Что такое октябристский маятник
ТРЕТЬЕИЮНЬСКИЙ ПЕРЕВОРОТ
Роспуск II Государственной думы 3(16) июня 1907 года, который сопровождался изменением избирательного закона.
Правительство и Дума
Однако наладить отношения между правительством и Думой удавалось с трудом.
I и II Государственные думы
Большинство I Госдумы, начавшей свою работу 27 апреля 1906 года, составили либеральные кадеты, после них шли социал-демократы и трудовики – крестьяне демократической ориентации. Расчет правительства на патриархальный консерватизм крестьян не оправдался. Дума выдвинула требования политической амнистии, ответственного правительства и дополнительного наделения крестьян землей. Ужиться с такой Думой царь не мог – он распустил ее уже в июле – через 72 дня после созыва.
«Третьеиюньский переворот»
На этот раз власти пришли к выводу о необходимости не просто роспуска старой думы и созыва новой, а изменения самого политического механизма. Проблема состояла в том, что, согласно Основным государственным законам, император не имел права изменять избирательный закон без согласия Госдумы, но тогда новая дума вряд ли отличалась бы от предыдущей.
Николай II все же решил выйти из сложившегося конституционного кризиса путем одновременного роспуска II Думы и изменения избирательного закона.
Предлогом стала встреча депутатов от социал-демократов с делегацией солдат петербургского гарнизона, передавшими им так называемый «солдатский наказ», в котором рассказывалось о трудностях военной службы. Депутатов обвинили в заговоре против власти, отстранив многих из них от участия в заседаниях своей фракции. В ответ Дума учредила свою комиссию, решение которой должно было появиться 4 июня. Но, не дожидаясь его, 3 июня император распустил Думу. Тогда же был опубликован новый избирательный закон. Таким образом, Николай II нарушил Основные государственные законы. Поэтому данные события и получили название «третьеиюньского переворота».
«Третьеиюньская монархия»
В соответствии с новым избирательным законом, система выборов изменялась в пользу представителей наиболее состоятельных слоев населения: помещиков, промышленников, торговцев.
III Государственная дума состояла уже главным образом из сторонников монархии и правительства. Из 442 депутатов было 146 правых и 154 октябриста. Вместе эти фракции образовали большинство, необходимое для принятия решений. Председателями III Думы стали октябристы, сменявшие друг друга: помещик Н.А. Хомяков, лидер октябристов А.И. Гучков, помещик М.В. Родзянко.
Теперь правительство опиралось в Думе на октябристов. В случае, если представленный законопроект вызывал возражения кадетов, октябристы голосовали вместе с правыми; реформаторские же проекты принимались большинством октябристов и кадетов. Такой механизм получил название «октябристского маятника», а сама правительственная политика лавирования между правыми и левыми фракциями Думы стала называться «третьеиюньской монархией». Состав Госдумы, в целом устраивавший власть, обеспечил ее долгую жизнь. III Государственная думы проработала все отпущенные ей законом пять лет.
Значение словосочетания «октябристский маятник»
октябристский маятник
1. истор. своеобразная парламентская ситуация, сложившаяся в III Государственной думе и определявшаяся колебаниями фракции октябристов
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: скрежетание — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Ассоциации к слову «маятник»
Синонимы к слову «октябристский»
Синонимы к слову «маятник»
Предложения со словом «октябристский»
Предложения со словом «маятник»
Цитаты из русской классики со словосочетанием «октябристский маятник»
Сочетаемость слова «маятник»
Отправить комментарий
Дополнительно
Предложения со словом «октябристский»
Это отразилось в эволюции организационных структур, в резком сокращении кадетских и октябристских отделов, усилении симпатий в сторону внепартийного «прогрессизма», занимавшего промежуточное положение между октябристами и кадетами.
Ведь не дети же мы: отлично понимали, что значит и этот «прогрессивный думский блок» с октябристским рамолисментом по кадетской указке, и вся эта мобилизация общественности с её невыносимой шумихой.
Нечто подобное творится и в огромаднейшей октябристской партии.
Предложения со словом «маятник»
Однако малейшей утечки вполне достаточно для того, чтобы заставить маятник качаться, а физиков – сходить с ума, чтобы дом сочли населённым призраками и котелок иногда летал по комнате.
Маятник часов качался исправно, и стрелка указывала на одиннадцать, тогда как, судя по солнцу, было гораздо позже.
Следующая игра качнёт маятник или в одну, или в другую сторону.
Внутриполитическое развитие России в 1907–1914 гг. Столыпинская аграрная реформа
«Третьеиюньская» политическая система.Роспуск Думы с точки зрения закона был правомерным, но изменение избирательного закона без думского одобрения было нарушением положений Манифеста 17 октября 1905 г. Поэтому события 3 июня 1907 г. принято называть переворотом, в результате которого установилась реакционная политическая система, получившая название «Третьеиюньская монархия».
Новый избирательный закон 3 июня 1907 г. Новый закон изменил порядок выборов. В Думе вдвое сокращалось представительство от крестьян, в два с половиной раза – от рабочих. За свой откровенный антидемократизм закон был прозван «бесстыжим». Он знаменовал собой поражение революции 1905–1907 гг. и наступление реакции. Николай II в Царском Селе заявил в речи перед депутатами от Иваново-Вознесенской монархической партии: «Самодержавие моё останется таким, каким оно было встарь».
III Государственная Дума(1 ноября 1907–9 июня 1912 гг.) Новый избирательный закон изменил соотношение политических сил в III Думе. Помещики и крупная буржуазия, составлявшие менее 1% населения, получили более 2/3 депутатских мест.
-11 – «польское коло» (фракция польских депутатов) и др.
III Дума являлась самой «угодной» для самодержавия и просуществовала весь отведённый ей по закону 5-летний срок. Её председатели-октябристы неоднократно менялись: с 1907 г. – Н. А. Хомяков, с 1910 г. – А. И. Гучков, с 1911 г. – М. В. Родзянко. Дума рассмотрела и утвердила 2.197 законопроектов. Большинство их представляли собой незначительные законы, которые Н. А. Хомяков окрестил «законодательной вермишелью». Вместе с тем III Дума занималась и важными вопросами: рабочим, национальным и аграрным. Политика «третьеиюньской монархии» расценивается историками как реакционная. Однако это было и время преобразований. Самодержавие учитывало уроки революции, поэтому в его политическом курсе присутствовало сочетание реакционных мер с проведением реформ.
«Октябристский маятник». Правые монархические партии составляли правый фланг в Думе, левый фланг – кадеты. Роль центра выполняли октябристы. Хотя фракция октябристов не составляла большинства в Думе, от неё зависел исход голосования: если октябристы голосовали вместе с правыми фракциями, то в Думе создавалось право-октябристское большинство, если вместе с кадетами, то октябристско-кадетское. Эти два блока позволяли проводить политику лавирования. Голосование проходило по схеме: октябристы + черносотенцы = реакционные законопроекты; октябристы + кадеты = либеральные законопроекты. Эта система получила название «октябристский маятник».
Ленский расстрел (апрель 1912 г.). На р. Лене, на Андреевском прииске золотопромышленной компании «Лензолото» началась забастовка. Повод – выдача рабочим недоброкачественного конского мяса. Забастовали и другие прииски. Администрация отвергла требования бастующих и решила их уволить. Были арестованы зачинщики стачки. Около 3.000 человек направились с жалобой к прокурору. Рота солдат, прибывшая из г. Керенска, по приказу ротмистра Трещенкова открыла огонь по шествию, убив от 202 до 270 и ранив от 170 до 250 человек. Ленский расстрел вызвал протесты по всей России.
Идейно-политическая борьба левых партий после революции. Поражение революции и репрессии вызвали кризис левых партий. Эсеры раскололись на группы, многие скрылись за границей, опасаясь арестов. Социал-демократы также раскололись на несколько течений (ликвидаторы, отзовисты, троцкисты, ленинцы, «богостроители» и т. д.).
ТРЕТЬЕИЮНЬСКАЯ МОНАРХИЯ
ТРЕТЬЕИЮНЬСКАЯ МОНАРХИЯ (3 июня 1907–1915) – система государственной власти, сложившаяся после государственного переворота 3 июня 1907 и просуществовавшая до середины Первой мировой войны.
Государственный переворот был инициирован Советом объединенного дворянства. С согласия председателя Совета министров П.А.Столыпина, по сфабрикованному охранкой обвинению в подготовке антигосударственного переворота, практически вся социал-демократическая фракция Думы в ночь на 3 июня 1907 была арестована. Это было сделано без решения думской комиссии по расследованию обвинения в подготовке переворота. Одновременно был опубликован манифест о роспуске Думы и об изменениях в положении о выборах. Указ об изменении избирательного закона, повысивший имущественный ценз для избирателей (его текст составил С.Е.Кржижановский, председатель департамента общих дел), нарушал несколько статей так называемых «Основных законов Российской империи», утвержденных 23 апреля 1906 во время революции 1905–1907 и обнародованные в Манифесте 17 октября 1905.
Ранее, согласно Основным законам страны, ни один новый государственный акт не мог быть принят без согласия Думы. Теперь же, при распущенном парламенте, судебная власть стала осуществляться от имени императора, назначавшего Сенат и имевшего право законодательной инициативы, утверждавшего законы перед вступлением их в действие. По статье 87 Основных законов, в перерывах между роспуском и возобновлением деятельности Думы царь мог издавать указы, которые сразу проводились в жизнь, объявлять чрезвычайное положение в губерниях (что было постановлено еще ранее, Временными правилами 1881, которые продлевались каждые три года). При введении чрезвычайного положения Основные законы переставали действовать, и в губерниях устанавливалась диктатура генерал-губернаторов, имевших право ссылки без суда на 5 лет, запрета общественных организаций, закрытия предприятий и органов печати. С июня 1907 на 75% территории европейской части России стало действовать положение о чрезвычайной охране. Исполнительная власть стала полностью подконтрольна императору, так как он сам назначал Совет министров. В руках императора осталось и все руководство внешней политикой, так что заново созываемой Думе остались лишь внутренние проблемы государства.
Государственная дума III-го созыва (1 ноября 1907 – 9 июня 1912) была избрана по новому «третьиюньскому», «бесстыжему», по определению социал-демократов закону о представительстве, одобренному царем. По сравнению с прежней, II-ой Думой представительство было сокращено: от крестьян – в 2 раза (теперь они имели право избирать лишь 22% выборщиков, а прежде – 42%), от рабочих – в 2 раза (число выборщиков уменьшилось с 4% до 2%). В 3 раза уменьшилось число мест от Польши (вместо 37 мест было оставлено 14), Кавказа (вместо 29 мест – 10) и азиатской России (нерусские народности Забайкалья, народы Средней Азии), Астраханской и Ставропольской губерний. При этом не имели избирательного права военнослужащие, учащаяся молодежь до 25 лет, не говоря уже о женщинах. Таким образом, в 1907 в число избирателей вошло только 13% населения страны, а число членов Думы сократилось с 524 до 442.
Новый закон обеспечил привилегии предпринимателей и банкиров (около 45% выборщиков), а также помещиков (50% выборщиков). В самой Думе правые либералы – октябристы получили 30%, правонационалистические группы вместе – 32%, кадеты и прогрессисты – 21%, левые (социал-демократы и трудовики) – 7%. Поскольку левые (социал-демократы и трудовики) имели всего 7% голосов, а твердое политическое большинство в Думе отсутствовало, любое голосование в парламенте зависело от самой большой фракции – октябристов, которые склонялись то к правым, то к либералам центристского и левого крыла (эту ситуацию называли «октябристским маятником»). Таким образом, своеобразием монархической системы того периода был синтез демократии и авторитаризма, лавирования между классами и политическим партиями в обстановке социальной напряженности постреволюционного времени.
Первые годы этой сложной и хрупкой системы, основанной на «двух большинствах», связаны с именем премьера Столыпина. Его курс на модернизацию страны был лавированием между двумя большинствами во имя сохранения «твердых устоев» самодержавия и «умиротворения страны». После такого умиротворения, полагал Столыпин, Россия могла перейти к реформам, главной из которых была аграрная. Идея Столыпина заключалась в том, чтобы решить аграрную проблему, не затрагивая помещичьего землевладения, обогатив одних крестьян за счет других. Вслед за появлением в деревне слоя личных собственников Столыпин планировал предоставить им экономическое и политическое равноправие с помощью реформ местного управления и суда и таким образом создать мощную опору монархии. Но реформа Столыпина потерпела неудачу, да и другие законы проходили с боем, в обстановке споров между группировками и очень медленно. Хотя III-я Дума и поддержала реорганизацию армии и флота, утвердила увеличение ассигнований на начальное народное образование, все же не успели войти в силу планы введения непрерывного образования, отвергнута реформа местного самоуправления. Правое большинство III-ей Думы саботировало обсуждение так называемых «рабочих законопроектов» (о больничных кассах, о государственном страховании рабочих, ненаказуемости участников стачек), оставив принятие их на будущие годы. С целью обеспечения большей подконтрольности территорий, в годы третьеиюньской монархии Дума приняла законы об ограничении законодательных прав Финляндского сейма, о выделении из Польши Холмщины в особую губернию «в связи с преобладанием там русского элемента», что было расценено левыми силами как «четвертый раздел Польши».
Продолжая лавирование, весной 1911 власть оказалась перед выбором: Дума признала необходимость введения земств в западных губерниях, но эта идея была отвергнута Государственным советом. Между тем, эти годы были отмечены спадом активности крестьянского движения и подъемом сельского хозяйства. Увеличились доходы казны, росли сбережения населения. Необходимость для власти как-то определяться еще более обострило открытие 15 ноября 1912 IV Государственной думы, которая несмотря на дискриминационный закон оказалась более левой, чем III-я, хотя социал-демократы и трудовики уменьшили в ней свое представительство. Кадеты и прогрессисты получили 25% мест, но октябристы (22%) в силу своего политического положения сохранили решающую роль. В условиях общего сдвига «влево» правые либералы все чаще блокировались с более радикальными либеральными фракциями прогрессистов и кадетов. Два большинства пока сохранились, но они были: правооктябристским (283 голоса) и октябристско-кадетским (226). Из 442 депутатов в Думе оказалось 65 правых депутатов, националистов и умеренно-правых –120, октябристов – 98, прогрессистов – 48, кадетов – 59, три национальные группы – 21 депутат, трудовиков – 10, социал-демократов – 14.
Лавирование между ведущими партиями становилось все чаще невозможным для правительства, а аппарат Думы превратился в разветвленную сеть бюрократических учреждений. После того, как в 1912 в условиях подъема общественного движения Думой были приняты законы о больничных кассах и страховании рабочих, правительство, стремясь отделаться от такого парламента, завалило его «законодательной вермишелью» – множеством мелких законопроектов. Обсуждение важного законопроекта о бюджете на 1914, о котором велись жаркие споры в парламенте, закончилось утверждением его правительством без Думы и Государственного совета. Он был подписан царем как «постановление» этих органов власти. Принятие законодательных актов без участия Думы стало после этого случая почти нормой. Важные думские законопроекты в рамках реализации Манифеста 17 октября 1905 (свобода печати, собраний, союзов и др.) увязали в комиссиях или проваливались Государственным советом.
В 1912–1914 социальная база третьеиюньской монархии быстро сокращалась.
В июне 1914 Николай II на заседании Совета министров лично поставил вопрос об изменении Положения о Государственной думе. Однако новый государственный переворот в стране оказался уже не-возможен. Патриотический подъем в России в связи с началом Первой мировой войны при первых же проигранных сражениях пошел на спад. Дума потребовала от правительства ответа за военные поражения. Разозленный премьер-министр И.Л.Горемыкин выдвинул предложение лишить непослушную Думу права законотворчества, а депутатов – неприкосновенности.
Окончательный распад третьеиюньской системы произошел в августе 1915 с возникновением в Думе единственного большинства – «Прогрессивного блока». В оппозиции к царизму оказались все политические течения за исключением черносотенцев. Правящие круги показывали себя неспособными встать на путь действенных преобразований. Непоследовательная правительственная политика лавирования не разрешила основных проблем России. С одной стороны она оттолкнула поместное дворянство, во многом способствовавшее падению Столыпина, а с другой – разрушила союз с правыми либералами и вызвала новый подъем освободительного движения. «Третьеиюньская монархия» перестала существовать, будучи лишенной баланса сил между самодержавным правительством, Государственным советом и Государственной думой.
Сущность третьиюньской политической системы. Реформы П.А Столыпина.
В результате государственного переворота 3 июня 1907 г. в России установилась т.н. «третьиюньская» политическая система («третьиюньская монархия»). Обнародованный 3 июня 1907 г. новый избирательный закон значительно ограничивал представительство в Государственной думе для основной массы населения России (рабочих, крестьян и жителей национальных окраин). При этом основная ставка была сделана на резкое увеличение депутатских мест для помещиков и крупной буржуазии, рассматриваемых как надежная социальная опора самодержавия. Эти категории населения получили в Думе 2/3 мест. Наиболее значительной оказалась фракция октябристов и хотя она не составляла большинства, но от нее зависел исход голосования: если октябристы голосовали вместе с другими правыми фракциями, то в Думе создавалось правооктябристское большинство, если вместе с кадетами и примыкавшими к ним, то – октябристско-кадетское. Эти два блока в Думе позволяли правительству проводить политику лавирования: при необходимости проведения реформ оно могло рассчитывать на поддержку октябристско-кадетского большинства, а принятие консервативных законов обеспечивалось голосами правооктябристского большинства. III ГД вошла в историю, как «октябристский маятник».
III ГД дума была самой «угодной» для самодержавия и просуществовала весь отведенный ей по закону пятилетний срок, проведя 621 заседание. За это время она обсудила и приняла 2432 законодательных акта, подавляющее большинство которых представляли собой второстепенного характера законы о сметах различных ведомств и учреждений, тарифных и таможенных пошлинах, жалование разного рода чиновникам и т. п. (такие мелкие законы метко называли «законодательной вермишелью»). Вместе с тем III Дума занималась и рядом важных вопросов, поставленных в ходе революции 1905 – 1907 гг. рабочим, национальным, аграрным.
Политику «третьиюньской монархии» традиционно принято расценивать как реакционную, однако это было и время преобразований. Самодержавие не могло не учитывать уроков революции, поэтому для его политического курса 1907 – 1914 гг. было характерно сочетание реакционных мер с проведением реформ, лавирование между реакционными дворянскими кругами и либеральной буржуазией. Проводником такого курса стал председатель Совета министров (с 1906 по 1911 гг.) Петр Аркадьевич Столыпин (1862–1911). Он происходил из старинной и состоятельной дворянской семьи, владевшей крупными поместьями в разных губерниях страны, получил блестящее образование. По отзывам современников, П.А.Столыпин обладал твердым, властным характером, был беспощаден в достижении поставленной им цели, но мог пойти и на компромисс. Эти качества П.А.Столыпина были оценены в верхах и обеспечили ему продвижение по государственной службе: от губернатора Саратовской области до министра внутренних дел и главы правительства.
Убежденный монархист, последовательный сторонник и активный защитник «твердой власти», П.А.Столыпин выступал за проведение социальных и политических реформ, направленных на «модернизацию» России, развитие ее экономики и культуры, что в конечном счете позволило бы ей занять достойное место среди наиболее развитых держав мира. 16 ноября 1907 г. он выступил в Государственной думе со своей политической декларацией, изложив программу расширения и переустройства местного самоуправления, развития просвещения, обеспечения неприкосновенности личности. Он ставил проведение этой программы в жизнь в зависимость от принятия Думой его аграрной реформы. Провести успешные преобразования может лишь «твердая власть» при наличии стабильной обстановки в стране. При этом он допускал, что в случае крайней необходимости можно ввести диктатуру. Обращаясь к депутатам левых фракций Думы, П.А.Столыпин заявил: «Вам, господа, нужны великие потрясения, а нам нужна великая Россия». Для проведения в жизнь своей программы реформ он стремился отвести не только социальную опасность изнутри, но и избежать военной извне. Вынося на обсуждение Думы и Государственного совета правительственные программы укрепления обороноспособности страны, он постоянно подчеркивал необходимость избегать втягивания России в какой-либо военный конфликт.
С именем П.А.Столыпина связано проведение реформы крестьянского надельного землевладения. Целесообразность этой реформы была вызвана остротой аграрного вопроса, занимавшего важнейшее место в социально-экономической и общественно-политической жизни России. П.А.Столыпин полагал, что простой передел всей земли между крестьянами, как они того желали, проблемы не решит. По его мнению, главной причиной тяжелого положения крестьянства было не столько малоземелье, сколько преобладание общинного, уравнительного землепользования. В одной из речей он критиковал этот способ землепользования, указывая на отсутствие стимулов к более производительному труду, к использованию знаний и умений наиболее способных хозяев. П.А.Столыпин надеялся, что став полным собственником земли, крестьянин будет трудиться с большим усердием, тщательнее заботиться о земле, повышать урожайность, сможет прокормить себя и иметь возможность продавать излишки и без особого расширения своих земельных владений. Образцом для него служили фермеры и хуторяне Прибалтики и Восточной Пруссии. Кроме того, П.А.Столыпин считал, что с помощью мелкой земельной собственности можно сохранить крестьянство как сословие, избавить его от угрозы обеднения и пролетаризации. Аграрная реформа должна была повлечь за собой усиленный рост промышленности, подкрепленный развитием внутреннего рынка.
Разрушению крестьянской общины способствовал указ от 9 ноября 1906 г. и другие акты, предусматривающие роспуск общины решением простого большинства, а не 2/3 его членов, как было ранее. Власти всячески способствовали дроблению и обособлению крестьянских хозяйств в виде отрубов и хуторов. Другой мерой столыпинской аграрной реформы было переселение избыточного крестьянского населения, в основном бедняков, на малоосвоенные земли за Уралом (на востоке страны).
Результаты преобразований в аграрной сфере оказались противоречивыми. Хотел того П.А.Столыпин или нет, но распространение частной собственности на землю среди крестьян и разрушение общины способствовало развитию аграрного капитализма (хотя и с большими трудностями) и тем самым обрекало основную массу крестьянства на потерю привычного, патриархального, образа жизни и пролетаризацию. Не случайно проведение столыпинской реформы, выделение зажиточных крестьян на отруба и хутора встретило активное сопротивление большинства общинников.
Результаты аграрной политики П.А.Столыпина | |||
Создание новых форм землевладения и землепользования | Переселение крестьян | ||
Положительные результаты | Отрицательные результаты | Положительные результаты | Отрицательные результаты |
Начало создания фермерских хозяйств (к 1915 г. – 10 % всех крестьянских хозяйств). Рост производительности сельскохозяйственного труда (к 1915 г. валовый сбор зерна вырос в 1,7 ра-за), совершенствование агротехники (использование машин, удобрений). Рост экспорта хлеба. | Община не была разрушена. Из нее вышло 25 % крестьянских хозяйств, в основном зажиточные и беднейшие, возросло имущественное расслоение крестьян, ускорилась пролетаризация деревни. Крестьянство в целом отрицательно относилось к частным собственникам (поджоги, потравы). К противоречию между крестьянством в целом и помещиками добавилось противоречие между зажиточными и беднейшими крестьянами. | За Урал переселилось более 3 млн крестьян. Освоено 30 млн десятин целинных земель. Развивались кооперативные формы хозяйствования. | Проблема малоземелья не была решена. От 0,5 до 1 млн крестьян вернулись назад. В местах переселения возникали конфликты с местным населением. |
Несмотря на все недочеты, незавершенность, столыпинская аграрная реформа имела прогрессивное значение. Она заменила отжившие хозяйственные структуры более рациональными, открывавшими возможности для роста производительных сил в земледелии. Произошло расширение посевных площадей, выросла урожайность, поднялось производство хлеба на душу населения, увеличился вывоз хлебы за границу. Оживление сельского хозяйства способствовало бурному росту промышленного производства. По его темпам Россия вышла на первое место в мире – 8,8 % в среднем в год. Прирост продукции тяжелой промышленности составил за 13 лет (1901 – 1913) с поправкой на рост цен 74%.
Политическая и личная судьба П.А.Столыпина трагична. Против него повели ожесточенную борьбу как левые революционные группировки, так и правые силы. К последним в конце концов примкнул и Николай II. Они видели в Столыпине нарушителя «вековых устоев», узурпировавшего государственную власть в стране. Посягательства на свою политическую монополию дворянство Столыпину не простило. В сентябре 1911 г. он был убит в Киеве одним из двойных агентов, которыми полиция наводнила революционные организации.
Не удалось столыпинской политикой предотвратить и новый подъем революционного движения, начавшийся с Ленских событий 4 апреля 1912., когда войска расстреляли бастующих (270 человек было убито), требовавших улучшения условий труда. Особый размах революционные выступления приняли непосредственно перед началом первой мировой войны. В мае – июле 1914 г. забастовка охватила Баку, Москву, Харьков, Киев, Ростов и многие другие города России. В Петербурге остановились почти все фабрики и заводы, закрылись магазины, прекратилось трамвайное движение. В ответ на нападения полиции рабочие стали сооружать баррикады. Мощный революционный подъем в стране разрастался с неудержимой силой. Он был лишь временно прерван начавшейся войной.