Что такое окб сухого
Что такое окб сухого
ОАК впервые показала «Охотник» с плоским соплом
Объединенная авиастроительная корпорация Госкорпорации Ростех впервые показала беспилотник С-70 «Охотник», оснащенный плоским реактивным соплом. Авиац.
Сотрудница КнААЗ им. Ю.А. Гагарина победила в конкурсе «Молодежь и будущее авиации и космонавтики»
Инженера-технолога отдела главного металлурга Комсомольского-на-Амуре авиационного завода имени Ю.А. Гагарина — филиала АО «Компания «Сухой» (входит в.
ГЕОГРАФИЯ ПОСТАВОК САМОЛЕТОВ МАРКИ «СУ»
О компании
АО «Компания «Сухой» — крупнейший российский авиационный холдинг с числом работников около 20 тыс. человек. Компания «Сухой» входит в Объединенную авиастроительную корпорацию (ОАК) Госкорпорации Ростех.
В состав холдинга «Сухой» входят ведущие российские конструкторские бюро и серийные самолетостроительные заводы. Компания обеспечивает выполнение полного цикла работ в авиастроении — от проектирования до эффективного послепродажного обслуживания.
Продукция холдинга — боевые самолеты марки «Су» являются передовыми образцами мирового рынка вооружений и составляют основу фронтовой авиации России и тактической авиации многих стран мира. Компания «Сухой» – крупнейший российский экспортер авиационной техники.
В настоящее время Компанией реализуются перспективные программы в области военного авиастроения.
Генеральный директор ПАО «ОАК» – управляющей организации АО «Компания «Сухой» — Слюсарь Юрий Борисович.
ОКБ «Сухой»
ОКБ «Сухой»
ОАО «Компания „Сухой“» | |
Год основания | |
---|---|
Истребители | И-4 • И-14 • Су-1 (И-330) • Су-5 (И-107) • Су-7 (1944) • Су-7 • Су-9 • Су-11 (1958) • Су-15 (1949) • Су-15 • Су-17 (1949) • Су-27 • Су-30 • Су-30МК • Су-33 • Су-35 • Су-35БМ • Су-37 |
Истребители-бомбардировщики | Су-7Б • Су-9 (1946) • Су-11 (1947) • Су-17/Су-20/Су-22 |
Бомбардировщики | Су-2 (ББ-1/ББ-2) • Су-24 • Су-34 • Т-4 |
Бомбардировщики-штурмовики | ШБ • Су-4 (ББ-3) |
Штурмовики | Су-6 • Су-8 • Су-25 • Су-39 |
Разведчики | Су-12 • Су-24МР |
Учебные и спортивные | УТБ • Су-25УТГ • Су-26 • Су-28 • Су-27КУБ/Су-33УБ • Су-29 • Су-31 |
Гражданские | Су-38 • Су-80 • S-21 • Superjet 100 |
Проекты | Су-1 (И-330) • Су-3 (И-360) • Су-10 • Су-13 • П-1 • Т-3 • КР-860 • ПАК ФА • С-32 (Су-27КМ) • С-37 (Су-47) • С-54/55/56 |
Полезное
Смотреть что такое «ОКБ «Сухой»» в других словарях:
ОКБ — ОКБ общепринятое сокращение для «опытно конструкторское бюро» или «отдельное (особое) конструкторское бюро». Иногда именовалось также «специальное конструкторское бюро» СКБ. Частое обозначение советских времен для отраслевых… … Википедия
Сухой — Сухой, Владимир Васильевич (род. 1952) тележурналист, бывший глава бюро Первого канала в Вашингтоне. Сухой, Павел Осипович (1895 1975) советский авиаконструктор «ОКБ Сухого» конструкторское бюро, входящее в авиастроительной холдинг «Сухой».… … Википедия
ОКБ Сухого
ОАО «ОКБ Сухого» — одно из ведущих предприятий России по разработке авиационной техники. Входит в авиационный холдинг ОАО «Компания «Сухой».
Содержание
История
Берёт свое начало с бригады № 4 АГОС ЦАГИ, которую в октябре 1930 г. возглавил П. О. Сухой. Именно с этого момента начинается формирование конструкторского коллектива будущего ОКБ.
В последующие девять лет этим коллективом созданы:
Днем рождения КБ П. О. Сухого является 29 июля 1939 г. — дата выхода постановления Правительства, по которому бригада конструкторского бюро Московского завода № 156 для внедрения ББ-1 в серию, возглавляемая Павлом Осиповичем Сухим, была в полном составе переведена из Москвы в Харьков на серийный завод № 135, осваивавший выпуск самолетов Су-2. П. О. Сухой был назначен главным конструктором завода. Затем перевод в Подлипки на завод № 289, эвакуация в Пермь и, по возвращении, новое место работы — территория завода № 464 в Тушине.
В довоенные годы и первые годы Великой Отечественной войны коллектив обеспечивает серийный выпуск самолетов Су-2. В период с 1940 по 1942 г. было выпущено 893 самолета Су-2. Они успешно сражались на фронтах Великой Отечественной войны.
Дальнейшая деятельность коллектива направлена на создание:
Начиная с 1945 года, ОКБ ведет разработку и постройку:
На базе бомбардировщика Ту-2 создается и запускается в серийное производство учебно-тренировочный бомбардировщик УТБ-2, кроме того, ведется проектирование пассажирских и десантно-грузовых самолетов, реактивного штурмовика Су-14 и ряда других самолетов.
14 ноября 1949 года решением правительства ОКБ было ликвидировано. Одной из причин ликвидации КБ была авария самолета Су-15.
За период с 1939 по 1949 г. в КБ, руководимом П. О. Сухим, были разработаны, изготовлены и испытаны более полутора десятков самолетов, обладавших отличными летно-техническими характеристиками. Ни один из этих самолетов, кроме самолета Су-2, не производился серийно.
Причины этого — в сложных условиях военного времени, в недоведенности двигателей, турбокомпрессоров. Неясно, почему, в чьих интересах было принято решение о расформировании коллектива, вступившего, по существу, в этап освоения сверхзвуковых скоростей полета, решение, приведшее, как показали дальнейшие события, к задержке развития отечественной сверхзвуковой авиации на несколько лет.
В мае 1953 КБ было восстановлено, П. О. Сухой был назначен главным конструктором ОКБ-1, сформированного в 1952 г. с целью определения возможности использования конструктивно-технологических решений, примененных на американском самолете «Сейбр».
С 1962 года ведутся работы по созданию дальнего ударно-разведывательного комплекса Т-4, первый полет опытной машины состоялся 22 августа 1972 года. Впервые в практике авиастроения на этом самолете были внедрены: сварной планер из титана и высокопрочных сталей, электродистанционная система управления, высокотемпературная многократно резервированная гидравлическая система сверхвысокого давления, многоцилиндровые гидроприводы рулевых поверхностей, автомат тяги, регулируемый воздухозаборник смешанного сжатия, внутренние отсеки вооружения и многие другие оригинальные устройства и технологические решения. Судьба этого самолета, обогнавшего в научно-техническом плане свое время более чем на 20 лет, постигла участь многих блестящих начинаний П. О. Сухого. Летные испытания этого самолета, начатые в августе 1972 г., проходили без серьезных замечаний к материальной части. Были сняты все опасения, связанные с использованием электродистанционного управления и электрогидравлических рулевых приводов, подтвердили свою работоспособность основные системы самолета. В октябре 1974 г. неожиданно для руководства и коллектива КБ работа по теме была прекращена. Через много лет выяснилось, что самолет Т-4 составил серьезную конкуренцию разработкам ОКБ А. Н. Туполева, что явилось причиной прекращения работы по этому самолету и стало огромной потерей для отечественного авиастроения.
В 1969 году поднимается в воздух фронтовой бомбардировщик Су-24 с крылом изменяемой стреловидности, первый отечественный всепогодный ударный самолет. Су-24 строился серийно, и имел несколько модификаций. В настоящее время находится на вооружении ВВС РФ и ряда других стран.
В 1975 году первый полет выполняет бронированный штурмовик Су-25, предназначенный для поражения целей на поле боя. Су-25 — первый отечественный серийный реактивный штурмовик, имеет несколько модификаций и в настоящее время составляет основу армейской авиации РФ. В 1984 Су-25 была создана модифицикация для уничтожения танков и другой бронетехники (Су-25Т). После модернизации самолет получил название Су-39. Но широкого распространения он не получил, так как время его появления пришлось на начало 90-х годов — он был довольно дорог. В настоящее время ведется модернизация парка самолетов Су-25 путем тотальной замены бортового оборудования и изношенных частей самолета без изменения его конструкции. Интересный факт — стоимость модернизации одного самолета меньше, чем стоимость его утилизации. Модернизированные таким образом самолеты носят название Су-25СМ для одноместной машины и Су-25УБМ для учебно-тренировочной.
В 1969 году в ОКБ приступают к разработке истребителя четвертого поколения, в конструкции которого были реализованы интегральная компоновка, аэродинамическая схема со статической неустойчивостью в продольном канале, система электродистанционного управления. А в 1977 году прототип истребителя Су-27 совершает первый полет. В последующие годы на базе Су-27 созданы: Су-27УБ, Су-30, Су-32, Су-33.
Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1975 г. ОКБ было переименовано в Московский машиностроительный завод имени П. О. Сухого.
В конце 1980-х годов в ОКБ им. Сухого осуществлен прорыв в область режимов сверхманевренности — в область, которая до настоящего времени не освоена самолетами других фирм мира. Маневры на режимах сверхманевренности «кобра Пугачева», «колокол», «хук» выполняют летчики-испытатели на самолетах Су-27, Су-30, Су-33.
В середине 1990-х годов самолеты «Су» были оснащены двигателями с управляемым вектором тяги, что позволило существенно расширить область освоенных режимов сверхманевренности, исключить проблемы сваливания и штопора и повысить престиж самолета марки «Су» как наиболее безопасного и свободного от ряда серьезных ограничений в маневренном воздушном бою.
Опыт по созданию авиационной техники, накопленный коллективом ОКБ за многие десятилетия, позволил создать семейство спортивно-пилотажных самолетов Су-26, Су-29, Су-31. Выступая на этих машинах, сборная команда СССР и РФ по высшему пилотажу завоевала на чемпионатах Мира и Европы 156 золотых, а всего 330 медалей.
В начале 90-х годов, в ОКБ развернуты работы по гражданской тематике, в 2001 году совершили первые полеты грузопассажирский самолет Су-80ГП и сельскохозяйственный Су-38Л.
В настоящее время ЗАО «Гражданские самолеты Сухого», ведет разработку семейства региональных самолетов Sukhoi Superjet 100; ОКБ Сухого разрабатывает гражданские самолеты совместно с ЗАО «ГСС» и занимается разработкой и модернизацией боевых самолетов: ПАК ФА — перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации, истребители семейства Су-27 и Су-30, в частности Су-35, штурмовики семейства Су-25.
В разные годы коллектив возглавляли П. О. Сухой, Е. А. Иванов, М. П. Симонов, а с 1999 года Генеральным директором является М. А. Погосян.
За многие десятилетия коллективом ОКБ создано около 100 типов самолетов и их модификаций, из которых более 60 типов выпускались серийно, а общее число серийно выпущенных самолетов превышает 10000 экземпляров. Свыше 2000 самолетов поставлены в 30 стран мира. На самолетах «Су» установлено более 50 мировых рекордов.
30 июля 2007 года Совет директоров принял решение расторгнуть трудовой договор с Погосяном М. А., занимавший пост генерального директора, на основании п.3 ч.1 ст.77 Трудового кодекса РФ (по собственному желанию). С 31 июля на должность исполнительного директора назначен Игорь Озар. [1]
КБ Сухой
ОАО «ОКБ Сухого» — одно из ведущих предприятий России по разработке авиационной техники. Входит в авиационный холдинг ОАО «Компания „Сухой“».
Содержание
История
Берёт свое начало с бригады № 4 АГОС ЦАГИ, которую в октябре 1930 г. возглавил П. О. Сухой. Именно с этого момента начинается формирование конструкторского коллектива будущего ОКБ.
В последующие девять лет этим коллективом созданы:
Днем рождения КБ П. О. Сухого является 29 июля 1939 г. — дата выхода постановления Правительства, по которому бригада конструкторского бюро Московского завода № 156 для внедрения ББ-1 в серию, возглавляемая Павлом Осиповичем Сухим, была в полном составе переведена из Москвы в Харьков на серийный завод № 135, осваивавший выпуск самолётов Су-2. П. О. Сухой был назначен главным конструктором завода. Затем перевод в Подлипки на завод № 289, эвакуация в Пермь и, по возвращении, новое место работы — территория завода № 464 в Тушине.
В довоенные годы и первые годы Великой Отечественной войны коллектив обеспечивает серийный выпуск самолётов Су-2. В период с 1940 по 1942 г. было выпущено 893 самолёта Су-2. Они успешно сражались на фронтах Великой Отечественной войны.
Дальнейшая деятельность коллектива направлена на создание:
Начиная с 1945 года, ОКБ ведет разработку и постройку:
На базе бомбардировщика Ту-2 создается и запускается в серийное производство учебно-тренировочный бомбардировщик УТБ-2, кроме того, ведется проектирование пассажирских и десантно-грузовых самолётов, реактивного штурмовика Су-14 и ряда других самолётов.
14 ноября 1949 года решением правительства ОКБ было ликвидировано. Одной из причин ликвидации КБ была авария самолёта Су-15.
За период с 1939 по 1949 г. в КБ, руководимом П. О. Сухим, были разработаны, изготовлены и испытаны более полутора десятков самолётов, обладавших отличными лётно-техническими характеристиками. Ни один из этих самолётов, кроме самолёта Су-2, не производился серийно.
Причины этого — в сложных условиях военного времени, в недоведенности двигателей, турбокомпрессоров. Неясно, почему, в чьих интересах было принято решение о расформировании коллектива, вступившего, по существу, в этап освоения сверхзвуковых скоростей полёта, решение, приведшее, как показали дальнейшие события, к задержке развития отечественной сверхзвуковой авиации на несколько лет.
В мае 1953 КБ было восстановлено, П. О. Сухой был назначен главным конструктором ОКБ-1, сформированного в 1952 г. с целью определения возможности использования конструктивно-технологических решений, примененных на американском самолёте «Сейбр».
В 1969 году поднимается в воздух фронтовой бомбардировщик Су-24 с крылом изменяемой стреловидности, первый советский всепогодный ударный самолёт. Су-24 строился серийно, и имел несколько модификаций. В настоящее время находится на вооружении ВВС РФ и ряда других стран.
В 1975 году первый полёт выполняет бронированный штурмовик Су-25, предназначенный для поражения целей на поле боя. Су-25 — первый советский серийный реактивный штурмовик, имеет несколько модификаций и в настоящее время составляет основу армейской авиации РФ. В 1984 Су-25 была создана модифицикация для уничтожения танков и другой бронетехники (Су-25Т). После модернизации самолёт получил название Су-39. Но широкого распространения он не получил, так как время его появления пришлось на начало 90-х годов — он был довольно дорог. В настоящее время ведется модернизация парка самолётов Су-25 путем тотальной замены бортового оборудования и изношенных частей самолёта без изменения его конструкции. Интересный факт — стоимость модернизации одного самолёта меньше, чем стоимость его утилизации. Модернизированные таким образом самолёты носят название Су-25СМ для одноместной машины и Су-25УБМ для учебно-тренировочной.
В 1969 году в ОКБ приступают к разработке истребителя четвертого поколения, в конструкции которого были реализованы интегральная компоновка, аэродинамическая схема со статической неустойчивостью в продольном канале, система электродистанционного управления. А в 1977 году прототип истребителя Су-27 совершает первый полёт. В последующие годы на базе Су-27 созданы: Су-27УБ, Су-30, Су-32, Су-33.
Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1975 г. ОКБ было переименовано в Московский машиностроительный завод имени П. О. Сухого.
В конце 1980-х годов в ОКБ им. Сухого осуществлен прорыв в область режимов сверхманевренности — в область, которая до настоящего времени не освоена самолётами других фирм мира. Маневры на режимах сверхманевренности «кобра Пугачева», «колокол», «хук» выполняют летчики-испытатели на самолётах Су-27, Су-30, Су-33.
В середине 1990-х годов самолёты «Су» были оснащены двигателями с управляемым вектором тяги, что позволило существенно расширить область освоенных режимов сверхманевренности, исключить проблемы сваливания и штопора и повысить престиж самолёта марки «Су» как наиболее безопасного и свободного от ряда серьёзных ограничений в маневренном воздушном бою.
Опыт по созданию авиационной техники, накопленный коллективом ОКБ за многие десятилетия, позволил создать семейство спортивно-пилотажных самолётов Су-26, Су-29, Су-31. Выступая на этих машинах, сборная команда СССР и РФ по высшему пилотажу завоевала на чемпионатах Мира и Европы 156 золотых, а всего 330 медалей.
В начале 90-х годов, в ОКБ развернуты работы по гражданской тематике, в 2001 году совершили первые полёты грузопассажирский самолёт Су-80ГП и сельскохозяйственный Су-38Л.
В настоящее время ЗАО «Гражданские самолёты Сухого», ведет разработку семейства региональных самолётов Sukhoi Superjet 100; ОКБ Сухого разрабатывает гражданские самолёты совместно с ЗАО «ГСС» и занимается разработкой и модернизацией боевых самолётов: ПАК ФА — перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации, истребители семейства Су-27 и Су-30, в частности Су-35, штурмовики семейства Су-25.
В разные годы коллектив возглавляли П. О. Сухой, Е. А. Иванов, М. П. Симонов, а с 1999 года Генеральным директором является М. А. Погосян.
Директорами предприятия с 1960 по 1999 год были М. П. Семенов, А. С. Зажигин, В. Н. Мизгер, Б. В. Ракитин, В. Н. Авраменко, В. В. Головкин.
За многие десятилетия коллективом ОКБ создано около 100 типов самолётов и их модификаций, из которых более 60 типов выпускались серийно, а общее число серийно выпущенных самолётов превышает 10000 экземпляров. Свыше 2000 самолётов поставлены в 30 стран мира. На самолётах «Су» установлено более 50 мировых рекордов.
Памятники
На территории ОКБ Сухого установлены памятники авиаконструкторам Н. Н. Поликарпову и П. О. Сухому, а также памятники-самолёты И-153, Су-2, Су-15, Су-17, Су-24М, Су-25, Су-27.
Гордость российского авиапрома. «Сухому» — 80 лет
Сегодня 80 лет исполнилось ОКБ Сухого — одному из лучших авиаконструкторских бюро России, история которого уходит в советский период. Легендарные самолеты «Су», востребованные во всем мире, — главный продукт КБ.
Первые шаги легендарного КБ
Конец 1930-х годов был очень серьезным и ответственным периодом для нашей страны. Семимильными шагами шла индустриализация: строились всё новые и новые предприятия, выпускались новые виды оборудования, гражданской и военной техники. Особое внимание руководство СССР уделяло развитию авиации.
Прекрасно понимая, что в вероятной войне авиации будет суждено сыграть одну из ключевых ролей, советское руководство направляло все силы не только на укрепление военно-воздушных сил, но и на совершенствование научных, технологических разработок в авиастроении. 29 июля 1939 года было опубликовано постановление СНК СССР. В соответствии с ним бригада авиаконструкторов московского авиационного завода № 156 переводилась в Харьков, где предстояло начать серийное производство самолетов Су-2.
Однако история КБ началась, по сути, на девять лет раньше. В октябре 1930 года Павел Осипович Сухой возглавил бригаду № 4 Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ), в которой и началось формирование конструкторского коллектива. В период с 1930 по 1939 гг. конструкторы разработали серийные истребители И-4 и И-14, опытные истребители И-8 и ДИП, рекордный самолет РД (на нем были совершены знаменитые полеты Валерия Чкалова и Михаила Громова), дальний бомбардировщик ДБ-2, ближний бомбардировщик Су-2.
Первое десятилетие существования конструкторского бюро выпало на наиболее сложные и драматические годы. Через два года после создания бюро началась Великая Отечественная война. Но конструкторы, эвакуированные в Пермь, продолжали свою работу. Только в период с 1940 по 1942 гг. были выпущены 893 Су-2, которые успешно решали поставленные перед ними боевые задачи на воздушном фронте Великой Отечественной войны. После возвращения из эвакуации КБ продолжило работу в подмосковном Тушино.
Победа над гитлеровской Германией не означала, что у Советского Союза пропали противники. Наоборот, вчерашние союзники по антигитлеровской коалиции уже с 1946 года стали новым вероятным коллективным врагом советского государства. И чтобы сохранять обороноспособность страны, требовались все новые и новые решения в области авиастроения.
На протяжении 1945-1949 гг. конструкторское бюро Сухого продолжало свою работу, затем был кратковременный перерыв – с 1949 по 1953 гг., когда после аварии самолета Су-15 руководство приняло решение ликвидировать конструкторское бюро. Но в мае 1953 года, спустя два месяца после смерти Иосифа Сталина, работа конструкторов под руководством Сухого была восстановлена – теперь они работали в ОКБ-1, производственной базой которого стал 51-й завод.
Отец-разработчик «Су»
Деятельность любого авиаконструкторского бюро нельзя рассматривать в отрыве от личности главного конструктора — человека, определяющего не только направление технических разработок, но и общую линию развития и работы конструкторского бюро. Поэтому и называют конструкторские бюро по фамилиям их руководителей: Туполева, Ильюшина, Сухого.
Путь Павла Осиповича Сухого в авиацию начался еще до революции. Он родился 22 июля 1895 года в семье учителя сельской школы в селе Глубокое Дисненского уезда Виленской губернии Российской империи. Когда в 1900 году отцу будущего авиаконструктора Осипу Андреевичу предложили возглавить школу для детей железнодорожных служащих, семья перебралась в Гомель.
В 1905 году Павел поступил в Гомельскую мужскую гимназию, которую окончил в 1914 году с серебряной медалью. Уже в гимназические годы Павел Сухой заинтересовался авиацией – многие юноши в то время были под впечатлением полетов авиатора Сергея Уточкина, который проводил свои гастроли и в Гомеле.
Павел мечтал поступить в Императорское Высшее техническое училище в Москве, где преподавали основы воздухоплавания, однако из-за бюрократических проволочек поступить не смог (в приеме отказали, потому что были представлены копии, а не подлинники документов). Тогда Павел Сухой поступил на математический факультет Московского университета, а через год все же поступил в Императорское Высшее техническое училище. Там он вступил в Кружок воздухоплавания, организованный Николаем Жуковским.
Когда в 1915 году Павел Сухой достиг призывного возраста, его мобилизовали на военную службу и направили в Школу прапорщиков. Так Павел Осипович оказался на Западном фронте, где служил в артиллерии. После революции Сухой вернулся в Москву, но обнаружил училище закрытым. Тогда Павел вернулся в Гомель, некоторое время работал учителем в школе в городе Лунинец на западе Белоруссии, где женился на учительнице французского языка Софье Тенчинской.
Но, спасаясь от наступавших польских войск, семья вернулась в Гомель, а в 1921 году Сухой отправился в Москву – продолжать учебу в Техническом училище. К этому времени учитель и старший товарищ Павла Сухого Николай Жуковский возглавил Институт инженеров Красного Воздушного Флота, а затем и Центральный аэрогидродинамический институт. Но в марте 1921 года Жуковский скончался.
Дипломную работу Сухой писал под руководством Андрея Туполева – ближайшего соратника Жуковского. В марте 1925 года Сухой защитил диплом на тему: «Одноместный истребитель с мотором 300 лошадиных сил». После этого, как и следовало ожидать, Сухой продолжил работу в конструкторском бюро Андрея Туполева, стал заместителем главного конструктора, а затем возглавил свое конструкторское бюро.
Годы «холодной войны». Золотая эпоха «Су»
После того, как в 1953 году деятельность ОКБ Сухого была восстановлена, конструкторы под руководством Павла Осиповича продолжали работать над различными модификациями «Су». Самолеты «Су» быстро стали настоящим брендом.
В сентябре 1955 года впервые поднялся в воздух фронтовой истребитель С-1, а с 1957 года началось его серийное производство под названием «Су-7». На протяжении 15 лет были выпущены более 1800 самолетов Су-7. Поставки истребителя были налажены в 9 стран мира. Затем был спроектирован истребитель-перехватчик Т-3, ставший прототипом перехватчиков Су-9 и Су-11. Самолеты данного типа на протяжении 1960-х годов оставались самыми скоростными в советской военной авиации и находились на вооружении ВВС СССР до 1980-х годов.
Затем, в мае 1962 года, первый полет совершил всепогодный перехватчик Т-58, вошедший в серийное производство как Су-15. Было выпущено около 1500 самолетов данного типа. В августе 1966 года был совершен первый полет С-21И – этот самолет впервые в истории отечественной авиации имел крыло изменяемой стреловидности. На базе опытного образца началось серийное производство истребителя-бомбардировщика Су-17.
В 1962 году в ОКБ Сухого началась работа по созданию дальнего ударно-разведывательного комплекса Т-4 «Сотка». 22 августа 1972 года был совершен первый полет опытного образца. Впервые в мировом авиастроении использовались сварной планер из титана и высокопрочных сталей, высокотемпературная гидравлическая система сверхвысокого давления, многоцилиндровые гидроприводы рулевых поверхностей, была установлена электродистанционная система управления.
Конструкторы задали самолету скорость до 3200 км / час. Такой скорости в то время не было не только ни у одного истребителя в мире, но и у подавляющего большинства управляемых ракет. Казалось бы, успех детищу Сухого был обеспечен. Но в октябре 1974 года ОКБ было вынуждено прекратить испытания нового самолета. Уже затем стало известно, что самолет конкурировал с разработками ОКБ Туполева, что и привело к решению вышестоящих инстанций о прекращении опытных полетов.
15 сентября 1975 года в санатории «Барвиха» скончался 80-летний Павел Осипович Сухой – главный конструктор и «символ» ОКБ, названного его именем. После смерти Сухого конструкторское бюро возглавил Е.А. Иванов. ОКБ продолжало свою работу, совершенствуя технические разработки. Были разработаны и опробованы самолеты Су-17, Су-24, Су-25 и, наконец, первая модификация Су-27. Но после гибели четырех летчиков-испытателей при испытаниях Су-27 новым главным конструктором бюро был назначен М. П. Симонов.
В 1980-е годы бюро под руководством Симонова продолжало разработки учебно-боевых Су-27УБ и Су-30, ударного Су-34, многофункционального Су-35, палубного Су-33. Помимо боевых самолетов ОКБ приступило и к разработкам и производству спортивных самолетов Су-26, Су-29, Су-31. Именно на них советские, а затем и российские команды получали высокие награды на международных соревнованиях по высшему пилотажу.
Когда на рубеже 1980-х – 1990-х гг. советское руководство, на фоне нарастающего экономического и политического кризиса, сократило финансирование военно-промышленного комплекса, по инициативе М.П. Симонова началась реализация экспортных программ для Су-27. В частности, были произведены первые поставки данного самолета в Китай. Именно благодаря экспортным контрактам ОКБ Сухого продолжило свое существование и в драматические для отечественной промышленности девяностые годы ХХ века.
Суперджеты и искусственное сердце
Разработки гражданских самолетов начались в ОКБ Сухого еще в 1990-е годы, именно на фоне кризиса оборонной промышленности и сокращения финансирования. В 2001 году поднялись в воздух грузопассажирский самолёт Су-80ГП и сельскохозяйственный Су-38Л. Когда в 1999 году новым генеральным директором ОКБ стал М.А. Погосян, были произведены структурные преобразования ОКБ. В 2000 году была организована дочерняя компания «Гражданские самолеты Сухого».
В гражданском подразделении ОКБ началось проектирование нового гражданского самолета для нужд отечественной пассажирской авиации. 19 мая 2008 года впервые поднялся в небо опытный экземпляр самолета Superjet SSJ-100, а с апреля 2011 года началась регулярная эксплуатация данного самолета.
Что интересно, помимо сугубо авиационной тематики, ОКБ Сухого отметилось, причем еще с 1960-х годов, и в медицинской сфере. Еще в 1960-е годы министр здравоохранения СССР Борис Петровский обратился к Павлу Сухому с просьбой помочь в разработках искусственного сердца — пневмогидравлического насоса, который мог временно заменять сердце человеку до тех пор, пока не будет установлено донорское сердце.
В настоящее время конструкторское бюро продолжает разработки боевых самолетов, в том числе разрабатываются и модернизируются ПАК ФА (перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации), истребители семейства Су-27 и Су-30, штурмовики семейства Су-25.
Говоря о технических достижениях конструкторского бюро Сухого, стоит отметить, что за историю его существования коллектив создал около 100 типов самолетов, более 60 из которых поступили в серийное производство. Общее количество выпущенных в сериях самолетов Сухого составляет более 10 тысяч экземпляров. Самолеты поставлялись и поставляются в 30 государств мира.
ОКБ Сухого остается гордостью отечественного авиастроения. Проходят годы и десятилетия, двадцать лет осталось до векового юбилея, а конструкторское бюро, созданное в далекие тридцатые, продолжает работать во благо нашей страны, укрепляя ее обороноспособность, содействуя развитию и улучшению отечественной экономики.