своевременное выявление трудностей в формировании правильного звукопроизношения и их преодоление способствует его нормальному развитию в дальнейшем. Чаще всего при нарушении произносительной стороны речи встречается дефект фонематического оформления речи. Самым распространенным из них, среди дошкольников, выступает дефект озвончения.
Неправильному произношению звонких и глухих согласных звуков способствует выраженная недостаточность скоординированности работы голосового и артикуляционного аппарата, тугоухость, несформированность фонематического слуха, а именно способность человека к анализу и синтезу звуков речи.
У дошкольников чаще встречается оглушение звонких согласных, то есть дефект звонкости. Чаще всего дефекты звонкости и глухости можно наблюдать при произнесении парных звуков.
Оглушение звонких согласных звуков связано с глухим произнесением, то есть произнесением без голоса следующих звуков: [Б], [В], [Г], [Д], [Ж], [З], вследствие чего произносятся такие звуки как [П], [Ф], [К], [Т], [Ш], [С] соответственно.
Такие недостатки часто можно увидеть у детей, у которых речь развилась позднее норы, а так же у детей с тугоухость [1–3]. Важно уметь отличать их от тех детей, у которых нарушается звукопроизношение вследствие болезни горла или сильного испуга, но такие случаи в практике встречаются достаточно редко.
Озвончение глухих согласных звуков [П], [Ф], [К], [Т], [Ш], [С] связано с произношением этих звуков с участием голосовых связок и звучат как звуки [Б], [В], [Г], [Д], [Ж], [З]. Такие дефекты встречаются реже, чем оглушение согласных звуков.
Анализ литературы показывает, что дефект озвончения чаще встречается среди смычных (взрывных), чем среди щелевых, т.к. при произношении щелевых звуков вибрация голосовых связок более длительная и ощутимая, чем при произношении взрывных.
Выделяют три вида нарушения озвончения:
а) полное отсутствие звонких согласных звуков в речи, т. е. постоянная их замена парными глухими (Папушка пошла ф паню – Бабушка пошла в баню);
б) недостаточное озвончение (У мена заполела колова и корло – У меня заболела голова и горло; Колупи залетели на твор – Голуби залетели на двор; детушка – дедушка и т. п.);
в) недостаточное оглушение (В волосах савязана бандом ленда-В волосах завязана бантом лента).
Все три случая относятся к паралалиям и, как правило, отражаются на письме. Стоить отметить, что оглушение звонких согласных наблюдается чаще, чем озвончение глухих.
Представляется возможным сделать следующие выводы, что одним из часто встречающихся нарушений звукопроизношения является дефект озвончения. Озвончение глухих согласных звуков связано с произношением глухих звуков с участием голосовых связок. Дефекту озвончения в большинстве случаев подвергаются смычные (взрывные) звуки [б], [п], [д], [т], [г], [к] и их мягкие пары соответственно. Так же озвончаться могут щелевые фрикативные звуки [з], [с], [в], [ф] и их мягкие пары.
Самым важным при исправлении дефектов озвончения оказывается дифференциация парных звонких и глухих звуков, но ни в одном из этих случаев не стоит забывать о проверки достаточной автоматизации смешиваемых звуков.
При исправлении дефектов озвончения, первоначально нужно обратить внимание на последовательность коррекционной работы.
На первом этапе исправления звукопроизношения согласных лучше начинать с щелевых звуков, а именно с наиболее простого по артикуляции звука [в]. На следующем этапа следует перейти к более сложным – звукам [з] и [ж]. В последнюю очередь занимаются устранением дефекта при произнесении звуков [б], [д], [г], в соответствии с данной последовательностью.
Перед началом коррекционной работы следует провести ряд подготовительных упражнений, таких как поочередное воспроизведение то беззвучного вдоха и выдоха, то стона на вдохе и на выдохе; сопоставление громкого и шепотного произношения гласных звуков, как отрывистого, так и длительного. Их следует проводить при контроле вибрации гортани.
На основном этапе работы следует использовать общие приёмы для постановки звонких звуков.
При произнесении логопедом звонкого звука, ребенок своей рукой касается гортани произносящего и ощущает дрожание в этой области. Для наиболее лучшего восприятия вибраций голосовых складок лучше приложить к гортани тыльную сторону кисти. Затем ребенок сам произносит звук, но одну свою руку он прижимает к своей гортани, а другую – к гортани логопеда, если вибрация голосовых связок слабая, то можно легкими движениями пальцев потряхивать гортань.
Для постановки согласных звуков вначале произносятся протяжно гласные звуки, затем – громко. После этого можно перейти к такому же произнесению нужного согласного.
Нужно обратить внимание, что артикуляции гласных и согласных должны быть идентичны: [и] – [с], [о] – [ш], [у] – [в], [а] – [к].
Для озвончения взрывных согласных звуки необходимо на одном выдохе произносят отрывисто: шепотом – а – а – а – а. громко – а – а – а – а.
Для более легкого озвончения щелевых звуков можно произносить согласный сначала шепотом, а после, не прерывая, подать голос.
Еще один из приемов озвончения звуков представлен тем, что к звуку можно переходить от сонорных [м], [н], [л], [р]. Звучит это примерно так [мммба], [нннба]. Так же озвончение возможно при сочетании звонкого звука, который необходимо вызвать перед сонаром, между гласными. Например, [адма], [адна] и т.д.
Если с помощью данных приемов положительного результата не оказалось, то для постановки каждого звука необходимо использовать специфический прием.
В качестве исходного звука для постановки щелевых [з] и [ж] можно использовать звук [в]. В произнесении этого звука проблем нет, он произносится правильно и звонко.
Но бывают случаи, когда звук [в] все-таки отсутствует, то тогда его можно попробовать поставить от звука [ф] включением голоса (ф —» в). Если и этот прием результатов не дал, то ребенку можно предложить держать губы не полностью сомкнутыми на озвученном выдохе так, чтобы образовался гудящий звук. При выполнении такого упражнения периодически нужно широко открывать рот, в результате чего должны получаться звуки [ва-ва-ва]. После такого приема артикуляцию звука [в] необходимо уточнить перед зеркалом.
Возможна механическая помощь: логопед пальцем на выдохе приближает нижнюю губу ребенка к верхним резцам. Получается длительное губно-зубное [в]. Работа над звуком обязательно подкрепляется контролем над вибрацией гортани.
Звук [с] при включении голоса преобразуется в звонкий [з]. Если этот прием не дает результатов, то стоит попробовать ставить звук [з] от опорного щелевого [в] с механической помощью. Чтобы такого достичь, необходимо при длительном произношении [в] пальцем прижимают нижнюю губу к основанию нижних резцов. Получаются звуки [вззззз]. В скором времени звук [в] должен получаться без механических вмешательств.
При непрерывном звучании гласных звуков [э] ([ы]) и органах речи в артикуляционном укладе для звука [с] на длительном выдохе многократно выдвинув кончик языка вперед, краями немного касаясь верхних и нижних резцов, так чтобы воздух проходил через межзубное пространство, можно получить отчетливый звук [з].
Звук [ж] можно получить при длительном произнесении звука [ш] и включении голосовых связок. Возможен вариант постановки звука [ж] от звонкого [з]. Для того, чтобы приблизить артикуляционный уклад звука [з] к звуку [ж] необходимо при произнесении звука [з], медленно, не теряя дрожания, поднять язык вверх. Для поднятия языка можно использовать механическую помощь. Артикуляционный уклад звука будет близок к звуку [ж] и в этом положении следует закрепляется его в последующих упражнениях.
Таким образом, прежде чем приступать к исправлению дефектов озвончения, необходимо научить ребенка дифференцировать звонкие и глухие звуки. Начинать исправление звукопроизношения стоит с щелевых звуков, затем звуки [з] и [ж]. Всех труднее коррекции поддаются звуки [б], [д], [г], и к их исправлению стоит приступать в последнюю очередь. Коррекция производится на основе ранее поставленных звуков.
Главная цель коррекционной работы при озвончении – формирование умений и навыков правильного воспроизведения звуков речи.
Данная проблема актуальна для детей дошкольного возраста, в связи с тем, что ребенок в этом возрасте начинает усваивать правильные артикуляционные уклады звуков речи, воспринимать их на слух и пытается воспроизвести самостоятельно. Поэтому, необходимо следить за речью окружающих, а так же за речью самого ребенка.
Работа по преодолению данных дефектов строилась с учетом структуры речевого дефекта, произносительных возможностей ребенка, а именно с учетом правильного произнесения звуков в разных языковых структурах – в слогах, словах и предложениях. Целью работы было составить комплекс коррекционных мероприятий по исправлению дефектов озвончения у детей дошкольного возраста. Апробация данного комплекса проводилась в трех направлениях [4–6]. Рассмотрим каждое из них.
Первое направление – развитие артикуляционной моторики: выполнение статических и динамических упражнений на разные мышцы артикуляционного аппарата; длительное выполнение упражнений.
В процессе работы по этому направлению следует начинать со статических упражнений, с постепенным увеличением количества повторений, а затем добавление динамических упражнений и также увеличения количества повторений.
На данном этапе можно использовать следующие упражнения: «Улыбка», «Заборчик», «Трубочка», «Бублик», «Лопатка», «Чашечка», «Часики», «Качели», «Вкусное варенье», «Иголочка», «Горка», «Маляр», «Грибок», «Гармошка», «Почистим зубки», «Лошадка», «Барабанщик» [5, 6].
Следующее направление работы – развитие фонематического восприятия. На этом этапе работы необходимо научиться: слышать отдельные звуки в цепочке; слышать слоги с конкретными звуками; слышать слова с нужным звуком; повторять заданные цепочки из отдельных звуков, слогов и слов.
В рамках данного направления, можно использовать следующие игры и упражнения: «Поймай нужный звук хлопком», «Определить место звука в слове», «Четвертый лишний», повторение цепочек звуков, слогов и слов, отхлопывание количества звуков в словах.
Следующим этапом коррекционной работы было развитие правильного звукопроизношения. Дефекту озвончения в большинстве случаев подвергаются смычные (взрывные) звуки [б], [п], [д], [т], [г], [к] и их мягкие пары соответственно. Так же озвончаться могут щелевые фрикативные звуки [з], [с], [в], [ф] и их мягкие пары. На данном этапе необходимо автоматизировать звук: изолированно; в слогах; в словах и словосочетаниях; в скороговорках; в стихах и рассказах; в разговорной речи.
С учетом указанных задач, были использованы следующие упражнения и игры: «Звуковая дорожка», «Рыбалов», «Спаси звук», «Договаривание по картинкам», повтор чистоговорок и скороговорок.
Таким образом, составленный комплекс коррекционных мероприятий по исправлению дефектов озвончения у детей дошкольного возраста достаточно эффективен. Данный комплекс способствует устранению нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста с дислалией, и его можно использовать в дальнейшей работе.
Шум в ушах ( Тиннитус )
Шум в ушах (тиннитус) — это симптом, при котором человек слышит посторонние звуки (треск, звон, гул) при отсутствии их явного источника. Выделяют несколько этиологических факторов такого состояния: воздействие громких звуков, заболевания и опухоли органа слуха, гипертоническая болезнь и другие сосудистые нарушения. Для определения причины тиннитуса проводят аудиометрию с камертональными пробами, рентгенологическое исследование черепа, ангиографию, отоскопию, лабораторные анализы. Для купирования симптома применяют методы психотерапии, седативные фитопрепараты.
Общая характеристика
Пациенты по-разному описывают свои субъективные звуковые ощущения: как постоянный монотонный шум, низкий гул, схожий с работой двигателя. Часто больные говорят, что слышат в ушах звон либо писк. Некоторые люди сравнивают слуховые ощущения с грохотом или треском. Шум возникает внезапно, при этом не всегда удается проследить связь между его появлением и воздействием внешних факторов. Он продолжается от нескольких минут до нескольких дней и даже недель, что значительно снижает работоспособность и вызывает отрицательные эмоции вплоть до развития депрессии.
Тиннитус бывает как односторонним, так и двухсторонним. Иногда симптом сопровождается сильными болями в области уха и висков, снижением слуха, головокружениями и нарушениями равновесия. У некоторых людей шум настолько сильный, что полностью заглушает звуки окружающего мира. Поскольку субъективно неприятные звуковые ощущения могут быть вызваны серьезными неврологическими или сосудистыми расстройствами, необходимо срочно посетить специалиста для выяснения причины появления симптома и подбора адекватной схемы лечения.
Классификация
По звуковым характеристикам шум в ушах подразделяют на тональный — непрерывные звуки одной частоты (звон, свист, низкочастотный гул) и нетональный — периодические неприятные слуховые ощущения в виде щелчков, треска, грохота. По длительности симптом делится на острый (до 3 месяцев), подострый (от 3 до 12 месяцев) и хронический (продолжительностью более 1 года). В клинической практике тиннитус классифицируют в зависимости от причины возникновения:
Для оценки дискомфортных ощущений пользуются классификацией Солдатова, которая подразделяет ушной шум по степени тяжести. При 1 степени работоспособность сохранена, человек адаптирован к посторонним звукам. Появление интенсивного шума в ночной период свидетельствует о переходе во 2 стадию. Постоянный сильный гул, который мешает выполнять привычные обязанности, беспокоит на 3 стадии, при полной утрате работоспособности диагностируется 4 степень заболевания.
Причины шума в ушах
Акустическая травма
При хроническом воздействии звуковых раздражителей симптомы нарастают постепенно. Сначала появляются жалобы на кратковременный шум (в течение 1-2 часов), который начинается после пребывания в помещении с громкими звуками, использования наушников. По мере прогрессирования состояния гул в ушах становится постоянным и сопровождается ухудшением слуха. Частое возникновение шума, который нарушает работоспособность, сочетается с головными болями и тугоухостью, служит показанием для обращения за медицинской помощью.
Возрастные изменения
Среди людей 55-65 лет каждый пятый периодически отмечает появление посторонних звуков, после 65 лет число страдающих от гула и звона в ушах увеличивается до 40%. Характерны жалобы на двусторонний шум, который сначала ощущается как очень тихий и практически не мешает заниматься повседневными делами. Затем звуки кажутся более интенсивными. Из-за усиления симптома в ночное время пациенты, как правило, страдают от бессонницы. Тиннитус у пожилых обусловлен дегенеративными изменениями внутреннего уха и сочетается с падением слуха, что требует консультации врача.
Гипертоническая болезнь
Появление шума в ушах характерно для больных, страдающих повышенным давлением, причем интенсивность слуховых ощущений зависит от показателей АД. Посторонние звуки обусловлены турбулентным движением крови по суженным сосудам с утолщенной стенкой. Гипертоники периодически слышат несильный гул, который обычно возникает на фоне головной боли и ухудшения общего состояния. Усиление шума, сопровождаемое мучительной тошнотой, мельканием «мушек» перед глазами, является симптомом начинающегося гипертонического криза.
Патологические процессы в ухе
Ушной шум может свидетельствовать о повреждениях слухового анализатора, что обусловлено нарушениями восприятия и анализа звуков, дискоординацией работы разных отделов органа слуха. Эти причины чаще вызывают временные ощущения гула или звона, которые перестают беспокоить после купирования основной патологии. При некоторых поражениях внутреннего уха, тяжело поддающихся лечению, шум становится постоянным. Тиннитус вызывают:
Сосудистые расстройства
Чаще всего симптом возникает при атеросклерозе: отложение липидных бляшек на стенках сосудов внутреннего уха нарушает нормальное движение крови, что ощущается как умеренно интенсивный «пульсирующий» шум. У большинства пациентов гул более выражен с одной стороны, что связано со степенью повреждения сосудистой стенки. Односторонний громкий ушной шум наблюдается у больных, страдающих аневризмой височной артерии. В этом случае дискомфортные слуховые ощущения сочетаются с периодическими головными болями, головокружением.
Опухолевые причины
Шум в ушах наиболее характерен для доброкачественного образования — невриномы слухового нерва. При этой неоплазии односторонний тиннитус становится первым симптомом. Человек отмечает появление слабого постоянного гула в одном ухе, который не исчезает даже ночью. По мере развития болезни происходит постепенное ухудшение слуха на стороне поражения, звуковые ощущения становятся более интенсивными. Пульсирующий односторонний шум в сочетании с нарушениями глотания, асимметрией глазной щели встречается при гломусной опухоли уха.
Шейный остеохондроз
При проблемах с позвоночником возникновение звона либо гула в ушах связано с резкими поворотами или наклонами головы, длительным пребыванием в неудобной позе. Причины шума — передавливание отдельных сосудов, которые идут от шеи к уху и головному мозгу. Симптом наблюдается периодически, интенсивность звуков невысокая, поэтому работоспособность у большинства больных не страдает. При тяжелой деформации шейных позвонков возможен монотонный сильный ушной шум, сочетающийся с головокружениями, обмороками, резкими болями в шее.
Черепно-мозговые травмы
Легкие ушибы головы могут сопровождаться кратковременным шумом или звоном в ушах, который не доставляет сильного дискомфорта. При более значительных повреждениях необычные слуховые ощущения выявляются на фоне сильной тошноты и рвоты, интенсивных головных болей. Иногда симптом проявляется не сразу после травмы, а через несколько дней. Шум, возникший после удара головой, является основанием для срочного визита к врачу, поскольку при черепно-мозговой травме есть риск разрушения костных структур, внутричерепных кровоизлияний.
Осложнения фармакотерапии
Звон в ушах чаще развивается спустя 1-2 недели после начала этиотропного лечения тяжелых бактериальных инфекций, что обусловлено сильным ототоксическим действием лекарственных препаратов. Симптом также встречается у больных гипертонией, которые вынуждены ежедневно принимать лекарства из нескольких групп. Побочные эффекты со стороны слухового анализатора провоцируют такие группы медикаментов, как:
Редкие причины
Диагностика
При появлении шума в ушах пациент направляется на обследование к отоларингологу, который выявляет отогенные причины симптома. Диагностический поиск направлен на детальное исследование функциональных возможностей слухового анализатора и структуры всех отделов уха. Комплексное обследование предполагает проведение инструментальных и лабораторных методов, наиболее информативными из которых являются:
Лабораторные методы используются в качестве вспомогательных, в план обследования включают общий и биохимический анализы крови, при возможной инфекционной причине расстройства — серологические реакции (ИФА, РИФ, ПЦР). При воспалительных процессах, сопровождающихся отделяемым из уха, выполняют бактериологический посев. В сложных диагностических случаях для установления причины ушного шума требуются консультации других специалистов (невролога, онколога), некоторым пациентам показано психиатрическое освидетельствование.
Лечение
Помощь до постановки диагноза
Полностью избавиться от шума в ушах можно только после терапии основного заболевания, вызвавшего неприятные ощущения. Поэтому при беспричинном появлении посторонних звуков нельзя откладывать визит к врачу. Чтобы уменьшить дискомфорт до выявления причины расстройства, рекомендованы легкие растительные седативные препараты, успокаивающие травяные чаи. В ряде случаев помогает самомассаж ушных раковин: растирающие движения, надавливание ладонями на уши.
Консервативная терапия
Поскольку тиннитус вызывают различные причины, схемы лечения подбираются строго индивидуально с учетом основного заболевания и сопутствующей патологии. Обязательное условие эффективности терапии — устранение провоцирующих факторов (отказ от громкой музыки в наушниках, смена места работы, избегание шумных вечеринок и посещения ночных клубов). Этиотропная терапия включает антибиотики, противовоспалительные и антигистаминные средства, ангиопротекторы, другие группы лекарств, их комбинации. Для симптоматического лечения шума в ушах используют:
Экспериментальное лечение
Tinnitus retraining therapy (TRT) — инновационное направление, представляющее собой разновидность когнитивно-поведенческой терапии. Программа предполагает индивидуальные занятия с применением психотерапевтических методов, во время которых человека обучают способам расслабления, приемам переключения внимания. Составляющая лечения — индивидуально подобранная звуковая терапия. Больному предлагают слушать приятный шум (плеск волн, шелест листьев, звук дождя). Со временем мозг учится блокировать эти звуки, одновременно снижается восприятие патологического шума.
Хирургическое лечение
Если гул, звон, шум в ушах связаны с гнойными воспалительными заболеваниями, необходимо вскрытие и дренирование барабанной полости, значительно ускоряющее процесс выздоровления. При обнаружении опухолей слухового анализатора как основной причины расстройства проводится их удаление с обязательным цитоморфологическим исследованием. Лечение злокачественных новообразований предполагает комбинацию оперативного вмешательства с химиотерапией и лучевой терапией. При аневризмах пораженный сосуд клипируется.