Что такое охотничье хозяйство
ОХОТНИЧЬЕ ХОЗЯЙСТВО
Смотреть что такое «ОХОТНИЧЬЕ ХОЗЯЙСТВО» в других словарях:
Охотничье хозяйство — по законодательству РФ отрасль национальной экономики, основная задача которой состоит в обеспечении потребностей государства в пушнине и другой продукции охоты. См. также: Охотничье хозяйство Отрасли экономики Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь
ОХОТНИЧЬЕ ХОЗЯЙСТВО — отрасль природопользования, связанная с рациональным использованием (эксплуатацией и охраной) охотничьих ресурсов. Различают охотничье хозяйство промысловое и спортивное (любительское). Конечная цель совершенствования охотничьего хозяйства… … Экологический словарь
ОХОТНИЧЬЕ ХОЗЯЙСТВО — 1) отрасль народного хозяйства; обеспечивает получение охотничьей продукции (пушнины, мяса и т. д.) при поддержании численности диких животных на оптимальном уровне.2) Основная производственно территориальная единица одноименной отрасли… … Большой Энциклопедический словарь
Охотничье хозяйство — организационно хозяйственная система рационального природопользования (См. Природопользование), обеспечивающая добывание диких зверей и птиц с целью получения максимального количества охотничьей продукции (см. Охота) при поддержании на… … Большая советская энциклопедия
ОХОТНИЧЬЕ ХОЗЯЙСТВО — 1) отрасль нар. х ва СССР, обеспечивающая получение охотничьей продукции (пушнины, мяса и др.) при поддержании численности популяций диких ж ных на оптим. уровне. 2) Осн. производственно терр. единица одноим. отрасли; х во, за к рым закреплены… … Сельско-хозяйственный энциклопедический словарь
охотничье хозяйство — охотничье хозяйство, 1) отрасль народного хозяйства СССР, обеспечивающая получение охотничьей продукции (пушнины, мяса и др.) при поддержании численности популяций диких животных на оптимальном уровне. 2) Основная производственно территориальная… … Сельское хозяйство. Большой энциклопедический словарь
Охотничье хозяйство — 2) охотничье хозяйство сфера деятельности по сохранению и использованию охотничьих ресурсов и среды их обитания, по созданию охотничьей инфраструктуры, оказанию услуг в данной сфере, а также по закупке, производству и продаже продукции охоты;. … … Официальная терминология
охотничье хозяйство — 1) комплексное использование и воспроизводство охотничьих ресурсов страны. Порядок пользования угодьями для нужд охотничьего хозяйства в Российской Федерации регулируется охотничьим законодательством. 2) Охотничье хозяйственное предприятие,… … Энциклопедический словарь
ОХОТНИЧЬЕ ХОЗЯЙСТВО — в соответствии с законодательством РФ отрасль хозяйства, основной задачей которой является обеспечение потребностей государства в пушнине и другой продукции охоты. В этих целях осуществляются устройство охотничьих угодий, охрана, воспроизводство… … Энциклопедический словарь экономики и права
охотничье хозяйство — по законодательству РФ отрасль народного хозяйства, основной задачей которой является обеспечение потребностей государства в пушнине и другой продукции охоты. В этих целях осуществляется устройство охотничьих угодий, охрана, воспроизводство и… … Большой юридический словарь
Охотничье хозяйство
Полезное
Смотреть что такое «Охотничье хозяйство» в других словарях:
Охотничье хозяйство — по законодательству РФ отрасль национальной экономики, основная задача которой состоит в обеспечении потребностей государства в пушнине и другой продукции охоты. См. также: Охотничье хозяйство Отрасли экономики Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь
ОХОТНИЧЬЕ ХОЗЯЙСТВО — отрасль природопользования, связанная с рациональным использованием (эксплуатацией и охраной) охотничьих ресурсов. Различают охотничье хозяйство промысловое и спортивное (любительское). Конечная цель совершенствования охотничьего хозяйства… … Экологический словарь
ОХОТНИЧЬЕ ХОЗЯЙСТВО — по законодательству РФ отрасль народного хозяйства, основной задачей которой является обеспечение потребностей государства в пушнине и другой продукции охоты. В этих целях осуществляется устройство охотничьих угодий, охрана, воспроизводство и… … Юридический словарь
ОХОТНИЧЬЕ ХОЗЯЙСТВО — 1) отрасль народного хозяйства; обеспечивает получение охотничьей продукции (пушнины, мяса и т. д.) при поддержании численности диких животных на оптимальном уровне.2) Основная производственно территориальная единица одноименной отрасли… … Большой Энциклопедический словарь
ОХОТНИЧЬЕ ХОЗЯЙСТВО — 1) отрасль нар. х ва СССР, обеспечивающая получение охотничьей продукции (пушнины, мяса и др.) при поддержании численности популяций диких ж ных на оптим. уровне. 2) Осн. производственно терр. единица одноим. отрасли; х во, за к рым закреплены… … Сельско-хозяйственный энциклопедический словарь
охотничье хозяйство — охотничье хозяйство, 1) отрасль народного хозяйства СССР, обеспечивающая получение охотничьей продукции (пушнины, мяса и др.) при поддержании численности популяций диких животных на оптимальном уровне. 2) Основная производственно территориальная… … Сельское хозяйство. Большой энциклопедический словарь
Охотничье хозяйство — 2) охотничье хозяйство сфера деятельности по сохранению и использованию охотничьих ресурсов и среды их обитания, по созданию охотничьей инфраструктуры, оказанию услуг в данной сфере, а также по закупке, производству и продаже продукции охоты;. … … Официальная терминология
охотничье хозяйство — 1) комплексное использование и воспроизводство охотничьих ресурсов страны. Порядок пользования угодьями для нужд охотничьего хозяйства в Российской Федерации регулируется охотничьим законодательством. 2) Охотничье хозяйственное предприятие,… … Энциклопедический словарь
ОХОТНИЧЬЕ ХОЗЯЙСТВО — в соответствии с законодательством РФ отрасль хозяйства, основной задачей которой является обеспечение потребностей государства в пушнине и другой продукции охоты. В этих целях осуществляются устройство охотничьих угодий, охрана, воспроизводство… … Энциклопедический словарь экономики и права
охотничье хозяйство — по законодательству РФ отрасль народного хозяйства, основной задачей которой является обеспечение потребностей государства в пушнине и другой продукции охоты. В этих целях осуществляется устройство охотничьих угодий, охрана, воспроизводство и… … Большой юридический словарь
Охотничье хозяйство
Федеральный закон от 24.07.2009 N 209-ФЗ (ред. от 06.12.2011) «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
«Положение об охоте и охотничьем хозяйстве РСФСР» (утв. Постановлением Совмина РСФСР от 10.10.1960 N 1548) (ред. от 03.05.1994, с изм. от 19.12.1994)
Смотреть что такое «Охотничье хозяйство» в других словарях:
Охотничье хозяйство — по законодательству РФ отрасль национальной экономики, основная задача которой состоит в обеспечении потребностей государства в пушнине и другой продукции охоты. См. также: Охотничье хозяйство Отрасли экономики Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь
ОХОТНИЧЬЕ ХОЗЯЙСТВО — отрасль природопользования, связанная с рациональным использованием (эксплуатацией и охраной) охотничьих ресурсов. Различают охотничье хозяйство промысловое и спортивное (любительское). Конечная цель совершенствования охотничьего хозяйства… … Экологический словарь
ОХОТНИЧЬЕ ХОЗЯЙСТВО — по законодательству РФ отрасль народного хозяйства, основной задачей которой является обеспечение потребностей государства в пушнине и другой продукции охоты. В этих целях осуществляется устройство охотничьих угодий, охрана, воспроизводство и… … Юридический словарь
ОХОТНИЧЬЕ ХОЗЯЙСТВО — 1) отрасль народного хозяйства; обеспечивает получение охотничьей продукции (пушнины, мяса и т. д.) при поддержании численности диких животных на оптимальном уровне.2) Основная производственно территориальная единица одноименной отрасли… … Большой Энциклопедический словарь
Охотничье хозяйство — организационно хозяйственная система рационального природопользования (См. Природопользование), обеспечивающая добывание диких зверей и птиц с целью получения максимального количества охотничьей продукции (см. Охота) при поддержании на… … Большая советская энциклопедия
ОХОТНИЧЬЕ ХОЗЯЙСТВО — 1) отрасль нар. х ва СССР, обеспечивающая получение охотничьей продукции (пушнины, мяса и др.) при поддержании численности популяций диких ж ных на оптим. уровне. 2) Осн. производственно терр. единица одноим. отрасли; х во, за к рым закреплены… … Сельско-хозяйственный энциклопедический словарь
охотничье хозяйство — охотничье хозяйство, 1) отрасль народного хозяйства СССР, обеспечивающая получение охотничьей продукции (пушнины, мяса и др.) при поддержании численности популяций диких животных на оптимальном уровне. 2) Основная производственно территориальная… … Сельское хозяйство. Большой энциклопедический словарь
охотничье хозяйство — 1) комплексное использование и воспроизводство охотничьих ресурсов страны. Порядок пользования угодьями для нужд охотничьего хозяйства в Российской Федерации регулируется охотничьим законодательством. 2) Охотничье хозяйственное предприятие,… … Энциклопедический словарь
ОХОТНИЧЬЕ ХОЗЯЙСТВО — в соответствии с законодательством РФ отрасль хозяйства, основной задачей которой является обеспечение потребностей государства в пушнине и другой продукции охоты. В этих целях осуществляются устройство охотничьих угодий, охрана, воспроизводство… … Энциклопедический словарь экономики и права
охотничье хозяйство — по законодательству РФ отрасль народного хозяйства, основной задачей которой является обеспечение потребностей государства в пушнине и другой продукции охоты. В этих целях осуществляется устройство охотничьих угодий, охрана, воспроизводство и… … Большой юридический словарь
охотничье хозяйство
Смотреть что такое «охотничье хозяйство» в других словарях:
Охотничье хозяйство — по законодательству РФ отрасль национальной экономики, основная задача которой состоит в обеспечении потребностей государства в пушнине и другой продукции охоты. См. также: Охотничье хозяйство Отрасли экономики Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь
ОХОТНИЧЬЕ ХОЗЯЙСТВО — отрасль природопользования, связанная с рациональным использованием (эксплуатацией и охраной) охотничьих ресурсов. Различают охотничье хозяйство промысловое и спортивное (любительское). Конечная цель совершенствования охотничьего хозяйства… … Экологический словарь
ОХОТНИЧЬЕ ХОЗЯЙСТВО — по законодательству РФ отрасль народного хозяйства, основной задачей которой является обеспечение потребностей государства в пушнине и другой продукции охоты. В этих целях осуществляется устройство охотничьих угодий, охрана, воспроизводство и… … Юридический словарь
ОХОТНИЧЬЕ ХОЗЯЙСТВО — 1) отрасль народного хозяйства; обеспечивает получение охотничьей продукции (пушнины, мяса и т. д.) при поддержании численности диких животных на оптимальном уровне.2) Основная производственно территориальная единица одноименной отрасли… … Большой Энциклопедический словарь
Охотничье хозяйство — организационно хозяйственная система рационального природопользования (См. Природопользование), обеспечивающая добывание диких зверей и птиц с целью получения максимального количества охотничьей продукции (см. Охота) при поддержании на… … Большая советская энциклопедия
ОХОТНИЧЬЕ ХОЗЯЙСТВО — 1) отрасль нар. х ва СССР, обеспечивающая получение охотничьей продукции (пушнины, мяса и др.) при поддержании численности популяций диких ж ных на оптим. уровне. 2) Осн. производственно терр. единица одноим. отрасли; х во, за к рым закреплены… … Сельско-хозяйственный энциклопедический словарь
охотничье хозяйство — охотничье хозяйство, 1) отрасль народного хозяйства СССР, обеспечивающая получение охотничьей продукции (пушнины, мяса и др.) при поддержании численности популяций диких животных на оптимальном уровне. 2) Основная производственно территориальная… … Сельское хозяйство. Большой энциклопедический словарь
Охотничье хозяйство — 2) охотничье хозяйство сфера деятельности по сохранению и использованию охотничьих ресурсов и среды их обитания, по созданию охотничьей инфраструктуры, оказанию услуг в данной сфере, а также по закупке, производству и продаже продукции охоты;. … … Официальная терминология
ОХОТНИЧЬЕ ХОЗЯЙСТВО — в соответствии с законодательством РФ отрасль хозяйства, основной задачей которой является обеспечение потребностей государства в пушнине и другой продукции охоты. В этих целях осуществляются устройство охотничьих угодий, охрана, воспроизводство… … Энциклопедический словарь экономики и права
охотничье хозяйство — по законодательству РФ отрасль народного хозяйства, основной задачей которой является обеспечение потребностей государства в пушнине и другой продукции охоты. В этих целях осуществляется устройство охотничьих угодий, охрана, воспроизводство и… … Большой юридический словарь
Что такое охотничье хозяйство
Охотничье хозяйство. Правовые основы организации и ведения охотничьего хозяйства
Охотничье хозяйство является важной отраслью народного хозяйства, поставляющей продукцию охоты и призванная сохранять и рационально использовать охотничьи ресурсы. Для большинства регионов России оно является неотъемлемой частью комплексного природопользования территории.
Использование охотничьих ресурсов на протяжении всей истории государства являлось составной частью его существования, взаимоотношений с природой, национальной культуры. С незапамятных времен историческая литература, народные легенды, мифы и сказания хранят примеры и факты бережливого, уважительного и гармоничного отношения народа к лесным зверям и птицам, употребления уважительных и ласкательных имен, придание отдельным охотничьим видам божественного статуса.
Современное управление и ведение охотничьего хозяйства основывается на Стратегии развития охотничьего хозяйства в РФ до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ.
Основными принципами стратегии являются:
Реализация этих принципов стратегии призвана обеспечить решение главной цели — обеспечение устойчивого развития отрасли охотничьего хозяйства и доступности охоты для граждан посредством увеличения численности охотничьих животных при сохранении устойчивости экологических систем.
Для этого решаются следующие задачи:
Стратегия устанавливает целевые показатели развития охотничьего хозяйства в РФ, среди которых — увеличение численности важнейших видов охотничьих животных до уровня, соответствующего экологической емкости среды их обитания, увеличение торгового оборота в сфере охотничьего хозяйства, снижение уровня незаконной добычи охотничьих животных не менее чем в 2,5 раза, максимальное освоение установленных лимитов добычи охотничьих животных и другие.
Основные направления государственной политики в сфере охотничьего хозяйства в Российской Федерации предусматривают: обеспечение сохранности естественных экологических систем и природных комплексов, а также охраны и расширенного воспроизводства охотничьих животных ; развитие малого и среднего предпринимательства в сфере охотничьего хозяйства; совершенствование нормативно-правового регулирования в области охраны и использования животного мира и среды его обитания; развитие информатизации в сфере охотничьего хозяйства; осуществление научных исследований в сфере сохранения, расширенного воспроизводства и устойчивого использования охотничьих животных, а также совершенствование системы профильного образования и научных разработок; внедрение интенсивных форм ведения охотничьего хозяйства, в том числе разведение охотничьих животных (копытных животных, водоплавающей и иной дичи) с целью восстановления их численности; развитие международного сотрудничества в сфере охотничьего хозяйства.
Реализация указанных направлений государственной политики в сфере охотничьего хозяйства осуществляется в рамках специально разработанных и научно обоснованных мероприятий и программ в среднесрочной и долгосрочной перспективе [21].
Охота является одним из важных инструментов регуляции экосистем (экологический аспект) и частью национальной культуры многих народов. Как вид пользования биологическими ресурсами она служит источником духовных ценностей человека, укрепляет его здоровье и совершенствует физическую закалку, воспитывает бережное отношение к природе и её богатствам.
Охота и охотничье хозяйство продолжают оставаться существенным источником удовлетворения материальных, духовных, эстетических культурных потребностей более чем 2,7 млн охотников России, в том числе примерно 2,2 млн охотников — любителей.
Охотничьи угодья предоставлены в пользование 4450 юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность в 6050 охотничьих угодьях, на территории которых сосредоточено 91% кабанов, 75% лосей и 61% косуль от общей численности учтенных охотничьих животных указанных видов.
Общедоступные охотничьи угодья составляют почти половину (46 %) охотничьих угодий в Российской Федерации и являются государственным резервным фондом охотничьих угодий [21].
Отраслевая специфика охотничьего хозяйства исключает или ограничивает концентрацию средств производства, требует экологической ориентации в управлении ресурсным потенциалом, приоритетности естественных компенсационных механизмов (процессов самовозобновления ресурсов) ради устойчивого, сбалансированного развития.
Охотничье хозяйство является вторичным пользователем угодий, осуществляющим свою хозяйственную деятельность на площадях основных земле-, лесо- и водопользователей. Качественное состояние мест обитания охотничьих видов (их бонитет) определяется не только природными условиями региона, но и технологическими процессами основных природопользователей, влияющими на формирование среды обитания охотничьих видов. Отсюда вытекает необходимость интегрального подхода смежных отраслей хозяйствования (например, лесного и охотничьего хозяйств), поиска и применения взаимоприемлемых технологий, согласованных действий, правового и экономического стимулирования комплексного хозяйствования.
Согласно статье 25 Лесного кодекса РФ [4] одним из видов использования лесных участков является осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства. Это обусловлено большим разнообразием охотничьих ресурсов в лесных биогеоценозах ввиду их высоких кормовых и защитных свойств.
Законодательно определено, что охотничьи угодья — территории, в границах которых допускается осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства [8].
На территории России площадь охотничьих угодий составляет около 1,5 млрд га, из которых лесные угодья составляют 42,5%, сельскохозяйственные — 27,2%, болота — 5,1%, водоемы — 4,1%, земли прочих категорий (каменистые россыпи, пески, тундры и т.д.) — 21%. Охотничьи угодья Российской Федерации значительно превосходят по площади охотничьи угодья других стран мира.
Под охотничьими ресурсами понимаются объекты животного мира, которые в соответствии с Федеральным законом № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [8] и (или) законами субъектов Российской Федерации используются или могут быть использованы в целях охоты.
В настоящее время на территории Российской Федерации обитают 228 видов охотничьих животных. Являясь важной частью природного капитала Российской Федерации, охотничьи ресурсы обеспечивают формирование экосистемных услуг потребительского и средообразующего характера.
Стоимостная оценка охотничьих животных, обитающих на территории РФ, превышает 87 млрд рублей. Суммарный годовой оборот в сфере охотничьего хозяйства Российской Федерации оценивается в 80-100 млрд рублей, из которых 16 млрд рублей приходится на продукцию охоты и услуги в этой сфере [21].
Охотничье хозяйство как отрасль материального производства дает диетическое высококалорийное мясо диких животных, шкуры (шкурки), сырьё для фармацевтической и парфюмерной промышленности и др.
Ведение охотничьего хозяйства подразумевает сферу деятельности по сохранению и использованию охотничьих ресурсов и среды их обитания, созданию охотничьей инфраструктуры, оказанию услуг в данной сфере, а также по закупке, производству и продаже продукции охоты. Существующий в стране и за рубежом опыт ведения лесного хозяйства свидетельствует о том, что охотпользование (охотничья рекреация) способно при определенных обстоятельствах приносить этой отрасли доход, иногда сопоставимый с доходом от заготовки древесины, древесных сырьевых ресурсов.
Наиболее эффективным средством увеличения охотничьих ресурсов являются мероприятия по улучшению качества среды обитания охотничьих зверей и птиц. В лесных охотничьих угодьях качество местообитаний животных и поддержание на этой основе их численности на эксплуатационном уровне достигается комплексом лесохозяйственных, биотехнических и воспроизводственных мероприятий.
Охота, осуществляемая юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в целях заготовки, производства и продажи продукции охоты, называется промысловой охотой.
Любительская и спортивная охота осуществляется физическими лицами в целях личного потребления продукции охоты и в рекреационных целях [8, 25].
Лесные животные являются неотъемлемой частью лесного биогеоценоза.
Под лесным биогеоценозом понимается «всякий участок леса, однородный на известном протяжении по составу, структуре и свойствам его компонентов и по взаимоотношениям между ними, т.е. однородный по растительному покрову, по населяющим его животному миру и миру микроорганизмов, по поверхностной горной породе и по гидрологическим, микроклиматическим (атмосферным) и почвенным условиям и по взаимодействиям между ними, по типу обмена веществом и энергией между его компонентами и другими явлениями природы» [65]. В процессе длительной эволюции животные как компоненты лесного биогеоценоза находят в нем защиту, удовлетворяют свои кормовые потребности, участвуют в фитоценотических связях с другими компонентами леса.
Проблемными вопросами в сфере управления охотничьим хозяйством пока остаются: отсутствие единой системы государственного управления ресурсами животного мира и средой его обитания на федеральном и региональном уровнях; управление мигрирующими видами охотничьих животных; организация должного международного сотрудничества, особенно в вопросах международного квотирования, что ведет к истощительному и неэффективному использованию охотничьих ресурсов.
Низкий уровень охотничьей культуры и этики является одной из основных проблем нарушения правил охоты.
Дефицит квалифицированных кадров в сфере охотничьего хозяйства, имеющих профильное образование, и научных разработок является одним из основных факторов сдерживания экономического роста отрасли.
Охотничье хозяйство в Российской Федерации характеризуется высокой степенью экстенсивности, инерционностью развития, консерватизмом используемых методов работы и неравномерностью использования охотничьих животных, особенно на территории Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации [21].
1. Правовые основы оргапизации и ведения охотничьего хозяйства
Основными правоустанавливающими документами, регулирующими отношения в сфере использования, охраны и воспроизводства охотничьих ресурсов, являются Федеральный закон от 24 апреля 1995 года № 52-ФЗ «О животном мире» [25], Федеральный закон от 24 июля 2009 года №209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [8], Правила охоты, утвержденные приказом Минприроды России от 16 ноября 2010 Г. № 512 [14].
1.1. Правовые основы пользования животным миром
Животный мир, согласно Федеральному закону от 24 апреля 1995 года № 52-ФЗ «О животном мире», является достоянием народов Российской Федерации, неотъемлемым элементом природной среды и биологического разнообразия Земли. Это возобновляющийся природный ресурс, важный регулирующий и стабилизирующий компонент биосферы, всемерно охраняемый и рационально используемый для удовлетворения духовных и материальных потребностей граждан Российской Федерации.
Пользование животным миром предусматривает юридически обусловленную деятельность граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц по изучению, добыче объектов животного мира или получению иными способами пользы от указанных объектов для удовлетворения материальных или духовных потребностей человека с изъятием их из среды обитания или без такового.
Пользователи животным миром обязаны ежегодно проводить учет используемых ими объектов животного мира и объемов их изъятия и представлять полученные данные в соответствующий специально уполномоченный государственный орган по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания.
Хозяйственная деятельность, связанная с использованием объектов животного мира, должна осуществляться таким образом, чтобы разрешенные к использованию объекты животного мира не ухудшали собственную среду обитания и не причиняли вреда сельскому, водному и лесному хозяйствам.
В целях охраны мест обитания редких, находящихся под угрозой исчезновения и ценных в хозяйственном и научном отношении объектов животного мира выделяются защитные участки территорий и акваторий (имеющие местное значение), необходимые для осуществления их жизненных циклов (размножения, выращивания молодняка, нагула, отдыха, миграции и других). На таких участках запрещаются отдельные виды хозяйственной деятельности или регламентируются сроки и технологии их проведения, если они нарушают жизненные циклы объектов животного мира. Специально уполномоченные государственные органы вправе вносить предложения об организации видовых заказников на указанных защитных участках территорий и акваторий.
В соответствии со статьей 33 Федерального закона «О животном мире» объекты животного мира предоставляются в пользование физическим и юридическим лицам по основаниям, установленным федеральными законами «О животном мире» и «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Отношения по владению, пользованию и распоряжению объектами животного мира, не урегулированные настоящим Федеральным законом [25], регулируются гражданским законодательством.
Правоотношения индивидуальных предпринимателей по пользованию охотничьими угодьями регулируются Гражданским кодексом РФ (пункт 3 статья 23). В соответствии с данным документом к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила настоящего Кодекса, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения. Другими словами, на индивидуальных предпринимателей, занимающихся добычей продукции животного мира, в полной мере распространяются положения приведенной выше нормы Гражданского кодекса РФ.
На территории Российской Федерации предусмотрены следующие основные виды пользования животным миром:
Законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут быть предусмотрены и другие виды пользования животным миром. Пользование животным миром осуществляется посредством изъятия объектов животного мира из среды их обитания либо без такового.
Пользователи животным миром имеют право:
Пользователиживотным миром обязаны:
Животный мир в пределах территории Российской Федерации является государственной собственностью.
Вопросы владения, пользования, распоряжения животным миром как одним из видов природопользования на территории Российской Федерации относятся к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (ст. 72 Конституции РФ).
Законодательно определены объекты животного мира, отнесенные к федеральной собственности, в том числе редкие и находящиеся под угрозой исчезновения, а также занесенные в Красную книгу Российской Федерации; обитающие на особо охраняемых природных территориях федерального значения, естественно мигрирующие по территориям двух и более субъектов Российской Федерации.
От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы государственной власти в рамках их компетен ции, установленной актами, определяющими статус этих органов [25].
1.2. Правовые основы ведения охотничьего хозяйства
Согласно статье 3 Федерального закона № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» правовое регулирование в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов основывается на следующих принципах:
Субъектами отношений в области использования и охраны охотничьих ресурсов являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, физические и юридические лица.
Проведение мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания и создание охотничьей инфраструктуры возложено на органы государственной власти в пределах их полномочий, определенных статьями 32-34 [8], в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [26] и в предусмотренных Федеральным законом [8] случаях юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.
Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие,) заключать соглашения или осуществлять согласованные действия в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе путем создания более выгодных условий деятельности одним физическим или юридическим лицам по сравнению с другими физическими или юридическими лицами.
До принятия Федерального закона от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в действующие законодательные акты РФ» [8] Федеральный закон «О животном мире» предусматривал осуществление пользования животным миром юридическими лицами на основании долгосрочной лицензии, выдаваемой по условиям конкурса органами исполнительной власти субъекта РФ, в течение срока, указанного в документе по соглашению сторон и зависящего от вида пользования в границах определенной территории и акватории [25]. Передача в пользование территорий, акваторий, необходимых для осуществления пользования животным миром в соответствии с гражданским, земельным, водным и лесным законодательствами, производилась постановлением органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Федеральным законом от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации>> данный порядок изменен и заключается в следующем.
В соответствии с законом охотничьи угодья подразделяются в целях использования юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями на закрепленные охотничьи угодья и для использования физическими лицами, имеющими право пребывать на них в целях охоты, на общедоступные охотничьи угодья. Причем площадь общедоступных охотничьих угодий должна составлять не менее 20 % от общей площади охотничьих угодий субъекта Российской Федерации.
Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства земельные участки и лесные участки из земель, находящихся в государственной собственности, предоставляются в аренду в целях размещения объектов охотничьей инфраструктуры и (или) в целях, не связанных с их размещением, в соответствии с охотничьим, земельным и лесным законодательством по результатам аукционов на право заключения охотхозяйственных соглашений.
Законодательно установленное правомочие арендатора — это пользователь, имеющий право на добычу охотничьих ресурсов в установленные сроки охоты и в соответствии с установленными нормами, а не собственник территории.
На земельных участках, которые расположены в границах охотничьих угодий и не предоставлены в аренду юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, заключившим охотхозяйственные соглашения, охота осуществляется в соответствии с охотхозяйственными соглашениями.
Охотхозяйственные соглашения заключаются юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями — победителями аукционов с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации на срок от двадцати до сорока девяти лет (прил. 1). По существу, охотхозяйственные соглашения заменили долгосрочные лицензии на право пользования объектами животного мира, отнесенными к охотничьим видам.
Субъектами охотхозяйственного соглашения с одной стороны выступают юридическое лицо или индивидуальный предприниматель и с другой стороны — орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
По охотхозяйственному соглашению одна сторона обязуется обеспечить проведение мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания и создание охотничьей инфраструктуры, а другая сторона обязуется предоставить в аренду на срок, равный сроку действия охотхозяйственного соглашения, земельные и лесные участки и право на добычу охотничьих ресурсов в границах охотничьих угодий.
Право заключения охотхозяйственного соглашения приобретает победитель аукциона или иное лицо (в случаях, когда победитель аукциона уклонился от заключения охотхозяйственного соглашения или аукцион признан не состоявшимся по причине участия в нем менее чем двух участников).
Содержание охотхозяйственного соглашения определено правовыми нормами [8] и включает в себя:
Охотхозяйственное соглашение прекращается по истечении срока его действия или по соглашению сторон этого соглашения, или на основании решения суда. Примерная форма охотхозяйственного соглашения утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Лесной кодекс РФ относит осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства к виду использования лесов, предусматривающему получение юридическими лицами и гражданами лесных участков в аренду через аукцион. Использование лесов для этих целей на лесных участках осуществляется на основании охотхозяйственных соглашений и договоров аренды.
В общедоступных охотничьих угодьях граждане используют лесные участки без их предоставления в соответствии со статьей 11 Лесного кодекса РФ [4].
Правила использования лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства устанавливаются законом субъекта РФ.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 6 апреля 1999 г. № 382 охотничье хозяйство включено в перечень сезонных отраслей и видов деятельности, для которых установлены отсрочки или рассрочки по уплате налога.
Охотпользователи — юридические лица, а также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (далее — индивидуальные предприниматели), заключившие охотхозяйственные соглашения с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в обязательном порядке предоставляют в территориальные органы Росстата по месту нахождения закрепленных охотничьих угодий отчет «Сведения об охоте и охотничьем хозяйстве» (форма федерального статистического наблюдения №2-ТП (охота) ежегодно в срок 21 марта после отчетного периода.
Статистическая информация содержит пять разделов, учитывающих основные показатели деятельности охотпользователей, такие как площадь закрепленного охотничьего угодья, численность работников, затраты на ведение охотничьего хозяйства, внутрихозяйственное охотустройство, создание охотничьей инфраструктуры, биотехнические мероприятия и т.д.
Охотпользователи, заключившие охотхозяйственные соглашения в разных субъектах Российской Федерации, предоставляют отчет по форме № 2-ТП (охота) в соответствующие территориальные органы Росстата отдельно по каждой территории.
В случае наличия у охотпользователя нескольких охотхозяйственных соглашений в границах одного субъекта Российской Федерации в территориальный орган Росстата предоставляются первичные статистические данные суммарно по всем закрепленным угодьям.
Охотпользователи — юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие долгосрочную лицензию на пользование охотничьими животными, срок действия которой не окончился, не заключавшие охотхозяйственные соглашения в отношении охотничьих угодий, указанных в договорах о предоставлении в пользование территорий или акваторий, также предоставляют первичные статистические данные по форме № 2-ТП (охота) в установленном выше порядке.
Юридические лица, их обособленные подразделения и индивидуальные предприниматели, не являющиеся охотпользователями, но выполняющие работы или оказывающие услуги в сфере охотничьего хозяйства, отчет по указанной форме не предоставляют.
Руководитель юридического лица назначает должностных лиц, уполномоченных предоставлять статистическую информацию от имени юридического лица.
Право на добычу охотничьих ресурсов физическими и юридическими лицами осуществляется в охотничьих угодьях на основании разрешения и возникает с момента его выдачи. Прекращение такого права предусмотрено по основаниям и в порядке, определенными федеральными законами «О животном мире» и «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов… ».
Физические и юридические лица, обладающие правом на добычу охотничьих ресурсов, приобретают право собственности на продукцию охоты в соответствии с гражданским законодательством [2, ст. 209].
Правоприменительная практика передачи лесных участков в аренду для ведения охотничьего хозяйства и охоты показывает наличие противоречий, пока еще не устраненных законодателями. Как свидетельствуют различные решения судов по спорам о приоритетности прав арендаторов лесных участков, получивших по результатам аукционов право аренды для ведения охотничьего хозяйства и охоты, и охотпользователей, получивших ранее эти охотничьи угодья (лесные участки) в соответствии с Федеральным законом РФ «О животном мире», эта проблема до конца не решена.
Сокращенное изложение правовых норм, устанавливающих правовые основы пользования объектами животного мира и ведения охотничьего хозяйства, является далеко не полным и затрагивает лишь основные положения.
Рассматривая вопросы правового регулирования данной сферы, необходимо заметить, что принятые в последние годы правовые акты в полной мере не решили проблемы рационального ведения охотничьего хозяйства, охраны и воспроизводства объектов животного мира.
Не нашла должного отражения в охотничьем законодательстве целесообразность применения ядохимикатов, которые и сегодня используются в разных целях. Федеральный закон «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов… » устанавливает лишь общую правовую норму, разрешающую регулировать численность охотничьих животных только способами, исключающими нанесение ущерба другим объектам животного мира.
В данном законе не содержатся конкретные правовые нормы, обеспечивающие охрану дичи в период уборки урожая сельскохозяйственных культур, эффективную борьбу с браконьерством, запрет на охоту в национальных парках, изготовление и применение свинцовой дроби, имеющей канцерогенные свойства. Закон не предусматривает деятельность института общественных инспекторов, который мог бы стать важным инструментом практической помощи штатным инспекторам охотнадзора. Это убирает барьеры перед необоснованным изъятием видов охотничьих животных, имеющих экономическое значение в условиях рынка.
К числу запретительных мер, требующих правовых ограничений, можно отнести такие как запрет на добычу животных во время размножения, выращивания потомства, добычу самки с детенышем; животных, находящихся в бедственном или беспомощном состоянии, во время преодоления водных препятствий; запрет на разрушение убежищ, хаток, гнёзд животных, применение во время добычи животных транспорта, запрет на стрельбу по уставшей птице или еще не поднявшейся на крыло птице («хлопунцам») и др. В последнее время увеличивается число противников весенней охоты, требующих ее полного запрета и приводящих убедительные аргументы.
1.3. Управление в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов
С целью организации рационального использования и сохранения охотничьих ресурсов и среды их обитания органами государственной власти на территории субъектов РФ осуществляется мониторинг охотничьих ресурсов и среды их обитания, который является частью государственного мониторинга окружающей среды.
Государственный мониторинг охотничьих ресурсов и среды их обитания представляет собой систему регулярных наблюдений:
Систематизированный свод документированной информации об охотничьих ресурсах, их использовании и сохранении, охотничьих уго дьях, охотниках, юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, осуществляющих виды деятельности в сфере охотничьего хозяйства, содержится в государственном охотхозяйственном реестре.
Федеральным законом «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов… » (статья 37) установлена обязательность содержания в государственном охотхозяйственном реестре следующей документированной информации:
Ведение государственного охотхозяйственного реестра возложено на орган исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющий соответствующие полномочия.
1.4. Контроль и надзор за соблюдением законодательства в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов
Обеспечение соблюдения установленных в соответствии с законодательством требований в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов осуществляют органы государственной власти в пределах их полномочий, определенных федеральными законами «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов… » (статьи 32-34), «О животном мире» и другими федеральными законами.
Решения органов исполнительной власти, осуществляющих государственный охотничий контроль и надзор, являются обязательными для исполнения всеми участниками отношений в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов. Указанные решения могут быть обжалованы в судебном порядке.
Порядок осуществления государственного охотничьего контроля и надзора устанавливается Правительством Российской Федерации.
Инспектор вправе производить по предъявлении удостоверения при наличии достаточных данных о нарушениях требований в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов лицом, находящимся в границах охотничьего угодья, осмотр вещей, находящихся при указанном лице (в том числе орудий охоты, продукции охоты), остановку и осмотр транспортных средств без нарушения целостности и вскрытия осматриваемых вещей, транспортных средств и их частей, использовать при этом средства фото- и видеофиксации с последующим отражением результатов осмотра в акте.
В случае выявления нарушений требований в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, содержащих признаки административного правонарушения или преступления, а также в случае причинения вреда охотничьим ресурсам и среде их обитания юридическими лицами и гражданами при осуществлении ими охоты в границах охотничьего угодья инспектор вправе составлять акты о наличии признаков административного правонарушения или преступления, сообщать о готовящемся или совершенном правонарушении или преступлении в этой сфере в соответствующие органы государственного надзора или органы внутренних дел и направлять в указанные органы необходимые материалы.
Порядок осуществления производственного охотничьего контроля, порядок отстранения производственных охотничьих инспекторов от осуществления производственного охотничьего контроля, порядок проведения проверки знания требований к кандидату в производственные охотничьи инспектора, образцы удостоверения и нагрудного знака производственного охотничьего инспектора и порядок выдачи, замены, сдачи таких удостоверения и нагрудного знака, аннулирования такого удостоверения, форма акта устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти [8].
1.5. Ответственность за нарушение охотничьего законодательства
Лица, виновные в совершении указанных нарушений, могут быть привлечены, в зависимости от характера допущенного нарушения и размера причиненного вреда, к административной, уголовной или иной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации [3, 32].
Незаконная охота предусматривает уголовную ответственность за охоту без надлежащего на то разрешения, в запрещенных местах или в запрещенные сроки, запрещенными орудиями и способами, если эти действия совершены после применения мер административного воздействия за такое же нарушение.
Федеральный закон РФ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов… » (статья 57) приравнивает к охоте нахождение физических лиц в охотничьих угодьях с орудиями охоты и (или) продукцией охоты, собаками охотничьих пород, ловчими птицами и устанавливает за это ответственность.
К охоте в запрещенные сроки отнесена всякая добыча, поиск, преследование охотничьих видов животных во временной период, когда охота на них (любые или отдельные виды) запрещена.
Запрещается также добыча кабанов загоном, нагоном, в том числе с применением собак охотничьих пород в январе-феврале, добыча медведей в возрасте менее одного года, самок с медвежатами текущего года рождения, стрельба дробью или картечью по копытным животным и медведям, применение сетей и других ловчих приспособлений из сетей, применение самострелов,
Правила охоты запрещают весеннюю охоту на вальдшнепа на утренней тяге, в этот период охоту с подхода, за исключением охоты на глухаря на току, на гусей на реках, озерах и водохранилищах, на территории поименованных субъектов РФ, на расстоянии менее 200 метров от уреза воды конкретных водных объектов, в том числе с учетом их весеннего разлива, на пернатую дичь, с собаками охотничьих пород, ловчими птицами (с некоторыми исключениями). Запрещается добыча млекопитающих и птиц, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и (или) в красные книги субъектов Российской Федерации, осуществление любительской и спортивной охоты с собаками охотничьих пород на особо охраняемых природных территориях.
Среди административных правонарушений наиболее распространены нарушения правил охоты. Характер правонарушения и степень его общественной вредности определен законодателем, устанавливающим административную ответственность за его совершение и соответствующую меру взыскания. За одно административное правонарушение может быть наложено основное либо основное и дополнительное взыскание.
Охота на зверей и птиц, добыча которых полностью запрещена, наказывается в уголовном порядке [32].
Незаконная охота с причинением крупного ущерба определяется в каждом конкретном случае на основе денежной оценки уполномоченными органами с учетом количества добытой дичи, вида и её ценности.
Уголовным кодексом Российской Федерации (статья 258) установлена ответственность за незаконную охоту в случаях, если это деяние совершено:
Наказывают за совершенные деяния обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет или без такового и с ограничением свободы на срок до одного года или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет или без такового и с ограничением свободы на срок до одного года или без такового [32].
В случаях, когда то же деяние совершено лицом с использованием своего служебного положения либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, наказывают лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до двух миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
С учетом правоприменительной практики в сфере ответственности за нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 18.10.2012 г. № 21 [29] разъяснена ответственность за использование служебного положения, которое выражается не только в умышленном использовании должностными лицами своих служебных полномочий, но и в оказании влияния, исходя из значимости и авторитета занимаемой ими должности, на других лиц в целях совершения ими незаконных добычи (вылова) водных биологических ресурсов, охоты или рубки лесных насаждений.
При совершении незаконной охоты группой лиц по предварительному сговору [33, ч. 2 ст. 258] исполнителями преступления признаются лица, осуществлявшие поиск, выслеживание, преследование и добычу охотничьих ресурсов, производившие их первичную переработку и (или) транспортировку.
Лица, непосредственно не участвовавшие в незаконной охоте, но содействовавшие совершению этого преступления советами, указаниями, предоставлением орудий охоты, транспортных средств, а также приобретающие, хранящие или сбывающие продукцию незаконной охоты по заранее данному обещанию, привлекаются к уголовной ответственности в качестве пособников (со ссылкой на часть 5 статьи 33 УК РФ) при условии, что им было достоверно известно о незаконности охоты.
Компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, осуществляется правонарушителями добровольно либо по решению суда.
Отсутствие такс и методик исчисления размера вреда окружающей среде не является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований о возмещении вреда, причиненного окружающей среде. В этом случае определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ [29].
Обязанность возмещения ущерба возникает независимо от привлечения к уголовной, административной ответственности, конфискации орудий незаконной добычи или продукции незаконной охоты, так как это не является возмещением вреда. Суммы, вырученные от реализации незаконно добытой продукции охоты, зачету в счет возмещения ущерба не подлежат. При невозможности изъятия добытой продукции охоты (пришла в негодность, спрятана или реализована нарушителем) суд решает вопрос о взыскании с нарушителя (ответчика) ее стоимости, исчисленной по установленным ценам, ставкам платы и т.д.). Основанием для такого требования является статья 1105 ГК РФ[l].
1.6. Борьба с незаконной охотой, формы и методы её организации
Предупреждение и своевременное выявление нарушений и нарушителей Правил охоты и других требований охотничьего законодательства, правильное применение установленных мер административного воздействия, знание уголовного законодательства, иных правовых актов, а таюке умение правильно организовать охрану госохотфонда и борьбу с браконьерством имеют важное значение в деятельности по осуществлению государственного контроля за охраной и использованием охотничьих ресурсов и арендных охотничьих хозяйств.
Самыми распространенными нарушениями Правил охоты являются охота без охотничьего билета (разрешения), в запрещенные сроки, запрещенными способами (в том числе с использованием автомототранспортных средств). Незаконной охотой признается любая охота без разрешения на добычу охотничьих ресурсов.
Основными формами и методами борьбы с браконьерством являются:
В зависимости от региональных условий различают следующие методы и способы борьбы с браконьерством:
Практика организации борьбы с браконьерством показывает, что наиболее эффективным и наименее опасным, обеспечивающим достаточно полное выявление фактов браконьерства, является бригадный метод, при котором создается оперативная группа из-4-6 человек под руководством работника службы госохотнадзора, работника правоохранительных органов с возможным участием рядовых охотников из числа членов общественных организаций охотников, арендаторов охотничьих угодий.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Нормативно-правовые акты
Учебная и учебно-методическая литература