Что такое слушание музыки в музыкальной школе
Методика организации слушания музыки
Содержимое публикации
Методическая работа на тему:
«Методика организации слушания музыки»
Выполнила педагог ДО
Дунаева Ольга Ивановна
Структура процесса организации слушания музыки представлена следующими этапами: 1) вступительное слово учителя, 2) собственно слушание произведения, 3) анализ-разбор прослушанного, 4) повторное слушание на новом, более высоком сознательном и эмоциональном уровне, 5) подведение итога.
Вступительное слово учителя. Его задача:
— заинтересовать учащихся тем, что предстоит услышать, создать установку на восприятие;
— вступительное слово может быть совсем коротким или достаточно развернутым, в редких случаях может даже отсутствовать;
— во вступительном слове начинается формирование центрального понятия урока, поэтому оно должно быть связано с темой и целью урока;
— обязательным завершающим компонентом вступительного слова является постановка перед слушателями задачи, выражающейся в конкретном вопросе-задании, которое надо выполнить в процессе восприятия; суть задачи имеет непосредственную связь с темой и целью урока;
— вступительное слово в целом и задача должны носить проблемно-поисковый характер, не давать готовых понятий, а создавать условия для того, чтобы дети сами смогли в процессе творческого поиска прийти к ответу самостоятельно.
2. Слушание произведения:
— музыка может звучать как в «живом» исполнении, так и в записи;
— в любом варианте исполнения музыки она должна звучать качественно;
— необходимо, чтобы во время восприятия в классе была полная тишина, и учащиеся, готовые к ответу, не поднимали бы рук, пока музыка не закончится;
— учитель должен внимательно слушать музыку вместе с детьми, недопустимо заниматься посторонними делами и демонстрировать свое равнодушие к звучащей музыке.
3. Анализ-разбор прослушанного:
— сначала должна быть решена в процессе беседы с детьми задача, поставленная перед слушанием;
— в ходе анализа-разбора педагог вводит новую информацию, задает дополнительные вопросы, углубляющие понимание детьми содержания произведения и центральное понятие урока;
— педагог должен руководить анализом-разбором, не давая готовых ответов, стимулируя творческую инициативу учащихся, самостоятельность их мышления;
— если в процессе беседы возникает такая необходимость, то можно дополнительно прослушать соответствующие фрагменты произведения;
— следует помнить, что в процессе разбора основное внимание должно уделяться содержательной, выразительной стороне музыки;
— данный этап слушания не должен быть излишне затянут, не должен превращаться в «околомузыкальные» разговоры;
— по завершению разбора педагог подводит ему итог при помощи постановки перед учениками 2-3 вопросов;
— далее перед школьниками ставится новая задача к повторному слушанию, которая выступает как задание, которое необходимо выполнить в процессе музыкального восприятия.
— проводится с дополнительным видом музыкальной деятельности (игра на музыкальных инструментах, вокализация мелодии, пластическое интонирование, музыкально-ритмические движения) или с творческим заданием (рисование музыки, ее цветовое моделирование, создание сочинения и т.п.), с музыкально-дидактическими играми, могут быть использованы также музыкально-исследовательские задания;
— произведение может быть прослушано несколько раз, пока дети не выполнят свое творческое задание или не поучаствуют в достаточной степени в игре, вместе с тем следует придерживаться запланированного на данную часть урока времени;
— при необходимости повторное слушание может быть перенесено в одну из следующих частей урока или даже на другой урок (если произведение крупное).
5. Подведение итога слушания: представляет собой ряд вопросов педагога к школьникам, которые позволяют акцентировать основные понятия, введенные в процессе слушания, закрепить и уточнить их, проверить, насколько дети усвоили содержание слушания. По времени слушание музыки не должно занимать более половины урока, хотя могут быть и педагогически обоснованные исключения.
Слушание музыки в формировании музыкальной культуры учащихся
Разделы: Музыка
В формировании музыкальной культуры школьников слушательская деятельность имеет первостепенное значение. Слушание музыки является важнейшим видом музыкальной деятельности, которое обеспечивает развитие всех основных музыкальных способностей учащегося. Согласно теории музыкального образования главной задачей слушательской деятельности является формирование музыкальной культуры учащихся в процессе общения их с высокохудожественными образцами народной, классической и современной отечественной и зарубежной музыки.
Слушательская деятельность в рамках предмета “Слушание музыки” призвана содействовать: а) развитию интереса к музыке; музыкального слуха; музыкальной памяти; образного и ассоциативного мышления, воображения; музыкального восприятия и учебно-творческих способностей; б) освоению музыкальных произведений и знаний о музыке; в) овладению практическими умениями применять усвоенные музыкальные знания; г) воспитанию музыкального вкуса; нравственных и эстетических чувств; эмоционально-ценностного отношения к искусству.
Проблемой формирования слушательской деятельности занимались в своих исследованиях многие учёные, музыканты, такие как Э.Б. Абдуллин, Б.В. Асафьев, Л. Бернстайн, Л.В. Горюнова, Д.Б. Кабалевский, Е.В. Николаева, А.А. Пиличяускас, Б.Л. Яворский и другие.
История курса “Слушание музыки” уходит корнями в начало XX века. Значительный вклад в её развитие внёс отечественный музыковед I половины XX века Б.Л. Яворский. Он вёл интенсивную деятельность по разработке учебных программ в курсах “Сольфеджио”, “Теория музыки”. Особое внимание он уделял процессу восприятия музыки, и явился создателем новой для того времени учебной дисциплины “Слушание музыки” [8, 78].
Впоследствии многие музыкально-теоретические и педагогические идеи Б.Л. Яворского получили дальнейшее развитие, например, в трудах Б.В. Асафьева, Н.Л. Гродзенской, Д.Б. Кабалевского, М.Ю. Самакаевой, В.Н. Шацкой, Л.В. Школяр и других.
На сегодняшний день содержание, организация музыкально-слушательской деятельности основательно разработана учёными Э.Б. Абдуллиным, Е.В. Николаевой. В своих трудах авторы определяют следующие педагогические условия: а) какая музыка (народная, классическая, современная) будет изучаться на уроке; б) каков уровень общей и музыкальной (в первую очередь, слушательской) культуры данного класса; в) каком направлении предлагается развитие музыкально-творческих способностей учащихся; г) каков круг музыкальных интересов и потребностей учащихся [1, 74].
При организации процесса развития слушательской культуры школьников следует иметь в виду существование различных подходов к пониманию смысла и содержания музыкального искусства.
Вторая позиция заключается в том, что смысл музыки должен быть найден в самой музыке. Так, по мнению Л. Бернстайна, “музыка никогда не бывает о чём-то. Смысл музыки должен быть найден в самой музыке, в её мелодиях, гармонии, ритмах, оркестровом колорите, и в особенности в способах её собственного развития” [4, 89].
Говоря о развитии музыкально-слушательской культуры учащихся, необходимо помнить, что каждый ребёнок слушает и слышит музыку по-своему. Педагог – музыкант А.А. Пиличяускас, решая эту проблему, разработал “идеально – комплексную” модель познания музыки [9].
В нижеследующей таблице 1 автор предлагает различные подходы к определению понятия “слушание музыки”, её структуре, задачам.
Таблица 1
Различные подходы к определению понятия “слушание музыки”
Автор | Определение | Структура | Задачи |
Д.Б. Кабалевский | Понимание музыки как отражение действительности в образной форме | Жанровая основа, интонация, музыкальный образ, стиль, музыкальная драматургия | Научить учащихся понимать взаимосвязи музыки и жизни, музыки с другими видами искусств |
Л. Бернстайн | Смысл музыки должен быть найден в самой музыке, в способах её собственного развития | _ | _ |
А.А. Пиличяускас | Идеально-комплексная модель познания музыки. Её объектом выступают эмоциогенные интонации слушаемого произведения | Трёхкомпонентная структура: |
1) музыкальный образ;
2) эстетически-нравственный фон;
3) художественный образ
1)накопление интонационно-слухового опыта;
2)выявление интонационно-слуховых комплексов в произведении;
3)постижение стиля через восприятие музыкального образа
Если слушание музыки – это один из видов музыкальной деятельности учащихся, то восприятие музыки – это сложный психологический процесс постижения содержания музыкального произведения. Очень ёмкую трактовку понятия “восприятия” дал известный венгерский композитор Ференц Лист: “Восприятие музыки – это познание самого себя”.
Проблема восприятия музыки привлекала и привлекает внимание психологов, педагогов, музыкантов, искусствоведов, таких как Ю.Б. Алиев, О.А. Апраксина, Б.В. Асафьев, Н.Л. Гродзенская, Д.Б. Кабалевский, М.Ю. Самакаева, Г.С. Тарасов, Б.М. Теплов, Б.Л. Яворский, П.М. Якобсон и другие.
Однако нет единого определения самого понятия “восприятие музыки”. Наиболее точно и многогранно определил значение восприятия музыки в своей музыкально-педагогической концепции композитор Д.Б. Кабалевский ещё в 70-е годы. По его мнению “активное восприятие музыки – основа музыкального воспитания в целом. Только тогда музыка может выполнить эстетическую, познавательную и воспитательную роль, когда дети научатся по-настоящему слышать и размышлять о ней” [11, 9].
Н.Л. Гродзенская в качестве важнейшего компонента музыкального восприятия выделяет оценку: “Понимать музыку – значит воспринимать её сознательно, отдавать себе отчёт в её содержании, в её форме” [6, 7]. С данным определением созвучно и определение Л.В. Горюновой [5, 17].
Музыкальное восприятие отличается от обычных форм слухового восприятия, прежде всего тем, что слушатель в процессе восприятия музыки фиксирует интонации, а не просто звуковые последовательности. Об этом в своих трудах говорят Г.С. Тарасов [10, 9], А.Н. Сохор [12, 147].
Проблема восприятия музыки стала активно разрабатываться отечественными педагогами – музыкантами после Великой Октябрьской революции. Уже в первом сборнике “Музыка в единой трудовой школе” (1919 г.) видные деятели Н. Ковин и В. Каратыгин поднимали вопросы, связанные с развитием способностей “воспринимать музыку, переживать порождаемые ею эмоции, чтобы сделать их привычной и необходимой потребностью” [2, 41]. Большую ценность представляла работа М.М. Койранской, в которой был поставлен вопрос о необходимости создания определённой системы и последовательности при обучении восприятию музыки [10, 11]. Значительный вклад в развитие теории и практики музыкального воспитания внёс Б.Л. Яворский. Делая упор на единстве эмоционального и рационального, автор развивал мышление учащихся, их фантазию.
В нижеследующей таблице 2 автор предлагает различные подходы к определению понятия “восприятие музыки”.
Таблица 2
Различные подходы к характеристике понятия “восприятие музыки”
1)музыкальная педагогика – организация музыкального образования, поиск эффективных методов обучения;
2) психоакустика – влияние изменений качеств звука на восприятие звуковысотных отношений
Таким образом, слушательская деятельность играет важную роль в формировании музыкальной культуры школьников. Одна из главных задач предмета “Слушание музыки” – помочь учащимся овладеть слушательскими навыками в той степени, чтобы музыка была им близка и понятна, а потребность в общении с ней стала столь же естественной, как чтение книг, посещение театров, музеев, выставок, общение с культурными людьми.
1. Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Методика музыкального образования: Учебник для студ. высш. пед. учеб.заведений / Под общей редакцией М.И. Ротерштейна. – М.: Музыка, 2006.- 336 с.
4. Бернстайн Л. Концерты для молодёжи / Пер. с англ. и предисловие Е.Ф. Бронфин. – Л., 1991. – 67 с.
5. Горюнова Л.В. Воспитание музыкального вкуса и развитие музыкального восприятия у школьников // Музыкальное воспитание в школе. М., 1971. Вып.7. – С.15-21.
6. Гродзенская Н.Л. Школьники слушают музыку. М., 1969. – 84 с.
8. Морозова С.Н. Из истории массового музыкального воспитания. Б.Л. Яворский // Музыкальное воспитание в школе. Сост. О.Апраксина. Вып.12.М., Музыка, 1977.–С.75-85.
9. Пиличяускас А.А. Познание музыки как воспитательная проблема: Пособие для учителя. – М., 1992. – 234 с.
10. Самакаева М.Ю. Развитие восприятия музыки у старшеклассников. Учебное пособие. Свердловск, 1989. – 63 с.
11. Сергеева Г.П. Практикум по методике музыкального воспитания в начальной школе: Учеб. пособие для студ. нач. отд-ний и фак. сред. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., испр.–М.: Издательский центр “Академия”, 2000.–128 с.
12. Сохор А.Н. Музыка как вид искусства. М., 1970. – 186 с.
13. Явгильдина З.М. Музыкально-эстетическое воспитание младших школьников; вопросы теории и практики: Монография / З.М. Явгильдина. – Казань: Изд-во Казанского университета, 2002. – 184 с.
Статья «СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ КАК ОДИН ИЗ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МУЗЫКИ»
СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ КАК ОДИН ИЗ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МУЗЫКИ
Аннотация: в статье рассматривается важность одного из видов деятельности учащихся на уроке – слушание музыки. Особое внимание уделяется вопросу развития слушательской культуры и применения методов и приёмов активного слушания.
Ключевые слова: слушание музыки, слушательская культура, методы и приёмы активного слушания.
LISTENING to MUSIC AS ONE of the ACTIVITIES of STUDENTS at the MUSIC CLASSES
А bstract: the article deals with the importance of one of the activities of the students in the classroom-listening to music. Special attention is paid to the development of culture and constituencies of methods and techniques of active listening.
Keywords: listening to music, the reader’s culture, the methods and techniques of active listening.
Любителями и знатоками музыки не рождаются, а становятся… Чтобы полюбить музыку, надо прежде всего ее слушать.
Дмитрий Дмитриевич Шостакович.
Слушание музыки как вид деятельности в обязательном порядке входит в содержание каждого урока. Следует заметить, что восприятие музыки как живого образного искусства, неразрывно связано с жизнью и «Слушание музыки» является не только отдельным разделом урока, но и является ведущим видом деятельности, проявляющимся и в хоровом пении, и в импровизациях, и в размышлениях о музыке. Поэтому музыкальное развитие детей должно проводиться комплексно.
Восприимчивость к музыкальному искусству обогащает внутренний мир ребёнка. Но человек не рождается с этим чувством, его нужно развивать, воспитывать. Музыка является благодатной почвой для этого. Восприятие и понимание музыки заключается в ощущении ее связками, мышцами, движением, дыханием.
Слушание музыки направлено на развитие у детей интереса к окружающему их миру звуков, способствует развитию слухового внимания, активизирует эмоции, приучает сосредотачиваться в ответ на её звучание, учит узнавать и запоминать знакомые мелодии. Оно способствует расширению у детей представлений о музыкальных произведениях. Звучание музыки оказывает и терапевтическое воздействие: дает ребенку возможность успокоиться, снять раздражительность, нервное напряжение.
Очень важно приобщение детей к произведениям высокого музыкального искусства: произведения «золотого фонда» музыкальной культуры. Прежде всего нужно позаботиться о том, чтобы с самого раннего детства малыш знакомился с классической музыкой. Слушать классическую музыку можно начинать с самого рождения. Или даже до рождения, ведь, находясь у мамы под сердцем, малыш уже все слышит и запоминает. Немецкие ученые, изучающие влияние классической музыки на малышей, в основном рекомендуют давать слушать младенцам Моцарта, Шуберта, Гайдна, Баха. Дальнейшее приобщение к произведениям «золотого фонда» музыкальной культуры продолжается в дошкольном периоде. Затем основной акцент приобщения детей к произведениям высокого музыкального искусства ставится и неоднократно повторяется на разных этапах обучения в школе.
С первых встреч на уроках музыки (1-й класс) детям у надо помочь понять и осознать особую реальность сложного мира музыкальных звуков. Это заключается прежде всего в усвоение и осознание некоторых конкретных понятий и явлений, а именно: звука и его характеристик (высоты, длительности, силы, окраски), метра и ритмического рисунка, фактуры, мелодии и аккомпанемента, темпа, штрихов и т.д. Пусть дети, слушая музыкальные произведения, пока ещё не слышат формы, элементов музыкальной речи, не всегда в состоянии разделить звучание мелодии и аккомпанемента. Но они уже способны эмоционально откликнуться на звучащую музыку, получив удовольствие от возникших ощущений.
И, конечно, важно прививать детям слушательскую культуру, в которую входит умение воспринимать музыку и выразить своё отношение к ней; знание основных закономерностей и понятий музыки как вида искусства (обобщённые знания, служащие опорой восприятия) – композитор, исполнитель, слушатель, выразительные и изобразительные средства музыкального языка, песенность, танцевальность, маршевость, интонация, развитие и построение музыки. Ведь музыка существует в нашей жизни как живое знание и представление человека о самом себе, как средство самопознания и самовыражения.
Педагогу необходимо научить детей управлять своим собственным восприятием п процессе познания музыки, то есть понимание её «и умом, и сердцем».
Прежде всего слушание музыки должно начинаться со знакомства с памяткой по слушанию музыки, первым пунктом которой является слово-сигнал «Тишина». Детям объясняется, что на уроках они будут учиться слушать музыку сразу предлагается послушать тишину ведь звук «рождается из тишины»). Это очень важный момент для подготовки к прослушиванию, формирующий умение сосредоточиться, настроиться на слуховую работу, помогающую понять свое отношение и понимание предложенного материала. В частности, сам педагог во время звучания произведения должен быть эталоном слушателя, потому что учащиеся берут пример с учителя.
Для педагога очень важно найти живую, гибкую форму общения с детьми на уроках, создав положительный эмоциональный фон. В первом классе, в частности, большая часть урока должна отводится разъяснениям, рассказам. Это поможет им оживить в своем восприятии звучащий материал: ведь для них всё это ново, необычно, всё интересно (чтобы составить интересную беседу о музыке надо подумать, что в не интересного и для чего её надо послушать детям. Один из учеников Д. Б. Кабалевского говорил: «Прежде чем дать слушать музыку детям, послушайте её сами 100 раз и поймите: о чём она вам рассказывает и чему учит. Если не удалось проникнуть в суть произведения, то слушайте с детьми другую музыку. Не объясняйте то, чего сами не понимаете…» И это очень верно). При этом возникает необходимость стимулироватъ активпую практическую и игровую деятельностъ ребят. Детям предлагается определиться, что будем делать, а потом изображать это в действии (например, изобразить под музыку шаги музыкального героя движениями рук, прохлопать ритм, определить размер, показать в воздухе рисунок мелодии, попробовать пропеть ее).
Пример использования методов и приёмов активного слушания на уроке музыки в первом классе (на примере музыкального произведения «Клоуны» Д.Б. Кабалевского).
Существуют основные методы и приёмы активного слушания:
— Метод моделирования художественно – творческого процесса.
— Иллюстрирование музыкального произведения
— Метод «пластическое интонирование»
Метод «пластического интонирования» или экспрессивное выражение внутреннего эмоционального состояния. «Пластическое интонирование»- выражение музыки в жесте. Дети «рисуют» рукой движение музыки. Им предлагается стать клоунами и передать в движениях их характер.
Инструментальное музицирование. Подбор соответствующие музыке шумовых инструментов (например: музыкальные молоточки, бубны, колокольчики, погремушки).
Графическое изображение. Прослушав произведение, графически изобразить элементы музыкальной речи.
Вокализация мелодии. Попытка пропеть мелодию.
Приём «синквейна». Обычно применяется на стадии рефлексии.
1 строка –заголовок: «Клоуны»
2 строка – два прилагательных: «Озорные», «Смешные»
3 строка – три глагола: «Бегают», «Прыгают», «Играют»
4 строка – фраза, передающая собственное отношение, настроение, чувства: «Радость. Смех. Удовольствие».
5 строка – вывод, одним словом или фразой: «Весело!»
Использование подобных методов и приёмов позволяют непосредственно вовлечь самого ребёнка в процесс творчества, раскрыть его неповторимость и индивидуальность.
Уроки могут иметь разный облик, в зависимости от содержания: урок-воспоминание, урок-сказка, урок-исследование с большой долей самостоя-тельной аналитической работы, ypок – настроение, комплексный урок и т.д.
Однако в центре любого урока всегда должна стоять звучащая музыка и соответственно эмоциональный отклик на неё каждого ребёнка.
Абдуллин Э. Б. Методологическая подготовка учителя музыки: Научно-методические материалы для слушателей курсов повышения квалификации институтов усоверш. учителей по предмету «Музыка». –М.: МИРОС, 1992;
Абдулин Э. Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе: Пособие для учителя. – М., 1983;
Арчажникова П. Г. Профессия – учитель музыки: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1984;
Кабалевский Д. Б. О нравственном воспитании учащихся. М., Просвещение, 1984;
Скаткин М.Н. текст /Совершенствование процесса обучения//Методическое пособие – М.: 1971;
Хижняк Ю.Н. Там, где музыка живет. М., Просвещение, 1996 г.
Дополнительное образование всегда играло большую роль в определении и формировании профессиональных интересов детей на начальном этапе. Дополнительное образование, приобщая детей к искусству, помогает им стать маленькими музыкантами, танцорами, актерами, художниками. Детская школа искусств занимает особое место в российском образовании, так как выполняет две наиважнейшие образовательные функции – как первая ступень профессионального образования в сфере искусств и культуры и как вид образовательного учреждения, деятельность которого направлена на развитие общехудожественных компетенций, творческих способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения детей и юношества.
XX век ознаменовался открытиями во всех отраслях жизнедеятельности человека. Этому способствовали и технический прогресс, достигший совершенства, ускорившийся темп жизни, информационная нагрузка. У современного человека свои приоритеты, свои ценности. В профессиональном мире ценятся люди, владеющие техническими, юридическими, банковскими профессиями. Это заметно даже в школе, когда математический блок предметов выдвигается на передний план, поэтому особенно важно дать возможность для развития творчества, неистощимой фантазии, неординарные решения для своих задач, предмет «Слушание музыки» дает эту возможность.
Какие методы и приемы необходимы, чтобы привлечь внимание детей?
Я предлагаю проводить развернутые насыщенные беседы о композиторе и изучаемом музыкальном произведении. Учащиеся-подростки готовят рефераты, сообщения о композиторах, музыке. При этом они работают с энциклопедиями справочниками, интернетом. Задания на активизацию слухового внимания: поднятие руки при смене мелодии, частей, состава исполнителей, вступления инструментов. Интересны и такие задания: «рисование» образа на основе прослушивания, «услышать» то, что нарисовано, умение ощутить, пережить то, что услышано (или изображено). «Вижу, слышу, чувствую» помогает расширить границы восприятия, развивая воображение, формируя интерес к музыкальному искусству.
С интересом ребята передают свои мысли и чувства в рисунках и раскрасках, используя различные цветовые гаммы, холодные и теплые тона, линии, штрихи, геометрические формы, как средства выразительности. Светлые тона – светлое нежное спокойное настроение музыки, темные – тревожность, таинственность, яркие, сочные краски – веселый, радостный характер музыки. Важно не просто изображение музыкальных портретов, внешних обликов, звукоизобразительность, но и проникновение в сущность персонажей. Эти рисунки отличаются нестандартностью ассоциаций. Даже известные музыкальные произведения, возможно знакомые детям через просмотр фильмов-сказок, видятся ими иначе: снежными образами, озерами в горах, вихрями, стихией, колдунами…
Слушание музыки проходит по III этапам:
Первоначальное знакомство детей с музыкальным произведением. На первом этапе педагог должен возбудить интерес к произведению. На этом этапе необходимо приучать детей активно вслушиваться, откликаться на чувства, выраженные в музыке, воспринимать ее общий характер. Слово педагога, посвященное музыке, должно быть кратким, образным, направленным на ее основное содержание.
На II этапе – повторном слушании – перед педагогом стоит задача активизации процесса восприятия музыки. Этот этап характеризуется углубленным восприятием музыки, путем привлечения внимания к отдельным элементам музыкальной выразительности: развитием музыкальной памяти.
На третьем этапе слушания музыкальных произведений ребенок начинает узнавать их, что свидетельствует о сформировавшихся представлениях, о музыке. В результате частого повторения произведений ребята часто запоминают, выделяют наиболее понравившееся. У них появляется избирательное отношение к музыке.
с разнообразными по содержанию музыкальными произведениями;
углубляет и расширяет круг их представлений;
воспитывает чувства, музыкальный вкус.
Обучая предмету «Слушание музыки» я стремилась добиться следующих результатов:
— постепенное накопление у учащихся музыкально-теоретических сведений, которые вводятся ненавязчиво и очень осторожно.
— обучение учащегося эмоциональному восприятию музыки и умению анализировать в определенных масштабах.
— формирование у юных слушателей творческой инициативы, собственное отношение к искусству, познавательную активность, художественное воображение.
— приобщение детей к шедеврам мировой классики.
В заключении хочется сказать, необходимо находить поводы и точки соприкосновения уроков «слушания музыки» с повседневной жизнью. Чем больше жизненных различных связей в музыке будет на уроке обнаружено, тем более прочно музыка будет входить в сознание ребят как части жизни, как сама жизнь.