Что такое омонимы третий класс
Урок по русскому языку по ФГОС «Что такое омонимы» 3 класс
Цель деятель-
ности учителя
Создать условия для ознакомления с омонимами, обучения нахождению слов-омонимов в письменной речи
и узнаванию их среди других лексических групп слов
Постановка и решение учебных задач
Планируемые
образовательные результаты
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться: осознавать позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателю общей культуры человека; научатся: писать без ошибок, применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи предложенных и самостоятельно составленных текстов, проверять написанное, ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.
Метапредметные(критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД): владеют способностямипонимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления;слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеютвступать
в речевое общение, пользоваться учебником.
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях
м етоды и формы обучения
Фронтальная, парная, индивидуальная
1. Учебник, рабочая тетрадь.
2. Словарь омонимов русского языка.
Интерактивная доска, проектор (по возможности)
Запись задач темы, элементов букв, мультимедийная презентация к уроку.
Основные понятия и термины
Синонимы. Антонимы. Омонимы. Лексическое значение слов-омонимов. Словарь омонимов. Слово с непро
веряемым написанием
о рганизационная структура (сценарий) урока
Обучающие и развивающие компоненты, задания
и упражнения
Формы
организации взаимодействия
на уроке
Формируемые
умения (универсальные учебные действия)
Конспект урока по русскому языку «Омонимы» (3 класс)
Технологическая карта урока № 19
Сформировать понятие об омонимах.
Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
Познавательные : умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Предметные: уметь различать омонимы и многозначные слова; использовать омонимы в устной и письменной речи; находить омонимы в художественном тексте; пополнить словарный запас учащихся, уметь работать с текстом; показать детям лексическое богатство русского языка.
Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке
Образовательные: научить различать омонимы и многозначные слова; формировать умение использовать омонимы в устной и письменной речи;
Способствовать развитию: умения находить омонимы в художественном тексте; воображения и речи учащихся; словарного запаса учащихся, умения работать с текстом.
Воспитывать: интерес к изучению русского языка путем использования на уроке занимательного материала, показать детям лексическое богатство русского языка.
Формирования новых знаний и способов деятельности
В.П.Канакина, В.Г.Горецкий Русский язык. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. 1ч.
– презентация к уроку
Синонимы. Антонимы. Омонимы. Лексическое значение слов–омонимов. Словарь омонимов. Многозначные слова.
Работа фронтальная, индивидуальная, в паре.
Игра «Будь внимателен» Различение многозначных слов и омонимов.
Стр. 45 упр. 76 Пользование словарем омонимов. Выявление лексического значения.
Стр. 46 упр. 77 Распознование омонимов, выявление лексического значения слов
Диагностика результатов урока
— Над какой темой работали на уроке?
— Как отличить омонимы от многозначных слов?
— Что выполняли на уроке?
Правило, стр. 46, упр. 78
1. Организационный момент.
2. Минутка чистописания.
— Откройте тетради. Запишите число, классная работа.
— Посмотрите на доску. Какую букву будем прописывать? Нн
— Расположите тетрадь правильно. Возьмите правильно ручку. Напишите строчку букв.
— Посмотрите и отметьте простым карандашом буквы, которые получились у вас лучше остальных.
3. Словарная работа.
— Назовите первый день недели.
— Охарактеризуйте в этом слове звук, который обозначает буква н.
— Запишите в словарик. Обозначте орфограмму.Запомните.
— Составьте предложение со словом понедельник. Запишите.
— Подчеркните грамматическую основу. Обозначте словосочетания.
4. Актуализация знаний.
— Как называется раздел, над которым мы работаем?
– Что означают слова, составляющие название темы?
– В каких словарях можно узнать о лексическом значении слова?
— С какими словами мы познакомились на прошлом уроке? (Вывешиваю на доску опорные схемки)
— Проверим домашнее задание.
— Прочитайте слова первой группы с синонимами.
— Каким словарем вы пользовались?
— Прочитайте слова второй группы с антонимами.
— Каким словарем вы пользовались?
— Для чего мы учимся использовать в своей речи синонимы, антонимы?
5. Самоопределение к деятельности.
— Сегодня мы познакомимся еще с одной такой группой слов.
— Вам, ребята, встречались близнецы? Вы, наверное, помните, как трудно их различить. Но ведь близнецы только внешне похожи, а характеры, привычки могут быть совершенно разными. Есть близнецы и в языке, это слова, которые очень похожи друг на друга, но имеют разные значения.
— Посмотрите на слайд. Назовите лексическое значение слова игла. Как называются такие слова?
— Кто знает, как называются такие слова?
(Прикрепляю опорную схему на доску)
— Какова же тема нашего урока?
— Прочитаем в учебнике правило на стр. 45.
7. Первичная проверка понимания нового материала.
Игра «Будь внимателен»
Различай омонимы и многозначные слова.
Чтение текстов по ролям подготовленными учащимися.
а) – О какой овсянке говорится в стихотворении?
б) – Почему в результате вычитания получились вой и плач? Сколько значений у слова «отнять»?
Отнять – 1. Отобрать
в) – Какие барашки утонут в воде, а какие нет? Чем похожи эти барашки? Сколько же здесь слов? А значений?
Барашки – 1. Белая пена на гребнях волны.
2.Молодые баранчики (овцы)
г) – Какая кашка видна на лугу? Какую кашку варят? Сколько слов? Как они называются?
Сделайте вывод, как отличить многозначные слова от омонимов? (Тем что, в отличие от многозначных слов, омонимы обозначают предметы, признаки, действия, не имеющие между собой ничего схожего.)
— Обратите внимание, что в учебнике на стр. 156 помещен словарь омонимов. Откройте словарь. Найдите слово лайка.
— Заметьте, что справа от слова стоят цифры, которые указывают на то, что это омонимы. Рядом с каждым омонимом в словарной статье дается толкование лексического значения слова. Прочитайте лексическое значение слова.
— Из упр. 76 найдите, пользуясь словарем омонимов, толкование одной из пар омонимов. Запишите в тетрадь. Проверьте написанное.
— Спишите 1 и 4 пару предложений с омонимами, вставив пропущенные буквы. Подчеркните омонимы. Выполните разбор по членам предложения.
— Обменяйтесь тетрадями с товарищем по парте и проверьте написанное.
8. Рефлексия. Итог урока.
— Над какой темой работали на уроке?
— Как отличить омонимы от многозначных слов?
— Что выполняли на уроке?
9. Домашнее задание. Правило, стр. 46, упр. 78
Конспект по русскому языку на тему «Что такое омонимы» (3 класс)
Предмет: Русский язык.
Тема урока: «Что такое омонимы»
Тип урока: открытие новых знаний
Цель урока: Наблюдать над словами, одинаковыми по звучанию и написанию, но разными по значению;
Регулятивные : самостоятельно формулировать тему урока после предварительного обсуждения,
преобразовывать практическую задачу в познавательную, составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера совместно с учителем.
— поиск и выделение необходимой информации (работа с текстом, работа со словарем омонимов);
— анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков;
— работа над формированием логических умений: сравнение, обобщение, построение цепочки рассуждений.
учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться, использовать различные источники и средства обучения: учебник, справочный материал, толковый словарь, печатные материалы для работы.
Личностные : проявлять интерес к изучению темы, оценивать результат собственной деятельности, осознавать собственные достижения при освоении учебной темы.
научиться: осознавать позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателю общей культуры человека;
научатся: писать без ошибок, применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи предложенных и самостоятельно составленных текстов, проверять написанное, ориентироваться
в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.
уметь определять и формулировать цель урока, планировать деятельность, осуществлять самоконтроль достижения результатов.
уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, проявлять доброжелательное отношение к партнерам.
обучающиеся проявляют заинтересованность к уроку «русский язык», доброжелательное отношение друг к другу в процессе работы в парах.
I. Организационный момент
Он пойдёт ребятам впрок.
Будем грамотно писать,
На вопросы отвечать.
Приветствуют учителя. Встают.
— учет позиции других людей;
— обеспечение учащимся организации их учебной деятельности.
II. Актуализация знаний
урок будет необычным
путешествие в страну
-Посмотрите на доску,
-Правильно. Что отличает это дерево от других?
станций с заданиями,
-Ребята, за активное
участие я буду давать
-На этой станции вспомним пройденные орфограммы.
ПАРНАЯ РАБОТА. Задание в конверте.
-Но сначала вспомним правила работы в паре. Их нам прочитает… Делю на пары.
— Посмотрите на конвертики, лежащие у вас на парте. Какое задание нужно выполнить?
Цв…тущий, улы…ка, д..рить, зв…нок, сос…ка, пр…мой, пиро…, ука…ка.
— На какие две группы можно разделить эти слова? (Слова с безударной гласной в корне и слова с парной согласной в корне)
-Назовите одушевлённые имена существительные. (соседка)
— Как называются остальные имена существительные? (неодушевлённые)
Найдите среди данных слов глаголы. (дарить)
— Из скольких слогов состоит глагол «дарить»? (их 2-х)
— Назовите имена прилагательные. (цветущий, прямой)
— На какие вопросы отвечают имена прилагательные в единственном числе? Во множественном числе? (Ответы детей).
— Откройте тетради, запишите число, классная работа? Какие орфограммы будем выделять?
-Ребята, пора отправляться на новую станцию! Открой, пожалуйста, Виолетта. Громко прочитай для нас.
А теперь я предлагаю отгадать загадки. Отгадки запишите в тетради ответы через запятую, они нам пригодятся.
1.Свежий и соленый Он всегда зеленый.2. Жидко, да не вода, бело, да не снег.
3. Мохнатый, твердый чудо-мячик, Под панцирь вкусный сок он прячет! А у меня возник вопрос: Как мне попробовать.
4. Он на вокзалах есть всегда, К нему подходят поезда. Двойное Р содержит он И называется…
5.От простуды помогает, С чаем в самый раз бывает.
6.Под землею с давних пор
Понарыто много нор,
И по ним туда-сюда
Быстро ездят поезда.
Выполните задания, подчеркните буквы и выпишите результат на новой строке, с большой буквы.
-О чем мы сегодня будем говорить?
-Давайте поставим цель урока.
-Хорошо, справились, теперь же поставим задачи.
-Что такое омонимы, может быть кто-то уже знаком с этим понятием, только не заглядываем в учебник?
Одинаково нас пишут,
Одинаково нас слышат.
Объяснение нового материала.
— Вам, ребята, встречались близнецы? Вы, наверное, помните, как трудно их различить. Есть близнецы и в языке, это слова, которые очень похожи друг на друга, но имеют разные значения. В греческом языке это слово имеет значение «одинаковое имя».
Но ведь близнецы только внешне похожи, а характеры, привычки могут быть совершенно разными. Вот и сегодня мы посмотрим на омонимы с разных сторон. И узнаем много интересного о них.
Первичная проверка понимания нового материала
Потеряла Алёнушка ключ.
На опушке искала — не видно.
Вдруг журчащий увидела ключ,
Да не этот ей нужен, как видно.
— Расскажите теперь, а какие значения есть у слова «ключ». (ответы учащихся).
— Во- первых, это ключ, который подходит к замку, т.е орудие для запирания и отпирания замка'( картинка). А есть и другое слово «ключ»- источник, родник (картинка), то есть ключ, который бьёт из земли.
Если Вы спросите: что общего в этих ключах? Вам ответят: ничего, кроме названия.
А наши предки видели здесь сходство. Они считали, что родник открывает землю, как ключ открывает дверь, и даёт выйти воде наружу.
— Назовите омонимы в стихотворении Гольдберга в учебнике, на странице 45.
— Почему в каждом предложении выделено слово коса! (Оно имеет раные значения.)
— Какое значение имеет слово коса в первом предложении? (Идущая от берега низкая и узкая полоса земли.)
— Какое значение имеет слово коса во втором предложении? (Сплетённые в виде жгута несколько длинных прядей волос.)
— Прочитайте ниже сведения о языке.
— Какие слова называются омонимами?
— Каким словарём можно пользоваться при работе с такими словами?
— Как представлены омонимы в словаре? (Отдельной словарной статьёй.)
Что такое омонимы в русском языке? Примеры
Омонимы — это слова, одинаковые по написании или произношению, но различные по значению (дробь — шарики для стрельбы, дробь — число).
Узнаем, что такое омонимы в русском языке, приведем примеры и составим словарь омонимов.
В нашей речи часто встречаются слова, которые звучат одинаково, но не имеют ничего общего в лексическом значении. Такие лексемы называются омонимами. Что такое омонимы, можно понять, если обратиться к происхождению этого лингвистического термина.
Греческий термин «омоним» (homos — одинаковый, onyma — имя) буквально значит «одинаковое имя». Омонимами являются слова, совпадающие в звучании и написании, но имеющие разное значение:
Вот какое определение, что такое омонимы, приводится в Википедии:
Омонимы и их разновидности
В лексике русского языка различают полные и неполные омонимы. Полными омонимами являются слова одной части речи, совпадающие в написании и звучании, но имеющие разное лексическое значение.
Примеры омонимов
Многозначное слово отличает несколько значений, которые помещаются друг за другом в одной словарной статье:
1)стремительно текущая вода;
2) поточное производство (конвейер);
3) группа учащихся с которой проводят занятия в такой же последовательности, как и с подобными группами.
Омонимы помещаются в разные словарные статьи как самостоятельные лексемы.
платформа² — программа действия.
Неполные омонимы: омографы, омофоны, омоформы
В русском языке существуют неполные омонимы, к которым отнесем омографы, омофоны и омоформы.
Неполные омонимы совпадают в звучании не во всех грамматических формах.
Примеры омографов
Разновидностью омонимов являются омофоны.
Омофоны (греч. homos «одинаковый» + phone «голос, звук») — это одинаково звучащие слова, но имеющие разное написание и значение. Омофонами могут быть слова разных частей речи, которые совпадают при произношении, но пишутся по-разному:
Употребление омофонов не препятствует пониманию речи. Используя определенный контекст, говорящий знает, о чем в нём сообщается.
Неожиданное звуковое сближение омофонов используют поэты для написания стихотворных шуток — каламбуров.
И легко пишу стихи я ;
Без раздумья, без отсрочки
Я бегу к строке от строчки ;
Даже к финским скалам бурым
Видеоурок «Омонимы. Омографы. Омофоны. Омоформы» (5 класс)
Словарь омонимов
ОМОНИМЫ — это… 50 примеров омонимов
Омонимы — это слова, одинаковые по написании или произношению, но различные по значению (дробь — шарики для стрельбы, дробь — число).
Узнаем, что такое омонимы в русском языке, приведем примеры и составим словарь омонимов.
В нашей речи часто встречаются слова, которые звучат одинаково, но не имеют ничего общего в лексическом значении. Такие лексемы называются омонимами. Что такое омонимы, можно понять, если обратиться к происхождению этого лингвистического термина.
Греческий термин «омоним» (homos — одинаковый, onyma — имя) буквально значит «одинаковое имя». Омонимами являются слова, совпадающие в звучании и написании, но имеющие разное значение:
Вот какое определение, что такое омонимы, приводится в Википедии:
Омо́нимы — это слова одинаковые по написанию, но разные по значению морфемы и другие единицы языка. Термин введён Аристотелем. Не следует путать омонимы с омофонами, омографами, омоформами и паронимами.
Омонимы и их разновидности
В лексике русского языка различают полные и неполные омонимы. Полными омонимами являются слова одной части речи, совпадающие в написании и звучании, но имеющие разное лексическое значение.
Примеры омонимов
Часто омонимы путают с многозначными словами. Узнаем, чем отличаются омонимы от многозначных слов.
Неполные омонимы: омографы, омофоны, омоформы
В русском языке существуют неполные омонимы, к которым отнесем омографы, омофоны и омоформы.
Неполные омонимы совпадают в звучании не во всех грамматических формах.
Прочтите об омоформах, или морфологических омонимах.
Примеры омографов
Разновидностью омонимов являются омофоны.
Омофоны (греч. homos «одинаковый» + phone «голос, звук») — это одинаково звучащие слова, но имеющие разное написание и значение. Омофонами могут быть слова разных частей речи, которые совпадают при произношении, но пишутся по-разному:
Употребление омофонов не препятствует пониманию речи. Используя определенный контекст, говорящий знает, о чем в нём сообщается.
Неожиданное звуковое сближение омофонов используют поэты для написания стихотворных шуток — каламбуров.
И легко пишу стихи я ;
Без раздумья, без отсрочки
Я бегу к строке от строчки ;
Даже к финским скалам бурым