Что такое опд в 5 классе
Из опыта работы по курсу ««Основы проектной деятельности» в рамках внеурочного обучения учащихся в 5-м классе»
На этапе основного общего среднего образования происходит включение обучающихся в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям…” (ФГОС, 2010)
В настоящее время для получения хорошего образования недостаточно ограничиться рамками школьного учебника, а также разбираться в решении типовых задач. Нужно уметь использовать свои знания в нестандартных, требующих проявления творческих способностей ситуациях, в условиях неопределенности, когда неясно, какие знания и какой науки нужно использовать, не определен план действий, зачастую неизвестен и конечный результат поиска. В таких условиях сложно переплетаются логические и интуитивно-образные построения, приходится постоянно осмысливать и переосмысливать свои действия и действия других. В процессе поиска решений возникает необходимость преодоления интеллектуальных трудностей. Но только это преодоление приводит к оригинальному решению. Способность творчески мыслить – самая важная составляющая опыта проектной деятельности. Курс способствует решению выше перечисленных задач, а также позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы.
Курс “Основы проектной деятельности” изучается в начале обучения в средней школе (5-й класс), является школьным компонентом базисного учебного плана в рамках внеурочной деятельности учащихся и ориентируется на достижение результатов I уровня. Курс предназначен для учащихся, которые в начальной школе обучались по стандарту первого поколения, переходя в основную школу, начинают обучение по стандарту второго поколения.
По своей структуре курс не является системным и сквозным курсом, а представляет собой отдельный модуль в целой системе проектных курсов, предназначенных для овладения проектным методом в различных предметных направлениях и реализуемый в течение 17 часов (0,5 часов в неделю) в 5-м классе. Поэтому учебно-методический комплекс курса подразумевает организацию занятий в достаточно короткие сроки. Содержание учебного материала курса, порядок его прохождения, соотношение теоретической и практической части (1:3) определяется в соответствии с уровнем подготовки учащихся и возможностями учебного времени, объемом выделенных часов.
Учебные проекты должны не заменять учебные предметы, а встраиваться в них, дополняя и углубляя их содержание.
Проект – это пять “П”: проектирование (планирование) – поиск информации – продукт – презентация. Тема должна представлять интерес для ученика. Желательно не предлагать детям готовых тем проектной работы. Лучше предложить какую-либо проблему в самых общих чертах и дать возможность учащимся обсудить её и домыслить, переформулировать или самостоятельно выбрать проблему, над которой им было бы интересно поработать.
В теме должна быть заложена какая– то проблема, вопрос или тайна. Название должно выражать главную идею, должно быть коротким, ёмким по содержанию и максимально индивидуальным.
Каждый учебный проект реализуется в несколько этапов.
Подготовительный
Планирование
– формирование групп
– распределение обязанностей
– определение источника информации
– ознакомление с критериями результатов
– составление оптимального плана работы
Реализация проекта
– решение возникающих вопросов и проблем
– корректирование планирования (по необходимости)
– оформление документации проекта
Презентация (представление) проекта
– ответы на вопросы
– интерпретация полученных результатов
Осмысление и оценка проекта
– оценка итоговых и промежуточных результатов
– самоанализ работы в группах
Содержание курса составляют сведения о различных видах проектов и проектных продуктах, что позволяет учащимся уже на начальном этапе осуществить их выбор и попробовать себя в их создании. Работа над проектом позволяет учащемуся осознать ситуации, проблемы, процессы, происходящие в окружающем его мире. В курсе достаточно подробно рассматривается алгоритм проведения проекта, его основополагающие моменты, что позволяет применить его в проектах различных типов и направлений. Для создания положительной мотивации к обучению приводится занимательный материал, материал из разных областей, чаще всего понятный и доступный обучающимся, а для проектов отобраны знакомые для школьников объекты, окружающие их.
Принципиальным является характер занятий – это групповые формы работы, деятельностный режим, практико-ориентированная направленность обучения. Уровень усвоения и форма проведения, методы и приемы занятий соответствует психолого-педагогическим особенностям обучающихся пятого класса средней школы.
Новизна программы курса заключается в том, что она представляет сочетание форм и методов обучения, которые соответствуют требованиям, предъявляемым к современному образовательному процессу школьников в рамках нового образовательного стандарта, а погружение учащихся в мир проектирования возможно позволит пробудить у них интерес к решению учебных и социальных проблем.
Актуальность программы заключается в практическом применении полученных знаний и умений школьниками в повседневной жизни.
Полнота содержания – курс содержит сведения, необходимые для достижения запланированных целей обучения.
Инвариантность содержания – курс применим для разных групп школьников, что достигается обобщённостью включённых в неё знаний, их отбором в соответствии с задачами обучения и уровнем развития учащихся.
Практическая направленность содержания – содержание курса обеспечивает приобретение знаний и умений, позволяющих в дальнейшем использовать их как в процессе обучения в разных дисциплинах, так и в повседневной жизни для решения конкретных задач.
Систематичность содержания обеспечивается логикой развёртывания учебного содержания.
Реалистичность программы выражается в том, что она может быть изучена за 17 часов в течение любого времени в рамках предмета по выбору школы, во внеклассной и внешкольной работе.
Основными методами обучения являются: проблемный, частично – поисковый и исследовательский, словесно-иллюстративные методы, выступления с предложениями, идеями, мозговой штурм, обсуждение.
Формы учебных занятий: теоретические: семинар, комбинированное занятие, мини-конференция; практические: игры, практические работы, эксперимент, наблюдение и т.д.
Каждое занятие включает в себя познавательную часть, практические задания. После каждого занятия предусмотрено домашнее задание, которое предполагает либо закрепление полученных знаний и умений, либо выполнение подобных заданий в новых условиях.
Для регулярного контроля на учащихся заводится диагностическая карта, в которой по каждой теме ставится соответствующий балл (педагог, использующий данный курс может сам выбрать систему оценивания): 3 – высокий уровень (выполнил в полном объёме); 2 – средний (выполнил с помощью преподавателя); 1 – низкий (выполнил с большим количеством ошибок); 0 – очень низкий (не выполнил). Каждый учащийся ведёт “Дневник работы над проектом”. Для отслеживания результатов можно использовать мини-тесты, различные виды диагностических заданий, рефлексивные предложения и др. Итоговая аттестация по изученному курсу проводится по результатам отчетов о выполнении работ и итоговой работы – группового проекта. Если учащийся не пожелает работать над групповым проектом, его зачетной работой может стать персональный проект.
Наименование занятий
Деятельность учащихся
Проектный продукт занятия
Знакомство с ТК, памяткой, оценочным листом. Групповая работа над проектом
Презентация проекта башни.
Групповая работа по классификации проектов.
Презентации буклетов
буклет
Формулирование темы.
Групповая работа над постановкой проблемы, цели, темы.
Групповая работа над формулированием задач и определением шагов. Выявление ресурсов.
Групповая работа с ресурсами, реализация проекта
Оформление письменной части проекта.
Написание памятки.
Групповая работа по оцениванию собственного проекта.
Работа с ТК. Презентация групповых проектов.
Оценивание других проектов.
Написание эссе
Представленный курс имеет развивающую, деятельностную и практическую направленность, носит метапредметный характер. Учащиеся получат не только некоторые первоначальные знания из области проектного метода, что понадобиться при дальнейшем обучении разных школьных дисциплин, но и расширят свой кругозор, повысят эрудицию, уверенность в себе.
Образовательные ресурсы к курсу
5 класс. Презентация «ФГОС. Основы проектной деятельности. Подготовка к практич.работе по модулю «Каталоги»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Модуль «Каталоги» Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы МОУ «МГМЛ» (г.Магнитогорск) Л.А.Шкирмонтова ФГОС. Основы проектной деятельности.
Цель занятия: подготовка к самостоятельной работе. Деятельность обучающихся: ответы на вопросы (устно) с последующей самопроверкой (чтением правильного ответа).
I часть. Вопросы по проблемам организации работы библиотеки
1 Зачем нужна система каталогов и картотек библиотеки?
Система каталогов и картотек библиотеки обеспечивает выполнение всех функций библиотеки: комплекто-вание, обеспечение сохранности и эффективности использования фондов, библиографическую, информационную и методическую работу.
2 Назовите основную функцию системы каталогов и картотек.
Основной функцией системы каталогов и картотек является информационная.
3 Что означает аббривиатура «СБА»?
4 Каково значение СБА в деятельности библиотек всех типов?
I I часть. Вопросы по организации работы читателей со СБА библиотеки.
5 Чем должен уметь пользоваться каждый читатель библиотеки?
Каждый читатель библиотеки должен уметь пользоваться каталогом и картотекой.
6 Что такое каталог?
Каталог – перечень документов, имеющихся в библиотеке и сгруппированных в определённом порядке.
7 Что такое картотека?
Картотека – перечень статей из периодических изданий (журналов, газет, сборников)
8 Назовите виды картотек.
9 Каково назначение традиционных каталогов и картотек?
Каталоги бывают алфавитными, систематическими, предметными.
11 Что такое алфавитный каталог?
Это каталог, в котором карточки расположены по алфавиту фамилий авторов и заглавий книг, независимо от их содержания.
12 Роль алфавитного каталога?
Алфавитный каталог дает возможность установить: 1. есть ли в библиотеке произведение, известное читателю под фамилией автора; 2. какие произведения определённого автора есть в библиотеке; 3. какие издания определенной книги есть в библиотеке; 4. в каком отделе находится нужная книга; 5. каков её шифр.
13 Когда читателю следует обращаться к алфавитному каталогу?
Обращаться к алфавитному каталогу следует в том случае, когда нужна определенная книга.
14 Зачем нужны этикетки на лицевой стороне каждого ящика и разделители в массиве карточек?
Этикетки на лицевой стороне каждого ящика и разделители в массиве карточек облегчают пользование каталогами
15 Что такое систематический каталог?
Систематический каталог включает карточки на книги, имеющиеся в библиотеке и расставленные в системе знаний (по определённым темам).
III часть 18. Опишите каталожную карточку
Источники информации Библиотечные каталоги, их виды и формы vevivi.ru/best/Bibliotechnye-. Библиотечный каталог — Википедия ru.wikipedia.org/wiki/. Поиск по каталогу библиотеки lawlibrary.ru/poisk.php Система каталогов библиотеки mirznanii.com/a/47130/sistema-
Курс повышения квалификации
Охрана труда
Курс профессиональной переподготовки
Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе
Курс профессиональной переподготовки
Охрана труда
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-138494
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
ЕГЭ в 2022 году пройдет в доковидном формате
Время чтения: 1 минута
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
В Москве новогодние каникулы в школах могут начаться с 27 декабря
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
НИУ ВШЭ откроет первую в России магистратуру по управлению низкоуглеродным развитием
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Рабочая программа по основам проектной деятельности в 5 классе
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ
ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ № 21 ГОРОДСКОГО ОКРУГА Т ОЛЬЯТТИ
Зам. директора по УВР
Программа рассмотрена на заседании МО обществоведческих
Протокол № ___от «__»_____2015г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса
«Основы проектной деятельности»
( Авторы Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В.,– Самара: «Профи», 2003)
Программа регионального компонента базисного учебного плана модульного курса для основной школы «Основы проектной деятельности»/ Под. ред. О.В.Чураковой. – Самара: Изд-во «Профи», 2003. – 132 с.
Класс 5 «А», «Б», «В», «Г»
учитель основ проектной
Рабочая программа по основам проектной деятельности (ОПД) составлена на основе программы регионального компонента базисного учебного плана модульного курса для основной школы «Основы проектной деятельности» О.В. Чуракова (2003). Согласно базисному учебному плану школы, курс ОПД входит в школьный компонент. Программа рассчитана на 34 ч. (1ч. в неделю).
В условиях высокой динамики общественных процессов и огромного информационного потока последних десятилетий актуальной становится задача развития активности и самодеятельности школьника, его способности к самостоятельному познанию нового и решению жизненных проблем. Обновляющейся школе требуются такие методы обучения, которые:
формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в обучении;
развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;
формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряжённые с опытом их применения в практической деятельности;
были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;
реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.
Ведущее место среди таких методов принадлежит методу проектов. Метод учебных проектов выступает как возможное средство решения актуальных проблем:
обучающиеся зачастую не умеют превращать информацию в знание, осуществлять целенаправленный поиск информации; обилие информации не приводит к системности знаний;
отсутствие у школьников интереса, мотива к личностному росту, к самостоятельному приобретению новых знаний;
субъектно-объектный характер взаимоотношений между учителем и учащимися.
Примерная программа учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся на ступени основного общего образования предусматривает выбор, разработку, реализацию и общественную презентацию предметного или межпредметного учебного проекта, направленного на решение личностно и социально-значимой проблемы.
Примерная программа учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся на ступени основного общего образования согласовывается с программами социализации и профессиональной ориентации обучающихся на ступени основного общего образования и направлена на формирование у обучающихся универсальных учебных действий и основ культуры исследовательской и проектной деятельности.
Основная цель программы – способствовать становлению индивидуальной образовательной траектории учащихся через включения в образовательный процесс учебно-исследовательской и проектной деятельности в связи с друг с другом и с содержанием учебных предметов как на уроках, так и во внеурочной среде.
выработка навыков поиска информации в справочной литературе вообще;
формирование у учащихся опыта поиска информации, необходимой для решения проблемы;
формирование ключевых компетентностей;
освоение простейших статических и динамических наблюдений, способов регистрации полученных сведений, особенностей постановки экспериментов с объектом или его моделью, простейших приемов обработки первичной информации;
формирование опыта применения методов наблюдения и эксперимента в модельных ситуациях, что облегчит им в дальнейшем работу с реальными задачами поиска и сбора первичной информации;
освоение учащимися способов деятельности, необходимых при переработке информации.
знакомство с видами справочной литературы и со способами размещения информации в справочной литературе;
формирование понимания общих принципов работы со справочной литературой;
выработка навыков поиска информации, необходимой им для решения той или иной значимой для учащихся проблемы;
формирование навыка оформления ссылок.
Формирование навыков работы с текстом при помощи разных приемов.
Общая характеристика учебного предмета
Проектная деятельность направлена на духовное и профессиональное становление личности ребёнка через активные способы действий. Ученик, работая над проектом, проходит стадии планирования, анализа, синтеза, активной деятельности.
При организации работы учащихся по методу проектов возможна не только индивидуальная самостоятельная работа учащихся, но и групповая. Это позволяет приобретать коммуникативные навыки и умения: работа в группе в разнообразных качествах, рассмотрение различных точек зрения на одну проблему, организация взаимодействия между участниками проекта.
Учебные проекты, как правило, содержат в себе проблему, требующую решения, а значит, формулируют одну или несколько задач. Используя проектный метод обучения, дети постигают всю технологию решения задач – от постановки проблемы до представления результата. Метод проектов имеет богатые дидактические возможности как для внутрипредметного, так и для межпредметного обучения.
Выполняемые учащимися проекты позволяют выявить интерес каждого школьника по уровню успешности различных видов учебной деятельности, по отношению к процессу деятельности и её результатам. Проектирование практически помогает учащимся осознать роль знаний в жизни и обучении. Знания перестают быть целью, а становятся средством в подлинном образовании, помогая овладевать культурными образцами мышления, формировать свои мыслительные стратегии, что позволяет каждому самостоятельно осваивать накопления культуры.
Курс «Основы проектной деятельности» в 5 классе состоит из материалов трех последовательно преподаваемых модулей:
«Работа со справочной литературой» 8 часов;
«Способы первичной обработки информации» 17 часов;
«Наблюдение и эксперимент» 9 часов.
Место учебного предмета в учебном плане
Согласно базисному (образовательному) плану всего на изучение основ проектной деятельности в основной школе выделяется 34 часа (1 час в неделю).
Рабочие листы портфолио проектной деятельности учащихся (компетентность разрешения проблем);
наблюдение за консультацией (информационная компетентность);
наблюдение за работой в группах и презентацией (коммуникативная компетентность);
учебный продукт – результаты выполнения практических заданий модуля;
Ценностные ориентиры содержания предмета
Планируемые результаты (личностные, метапредметные и предметные).
—умение работать с источниками информации по заданному параметру;
-умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни в учебной и внеурочной деятельности;
-развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения;
-реализация творческого потенциала в процессе групповой работы над проектом;
-ориентация в культурном многообразии окружающей действительности;
-освоение простейших статистических и динамических наблюдений;
— применение ассоциативного мышления для обработки информации;
— умение сопереживать, оказывать взаимопомощь, проявлять отзывчивость к окружающим;
— умение работать индивидуально и коллективно в группах.
-овладение способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
— осознание учащимися значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий;
-продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении различной деятельности;
-освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
-приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании;
-умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность;
— планировать свою жизнь, выбирать пути достижения и средства реализации поставленных целей;
— самостоятельная организация своей учебной деятельности;
-адекватно оценивать уровень своих знаний, умений и результаты своей деятельности;
— находить наиболее простой и эффективный способ решения жизненной задачи;
-уметь учиться, приобретать новые знания для нормальной адаптации в обществе.
— умение составлять денотатный граф по тексту;
— навык отбора информации в соответствии с необходимостью заполнения информационных лакун;
— осознание необходимости исследовательской деятельности для сбора научных фактов;
— освоение последовательности проведения наблюдения и эксперимента;
— готовность получать в диалоге необходимую информацию;
— умение отстаивать свою точку зрения в диалоге и в публичном выступлении на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к общечеловеческим ценностям;
— опыт выбора метода исследования в соответствии с особенностями поставленной задачи;
— овладение разными видами представления результатов своей деятельности.
Творчески изучая основы проектной деятельности, к концу 5 класса обучающиеся должны уметь:
— работать со справочной литературой;
-выполнять поиск информационных лакун;
— сопоставлять информацию, полученную из разных источников;
— оформлять ссылки на источник информации;
— применять приемы комбинирования разных способов первичной обработки информации;
— описывать наблюдаемые качества предметов и явлений, измерения простейших физических параметров объекта, обрабатывать результат наблюдений;
Общее число часов в год: 34 часа.
Число часов и занятий в неделю: 1 час в неделю.
Периодичность занятий: 1 урок в неделю, 34 недели.
Содержание программы «Основы проектной деятельности»
(1 час в неделю, всего 34 часа)
Характеристика деятельности учащихся
Тема 1. Знакомство с видами справочной литературы и со способами размещения информации в справочной литературе.
Тема 2. Поиск информационных лакун. Поиск и отбор информации, необходимой для заполнения информационных лакун. Оформление ссылок.
Тема 3. Индивидуальный алгоритм работы со справочной литературой.