Что такое омонимы третий класс

Урок по русскому языку по ФГОС «Что такое омонимы» 3 класс

Цель деятель-
ности учителя

Создать условия для ознакомления с омонимами, обучения нахождению слов-омонимов в письменной речи
и узнаванию их среди других лексических групп слов

Постановка и решение учебных задач

Планируемые
образовательные результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться: осознавать позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателю общей культуры человека; научатся: писать без ошибок, применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи предложенных и самостоятельно составленных текстов, проверять написанное, ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.

Метапредметные(критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД): владеют способностямипонимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления;слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеютвступать
в речевое общение, пользоваться учебником.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях

м етоды и формы обучения

Фронтальная, парная, индивидуальная

1. Учебник, рабочая тетрадь.

2. Словарь омонимов русского языка.

Интерактивная доска, проектор (по возможности)

Запись задач темы, элементов букв, мультимедийная презентация к уроку.

Основные понятия и термины

Синонимы. Антонимы. Омонимы. Лексическое значение слов-омонимов. Словарь омонимов. Слово с непро
веряемым написанием

о рганизационная структура (сценарий) урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания
и упражнения

Формы
организации взаимодействия
на уроке

Формируемые
умения (универсальные учебные действия)

Источник

Конспект урока по русскому языку «Омонимы» (3 класс)

Технологическая карта урока № 19

Сформировать понятие об омонимах.

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

Познавательные : умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Предметные: уметь различать омонимы и многозначные слова; использовать омонимы в устной и письменной речи; находить омонимы в художественном тексте; пополнить словарный запас учащихся, уметь работать с текстом; показать детям лексическое богатство русского языка.

Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке

Образовательные: научить различать омонимы и многозначные слова; формировать умение использовать омонимы в устной и письменной речи;

Способствовать развитию: умения находить омонимы в художественном тексте; воображения и речи учащихся; словарного запаса учащихся, умения работать с текстом.

Воспитывать: интерес к изучению русского языка путем использования на уроке занимательного материала, показать детям лексическое богатство русского языка.

Формирования новых знаний и способов деятельности

В.П.Канакина, В.Г.Горецкий Русский язык. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. 1ч.

– презентация к уроку

Синонимы. Антонимы. Омонимы. Лексическое значение слов–омонимов. Словарь омонимов. Многозначные слова.

Работа фронтальная, индивидуальная, в паре.

Игра «Будь внимателен» Различение многозначных слов и омонимов.

Стр. 45 упр. 76 Пользование словарем омонимов. Выявление лексического значения.

Стр. 46 упр. 77 Распознование омонимов, выявление лексического значения слов

Диагностика результатов урока

— Над какой темой работали на уроке?

— Как отличить омонимы от многозначных слов?

— Что выполняли на уроке?

Правило, стр. 46, упр. 78

1. Организационный момент.

2. Минутка чистописания.

— Откройте тетради. Запишите число, классная работа.

— Посмотрите на доску. Какую букву будем прописывать? Нн

— Расположите тетрадь правильно. Возьмите правильно ручку. Напишите строчку букв.

— Посмотрите и отметьте простым карандашом буквы, которые получились у вас лучше остальных.

3. Словарная работа.

— Назовите первый день недели.

— Охарактеризуйте в этом слове звук, который обозначает буква н.

— Запишите в словарик. Обозначте орфограмму.Запомните.

— Составьте предложение со словом понедельник. Запишите.

— Подчеркните грамматическую основу. Обозначте словосочетания.

4. Актуализация знаний.

— Как называется раздел, над которым мы работаем?

– Что означают слова, составляющие название темы?

– В каких словарях можно узнать о лексическом значении слова?

— С какими словами мы познакомились на прошлом уроке? (Вывешиваю на доску опорные схемки)

— Проверим домашнее задание.

— Прочитайте слова первой группы с синонимами.

— Каким словарем вы пользовались?

— Прочитайте слова второй группы с антонимами.

— Каким словарем вы пользовались?

— Для чего мы учимся использовать в своей речи синонимы, антонимы?

5. Самоопределение к деятельности.

— Сегодня мы познакомимся еще с одной такой группой слов.

— Вам, ребята, встречались близнецы? Вы, наверное, помните, как трудно их различить. Но ведь близнецы только внешне похожи, а характеры, привычки могут быть совершенно разными. Есть близнецы и в языке, это слова, которые очень похожи друг на друга, но имеют разные значения.

— Посмотрите на слайд. Назовите лексическое значение слова игла. Как называются такие слова?

— Кто знает, как называются такие слова?

(Прикрепляю опорную схему на доску)

— Какова же тема нашего урока?

— Прочитаем в учебнике правило на стр. 45.

7. Первичная проверка понимания нового материала.

Игра «Будь внимателен»

Различай омонимы и многозначные слова.

Чтение текстов по ролям подготовленными учащимися.

а) – О какой овсянке говорится в стихотворении?

б) – Почему в результате вычитания получились вой и плач? Сколько значений у слова «отнять»?

Отнять – 1. Отобрать

в) – Какие барашки утонут в воде, а какие нет? Чем похожи эти барашки? Сколько же здесь слов? А значений?

Барашки – 1. Белая пена на гребнях волны.

2.Молодые баранчики (овцы)

г) – Какая кашка видна на лугу? Какую кашку варят? Сколько слов? Как они называются?

Сделайте вывод, как отличить многозначные слова от омонимов? (Тем что, в отличие от многозначных слов, омонимы обозначают предметы, признаки, действия, не имеющие между собой ничего схожего.)

— Обратите внимание, что в учебнике на стр. 156 помещен словарь омонимов. Откройте словарь. Найдите слово лайка.

— Заметьте, что справа от слова стоят цифры, которые указывают на то, что это омонимы. Рядом с каждым омонимом в словарной статье дается толкование лексического значения слова. Прочитайте лексическое значение слова.

— Из упр. 76 найдите, пользуясь словарем омонимов, толкование одной из пар омонимов. Запишите в тетрадь. Проверьте написанное.

— Спишите 1 и 4 пару предложений с омонимами, вставив пропущенные буквы. Подчеркните омонимы. Выполните разбор по членам предложения.

— Обменяйтесь тетрадями с товарищем по парте и проверьте написанное.

8. Рефлексия. Итог урока.

— Над какой темой работали на уроке?

— Как отличить омонимы от многозначных слов?

— Что выполняли на уроке?

9. Домашнее задание. Правило, стр. 46, упр. 78

Источник

Конспект по русскому языку на тему «Что такое омонимы» (3 класс)

Предмет: Русский язык.

Тема урока: «Что такое омонимы»

Тип урока: открытие новых знаний

Цель урока: Наблюдать над словами, одинаковыми по звучанию и написанию, но разными по значению;

Регулятивные : самостоятельно формулировать тему урока после предварительного обсуждения,

преобразовывать практическую задачу в познавательную, составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера совместно с учителем.

поиск и выделение необходимой информации (работа с текстом, работа со словарем омонимов);

— анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков;

— работа над формированием логических умений: сравнение, обобщение, построение цепочки рассуждений.

учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться, использовать различные источники и средства обучения: учебник, справочный материал, толковый словарь, печатные материалы для работы.

Личностные : проявлять интерес к изучению темы, оценивать результат собственной деятельности, осознавать собственные достижения при освоении учебной темы.

научиться: осознавать позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателю общей культуры человека;

научатся: писать без ошибок, применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи предложенных и самостоятельно составленных текстов, проверять написанное, ориентироваться
в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.

уметь определять и формулировать цель урока, планировать деятельность, осуществлять самоконтроль достижения результатов.

уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, проявлять доброжелательное отношение к партнерам.

обучающиеся проявляют заинтересованность к уроку «русский язык», доброжелательное отношение друг к другу в процессе работы в парах.

I. Организационный момент

Он пойдёт ребятам впрок.

Будем грамотно писать,

На вопросы отвечать.

Приветствуют учителя. Встают.

— учет позиции других людей;

— обеспечение учащимся организации их учебной деятельности.

II. Актуализация знаний

урок будет необычным

путешествие в страну

-Посмотрите на доску,

-Правильно. Что отличает это дерево от других?

станций с заданиями,

-Ребята, за активное

участие я буду давать

-На этой станции вспомним пройденные орфограммы.

ПАРНАЯ РАБОТА. Задание в конверте.

-Но сначала вспомним правила работы в паре. Их нам прочитает… Делю на пары.

— Посмотрите на конвертики, лежащие у вас на парте. Какое задание нужно выполнить?

Цв…тущий, улы…ка, д..рить, зв…нок, сос…ка, пр…мой, пиро…, ука…ка.

— На какие две группы можно разделить эти слова? (Слова с безударной гласной в корне и слова с парной согласной в корне)

-Назовите одушевлённые имена существительные. (соседка)

— Как называются остальные имена существительные? (неодушевлённые)

Найдите среди данных слов глаголы. (дарить)

— Из скольких слогов состоит глагол «дарить»? (их 2-х)

— Назовите имена прилагательные. (цветущий, прямой)

— На какие вопросы отвечают имена прилагательные в единственном числе? Во множественном числе? (Ответы детей).

— Откройте тетради, запишите число, классная работа? Какие орфограммы будем выделять?

-Ребята, пора отправляться на новую станцию! Открой, пожалуйста, Виолетта. Громко прочитай для нас.

А теперь я предлагаю отгадать загадки. Отгадки запишите в тетради ответы через запятую, они нам пригодятся.

1.Свежий и соленый Он всегда зеленый.2. Жидко, да не вода, бело, да не снег.
3. Мохнатый, твердый чудо-мячик, Под панцирь вкусный сок он прячет! А у меня возник вопрос: Как мне попробовать.

4. Он на вокзалах есть всегда, К нему подходят поезда. Двойное Р содержит он И называется…

5.От простуды помогает, С чаем в самый раз бывает.

6.Под землею с давних пор
Понарыто много нор,
И по ним туда-сюда
Быстро ездят поезда.

Выполните задания, подчеркните буквы и выпишите результат на новой строке, с большой буквы.

-О чем мы сегодня будем говорить?

-Давайте поставим цель урока.

-Хорошо, справились, теперь же поставим задачи.

-Что такое омонимы, может быть кто-то уже знаком с этим понятием, только не заглядываем в учебник?

Одинаково нас пишут,

Одинаково нас слышат.

Объяснение нового материала.

— Вам, ребята, встречались близнецы? Вы, наверное, помните, как трудно их различить. Есть близнецы и в языке, это слова, которые очень похожи друг на друга, но имеют разные значения. В греческом языке это слово имеет значение «одинаковое имя».

Но ведь близнецы только внешне похожи, а характеры, привычки могут быть совершенно разными. Вот и сегодня мы посмотрим на омонимы с разных сторон. И узнаем много интересного о них.

Первичная проверка понимания нового материала

Потеряла Алёнушка ключ.

На опушке искала — не видно.

Вдруг журчащий увидела ключ,

Да не этот ей нужен, как видно.

— Расскажите теперь, а какие значения есть у слова «ключ». (ответы учащихся).

— Во- первых, это ключ, который подходит к замку, т.е орудие для запирания и отпирания замка'( картинка). А есть и другое слово «ключ»- источник, родник (картинка), то есть ключ, который бьёт из земли.

Если Вы спросите: что общего в этих ключах? Вам ответят: ничего, кроме названия.

А наши предки видели здесь сходство. Они считали, что родник открывает землю, как ключ открывает дверь, и даёт выйти воде наружу.

— Назовите омонимы в стихотворении Гольдберга в учебнике, на странице 45.

— Почему в каждом предложении выделено слово коса! (Оно имеет раные значения.)

— Какое значение имеет слово коса в первом предложении? (Идущая от берега низкая и узкая полоса земли.)

— Какое значение имеет слово коса во втором предложении? (Сплетённые в виде жгута несколько длинных прядей волос.)

— Прочитайте ниже сведения о языке.

— Какие слова называются омонимами?

— Каким словарём можно пользоваться при работе с такими словами?

— Как представлены омонимы в словаре? (Отдельной словарной статьёй.)

Источник

Что такое омонимы в русском языке? Примеры

Омонимы — это сло­ва, оди­на­ко­вые по напи­са­нии или про­из­но­ше­нию, но раз­лич­ные по зна­че­нию (дробь — шари­ки для стрель­бы, дробь — число).

Узнаем, что такое омо­ни­мы в рус­ском язы­ке, при­ве­дем при­ме­ры и соста­вим сло­варь омонимов.

В нашей речи часто встре­ча­ют­ся сло­ва, кото­рые зву­чат оди­на­ко­во, но не име­ют ниче­го обще­го в лек­си­че­ском зна­че­нии. Такие лек­се­мы назы­ва­ют­ся омо­ни­ма­ми. Что такое омо­ни­мы, мож­но понять, если обра­тить­ся к про­ис­хож­де­нию это­го линг­ви­сти­че­ско­го термина.

Греческий тер­мин «омо­ним» (homos — оди­на­ко­вый, onyma — имя) бук­валь­но зна­чит «оди­на­ко­вое имя». Омонимами явля­ют­ся сло­ва, сов­па­да­ю­щие в зву­ча­нии и напи­са­нии, но име­ю­щие раз­ное значение:

Вот какое опре­де­ле­ние, что такое омо­ни­мы, при­во­дит­ся в Википедии:

Омонимы и их разновидности

В лек­си­ке рус­ско­го язы­ка раз­ли­ча­ют пол­ные и непол­ные омо­ни­мы. Полными омо­ни­ма­ми явля­ют­ся сло­ва одной части речи, сов­па­да­ю­щие в напи­са­нии и зву­ча­нии, но име­ю­щие раз­ное лек­си­че­ское значение.

Примеры омонимов

Многозначное сло­во отли­ча­ет несколь­ко зна­че­ний, кото­рые поме­ща­ют­ся друг за дру­гом в одной сло­вар­ной статье:

1)стре­ми­тель­но теку­щая вода;

2) поточ­ное про­из­вод­ство (кон­вей­ер);

3) груп­па уча­щих­ся с кото­рой про­во­дят заня­тия в такой же после­до­ва­тель­но­сти, как и с подоб­ны­ми группами.

Омонимы поме­ща­ют­ся в раз­ные сло­вар­ные ста­тьи как само­сто­я­тель­ные лексемы.

плат­фор­ма² — про­грам­ма действия.

Неполные омонимы: омографы, омофоны, омоформы

В рус­ском язы­ке суще­ству­ют непол­ные омо­ни­мы, к кото­рым отне­сем омо­гра­фы, омо­фо­ны и омоформы.

Неполные омо­ни­мы сов­па­да­ют в зву­ча­нии не во всех грам­ма­ти­че­ских формах.

Что такое омонимы третий класс. Смотреть фото Что такое омонимы третий класс. Смотреть картинку Что такое омонимы третий класс. Картинка про Что такое омонимы третий класс. Фото Что такое омонимы третий класс

Примеры омографов

Разновидностью омо­ни­мов явля­ют­ся омофоны.

Омофоны (греч. homos «оди­на­ко­вый» + phone «голос, звук») — это оди­на­ко­во зву­ча­щие сло­ва, но име­ю­щие раз­ное напи­са­ние и зна­че­ние. Омофонами могут быть сло­ва раз­ных частей речи, кото­рые сов­па­да­ют при про­из­но­ше­нии, но пишут­ся по-разному:

Употребление омо­фо­нов не пре­пят­ству­ет пони­ма­нию речи. Используя опре­де­лен­ный кон­текст, гово­ря­щий зна­ет, о чем в нём сообщается.

Неожиданное зву­ко­вое сбли­же­ние омо­фо­нов исполь­зу­ют поэты для напи­са­ния сти­хо­твор­ных шуток — каламбуров.

И лег­ко пишу сти­хи я ;

Без раз­ду­мья, без отсрочки

Я бегу к стро­ке от строч­ки ;

Даже к фин­ским ска­лам бурым

Видеоурок «Омонимы. Омографы. Омофоны. Омоформы» (5 класс)

Словарь омонимов

Источник

ОМОНИМЫ — это… 50 примеров омонимов

Омонимы — это сло­ва, оди­на­ко­вые по напи­са­нии или про­из­но­ше­нию, но раз­лич­ные по зна­че­нию (дробь — шари­ки для стрель­бы, дробь — чис­ло).

Узнаем, что такое омо­ни­мы в рус­ском язы­ке, при­ве­дем при­ме­ры и соста­вим сло­варь омо­ни­мов.

В нашей речи часто встре­ча­ют­ся сло­ва, кото­рые зву­чат оди­на­ко­во, но не име­ют ниче­го обще­го в лек­си­че­ском зна­че­нии. Такие лек­се­мы назы­ва­ют­ся омо­ни­ма­ми. Что такое омо­ни­мы, мож­но понять, если обра­тить­ся к про­ис­хож­де­нию это­го линг­ви­сти­че­ско­го тер­ми­на.

Греческий тер­мин «омо­ним» (homos — оди­на­ко­вый, onyma — имя) бук­валь­но зна­чит «оди­на­ко­вое имя». Омонимами явля­ют­ся сло­ва, сов­па­да­ю­щие в зву­ча­нии и напи­са­нии, но име­ю­щие раз­ное зна­че­ние:

Вот какое опре­де­ле­ние, что такое омо­ни­мы, при­во­дит­ся в Википедии:

Омо́нимы — это сло­ва оди­на­ко­вые по напи­са­нию, но раз­ные по зна­че­нию мор­фе­мы и дру­гие еди­ни­цы язы­ка. Термин вве­дён Аристотелем. Не сле­ду­ет путать омо­ни­мы с омо­фо­на­ми, омо­гра­фа­ми, омо­фор­ма­ми и паро­ни­ма­ми.

Омонимы и их разновидности

В лек­си­ке рус­ско­го язы­ка раз­ли­ча­ют пол­ные и непол­ные омо­ни­мы. Полными омо­ни­ма­ми явля­ют­ся сло­ва одной части речи, сов­па­да­ю­щие в напи­са­нии и зву­ча­нии, но име­ю­щие раз­ное лек­си­че­ское зна­че­ние.

Примеры омонимов

Часто омо­ни­мы пута­ют с мно­го­знач­ны­ми сло­ва­ми. Узнаем, чем отли­ча­ют­ся омо­ни­мы от мно­го­знач­ных слов.

Неполные омонимы: омографы, омофоны, омоформы

В рус­ском язы­ке суще­ству­ют непол­ные омо­ни­мы, к кото­рым отне­сем омо­гра­фы, омо­фо­ны и омо­фор­мы.

Неполные омо­ни­мы сов­па­да­ют в зву­ча­нии не во всех грам­ма­ти­че­ских фор­мах.

Прочтите об омо­фор­мах, или мор­фо­ло­ги­че­ских омо­ни­мах.

Что такое омонимы третий класс. Смотреть фото Что такое омонимы третий класс. Смотреть картинку Что такое омонимы третий класс. Картинка про Что такое омонимы третий класс. Фото Что такое омонимы третий класс

Примеры омографов

Разновидностью омо­ни­мов явля­ют­ся омо­фо­ны.

Омофоны (греч. homos «оди­на­ко­вый» + phone «голос, звук») — это оди­на­ко­во зву­ча­щие сло­ва, но име­ю­щие раз­ное напи­са­ние и зна­че­ние. Омофонами могут быть сло­ва раз­ных частей речи, кото­рые сов­па­да­ют при про­из­но­ше­нии, но пишут­ся по-разному:

Употребление омо­фо­нов не пре­пят­ству­ет пони­ма­нию речи. Используя опре­де­лен­ный кон­текст, гово­ря­щий зна­ет, о чем в нём сооб­ща­ет­ся.

Неожиданное зву­ко­вое сбли­же­ние омо­фо­нов исполь­зу­ют поэты для напи­са­ния сти­хо­твор­ных шуток — калам­бу­ров.

И лег­ко пишу сти­хи я ;

Без раз­ду­мья, без отсроч­ки

Я бегу к стро­ке от строч­ки ;

Даже к фин­ским ска­лам бурым

Видеоурок «Омонимы. Омографы. Омофоны. Омоформы» (5 класс)

Словарь омонимов

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *