Что такое охранительные тенденции
Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике Александра I в 1815–1825 годах
Урок 6. История России 9 класс ФГОС
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике Александра I в 1815–1825 годах»
Всё чаще появлялись сообщения о тождестве старца и Александра I. Так, например императора узнали казак, служивший в Петербурге, и сибирский священник.
Такие же слухи ходили и о жене Александра I Елизавете Алексеевне, которая пережила мужа на год. Её узнали в затворнице Вере Молчальнице, которая отличалась грамотностью и благородством манер. Ещё перед смертью мужа Елизавета Алексеевна написала: «Пока он здесь останется, и я здесь останусь: а когда он отправится, отправлюсь и я, если это найдут возможным. Я последую за ним, пока буду в состоянии следовать».
В ходе урока вы узнаете о влиянии Отечественной войны 1812 года на российское общество, реформаторском проекте Новосильцева, отказе Александра I от проведения реформ и итогах внутренней политики Александра I.
После победы над Наполеоном вся Россия жила в ожидании перемен. Либеральное дворянство обсуждало возможность введения конституции.
Крестьяне хотели улучшения своего положения.
Население западной части России ожидало послабления национальной политики.
В то же время консервативно настроенные дворяне отнеслись к победе над французами как к свидетельству превосходства российского самодержавия. Они не хотели изменения внутренних порядков, так как это могло привести к хаосу.
Александр I держал разработку реформ в полной тайне. Этим занимался узкий круг доверенных лиц.
В 1815 году по решению Венского конгресса Россия получила польские земли, которые находились в составе Пруссии. Эта территория была названа Царство Польское.
Александр I даровал ему конституцию, которая закрепляла особый статус Царства Польского в составе Российской империи. Оно подчинялось российскому императору, но сохраняло широкую автономию и самоуправление. Для Александра I это был своеобразный эксперимент, который мог продемонстрировать последствия введения конституции для России.
Автономию получило и Финляндское княжество, вошедшее в состав России в 1809 году.
Были проведены реформы в Прибалтике. К этому подтолкнул экономический кризис в государстве, вызванный последствиями войны с Наполеоном.
Доверием Александра I пользовался Николай Новосильцев. Он входил в Негласный комитет, а с 1813 года служил в Царстве Польском. Император поручил Новосильцеву разработку проекта конституции.
В 1820 году был готов проект, который назывался «Уставная грамота Российской империи». Она провозглашала суверенитет императорской власти.
Новосильцев предлагал создать двухпалатный парламент – Государственный сейм, состоящий из Сената и Посольской избы. Без него император не мог принимать какие-либо законы. Однако, сами законопроекты для обсуждения вносил лично император.
Монарх являлся главой исполнительной власти.
Граждане России получали свободу слова и вероисповедания.
В проекте провозглашалось равенство всех перед законом и неприкосновенность личности.
Чтобы правильно оценить «Уставную грамоту», следует понимать, что гражданами считались только представители свободных сословий. Крепостные крестьяне не получали обозначенных в «Уставной грамоте» прав.
Проект Новосильцева предполагал также разделение государства на десять наместничеств, в каждом из которых должен был действовать двухпалатный парламент.
Основные положения «Уставной грамоты Российской империи» могли быть введены специальными манифестами, которые император так и не подписал.
Во время подготовки реформ Александр I заметил недовольство большей части дворян.
К тому же в Европе быстро распространялись революционные движения, которые оказывали влияние и на российское общество. Это естественно вызывало опасения императора.
Под давлением со стороны дворян и из страха перед народными выступлениями Александр I был вынужден отказаться от реформаторских планов.
Помимо этого император в своей политике начал отступление назад. Помещикам снова разрешили отправлять крестьян в Сибирь за проступки. Крепостным запретили жаловаться на хозяев.
Усилилась цензура над печатными изданиями.
Опасаясь возникновения революционных идей, Александр I в 1822 году запретил деятельность тайных организаций. Их участники подвергались преследованию.
В 1820-е годы всё своё внимание Александр I обратил на религиозные вопросы. Император искал в вере источник душевного спокойствия.
В 1817 году Министерство народного просвещения было переименовано в Министерство духовных дел и народного просвещения. Во всех учебных заведениях увеличилось количество занятий, посвящённых религиозному обучению. Под запретом находились публикации, содержащие мысли, противные христианской религии.
Александр I запретил деятельность ордена иезуитов на территории России, так как он занимался пропагандой католицизма. Иезуитов выслали из страны, а имущество ордена конфисковали.
Чем же можно объяснить такую резкую перемену в политике Александра I. Пожалуй, главной причиной можно назвать опасение Александра разделить судьбу отца. Вспомните, недовольство дворян политикой Павла I привело к заговору, в ходе которого император был убит.
Ещё одной причиной стало отсутствие опоры в реализации планов. Александру I не хватало людей, способных поддержать его идеи. В обществе также было мало сторонников реформ.
Противоречивым был и сам замысел преобразований. Александр I хотел совместить либеральные реформы с существующим государственным строем; конституцию с самодержавием.
Давайте подведём итоги.
После Отечественной войны 1812 года общество раскололось на сторонников и противников реформ.
В 1820 году Новосильцев подготовил проект, который назывался «Уставная грамота Российской империи».
Под давлением со стороны дворян и из страха перед народными выступлениями Александр I был вынужден отказаться от реформаторских планов.
Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике Александра I в 1815–1825 годах
Урок 6. История России 9 класс ФГОС
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике Александра I в 1815–1825 годах»
Всё чаще появлялись сообщения о тождестве старца и Александра I. Так, например императора узнали казак, служивший в Петербурге, и сибирский священник.
Такие же слухи ходили и о жене Александра I Елизавете Алексеевне, которая пережила мужа на год. Её узнали в затворнице Вере Молчальнице, которая отличалась грамотностью и благородством манер. Ещё перед смертью мужа Елизавета Алексеевна написала: «Пока он здесь останется, и я здесь останусь: а когда он отправится, отправлюсь и я, если это найдут возможным. Я последую за ним, пока буду в состоянии следовать».
В ходе урока вы узнаете о влиянии Отечественной войны 1812 года на российское общество, реформаторском проекте Новосильцева, отказе Александра I от проведения реформ и итогах внутренней политики Александра I.
После победы над Наполеоном вся Россия жила в ожидании перемен. Либеральное дворянство обсуждало возможность введения конституции.
Крестьяне хотели улучшения своего положения.
Население западной части России ожидало послабления национальной политики.
В то же время консервативно настроенные дворяне отнеслись к победе над французами как к свидетельству превосходства российского самодержавия. Они не хотели изменения внутренних порядков, так как это могло привести к хаосу.
Александр I держал разработку реформ в полной тайне. Этим занимался узкий круг доверенных лиц.
В 1815 году по решению Венского конгресса Россия получила польские земли, которые находились в составе Пруссии. Эта территория была названа Царство Польское.
Александр I даровал ему конституцию, которая закрепляла особый статус Царства Польского в составе Российской империи. Оно подчинялось российскому императору, но сохраняло широкую автономию и самоуправление. Для Александра I это был своеобразный эксперимент, который мог продемонстрировать последствия введения конституции для России.
Автономию получило и Финляндское княжество, вошедшее в состав России в 1809 году.
Были проведены реформы в Прибалтике. К этому подтолкнул экономический кризис в государстве, вызванный последствиями войны с Наполеоном.
Доверием Александра I пользовался Николай Новосильцев. Он входил в Негласный комитет, а с 1813 года служил в Царстве Польском. Император поручил Новосильцеву разработку проекта конституции.
В 1820 году был готов проект, который назывался «Уставная грамота Российской империи». Она провозглашала суверенитет императорской власти.
Новосильцев предлагал создать двухпалатный парламент – Государственный сейм, состоящий из Сената и Посольской избы. Без него император не мог принимать какие-либо законы. Однако, сами законопроекты для обсуждения вносил лично император.
Монарх являлся главой исполнительной власти.
Граждане России получали свободу слова и вероисповедания.
В проекте провозглашалось равенство всех перед законом и неприкосновенность личности.
Чтобы правильно оценить «Уставную грамоту», следует понимать, что гражданами считались только представители свободных сословий. Крепостные крестьяне не получали обозначенных в «Уставной грамоте» прав.
Проект Новосильцева предполагал также разделение государства на десять наместничеств, в каждом из которых должен был действовать двухпалатный парламент.
Основные положения «Уставной грамоты Российской империи» могли быть введены специальными манифестами, которые император так и не подписал.
Во время подготовки реформ Александр I заметил недовольство большей части дворян.
К тому же в Европе быстро распространялись революционные движения, которые оказывали влияние и на российское общество. Это естественно вызывало опасения императора.
Под давлением со стороны дворян и из страха перед народными выступлениями Александр I был вынужден отказаться от реформаторских планов.
Помимо этого император в своей политике начал отступление назад. Помещикам снова разрешили отправлять крестьян в Сибирь за проступки. Крепостным запретили жаловаться на хозяев.
Усилилась цензура над печатными изданиями.
Опасаясь возникновения революционных идей, Александр I в 1822 году запретил деятельность тайных организаций. Их участники подвергались преследованию.
В 1820-е годы всё своё внимание Александр I обратил на религиозные вопросы. Император искал в вере источник душевного спокойствия.
В 1817 году Министерство народного просвещения было переименовано в Министерство духовных дел и народного просвещения. Во всех учебных заведениях увеличилось количество занятий, посвящённых религиозному обучению. Под запретом находились публикации, содержащие мысли, противные христианской религии.
Александр I запретил деятельность ордена иезуитов на территории России, так как он занимался пропагандой католицизма. Иезуитов выслали из страны, а имущество ордена конфисковали.
Чем же можно объяснить такую резкую перемену в политике Александра I. Пожалуй, главной причиной можно назвать опасение Александра разделить судьбу отца. Вспомните, недовольство дворян политикой Павла I привело к заговору, в ходе которого император был убит.
Ещё одной причиной стало отсутствие опоры в реализации планов. Александру I не хватало людей, способных поддержать его идеи. В обществе также было мало сторонников реформ.
Противоречивым был и сам замысел преобразований. Александр I хотел совместить либеральные реформы с существующим государственным строем; конституцию с самодержавием.
Давайте подведём итоги.
После Отечественной войны 1812 года общество раскололось на сторонников и противников реформ.
В 1820 году Новосильцев подготовил проект, который назывался «Уставная грамота Российской империи».
Под давлением со стороны дворян и из страха перед народными выступлениями Александр I был вынужден отказаться от реформаторских планов.
Что такое охранительные тенденции
Автор: Юлия Александровна Сивашова
Организация: учитель истории и обществознания
Населенный пункт: Московская область, п. Зеленый
Класс: 9 А Дата: ______________ Класс: 9 Б Дата:__________________
Предмет
Номер урока
Тип урока
Урок общеметодологической направленности
Тема
Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике Александра I в 1815— 1825 гг. Национальная политика Александра I.
Цель
Рассмотреть направления внутренней политики Александра I после 1812 года
Задачи
— познакомить учащихся с направлениями внутренней и национальной политики Александра 1 в 1815 – 1825 гг;
— оценить итоги его деятельности и особенности проводимых мероприятий;
— изучить новые понятия;
— умения работать с текстом на основе предложенного алгоритма;
— давать характеристику историческому событию/явлению с позиций его значения;
— уметь работать с картой.
— формирование умений учащихся анализировать историческую информацию
— формирование умений учащихся устанавливать причинно-следственные связи между явлениями.
— развивать умение работать с историческими документами, картами;
— развивать исторический словарный запас учащихся;
— воспитывать у обучающихся умения соотносить исторические личности и периоды, в которых они жили
— воспитывать самостоятельность, интерес к изучаемому предмету.
Организационная структура (сценарий) урока
Приветствие, положительный настрой на работу и сотрудничество.
Настраиваются на работу.
К: Сотрудничество с учителем
Информация о домашнем задании
§ 6, Материал для СР, с.44-48
Записывают домашнее задание
Подготовка к основному этапу
Опрос д/з: § 5, в, к §, з. 1 из раздела ДСР
Для опроса см. приложение к уроку
№1 из раздела ДСР: сообщение о М.И. Кутузове
Р: Обобщение материала по теме
Усвоение новых знаний
Тема нашего урока: Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике Александра I в 1815— 1825 гг. Национальная политика Александра I.
1. Представьте ситуацию, Вы император, в ваших руках целая страна, только что закончилась Отечественная война в которой народ показал себя как единый очень сплоченный организм, где были свои герои. Что будет вами двигать, какие чувства? Что бы вы сделали для своей страны, разрушенной, частично, наполеоновским нашествием?
2. Чего же боялся император? Почему не давал свободы крестьянам, конституции стране и всего чего от него так ждали и сторонником чего он был в начале своего правления? ПОЧЕМУ?
Проанализируем политику Александра I в национальном вопросе
Для этого дадим определение понятию Национальная политика (уч. с.44) – это политика решавшая вопросы жизнеустройства разных народов входивших в состав России
Совместно охарактеризуем п. 1 Финляндия в составе России
См. приложение – таблица для заполнения
Задания по выбору:
Запись темы урока, даты
Отвечают, предполагают, рассуждают
Будет благодарен, проведет реформы в пользу народа и т.д. и т.п.
Он боялся, что преобразования приведут к революции
Р: Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований
Л: гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну, уважение к истории страны, её культурным и историческим памятникам.
Проверка и обсуждение выполненных заданий
Р: Умение находить эффективные способы решения заданий.
П: Анализ, построение логической цепи рассуждений.
Подведение итогов урока
Как вы считаете, тема урока нами сегодня рассмотрена достаточно хорошо?
Л: Оценка, самооценка, взаимооценка.
Для опроса по теме Заграничные походы русской армии. Внешняя политика Александра I в 1813—1825 гг. (учебник §5, с. 34)
1. п. 1-3 §5, определите: Причины – Ход – Последствия заграничных походов.
Итоги Венского конгресса
3. Составьте два экспертных заключения:
1е по Восточному вопросу
2е по вопросу отношений России и Америки
План экспертного заключения
1) Страны участницы
2) Суть проблемы или вопроса
3) Разрешение ситуации
Таблица по теме «Национальная политика Александра 1»
Название направления
История вхождения в состав России
Проводимая политика
Оценка, значение
1809 г. Русско-шведская война
Особый статус. Большая самостоятельность в управлении, имела свой сейм. Для управления назначался гинерал-губернатор. Шведский язык. Правительственный совет. + Выборг с окрестностями к Финляндии
Спокойное развитие Финляндии в составе России
Царство Польское хотело еще + территорий за счет России и формировало польское нац.-освободительное движение
Эстляндия и Лифляндия с 1721 г.
Курляндия с 1795 г.
1804 г. – Указ: крестьяне прикреплялись к земле, объявлялись владельцами наделов.
Отмена крепостной зависимости, свобода крестьянам, но потеря ими земель
Помещики не довольны
Крестьяне теряли наделы
Одни народы входили добровольно, другие воевали с Россией
Освоение новых территорий, внедрение системы управления и культурных обычаев
Переселение из России, расходы
Защита кавказских территорий от Турции и Ирана
Взаимодействие экономики и культуры Кавказа и России
Источник внутренних проблем
Переселение жителей из Ц. России
Принят Устав об управлении инородцев (1822г.)
Утрата самобытности народов
Переход кочевых народов Сибири к оседлому образу жизни, упорядочение управления
— Расширился национальный состав
— Необходимость строить национальную политику
— Успехи правительства: Конституция царства Польского (1815 г.), Устав об управлении инородцев (1822 г.)
Индивидуальное задание для работы по теме Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике Александра I в 1815— 1825 гг. Национальная политика Александра I.
Ответьте на вопросы:
1. Почему Александр даровал Польше конституцию, а в России нет? (уч. с.40-41)
2. Выпишите в два столбика (уч. с. 41-42):
А) прогрессивные меры реформаторского проекта Н.Н. Новосильцева
Б) консервативные меры реформаторского проекта Н.Н. Новосильцева
3. Укажите причины отказа Александра 1 от реформ и преобразований (уч. с. 42-43).
4. Таблица по теме «Национальная политика Александра I»
История вхождения в состав России
Индивидуальное задание для работы по теме Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике Александра I в 1815— 1825 гг. Национальная политика Александра I.
Ответьте на вопросы:
1. Почему Александр даровал Польше конституцию, а в России нет? (уч. с.40-41)
2. Выпишите в два столбика (уч. с. 41-42):
А) прогрессивные меры реформаторского проекта Н.Н. Новосильцева
Б) консервативные меры реформаторского проекта Н.Н. Новосильцева
3. Укажите причины отказа Александра 1 от реформ и преобразований (уч. с. 42-43).
4. Таблица по теме «Национальная политика Александра I»
История вхождения в состав России
Индивидуальное задание для работы по теме Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике Александра I в 1815— 1825 гг. Национальная политика Александра I.
Ответьте на вопросы:
1. Почему Александр даровал Польше конституцию, а в России нет? (уч. с.40-41)
2. Выпишите в два столбика (уч. с. 41-42):
А) прогрессивные меры реформаторского проекта Н.Н. Новосильцева
Б) консервативные меры реформаторского проекта Н.Н. Новосильцева
3. Укажите причины отказа Александра 1 от реформ и преобразований (уч. с. 42-43).
4. Таблица по теме «Национальная политика Александра I»
История вхождения в состав России
Индивидуальное задание для работы по теме Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике Александра I в 1815— 1825 гг. Национальная политика Александра I.
Ответьте на вопросы:
1. Почему Александр даровал Польше конституцию, а в России нет? (уч. с.40-41)
2. Выпишите в два столбика (уч. с. 41-42):
А) прогрессивные меры реформаторского проекта Н.Н. Новосильцева
Б) консервативные меры реформаторского проекта Н.Н. Новосильцева
3. Укажите причины отказа Александра 1 от реформ и преобразований (уч. с. 42-43).
4. Таблица по теме «Национальная политика Александра I»
История вхождения в состав России
Индивидуальное задание для работы по теме Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике Александра I в 1815— 1825 гг. Национальная политика Александра I.
Ответьте на вопросы:
1. Почему Александр даровал Польше конституцию, а в России нет? (уч. с.40-41)
2. Выпишите в два столбика (уч. с. 41-42):
А) прогрессивные меры реформаторского проекта Н.Н. Новосильцева
Б) консервативные меры реформаторского проекта Н.Н. Новосильцева
3. Укажите причины отказа Александра 1 от реформ и преобразований (уч. с. 42-43).
4. Таблица по теме «Национальная политика Александра I»
История вхождения в состав России
Индивидуальное задание для работы по теме Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике Александра I в 1815— 1825 гг. Национальная политика Александра I.
Ответьте на вопросы:
1. Почему Александр даровал Польше конституцию, а в России нет? (уч. с.40-41)
2. Выпишите в два столбика (уч. с. 41-42):
А) прогрессивные меры реформаторского проекта Н.Н. Новосильцева
Б) консервативные меры реформаторского проекта Н.Н. Новосильцева
3. Укажите причины отказа Александра 1 от реформ и преобразований (уч. с. 42-43).
4. Таблица по теме «Национальная политика Александра I»
История вхождения в состав России
Индивидуальное задание для работы по теме Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике Александра I в 1815— 1825 гг. Национальная политика Александра I.
Ответьте на вопросы:
1. Почему Александр даровал Польше конституцию, а в России нет? (уч. с.40-41)
2. Выпишите в два столбика (уч. с. 41-42):
А) прогрессивные меры реформаторского проекта Н.Н. Новосильцева
Б) консервативные меры реформаторского проекта Н.Н. Новосильцева
3. Укажите причины отказа Александра 1 от реформ и преобразований (уч. с. 42-43).
4. Таблица по теме «Национальная политика Александра I»
История вхождения в состав России
Индивидуальное задание для работы по теме Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике Александра I в 1815— 1825 гг. Национальная политика Александра I.
Ответьте на вопросы:
1. Почему Александр даровал Польше конституцию, а в России нет? (уч. с.40-41)
2. Выпишите в два столбика (уч. с. 41-42):
А) прогрессивные меры реформаторского проекта Н.Н. Новосильцева
Б) консервативные меры реформаторского проекта Н.Н. Новосильцева
3. Укажите причины отказа Александра 1 от реформ и преобразований (уч. с. 42-43).
4. Таблица по теме «Национальная политика Александра I»