Что такое онтологический деизм в философии

ДЕИЗМ

Полезное

Смотреть что такое «ДЕИЗМ» в других словарях:

ДЕИЗМ — (от лат. Deus Бог) религиозно философское воззрение, характерное прежде всего для философии Нового времени. Сам термин получил распространение в протестантских кругах, в частности у социниан, которые употребляли его, чтобы обозначить свое отличие … Философская энциклопедия

ДЕИЗМ — (греч., от Theos Бог). Философская система XVII и XVIII в., возникшая в Англии и оттуда распространившаяся по всей зап. Европе; она признавала существование Бога, но отвергала божественное откровение и основывала веру на рассудке. Словарь… … Словарь иностранных слов русского языка

Деизм — (лат. deus Қүдай) Қүдайды әлем мен адамды жасаған және оларды үздіксіз басқаратын түлға ретінде түсінетін теизмге қарағанда деизм қүдайды табиғаттан тыс және уақыт пен кеңістікте алысталған, бірақ табиғатқа тек алғашқы қатынасы болған абстрактылы … Философиялық терминдердің сөздігі

ДЕИЗМ — ДЕИЗМ, деисм муж. учение, признающее единого Бога Создателя, отвергая откровение, и вообще богословское, догматическое учение. Деист муж. деистка жен. последователь, чтитель этого учения. Деистический, к деизму относящийся Толковый словарь Даля.… … Толковый словарь Даля

ДЕИЗМ — (от латинского deus Бог), религиозно философская доктрина, которая признает Бога как мировой разум, сконструировавший целесообразную машину природы и давший ей законы и движение, но отвергает дальнейшее вмешательство Бога в самодвижение природы… … Современная энциклопедия

ДЕИЗМ — (от лат. deus бог) религиозно философская доктрина, которая признает бога как мировой разум, сконструировавший целесообразную машину природы и давший ей законы и движение, но отвергает дальнейшее вмешательство Бога в самодвижение природы (т. е.… … Большой Энциклопедический словарь

ДЕИЗМ — (лат. deus бог) философская парадигма синтеза сциентистски ориентированного рационализма и идеи Бога. Согласно Д., Бог, выступая в качестве трансцендентного Абсолюта по отношению к миру, осуществляет креаци онный акт как исходное чудо начала… … Новейший философский словарь

ДЕИЗМ — ДЕИЗМ, деизма, мн. нет, муж. (от лат. deus бог) (филос.). Религиозно философское учение, признающее бога, как разумное существо, создавшее реальный мир, но отрицающее вмешательство личного бога в естественный ход вещей. Толковый словарь Ушакова.… … Толковый словарь Ушакова

ДЕИЗМ — [дэ ], а, муж. Религиозно философское учение о Боге как о существе, сотворившем мир, но не управляющем его судьбами. | прил. деистический, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Источник

ДЕИЗМ

Полезное

Смотреть что такое «ДЕИЗМ» в других словарях:

ДЕИЗМ — (от лат. Deus Бог) религиозно философское воззрение, характерное прежде всего для философии Нового времени. Сам термин получил распространение в протестантских кругах, в частности у социниан, которые употребляли его, чтобы обозначить свое отличие … Философская энциклопедия

ДЕИЗМ — (греч., от Theos Бог). Философская система XVII и XVIII в., возникшая в Англии и оттуда распространившаяся по всей зап. Европе; она признавала существование Бога, но отвергала божественное откровение и основывала веру на рассудке. Словарь… … Словарь иностранных слов русского языка

Деизм — (лат. deus Қүдай) Қүдайды әлем мен адамды жасаған және оларды үздіксіз басқаратын түлға ретінде түсінетін теизмге қарағанда деизм қүдайды табиғаттан тыс және уақыт пен кеңістікте алысталған, бірақ табиғатқа тек алғашқы қатынасы болған абстрактылы … Философиялық терминдердің сөздігі

ДЕИЗМ — ДЕИЗМ, деисм муж. учение, признающее единого Бога Создателя, отвергая откровение, и вообще богословское, догматическое учение. Деист муж. деистка жен. последователь, чтитель этого учения. Деистический, к деизму относящийся Толковый словарь Даля.… … Толковый словарь Даля

ДЕИЗМ — (от латинского deus Бог), религиозно философская доктрина, которая признает Бога как мировой разум, сконструировавший целесообразную машину природы и давший ей законы и движение, но отвергает дальнейшее вмешательство Бога в самодвижение природы… … Современная энциклопедия

ДЕИЗМ — (от лат. deus бог) религиозно философская доктрина, которая признает бога как мировой разум, сконструировавший целесообразную машину природы и давший ей законы и движение, но отвергает дальнейшее вмешательство Бога в самодвижение природы (т. е.… … Большой Энциклопедический словарь

ДЕИЗМ — (лат. deus Бог) философская парадигма синтеза сциентистски ориентированного рационализма и идеи Бога. Конституируется в контексте классической культуры западного типа, фундированной метафизической презумпцией логоцентризма (см. ЛОГО ЦЕНТРИЗМ,… … История Философии: Энциклопедия

ДЕИЗМ — ДЕИЗМ, деизма, мн. нет, муж. (от лат. deus бог) (филос.). Религиозно философское учение, признающее бога, как разумное существо, создавшее реальный мир, но отрицающее вмешательство личного бога в естественный ход вещей. Толковый словарь Ушакова.… … Толковый словарь Ушакова

ДЕИЗМ — [дэ ], а, муж. Религиозно философское учение о Боге как о существе, сотворившем мир, но не управляющем его судьбами. | прил. деистический, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Источник

Что такое онтологический деизм в философии. Смотреть фото Что такое онтологический деизм в философии. Смотреть картинку Что такое онтологический деизм в философии. Картинка про Что такое онтологический деизм в философии. Фото Что такое онтологический деизм в философии

Деизм как отдельное интеллектуальное движение пришел в упадок к концу 18 века. Некоторые из его принципов продолжали жить в рамках других интеллектуальных движений, например Унитаризм, и у него по-прежнему есть сторонники.

Содержание

Деизм Просвещения

Происхождение слова «деизм»

Слова деизм и теизм оба являются производными от слов, означающих «бог»: латынь deus и греческий теос (θεός). Слово déiste впервые появляется на французском языке в 1564 году в работе швейцарца Кальвинист названный Пьер Вирет [6] но был вообще неизвестен во Франции до 1690-х годов, когда Пьер Бейль опубликовал свой знаменитый Словарь, в котором была статья о Viret. [7]

В английском языке слова «деист» и «теист» изначально были синонимами, но к 17 веку значения этих терминов начали расходиться. [8] Период, термин деист в его нынешнем значении впервые появляется на английском языке в Роберт Бертонс Анатомия меланхолии (1621).

Обзор деизма Просвещения

Что такое онтологический деизм в философии. Смотреть фото Что такое онтологический деизм в философии. Смотреть картинку Что такое онтологический деизм в философии. Картинка про Что такое онтологический деизм в философии. Фото Что такое онтологический деизм в философии

Что такое онтологический деизм в философии. Смотреть фото Что такое онтологический деизм в философии. Смотреть картинку Что такое онтологический деизм в философии. Картинка про Что такое онтологический деизм в философии. Фото Что такое онтологический деизм в философии

Что такое онтологический деизм в философии. Смотреть фото Что такое онтологический деизм в философии. Смотреть картинку Что такое онтологический деизм в философии. Картинка про Что такое онтологический деизм в философии. Фото Что такое онтологический деизм в философии

По крайней мере, с тех пор Фома АквинскийХристианская мысль признала два достоверных источника религиозного знания: божественное откровение и естественный разум («естественное богословие»). Вовремя Просвещение, некоторые мыслители продолжали принимать разум, наряду с особенностями мира природы, как достоверный источник религиозных знаний, но они отвергали достоверность откровения. Эти мыслители были «деистами», и слово «деизм» относится к их коллективной атаке на идею божественного откровения.

Деистов также вдохновляли самые разные мотивы (которые, по крайней мере, частично объясняют разнообразие их опасений и выводов). Это была эпоха Научная революция; некоторые были воодушевлены вновь обретенным уважением к науке («натурфилософия»), сопровождаемым отвращением к суевериям, иррациональности и вздору. Некоторые были опечалены и отвергнуты жестокими религиозными войнами, опустошавшими Европу на протяжении десятилетий; их целью было найти способ остановить боевые действия. Другие сопротивлялись сокрушительной политической власти, которой обладали организованные церкви в своих странах, церкви, которые запрещали им мыслить свободно, подвергали их цензуре, если они пытались опубликовать свои мысли, и (если их можно было поймать) наказывали их, когда им это удавалось. в издательстве.

Подробности деистской войны с откровением можно найти в статье о Деизм в Англии и Франции в 18 веке. Здесь мы рассмотрим лишь несколько репрезентативных деистов, чтобы показать, как они иллюстрируют многие личные грани деизма.

Герберт Черберийский и ранний английский деизм

Что такое онтологический деизм в философии. Смотреть фото Что такое онтологический деизм в философии. Смотреть картинку Что такое онтологический деизм в философии. Картинка про Что такое онтологический деизм в философии. Фото Что такое онтологический деизм в философии

У самого Герберта было относительно немного последователей, и только в 1680-х годах Герберт нашел настоящего преемника в Чарльз Блаунт (1654–1693). [10]

Расцвет деизма, 1696–1801 гг.

Появление Джон Локкс Эссе о человеческом понимании (1690 г.) знаменует собой важный поворотный момент и новую фазу в истории английского деизма. Эпистемология Герберта была основана на идее «общих понятий», по сути, на врожденные идеи. Знаменитая атака Локка на врожденные идеи в Сочинение эффективно разрушил этот фундамент. После Локка деисты больше не могли апеллировать к врожденным идеям, как это делал Герберт. Вместо этого деисты были вынуждены обратиться к аргументам, основанным на опыте и природе. Под влиянием Ньютона они обратились к аргумент от дизайна как главный аргумент в пользу существования Бога. [11]

Питер Гей определяет Джон Толандс Христианство не таинственно (1696), и вызванный им «неистовый ответ» положил начало постлокковскому деизму. Среди заметных фигур Гей описывает Толанда и Мэтью Тиндал как наиболее известные, но Гей считал их скорее талантливыми публицистами, чем философами или учеными. Он уважает Миддлтон и Энтони Коллинз поскольку вносят больший вклад в суть дебатов; в отличие от писателей-маргиналов, таких как Томас Чабб и Томас Вулстон. [12]

Другие британские деисты, известные в этот период, включают: Уильям Волластон, Чарльз Блаунт, Генри Сент-Джон, первый виконт Болингброк, [13] и, во второй части, Питер Аннет, Томас Чабб и Томас Морган. Энтони Эшли-Купер, третий граф Шефтсбери также был влиятельным. Хотя он и не изображал себя деистом, он разделял многие ключевые взгляды деистов и теперь обычно считается деистом. [14]

Особого внимания заслуживает книга Мэтью Тиндала. Христианство старо как сотворение мира (1730), которая «очень скоро после публикации стала центром деистских споров. Поскольку здесь можно найти почти все аргументы, цитаты и вопросы, поднимавшиеся на протяжении десятилетий, эту работу часто называют« Библией деистов ». » [15] После успешной атаки Локка на врожденные идеи Библия Тиндала переопределила основы деиста. эпистемология как знания, основанные на опыте или человеческом разуме. Это эффективно увеличило разрыв между традиционными христианами и тем, что он называл «христианскими деистами», поскольку этот новый фундамент требовал, чтобы «открытая» истина подтверждалась человеческим разумом.

Аспекты деизма Просвещения

Истоки религии

Одним из следствий этой предпосылки было то, что современные примитивные общества или общества, существовавшие в далеком прошлом, должны иметь религиозные верования, менее инкрустированные суевериями и более близкие к верованиям естественного богословия. Эта позиция становилась все менее и менее правдоподобной, поскольку такие мыслители, как Дэвид Хьюм начал изучать естественная история религии и предположил, что истоки религии лежат не в разуме, а в таких эмоциях, как страх перед неизвестным.

Бессмертие души

Молитва и поклонение

Что такое онтологический деизм в философии. Смотреть фото Что такое онтологический деизм в философии. Смотреть картинку Что такое онтологический деизм в философии. Картинка про Что такое онтологический деизм в философии. Фото Что такое онтологический деизм в философии

Под влиянием космологии Ньютона многие деисты считали Бога далеким Создателем, который свернул вселенную, привел ее в движение, а затем отступил. Эти деисты, естественно, считали бессмысленным молиться или поклоняться Богу, который уж точно не слушал. Другие, однако, чувствовали более тесную связь с Богом и верили, что Бог услышал их молитвы и ответил на них.

Чудеса и божественное провидение

Самой естественной позицией для деистов было отрицание всех форм сверхъестественного, в том числе библейских рассказов о чудесах. Проблема заключалась в том, что отказ от чудес, по-видимому, влечет за собой отказ от божественное провидение (Бога, принимающего участие в человеческих делах), что многие деисты были склонны принять. [28] Те, кто верил в часовщика Бога, отвергали возможность чудес и божественного провидения. Они верили, что Бог, установив законы природы и приведя в движение космос, отступил. Ему не нужно было возиться со своим творением, и предложение, которое он сделал, было оскорбительным. [29] Другие, однако, твердо верили в божественное провидение и поэтому неохотно были вынуждены принять хотя бы возможность чуда. В конце концов, Бог был всемогущим и мог делать все, что хотел, в том числе временно приостанавливать действие своих естественных законов.

Свобода и необходимость

Мыслители Просвещения под влиянием Ньютоновская наука, были склонны рассматривать вселенную как огромную машину, созданную и приведенную в движение существом-творцом, которая продолжает действовать согласно законам природы без какого-либо божественного вмешательства. Эта точка зрения естественным образом привела к тому, что тогда называлось детерминизм [30] (современный термин детерминизм): точка зрения, согласно которой все во Вселенной, включая поведение человека, полностью причинно определяется предшествующими обстоятельствами и естественным законом. (См., Например, La Mettrieс Машина L’Homme.) Как следствие, споры о Свобода против «необходимости» были регулярной чертой религиозных и философских дискуссий эпохи Просвещения. Отражая интеллектуальный климат того времени, между деистами существовали разногласия по поводу свободы и детерминизма. Некоторые, например Энтони КоллинзНа самом деле были сторонниками необходимости. [31]

Дэвид Хьюм

Что такое онтологический деизм в философии. Смотреть фото Что такое онтологический деизм в философии. Смотреть картинку Что такое онтологический деизм в философии. Картинка про Что такое онтологический деизм в философии. Фото Что такое онтологический деизм в философии

Деизм в США

Что такое онтологический деизм в философии. Смотреть фото Что такое онтологический деизм в философии. Смотреть картинку Что такое онтологический деизм в философии. Картинка про Что такое онтологический деизм в философии. Фото Что такое онтологический деизм в философии

До 1776 года (ныне) Соединенные Штаты были колониями Британской империи, и американцы, как британские подданные, находились под влиянием и участвовали в интеллектуальной жизни Англии и Великобритании. Английский деизм оказал большое влияние на мышление Томас Джеферсон и принципы свободы вероисповедания, провозглашенные в Первая поправка к Конституции США. Другой «Отцов-основателей» на которых в той или иной степени повлиял деизм, были Итан Аллен, [35] Бенджамин Франклин, Корнелиус Харнетт, Губернатор Моррис, Хью Уильямсон, Джеймс Мэдисон, и возможно Александр Гамильтон.

В Соединенных Штатах ведется много споров по поводу того, были ли отцы-основатели христианами, деистами или кем-то средним. [36] [37] Особенно остро ведутся споры по поводу убеждений Бенджамина Франклина, Томаса Джефферсона и Джордж Вашингтон. [38] [39] [40]

Томас Джеферсон возможно, отец-основатель, который наиболее явно проявляет деистские наклонности, хотя обычно он называл себя Унитарный а не деист. Например, его отрывки из библейских евангелий, теперь широко известных как Библия Джефферсона, удаляет все сверхъестественные и догматические ссылки из истории Христа. Как и Франклин, Джефферсон верил в постоянную деятельность Бога в человеческих делах. [45]

Томас Пейн особенно примечателен как своим вкладом в дело американской революции, так и в дело деизма. Его Эпоха разума (Части I и II 1794 и 1795 годов) был коротким, читаемым и, вероятно, единственным деистским трактатом, который продолжают читать и оказывать влияние сегодня. [46]

Последним участником американского деизма был Элиу Палмер (1764–1806), написавший «Библию американского деизма», Принципы природы, в 1801 году. Палмер примечателен тем, что попытался привести некую организацию к деизму, основав «Деистическое общество Нью-Йорка» и другие деистические общества от штата Мэн до Джорджии. [47]

Деизм во Франции и континентальной Европе

Что такое онтологический деизм в философии. Смотреть фото Что такое онтологический деизм в философии. Смотреть картинку Что такое онтологический деизм в философии. Картинка про Что такое онтологический деизм в философии. Фото Что такое онтологический деизм в философии

Во Франции была своя традиция религиозного скептицизма и естественного богословия в произведениях Монтень, Bayle, и Монтескье. Самым известным из французских деистов был Вольтер, который познакомился с ньютоновской наукой и английским деизмом во время своего двухлетнего изгнания в Англии (1726-8). Вернувшись во Францию, он привез их с собой и представил французскую читающую публику (то есть аристократию) в ряде книг.

Деизм в Германии плохо документирован. Из его переписки с Вольтером мы знаем, что Фридрих Великий был деистом. Иммануил КантОтождествление России с деизмом противоречиво. [48]

Упадок деизма Просвещения

Гей описывает деизм эпохи Просвещения как узнаваемое движение в 1730-е годы как постепенный упадок. [49] Было предложено несколько причин этого снижения. [50]

Современный деизм

Что такое онтологический деизм в философии. Смотреть фото Что такое онтологический деизм в философии. Смотреть картинку Что такое онтологический деизм в философии. Картинка про Что такое онтологический деизм в философии. Фото Что такое онтологический деизм в философии

Современный деизм пытается интегрировать классический деизм с современной философией и текущим состоянием научных знаний. Эта попытка привела к появлению широкого разнообразия личных убеждений в рамках широкой классификации веры «деизм».

Существует ряд подкатегорий современного деизма, в том числе монодеизм (это стандартная концепция деизма по умолчанию), пандеизм, духовный деизм, процесс деизм, Христианский деизм, полидеизм, научный деизм, и гуманистический деизм. [51] [52] [53] Некоторые деисты видят замысел в природе, а цель во вселенной и в своей жизни. Другие видят Бога и вселенную в процессе сотворчества.Некоторые деисты рассматривают Бога в классических терминах и считают, что Бог наблюдает за человечеством, но не вмешивается напрямую в нашу жизнь, в то время как другие видят Бога как тонкий и убедительный дух, который создал мир, а затем отступил, чтобы наблюдать. Большинство современных деистов не верят в божественное вмешательство, но некоторые [ ВОЗ? ] все еще ценят молитву как форму медитации, самоочищения и духовного обновления.

Последние философские дискуссии о деизме

В 1960-е гг. Богослов Чарльз Хартсхорн скрупулезно исследовал и отверг как деизм, так и пандеизм (а также пантеизм) в пользу концепции Бога, характеристики которой включали «абсолютное совершенство в некоторых отношениях, относительное совершенство во всех других» или «AR», написав, что эта теория «способна последовательно охватить все положительное в деизме или пандеизме», заключая, что «панентеистическая доктрина содержит все деизм и пандеизм, кроме их произвольного отрицания». [54]

Чарльз Тейлорв своей книге 2007 года Светский век, показал историческую роль деизма, ведущую к тому, что он называет исключительным гуманизмом. Этот гуманизм призывает к моральному порядку, который онтик приверженность полностью внутричеловеческая, безотносительно к трансцендентности. [55] Одно из особых достижений такого гуманизма, основанного на деизме, состоит в том, что он открывает новые, антропоцентрический моральные источники, с помощью которых люди мотивированы и уполномочены совершать действия, приносящие взаимную выгоду. [56] Это область ограниченного, отстраненного «я», которое является средоточием достоинства, свободы и дисциплины и наделено чувством человеческих способностей. [57] Согласно Тейлору, к началу XIX века этот исключительный гуманизм, опосредованный деизмом, развился как альтернатива христианской вере в личный Бог и порядок чудес и тайн. Некоторые критики деизма обвинили приверженцев в содействии возникновению нигилизм. [58]

Деизм в современной Америке

Период, термин «церемониальный деизм»был придуман в 1962 году и использовался с 1984 года Верховным судом Соединенных Штатов для оценки исключений из Положения об учреждении Первой поправки к Конституции США, которые считаются выражением культурных традиций, а не серьезным обращением к божеству. Было отмечено, что этот термин не описывает какую-либо школу мысли внутри самого деизма. [61]

Всемирный союз деистов

В 1993 году Боб Джонсон основал Всемирный союз деистов (WUD), который предлагал ежемесячные бумажные публикации. СЧИТАТЬ! и два деистских онлайн-издания, ДУМАЙ в сети! и Деистическая мысль и действие! В 1996 году WUD запустил свой веб-сайт. deism.com. В 1998 году филиал WUD в Вирджинии / Теннесси создал Sullivan-County.com веб-сайт для продвижения более традиционных деистских взглядов. [62]

Положительный деизм

Движение позитивного деизма началось в 2004 году. Исторически и по сей день деисты очень критически относятся к богооткровенным религиям, а также пытаются быть конструктивными. Позитивные деисты сосредотачивают свои усилия исключительно на том, чтобы быть конструктивными и избегать критики других религий. В 2009 году один из ее приверженцев Чак Кленденен опубликовал книгу под названием «Деист: вот кто я!». Целью книги было обучить тех, кто так же верил, но не знал слов «деизм» и «деист». [ нужна цитата ]

Церковь деизма

В 2010 году была сформирована Церковь деизма (не входящая во Всемирный союз деистов) с целью расширить юридические права и привилегии более традиционных религий на деистов, сохранив при этом отсутствие установленных догм и ритуалов. [ нужна цитата ]

Смотрите также

Рекомендации

Я верю в одного Бога, и не более того; и я надеюсь на счастье за ​​пределами этой жизни.

Я не беспокоюсь о способах будущего существования. Я довольствуюсь тем, что верю, даже до положительного убеждения, что сила, давшая мне существование, способна продолжать его в любой форме и в любой форме, какой ему угодно, с этим телом или без него; и мне кажется более вероятным, что я продолжу существовать в будущем, чем то, что я должен был существовать, как сейчас, до того, как это существование началось.

Источник

Деизм

Что такое онтологический деизм в философии. Смотреть фото Что такое онтологический деизм в философии. Смотреть картинку Что такое онтологический деизм в философии. Картинка про Что такое онтологический деизм в философии. Фото Что такое онтологический деизм в философии

СОДЕРЖАНИЕ

Деизм Просвещения [ править ]

Происхождение слова «деизм» [ править ]

В английском языке слова «деист» и «теист» изначально были синонимами, но к 17 веку значения этих терминов начали расходиться. [8] Термин деист с его нынешнее значение впервые появляется в английском языке в Robert Burton «s Анатомия Меланхолии (1621).

Обзор деизма Просвещения [ править ]

Что такое онтологический деизм в философии. Смотреть фото Что такое онтологический деизм в философии. Смотреть картинку Что такое онтологический деизм в философии. Картинка про Что такое онтологический деизм в философии. Фото Что такое онтологический деизм в философии

Что такое онтологический деизм в философии. Смотреть фото Что такое онтологический деизм в философии. Смотреть картинку Что такое онтологический деизм в философии. Картинка про Что такое онтологический деизм в философии. Фото Что такое онтологический деизм в философии

По крайней мере, со времен Фомы Аквинского христианская мысль признала два достоверных источника религиозного знания: божественное откровение и естественный разум («естественное богословие»). В эпоху Просвещения некоторые мыслители продолжали принимать разум, наряду с особенностями природного мира, как достоверный источник религиозного знания, но они отвергали достоверность откровения. Эти мыслители были «деистами», и слово «деизм» относится к их коллективной атаке на идею божественного откровения.

Деистов также вдохновляли самые разные мотивы (которые, по крайней мере, частично объясняют разнообразие их опасений и выводов). Это была эпоха научной революции ; некоторые были воодушевлены вновь обретенным уважением к науке («естественная философия»), сопровождаемым отвращением к суевериям, иррациональности и бессмыслице. Некоторых опечалили и оттолкнули жестокие религиозные войны, опустошавшие Европу на протяжении десятилетий; их целью было найти способ остановить боевые действия. Другие сопротивлялись сокрушительной политической власти, которой обладали организованные церкви в своих странах, церкви, которые запрещали им мыслить свободно, подвергали их цензуре, если они пытались опубликовать свои мысли, и (если их можно было поймать) наказывали их, когда им это удавалось. в издательском деле.

Герберт Чербери и ранний английский деизм [ править ]

У самого Герберта было относительно немного последователей, и только в 1680-х годах Герберт нашел настоящего преемника в лице Чарльза Блаунта (1654–1693). [10]

Расцвет деизма, 1696–1801 гг. [ Править ]

Особого внимания заслуживает книга Мэтью Тиндала « Христианство древнее, чем сотворение мира» (1730 г.), которое «очень скоро после публикации стало центральным центром деистских споров. Потому что здесь можно найти почти все аргументы, цитаты и вопросы, поднимавшиеся на протяжении десятилетий, эту работу часто называют «Библией деистов». [15] После успешной атаки Локка на врожденные идеи «Библия» Тиндала переопределила основы деистской эпистемологии как знания, основанные на опыте или человеческом разуме. Это фактически увеличило разрыв между традиционными христианами и тем, что он называл «христианскими деистами», поскольку это новое основание требовало, чтобы «открытая» истина подтверждалась человеческим разумом.

Аспекты деизма Просвещения [ править ]

Истоки религии [ править ]

Одним из следствий этой предпосылки было то, что современные примитивные общества или общества, существовавшие в далеком прошлом, должны иметь религиозные верования, менее инкрустированные суевериями и более близкие к верованиям естественного богословия. Эта позиция становилась все менее и менее правдоподобной, поскольку такие мыслители, как Дэвид Юм, начали изучать естественную историю религии и предположили, что истоки религии лежат не в разуме, а в таких эмоциях, как страх перед неизвестным.

Бессмертие души [ править ]

Молитва и поклонение [ править ]

Под влиянием космологии Ньютона многие деисты считали Бога далеким Создателем, который свернул вселенную, привел ее в движение, а затем отступил. Эти деисты, естественно, считали бессмысленным молиться или поклоняться Богу, который определенно не слушал. Другие, однако, чувствовали более тесную связь с Богом и верили, что Бог услышал их молитвы и ответил на них.

Чудеса и божественное провидение [ править ]

Наиболее естественной позицией для деистов было отрицание всех форм сверхъестественного, в том числе библейских рассказов о чудесах. Проблема заключалась в том, что отрицание чудес также, казалось, влекло за собой отказ от божественного провидения (Бога, принимающего участие в человеческих делах), что многие деисты были склонны принять. [28] Те, кто верил в часовщика Бога, отвергали возможность чудес и божественного провидения. Они верили, что Бог, установив законы природы и приведя в движение космос, отступил. Ему не нужно было возиться со своим творением, и его предложение было оскорбительным. [29] Другие, однако, твердо верили в божественное провидение и поэтому неохотно были вынуждены принять хотя бы возможность чуда. В конце концов, Бог был всемогущим и мог делать все, что хотел, в том числе временно приостанавливать действие своих естественных законов.

Свобода и необходимость [ править ]

Дэвид Хьюм [ править ]

Деизм в Соединенных Штатах [ править ]

Томас Пейн особенно примечателен как своим вкладом в дело американской революции, так и в дело деизма. Его «Век разума» (части I и II в 1794 и 1795 годах) был коротким, читаемым и, вероятно, единственным деистским трактатом, который продолжают читать и оказывать влияние сегодня. [46]

Деизм во Франции и континентальной Европе [ править ]

Деизм в Германии плохо документирован. Из его переписки с Вольтером мы знаем, что Фридрих Великий был деистом. Отождествление Иммануила Канта с деизмом противоречиво. [48]

Упадок деизма Просвещения [ править ]

Гей описывает деизм эпохи Просвещения как узнаваемое движение в 1730-х годах как начало медленного упадка. [49] Для этого снижения был предложен ряд причин. [50]

Современный деизм [ править ]

Современный деизм пытается интегрировать классический деизм с современной философией и текущим состоянием научных знаний. Эта попытка породила широкий спектр личных убеждений в рамках широкой классификации веры «деизм».

Недавние философские дискуссии о деизме [ править ]

В 1960-х богослов Чарльз Хартсхорн скрупулезно исследовал и отверг как деизм, так и пандеизм (а также пантеизм ) в пользу концепции Бога, характеристики которой включали «абсолютное совершенство в некоторых отношениях, относительное совершенство во всех других» или «AR», письмо что эта теория «способна последовательно охватить все положительное в деизме или пандеизме», делая вывод о том, что «панентеистическая доктрина содержит все деизм и пандеизм, за исключением их произвольного отрицания». [54]

Деизм в современной Америке [ править ]

Термин « церемониальный деизм » был введен в обращение в 1962 году и используется с 1984 года Верховным судом Соединенных Штатов для оценки изъятий из Положения о создании Первой поправки к Конституции США, которые считаются выражением культурных традиций, а не серьезными заклинания божества. Было отмечено, что этот термин не описывает какую-либо школу мысли в самом деизме. [61]

Деизм в сети [ править ]

Существует ряд веб-сайтов и веб-страниц, посвященных пропаганде и обсуждению деизма и предоставлению информации о деизме для широкой публики.

В 1998 году филиал WUD в Вирджинии / Теннесси разделился с WUD и создал свой собственный веб-сайт под названием Sullivan-County.com для продвижения более традиционных деистских взглядов. [62]

См. Также [ править ]

Ссылки [ править ]

Я верю в единого Бога, и не более того; и я надеюсь на счастье за ​​пределами этой жизни.

Я не беспокоюсь о способах будущего существования. Я довольствуюсь тем, что верю, даже до положительного убеждения, что сила, давшая мне существование, способна продолжать его в любой форме и в любой форме, какой он пожелает, с этим телом или без него; и мне кажется более вероятным, что я продолжу существовать в будущем, чем то, что я должен был существовать, как сейчас, до того, как это существование началось.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *