Что такое окно в учебе
Gap year, или свободный год после школы: что это такое, чем заняться, плюсы и минусы
Только закончилась сумасшедшая подготовка к ЕГЭ, а впереди уже ждёт следующая вершина — вступительные экзамены в университет. Начиная со старших классов школы, современные молодые люди постоянно находятся в стрессе: получить высокие баллы за тестирование, поступить в престижный вуз, работать на диплом с отличием, найти престижную работу после окончания вышки. И во всей этой гонке редко появляется возможность остановиться, и задуматься — а куда я бегу? Действительно ли это то, чего я хочу от жизни?
Сделать такую паузу позволяет gap year. О том, что это такое, зачем брать год отдыха после 11 класса, а также о плюсах и минусах года перерыва после школы, мы подробно расскажем в статье. А также подумаем, будет ли такая традиция иметь успех в российских широтах.
А чтобы не пропустить новые материалы, подписывайтесь на наш информационный ресурс. И помните — для клиентов у нас всегда действуют приятные акции и скидки от компании, не пропустите!
Доверь свою работу кандидату наук!
Узнать стоимость бесплатно
Gap year: что это значит
Выпускники школ часто не знают, чего на самом деле они хотят от жизни. В какой универ поступать, на кого учиться, как строить карьеру? Тем более, что усталость после последнего года учёбы часто бывает запредельной. Не хочется не только решать сложные вопросы, но и просто двигаться. Чтобы молодые люди смогли разобраться в себе и сделать перезагрузку, и придумали gap year, или год отдыха с поступлением через год после окончания школы.
Как переводится gap year
Так как в российских вузах пока не встретишь подобных инициатив, нет и слова, которое бы полностью передавало смысл этого понятия. Дословный перевод «gap year» — это «промежуточный год», но чаще используют понятие «академический отпуск», хоть это и не совсем верно. Так как это год отдыха именно после школы, а не во время учёбы в колледже или университете.
Зачем нужен gap year
Это отличная возможность отдохнуть, разобраться в себе, отправиться в путешествие или получить реальный опыт работы. Во время года, который выпускники проводят свободно после школы, можно понять, чем именно хочется заниматься, пройти дополнительные курсы, выбрать университет и вообще решить, нужно ли поступать в высшее учебное заведение.
Дополнительным доводом в пользу gap year стал Covid-19 и сложности, возникающие при дистанционном обучении. 33% участников исследования Carnegie Dartlet сказали, что они не будут поступать в университет, если учёба будет проходить онлайн.
Возможные программы, или как потратить свободный год с пользой
Практика брать год после школы, чтобы отдохнуть и получше узнать себя, зародилась в XX веке в Великобритании и распространилась по всей Европе. Также gap year обрёл популярность и по ту сторону Атлантического океана. Многие американские колледжи и университеты советуют своим абитуриентам брать год отдыха после школы. В США действуют различные ассоциации, которые помогают спланировать активность, предлагая разнообразные программы для gap year.
Самые знаменитые gappies — принц Гарри и Бенедикт Камбербэтч. Последний в год после школы перед университетом провёл в буддистском монастыре в Тибете, где преподавал английский.
Бенедикт Камбербэтч — актёр с многочисленными наградами
Как же провести gap year с пользой? Есть несколько вариантов:
Путешествия
Когда ещё путешествовать, как не после школы? Такой gap year не только позволит полноценно отдохнуть после интенсивной учёбы, но и увидеть мир, познакомиться с новыми людьми, прокачать английский и научиться самостоятельно решать все возникающие трудности. После такого gap year вы вернётесь с большим багажом впечатлений и нового опыта.
К сожалению, при пандемии и закрытых границах отправиться в путешествие невозможно. Будем надеяться, что это временная трудность.
Опыт работы
За границей вчерашних школьников могут взять на низкие позиции в компании. Однако, работая курьером или помощником, молодые люди получают реальный опыт, видят, как выстраиваются взаимодействия внутри коллектива, и могут понять, хотят ли они поступать в университет и развиваться в этой сфере или лучше поискать что-то другое.
Иногда возможность зарабатывать настолько увлекает, что молодые люди решают не поступать после gap year в колледж или университет. Это нормально, ведь никто не говорит, что перерыв нужно делать исключительно на год.
В России не так просто найти работу сразу после окончания школы. Но если очень постараться, то и в нашей стране этот год можно провести с пользой.
Дополнительное обучение
Gap year не обязательно тратить на путешествия или отдых. Очень часто это шанс поработать с репетитором, пройти дополнительное обучение, повысить уровень английского языка, подготовиться и пересдать ЕГЭ, чтобы улучшить баллы, и поступить в вуз мечты. Особенно если не получилось сразу после школы.
Участие в волонтёрских проектах
Ещё один способ не потерять год после школы, а провести его с удовольствием и пользой — записаться в волонтёрский проект. Причём молодые люди могут выбирать разные направления: от ближайшего дома пенсионеров в своём городе, до помощи голодающим детям в Африке. Это позволяет совместить путешествия с активной деятельностью и понять, что каждый человек важен и может влиять на мир.
Участвуя в волонтёрских проектах, мы делаем мир лучше
Учёба за границей
В доковидную эпоху можно было смело выбрать образовательную программу иностранного университета и отправиться на учёбу. Самые умные абитуриенты получали не только возможность бесплатно проходить обучение, но ещё и помощь с проживанием и питанием. Сейчас же доступно большое количество дистанционных программ, которые можно проходить онлайн.
Есть ли gap year в России
В России практики gap year пока нет, зато есть советское прошлое, которое мешает её внедрению. Это связано с такими распространёнными заблуждениями:
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.
Ко всему этому можно добавить страх у молодых людей перед армией, в которую заберут, если не поступишь. Хотя стоит ли получать отсрочку от службы, чтобы учиться в неинтересном вузе — это другой, не менее сложный вопрос.
В Европе и США экзаменационная комиссия обращает внимание на наличие gap year. Это показывает, что у будущего студента есть опыт, он более сознательно подошёл к выбору колледжа или университета и будет более ответственным. К сожалению, в России такой практики нет. Пропущенный год скорее станет минусом, чем плюсом в глазах комиссии.
Как отстоять своё право на gap year в России
Как с этим можно бороться, если вы всё-таки решили взять год отдыха после школы, а разрывать отношения с родителями пока не планируете?
Напишите подробный план действий
Это не только станет основным аргументов в пользу вашего решения, но и позволит вам понимать, чем конкретно вы будете заниматься целый год, и отслеживать свой прогресс. План должен в себя включать:
Поговорите с родителями
Чтобы вас услышали, надо говорить. Поймите, ваши родители росли и воспитывались в другую эпоху, но это не значит, что они не смогут вас понять. Объясните, почему вы хотите идти в вуз через год после школы, какие мотивы и цели у вашего решения. Покажите свой план и обсудите, на какую помощь вы рассчитываете. Если аргументы весомые, удача будет на вашей стороне.
Используйте факты и статистику
Существует очень много исследований, которые доказывают, что год отдыха после школы не убивает мотивацию и не мешает успешной учёбе в дальнейшем. Наоборот, молодые люди, получившие такой опыт, более осознанно подходят к выбору высшего учебного заведения и ответственнее относятся к обучению.
В царской России была традиция, похожая на gap year. Представители знати отправляли своих детей за границу, чтобы они получили новый опыт и знания. Так, самым популярным и знаменитым gappie можно назвать Петра I, который в молодые годы учился в Англии и Голландии. Оттуда он привёз не только картофель, но также семена подсолнуха, культуру пить чай, производство кирпичей, европейские сады, бильярд и идею музея «Кунсткамера».
Gap year: плюсы и минусы
Итак, мы рассмотрели новое для России явление gap year, которое медленно, но верно завоёвывает популярность. Давайте суммируем, какие плюсы и минусы могут быть у года отдыха после школы.
Плюсы gap year после школы
Знакомства с разными людьми по всему миру — огромный плюс gap year
Минусы gap year после школы
Конечно, если вы точно знаете, где и на кого хотите учиться, подобная практика вам не нужна. Но если есть сомнения, год перерыва после школы поможет отдохнуть и разобраться в себе.
А если вам нужна помощь в учёбе как в школе, так и в университете, смело обращайтесь в наш студенческий сервис.
«Я видала такую чепуху, по сравнению с которой эта чепуха — толковый словарь» (Льюис Кэрролл «Алиса в стране чудес»). Любительница йоги, спиральной динамики и душевных разговоров 😊
Ответы на вопрос:
При составлении расписания должны учитываться интересы обучающихся и преподавателей. Окна для обучающихся не должны быть в расписании.
Похожие вопросы
В школе ребенку, из-за отсутствия на рабочем месте учителя, завуч ставит «Окна» в расписании, имеет лии завуч на это право? Ведь дети сидят, один, а то и более уроков без дела, но уйти не могут, так как многие живут слишком далеко.
Я учитель иностранного языка, хочу спросить о том сколько может быть окон в школьном расписании? У меня 11 окон в неделю. Что мне делать?
Можно ли считать окнами в расписании уроков отсутствие первых двух-трёх уроков.
У учащихся 9 класса в течении недели 11 «окон» в расписании. Правомерно ли это?
Работаю учительницей. В один день, когда была очень сильная духота в классе, открыла окно во время урока, на след. День мальчик заболел и мама ругается, почему я открываю окно во время урока. Прошло 3 недели, мальчик себя плохо чувствует, не выздоравливает. Какими последствиями для меня это может обернуться?
Что такое окно в учебе
В коллективном договоре можно посмотреть. Во всяком случае в «Методических рекомендациях по заключению коллективного и трудового договоров в образовательных учреждениях» в главе «Рабочее время и время отдыха» есть такой пункт:
Администрация:
Составляет расписание уроков и внеурочных занятий. При составлении расписания не допускается планирования разрывов в занятиях более двух часов в день. В случае невозможности избежать таких разрывов, оплачивать их из расчета 50% за счет надтарифного фонда.
Но, по-моему, у Вас не получается более двух часов в день. Да и администрация может выкинуть этот пункт при составлении и подписании.
Положение № 69 от 27 марта 2006 года «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений»
III. Разделение рабочего дня на части
3.1. При составлении графиков работы педагогических и других работников перерывы в рабочем времени, не связанные с отдыхом и приемом работниками пищи, НЕ ДОПУСКАЮТСЯ за исключением случаев, предусмотренных настоящим Положением.
3.2. При составлении расписаний учебных занятий образовательное учреждение ОБЯЗАНО ИСКЛЮЧИТЬ нерациональные затраты времени педагогических работников, ведущих преподавательскую работу, с тем,
чтобы не нарушалась их непрерывная последовательность и не образовывались длительные перерывы (так называемые «окна»), которые в отличие от коротких перерывов (перемен) между каждым учебным занятием, установленных для обучающихся, воспитанников, рабочим временем педагогических работников НЕ ЯВЛЯЮТСЯ.
Мне кажется, это положение никто не отменял. Просто администрация предпочитает доносить его до коллектива в сокращенном виде.
Выбери себе сам место в классе: могут ли работать классы со свободной планировкой
Из некоторых австралийских школ исчезли парты: их заменили пуфики, кресла-мешки и большие столы для совместной работы. Рассказываем, помогают ли гибкие учебные пространства повысить качество обучения и не портит ли такая мебель осанку учеников.
Стены долой!
Как выглядит обычный школьный кабинет? На этот вопрос ответит любой. Доска, учительский стол и парты — всё на своих местах, всегда в одном и том же порядке. Это привычно для любого выпускника российской или советской школы, но привычное не всегда лучшее.
Мы знаем, что окружающее пространство влияет и на настроение, и на работоспособность — не только взрослых, но и детей. Потому в школах Австралии и Новой Зеландии решили попробовать вести уроки в новых условиях. Вместо тесных кабинетов — большие не огороженные стенами пространства, в которых поместится не один, а несколько классов. И при этом никто друг другу не помешает.
Вместо привычных парт — складные стулья и пуфики. Вместо грозно возвышающейся учительской кафедры — большие столы для переговоров. Желающие могут учиться, не вставая с пола: по нему раскиданы удобные подушки. Но зачем это все? Такая обстановка дает школьникам свободу: они могут и ходить по кабинету, чтобы работать в группе, и уединяться, чтобы позаниматься самостоятельно.
На что влияет мебель в классе
Технологии развиваются, и образовательные учреждения стараются не отставать. Будущее, уверены специалисты в области образования, за теми, кому свойственны креативность, инициативность, критическое мышление, цифровая грамотность, умение стоять на своем и вести переговоры. Все эти качества, возможно, будут в XXI веке важнее, чем традиционные знания.
В течение последних двух десятилетий учителя стараются уделять все больше внимания этим «навыкам XXI века». Они адаптировались к потребностям и стилю обучения современных детей. Кроме того, и сами преподаватели учатся приспосабливаться к новшествам. Так, раньше ученики ориентировались на учителя, он находился в центре всего процесса. Сегодня все наоборот: работники сферы образования учитывают особенности учеников, ищут подход к каждому из них. То есть учеба ориентирована на ребенка. А раз так, то вполне закономерно, что в сфере образования приживутся те новшества, которые пойдут на пользу именно детям.
Оказалось, что отказ от парт и гибкая расстановка мебели повышают вовлечённость детей в процесс учёбы
Дети в классах со свободной планировкой чувствуют себя более комфортно, а также охотнее сотрудничают с одноклассниками. При этом они начинают чаще проявлять самостоятельность.
Но не только ученикам нравится учиться в свободных пространствах. Оказывается, учителя чувствуют себя гораздо спокойнее, если в кабинете вместо жестких парт с опасными углами расставлена мягкая мебель. Они перестают постоянно контролировать детей — и тоже могут сосредоточить все внимание на учебе.
Дизайнеры, которые подбирали мебель для открытых школьных пространств, говорят, что главное преимущество этого решения в том, что теперь детям не надо подолгу сидеть на одном месте.
А недостатки есть?
Конечно, идеальных решений не бывает. Результаты двух исследований, посвященных свободной планировке в школах, показали, что ученикам мешает шум. К тому же некоторые устают от слишком активного общения со сверстниками. И порой из-за этих обстоятельств у детей снижался уровень концентрации. Конечно, это мешало учебе.
К мебели, которую используют в открытых школьных пространствах, тоже есть претензии. Родители высказывали опасения, что мягкие кресла-мешки, в которых можно сидеть развалившись, могут испортить ребенку осанку. Нет у скучных взрослых доверия и к пуфикам!
Если нет спинок, значит, ученики могут сидеть на них сгорбившись. Но в обоих случаях исследователи пришли к выводу, что возможность свободно и часто передвигаться по помещению сводит любые проблемы с осанкой к минимуму.
Возможно, взрослых это не убедит, но все опросы подтверждают, что детям новые школьные пространства нравятся. Они предпочитают работать с одноклассниками над совместными задачами, постоянно передвигаясь, расслабленно сидя или вовсе лежа.
Улучшится ли успеваемость детей, если не заставлять их все время сидеть на одном месте? Делать выводы пока рано. Но с уверенностью можно сказать, что классы со свободной планировкой повышают заинтересованность школьников в процессе учебы. И это точно не плохо.
Текст подготовлен по материалам The Conversation.
Что тебя ждет в универе: 10 неприятных сюрпризов
Страшилки от студентов и экс-студентов.
Старая поговорка «Надейся на лучшее, готовься к худшему» работает практически всегда. А в случае с вузом – особенно. Помимо увлекательных семинаров и убойных вечеринок с однокурсниками тебя могут ждать гораздо менее приятные вещи. Поэтому лучше быть во всеоружии.
ВОЗМОЖНО, БУДУТ ТЕ, КТО ПОСТУПИЛ ПО БЛАТУ
Кажется, количество бюджетных мест в вузах страны стремится к нулю, а истории о волшебном поступлении на бюджетное отделение ты слышишь разве что от друзей друзей. Вне зависимости от того, станешь ли ты студенткой бюджетного или платного отделения, поступление все равно отнимет у тебя массу сил.
В отличие от племянника декана, дочки заведующего кафедрой или абитуриента, которому повезло с обеспеченными родителями. Этот экспонат может делать все, что ведет прямиком к отчислению, но все равно чудесным образом будет оставаться студентом вуза все 4 года. И ты, практически сделав тройное сальто, чтобы оказаться в стенах универа, будешь ненавидеть его и всю систему образования.
«Конечно, это то, о чем не принято говорить вслух, но мы догадывались, что среди нас есть непростые детки, которые поступили в универ не так, как мы. Мы им слегка завидовали, чего уж тут скрывать», – Ангелина, филфак, РУДН.
Как быть?
Нужно понять одну простую вещь: люди «со связями», которые занимают чужое место, еще не раз встретятся на твоем пути, а ненавидеть их – лишь трата энергии впустую.
В РАСПИСАНИИ ПОЯВЯТСЯ СОВЕРШЕННО НЕНУЖНЫЕ ПРЕДМЕТЫ
О, это успокаивающее всех на свете студентов слово «кругозор»! Конечно, знать множество занимательных фактов из совершенно разных областей науки – очень полезно. Особенно, если ты планируешь принять участие в интеллектуальном шоу на ТВ, или, скажем, выжить во время зомби-апокалипсиса. Но в большинстве своем пара семестров общеобразовательных предметов, очень отдаленно связанных с твоей профессией, так и останутся где-то в глубинах подсознания.
«У нас была экология, на которую половина студентов не ходила, а другая половина спала на последних рядах в аудитории. Конечно, можно сказать, что журналист должен быть подкован во всех сферах, но данный предмет мне абсолютно ничего не дал», – Виктория, МГУ, журфак.
«Самые отвратительные и ненужные предметы – это БЖД или ОБЖ, которое уже всех достало в школе и КСЕ – дикая смесь физики, математики, биологии и астрономии. Мы, гуманитарии, просто сходили с ума», – Ангелина, филфак, РУДН.
Как быть?
Надеяться и верить, что все это тебе действительно понадобится. Когда-нибудь.
«Такие дисциплины были на первых двух курсах, разве что. Не сказать, чтобы это были ненужные предметы. Я имею в виду экономику и информатику. Я считаю, что все, чему учат, когда-нибудь может пригодиться», – Дарья, филфак, МПГУ.
БУДУТ «ОКНА» МЕЖДУ ПАРАМИ
Как слишком длинные, так и слишком короткие. Уверены, деканат очень старается, составляя расписание на семестр, чтобы угодить и студентам, и преподавателям. Но когда ты видишь первую пару в 9 утра, а третью – в 2 часа дня, появляется стойкое желание вообще не приезжать в универ.
«Окна обязательно были каждый год в каком-то из семестров. Самое неприятное, когда окна приходились на пятницу и под конец учебного дня. Усидеть в универе было очень сложно, многие сбегали, ну и я бывала в числе этих бесстрашных», – Дарья, филфак, МПГУ.
«Окна – это просто кошмар, особенно если учесть, что пары длятся полтора часа. И попадались они нам, как говорится, редко, но метко. Иногда окна совпадали с обедом, и это значило, что два с половиной часа пройдут впустую. В одном из семестров одна преподавательница отменила свою пару, и у нас получилось два окна + обед.
«Чем мы только не занимались, чтобы скоротать время: ели, делали домашку, сплетничали, ходили в кино (но в основном, просто ели и сплетничали)», – Ангелина, филфак, РУДН.
Другая неприятная особенность твоего вузовского расписания – это пары в разных филиалах, расположенных в противоположных частях города. И чтобы успеть доехать на них вовремя, придется очень постараться.
Как быть?
Собраться всей группой и обсудить с деканатом (или преподавателем) возможность передвинуть пары на другое время.
БУДУТ ПРЕПОДАВАТЕЛИ СО СТРАННЫМИ «ФИШКАМИ»
Возможно, различного рода чудиков ты встречала и в школе, но в стенах вузов их концентрация зашкаливает. Одни закрывают дверь в аудиторию и не впускают студентов спустя ровно две минуты после начала пары. Другие, вместо того, чтобы читать лекцию, рассказывают о своей жизни. Третьи заставляют в двойном размере отработать пару, даже если ты пропустила ее по болезни. Четвертые наводят на тебя ужас одним своим появлением в коридоре. Пятые, напротив, вызывают безудержный смех. Радует лишь то, что некоторые «причуды» преподавателей действительно идут тебе на пользу.
«У нас большинство преподов были с причудами. Был философ, который недавно защитил диссертацию «Действие психотропных и наркотических веществ на изучение философии», и, судя по лекциям, он так и не бросил их принимать. Историк каждую пару начинал с фразы «Человечество – ошибка эволюции». Преподаватели по специальности часто напоминали: «Остановитесь и задумайтесь, а не дерьмо ли вы делаете»», – Света, журфак, ВШЭ.
« Ох, у нас на филфаке было много таких. Взять, например, препода по теории языка, который носил носки разных цветов. А еще очень неприятная преподавательница по педагогике заставляла писать контрольные работы, за которые большинство получали плохие оценки. При этом ответы были почти точь-в-точь, как в ее лекциях. А препод по истории литературы XIX века во время лекции, прохаживаясь по аудитории, мог ни с того ни с сего подойти к кому-то из студентов и задать какой-нибудь вопрос, а то и заставить рассказать стихотворение Пушкина или Батюшкова. Вот так нежданчик », – Дарья, филфак, МПГУ.
«У нас был препод, который постоянно травил байки на своих занятиях, причем они все как-то соприкасались с темой, которую он освещал. Но почему-то его истории из жизни я запомнила лучше лекций», – Ангелина, филфак, РУДН.
Как быть?
Искать уникальный подход к каждому. И рассказывать веселые истории о сумасшедших преподах своим друзьям вне универа.