Что такое огонек в лагере
Огоньки в лагере
Методика проведения «огоньков». Данная методика была взята из «Орленка».
Виды лагерных огоньков
Содержание
Методика огонька знакомства
Виды огоньков знакомств
Специфика огонька знакомства.
Заранее мальчишки вместе с вожатым готовит костровую поляну. Огонек знакомства планируют и проводят сами вожатые.
Сложности, с которыми вожатый может столкнуться во время проведения огонька:
Форму проведения вожатые выбирают сами.
Методика построения огонька знакомства.
Задача вожатых днем заинтересовать (пустить интригу в отряде). Вечером привести на отрядное место или костровую поляну и посадить отряд в круг. Спеть песню. Начинают разговоры вожатые. В конце разговора нужно сказать о том, что вожатые ждут от лагеря, отряда.
Не должно быть – обезличивание, подмены содержания песнями и стихами. Не практиковать чай, конфеты, танцы. С первого дня очень важно не задерживаться по времени.
Таким образом, в течение огонька представляются четыре традиции:
Ребята возвращаются к корпусам, крепко взявшись за руки цепочкой, первый идет в полшага.
Огонек рабочий в оргпериод
В оргпериод проходят два рабочих огонька.
Время проведения огонька – 40-50 минут, это нужно учитывать при планировании дня.
Примерный план проведения огонька в оргпериод.
(при постановке вопроса внимание концентрируется только на позитивных моментах)
Что должно быть обязательно.
Огонек основного периода
Первая треть основного периода решающая в жизни отряда. Начало работы органов самоуправления. Появление конфликтных ситуаций.
Время проведения 25-30 минут. Предварительно вожатый и дежурный командир определяются с темой и вырабатывают схему анализа.
Темы могут быть: обсуждение дня, обсуждение работы группы, работоспособность отряда, кухня отрядных дел.
Речевка дня: «День отшумел и ночью объятой лагерь идет ко сну. Доброй вам ночи девчата, доброй вам ночи ребята. Доброй вам ночи вожатые наши завтра нам снова в путь. Гоп разбежались».
Схема анализа усложняется постоянно и постепенно.
Время проведения 20-25 минут.
Задача: научить детей системному анализу дела. Научить видеть причину успеха и неудач. Прививать навыки творческого анализа дел, встреч, и т.д.
Огонек анализ дежурства.
Время проведения 25-30 минут.
Проводится в отряде рассвет и на общем сборе дежурных командиров.
Огонек откровенный разговор.
Время проведения 1,5 часа.
На огоньке обсуждается каждый член отряда, как лидер. Дается общая характеристика или высказывается индивидуальное мнение каждого присутствующего. Важно создать атмосферу доброжелательного отношения. Возможно, первоначально может сложиться атмосфера напряжения для этого вожатым рекомендуется использовать приемы снижения эмоционального накала. Хороший эмоциональный тон задаст легенда, выдержка из книги, костер, свеча. Мнения о каждом из членов отряда высказывается по принципу «свободного микрофона».
Соблюдается принцип добровольности.
Основным элементом разговора должен быть поиск причин напряжения в отряде. Важно суметь увидеть хорошее в каждом. Приветствуется откровенность и честность.
3.5. Огоньки второго и третьего периода смены
В этот период проходят больше тематические огоньки. Огоньки анализа в новом качестве.
Огонек проводится без анализа в группах, сразу в отряде. (Принцип свободного микрофона).
Функции ведущего передаются дежкому или творческой группе готовящий сегодняшний огонек.
Цели и задачи остаются теме же.
Огоньки заключительного периода
Темы: «Как мы встретимся», «Какими мы будем», «Что получили мы от смены, проведенной в лагере», «Что вы будете делать в школе по приезду домой».
Тема: «Что я сделаю по приезду домой».
Характерные особенности проведения.
Тему выбирает и готовит инициативная группа самостоятельно.
Огонек «Расскажи мне обо мне».
Что такое «огонек»
Каждый «огонек» призван решать собственные цели и задачи, но можно (и необходимо!) выделить те, которые решает любой «огонек», независимо от сущности и предмета разговора на нем:
Хочется также особо выделить, что существуют правила и традиции «огонька», условия, которых обычно придерживаются:
На сегодняшний день в лагере существуют следующие виды «огоньков»: знакомства, аналитический, конфликтный, тематический, прощания. Следуя логике развития смены, мы можем выстроить в системе данные виды «огоньков» и тогда получим следующую классификацию:
Рассмотрим более подробно основные виды «огоньков» и выделим их характерные особенности.
Содержание
«ОГОНЕК» ЗНАКОМСТВА
«Это первый «огонек» в отряде. Он определяет эмоциональный настрой и содержание взаимоотношений в первые дни существования отряда».
Первый «огонек» принято называть «огоньком» знакомства. Но это «знакомство» особое, оно не ограничивается сведениями об именах, увлечениях, месте жительств и т.п.
Именно на первом «огоньке» вожатый пытается обратить внимание ребят друг на друга, снять конфликт адаптации, мотивировать подростков на дальнейшее знакомство друг с другом, сплотить отряд, познакомить с лагерем и подумать об активном участии в смене.
«Формирование положительного эмоционального восприятия» окружающей среды и людей – «вот цель «огонька» знакомства».
Вожатому необходимо учитывать ряд условий:
Методика построения «огонька» знакомства может быть, например, такой.
Итак, что в «огоньке» знакомства должно быть обязательно и чего не должно быть:
а) выступление-представление каждого ребенка, но, если ребенок отказывается говорить, не заставляйте его делать это; б) рассказ вожатого о традициях лагеря; в) особый доброжелательный эмоциональный настрой. а) нельзя обезличивать «огонек», превращать его в знакомство делегаций или групп; б) нельзя подменять «огонек» пением песен или чтением стихов (всё должно быть строго дозировано); в) не нужно практиковать чаепития и угощения, это снижает особый эмоциональный настрой.
Заметим, что отдельные вожатые, используя «огоньки» как особую систему в отрядной программе, проводят не один, а два «огонька» знакомства. И тогда на первом «огоньке» ребята узнают о традициях и правилах собственно «огонька», знакомятся друг с другом, говорят о перспективах. А вот на втором «огоньке» вожатый определенным способом знакомит своих детей с другими традициями лагеря, стремясь таким образом мотивировать детей на активное участие в программе смены, на определение собственной жизненной позиции, стремление улучшить себя и прочее.
АНАЛИТИЧЕСКИЙ «ОГОНЕК»
«Огоньки» такого рода различаются по предмету разговора – на них обсуждают прожитый день, проведенное дело, события организационного периода или всей смены, но их объединяет то, что все они являются аналитическими.
Педагогические задачи таких «огоньков»:
По существу, на этих «огоньках» продолжается знакомство ребят друг с другом и самим собой, поскольку, участвуя в такой (возможно, новой для себя) совместной деятельности, как обсуждение-анализ, каждый узнает себя с необычной стороны.
Приучать подростков к анализу дел, дней, происходящих событий необходимо с самого начала смены. И пусть первые обсуждения продемонстрируют вожатому полное неумение ребят анализировать и говорить, главное в этих «огоньках» – систематичность.
Строить обсуждение можно по схеме: «Что было хорошо?», «Что плохо?», «Что надо сделать?». А можно говорить о значении для отряда в целом и каждого в отдельности прошедшего периода времени, проведенных дел; о том, что каждый сделал для своего отряда, для своей группы, для себя. В чем причины успеха, неудачи? Что можно исправить? Что можно посоветовать тем, кто будет организовывать следующее дело, день, работу группы и прочее. Где и как можно применить полученные знания и опыт?
Ведущими аналитических «огоньков» могут быть не только педагоги, но и сами ребята. В этом случае вожатому необходимо подготовить ведущих, проконсультировать их по всем вопросам и быть им помощником во время «огонька».
На аналитическом «огоньке» вожатый выражает свое мнение через слова и высказывания ребят. Он соглашается с тем, что говорили одни, не соглашается с тем, что говорили другие, поддерживает третьих и т.д. Вожатый цитирует слова детей, ссылается на их мнение, приводит их оценки. В этом случае в подростке крепнет уверенность в том, что его услышали, его суждения значимы, к его мнению прислушиваются; усиливается желание все чаще и чаще анализировать происходящее вместе со всеми.
Итак, что в аналитическом «огоньке» должно быть обязательно и чего не должно быть:
а) выступление, по возможности, каждого члена отряда; б) предложена схема анализа; в) особая форма анализа или особый способ работы (когда нет повторов, детям намного интересней); г) обсуждение и оценка работы командира отряда, или органов самоуправления, или творческой группы и т.д.; д) слова вожатого, обобщающие мысли детей. а) выступлений лишь отдельных ребят; б) обсуждения чисто эмоционального восприятия происходящего; в) обидной критики; г) длинной речи вожатого; д) нерешенных вопросов и проблем по окончании «огонька» (по крайней мере, должен быть намечен некий план действий).
В чем причины успеха? Попробую проанализировать.
1 фактор — умение аналитически мыслить, сопоставлять факты и делать правильные выводы. 2 фактор — умение видеть хорошее в любой мелочи, в любом действии. 3 фактор — та команда, которая меня окружает. И, как я думаю, это самый главный фактор. Только с хорошей командой можно делать интересную работу. 4 фактор — желание учиться, узнавать что-то новое, не останавливаться на достигнутом. 5 фактор — любить жизнь во всем ее многообразии, со всеми «+» и «-».
Вместе со всеми этими факторами и приходит УДАЧА!
ТЕМАТИЧЕСКИЙ «ОГОНЕК»
Данный вид «огонька» представляет собой «разговор на определенную тему и характеризуется некоторой отвлеченностью, философским или публицистическим содержанием».
Основу тематического «огонька» составляют технологии диспута, беседы, дискуссии или дискурсии (т.е. обмена мнениями, коллективного размышления на тему, обсуждения какого-либо вопроса, проблемы с целью поиска оптимального решения, включающие или не включающие в себя элементы спора).
Для тематического «огонька» выбирается серьезная, объемная, общественно значимая, актуальная «тема, от которой (или, наоборот, к которой) вы начнете (проведете) свой разговор».
Вы можете говорить о романтиках, о Человеке с большой буквы, о героях войны и о мире, о добре и зле, о любви и дружбе, подвигах и славе, о молодежи и правах ребенка и т.д. Разумеется, темы «огоньков» этим не исчерпываются, их может быть великое множество.
И, конечно же, необходимо связать обсуждаемую тему с жизнью вашего отряда, вашего детского объединения, с тем, что происходит в жизни детей и подростков в тот или иной момент.
По сути, педагог может продумать и провести целую серию тематических «огоньков» для ребят своего отряда. Или организовать как тематические все «огоньки», включая «огонек» знакомства и «огонек» прощания. Нужно только подобрать актуальную тему для разговора, соответствующую, например, игровому сюжету программы отрядной деятельности.
Образовательный потенциал тематического «огонька» огромен, поскольку подобный «огонек» способствует:
Для того чтобы «огонек» получился, педагогу (или другим ведущим тематического «огонька», ведь ими могут стать сами ребята) необходимо учесть ряд условий:
а) при выборе темы, отборе содержания и приемов ведения разговора нужно учитывать возрастные особенности, потребности подростков; б) участники (как дети, так и сам вожатый непосредственно) должны обладать достаточной базой знаний, жизненного опыта для выдвижения идей, суждений и их обоснования; в) на «огоньке» надо создать благоприятный микроклимат, обстановку, располагающую к свободному выражению мыслей; г) педагог (ведущий) должен владеть технологиями дискуссии или дискурсии; д) подростки должны быть заинтересованы в обсуждении той или иной темы, проблемы.
Итак, что в тематическом «огоньке» должно быть обязательно:
а) разностороннее обсуждение темы, проблемы; б) создание условий для активного высказывания идей, суждений; в) соблюдение всеми участниками корректности ведения разговора.
КОНФЛИКТНЫЙ «ОГОНЕК»
Конфликтный «огонек», или «огонек»-откровенный разговор, – это особый вид «огонька», который проводится не более 1-2 раз в смену.
Подобный «огонек» труден как для детей, так и для вожатого. Детям нелегко преодолеть барьер психологического комплекса «ложного товарищества».
Для вожатого нелегко создать такой настрой, чтобы «огонек» не превратился в разбор персональных дел, не стал местом сведения счетов и взаимных обвинений.
В принципе данный «огонек» схож с «откровенным разговором», поскольку и здесь идет обсуждение ситуации, дается оценка поступка. Но только не каждому члену отряда, а непосредственно проблеме, разногласию, ситуации, причинам возникновения и возможным последствиям.
Конечно, так или иначе, на «огоньке» будет идти обсуждение ребят, причастных к возникновению конфликта. Здесь также возможно прикосновение к чрезвычайно сложной и ранимой области индивидуального самосознания ребенка – его самооценке. Потому подобный «огонек» готовится с особой тщательностью.
«Опыт показывает, что наиболее продуктивен и содержателен будет «огонек», когда у отряда есть «эталон» для сравнения, для обсуждения.
Возможно, так и родился «этический рассказ» (или «легенда», как мы говорим в обиходе)».
Очень важна тональность разговора. Всегда следует напоминать, что обсуждают не человека, а его поступок, подчеркивая тем самым, что самого человека не приравнивают к поступку, что важны те мотивы, из-за которых поступок был совершен.
Вожатому (а этот «огонек» ведет только он!) необходимо чутко ловить каждое слово и при необходимости повернуть разговор в нужное русло, не допуская обидной критики, взаимных оскорблений, выяснения отношений. Подобный «огонек» всегда должен заканчиваться на оптимистичной ноте, конструктивно. А это значит, что по выявлении всех причин возникновения конфликта должны быть продуманы пути их устранения, пути разрешения проблемы. Участники должны прийти к общему мнению, как поступить в дальнейшем, что делать всем и каждому. Каждый должен осознать степень личной ответственности за возможные последствия.
Итак, что должно быть обязательно и чего не должно быть в конфликтном «огоньке»:
а) особая тональность разговора; б) «легенда», пример или обозначение примерных путей выхода из сложившейся ситуации; в) обсуждение по принципу «свободного микрофона»; г) естественность в организации и проведении (ни в коем случае подобный «огонек» не должен быть просто надуман вожатым). а) разбора «персональных» дел; б) сведения счетов, взаимных оскорблений, необузданной критики.*
«ОГОНЕК» ПРОЩАНИЯ
Это последний «огонек» в вашем отряде. К нему мысленно готовятся и ребята, и вожатые за несколько дней до окончания смены. Особому эмоциональному состоянию способствует атмосфера предстоящей разлуки. Все чаще звучат слова: последний, заключительный, прощальный.
Прощальный «огонек» имеет свою специфику, отличающую его от всех других «огоньков», свои особенности:
Но как простроить такой «огонек», какие методы, приемы использовать, в каком плане, в каком эмоциональном «ключе» повести разговор?
Итак, что должно быть обязательно и чего не должно быть в прощальном «огоньке»:
а) настрой оптимизма; б) атмосфера сдержанной грусти (иногда на прощальных «огоньках» дети тихо плачут, но вожатый не должен допускать громких рыданий и истерик); в) ритуал вручения орлятских значков (после обсуждения каждого ребенка); г) размышления над дальнейшей перспективой (договоренность о встрече, переписке, пожелания). а) поспешного разговора; б) беспринципной раздачи значков и формального обсуждения (пусть лучше вовсе не будет обсуждения, и каждый подросток сам решит – достоин он звания «орленка» или нет, почему, что можно сделать, как можно помочь и т.д.); в) нескончаемого потока слез.
Итак, мы рассмотрели основные виды «огоньков», которые являются традиционными для вожатых в настоящее время. Конечно, невозможно описать все то, что необходимо продумать педагогу, прежде чем вести своих детей на «огонек». Невозможно описать все способы и методы, с помощью которых ведется тонкая нить разговора. У каждого вожатого в арсенале есть свои находки, мысли, приемы.
Остановимся на том, что должен сделать педагог при подготовке к «огонькам», что необходимо продумать, приготовить, о чем позаботиться.
Кроме того, для успешного проведения «огонька» вожатому необходимо:
При построении разговора можно придерживаться следующей схемы:
Улучшается самочувствие каждого в коллективе. Формируется оптимальная самооценка, оценка человеком своих сил и возможностей, способностей и дарований, определенная жизненная позиция.
Но из всего сказанного можно сделать вывод, что воспитательная возможность «огонька», этой подлинно педагогической находки, может превратиться в действительность лишь при условии системности его использования и соблюдения основных его правил и традиций.
Пример системы «огоньков»
Проведение «огонька», конечно же, зависит от настроя отряда, времени, которое дети провели в лагере, той или иной тематики дня. Первый «огонек» – это первый шаг жизни отряда, он ближе знакомит детей с вожатых друг с другом. На этом огоньке каждый делится друг с другом своими увлечениями, интересами. Это хорошая возможность показать себя в разговоре.
В начале сезона на «огоньках» все загадывают желания на смену. Чтобы сделать этот момент еще интересней, можно провести вечерний «огонек» в виде ритуала. Например, детям говорится о том, что когда падают звезды, можно загадывать желание, и многие люди, увидев падающую звезду, загадывают свое самое заветное желание, и оно обязательно сбывается. Ребята пишут каждый на своей звезде (вырезанной из разноцветного картона), чего они ждут от этой смены. Вожатый собирает все звезды и вешает их на стену. В конце смены их снимают, читают пожелания, и все вместе обсуждают, что сбылось, а что нет. Этот «огонек» называется «С неба звездочка упала». Интересное оформление, использование моментов, когда ребенок должен сделать что-то сам, дисциплинируют и настраивают на рабочий творческий лад. Эквивалентом «огонька» – ритуала может служить «огонек» «Загони джина в бутылку». Принцип почти тот же, только используются другие средства.
Вечерний «огонек» «Букет цветов» поможет уже не только детям открыто сказать о своих симпатиях, но и вожатому узнать об общении в коллективе. Сначала нужно настроить детей на определенный эмоциональный лад, например, рассказав легенду, что помогает развиваться образному мышлению у детей. Перед детьми поляна цветов, на которых написаны либо пожелания на день, либо ситуации, из которых нужно выйти. После высказывания ребенок отдает этот цветок тому, кто ему нравится в отряде. Таким образом, это обеспечивает теплую атмосферу. Обязательно нужно следить, чтобы у каждого ребенка в конце огонька остался цветочек на память, как часть отряда и общей дружбы.
Также на втором этапе важно использовать тематические огоньки:
В заключительный период смены «огоньки» играют важную роль. Цель вожатого, чтобы у каждого ребенка остались в памяти хорошие воспоминания, новые друзья и их частичка. На «огоньке» можно предложить отряду построить свой дом, в котором они жили всю смену. Предоставляются подручные материалы: картон, бумага, краски, кисти, клей, скотч и т.д. Главное, чтобы в «постройке» дома принял участие каждый ребенок в отряде. Прощальные огоньки должный быть символичными и яркими, нужно подчеркнуть и закрепить то, что отряд стал одной семьей, что все мы связаны большой дружбой и общими делами.
Нужно не забыть о первых «огоньках», где дети загадывали желания на смену, и сделать анализ. Все дети хотят увезти из лагеря что-либо на память, в этом им поможет «огонек» «Сундучок пожеланий». Каждому ребенку и вожатым раздаются листы бумаги, из которых вырезается сундучок, каждый может на свой вкус украсить его и обязательно подписать, после чего все сундучки передаются по кругу и каждый пишет свои пожелания и «закрывает их в сундучке» на память.
И в конце подробнее о некоторых вариантах. Итак..
Заканчивается «огонек» рассказом вожатых. Завершается «огонек» легендой об орлятском круге. Поется вечерняя песня и произносится речевка.
«Огонек» организационного периода. «Пакет откровений».
Предполагается разговор о прожитых днях. Ребята должны будут рассказать о своем настроении, новых впечатлениях и дальнейших перспективах. Начинается «огонек» песней.
Заканчивается «огонек» легендой об орлятском круге.
Тематический «огонек» «Каждый выбирает по себе».
В начале звучит песня.
Завершается «огонек» песней.
Тематический «огонек» «Если друг оказался вдруг».
«Огонек» начинается с песни.
В конце разговора проводится игра «Тайный друг». Заканчивается «огонек» песней «Ты да я, да мы с тобой».
Тематический «огонек» «Прошло ли время романтиков?»
Продолжается работа по формированию образа ребенка как нравственного идеала через образы романтических героев – галантных кавалеров, милых барышень.
По окончании «огонька» детям предлагается провести день вежливости.
В шляпу складываете записки, на которых каждый написал по одному слову, которое кажется очень важным в данный момент. По кругу пускаете шляпу. Каждый достаёт записку и выдаёт историю на вытащенное слово. Можно ставить условие: случай из жизни, страшная история, грустная история и т.д. Если понравилась, все шуршат ладонями))) Можно подать это как ответ Вселенной на волнующий вопрос. С этой игрой можно любую атмосферу создать.
«Огонек» «Разговор с попутчиком».
Предполагается, что это предпоследний «огонек». Ребята инсценируют встречу со случайными попутчиком. Завязывается разговор, и каждый из них рассказывает своему попутчику о путешествии в детский лагерь. По удачному стечению обстоятельств попутчиком оказался ученый, который недавно придумал машину времени. Он предлагает ребятам вернуться в какой-нибудь из прожитых в детском лагере дней и исправить ошибки, которые они, возможно, совершили.
Огоньки в лагере. Сценарии огонька в лагере
Мероприятия в детском лагере
«Огонек» — одна из самых известных и немаловажных традиций лагерей. Можно условно поделить «огоньки» на два типа: ежедневный «огонек»-анализ дня, который проводится в течение 30-40 минут, и тематический «огонек», который проводится 2-4 раза за смену и по сути представляет собой одну из форм внутриотрядного мероприятия.
Традиционная форма «огонька» заключается в том, что весь отряд собирается вечером вокруг костра или свечи, ведущий выбирает талисман и передает его по кругу. Тот, у кого в данный момент находится талисман, говорит о прошедшем дне или на заданную тему. В конце «огонька» проводится ритуал и все вместе задувают свечку. «Огонек» — это тесный круг друзей. Каждый может сесть, где ему нравится, с кем ему хочется. В круге каждый видит глаза и лица своих товарищей. У круга нет начала и нет конца — одна непрерывная цепь, по которой проходят токи духовного напряжения, общей мысли, чувства, тепла.
1. «ОГОНЕК» — АНАЛИЗ ДНЯ
Основные цели ежедневного вечернего «огонька» — это не только анализ прошедшего дня, но и коррекция взаимоотношений в отряде, регулирование эмоционального настроя участников.
Для вечернего «огонька» существуют правила:
1. Отряд должен быть заранее настроен и готов к «огоньку».
2. Все: и дети, и вожатые — располагаются на одном уровне вокруг огня, который находится в центре.
3. Дети и вожатые должны выполнять законы:
• Когда говорит один — все молчат.
• Никого не осуждаем. Нет плохих людей, есть плохие поступки.
• Закон свободного микрофона.
• Все сказанное при свече не должно «выноситься» за его пределы.
• Свеча — это не встреча в кафе, здесь не едят и не танцуют.
• Через центр круга переходить нельзя.
Очень важно, чтобы вожатый не занимал в разговоре активную позицию, а был его равноправным участником. Тем не менее он опосредованно управляет разговором через вопросы для анализа.
Вопросы необходимо задавать такие, чтобы можно было проанализировать состояние отряда на текущий день и понять, как его скорректировать.
Вот примерные вопросы:
• Как ты оцениваешь каждое проведенное сегодня дело?
• Что сегодня в нашем отряде было хорошо?
• Что было не очень хорошо и даже плохо?
• Что нужно сделать, чтобы стало еще лучше?
Не нужно никого торопить, останавливать. Дети делятся на «разговорившихся» и «неразговорившихся». Вторые начинают исчезать примерно со второго «огонька», и к концу смены их, как правило, не бывает.
Последним говорит вожатый. Он оценивает работу и поведение отряда в течение дня. Завершается вечерний «огонек» ритуалом.
Чтобы анализ прожитых дней не был однообразным, можно применять различные варианты его проведения:
Пять пальцев
Описание: Каждому ребенку предлагается посмотреть на свою ладонь и подумать, глядя на нее:
1. Мизинец (М) — «мысль», какие знания и опыт я сегодня приобрел.
2. Безымянный (Б) — «близка ли цель»: что сегодня я сделал для достижения своей цели.
3. Средний (С) — «состояние духа»: каким было мое настроение и от чего оно зависело.
4. Указательный (У) — «услуга»: чем я мог помочь другим людям, чем порадовал их?
5. Большой (Б) — «бодрость тела»: как я физически чувствовал себя, что я сделал для своего здоровья?
Нить рассказа
Инвентарь: Моток ниток.
Описание: Берете обыкновенный моток ниток и, держа его конец, высказываете свое мнение; затем передаете нить кому-то другому (лучше тому, кто не сидит рядом с вами), и так до тех пор, пока каждый не вплетется в паутину. И помните: если хоть одна нить теряется, то порвется вся паутина. Объясните ребятам, что они и есть те ниточки, из которых составляется целый узор.
Шляпа
Инвентарь: Вопросы на бумажках, шляпа.
Описание: Написать вопросы, которые накопились за несколько дней. Они могут касаться как хороших дел, так и не совсем хороших (о каше, уборке, удачах, проступках и т.п.). Человек вытаскивает вопрос и говорит о своем отношении к этому.
Ниточки
Инвентарь: Разноцветные нитки.
Описание: Перед началом «огонька» детям предлагают взять ниточку. Кусочки разноцветных ниточек могут быть разной длины — 10-30 см. Во время обсуждения каждый ребенок наматывает ее на палец, высказывая свое мнение. Выбрав нить той или иной длины, ребенок заявляет о своем желании выступить и настраивается на развернутую оценку дня или короткую реплику.
Дерево
Возможен вариант, что дети сами крепят листья на дерево, выбирая какой-либо из нескольких цветов, которые символизируют или настроение ребенка, или его оценку дня.
Если времени не хватает, можно ограничиться словом вожатого. Это хороший способ похвалить отличившихся, представить события дня в нужном свете, успокоить, вдохновить.