Что такое ооп соо
Чем отличается ООП СОО.Требования к содержанию и структуре ООП СОО
Описание презентации по отдельным слайдам:
Чем отличается ООП СОО Требования к содержанию и структуре ООП СОО
ФГОС среднего общего образования определяет три группы требований к ООП ВАМ ЭТО ЗНАКОМО
Части ООП среднего общего образования СРАВНИТЕ НОВОЕ!
Причины, по которым увеличилась часть, формируемая участниками образовательных отношений НОВОЕ!
Подходы к обучению ВАМ ЭТО ЗНАКОМО
Подходы к обучению НОВОЕ!
Требования ФГОС среднего общего образования к структуре ООП ВАМ ЭТО ЗНАКОМО
Добавьте календарный учебный график в организационный раздел ООП Организационный раздел должен включать календарный учебный график. Такое требование есть во ФГОС среднего общего образования (пункт 14) Но календарный учебный график не упоминается в примерной ООП Предотвратите ошибку и не копируйте примерную ООП!
Главные отличия учебного плана
Первое отличие – пять профилей обучения НОВОЕ!
Второе отличие – минимум три предмета на углубленном уровне в четырех профилях НОВОЕ! Предметная область, из которой вы выбираете три предмета, должна соответствовать профилю обучения (пункт 18.3.1 ФГОС среднего общего образования). К примеру, нельзя заявить гуманитарный профиль с профильными математикой, физикой и информатикой
Третье отличие – количество предметов НОВОЕ!
Будьте внимательны! ФГОС среднего общего образования определяет, что учебный план профиля обучения включает максимум 12 учебных предметов и предусматривает изучение минимум одного учебного предмета из каждой предметной области. В Примерной ООП учебный план содержит максимум 11 учебных предметов. Это ошибка! Поэтому важно не копировать примерную ООП и пользоваться текстов ФГОС при подготовке ООП для вашей школы Предотвратите ошибку в учебных планах НОВОЕ!
Предметные области и предметы учебного плана НОВОЕ!
Предметные области и предметы учебного плана НОВОЕ!
Четвертое отличие – обязательные предметы В любом учебном плане должны быть обязательные предметы. В примерной ООП учебный предмет «Астрономия» отсутствует, а предмет «Математика» называется «Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия». Это ошибки! Поэтому важно разрабатывать ООП, пользуясь текстом ФГОС, а не копировать ООП. Правильный перечень предметов – на схеме НОВОЕ!
Пятое отличие – обязательный курс «Индивидуальный проект» НОВОЕ!
Пятое отличие – обязательный курс «Индивидуальный проект» НОВОЕ!
Учебные планы Гуманитарный профиль Естественно-научный профиль Социально-экономический профиль Технологический профиль Универсальный профиль Внеурочная деятельность
План внеурочной деятельности
Организация внеурочной деятельности Система внеурочной деятельности включает: жизнь ученических сообществ (в том числе ученических классов, разновозрастных объединений по интересам, клубов; юношеских общественных объединений и организаций в рамках «Российского движения школьников»); курсы внеурочной деятельности по выбору обучающихся; организационное обеспечение учебной деятельности; обеспечение благополучия обучающихся в пространстве общеобразовательной школы; систему воспитательных мероприятий. Организация внеурочной деятельности предусматривает использование каникулярного времени, гибкость в распределении нагрузки при подготовке воспитательных мероприятий и общих коллективных дел. Вариативность содержания внеурочной деятельности определяется профилями обучения (естественнонаучный, гуманитарный, социально-экономический, технологический, универсальный). Вариативность в распределении часов на отдельные элементы внеурочной деятельности определяется с учетом особенностей вашей школы НОВОЕ!
Организация внеурочной деятельности НОВОЕ! План внеурочной деятельности включает: – план организации деятельности ученических сообществ (групп старшеклассников), в том числе ученических классов, разновозрастных объединений по интересам, клубов; юношеских общественных объединений, организаций (в том числе и в рамках «Российского движения школьников»); – план реализации курсов внеурочной деятельности по выбору обучающихся (предметные кружки, факультативы, ученические научные общества, школьные олимпиады по предметам программы средней школы); – план воспитательных мероприятий
Раздел «Жизнь ученических сообществ» в плане внеурочной деятельности НОВОЕ!
Образовательная программа «ООП СОО»
Основная образовательная программа среднего общего образования принимается сроком на 1 год.
ООП СОО разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
Приказ Министерства образования от 09.03.2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования».
Приказ Министерства образования РФ от 03.06.2011 г. № 1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для ОУ РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом МО РФ от 09.03.2004 г. № 1312».
Приказ Министерства образования РФ от 01.02.2012 г. № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для ОУ РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом МО РФ от 09.03.2004 г. № 1312».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08. 2013 года №1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
Приказ Министерства образования РФ от 18.07.2002 г. № 2783 «Об утверждении концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования».
Письмо Министерства образования РФ от 20.04.2004 г. № 14-51-102/13 «Рекомендации по организации профильного обучения на основании индивидуальных учебных планов обучающихся».
Письмо Министерство образования РФ от 13.11.2003 г. № 14-51-277/13 «Об элективных курсах в профильном обучении».
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»» (далее – СанПиН).
Приказ департамента образования ЯНАО «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Ямало-Ненецкого автономного округа, реализующих программы общего образования» от 11 мая 2006 г. №500, с изменениями, утвержденными приказами департамента образования ЯНАО от 12 апреля 2011 года, от 17 июня 2011 г. №1012, от 26 августа 2011 г. №1185.
Основное назначение образовательной программы как управленческого документа заключается в разработке целостной системы обучения, воспитания и развития с четко определенными и понятными для всех участников образовательного процесса результатами, сбалансированными по ресурсному обеспечению. Образовательная программа позволяет определить, какой конечный результат в обучении, воспитании и развитии учащихся на каждой ступени обучения должен быть получен к определенному моменту времени.
Образовательная программа в своей концептуальной части является неотъемлемой частью Программы развития ОУ, определяющей основное содержание деятельности по совершенствованию содержания и технологий образования, повышение качества предоставляемых образовательных услуг.
ООП СОО направлена:
на обеспечение оптимального уровня образованности, который характеризуется способностью решать задачи в различных сферах жизнедеятельности, опираясь на освоенный социальный опыт;
на реализацию права семьи на выбор образовательных программ общего образования.
В школе особое внимание уделяется формированию личности учащихся, а именно:
повышению уровня культуры личности школьников;
обеспечению возможности накопления школьниками опыта выбора;
воспитанию уважения к закону, правопорядку;
развитию способности к творческому самовыражению в образовательной, трудовой и досуговой деятельности;
развитию культуры умственного труда учащихся, навыков самообразования.
Названные ориентиры в условиях следования базовой образовательной программе:
обеспечивают обязательный минимум усвоения содержания образования и максимальный для каждого обучающегося уровень успешности;
нацеливают на воспитание выпускника – человека и гражданина, уважающего права и свободы личности, ответственно относящегося к своей жизни и здоровью, обладающего культурными потребностями, самосознанием, коммуникативной культурой.
Образовательная программа школы предназначена удовлетворить потребности:
выпускника образовательного учреждения – в социальной адаптации.
Цели и задачи программы. Портрет выпускника.
Цель: выстраивание образовательного пространства, адекватного старшему школьному возрасту через создание условий для социального и образовательного самоопределения старшеклассника; для получения школьниками качественного современного образования: позволяющего выпускнику занимать осмысленную, активную и деятельную жизненную позицию, поступить и успешно обучаться в выбранном учебном заведении.
Задачи, решаемые старшими школьниками разными видами деятельности
Освоить стартовые формы высшего образования и связанные с этим способы личностной организации.
Выработать приемы и методы организации индивидуальной учебной деятельности. Овладеть приемами систематизации, типологизации и классификации знаний.
Выделить сферу своих интересов в связи с современными экономическими, политическими, социальными и научными проблемами. Освоить экспериментальные и поисковые формы организации деятельности.
Овладеть стартовыми методиками организации коллектива.
Сформировать стартовые представления о сфере своих профессиональных интересов, оформить социальные амбиции, овладеть методами личностной организации.
Задачи, решаемые педагогами, реализующими образовательную программу среднего общего образования
Реализовать образовательную программу старшей школы в организационно-учебных базовых элементах и формах высшего образования (лекции, семинары, модульные формы, зачетная система, тренинги).
Подготовить учащихся к осуществлению процессов самостоятельного знаниевого конструирования (целостное видение предмета, системная организация предмета, понятийные взаимосвязи и тематические обусловленности, иерархия знаний).
Сформировать у учащихся методы и приемы по исследованию современных проблем и конструированию их эффективных решений. (Эту задачу решает в первую очередь научный руководитель).
Организовать систему социальной жизнедеятельности и группового проектирования социальных событий. (Эту задачу решает в первую очередь социальный педагог).
Организовать систему проектно-аналитических событий, в ходе которых оформляется социальная, гражданская и профессиональная позиция учащихся. (Эту задачу решает в первую очередь наставник).
Образ выпускника 11-го класса как главный целевой ориентир в учебно-воспитательной работе с
обучающимися на III ступени
Нравственный (ценностный) потенциал
Осмысление целей и смысла своей жизни.
Усвоение ценностей «Отечество», «культура», «любовь», «самоактуализация», «субъектность». Наличие чувства гордости за принадлежность к своей нации, за свою Родину. Знание и понимание основных положений Конституции Российской Федерации.
Понимание сущности нравственных качеств и черт характера окружающих людей, толерантность в их восприятии, проявление в отношениях с ними таких качеств как доброта, честность, порядочность, вежливость.
Адекватная оценка своих реальных и потенциальных возможностей, уверенность в себе, готовность к самоопределению, самоутверждению и самореализации во взрослой жизни.
Активность в общественных и классных делах, в работе с младшими школьниками. Наличие высоких достижений в одном или нескольких видах деятельности.
Наличие желания и готовности продолжить обучение после школы, потребность в углубленном изучении избранной области знаний, их самостоятельном добывании, готовность к переобучению в непрерывном образовании.
Сформированность индивидуального стиля общения; владение разнообразными коммуникативными умениями и навыками, способами поддержания эмоционально устойчивого поведения в кризисной жизненной ситуации; способность корректировать в общении и отношениях свою и чужую агрессию.
Умение строить свою жизнедеятельность по законам гармонии и красоты; потребность в посещении театров, выставок, концентров; стремление творить прекрасное в учебной, трудовой, любимой досуговой деятельности, поведении в отношениях с окружающими; проявлении индивидуального своеобразия в восприятии и созидании красоты.
Стремление к физическому совершенству; умение подготовить и провести подвижные игры и спортивные соревнования среди сверстников и младших школьников; привычка ежедневно заниматься физическими упражнениями и умение использовать их в улучшении своей работоспособности и эмоционального состояния.
Вышеперечисленные цели и задачи находят отражение в учебных программах по каждой учебной дисциплине. Достижение поставленных целей и задач невозможно без интеграции учебного процесса, внеурочной деятельности, дополнительного образования, предоставляемого школой-интернатом.
В их интеграции мы видим потенциальные возможности роста качества образования. В качестве основополагающих принципов интеграции мы берем следующие: единство целей обучения, воспитания и развития обучающихся; преемственность в содержании обучения и воспитания; системно-деятельностный или компетентностный подход в обучении и воспитании.
Интеграция учебного процесса, внеурочной деятельности и дополнительного образования позволят наиболее успешно решить задачи развития образовательного учреждения в соответствии со стратегией развития российского образования. Применительно к нашему ОУ мы определяем в соответствии со стратегическими задачами следующие направления деятельности:
Основные направления деятельности
Совершенствование содержания образования
1.1. Внедрение новых государственных образовательных стандартов общего образования на основе системно-деятельностного и компетентностного подходов.
1.2.Переход на обучение по индивидуальной образовательной программе на 3 ступени обучения.
1.3.Оптимизация нагрузки учащихся.
1.4.Расширение возможностей дополнительного образования.
Использование современных технологий образования
2.1. Внедрение новых образовательных технологий, в том числе использование современных информационных и коммуникационных технологий.
2.2. Использование здоровьесберегающих технологий.
2.3. Использование личностно ориентированных технологий.
2.4. Использование системно-деятельностного подхода в обучении.
2.5. Использование компетентностного подхода.
Обеспечение качества образовательных услуг
3.1. Использование новых форм и механизмов контроля и оценки качества образовательных услуг.
3.2. Формирование воспитательной системы школы как органической части школьной системы образования.
3.3.Вовлечение в воспитательный процесс всех участников образовательного процесса.
3.4. Диагностика результативности учебного и воспитательного процессов.
Повышение эффективности управления
4.1. Совершенствование системы государственно- общественного управления школой.
4.2. Организация сетевого взаимодействия образовательных учреждений.
Информатизация образовательного процесса
Организация работы сетевого взаимодействия участников образовательного процесса по программе NET – школа.
Условия реализации основной образовательной программы
среднего общего образования
В социальном отношении система образования школы-интерната имеет вариативный и развивающий характер путем создания адаптивной педагогической системы и максимально благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития каждого ребенка, гуманизации и гуманитаризации учебно-воспитательного процесса, выполнения Закона РФ «Об образовании».
В школе создан мониторинг успеваемости и качества знаний по годам, ступеням обучения, по учебным предметам, по каждому учителю, по МО, что позволяет отслеживать и регулировать результаты учебно-воспитательного процесса.
Для реализации программы в школе имеются необходимые условия: профессионально подготовленный педагогический коллектив, практика нововведения разнообразных курсов, новых педагогических технологий, постоянного обновления содержания базисного образования, система воспитательной работы и стабильные результаты деятельности школы.
В школе организован непрерывный личностно-ориентированный процесс обучения, воспитания и развития с использованием современных педагогических технологий, достижений науки и практики.
Спортивно-оздоровительная деятельность (спортивные соревнования, военно-спортивные состязания и др.).
Художественное, техническое, прикладное творчество (концерты, выставки, презентации).
Социально-значимая деятельность (выход творческих групп, детско-юношеского объединения «Радуга» в различные учреждения и предприятия, реализация социальных проектов и программ).
Анализ состояния учебно-воспитательной работы в школе, проблем, стоящих перед образованием, возможностей и ресурсов школы ставит новые задачи. В процессе решения задач осуществляются изменения, которые касаются:
организации образовательного процесса;
совершенствования методов (технологий) его реализации, развития профессионального мастерства педагогов и ключевых компетентностей педагогов и обучающихся;
путей и форм взаимодействия школы с социумом в целях активного использования всего образовательного пространства в процессе формирования личности;
системы воспитательной работы;
системы дополнительного образования и предоставления широкого набора услуг дополнительного образования;
управления развитием школы;
перехода к профильному обучению;
внедрения и развития модели адаптивной школы путем предоставления всем категориями обучающихся и воспитанников адекватных их психофизическим возможностям и образовательным потребностям широкого спектра всех образовательных услуг, направленных на всестороннее развитие их личности, коррекцию познавательно-психической сферы, интеллектуальных, нравственных и физических возможностей.
Резервы, имеющиеся в образовательном учреждении для повышения качества учебно-воспитательного процесса.
Повышение качества образования за счет:
информатизации образовательного процесса;
внедрения здоровьесберегающих технологий;
формирования устойчивой мотивации к обучению воспитанников;
усиления воспитательной функции образовательного процесса;
совершенствования психолого-медико-социально-педагогического сопровождения обучающихся;
совершенствование предпрофильного и введение профильного обучения.
Укрепление учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Совершенствование системы школьного управления и реализация модели государственно- общественного управления.
Комплексная реализация задач обучения и воспитания через активное применение инновационных процессов.
Выполнение задач, определенных приоритетным национальным проектом «Образование».
Школа организует научно-исследовательскую деятельность учащихся по разным направлениям и предметам, что позволяет расширить кругозор учащихся и дать им навыки исследовательской работы.
Наша школа стремится дать каждому ребенку прочные и качественные знания. 90-95% выпускников ежегодно поступают в ВУЗы, выпускники с ОВЗ поступают в образовательные учреждения НПО и СПО.
Также в образовании вводятся понятия «универсальные учебные действия» и «контролируемые элементы содержания». В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока:
регулятивный (включающий также действия саморегуляции);
Последние три ориентированы на метапредметные результаты обучения. Метапредметный подход в образовании и, соответственно, метапредметные образовательные технологии были разработаны для того, чтобы решить проблему разобщенности, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и, как следствие, учебных предметов. 21 век характеризуется возникновением комплексных проблем, решение которых предполагает в первую очередь междисциплинарное взаимодействие.. Значение метапредметного подхода в образовании состоит в том, что он позволяет сохранять и отстаивать в обществе культуру мышления и культуру формирования це лостного мировоззрения.
Современное развитие общества требует новых образовательных результатов выпускников и нового подхода к их оценке. Успеваемость уже не является главным критерием качества образования. Оно определяется способностью выпускника к социальному действию, к использованию знаний и инноваций, то есть компетентностью. Повышается внимание к оценке уровня воспитания и здоровья подрастающего поколения.
Такой подход к качеству образования зафиксирован в проекте новых Федеральных государственных образовательных стандартов, которые фиксируют комплексный подход к оценке качества образования и определяют 3 структурньгх элемента качества образования: образовательные результаты учащихся, условия, реализацию образовательного процесса, включая образовательные программы, качество деятельности учителя и др; а также 3 компонента образовательных результатов учащихся: предметные ЗУНы, надпредметные результаты (базовые, ключевые компетентности, универсальные умения), социализация (как способность применять полученные знания в реальных ситуациях и как система ценностей, интересов учащихся).
Решение задач модернизации российского образования, поставленных в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы невозможно без системы подготовки и непрерывного обучения высококвалифицированных педагогических кадров.
Педагогический коллектив школы-интерната продолжает работу над единой методической темой «Совершенствование качества образования через освоение деятельностно-компетентностного подхода в обучении, развитии, воспитании обучающихся».
Создание условий для реализации Национальной образовательной стратегии «Наша новая школа».
Приоритетные направления работы:
Подготовка учащихся к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире через обновление содержания образования.
Создание системы поддержки талантливых детей, их сопровождения в течение всего периода обучения в школе.
Повышение профессионального уровня учителя.
Формирование здоровьесберегающего пространства школы, приоритет здорового образа жизни для каждого ребенка.
Проектирования и реализации авторской системы работы,
Выполнения инновационных проектов на основе информационно-методического сопровождения педагогов.
Укрепление материально-технической базы школы.
Работа педагогического коллектива по реализации Национальной образовательной стратегии «Наша новая школа»
В школе-интернате реализуется программа информатизации, основной целью программы является «Создание условий для перехода на новый качественный уровень образования за счет использования компьютерной техники и новых информационных технологий во всех структурных подразделениях».
Программа информатизации определяет основные направления деятельности по внедрению современных информационных технологий и совершенствованию управленческой деятельности ОУ:
создание материально-технических условий для эффективного использования средств информатизации;
приобретение компьютерной техники, средств информатизации, системных и прикладных программ;
подготовка, переподготовка и повышение квалификации педагогических работников школы;
внедрение в работу образовательного учреждения ИКТ на всех уровнях (административная команда, хозяйственная служба, педагогический коллектив, и др.);
обучение информационным технологиям обучающихся всех образовательных ступеней;
формирование и развитие школьной медиатеки, создание, накопление и обновление баз данных;
формирование, накопление и эффективное использование образовательных ресурсов и др.
Все кабинеты оснащены оборудованием: компьютер в сборе, мультимедийный проектор, экран или интерактивная доска. В настоящее время 100% педагогического состава применяют компьютеры в своей практической деятельности. Распределение компьютерной техники производится с учетом обеспечения всех направлений информатизации школы:
Проведение уроков информатики и информационных технологий.
Работа по использованию ресурсов Интернета в учебно-методической и административной работе школы.
Проектная и исследовательская деятельность с использованием ИКТ.
Участие в Интернет- конкурсах и олимпиадах
Отработка системы дистанционного обучения.
Компьютерная поддержка школьных дисциплин, использование цифровых образовательных ресурсов. Уровень использования ИКТ в образовательном процессе занимает центральное место среди качественных и количественных показателей работы образовательного учреждения. Мониторинг выполнения плана информатизации показывает, что поставленные задачи по использованию информационных технологий выполняются в полном объёме. Программа информатизации нацелена на совершенствование нормативно-правовой, управленческой, ресурсной и кадровой политики муниципального казённого учреждения общеобразовательной школы-интерната в области информатизации.
Результатом этой работы становятся призовые места в дистанционных Международных и Всероссийских олимпиадах. Учащиеся принимают активное участие в дистанционных играх, марафонах, чемпионатах, конкурсах, олимпиадах, НПК.
Данные свидетельствуют о заинтересованности учащихся в развитии творческих и интеллектуальных способностей. Охват учащихся различными дистанционными конкурсами составляет 55%. Наблюдается рост количества и качества участия в конкурсах.
Школа-интернат осуществляет обучение и воспитание в интересах личности, общества, государства, обеспечивает охрану здоровья и создание благоприятных условий для разностороннего развития личности, в том числе возможность удовлетворения потребности обучающегося в самообразовании и получении дополнительного образования.
Исходные принципы обучения и воспитания:
Предполагает, что образование определяется природой ребёнка, его здоровьем, его психической конституцией, его способностями, склонностями, интересами, индивидуальными особенностями восприятия.
Принцип личностной ориентации
Предполагает переоценку всех компонентов педагогического процесса, направленность целей образования, требований к содержанию образования в свете приоритета личностного развития, когда обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности.
Предполагает, что школа должна быть гибкой системой, чтобы в ней нашли себе место и дети, по тем или иным причинам оказавшиеся позади основной массы сверстников, иодарённые дети, и дети с разной подготовленностью и разными интересами.
Принцип обеспечения практической направленности образования
Требует формирования готовности учащихся самостоятельно использовать усвоенные знания, умения, навыки в реальной жизни для решения стандартных и нестандартных практических проблем. Одним из проявлений данного принципа является обязательное требование к организации учебно-познавательной деятельности старшеклассника, заключающееся в ориентации на воспроизведение процесса познания при решении реальных познавательных проблем.
Принцип актуализации в содержании образования деятельностного компонента
Требует акцентирования в образовательном стандарте универсальных для многих школьных предметов учебно-познавательных способов приобретения, организации и применения знаний в стандартных и нестандартных ситуациях, то есть так называемых общеучебных умений.
Принцип усиления методологической направленности содержания образования
Ориентирует на обеспечение концептуального характера получаемых знаний и возможности их самостоятельного применения в новых проблемных ситуациях, понимание методологической направленности изучаемых теорий, законов, принципов, понятий. Данный принцип актуализирует ориентированность содержания образования на сам процесс учебно-познавательной деятельности.
Предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, выявление и развитие у учеников склонностей и способностей к работе по различным направлениям изучаемых наук.
Предполагает принципиально диалогичное образование, учитель и ученик постоянно меняются местами: ученик учится наукам, учитель учится понимать ученика.
Принцип непрерывности образования
Предполагает создание целостной системы, органически объединяющей все три ступени школьного образования и предполагающей установление преемственности в получении профессионального образования.
Предполагает профилактику перегрузок и психотравмирующих ситуаций в образовательном процессе.
Адресность образовательной программы
Основная образовательная программа среднего (полного) общего образования адресована учащимся, успешно освоившим образовательную программу основного общего образования.
Адресная характеристика реализуемой образовательной программы:
Продолжительность обучения – 2 (3) года.
Уровень готовности к освоению программы:
уровень готовности к освоению программы: успешное освоение базовой ОП 5-9 классов и удовлетворительные результаты государственной (итоговой) аттестации за курс основной школы.
Состояние здоровья: 1-4 группа.
Результаты освоения основной образовательной программы среднего
1. Освоение обучающимися Федерального компонента государственного стандарта общего образования.
2. Достижение обучающимися уровня образованности, соответствующего образовательным стандартам, общекультурной и допрофессиональной компетентности:
Л ичностные качества
Наличие готовности к дальнейшему образованию, потребность в углублении полученных знаний. Способность к саморазвитию. Владение новыми технологиями изучения и обобщения информации. Восприятие образовательной цели как собственной ценности.
Целенаправленность. Умение анализировать. Стремление к самообучению, к самостоятельному добыванию новых идей. Потребность в преобразовательной деятельности. Готовность к профессиональному самоопределению и самовыражению во взрослой жизни.
Коммуникабельность. Владение умениями и навыками культуры общения. Способность корректировать свою и чужую агрессию. Владение способами решения проблем и конфликтов. Понимание сущности нравственных качеств и черт характера других людей.
Проявление таких качеств, как доброта, честность, порядочность, вежливость в отношении с людьми. Стремление к «бесконфликтному» поведению. Культура поведения. Активность в общешкольных и классных делах.
Способность к самоанализу. Нравственная направленность. Сформированность основных ценностных отношений личности; осмысление целей и смысла жизни.
Адекватная оценка своих реальных и потенциальных возможностей. Стремление к самоутверждению и самовыражению.
Эмоционально-психологическое благополучие класса. Владение способами поддержки эмоционально устойчивого поведения.
Потребность в посещении театров, выставок, концертов.
Развитие чувства прекрасного и других эстетических качеств. Стремление творить прекрасное в своей деятельности, своем поведении.
Потребность в укреплении собственного здоровья и сохранении здоровья окружающих. Навыки укрепления и сохранения здоровья. Умение улучшать работоспособность и эмоциональное состояние при помощи физической культуры.
Стремление к физическому совершенству. Привычка ежедневно заниматься физическими упражнениями. Умение готовить и проводить игры и соревнования.
О бщекультурн ая компетентност ь
Выпускник должен овладеть следующими методами образовательной деятельности:
Содержание общекультурной компетенции выпускников в различных аспектах деятельности
У выпускника сформирована познавательная база предметных знаний, умений и навыков.
Выпускник имеет достаточный уровень осведомленности в различных видах источников и владеет методами образовательной деятельности
Выпускник готов к самореализации своего потенциала в дальнейшем образовании.
Выпускник умеет давать аргументированную оценку различных взглядов, позиций
Выпускник понимает роль и место различных областей знания как элементов общечеловеческой культуры, взаимосвязей различных областей культуры друг с другом; особенности различных ценностных позиций.
Выпускник способен оценивать границы собственной компетентности.
Образовательные программы среднего общего образования
продолжение развития самообразовательных навыков и особенно навыков самоорганизации и самовоспитания;
продолжить нравственное, физическое и духовное становление выпускников, полное раскрытие и развитие их способностей;
сформировать психологическую и интеллектуальную готовность их к профессиональному и личностному самоопределению;
обеспечить развитие теоретического мышления, высокий уровень общекультурного развития; освоение фундаментальных теоретических основ наук;
выделение приоритетных образовательных областей по запросам обучающихся и родителей; формирование у обучающихся культуры жизненного самоопределения, умений трудиться расчетливо, экономно, анализировать ситуацию, ставить цель, планировать, добиваться высокого качества труда.
В результате получения среднего (полного) общего образования выпускник школы-интерната:
имеет развитый интеллект и стремление совершенствовать его через непрерывное образование.
умеет организовать свою жизнь, не нарушая целостность окружающей Природы.
оперативно ориентируется в массивах информации, успешно решает практические проблемы, готов мобильно переучиваться в соответствии с быстро меняющимися требованиями рынка труда.
обладает высоким уровнем правовой культуры.
ведет активный здоровый образ жизни, умеет противостоять пагубным информационным влияниям.
умеет правильно организовать рабочее и содержательное досуговое время.
Образовательная область «Филология»
Русский язык (базовый уровень)
С учётом возрастающей роли русского языка в многонациональном федеративном государстве и необходимости подготовки выпускников к государственной (итоговой) аттестации по русскому языку (сочинение, изложение с творческим заданием, ЕГЭ), в федеральный базовый учебный план введён учебный предмет «Русский язык» для изучения на этапе среднего (полного) общего образования в объёме 1 час в неделю на базовом уровне за два года обучения.
Главной целью учебной дисциплины «Русский язык» является развитие личности ребенка путем включения его в различные виды деятельности. С этих позиций обучение русскому языку в школе рассматривается не просто как процесс овладения определенной суммой знаний о русском языке и системой соответствующих умений и навыков, а как процесс речевого, речемыслительного, духовного развития школьника, поэтому в последние годы задачи обучения русскому языку определяются с позиций компетентностного подхода.
Важной особенностью программы является принципиальная новизна подходов к реализации преподавания русского языка в 10-11 классах. На первый план выдвигается компетентностный подход, на основе которого структурировано содержание данной рабочей программы, направленное на развитие и совершенствование общеучебных знаний, умений и навыков, коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.
В процессе изучения русского языка на базовом уровне совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:
Коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основой культуры устной и письменной речи);
Информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию, умение работать с текстом);
Организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать и осуществлять ее).
Учебник, учебные пособия
— Примерная программа среднего (полного) общего образования по русскому языку(базовый уровень)
Авторская программа по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений.
Авторы-составители: А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова М.: Просвещение, 2011 г.
Русский язык. Учебник для 10-11 классов ОУ. – М.: Просвещение, 2012 г. Авторы учебника:Грекова В.Ф, С.Е.Крючкова Л.А.Чешко
Министерством образования и науки Российской Федерации
Русский язык. Учебник для 10-11 классов ОУ. Грамматика. Текст. Стили речи. – М.: Просвещение, 2011 г. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирования умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Цель изучения литературы в школе — приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования — чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. «Чтение — вот лучшее учение», — утверждал А. С. Пушкин. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развить эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребности в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже — вот что должно стать устремлением каждого ученика.
Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника.
Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развить их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, обще гуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
Анализ текста, при котором не нарушается особое настроение учащихся, возникающее при первом чтении, несомненно, трудная, но почетная задача. То же можно сказать и о формировании вдумчивого, талантливого читателя. Именно на них, на этих талантливых, чутких, обладающих творческим воображением читателей, и рассчитывает автор, когда напрягает все свои душевные силы в поисках верного образа, верного поворота действий, верного слова.
Содержание школьного литературного образования концентрично — оно включает два больших концентра (5—9 и 10—11 классы).
В 10—11 классах предусмотрено изучение художественной литературы на историко-литературной основе, монографическое изучение творчества классиков русской литературы.
На третьей ступени обучения систематизируются языковые социокультурные знания, приобретенные на I и II ступени обучения, углубляются знания о лингвистической вариативности английской речи в условиях официального и неофициального общения, развивается умение использовать иностранные языки как инструмент межкультурного общения и обучения особенностям перевода. Полнота усвоения программных знаний, умений, навыков и компетенций учащимися является одним из критериев успешности и эффективности процесса обучения.
Изучение в старшей школе английского языка на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
дальнейшее развитие иноязычной коммуникативной компетенции (речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной):
речевая компетенция – совершенствование коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении и письме), умений планировать свое речевое и неречевое поведение;
языковая компетенция – систематизация ранее изученного материала; овладение новыми языковыми средствами в соответствии с отобранными темами и сферами общения: увеличение объема используемых лексических единиц; развитие навыков оперирования языковыми единицами в коммуникативных целях;
социокультурная компетенция – увеличение объема знаний о социокультурной специфике страны/стран изучаемого языка, совершенствование умений строить свое речевое и неречевое поведение адекватно этой специфике, формирование умений выделять общее и специфическое в культуре родной страны и страны изучаемого языка;
компенсаторная компетенция – дальнейшее развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче иноязычной информации;
учебно-познавательная компетенция – развитие общих и специальных учебных умений, позволяющих совершенствовать учебную деятельность по овладению иностранным языком, удовлетворять с его помощью познавательные интересы в других областях знания.
развитие и воспитание способности и готовности к самостоятельному и непрерывному изучению иностранного языка, дальнейшему самообразованию с его помощью, использованию иностранного языка в других областях знаний; способности к самооценке через наблюдение за собственной речью на родном и иностранном языках; личностному самоопределению учащихся в отношении их будущей профессии; их социальная адаптация; формирование качеств гражданина и патриота.
Математика (базовый уровень)
Математическое образование в системе общего среднего образования занимает одно из ведущих мест, что определяется безусловной практической значимостью математики, ее возможностями в развитии и формировании мышления человека, ее вкладом в создание представлений о научных методах познания действительности. Математическое образование является неотъемлемой частью гуманитарного образования в широком понимании этого слова, существенным элементом формирования личности. В школе-интернате реализуется базовый уровень стандарта по математике, который ориентирован на формирование общей культуры и в основном связан с задачами общего образования (мировоззренческими, воспитательными и развивающими)
Изучение математики на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;
развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, а также последующего обучения в высшей школе;
овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки;
воспитание средствами математики культуры личности, понимания значимости математики для научно-технического прогресса, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей.
Информатика и ИКТ (базовый уровень)
Реализуемая учебная программа для преподавания информатики и ИКТ обеспечивает требования федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.
В качестве основных целей изучения информатики и ИКТ на базовом уровне в школе III ступени выделяются следующие:
— освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
— овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
— развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
— воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
— приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности
Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Министерства образования РФ № 1089 от 05.03.2004. Примерная программа по истории для ступени среднего (полного) общего образования предусматривает реализацию стандарта в рамка двух курсов- «История России» и «Всеобщая история». Исходя из целей исторического образования в старшей школе, в том числе приоритетного значения материала, связанного с социально-мировоззренческим развитием обучающихся, предполагается изучение в 10 классе- «Истории России» ( с древнейших времён до середины XIX века); «Всеобщей истории» ( с древнейших времён до середины XIX века). В 11 классе- «Истории России» ( вторая половина XIX века – начало XXI века); «Всеобщей истории» ( вторая половина XIX века – начало XXI века).
Изучение истории на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне
направлено на достижение следующих целей:
воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;
развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;
освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;
овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности
Обществознание (включая экономику и право)
Учебный предмет «Обществознание (включая экономику и право)» направлен на содействие социализации личности, усвоение индивидом знаний о современном обществе и человеке, гуманистических и демократических ценностей, социальных норм, нравственных установок, способов познавательной и практической деятельности, образцов достойного поведения, формирование жизненной позиции личности в процессе усвоения социального опыта и на этой основе разностороннее развитие обучающихся.
Целями изучения этого предмета являются:
развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;
овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
География — единственный в российской школе учебный предмет, дающий целостное представление о Земле как планете людей, о нашей Родине — России, ее природе, хозяйстве, населении, крупных регионах, экологической обстановке.
География органично включает взаимосвязанные разделы о природных процессах и явлениях, их воздействии на человека, общество и хозяйство, характеристики ресурсного потенциала, природопользования, населения, хозяйства, городов и сельских поселений, регионов нашей страны необходимые для формирования современной картины мира, понимания характера развития конкретных территорий, стран и народов, особенностей их материальной и духовной культуры, состояния окружающей природной среды. Содержание школьной географии представляет важный элемент общечеловеческой культуры, активно способствует воспитанию человека и гражданина, патриота и интернационалиста.
Изучение географии в школе призвано обеспечить:
1) формирование у обучающихся системы знаний о природе, населении и хозяйстве своей Родины — России, своей республики (края, области), ближайшем природном и хозяйственном окружении, континентах, странах мира;
2) понимание роли территории, природной среды, характера природопользования в жизни современного и будущего поколений; влияние деятельности человека на состояние природы на всех территориальных уровнях в связи с глобальной проблемой выживания человечества;
3) усвоение основных черт размещения населения и хозяйства в связи с природными, социальными и производственными факторами;
4) выработку навыков поведения в природе, ведения хозяйства в различных географических зонах, адаптации к географическим особенностям территории проживания;
5) овладение уникальным языком межнационального общения — географической картой и другими источниками географической информации.
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит на изучение предмета 68 часов за два года обучения в старшей школе. В ОУ предмет география изучается в 10 классе из расчёта 2 часа в неделю.
Данный курс физики на базовом уровне обеспечивает общекультурный уровень подготовки учащихся, приоритетными целями на этом этапе обучения являются следующие:
освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы»;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий.
воспитание убежденности в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды
использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
ФБУП–2004 для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит 70 часов для обязательного изучения учебного предмета “Химия” на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне. В школе-интернате реализуется программа курса химии для 8–11 классов общеобразовательных учреждений (Рудзитис Г.Е.). Изучение химии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Школьный курс биологии – важный компонент естественнонаучного образования. Он вносит весомый вклад в решение задач общего образования, обеспечивая формирование у учащихся биологической картины мира, научного мировоззрения, развитие их интеллектуальных, творческих способностей, привитие ценностных ориентаций, подготовку к жизни.
В системе школьного образования курс биологии играет большую роль в развитии и воспитании подрастающего поколения: в формировании их общей культуры, воспитании творческой личности, осознании своей ответственности перед обществом за сохранение жизни на Земле.
Программа основывается на знаниях, полученных учащимися при изучении биологических дисциплин в младших классах, а также на знаниях, приобретенных на уроках химии, физики, истории, физической и экономической географии. Сам предмет является базовым для ряда специальных дисциплин. В результате изучения предмета учащиеся должны приобрести знания об особенностях жизни как формы существования материи, роли физических и химических процессов в живых понятиях связанных с биологическими системами, о сущности процессов обмена веществ, онтогенеза, соотношении социального и биологического в эволюции человека, об основных областях применения биологии.
Изучение биологии на ступени среднего (полного) общего образования в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.
Мировая художественная культура
Курс мировой художественной культуры систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные на ступенях начального и основного общего образования науроках изобразительного искусства, музыки, литературы и истории, формирует целостное представление омировой художественной культуре, логике её развития в исторической перспективе, о её месте в жизни общества и каждого человека. Изучение мировой художественной культуры развивает толерантное отношениек миру как единству многообразия, а восприятие собственной национальной культуры сквозь призму культуры мировой позволяет более качественно оценить её потенциал, уникальность и значимость. Проблемное поле отечественной и мировой художественной культуры как обобщённого опыта всего человечества предоставляет учащимся неисчерпаемый «строительный материал» для самоидентификации и выстраиваниясобственного вектора развития, а также для более чёткого осознания своей национальной и культурной принадлежности.
Реализация содержания художественного образования происходит на трех уровнях:
формирование отношения к культуре как к важнейшему условию свободного разностороннего развития собственной личности;
формирование потребности в полноценном художественном общении с произведениями различных видов искусств на основе их адекватной эстетической оценки;
формирование навыков самостоятельной художественной деятельности как неотъемлемой части своей жизни
Общей целью образования в области физической культуры является формирование у учащихся устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни.
В соответствии с этим, программа среднего (полного) общего образования своим предметным содержанием ориентируется на достижение следующих целей:
— развитие физических качеств и способностей, совершенствование функциональных возможностей организма, укрепление индивидуального здоровья;
— воспитание бережного отношения к собственному здоровью, потребности в занятиях физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельностью;
— овладение технологиями современных оздоровительных систем физического воспитания, обогащение индивидуального опыта специально-прикладными физическими упражнениями и базовыми видами спорта;
— освоение системой знаний о занятиях физической культурой, их роли и значении в формировании здорового образа жизни и социальных ориентаций;
— приобретение компетентности в физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, овладение навыками творческого сотрудничества в коллективных формах занятий физическими упражнениями
На основании приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 августа 2008 г. № 241 на предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» для среднего (полного) общего образования отводится на базовом уровне 68 часов (по 1 часу в неделю в 10 и 11 классе.)
Изучение ОБЖ на базовом уровне в школе III ступени направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; здоровье и здоровом образе жизни; об обязанностях граждан по защите государства;
развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях и при прохождении военной службы; бдительности по предупреждению актов терроризма;
овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья.
Реализуемая программа по «Технологии» для учащихся 10-11 класса (базовый уровень) составлена на основе примерной программы основного общего образования по технологии. Изучение технологии направлено на достижение широкого спектра целей:
освоение политехнических и специальных технологических знаний в выбранном направлении технологической подготовки;
овладение профессиональными умениями в выбранной сфере технологической деятельности; умениями применять методы индивидуальной и коллективной творческой деятельности при разработке и создании продуктов труда; соотносить свои намерения и возможности с требованиями к специалистам соответствующих профессий; находить и анализировать информацию о востребованности специалистов на региональном рынке труда; определять пути получения профессионального образования, трудоустройства;
развитие качеств личности, значимых для выбранного направления профессиональной деятельности; творческого мышления; способности к самостоятельному поиску и решению практических задач, рационализаторской деятельности;
воспитание инициативности и творческого подхода к трудовой деятельности; трудовой и технологической дисциплины, ответственного отношения к процессу и результатам труда; умения работать в коллективе; культуры поведения на рынке труда и образовательных услуг;
формирование готовности и способности к продолжению обучения в системе непрерывного профессионального образования; трудоустройству; успешной самостоятельной деятельности на рынке труда и образовательных услуг, необходимых для быстрой профессиональной адаптации в современном обществе.
Региональная учебная программа «Литература народов Севера»
Цель программы: приобщение учащихся к истории, культуре, традициям и обычаям народов Ямала, современной истории края, новой северной литературе
Объектом изучения литературы народов Севера являются произведе ния писателей и публицистов Севера, которые подобраны таким образом, чтобы наиболее ярко показать жизнь, обычаи и законы коренных жителей округа и драматические события ямальской истории XX века.
Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
В области познавательной деятельности: умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность( от постановки целей до получения и оценки результата); участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными навыками прогнозирования (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если…»).
В области информационно-коммуникативной деятельности:
Предполагается поиск нужной информации по заданной теме в источниках права; извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах(текст, таблица, график)., отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно); умения развернуто обосновать суждения, давать определения, приводить доказательства; объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владение основными навыками публичных выступлений.
В области рефлексивной деятельности:
Обеспечивается понимание ценности образования как средства развития культуры личности; объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, учет мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке, владение навыками организации и участия в коллективной деятельности: постановка общей цели и определение средств ее достижения, конструктивное восприятие иных мнений и идей, определение собственного отношения к явлениям современной жизни, умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои мировоззренческие взгляды, осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Правовое образование в старшей школе на профильном уровне ориентировано на формирование умений осмысленно употреблять правовые понятия и категории, характеризовать основные правовые институты, механизмы и процедуры в России, объяснять взаимосвязь государства, права и других социальных норм; различать виды судопроизводства; полномочия правоохранительных органов, адвокатуры, нотариата, прокуратуры; порядок рассмотрения споров в сфере отношений, регулируемых правом.
Изучение экономики в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
развитие гражданского образования, экономического образа мышления; потребности в получении экономических знаний и интереса к изучению экономических дисциплин; способности к личному самоопределению и самореализации;
воспитание ответственности за экономические решения; уважения к труду и предпринимательской деятельности;
освоение системы знаний об экономической деятельности и об экономике России для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;
овладение умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в экономической жизни общества и государства;
формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных экономических задач; освоения экономических знаний для будущей работы в качестве наемного работника и эффективной самореализации в экономической сфере.
Требования к уровню подготовки обучающихся:
Требования направлены на реализацию деятельностного и экономически оправданного подхода к решению жизненных задач; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в экономической среде, делать сознательный выбор в условиях альтернатив.
В результате изучения экономики на базовом уровне ученик должен
Знать/понимать: функции денег, банковскую систему, причины различий в уровне оплаты труда, основные виды налогов, организационно-правовые формы предпринимательства, виды ценных бумаг, факторы экономического роста.
Уметь: приводить примеры: факторов производства и факторных доходов, общественных благ, внешних эффектов, российских предприятий разных организационных форм, глобальных экономических проблем; описывать: действие рынка, основные формы заработной платы и стимулирования труда, инфляцию, основные статьи госбюджета России, экономический рост, глобализацию мировой экономики; объяснять: взаимовыгодность добровольного обмена, причины неравенства доходов, виды инфляции, причины международной торговли. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: получения и оценки экономической информации; составления семейного бюджета; оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, члена семьи и гражданина.
Культура речи
Программа элективного курса предусматривает обучение выполнению заданий с кратким ответом и конструированию текста типа рассуждения на основе исходного текста, развитие умения понимать и интерпретировать прочитанный текст, создавать своё высказывание, уточняя тему и основную мысль, формулировать проблему, выстраивать композицию, отбирать языковые средства с учётом стиля и типа речи. Умения и навыки, приобретённые в ходе изучения данного курса, направлены на выполнение задания повышенного и высокого уровня сложности.
Требования к результатам освоения курса:
уметь находить в контексте слово, образованное тем или иным морфологическим способом;
уметь находить и грамотно выписывать из предложенного контекста слово той или иной части речи;
уметь опознавать и грамотно выписывать из контекста словосочетания с различными типами подчинительной связи;
уметь опознавать в контексте простые односоставные предложения;
уметь опознавать в контексте из нескольких предложений обособленные синтаксические конструкции;
уметь опознавать в контексте из нескольких предложений сложные синтаксические конструкции;
уметь находить в контексте из нескольких предложений языковые средства связи предложений в тексте;
уметь находить в тексте основные языковые средства выразительности;
понимать и интерпретировать содержание исходного текста
формулировать проблему, поставленную автором исходного текста, и комментировать её;
определять позицию автора;
высказывать свою точку зрения, убедительно её доказывать (приводить не менее двух аргументов, опираясь на читательский и жизненный опыт)
уметь излагать свои мысли грамотно, последовательно и связно;
анализировать творческие образцы сочинений и рецензировать их.
Деловой практический английский язык
Цели курса: расширить и углубить знания учащихся о Великобритании, в частности о традициях, обычаях, современной жизни и проблемах этой страны; подготовить учащихся к сдаче Единого государственного экзамена по английскому языку и международных экзаменов через разнообразные тематические тексты и упражнения.
Задачи курса: приобщить учащихся к культуре речевого этикета страны изучаемого языка; сформировать умения представлять свою страну и ее культуру в условиях иноязычного общения; совершенствовать умения учащихся работать с различными источниками информации, в том числе в сети Интернет; развить умения аудирования и чтения аутентичных текстов страноведческого характера на английском языке; развить умения монологической и диалогической речи на английском языке; подготовить учащихся к сдаче Единого государственного экзамена по английскому языку и международных экзаменов.
В процессе освоения курса у учащихся будут достигнуты определенные личностные результаты: сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; сформированность основ саморазвития и самовоспитания; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности (образовательной, учебно-исследовательской, проектной, коммуникативной); сформированность толерантного сознания и поведения личности в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; сформированность навыков сотрудничества со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности; принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни: потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек, курения, употребления алкоголя, наркотиков; сформированность основ экологического мышления, осознание влияния социально-экономических процессов на состояние природной среды; приобретение опыта природоохранной деятельности;
В процессе освоения курса будут достигнуты определенные метапредметные результаты: умение самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать урочную и внеурочную (включая внешкольную) деятельность; использовать различные ресурсы для достижения целей; умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции другого, эффективно разрешать конфликты; владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; умение ориентироваться в социально-политических и экономических событиях, оценивать их последствия; владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
В процессе освоения курса у учащихся будут достигнуты следующие предметные результаты: достижение уровня владения иностранным языком, превышающего пороговый, достаточного для делового общения в рамках выбранного профиля и для построения индивидуальной траектории развития; сформированность умений перевода с иностранного языка на русский при работе с несложными текстами в русле выбранного профиля; владение иностранным языком как одним из средств формирования учебно-исследовательских умений, расширения своих знаний в других предметных областях.
В процессе изучения курса продолжается развитие иноязычной коммуникативной компетенции учащихся (речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной): речевая компетенция – функциональное использование изучаемого языка как средства общения и познавательной деятельности: умение понимать аутентичные иноязычные тексты (аудирование и чтение), передавать информацию в связных аргументированных высказываниях (говорение и письмо), планировать свое речевое и неречевое поведение с учетом статуса партнера по общению; языковая (лингвистическая) компетенция – овладение новыми языковыми средствами в соответствии с темами и сферами общения; социокультурная компетенция (включающая социолингвистическую) – расширение объема знаний о социокультурной специфике страны изучаемого языка, совершенствование умений строить свое речевое и неречевое поведение адекватно этой специфике с учетом ситуаций общения, умения адекватно понимать и интерпретировать лингвокультурные факты, основываясь на сформированных ценностных ориентациях; компенсаторная компетенция – совершенствование умения выходить из положения при дефиците языковых средств в процессе иноязычного общения; учебно-познавательная компетенция – дальнейшее развитие специальных учебных умений, позволяющих совершенствовать учебную деятельность по овладению иностранным языком, повышать ее продуктивность; использовать изучаемый язык в целях продолжения образования и самообразования, прежде всего в рамках выбранного профиля.
Физика (профильный уровень)
Цели изучения физики на профильном уровне: формирование у обучающихся умения видеть и понимать ценность образования, значимость физического знания для каждого человека, независимо от его профессиональной деятельности; умений различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок, формулировать и обосновывать собственную позицию; формирование у обучающихся целостного представления о мире и роли физики в создании современной естественнонаучной картины мира; умения объяснять поведение объектов и процессы окружающей действительности — природной, социальной, культурной, технической среды, используя для этого физические знания; приобретение обучающимися опыта разнообразной деятельности, опыта познания и самопознания; ключевых навыков (ключевых компетентностей), имеющих универсальное значение для различных видов деятельности, — навыков решения проблем, принятия решений, поиска, анализа и об работки информации, коммуникативных навыков, навыков измерений, сотрудничества, эффективного и безопасного использования различных технических устройств; овладение системой научных знаний о физических свойствах окружающего мира, об основных физических законах и о способах их использования в практической жизни.
В результате изучения физики на профильном уровне ученик должен знать/понимать: смысл понятий: физическое явление, физическая величина, модель, гипотеза, принцип, постулат, теория, пространство, время, инерциальная система отсчета, материальная точка, вещество, взаимодействие, идеальный газ, резонанс, электромагнитные колебания, электромагнитное поле, электромагнитная волна, атом, квант, фотон, атомное ядро, дефект массы, энергия связи, радиоактивность, ионизирующее излучение, планета, звезда, галактика, Вселенная; смысл физических величин: перемещение, скорость, ускорение, масса, сила, давление, импульс, работа, мощность, механическая энергия, момент силы, период, частота, амплитуда колебаний, длина волны, внутренняя энергия, средняя кинетическая энергия частиц вещества, абсолютная температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, удельная теплота парообразования, удельная теплота плавления, удельная теплота сгорания, элементарный электрический заряд, напряженность электрического поля, разность потенциалов, электроемкость, энергия электрического поля, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, электродвижущая сила, магнитный поток, индукция магнитного поля, индуктивность, энергия магнитного поля, показатель преломления, оптическая сила линзы; смысл физических законов, принципов и постулатов (формулировка, границы применимости):законы динамики Ньютона, принципы суперпозиции и относительности, закон Паскаля, закон Архимеда, закон Гука, закон всемирного тяготения, законы сохранения энергии, импульса и электрического заряда, основное уравнение кинетической теории газов, уравнение состояния идеального газа, законы термодинамики, закон Кулона, закон Ома для полной цепи, закон Джоуля-Ленца, закон электромагнитной индукции, законы отражения и преломления света, постулаты специальной теории относительности, закон связи массы и энергии, законы фотоэффекта, постулаты Бора, закон радиоактивного распада; вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики.
Уметь: описывать и объяснять результаты наблюдений и экспериментов: независимость ускорения свободного падения от массы падающего тела; нагревание газа при его быстром сжатии и охлаждение при быстром расширении; повышение давления газа при его нагревании в закрытом сосуде; броуновское движение; электризация тел при их контакте; взаимодействие проводников с током; действие магнитного поля на проводник с током; зависимость сопротивления полупроводников от температуры и освещения; электромагнитная индукция; распространение электромагнитных волн; дисперсия, интерференция и дифракция света; излучение и поглощение света атомами, линейчатые спектры; фотоэффект; радиоактивность; приводить примеры опытов, иллюстрирующих, что: наблюдения и эксперимент служат основой для выдвижения гипотез и построения научных теорий; эксперимент позволяет проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять явления природы и научные факты; физическая теория позволяет предсказывать еще неизвестные явления и их особенности; при объяснении природных явлений используются физические модели; один и тот же природный объект или явление можно исследовать на основе использования разных моделей; законы физики и физические теории имеют свои определенные границы применимости; описывать фундаментальные опыты, оказавшие существенное влияние на развитие физики; применять полученные знания для решения физических задач; определять: характер физического процесса по графику, таблице, формуле; продукты ядерных реакций на основе законов сохранения электрического заряда и массового числа; измерять: скорость, ускорение свободного падения; массу тела, плотность вещества, силу, работу, мощность, энергию, коэффициент трения скольжения, влажность воздуха, удельную теплоемкость вещества, удельную теплоту плавления льда, электрическое сопротивление, ЭДС и внутреннее сопротивление источника тока, показатель преломления вещества, оптическую силу линзы, длину световой волны; представлять результаты измерений с учетом их погрешностей; приводить примеры практического применения физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио- и телекоммуникаций; квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров; воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, научно-популярных статьях; использовать новые информационные технологии для поиска, обработки и предъявления информации по физике в компьютерных базах данных и сетях (сети Интернет); использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи; анализа и оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды; рационального природопользования и защиты окружающей среды; определения собственной позиции по отношению к экологическим проблемам и поведению в природной среде.
Информатика (профильный уровень)
Основные задачи программы: систематизировать подходы к изучению предмета; сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации; научить пользоваться распространенными прикладными пакетами; показать основные приемы эффективного использования информационных технологий; сформировать логические связи с другими предметами, входящими в курс общего образования; подготовить учащихся к жизни в информационном обществе.
Основным результатом обучения является достижение базовой информационнокоммуникационной компетентности учащегося.
В результате изучения информатики и информационных технологий на профильном уровне
ученик должен знать/понимать:
основные конструкции языка программирования;
свойства алгоритмов и основные алгоритмические конструкции; тезис о полноте формализации понятия алгоритма;
виды и свойства информационных моделей реальных объектов и процессов, методы и средства компьютерной реализации информационных моделей;