Что такое окружающая среда для детей
Характеристика, роль, типы, изменение и охрана окружающей среды
В настоящее время термин “окружающая среда” широко используется многими людьми, и средствами массовой информации. Каждый говорит о сохранении и защите окружающей среды. Регулярно проводятся встречи на международном уровне для обсуждения экологических проблем. За последние сто лет взаимоотношения между окружающей средой, социальными организациями и культурой обсуждались в социологии, антропологии и географии. Все это свидетельствует о растущей значимости окружающей среды. Кроме того, неоспоримым является тот факт, что жизнь связана с окружающей средой.
Общественные науки взяли концепцию экологии из биологии. Экология – это отрасль биологии, которая изучает связь между живыми существами и окружающей их средой. На социологию большое влияние оказала биология. Социология также изучает взаимосвязь между человеком и окружающей средой посредством экологии. Область изучения экологии человека в социологии сосредоточена вокруг человека и окружающей его среды.
Считается, что изучение экологии человека в области социологии начали Парк (1921 г.) и Берджесс (1925 г.). Существует тесная связь между человеком и окружающей средой. С одной стороны, человек рождается в окружающей среде и устанавливает с ней гармонию. С другой стороны, человек пытается контролировать свое окружение и менять его в соответствии с собственными требованиями. Следовательно, это требует понимания среды, частью которой является человек.
Определение
Термин «окружающая среда» произошел от французского слова «environia», что означает окружение. Оно включает как абиотическую (физическую или неживую), так и биотическую (живую) среды. Слово среда представляет собой совокупность природных условий, благодаря которым возможна жизнь организмов. Окружающая среда и организмы являются двумя динамическими и сложными компонентами природы. Окружающая среда регулирует жизнь организмов, включая людей. Люди более энергично взаимодействуют с окружающей средой, чем другие живые существа. Обычно окружающая среда относится к материалам и силам, окружающим живой организм.
Окружающая среда – это совокупность условий, которые окружают нас в данный момент времени и пространства. Она состоит из взаимодействующих физических, биологических и культурных элементов, которые взаимосвязаны как индивидуально, так и коллективно. Окружающая среда представляет собой совокупность условий, в которых организму приходится выживать или поддерживать свой жизненный процесс. Она влияет на рост и развитие живых форм.
Окружающая среда состоит из атмосферы, гидросферы, литосферы и биосферы. Главными ее компонентами являются почва, вода, воздух, организмы и солнечная энергия. Она предоставляет человечеству все природные ресурсы для обеспечения комфортной жизни.
1. По словам П. Гисберта «Окружающая среда – это нечто, окружающее объект и оказывающее на него непосредственное влияние».
2. По словам Е. Росса «Окружающая среда – это внешняя сила, которая влияет на нас».
Таким образом, среда относится ко всему, что окружает объект и оказывает на него непосредственное влияние. Наша окружающая среда влияет на нашу жизнь или деятельность. Окружающая среда человека подвержена воздействию различных факторов, которые могут быть естественными, искусственными, социальными, биологическими и психологическими.
Окружающую среду можно условно разделить на два вида или типа, такие как микро-среда и макро-среда. Ее также можно разделить еще на два других вида, таких как физическая (неживая) и биотическая (живая) среда.
Значение
Роль окружающей среды сложно переоценить, ведь она представляет совокупность всех необходимых условий, которые нужны любому живому организму для питания, размножения, функционирования и т.д.
Если окружающая среда изменяется под воздействием различных антропогенных факторов, она не способна в полной мере обеспечить здоровье экосистем и каждого организма, в частности.
Окружающая среда предоставляет:
Изменение
Изменение окружающей среды – это изменения или нарушения, чаще всего вызываемые деятельностью человека и естественными экологическими процессами. Оно может включать в себя любое количество факторов, таких как стихийные бедствия, человеческое вмешательство или взаимодействие с животными. Изменения окружающей среды не только охватывают физические изменения, но включают также введение инвазивных видов, которые так или иначе влияют на другие организмы или изменяют среду обитания.
Примерами изменения окружающей среды могут быть:
Загрязнение
Загрязнение – это введение загрязняющих веществ в окружающую природную среду, которые вызывают неблагоприятные изменения. Загрязнение может принимать форму химических веществ или энергии, такой как шум, тепло или свет. Компонентами загрязнения, могут быть либо чужеродные вещества/энергия, либо природные загрязнители. Больше>>>
Защита
Защита окружающей среды – это комплекс мероприятий, направленных на уменьшение негативного воздействия человечества на природу. Она должна проводится на различных уровнях, включая местный, государственный и международный, для обеспечения лучшего результата. Больше>>>
К защите окружающей среды можно отнести:
Влияние окружающей среды на развитие личности ребенка
В статье рассказывается о влиянии окружающей среды на личность ребенка, определяются положительные и негативные воздействия социума, рассматриваются этапы развития и методы формирования сознания детей.
Понятие об окружающей среде
Окружающая среда для человека – зона его жизнедеятельности. Это комплекс факторов: природных, социальных, политических, культурно-бытовых.
Человек, как биологический организм, чувствителен к изменениям температуры, освещения, страдает от экологического загрязнения. А как существо социальное, зависим от людей, которые его окружают. Личностное развитие происходит в социуме.
Влияние окружающей среды на развитие ребенка рассматривается через призму ближнего (домашнего) и дальнего социума, которые выполняют разные функции.
Семья предоставляет материальные условия, безопасность, прививает нравственные установки, определяет интересы детей. В обществе человек учится взаимодействовать, принимает правила поведения, сравнивает себя с другими.
Важно! Социум может играть, как положительную, так и негативную роль в воспитании детей.
Положительное влияние среды
Материальное и психологическое благополучие семьи позитивно влияют на формирование личности ребенка. В таких условиях малыш чувствует себя в безопасности, не испытывает тревожности, негативные эмоции не тормозят его развитие.
Организация родителями средовых условий поддерживают здоровье, совершенствуют физические качества. К ним относятся:
Интеллектуальные способности развиваются при создании «зоны ближайшего развития». Взрослый ориентируется на умения ребенка, которые находятся в начале становления. При поддержке родителей и педагогов постепенно они переходят в «зону актуального развития». Предметно-пространственная среда обогащает поле деятельности детей.
Важно! Ситуацию успеха для ребенка создает социум с демократическим стилем воспитания.
Ребенок становится личностью в процессе разнопланового общения: со взрослыми и сверстниками, детьми старше и младше себя по возрасту. Вовлечение в деятельность: игровую, учебную, творческую позволяет детям проявлять активность, приобретать практический опыт.
Общение развивает характер, речь, которая приобретает особое значение в познании и освоении окружающего мира.
Отрицательное влияние среды
Наличие в домашней среде социальных проблем: алкоголическая зависимость родителей, жестокое обращение с ребенком создают барьеры для полноценного воспитания, угрозу жизни и здоровью.
Важно! С раннего детства особенности отношения к малышу определяют вектор для его психического развития. Упущенные возможности невосполнимы в дальнейшем.
В семьях, в которых конфликтуют, у детей выявляются неврозы и страхи, они плохо учатся, могут отставать в физическом отношении от сверстников, склонны к соматическим заболеваниям, ослаблению иммунитета.
Семья, внешне благополучная, но с низким образовательно-культурным уровнем, не дает возможности раскрыться потенциалу ребенка. Родители могут его не увидеть и не оценить.
Отрицательное воздействие внешней среды (детский сад, школа, секция) отмечается при неконструктивном педагогическом взаимодействии, без учета возрастных и индивидуальных особенностей.
Социум становится опасным при школьном буллинге, наличии в окружении ребенка подростков, злоупотребляющих вредными веществами, склонными к правонарушениям.
Педагогика о влиянии среды
С точки зрения педагогики ближайшая к ребенку социальная среда рассматривается как первая модель социума, к которой он должен адаптироваться. В дальнейшем этот опыт он сможет применить в аналогичных ситуациях.
Приспосабливаясь к окружающей среде, ребенок учится одновременно выполнять разные социальные роли (сын, ученик, капитан команды). В процессе развития ребенок овладевает формами и средствами нескольких видов деятельности, расширяет круг контактов, формирует образ собственного «Я». Социализация происходит по направлениям: деятельность, общение, сознание.
Возникают параллельные потребности: «быть как все» и проявить себя индивидуальностью. Если они корректно уравновешиваются, то ребенок успешно интегрируется в общество.
Системное развитие ребенка и формирование его сознания
Психика человека обладает способностью отражать окружающую действительность с помощью сознания.
Важно! Все функции сознания развиваются одновременно, но на разном возрастном этапе доминирующей оказывается одна из них. В раннем детстве – это восприятие, в дошкольном – память, в подростковом – мышление.
Становление сознания ребенка происходит последовательно:
Научно доказано: речь и обобщения – связующие звенья при переходе от одной формы сознания к другой. Методы убеждения, объяснения, беседы, внушения эффективны при воздействии на сознание маленьких детей. Для подростков уместны разговоры «на равных», дискуссии, лекции.
Основные выводы
Среда, включая экологию, политический строй, оказывают влияние на развитие детей. Главная роль в социальном окружении отводится взрослому человеку. Он – носитель ценностей, транслятор социального опыта, посредник между ребенком и окружающим миром.
Таким образом, можно сделать выводы:
Влияние факторов окружающей среды на здоровье дошкольников
Марита Жиляева
Влияние факторов окружающей среды на здоровье дошкольников
Влияние факторов окружающей среды на здоровье дошкольников
«…Если нельзя вырастить ребенка, чтобы он совсем не болел, то, во всяком случае, поддерживать его
высокий уровень здоровья, вполне возможно». Академик Н. М. Амосов
Окружающая среда – один из факторов, влияющих на здоровье и образ жизни детей. Детский организм более чувствителен к изменению окружающей среды. Доказана прямая связь между здоровьем детей и различными факторами экологии.
Положительное влияние экологии. Большинство из нас всегда стремится к природе – в горы, в лес, к берегу моря, озера или реки, где чувствуется прилив сил. Окружающий ландшафт способен оказывать на эмоциональное состояние ребенка различное влияние. Пребывание на свежем воздухе и созерцание красот природы успокаивает нервную систему и стимулирует жизненный тонус. Не менее серьезное влияние на самочувствие детей и оказывают погодные условия. Всем хорошо известно, что воздух около текущей воды бодрит и освежает. Объясняется это тем, что в нем содержится большое количество отрицательных ионов, положительно влияющих на здоровье. Именно по этой причине свежим и чистым представляется воздух после грозы. Нельзя не отметить богатство лекарственных средств,которые дарит нам природа: лекарственные растения, морская соль, лечебная глина, грязи, минеральная вода и многое другое.
Влияние плохой экологии на здоровье. Множественные факторы окружающей среды, оказывают влияние на организм ребенка, его физическое и умственное развитие, на дыхание, обмен веществ, кровообращение, процесс пищеварения и т. д. Качественные и количественные изменения в обмене веществ, спровоцированные изменениями в экологии, могут вызывать и нарушения в росте и строении организма.
Плохое экологическое состояние ухудшает здоровье детей, вызывая отравление токсинами и тяжелыми металлами, кроме того, провоцирует развитие гиперактивности у детей.
Воздух. Загрязненный воздух сегодня остается одной из главных проблем любого крупного города. Доказано, что проживание поблизости оживленных автострад повышает вероятность развития бронхиальной астмы у детей. Сажа, пыль и другие мелкие частички, содержащиеся в загрязненном воздухе, способны вызывать спазм бронхов и сильный кашель, они раздражают слизистую оболочку носа и могут спровоцировать появление аллергического насморка, и послужить причиной раздражения глаз, появления конъюнктивита.
Вода. Купание в загрязненных водоемах, в особенности, если это пруд со стоячей водой, способно привести к заражению контагиозным моллюском. Намного более трудно обходиться без водопроводной воды, имеющей
повышенную жесткость из-за чрезмерного содержания солей. С целью минимизировать негативное воздействие данных компонентов, желательно использовать дома фильтры для очистки воды. Вода — это жизнь, ведь без нее не может существовать ни одно живое существо. Нужно с рождения приучать ребенка к употреблению необходимого количества жидкости для здоровья и хорошего самочувствия.
Защитные меры. Чтобы свести к минимуму вредное влияние загрязненной экологии на здоровьедетей нужно следовать простым советам:
• проводите больше времени с детьми на свежем воздухе – за городом, в лесу. Чистый воздух – лучшее лекарство для легких;
• установите дома специальный очиститель воздуха, который собирает разные неблагоприятные примеси и пыль;
• регулярно проводите влажную уборку, спрячьте все книги за стекло на полку, избавьтесь от ковров, собирающих пыль;
• для питья лучше всего использовать только бутилированную воду. Желательно, готовить на воде, очищенной с помощью фильтра;
• максимально ограничить употребление продуктов, в которых содержатся стабилизаторы, консерванты и прочие добавки, оказывающие плохое влияние на состояние организма. Пища детей должна быть максимально простой;
• в районах с плохой экологией детям чаще назначают витамины, антиоксиданты, препараты, содержащие йод и кальций, иммуномодуляторы;
• защитить детей от электромагнитного излучения можно, ограничив время их пребывания перед компьютером, телевизором, использование мобильного телефона и т. д.
Подводя итоги, можно сказать, что для сокращения негативного влияния экологии на детей мы должны сами заботиться об окружающей среде, прилагая как можно больше усилий для поддержки того природного баланса, в котором человечество способно существовать нормально.
Мы часто говорим детям фразу: «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!». Но как оказалось не всякая вода и не всякий воздух полезен и солнце в одном случае дарит здоровье, в другом попросту убивает. Поэтому, крайне необходимо научить детей правильному пониманию положительного и отрицательного влияния различных факторов среды на их здоровье. Научить их получать от природы только заряд бодрости и хорошего настроения.
День защиты окружающей среды (фотоотчет) 5 июня ежегодно мы отмечаем Всемирный день защиты окружающей среды. В этот день мы подводим итоги работы за год, используя «Панораму добрых.
Фотоотчёт экологической акции «Всемирный день защиты окружающей среды» [Фотоотчёт экологической акции «Всемирный день защиты окружающей среды» Доброго времени суток уважаемые коллеги! Ни для кого не секрет,.
Презентация «Работаем вместе для окружающей среды» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Cредняя общеобразовательная школа №1 г. Мамадыш» Мамадышского муниципального района.
Консультация для педагогов «Влияние профилактических мероприятий по закаливанию на здоровье дошкольников» Тема : «Влияние профилактических мероприятий по закаливанию на здоровье дошкольников.» Подготовила воспитатель: Афонина М. В. г. Белинский.
Поделка из соленого теста для оформления окружающей среды в группе Картина сделанная своими руками из соленого теста вызвала огромный восторг у всех увиденных. Две рамки без стекол приклеенные на фанеру.
Закономерности физического развития школьников в зависимости от условий окружающей среды Физическое развитие отражает процессы роста и развития организма на отдельных этапах постнатального онтогенеза (индивидуального развития,.
Фотоотчет «Всемирный День окружающей среды» А вы знаете, какой сегодня день отмечают у нас стране? 5 июня – «День эколога» и Всемирный День окружающей среды. Основной целью этого.
Значение факторов окружающей среды для слабовидящих школьников в условиях инклюзии Роль окружающей среды для жизнедеятельности ребенка с нарушениями зрения в условиях инклюзии часто не понимают или недооценивают. Если зрение.
Конспект НОД «Человек и окружающая среда»
Елена Субботина
Конспект НОД «Человек и окружающая среда»
Цель: развитие положительных нравственных качеств, побуждающих детей к соблюдению общепринятых норм поведения в природе.
1. Расширять знания и представления детей о роли природы в жизни человека. Уточнить первоначальные представления о лекарственных свойствах растений, произрастающих в Нижегородской области.
2. Формировать познавательные, практические и творческие умения экологического характера у детей дошкольного возраста.
3. Воспитывать эмоциональную отзывчивость к объектам живой природы.
Методы и приемы: сюрпризный момент, беседа, чтение художественной литературы, решение проблемных ситуаций, импровизация, моделирование, выполнение практических, творческих работ, обсуждение, игровые приемы, драматизация.
1. Чтение познавательной литературы об использовании человеком природной среды.
2. Рассматривание иллюстраций и беседы с детьми о лекарственных растениях родного края.
3. Мультимедийные презентации «Приключения муравьишки».
Материал: указатели с названиями станций, иллюстрации экосистем, набор карточек (грибы, зерновые, хлеб, ягоды, фрукты, овощи, мед, молоко, рыба, игровое оборудование (куклы с перевязанным горлом, мишка с перебинтованной лапой, зайка с маской на носу, лиса с завязанной головой, панно с изображением земли, воды, растений, животных, набор для художественного творчества, «Лесная аптека» (поляна с лекарственными травами на участке).
Этапы проведения НОД,его продолжительность:
2. Актулизация имеющихся знаний и представлений (станция «Природа кормит») – 3 мин.
4. Динамическая пауза (станция «Природа радует») – 5-6 мин.
5. Практическая работа (станция «Природа учит») – 5-7 мин.
6. Рефлексия о выполнении предложенного задания (дети вернулись из путешествия в детский садик) – 3 мин.
1. Педагог предлагает детям отправиться в необычное путешествие по стране под названием «Природа».Дети выбирают любой из маршрутов:
Воспитатель приглашает детей занять свои места в поезде.
«Вот поезд наш едет,
А в поезде этом ребята сидят.
Чу-чу-чу-чу – бежит паровоз,
Далеко-далеко ребят он повез».
3.Педагог: «Следующая остановка с указателем «Природа лечит». Вы не удивлены? Посмотрите сколько больных на лавочке сидят – они просят вашей помощи. (Воспитатель обращает внимание детей на игровые персонажи). Вы знаете, чем болеют наши игрушки?»Предположительные ответы детей: у лисы болит голова, у куклы болит горло, зайка простудился, мишка поранил лапу. Воспитатель предлагает детям найти лекарственные травы на участке, выбрать врага и полечить больных. Врач угощает детей фито-чаем.Предположительные ответы детей: ромашка лечит горло, подорожник заживляет раны, малина и клюква помогают при простуде, мята успокаивает.
4.Педагог: «Следующий маршрут нас приятно удивит, потому что она называется «Природа радует».Мы поиграем в игры-превращения:
а) Сначала я превращаю вас в могучие деревья, в цветы, в спокойный ручеек, текущий между деревьями и цветами; в высокие скалы на берегу, в волны, бегущие к берегу и разбивающиеся о скалы; в могучие дубы и сильный ветер, который хочет сломать деревья». (Дети бегают между деревьями, задевая их ветки-руки). Этюд повторяется со сменой ролей; в пушистые легкие облака, разлетающиеся по своим домикам.
б) А теперь я вас превращаю в насекомых, кружащих над цветами, сели на цветок и едят сладкий нектар (педагог спрашивает, в какое насекомое кто превратился); в птиц, перелетающих с дерево на дерево, греющихся в теплых лучах солнышка; в травинки, деревья, цветы, расправляющие свои листочки (педагог спрашивает в какое растение кто превратился – ответы детей); в маленькое семечко, лежащее на земле, но вот прошел дождик, выглянуло солнышко и из семечка появляется маленький слабый росток, тянется к свету – растет и распускается прекрасный цветок, понюхаем носиками (медленный глубокий вдох) – ах (на выдохе, какой ароматный запах!» (Дети произвольно выполняют движения в соответствии с принятой ролью и эмоционально перевоплощаются).
5.Педагог: «У нас остался последний маршрут «Природа учит». Перед вами большое панно. Оно называется «Как человек использует природу». Я уверенна, что каждый из вас понимает, что без природы нет жизни на Земле. Она учит нас быть бережливыми, заботливыми, внимательными. И тогда природа будет и лечить, и радовать и кормить. Это не простое панно – это панно послание всем людям. Нам надо его закончить и нарисовать для каждого объекта правила бережного и заботливого отношения к воде, земле, растениям, животным». (Дети делятся на четыре подгруппы, выполняют задания, используя наборы для детского творчества)
6.Педагог: «Мы вернулись с увлекательного путешествия под названием «Природа». Какая станция вам понравилась и почему? Почему человек и природа не отделимы друг от друга? Как нужно беречь природу?» (Дети обосновывают свои ответы).
«Все, что нужно, год от года
Нам дает сама природа.
Жить не можем без воды.
Без растений и животных
Без красивых гор высоких
Без лесов, полей и рек
Жить не может человек.
Чтобы долго-долго жить,
Мы должны их сохранить!»
(Педагог вручает каждому участнику нагрудный знак «Юный эколог»)