Что такое оксиды основания кислоты соли химия 8 класс

Что такое оксиды основания кислоты соли химия 8 класс

Что такое оксиды основания кислоты соли химия 8 класс. Смотреть фото Что такое оксиды основания кислоты соли химия 8 класс. Смотреть картинку Что такое оксиды основания кислоты соли химия 8 класс. Картинка про Что такое оксиды основания кислоты соли химия 8 класс. Фото Что такое оксиды основания кислоты соли химия 8 класс

Что такое оксиды основания кислоты соли химия 8 класс. Смотреть фото Что такое оксиды основания кислоты соли химия 8 класс. Смотреть картинку Что такое оксиды основания кислоты соли химия 8 класс. Картинка про Что такое оксиды основания кислоты соли химия 8 класс. Фото Что такое оксиды основания кислоты соли химия 8 класс

Что такое оксиды основания кислоты соли химия 8 класс. Смотреть фото Что такое оксиды основания кислоты соли химия 8 класс. Смотреть картинку Что такое оксиды основания кислоты соли химия 8 класс. Картинка про Что такое оксиды основания кислоты соли химия 8 класс. Фото Что такое оксиды основания кислоты соли химия 8 класс

Оксиды могут быть солеобразующими и несолеобразующими. Солеобразующим оксидам соответствуют гидроксиды и соли с элементом в той же степени окисления, что и в оксиде. Несолеобразующие оксиды не имеют соответствующих гидроксидов и солей. Таких оксидов немного: N 2 O, NO, SiO, CO.

Солеобразующие оксиды в зависимости от кислотно-основного характера делятся на кислотные, амфотерные и основные.

Основные оксиды образованы металлами с небольшими степенями окисления +1, +2. Амфотерные оксиды образованы переходными металлами со степенями окисления +3, +4, а также Be, Zn, Sn, Pb. Кислотные оксиды образованы неметаллами, а также металлами со степенью окисления больше, чем +4. Рис. 3.

Что такое оксиды основания кислоты соли химия 8 класс. Смотреть фото Что такое оксиды основания кислоты соли химия 8 класс. Смотреть картинку Что такое оксиды основания кислоты соли химия 8 класс. Картинка про Что такое оксиды основания кислоты соли химия 8 класс. Фото Что такое оксиды основания кислоты соли химия 8 класс

ОСНОВАНИЯ – это сложные вещества, состоящие из ионов металла и гидроксид-ионов.

Что такое оксиды основания кислоты соли химия 8 класс. Смотреть фото Что такое оксиды основания кислоты соли химия 8 класс. Смотреть картинку Что такое оксиды основания кислоты соли химия 8 класс. Картинка про Что такое оксиды основания кислоты соли химия 8 класс. Фото Что такое оксиды основания кислоты соли химия 8 класс

это сложные вещества, которые имеют свойства и кислот, и оснований, и потому их формулы можно записывать в разных формах:

форма основания форма кислоты

КИСЛОТЫ – это сложные вещества, состоящие из ионов водорода и кислотных остатков.

Что такое оксиды основания кислоты соли химия 8 класс. Смотреть фото Что такое оксиды основания кислоты соли химия 8 класс. Смотреть картинку Что такое оксиды основания кислоты соли химия 8 класс. Картинка про Что такое оксиды основания кислоты соли химия 8 класс. Фото Что такое оксиды основания кислоты соли химия 8 класс

Что такое оксиды основания кислоты соли химия 8 класс. Смотреть фото Что такое оксиды основания кислоты соли химия 8 класс. Смотреть картинку Что такое оксиды основания кислоты соли химия 8 класс. Картинка про Что такое оксиды основания кислоты соли химия 8 класс. Фото Что такое оксиды основания кислоты соли химия 8 класс

СОЛИ – это сложные вещества, состоящие из ионов металла и кислотных остатков.

Что такое оксиды основания кислоты соли химия 8 класс. Смотреть фото Что такое оксиды основания кислоты соли химия 8 класс. Смотреть картинку Что такое оксиды основания кислоты соли химия 8 класс. Картинка про Что такое оксиды основания кислоты соли химия 8 класс. Фото Что такое оксиды основания кислоты соли химия 8 класс

Что такое оксиды основания кислоты соли химия 8 класс. Смотреть фото Что такое оксиды основания кислоты соли химия 8 класс. Смотреть картинку Что такое оксиды основания кислоты соли химия 8 класс. Картинка про Что такое оксиды основания кислоты соли химия 8 класс. Фото Что такое оксиды основания кислоты соли химия 8 класс

Средние соли состоят из катионов металла (или аммония) и анионов кислотных остатков. Кислые соли, кроме катионов металла, содержат катионы водорода и анион кислотного остатка. Основные соли в своем составе содержат гидроксид-анионы.

Соли с двумя разными анионами и одним катионом называют смешанными. Например, Са(OCl)Cl – хлорид-гипохлорит кальция.

В комплексных солях содержится сложный ион, который принято заключать в квадратные скобки.

Источник

Химия

Именная карта банка для детей
с крутым дизайном, +200 бонусов

Закажи свою собственную карту банка и получи бонусы

План урока:

Оксиды

Оксиды в природе нас окружают повсюду, честно говоря, сложно представить нашу планету без двух веществ – это вода Н2О и песок SiO2.

Вы можете задаться вопросом, а что бывают другие бинарные соединения с кислородом, которые не будут относиться к оксидам.

Поранившись, Вы обрабатываете рану перекисью водорода Н2О2. Или для примера соединение с фтором OF2. Данные вещества вписываются в определение, так как состоят из 2 элементов и присутствует кислород. Но давайте определим степени окисления элементов.

Рассмотрим на примере следующих веществ кальций Са, мышьяк As и алюминий Al.

Подобно простым веществам реагируют с кислородом сложные, только в продукте будет два оксида. Помните детский стишок, а синички взяли спички, море синее зажгли, а «зажечь» можно Чёрное море, в котором содержится большое количество сероводорода H2S. Очевидцы землетрясения, которое произошло в 1927 году, утверждают, что море горело.

Чтобы дать название оксиду вспомним падежи, а именно родительный, который отвечает на вопросы: Кого? Чего? Если элемент имеет переменную валентность в скобках её необходимо указать.

Классификация оксидов строится на основе степени окисления элемента, входящего в его состав.

Реакции оксидов с водой определяют их характер. Но как составить уравнение реакции, а тем более определить состав веществ, строение которых Вам ещё не известно. Здесь приходит очень простое правило, необходимо учитывать, что эта реакция относиться к типу соединения, при которой степень окисления элементов не меняется.

Возьмём основный оксид, степень окисления входящего элемента +1, +2(т.е. элемент одно- или двухвалентен). Этими элементами будут металлы. Если к этим веществам прибавить воду, то образуется новый класс соединений – основания, состава Ме(ОН)n, где n равно 1, 2 или 3, что численно отвечает степени окисления металла, гидроксильная группа ОН- имеет заряд –(минус), что отвечает валентности I.При составлении уравнений не забываем о расстановке коэффициентов.

Особо следует выделить оксиды неметаллов в степени окисления +1 или +2, их относят к несолеобразующим. Это означает, что они не реагируют с водой, и не образуют кислоты либо основания. К ним относят CO, N2O, NO.

Чтобы определить будет ли оксид реагировать с водой или нет, необходимо обратиться в таблицу растворимости. Если полученное вещество растворимо в воде, то реакция происходит.

Золотую середину занимают амфотерные оксиды. Им могут соответствовать как основания, так и кислоты, но с водой они не реагируют. Они образованные металлами в степени окисления +2 или +3, иногда +4. Формулы этих веществ необходимо запомнить.

Кислоты

Если в состав оксидов обязательно входит кислород, то следующий класс узнаваем будет по наличию атомов водорода, которые будут стоять на первом месте, а за ними следовать, словно нитка за иголкой, кислотные остатки.

В природе существует большое количество неорганических кислот. Но в школьном курсе химии рассматривается только их часть. В таблице 1 приведены названия кислот.

Валентность кислотного остатка определяется количеством атомов водорода. В зависимости от числа атомов Н выделяют одно- и многоосновные кислоты.

Если в состав кислоты входит кислород, то они называются кислородсодержащими, к ним относится серная кислота, угольная и другие. Получают их путём взаимодействия воды с кислотными оксидами. Бескислородные кислоты образуются при взаимодействии неметаллов с водородом.

Только одну кислоту невозможно получить подобным способом – это кремниевую. Отвечающий ей оксид SiO2 не растворим в воде, хотя честно говоря, мы не представляем нашу планету без песка.

Основания

Чтобы дать название, изначально указываем класс – гидроксиды, потом добавляем чего, какого металла.

Классификация оснований базируется на их растворимости в воде и по числу ОН-групп.

Следует отметить, что гидроксильная группа, также как и кислотный остаток, это часть целого. Невозможно получить кислоты путём присоединения водорода к кислотному остатку, аналогично, чтобы получить основание нельзя писать уравнение в таком виде.

В природе не существуют отдельно руки или ноги, эта часть тела. Варианты получения кислот были описаны выше, рассмотрим, как получаются основания. Если к основному оксиду прибавить воду, то результатом этой реакции должно получиться основание. Однако не все основные оксиды реагируют с водой. Если в продукте образуется щёлочь, значит, реакция происходит, в противном случае реакция не идёт.

Данным способом можно получить только растворимые основания. Подтверждением этому служат реакции, которые вы можете наблюдать. На вашей кухне наверняка есть алюминиевая посуда, это могут быть кастрюли или ложки. Эта кухонная утварь покрыта прочным оксидом алюминия, который не растворяется в воде, даже при нагревании. Также весной можно наблюдать, как массово на субботниках белят деревья и бордюры. Берут белый порошок СаО и высыпают в воду, получая гашеную известь, при этом происходит выделение тепла, а это как вы помните, признак химического процесса.

Раствор щёлочи можно получить ещё одним методом, путём взаимодействия воды с активными металлами. Давайте вспомним, где они размещаются в периодической системе – I, II группа. Реакция будет относиться к типу замещения.

Напрашивается вопрос, а каким же образом получаются нерастворимые основания. Здесь на помощь придёт реакция обмена между щёлочью и растворимой солью.

С представителями веществ этого класса вы встречаетесь ежедневно на кухне, в быту, на улице, в школе, сельском хозяйстве.

Объединяет все эти вещества, что они содержат атомы металла и кислотный остаток. Исходя из этого, дадим определение этому классу.

Средние соли – это продукт полного обмена между веществами, в которых содержатся атомы металла и кислотный остаток (КО) (мы помним, что это часть чего-то, которая не имеет возможности существовать отдельно).

Выше было рассмотрено 3 класса соединений, давайте попробуем подобрать комбинации, чтобы получить соли, типом реакции обмена.

Чтобы составить название солей, необходимо указать название кислотного остатка, и в родительном падеже добавить название металла.

Ca(NO3)2– нитрат (чего) кальция, CuSO4– сульфат (чего) меди (II).

Наверняка многие из вас что-то коллекционировали, машинки, куклы, фантики, чтобы получить недостающую модель, вы менялись с кем-то своей. Применим этот принцип и для получения солей. К примеру, чтобы получить сульфат натрия необходимо 2 моль щёлочи и 1 моль кислоты. Допустим, что в наличии имеется только 1 моль NaOH, как будет происходить реакция? На место одного атома водорода станет натрий, а второму Н не хватило Na. Т.е в результате не полного обмена между кислотой и основанием получаются кислые соли. Название их не отличается от средних, только необходимо прибавить приставку гидро.

Однако бывают случаи, с точностью наоборот, не достаточно атомов водорода, чтобы связать ОН-группы. Результатом этой недостачи являются основные соли. Допустим реакция происходит между Ва(ОН)2 и HCl. Чтобы связать две гидроксильные группы, требуется два водорода, но предположим, что они в недостаче, а именно в количестве 1. Реакция пойдёт по схеме.

Особый интерес и некоторые затруднения вызывают комплексные соли, своим внешним, казалось,громоздким и непонятным видом, а именно квадратными скобками:K3[Fe(CN)6] или [Ag(NH3)2]Cl. Но не страшен волк, как его рисуют, гласит поговорка. Соли состоят из катионов (+) и анионов (-). Аналогично и с комплексными солями.

Образует комплексный ион элемент-комплексообразователь, обычно это атом металла, которого, как свита, окружают лиганды.

Теперь необходимо справиться с задачей дать название этому типу солей.

Образование комплексных солей происходит путём взаимодействия, к примеру, амфотерных оснований с растворами щелочей. Амфотерность проявляется способностью оснований реагировать как с кислотами, так и щелочами. Так возьмём гидроксид алюминия или цинка и подействуем на них кислотой и щёлочью.

В природе встречаются соли, где на один кислотный остаток приходится два разных металла. Примером таких соединений служат алюминиевые квасцы, формула которых имеет вид KAl(SO4)2. Это пример двойных солей.

Из всего вышесказанного можно составить обобщающую схему, в которой указаны все классы неорганических соединений.

Источник

Урок 12 Бесплатно Основные классы неорганических соединений

Начало

Что такое оксиды основания кислоты соли химия 8 класс. Смотреть фото Что такое оксиды основания кислоты соли химия 8 класс. Смотреть картинку Что такое оксиды основания кислоты соли химия 8 класс. Картинка про Что такое оксиды основания кислоты соли химия 8 класс. Фото Что такое оксиды основания кислоты соли химия 8 класс

Вы уже неоднократно встречались с различными типами соединений.

На этом уроке мы приведём эти знания в единую систему.

Среди неорганических химических соединений выделяют 4 основных класса:

Отнесение вещества к определенному классу происходит на основании его состава и химических свойств.

Конечно, каждое вещество обладает своими уникальными свойствами, но на этом уроке мы рассмотрим те их свойства, на основании которых вещества разделяют на классы.

Оксиды

Оксиды – это соединения двух элементов, один из которых – кислород.

Все химические элементы могут образовывать оксиды.

Некоторые химические элементы могут образовывать несколько оксидов, проявляя в них разные степени окисления.

При этом образуются совершенно непохожие друг на друга вещества.

Например, азот (N) образует пять оксидов:

Химическая формула

Валентность азота в веществе

Краткое описание вещества

Бесцветный газ со сладковатым привкусом. «Веселящий газ». Слаботоксичен. Используется в медицине для наркоза.

Бесцветный газ без запаха. Токсичен – вызывает удушье.

Синяя жидкость. «Азотистый ангидрид». Токсичен – вызывает ожоги кожи. Применяется в лабораторных условиях для получения азотной кислоты.

Бурый газ с резким запахом. «Лисий хвост». Токсичен – вызывает удушье и ожог легких. Применяется как окислитель ракетного топлива, а также в промышленности при получении азотной кислоты.

Бесцветные кристаллы. «Азотный ангидрид». Токсичен. Взрывоопасен.

У меня есть дополнительная информация к этой части урока!

Что такое оксиды основания кислоты соли химия 8 класс. Смотреть фото Что такое оксиды основания кислоты соли химия 8 класс. Смотреть картинку Что такое оксиды основания кислоты соли химия 8 класс. Картинка про Что такое оксиды основания кислоты соли химия 8 класс. Фото Что такое оксиды основания кислоты соли химия 8 класс

Оксидов не образуют всего несколько элементов:

фтор F

гелий He

неон Ne

аргон Ar

криптон Kr

При нормальных условиях оксиды могут быть:

Химическая формула

Систематическое и тривиальное название

Внешний вид

Применение

Бесцветная жидкость без вкуса

Бесцветные кристаллы с горьким вкусом

Флюс в металлургии

Бесцветный газ без запаха

Наполнитель в пищевой промышленности

Бесцветный газ со сладковатым привкусом

Оксиды разделяют на три группы:

Амфотерные оксиды обычно нерастворимы в воде, а растворимы в кислотах или в основаниях. В химических реакциях с кислотами они ведут себя как основные оксиды, а в реакциях с основаниями как кислотные.

Разделение основано на том, вещество какого типа способен образовывать данный оксид:

Что такое оксиды основания кислоты соли химия 8 класс. Смотреть фото Что такое оксиды основания кислоты соли химия 8 класс. Смотреть картинку Что такое оксиды основания кислоты соли химия 8 класс. Картинка про Что такое оксиды основания кислоты соли химия 8 класс. Фото Что такое оксиды основания кислоты соли химия 8 класс

Оксид водорода (H2O) или воду не относят ни к одному из этих типов, так как вода является основой жизни на Земле.

Оксиды легко вступают в реакцию с водой.

При этом получаются

Кислоты и основания также называют гидроксидами.

Это слово состоит из двух корней: гидро («вода») + оксид.

Пройти тест и получить оценку можно после входа или регистрации

Основания

Основание — сложное вещество, которое состоит из атома металла или иона аммония (NH4+) и гидроксогруппы (-OH)

Ca(OH)2 гидроксид кальция

NH4OH гидроксид аммония

Основания образуются при реакции основного оксида с водой

Не все оксиды реагируют с водой!

Из оксида кальция образуется гидроксид кальция:

Что такое оксиды основания кислоты соли химия 8 класс. Смотреть фото Что такое оксиды основания кислоты соли химия 8 класс. Смотреть картинку Что такое оксиды основания кислоты соли химия 8 класс. Картинка про Что такое оксиды основания кислоты соли химия 8 класс. Фото Что такое оксиды основания кислоты соли химия 8 класс

У меня есть дополнительная информация к этой части урока!

Что такое оксиды основания кислоты соли химия 8 класс. Смотреть фото Что такое оксиды основания кислоты соли химия 8 класс. Смотреть картинку Что такое оксиды основания кислоты соли химия 8 класс. Картинка про Что такое оксиды основания кислоты соли химия 8 класс. Фото Что такое оксиды основания кислоты соли химия 8 класс

Вы можете самостоятельно провести опыт.

Для него вам понадобится вода, фенолфталеин и негашеная известь.

Фенолфталеин можно достать в аптеке под названием «пурген» – это индикатор, т.е. вещество, которое изменяет свой цвет в основаниях или в кислотах.

Негашеную известь можно достать в строительном магазине или в семенном (она используется для раскисления почв в сельском хозяйстве).

Добавьте в воду немного фенолфталеина и всыпьте щепотку негашёной извести.

При этом раствор слегка нагреется, а фенолфталеин станет малиновым.

Вы увидели сразу два признака химической реакции: выделение тепла и изменение цвета.

Из за этого их свойства различаются.

Растворимые в воде основания называют щёлочи.

Щёлочи образуют металлы I и II групп периодической системы элементов и некоторые другие металлы.

Слово «щёлочь» происходит от древнего слова «selok», обозначающего «стирать», потому что щёлочи с древних времён использовали в стирке: они хорошо растворяют белки, жиры и песок.

Например, гидроксид натрия (NaOH) вы можете найти в составе средств для прочистки труб.

Щелочи известны с давних времен.

Поэтому для них характерны и исторически сложившиеся (тривиальные) названия:

КОН – едкое кали

NaOH – едкий натр

Ва(ОН)2 – баритовая вода.

Основные свойства гидроксидов увеличиваются сверху вниз: гидроксид цезия CsOH намного более едкий, чем гидроксид натрия NaOH, но не находит широкого применения из-за малой распространенности цезия в природе.

Основания находят широкое применение в быту и в промышленности.

Что такое оксиды основания кислоты соли химия 8 класс. Смотреть фото Что такое оксиды основания кислоты соли химия 8 класс. Смотреть картинку Что такое оксиды основания кислоты соли химия 8 класс. Картинка про Что такое оксиды основания кислоты соли химия 8 класс. Фото Что такое оксиды основания кислоты соли химия 8 класс

Пройти тест и получить оценку можно после входа или регистрации

Кислоты

Кислота – это сложное вещество, в молекуле которого имеется атом водорода и кислотный остаток.

Пример: серная кислота H2SO4

Ее состав можно написать так H + (HSO4)

Кислоты могут образовываться реакцией кислотных оксидов с водой.

Так образуется серная кислота H2SO4

Иначе H2SO4 можно записать в виде гидроксида SO2(OH)2

Кроме этих веществ кислотами в химии также называют множество органических кислот.

Органические кислоты – это те, которые образуются в живых организмах (например, муравьиная, уксусная, лимонная, щавелевая, яблочная, винная).

Их подробно изучает отдельная область химии – органическая химия.

Что такое оксиды основания кислоты соли химия 8 класс. Смотреть фото Что такое оксиды основания кислоты соли химия 8 класс. Смотреть картинку Что такое оксиды основания кислоты соли химия 8 класс. Картинка про Что такое оксиды основания кислоты соли химия 8 класс. Фото Что такое оксиды основания кислоты соли химия 8 класс

Общие признаки кислот- это сложные вещества, а в их составе всегда есть водород.

Карбонаты являются очень неустойчивыми в кислотах – разлагаются с выделением углекислого газа:

Что такое оксиды основания кислоты соли химия 8 класс. Смотреть фото Что такое оксиды основания кислоты соли химия 8 класс. Смотреть картинку Что такое оксиды основания кислоты соли химия 8 класс. Картинка про Что такое оксиды основания кислоты соли химия 8 класс. Фото Что такое оксиды основания кислоты соли химия 8 класс

У меня есть дополнительная информация к этой части урока!

Что такое оксиды основания кислоты соли химия 8 класс. Смотреть фото Что такое оксиды основания кислоты соли химия 8 класс. Смотреть картинку Что такое оксиды основания кислоты соли химия 8 класс. Картинка про Что такое оксиды основания кислоты соли химия 8 класс. Фото Что такое оксиды основания кислоты соли химия 8 класс

Своё название кислоты получили из-за их кислого вкуса, который мы ощущаем из-за раздражающего воздействия кислот на вкусовые рецепторы.

А английское название acid произошло скорее всего от латинского названия уксусной кислоты – acetum, поскольку уксусная кислота была первой выделенной человеком кислотой.

Ещё алхимики, когда им нужна была кислая среда, использовали именно уксус.

Существует легенда о том, как падишах потребовал от своего придворного алхимика испытать принесённый ему жемчуг.

На что алхимик посоветовал опустить жемчуг в крепкий уксус, и если жемчуг в нём растворится, то он настоящий.

Поговаривают, что после такого совета падишах опустил в крепкий уксус не жемчуг, а алхимика.

На самом деле всё просто: жемчуг – это карбонат кальция (продукт реакции извести с углекислым газом).

Современные ученые доказали, что царица Египта Клеопатра удивляла своих гостей тем, что с легкостью выпивала уксус, в который перед этим бросала жемчуг.

Причина в том же: жемчуг, растворяясь, нейтрализовал большую часть уксуса.

Алхимики часто использовали «царскую водку» – смесь азотной и соляной кислот.

При их смешивании происходит химическая реакция:

Что такое оксиды основания кислоты соли химия 8 класс. Смотреть фото Что такое оксиды основания кислоты соли химия 8 класс. Смотреть картинку Что такое оксиды основания кислоты соли химия 8 класс. Картинка про Что такое оксиды основания кислоты соли химия 8 класс. Фото Что такое оксиды основания кислоты соли химия 8 класс

Образующийся нитрозилхлорид – очень агрессивное вещество, оно даже реагирует с металлами, не растворяющимися в чистых кислотах: золотом, платиной и палладием.

Поэтому «царская водка» – одно из самых агрессивных химических веществ.

В лаборатории её обычно используют для очистки химической посуды от сильных загрязнений.

Кислота внутри нас.

Газ хлороводород, растворенный в воде, называют соляной кислотой.

Желудочный сок животных и человека содержит соляную кислоту HCl.

Вы могли встретиться уже с этим названием, поскольку соляная кислота свободно продаётся в хозяйственных магазинах.

Она используется в быту как чистящее средство.

У меня есть дополнительная информация к этой части урока!

Что такое оксиды основания кислоты соли химия 8 класс. Смотреть фото Что такое оксиды основания кислоты соли химия 8 класс. Смотреть картинку Что такое оксиды основания кислоты соли химия 8 класс. Картинка про Что такое оксиды основания кислоты соли химия 8 класс. Фото Что такое оксиды основания кислоты соли химия 8 класс

Желудочный сок человека достаточно агрессивен!

Он может полностью растворить бритвенное лезвие за несколько дней.

Внимание! Сaution! Achtung! Attenzione! 注意力

При работе с кислотами следует помнить, что это едкие вещества, и соблюдать осторожность!

Не допускать попадания кислот на кожу, а особенно на слизистые оболочки – глаза, рот!

При попадании кислоты на кожу или в глаза следует промыть большим количеством проточной воды!

Пройти тест и получить оценку можно после входа или регистрации

Источник

Важнейшие классы неорганических соединений: оксиды, кислоты, основания, соли

Урок обобщения и систематизации знаний и умений

Повышение теоретического уровня курса химии предполагает принципиально иной подход к построению и методике проведения большинства уроков. В особенности это относится к обобщающим урокам повторения, которыми заканчивается изучение темы, раздела, курса (неорганической и органической химии) и всего предмета в целом. На этих уроках систематизируются знания, устанавливаются взаимосвязи понятий, сравниваются изучаемые факты и явления на межпредметной основе. Это дает учащимся возможность видеть место фактов в общей системе знаний, объяснять их с позиций фундаментальных теорий и законов химии.

Повторение и обобщение в обучении химии решает следующие задачи: обеспечивает прочное и глубокое усвоение знаний, умений и навыков, приводит в систему факты и явления, углубляет содержание изученных понятий, помогает установить более высокий уровень связи между фактами, понятиями и явлениями, формирует умения и навыки самостоятельной работы, способствует умственному развитию учащихся.

Особенность уроков повторения, на которых осуществляется систематизация и обобщение, заключается в тщательной предварительной подготовке. Главные моменты, на которые следует обратить внимание, следующие:

1) определение цели и задач урока в целом;

2) выбор структуры урока и определение последовательности его этапов, соответствующих конкретному материалу;

3) отбор содержания, методов и приемов повторения;

4) определение форм работы с учениками – общеклассная, групповая или индивидуальная;

5) использование химического эксперимента и технических средств обучения;

6) определение содержания и объема домашних заданий;

7) выбор форм контроля и учета знаний.

Методика проведения уроков должна быть направлена не только на выяснение состояния знаний, умений и навыков учащихся и их общего развития, но и на достижение более высокого уровня систематизации и обобщения всего изученного материала.

Возможны следующие методические подходы. В начале урока преподаватель кратко знакомит с его задачами. Затем по порядку обсуждаются вопросы, которые были заданы на дом для повторения, вызывают учащихся, желающих отвечать на них. В исправлении ошибок и дополнении ответов участвуют все школьники. После рассмотрения каждого вопроса преподаватель делает краткие замечания, уточняет и обобщает сказанное. Высокой активности в работе на уроке можно добиться, если отдельные вопросы заранее, за 1–2 недели, распределить для подготовки между отдельными учениками или группами, дать им план сообщений и указать соответствующую литературу. Можно объявить конкурс на лучшее сообщение и оформить стенд докладов.

В тех случаях, когда желающих отвечать не находится, вызывают хорошо подготовленных учеников. Привлечение же слабо подготовленных ребят к ответам на обобщающие вопросы приводит лишь к неоправданной трате времени и не дает возможности обсуждать намеченные вопросы с достаточной глубиной.

В конце урока преподаватель делает общие выводы по теме или разделу, разбирает ответы и выставляет за лучшие ответы отметки в журнал.

Иной методический подход к проведению обобщающих уроков заключается в том, что они начинаются с устных сообщений в сочетании с демонстрацией опытов, графических и объемных наглядных пособий. Далее проводится коллективное обсуждение материала с целью получения выводов обобщающего характера. Затем выполняются задания, требующие применения имеющихся знаний.

Обобщающие уроки должны помочь в активном усвоении и закреплении изученного материала, выработать практические навыки, вооружить умением правильно выражать свои мысли и применять теоретические знания на практике.

Хочу остановиться на одном уроке обобщения по теме «Важнейшие классы неорганических соединений: оксиды, кислоты, основания, соли», проведенном мною в 8-м классе.

Чтобы химия восьмого класса вызывала большой интерес у учащихся, тщательно готовлюсь к каждому уроку, перед изучением нового раздела задаю учащимся опережающие задания. Назначаю индивидуальные, групповые консультации, даю инструктаж, советую выбрать дополнительную литературу.

Наша школа в республике является экспериментальной площадкой «Школа полного дня»: ученики присутствуют в школе с 8.00 до 17.00 ч. Находясь столько времени в школе, любой здоровый человек почувствует усталость, поэтому администрацией школы перед педагогами была поставлена задача разнообразить формы обучения. Экспериментально доказано, что применение разнообразных форм работы поддерживает активность, внимание и снижает утомляемость.

Предлагаемый вашему вниманию урок был показан на семинарах директоров и заведующих школ города во вторую смену и был оценен на «отлично». Он прошел живо, интересно и, как выразился один из директоров при анализе урока, после такого урока «у меня даже перестала болеть голова». Из 30 учеников 8-го класса 18 человек справились на «5», 7 – на «4», 5 – на «3». Урок понравился и ученикам. Вот мнения некоторых учащихся. Козлов В.: «. Урок мне очень понравился. Мне вообще нравятся уроки химии. Нравятся опыты, которые нам часто показывают здесь. Особенно интересны такие уроки, где мы проводим опыты сами, как, например, сегодня». Иванова О.: «…Мне нравится, когда мы сами сочиняем стихи, пишем сказки, составляем кроссворды, путешествуем по лабиринтам, ну, конечно же опыты. Галина Павловна просто и хорошо объясняет темы».

Пробудить интерес к предмету – одна из важнейших задач каждого учителя.

Знания учащихся часто оказываются разрозненными, обедненными, если не сделать необходимых обобщений в конце изучения темы, не подвести итог развитию понятий, не переосмыслить ранее пройденное.

Я думаю, в условиях нашей школы надо больше использовать подобные уроки с элементами занимательности, не утомляющие ученика, развивающие его творческие способности.

Девиз урока. «Повторение – мать учения». (Русская народная пословица.)

Цели урока. Обучающая. Повторение, углубление и обобщение сведений об основных классах неорганических соединений: построение названий соединений, классификация, способы получения, химические свойства, генетическая связь между основными классами неорганических соединений.

Развивающая. Развитие «химического» мышления, умения использовать терминологию, ставить и разрешать проблемы, анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать информацию.

Воспитывающая. Формирование интереса к учению, стремления добиваться успеха в учебе за счет добросовестного отношения к своему труду, создание положительной психологической атмосферы, воспитание чувства взаимного уважения между ребятами для максимального раскрытия их способностей на уроке.

Форма урока. Беседа с элементами исследовательской и самостоятельной работы учеников, работа у доски, индивидуальная, групповая работа, выполнение лабораторных опытов.

При подготовке данного урока был заранее роздан дополнительный материал, подготовленный учителем: «Суд над кислотой» (см. приложение), сценка «Кто я?».

Оборудование и реактивы. Н а с т о л а х у ч е н и к о в: опорные схемы (оксиды, кислоты, основания), дидактическая игра «Лабиринт “Соли”», дидактические карточки с заданиями, вращающиеся круги, пробирки с реактивами: оксид кальция, вода, фенолфталеин, метилоранж, пронумерованные пробирки (1, 2, 3 – вода, кислота, основание).

Н а д е м о н с т р а ц и о н н о м с т о л е: гидроксид натрия, сульфат меди(II), кислота, индикаторы, карбонат и оксид кальция, оксид меди, натрий металлический, вода.

1. Организационный момент, вступительное слово учителя о целях урока

Итак, ребята, на предыдущих уроках химии мы подробно разбирали состав и свойства неорганических соединений различных классов.

На доске записана тема:

«Важнейшие классы неорганических соединений»

Что такое оксиды основания кислоты соли химия 8 класс. Смотреть фото Что такое оксиды основания кислоты соли химия 8 класс. Смотреть картинку Что такое оксиды основания кислоты соли химия 8 класс. Картинка про Что такое оксиды основания кислоты соли химия 8 класс. Фото Что такое оксиды основания кислоты соли химия 8 класс

Учитель. Целью сегодняшнего урока является повторение и обобщение знаний по этой теме в занимательной форме.

Ребята, если вы обратили внимание на доску, то, наверное, заметили, что от названия темы вниз идут четыре стрелки. Пустые места под стрелками мы будем заполнять по мере отгадывания загадок.

• «Их получают путем горения
Или сложных веществ разложения.
В них два элемента, один – кислород.
Я отнесу к ним и известь, и лед».
Какие это вещества?

«Они имеют кислый вкус.
В них изменяет цвет лакмус.
А если активный металл попадет,
Получим мы соль и еще водород».

«В каких веществах у фенолфталеина
Бывает не жизнь, а сплошная малина?»

«Хлориды и нитраты,
Сульфаты, карбонаты
Я без труда и боли
Объединю в класс. »

2. Повторение свойств оксидов

Учитель. Ребята, к нам в гости напрашивается одно вещество. Вы должны отгадать, кто это?

Я у древних химиков самым главным веществом считалась. «Начало всех начал», – говорил греческий ученый Фалес, живший в VI в. до н.э. и утверждавший, что окружающий мир возник из меня – «первичной материи». Я в древности считалась матерью жизни и смерти. Мне поклонялись, а по преданиям древней Руси во мне жили русалки и водяные.

Я у древних народов Азии в прошлом служила причиной войн и борьбы.

Я являюсь вечным двигателем, который не ломается, не ржавеет, не горит, не гниет и никем не уничтожается.

Учитель. К какому классу веществ относится вода?

Какие вещества называются оксидами?

Приведите классификацию оксидов.

Несколько учеников приглашаются к доске.

Учитель. Ваши знания об оксидах мы проверим экспериментально. Заглядывая в опорную схему (схема 1), вам надо доказать, что СuО и СаО – основные оксиды, а СО2 – кислотный оксид. Но перед тем как выполнять эту работу, мы проведем экзамен по технике безопасности. На чью голову я буду надевать переходящую корону ТБ, тот будет задавать вопросы.

Оксиды

Что такое оксиды основания кислоты соли химия 8 класс. Смотреть фото Что такое оксиды основания кислоты соли химия 8 класс. Смотреть картинку Что такое оксиды основания кислоты соли химия 8 класс. Картинка про Что такое оксиды основания кислоты соли химия 8 класс. Фото Что такое оксиды основания кислоты соли химия 8 класс

1) Как надо обращаться с химическими веществами при выполнении работ?

2) Что надо делать при попадании кислот и щелочей на кожу?

3) Как правильно нужно разбавлять кислоты?

4) Как правильно держать пробирку при нагревании жидкости?

Пока ученики у доски размышляют над своими экспериментами, мы с вами проведем игру «Как получить оксид?»

Формулы каких оксидов вы должны вписать в клеточки с вопросительными знаками? (По принципу «крест-накрест», например формулу оксида углерода(IV) пишут в нижней правой клетке, а марганца – в верхней второй клетке.)

После завершения работы – устная проверка ответов.

К а р т о ч к а № 1

Что такое оксиды основания кислоты соли химия 8 класс. Смотреть фото Что такое оксиды основания кислоты соли химия 8 класс. Смотреть картинку Что такое оксиды основания кислоты соли химия 8 класс. Картинка про Что такое оксиды основания кислоты соли химия 8 класс. Фото Что такое оксиды основания кислоты соли химия 8 класс

К а р т о ч к а № 2

Что такое оксиды основания кислоты соли химия 8 класс. Смотреть фото Что такое оксиды основания кислоты соли химия 8 класс. Смотреть картинку Что такое оксиды основания кислоты соли химия 8 класс. Картинка про Что такое оксиды основания кислоты соли химия 8 класс. Фото Что такое оксиды основания кислоты соли химия 8 класс

Учитель. Ну а теперь, будущие химики, расскажите о своих экспериментах.

Учащиеся у доски демонстрируют и комментируют опыты.

3. Повторение свойств оснований

Учитель. А теперь, ребята, понаблюдаем за моими действиями.

(Проводит опыт взаимодействия натрия с водой и одновременно читает стих.)

А теперь, ребята, проведем лабораторную работу. Перед вами вода, оксид кальция, фенолфталеин. Вы должны доказать, что СаО – основной оксид. Что при этом получается? О чем говорит изменение цвета фенолфталеина?

Ребята, вы посмотрели два опыта. Какой же вывод напрашивается по ним?

Ученик. Основания получаются при взаимодействии активного металла с водой и оксидов активных металлов с водой.

Учитель. Когда-то вы сочиняли стишки о разных веществах. Вспомните, пожалуйста, стишок, посвященный основанию.

Если в формуле заметишь –
Впереди металл стоит
И своей ОН-подвеской
Как большим хвостом вертит,
Ты не думая ответишь:
«Знаю, это – гидроксид».
Но гидроксид – начало названия,
А класс веществ – основания.

Учитель. Какие вещества называются основаниями?

Вспомните классификацию оснований (схема 2).

Основания и их свойства

Что такое оксиды основания кислоты соли химия 8 класс. Смотреть фото Что такое оксиды основания кислоты соли химия 8 класс. Смотреть картинку Что такое оксиды основания кислоты соли химия 8 класс. Картинка про Что такое оксиды основания кислоты соли химия 8 класс. Фото Что такое оксиды основания кислоты соли химия 8 класс

Ребята, растворимые основания или щелочи у нас есть в лаборатории, нам их присылают. А вот нерастворимых оснований готовых нет. Мы их получаем сами, проводим опыты. Ваша задача – получить Cu(ОН)2.

Я, конечно, могу вам немного подсказать теоретически. У меня здесь спрятана запись уравнения реакции получения Cu(ОН)2.

Кто-то стер часть записи, что же делать?

Восстановите запись в тетрадях. И получите практически из веществ, данных в пробирках, Сu(ОН)2.

Один ученик восстанавливает запись на доске, другой проводит опыт взаимодействия CuSO4 с NaOH на демонстрационном столе.

В это же время с классом проводится с а м о с т о я т е л ь н а я р а б о т а.

Из предложенного списка веществ выбрать основания и отдельно расположить щелочи и нерастворимые основания.

К а р т о ч к а № 3

К а р т о ч к а № 4

Ученики вместе с учителем проверяют правильность выполнения работы.

4. Повторение свойств кислот

Учитель. Ребята, немного прервемся и послушаем в вашем исполнении стихотворную пьесу «Суд над кислотой» (см. приложение).

Ученики декламируют заранее подготовленную мини-пьесу.

Учитель. Дайте определение кислотам. Как классифицируются кислоты? (Схема 3; таблица)

Свойства кислот

Что такое оксиды основания кислоты соли химия 8 класс. Смотреть фото Что такое оксиды основания кислоты соли химия 8 класс. Смотреть картинку Что такое оксиды основания кислоты соли химия 8 класс. Картинка про Что такое оксиды основания кислоты соли химия 8 класс. Фото Что такое оксиды основания кислоты соли химия 8 класс

Проведем небольшую исследовательскую работу. Перед вами три пронумерованные пробирки. Вам надо определить, в какой пробирке находится кислота. (Набор реактивов NaOH, H2SO4, Н2О, метилоранж.)

А теперь проведем конкурс «Вращающиеся круги». Вы должны совместить эти диски (рис. 1) таким образом, чтобы формулы кислот в окошках соответствовали названиям их солей.

Рис. 1. «Вращающиеся круги». Круг «а» соединен с кругом «б» так, чтобы, вращая их, можно было увидеть в окошках формулы кислот

Учитель. Если в кислоте атом водорода я заменю на атом металла, то что я получу? Напишите формулы веществ, которые получаются при взаимодействии натрия и кальция со всеми кислотами из таблицы (см. таблицу).

(Учащиеся пишут формулы солей, затем все вместе их проверяют.)

Мы получили с вами соли.

5. Повторение свойств солей

Учитель. Дайте определение солям. Как классифицируются соли?

А теперь пять человек отправляются в путешествие в царство Солей (схема 4 «Лабиринт»). Если формула вещества соответствует приведенному под ней названию, то вы переходите к следующему пункту по стрелке «да», если не соответствует – по стрелке «нет». Можно войти в любой «вход». Но правильный «выход» только один – «пункт Г». Остальные работают со мной. Назовите мне соль, с которой мы ежедневно сталкиваемся дома. (Ученики отвечают, что это поваренная соль.)

Лабиринт

Что такое оксиды основания кислоты соли химия 8 класс. Смотреть фото Что такое оксиды основания кислоты соли химия 8 класс. Смотреть картинку Что такое оксиды основания кислоты соли химия 8 класс. Картинка про Что такое оксиды основания кислоты соли химия 8 класс. Фото Что такое оксиды основания кислоты соли химия 8 класс

Ученые подсчитали, что человек в день употребляет 12–15 г поваренной соли. Сосчитайте, сколько соли вы потребляете за месяц, за год. Сколько соли вы съели за свою жизнь (14 лет).

Ученики проводят подсчеты, проверяют вместе с учителем.

За месяц: 15 г•30 = 450 г, за год: 450 г•12 = 5,4 кг,

за 14 лет: 5,4 кг•14 = 75,6 кг.

6. Подведение итогов

Учитель. Теперь мы с вами подведем итоги. Перед вами опорная схема «Генетическая связь между основными классами неорганических соединений» (схема 5).

Генетическая связь между основными классами неорганических соединений

Что такое оксиды основания кислоты соли химия 8 класс. Смотреть фото Что такое оксиды основания кислоты соли химия 8 класс. Смотреть картинку Что такое оксиды основания кислоты соли химия 8 класс. Картинка про Что такое оксиды основания кислоты соли химия 8 класс. Фото Что такое оксиды основания кислоты соли химия 8 класс

Повторяя свойства и способы получения этих веществ, мы пришли к выводу, что они между собой взаимосвязаны.

Что такое оксиды основания кислоты соли химия 8 класс. Смотреть фото Что такое оксиды основания кислоты соли химия 8 класс. Смотреть картинку Что такое оксиды основания кислоты соли химия 8 класс. Картинка про Что такое оксиды основания кислоты соли химия 8 класс. Фото Что такое оксиды основания кислоты соли химия 8 класс
Рис. 2. Забавная рожица для ответов на вопросы теста. Верхний ряд кружков соответствует ответу «а», средний – «б», нижний – «в». Если ответы верные, то получается улыбка, как показано на рисунке

И для закрепления того, что мы с вами прошли, выполним тест. В задании по вариантам выберите правильный ответ и обведите красной ручкой или фломастером соответствующие точки на рисунке (рис. 2). А теперь эти точки соедините линией. Затем поднимите свои работы, и я увижу ваши улыбки.

1) Из предложенного перечня выберите основной оксид:

2) В результате взаимодействия оксида серы(VI) с водой образуется:

а) основание; б) кислота; в) соль.

3) В растворах щелочей фенолфталеин имеет цвет:

а) бесцветный; б) синий; в) малиновый.

4) Какой металл не реагирует с соляной кислотой?

а) Натрий; б) серебро; в) цинк.

5) Вещества какой пары могут реагировать между собой?

а) NaOH + HCl; б) NaCl + Zn; в) Аu + H2SO4.

1) Из предложенного перечня выберите кислотный оксид:

2) В результате взаимодействия оксида натрия с водой образуется:

а) кислота; б) щелочь; в) соль.

3) В растворах щелочей лакмус имеет цвет:

а) бесцветный; б) фиолетовый; в) красный.

4) Что из перечисленного не подходит для характеристики соляной кислоты?

5) Вещества какой пары могут реагировать между собой?

7. Домашнее задание

Учитель. Пришла телеграмма: «Пропали вещества А и В, вместо них появилось неизвестное вещество С».

Вам надо разыскать эти вещества. Итак, вы отправляетесь на поиски:

О ходе вашего путешествия и поисков напишите или нарисуйте (в виде какой-нибудь творческой работы), а на следующем уроке мы подведем итоги ваших работ.

8. Заключение и критерии выставления итоговой оценки

Учитель. С какой трудностью вы столкнулись и как вы решили эту проблему? Что понравилось и не понравилось на уроке? Почему?

(Выслушивается мнение одного-двух учеников. Подводятся итоги.)

1) Если все задания выполнены и бо’льшая часть оценок «5» – поставьте «5»;

2) если все задания выполнены, но преобладает оценка «4» – поставьте «4»;

3) если задания сделаны на оценку «3» или «4», или есть прочерки – поставьте «3»;

4) если вы не справились с двумя и более заданиями – поставьте прочерк.

Урок заканчивается гимном:

«Мы рождены пролить все то, что льется.
Просыпать то, чего нельзя пролить.
Наш класс химическим не зря зовется,
Мы будем вечно химию любить.
Все выше, и выше, и выше!
К вершинам науки идем,
Когда мы все школу закончим,
Смелее по жизни пойдем!»

Суд мы начнем. Дело здесь непростое.
Суд мы вершим над самой Кислотою.
Скажет пусть речь Прокурор наш сначала:
Как Кислота подсудимой стала?
В чем преступленье ее заключается?
Иль в наказании она не нуждается?

С жалобой многие в суд обращались,
Что при общении с ней обжигались.
Скажут еще – при ее попадании
Гибнет металл, разрушаются здания.
Мрамор, гранит украшают строения,
Их разрушает она, к сожалению.
Язву желудка она вызывает,
Если в избытке в нем пребывает.
Зубы крошатся, ожоги на коже.
На преступление это похоже.
Если вдруг дождик кислотный прольется,
Многим тогда от нее достается:
Травы пожухнут, лес высыхает,
Рыба в озерах порой исчезает.
Губит природу она без сомненья,
Очень тяжелое то преступление.
Надо сказать, что особенно скверная
Та кислота, что зовем мы все cерная.
Если уж где-то она и прольется,
То чернота лишь вокруг остается.
И, обращая слово к суду,
Требую я наказать Кислоту!

Итак, господа, суд продолжается,
Слово Защитнику предоставляется.

Я заявляю, что это шантаж!
Кого подвергала она опасности,
Тот никогда не учил инструктаж
По технике безопасности!
Чтоб с кислотой без опаски общаться,
Надо лишь знать, как с ней обращаться…
Так, например, чтобы жертвой не стать,
Надо вам знать, что к чему приливать.
Только незнайки не помнят, наверное,
Как разбавляют кислоту серную.
Если решили ее разбавлять,
В воду должны вы ее приливать.
Она тяжелее, на дно оседает,
Между молекул воды проникает,
Не будет ожогов и тяжких последствий,
Не будет причин для судов и следствий.
Если незнайка, наоборот,
На кислоту вдруг воду польет,
То, чуть коснувшись, вода закипает –
Брызги летят и в глаза попадают.
Если пролил кислоту на одежду,
Сам виноват, потому что невежда,
Свойства кислот не учил ты прежде,
И результат вот – дыра на одежде.

Свидетели дело сейчас прояснят,
Вызывается фармацевт-гомеопат.

Я расскажу вам о пользе кислот,
Может, не знает о них наш народ.
Если ты проглотил аскорбинку,
Твой организм получил витаминку.
Знай, закрывает болезням врата
Аскорбиновая кислота!
Если простыли, болит голова,
Вас аспирин выручает сперва.
Яблоко ешь – кислый вкус красота,
В яблоке – яблочная кислота.
Яблочный уксус по ложечке пейте,
И обязательно вы похудеете.
Уксус столовый на кухне хранится –
Для консервации он пригодится.
Но и компресс из него помогает,
Быстро он жар при простуде снижает.
Фрукты и овощи, щавель, крапива
Кислоты содержат – и это не диво.
Есть в муравьях и крапиве невинная
С виду совсем кислота муравьиная.
Жжет она кожу, но есть в ней и прок –
Ваш ревматизм она вылечит в срок.
Лучше не жуйте косточки вишни
И абрикосов – это все лишнее.
Будет вам плохо – диагноз такой:
Синильной отравлены вы кислотой.
Думаю, что совсем не приукрашу,
Если хвалить буду я простоквашу,
Есть в ней молочная кислота –
Молодость ваша и красота.
Аминокислот в организме полки,
В цепях они образуют белки.
А без белков нет ни мышц и ни кожи,
Скажите, на что же мы будем похожи?!
СУДЬЯ. Директор завода – свидетель второй,
С серной давно он знаком с кислотой.

Вам известно уже, наверное,
Очень важна кислота серная.
И без нее нам, как ни крутись,
Верьте не верьте, не обойтись
При производстве красок и лаков;
Нефть очищает прекрасно от шлаков.
Аккумуляторы автомобилей
Без кислоты бы нам не послужили.
Надо нам ее не судить,
А по достоинству оценить.

СУДЬЯ. Ну а теперь подсудимой слово.

Я объяснить все вам готова,
Если права я, суд пусть решает,
Может, меня он все ж оправдает?
В чем виновата я? Не понимаю.
Что я умею, то выполняю.
Беды все там от меня случаются,
Где люди со мною не так обращаются.
Построили заводы разные,
Летят из труб вещества газообразные,
С водой образуют кислот целый ряд,
Ну а потом нас во всем винят.
Кто виноват в этом? Человек!
Сам сокращает прекрасный свой век!

Слово защитнику предоставляем,
Как поступить с кислотой – решаем!

Много свидетели здесь говорили,
Думаю я, что всех убедили,
Что осуждать кислоту не стоит:
Что-то разрушит, а больше построит.
Надо учесть все это суду.
Требую я оправдать кислоту!

Так, господа, суд прекращаем,
И кислоту мы сегодня прощаем.
Стоит совет всем хороший дать:
Свойства кислот продолжать изучать!

Л и т е р а т у р а

Лычкова Г.Е. Обобщение сведений об основных классах неорганических соединений. 8 класс. Химия (ИД «Первое сентября»), 2003, № 23; Зайковский И.И. Занимательная химия. М.: Учпедгиз, 1961; Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия. 8 класс. М.: Просвещение, 1998; Тыльдсепп А.А., Корк В.А. Мы изучаем химию. М.: Просвещение, 1988; Устяк В.В., Федотова Л.Г. Химия в схемах и тестах. Для абитуриентов и учащихся 11-х классов. Чебоксары, 2001; Хомченко Г.П. Химия: для подготовительных отделений вузов. М.: Высшая школа, 1981.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Что такое оксиды основания кислоты соли химия 8 класс. Смотреть фото Что такое оксиды основания кислоты соли химия 8 класс. Смотреть картинку Что такое оксиды основания кислоты соли химия 8 класс. Картинка про Что такое оксиды основания кислоты соли химия 8 класс. Фото Что такое оксиды основания кислоты соли химия 8 класс