Что такое опд предмет в школе
Что такое опд предмет в школе
особый порядок декларирования
образование и наука
обработка персональных данных
отдел профилактической дезинфекции
основные показатели деятельности
оплачиваемый праздничный день
оператор персональных данных
организация предпринимательской деятельности
Осакская программа действий
областной противотуберкулёзный диспансер
Полезное
Смотреть что такое «ОПД» в других словарях:
Остаточные пластические деформации (ОПД) — пластические деформации, возникающие в результате воздействия нагрузок, превышающих допустимые величины, и не исчезающие после снятия нагрузок. Источник: МДС 53 2.2004: Диагностирование стальных конструкций … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
ОПТД — ОПД ОПТД областной противотуберкулёзный диспансер мед. ОПТД Источник: http://www.ivanovonews.ru/lenta.jsp?datetime=2005 03 14%2018:05:00 Пример использования Ивановский ОПТД ОПТД окружной противотуберкулёзный диспансер мед … Словарь сокращений и аббревиатур
ЧИЛИ — (Chile) Общие сведения Официальное название Республика Чили (исп. República de Chile, англ. Republic of Chile). Расположена на юго западе Южной Америки. Площадь 756,945 км2, численность населения 15,499 млн чел. (оценка 2002). Государственный… … Энциклопедия стран мира
Загрузка производственных мощностей — (Capacity utilization) Понятие производственной мощности, методика расчета производственной мощности Информация о понятии производственной мощности, методика расчета производственной мощности Содержание Содержание Расчет производственной мощности … Энциклопедия инвестора
Барщевский, Михаил — Полномочный представитель правительства РФ в высших судебных инстанциях Полномочный представитель правительства России в Конституционном суде Российской Федерации, Верховном суде РФ и Высшем Арбитражном суде РФ. Бывший председатель высшего совета … Энциклопедия ньюсмейкеров
Халидов, Деньга Шахрудинович — Халидов Деньга Шахрудинович общественный деятель и ученый, политолог и публицист Содержание 1 Биография 2 Общественная деятельность … Википедия
Минаков, Аркадий Юрьевич — Аркадий Юрьевич Минаков Род деятельности: историк Дата рождения: 16 июня 1962(1962 06 16) (50 лет) Гражданство … Википедия
МДС 53-2.2004: Диагностирование стальных конструкций — Терминология МДС 53 2.2004: Диагностирование стальных конструкций: Градиент РГМН скорость изменения РГМН по заданному проектом направлению. Определения термина из разных документов: Градиент РГМН Изострессы линии поверхности изделия, в любой… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Цатуров, Гарегин Гербертович — Председатель Совета управляющих Финансово промышленной группы «АПЕК» (г. Санкт Петербург) с 1997 г., председатель Совета директоров Инновационного коммерческого банка «Судкомбанк»; родился в 1963 г. в г. Поти Грузинской ССР;… … Большая биографическая энциклопедия
Российская государственная библиотека — См. также: Библиотека имени Ленина (станция метро) Российская государственная библиотека … Википедия
Рабочая программа по опд
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по опд»
Изменения системы общего образования соответствующие условиям современного развития с необходимостью требуют использования образовательных программ, ориентированных на расширение мировоззрения учащихся старших классов в области экономики и предпринимательства. Одним из направлений реализации внедрения изучения экономики и предпринимательства в школьную подготовку является разработанная по инициативе Правительства РСО-Алания региональная образовательная программа по предмету « Основы предпринимательской деятельности».
Предпринимательству необходимо учиться – это путь не только к личному благосостоянию, но и к процветанию всего общества. Поэтому изучение предпринимательства, обучение и воспитание потенциальных предпринимателей является одной из важнейших задач современной школы.
Элективный курс по основам предпринимательской деятельности представляет собой систему взаимосвязанного теоретического материала, который поможет школьнику раскрыть базовые основы и закономерности предпринимательской деятельности, а также творческие задания, в ходе которых ученики будут анализировать, интерпретировать и моделировать ситуации, классифицировать проблемы и проблемы, рассматривать различные варианты, делать выводы, принимать решения, работать над проектами.
Данная рабочая программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю 34 недели).
Программа включает 4 раздела, изучение которых позволит учащимся ознакомиться с фундаментальными экономическими концепциями, основами теории фирмы, спецификой предпринимательской и ее местом в современной российской экономической реальности.
Важно отметить, что программа концентрирует свое внимание в основном на вопросах микроэкономики, с которой учащиеся, так или иначе, сталкиваются в повседневной жизни, хотя и затрагивает ряд макроэкономических вопросов, например, налоги. Программа предполагает при изучении целого ряда тем ссылку на современную ситуацию в российской экономике и социальной сфере.
Целью изучения курса является совершенствование системы знаний в сфере экономики и предпринимательства, восполнение возникшего недостатка компетенций у учащихся в этой области, подготовки их последующей трудовой деятельности с учетом потребностей региона. В программе представлены теоретические, нормативно – правовые и практические вопросы предпринимательства.
Задачи изучения курса:
— усвоение базовых понятий и терминов курса, используемых для описания процессов и явлений, происходящих в сфере предпринимательской деятельности для интерпретации экономических данных и информации;
— формирование функциональной экономической грамотности, позволяющей анализировать проблемы и происходящие изменения в сфере экономике и предпринимательства, вырабатывать на этой основе аргументированные суждения, умения оценивать возможные последствия принимаемых решений;
— развитие навыков принятия самостоятельных экономически обоснованных решений;
— освоение технологии создания собственного дела, определение наиболее выгодных сфер бизнеса, планирование предпринимательской деятельности и составление бизнес – плана;
— выработка навыков проведения исследований экономических явлений в сфере предпринимательства: анализ, синтез, обобщение экономической информации, прогнозирование развития явлений и поведение людей и предпринимательских фирм, сопровождающееся графической интерпретацией и их критическим рассмотрением;
— формирование информационной культуры школьников, умение отбирать информацию и работать с ней на различных носителях, понимание роли информации в деятельности предпринимателя.
Содержание программы курса
Раздел 1.Введение в экономику. Экономика: наука и хозяйство. Виды ресурсов. Проблемы ограниченности. Кривая производственных возможностей. Преимущества и недостатки рыночной экономики. Кругооборот товаров, услуг, ресурсов, денег в экономике.
Особенности предпринимательского ресурса. Зарождение российского предпринимательства. Социальная ответственность, благотворительность и меценатства в истории российского предпринимательства.
Раздел 2. Теория фирмы. Условия развития предпринимательства. Предприятия. Фирма. Правовой статус фирмы.
Структура издержек производства. Минимизация издержек. Производительность. Факторы, влияющие на производительность.
Решение задач по теме: « Структура издержек производства». Прибыль, виды прибыли.
Раздел 3. Технология предпринимательства. Основные этапы предпринимательской деятельности. Выработка предпринимательской идеи. Практическая работа: « Ярмарка предпринимательских идей».
Назначение и структура бизнес – плана. Введение в проект: «Создание бизнес – плана».
Финансовый план. Внутренние и внешние источники финансирования фирмы. Кредит: за и против. Бухгалтерский учет. Бухгалтерская отчетность. Баланс предприятия.
Производственный план: от разработки товара до изготовления конечного продукта.
Структура управления современным предприятием. Менеджмент: понятие, функции, задачи менеджмента. Каким должен быть современный менеджер.
Оценка риска предпринимательской деятельности. Страхование.
Роль маркетинговых технологий. Виды маркетинга. Этапы целевого маркетинга. Маркетинговые исследования. Реклама: понятие, функции, виды. Сбыт.
Практическая работа: «Анализ рекламного рынка».
Консультация по проекту: «Создание бизнес – плана».
Раздел 4. Социально – правовые аспекты предпринимательской деятельности в России. Основные организационно – правовые формы организации бизнеса в России. Индивидуальное предпринимательство: преимущества и трудности.
Налоги. Виды налогов. Способы налогообложения. Предприниматель и налоги.
Взаимодействие предпринимателя и наемных работников.
Современные проблемы и особенности предпринимательской деятельности в России. Роль государства в поддержке малого бизнеса. Социальный статус предпринимателя в России. Социальная ответственность современного бизнеса.
Презентация учебных проектов: « Создание бизнес – плана». Защита учебных проектов. Подведение итогов работы учащихся в течение курса.
Методические особенности курса.
Данный элективный курс рассчитан на школьников, не изучавших ранее предмет « Экономика», но интересующихся им. В связи с этим первые занятия курса предполагают вводные темы, знакомящие ребят с базовыми вопросами экономической теории.
В рамках элективного курса предполагаются не только теоретические, но и практические занятия, а также самостоятельная работа учащихся.
Изучение каждой темы предполагает рассказ учителя, возможно, возможно, работу с учебником по теоретическим вопросам, обозначенным в программе курса.
Ряд тем предполагает индивидуальные, групповые, фронтальные формы работы практической направленности, позволяющие ученикам получить не только знания, но и базовые умения, необходимые человеку, решившему заняться бизнесом.
Тема 2. « Из истории предпринимательства в России и РСО- Алания» предполагает подготовку учащимися сообщений о видных предпринимателях России, в том числе представителей РСО – Алания.
Тема 6 «Основные этапы предпринимательской деятельности» предполагает деловую игру «Ярмарка предпринимательских идей» в форме «мозгового штурма».
Коллективное обсуждение вопросов «Преимущества и недостатки рыночной экономики», «Особенности предпринимательского ресурса» (раздел 1), «Каким должен быть современный менеджер» (раздел3), «Индивидуальное предпринимательство: преимущества и трудности» (раздел 4) проводится учителем в форме эвристической беседы с опорой на знания, полученные школьниками на уроках обществознания, истории, из средств массовой информации, на основе их жизненного опыта.
Анкетирование учащихся по итогам курса позволит учителю оценить качество своей работы, сделать выводы о необходимых изменениях в работе на будущее.
— По итогам изучения каждого раздела учащимся предлагается устно либо письменно в тестовой форме отчитаться по знаниям основных вопросов изученных тем.
— В ходе занятий производится оценка подготовленных учащимися докладов, выполненных практических работ.
— По итогам курса осуществляется презентация, защита и оценка качества подготовленных учащимися бизнес – планов.
Планируемые результаты курса
Учащиеся должны знать:
-место предпринимательства в экономической структуре общества;
— принципы и формы предпринимательства, источники его финансирования;
— условия прибыльного производства;
— роль менеджмента и маркетинга в деятельности предпринимателей;
Учащиеся должны уметь:
— выдвигать деловые идеи;
— объяснять изученные положения на предлагаемых конкретных примерах;
— решать познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в предпринимательстве;
— применять полученные знания для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
— изучать конъюнктуру рынка, определять себестоимость произведенной продукции, разрабатывать бизнес – план;
— соблюдать правила труда;
— оформлять и составлять простейшие деловые документы.
Учащиеся должны владеть:
— приемами проектной и исследовательской деятельности, элементами умениями прогноза (умение отвечать на вопрос);
— основными видами публичных выступлений ( высказывание, монолог, дискуссия, полемика).
Примерная тематика самостоятельных работ учащихся
Выдающиеся российские предприниматели.
Конкуренция и ее влияние на развитие предпринимательства.
Реклама как средство продвижения товара на рынок.
Технология эффективного управления предпринимательской деятельностью.
Технология и основные этапы составления бизнес – плана.
История бухгалтерского учета в предпринимательстве.
Обучение предпринимательству в зарубежных странах.
Виды мотивов в деятельности предпринимателя.
Имидж делового человека. Создание имиджа фирмы.
Предпринимательство в сети Интернета: виды деятельности, их преимущества и недостатки.
Роль малого предпринимательства в экономике страны.
Этика предпринимательства. Деловой кодекс предпринимателя.
Тематическое планирование по курсу
«Основы предпринимательской деятельности» в 11 классе
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
«Пермский химико-технологический техникум»
Разработка учебного занятия
по ОДБ. 11 «Основы проектной деятельности»
по теме: «Дифференцированный зачет в форме
защиты индивидуального образовательного проекта»
Преподаватель высшей категории
Номер группы ТЭ 18
Специальность «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров»
Предмет : ОДБ. 11 «Основы проектной деятельности»
Тема урока : «защита индивидуального образовательного проекта».
Тип урока : обобщающий.
Методическое оснащение урока: проекты студентов, презентации, оценочные листы
экспертов, таблица для экспертов “содержательное описание каждого критерия оценивания”
Форма организации студентов на уроке: индивидуальная.
Межпредметные связи: все предметы общеобразовательного цикла.
Вторичное осмысление изучаемого материала по предмету «Основы проектной
деятельности» и выбранной теме из цикла общеобразовательных предметов.
Отработка навыка грамотно изложить суть представленного проекта, дать
исчерпывающие ответы на вопросы
Подготовка студентов к защите курсового и дипломного проекта
Способствовать формированию умения достойно представлять результат своей
Способствовать формированию умения уверенного поведения во время защиты
Способствовать развитию умения находить связь между теоретическими знаниями и практическими умениями.
Понимание целей и задач при выполнении проекта.
Воспитание навыков делового поведения при защите
Мотивирование необходимости развития грамотной речи
Выявление индивидуальных способностей у учащихся.
1.Проверить свои знания по предмету;
2.Качественно защитить свой проект;
3.Приобрести определенный опыт защиты;
4.Раскрыть свой творческий потенциал
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решение в стандартных и не стандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск использование информаций, необходимы для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно – коммуникационные технологий профессиональной деятельности.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознано планировать повышение квалификации.
УУД. 01. Готовность к жизненному и личностному самоопределению
УУД. 03. Установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом
УУД. 04. Построение жизненных планов во временной перспективе, позволяющее установить связь учебной деятельности с целями и задачами планируемой профессиональной карьеры
УУД. 15. Умение структурировать знания
УУД. 16. Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме
УУД. 17. Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий
УУД. 18. Познавательная и личностная рефлексия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности
УУД. 22. Умение адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста
УУД. 27. Подведение под понятия, выведение следствий; установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений
УУД. 35. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
УУД. 36. Владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка
Сопутствующая – все предметы общеобразовательного цикла
Организационный момент 2 мин
Занятие членами комиссии рабочих мест-5 мин
Сообщение темы и постановка целей урока- 3 мин
Заслушивание доклада защищающегося
Подведение итогов защиты
Элементы внутренней (дидактической)
1.1 Организационный момент
1.2. Целевая установка и мотивация к уроку
Организовать студентов к прослушиванию защиты
Поставить четкие цели урока и наметить план их достижения. Мотивировать студентов к скорейшей защите проекта
Выявление сильных сторон работы, степени проработанности материала, степени самостоятельности в работе, владения терминологией.
Выявление глубины знаний студента по выбранной теме.
Проверить уровень усвоения знаний по предмету «ОПД»
Приветствие, определение отсутствующих, проверка готовности студентов к уроку. Проверка подготовленности студента к защите
Раскрывает цели занятия и план его проведения. Проводит мотивацию, опираясь на межпредметные связи и необходимость отработать навыки защиты
Преподаватель внимательно слушает защиту, отмечает достоинства и недостатки доклада
.Комиссия задает вопросы
студенту по окончании
доклада, оценивает соответствие представленной работы основным требованиям.
Приветствуют преподавателя, готовятся к уроку. Готовятся к защите. Защищающийся студент готовит проект к защите
Студенты слушают доклад защищающегося.
Студент делает доклад,
отвечает на вопросы слушателей, преподавателя, членов комиссии,
Группа слушает ответы студента, комментарии к ответам и дополнения
Готовность группы к уроку
Группа нацелена на подготовку к защите проекта. Обучающиеся мотивированы на внимательное и вдумчивое
Выявлены: качество и грамотность
Выявлены: качество и грамотность ответов студент на вопросы
Проверены навыки оформления работы
Осуществлена связь между теоретическими знаниями и практическими умениями.
3. Заключительная часть
Подведение итогов защиты
Дать качественную оценку выполнения индивидуальных образовательных проектов, докладов и ответов на вопросы.
Оценивает работу студента над проектом, качество доклада и правильность ответов на вопросы.
Осмысливают собственную деятельность на уроке, определяют какие интересные и полезные моменты работы можно применить в будущем при защите курсовых и дипломных проектов, какие недостатки выявлены, на что стоит обратить дополнительное внимание.
Подведен итог урока, отмечены наиболее положительнее стороны в защите проектов.
урока « Дифференцированный зачет в форме
защиты индивидуального образовательного проекта ».
Тема урока «Дифференцированный зачет в форме защиты индивидуального образовательного проекта» соответствует учебной образовательной программе и включена в РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОДБ. 11”ОСНОВЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ “ Актуальность этой темы обосновывается тем, что, во-первых, она входит в обязательный минимум за курс среднего полного общего образования, во-вторых, данная тема имеет практическое значение в общеучебной деятельности студента.
Тип урока – обобщающий. Данный тип урока выбран в связи с тем, что изучение данного предмета завершается итоговой работой в форме дифференцированного зачета. Выполнение индивидуального образовательного проекта обязательно для каждого студента согласно ФГОС СОО.
Постановка целей урока продиктована логической связью между обучением, воспитанием и развитием как основными компонентами учебной деятельности.
Организационный момент проводится для обеспечения вхождения студентов в атмосферу урока, и концентрации их внимания.
Система оценивания на уроке основывается на внешней оценке результатов экспертной комиссией, самоанализе учебной деятельности. Процедура оценивания осуществляется последовательно в течение всего выступления по строго определенным критериям.
Основная часть урока – непосредственно защита: выступление 5 – 10 минут + дополнительные вопросы экспертов и присутствующих.
На этапе закрепления изученного материала предлагается проанализировать, в общем, для всех выступающих наиболее удачные, интересные, запоминающиеся моменты и проблемы, возникшие в ходе работы.
Рефлексия направлена на оценку личного психологического состояния студентов и дает возможность оценить результативность урока.
Рабочая программа ОПД
Рабочая программа Основы проектной деятельности для учителей общеобразовательных школ
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа ОПД»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
«Основы проектной деятельности»
Программа курса «Основы проектной деятельности»
Знание составляется из мелких крупинок ежедневного опыта.
Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другую — формировать у него общеучебные умения и навыки как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности.
Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской и проектной деятельности.
Проектно-исследовательская деятельность является средством освоения действительности, её главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.
Исследовательская практика ребенка интенсивно может развиваться в сфере дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях. Исследовательская деятельность позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса (учащихся, родителей, учителей), создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих потребностей.
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы общего образования.
Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы.
Цель и задачи курса «Проектная деятельность»
Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ проектно-исследовательской деятельности.
формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;
обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;
развивать познавательные потребности и способности, креативность,
развивать коммуникативные навыки (партнерское общение);
формировать навыки работы с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование);
формировать умения оценивать свои возможности, осознавать свои интересы и делать осознанный выбор.
В процессе прохождения курса формируются умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности; умения формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу; навыки овладения методикой сбора и оформления найденного материала; навыки овладения научными терминами в той области знания, в которой проводиться исследование; навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей работы и шире; умения оформлять доклад, исследовательскую работу.
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
Системность организации учебно-воспитательного процесса;
Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.
Логика построения программы обусловлена системой последовательной работы по овладению учащимися основами исследовательской деятельности: от осмысления сути исследовательской деятельности – к изучению составных частей исследовательской деятельности. Необходимо, чтобы занятия курса побуждали к активной мыслительной деятельности, учили наблюдать понимать, осмысливать причинно-следственные связи, тем самым вырабатывать собственное отношение к окружающему миру.
Проекты различных направлений служат продолжением урока и предусматривают участие всех учащихся в клубной работе, отражаются на страницах учебников, тетрадей для самостоятельных работ и хрестоматий. Метод проектов – педагогическая технология, цель которой ориентируется не только на интеграцию имеющихся фактических знании, но и приобретение новых (порой путем самообразования). Проект – буквально «брошенный вперед», т.е. прототип, прообраз какого-либо объекта или вида деятельности. Проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств, которые ФГОС определяет как результат освоения основной образовательной программы общего образования.
Результат проектной деятельности – личностно или общественно значимый продукт: макет, рассказ, доклад, концерт, спектакль, газета, книга, модель, костюм, фотоальбом, оформление стендов, выставок, конференция, электронная презентация, праздник, комплексная работа и т.д.
Проекты по содержанию могут быть технологические, информационные, комбинированные. В последнем случае учащиеся готовят информационное сообщение и иллюстрируют его изготовленными ими макетами или моделями. По форме проекты могут быть индивидуальные, групповые (по 4–6 человек) и коллективные (классные). По продолжительности проекты бывают краткосрочные и долгосрочные. Разница заключается в объёме выполненной работы и степени самостоятельности учащихся. Чем меньше дети, тем больше требуется помощь взрослых в поиске информации и оформлении проекта.
Выполнение проекта складывается из трёх этапов: разработка проекта, практическая реализация проекта, защита проекта. Наиболее трудоёмким компонентом проектной деятельности является первый этап – интеллектуальный поиск. При его организации основное внимание уделяется наиболее существенной части – мысленному прогнозированию, создание замысла в строгом соответствии с поставленной целью (требованиями). В процессе поиска необходимой информации ученики изучают книги, журналы, энциклопедии, расспрашивают взрослых по теме проекта.
Второй этап работы – это реализация проектного замысла в вещественном виде с внесением необходимых корректировок или практическая деятельность общественно полезного характера.
Главная цель защиты проектной работы – аргументированный анализ полученного результата и доказательство его соответствия поставленной цели или требованиям, выдвинутым в начале работы. Ученики делают сообщение о проделанной работе, а учитель, руководя процедурой защиты проектов, особо следит за соблюдением доброжелательности, тактичности, проявлением у детей внимательного отношения к идеям и творчеству других.
Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его относят к педагогическим технологиям XXI века. Специфической особенностью занятий проектной деятельностью является их направленность на обучение детей приёмам совместной деятельности в ходе разработки проектов.
Группы умений, которые формирует курс:
исследовательские (генерировать идеи, выбирать лучшее решение);
социального воздействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять ее в нужное русло);
оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других);
информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений недостает);
презентационные (выступать перед аудиторией; отвечать на незапланированные вопросы; использовать различные средства наглядности; демонстрировать артистические возможности);
рефлексивные (отвечать на вопросы: «чему я научился?», «чему мне необходимо научиться?»; адекватно выбирать свою роль в коллективном деле);
менеджерские (проектировать процесс; планировать деятельность время, ресурсы; принимать решение; распределять обязанности при выполнении коллективного дела).
Проектная деятельность включает в себя следующие этапы:
1. Постановка проблемы
После того как из ряда поставленных проблемных вопросов был выбран наиболее значимый, определяется цель проекта.
Чаще всего задачи рассматриваются в следующем ключе:
• задачи, связанные с теорией (теоретические задачи: изучить, найти, собрать информацию);
• задачи, связанные с моделированием или исследованием (смоделировать изучаемый объект или провести исследование-эксперимент);
• задачи, связанные с презентацией (проведение грамотной защиты проекта).
При разработке проекта учитель не только ставит задачи, но и обсуждает их с детьми (еще лучше — с участием родителей). В защите проекта задачи обязательно озвучиваются.
Гипотезу выдвигают исходя из цели.
Прежде чем начать практическую разработку проекта (то есть уже определившись с целями и задачами, но еще не начав действовать), мы должны познакомить детей с методами исследования, которыми они будут пользоваться при работе над проектом:
• спросить у взрослых;
• обратиться к компьютеру;
• проконсультироваться со специалистом;
В защите мы озвучиваем взаимосвязь методов исследования и поставленных задач. Это и есть план действия (то есть практическая реализация задач через методы): при решении первой задачи дети называют методы, которыми пользовались, чтобы разрешить теоретическую задачу, связанную с поиском информации.
Это может быть книга, в которой собрана самая важная и полезная информация по теме проекта; альбом, где представлен алгоритм выполнения какой-то определенной операции; диск с записью или демонстрацией важного этапа проекта; сценарий разработанного мероприятия, каталог, фильм и т.д. Все, что будет представлено как продукт проекта, должно быть значимым не только для создателей и разработчиков проекта, но и для других лиц, чей интерес будет каким-то образом соприкасаться с темой вашего проекта.
8. Выводы (итог) проекта
Заканчивается работа над проектом подведением итогов: смогли ли вы добиться поставленной цели или нет, подтвердилась ли гипотеза, довольны ли вы своей работой. Можно озвучить планы на будущее.
Место «Проектной деятельности» в учебном плане.
Формы организации учебного процесса.
Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работу детей в группах, парах, индивидуальную работу, работу с привлечением родителей. Занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете, в библиотеке; проектная деятельность включает проведение наблюдений, экскурсий, интервью, викторин, КВНов, встреч с интересными людьми, реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.
В процессе обучения используются следующие формы учебных занятий:
типовые занятия (объяснения и практические работы),
Основные методы и технологии.
Методы проведения занятий: беседа, игра, эксперимент, наблюдение, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация.
Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ.
Межпредметные связи на занятиях по проектной деятельности:
• с уроками русского языка: запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений;
• с уроками изобразительного искусства: оформление творческих работ, участие в выставках рисунков при защите проектов;
• с уроками информатики: подготовка презентаций по темам проектов.
Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию реализации программы:
В результате работы по программе курса учащиеся должны знать:
основные этапы организации проектной деятельности (выбор темы, сбор информации, выбор проекта, работа над ним, презентация);
понятия цели, объекта и гипотезы исследования;
основные источники информации;
правила оформления списка использованной литературы;
правила классификации и сравнения,
способы познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты);
источники информации (книга, старшие товарищи и родственники, видео курсы, ресурсы Интернета)
правила сохранения информации, приемы запоминания.
Учащиеся должны уметь:
выделять объект исследования;
разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;
выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;
анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, выделять главное, формулировать выводы, выявлять закономерности,
работать с источниками информации, представлять информацию в различных видах, преобразовывать из одного вида в другой,
пользоваться словарями, энциклопедиями и другими учебными пособиями;
планировать и организовывать исследовательскую деятельность, представлять результаты своей деятельности в различных видах;
работать с текстовой информацией на компьютере, осуществлять операции с файлами и каталогами.
IХ. Личностные и метапредметные результаты
У школьников будут сформированы:
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Ученик получит возможность для формирования:
внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
адекватного понимания причин успешности/неуспешности внеучебной деятельности;
осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни.
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
различать способ и результат действия.
Ученик получит возможность научиться:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах.
Ученик получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
использовать речь для регуляции своего действия;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Ученик получит возможность научиться:
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Возможные результаты проектной деятельности учащихся: