Что такое опера спектакль
Что такое опера спектакль
Что такое опера, история оперы
Что мы знаем об опере? Любой музыковед скажет, что это синтетический жанр, который объединил в себе разные виды искусств. Простой слушатель ответит на этот вопрос иначе, вероятно, упомянув, что обязательный атрибут любой оперы – пение и драматургическое действие, разворачивающееся на сцене. Ценитель классической музыки с важным видом отметит про особую пользу оперной музыки как для взрослых, так и для детей, потому что мы можем наслаждаться не только прослушиванием музыкальных инструментов, но и голоса, прекрасного и чарующего.
Об истории оперы и значении этого жанра в культурном обогащении человека читайте на нашей странице.
История оперы
Сам жанр возник относительно недавно, всего каких-то пять веков назад, в Италии на рубеже XVI-XVII вв. Прообразами ее послужили театрализованные мистерии, но в них музыка была лишь фоном, а также большую роль сыграло распространение сольных номеров с инструментальным сопровождением. Интересно, что термин «опера» был введен позднее, чем само произведение. Так, композиторы, сочинившие первые произведения в этом жанре на рубеже XVI-XVII веков наименовали их «drama per musica» (драма на музыке). Их возникновение было обусловлено попыткой возродить древнегреческую трагедию. Так, первые образцы нового жанра того времени – это «Дафна» (1597) и Эфридика (1600) Я. Пери. Однако, оперный стиль этих произведений был еще далек от классического образца.
В 1607 году в Мантуе К. Монтеверди ставит свою оперу «Эвридика», которая уже отличается драматизмом, богатой палитрой выразительности. В 1639 году для обозначения таких композиций впервые применяется термин «опера» (труд, дело).
Развитие оперного жанра
С момента зарождения, опера совершенствовалась и подвергалась всевозможным изменениям буквально каждое столетие. Так, венецианская школа, в лице Ф. Кавалли, М. Чести, Дж. Легренци начинает усиливать роль мелодического начала в этом жанре, а также установливает вокальные формы. Эту тенденцию успешно продолжают композиторы неаполитанской школы начала XVIII века (А. Скарлатти, Н. Порпора, Л. Лео, Ф. Провенцале). Именно в это время устанавливается форма арии, а также происходит разделение вокальных номеров и речитатива.
Настоящий реформатор в этом жанре К. Глюк, в своих произведениях (« Орфей и Эвридика », «Альцеста», «Ифигения в Тавриде» он собрал достижения итальянской оперы и французской трагедии.
Подлинной вершиной в развитии жанра принято считать творчество В. Моцарта. Именно в его творчестве опера расцвела, она вобрала в себя все достижения предшествующих эпох и национальных школ. Он создал яркие выразительные театральные образы со своими характерами и эмоциями, воплотил все сложности конфликтов, взаимоотношений и интриг. Так, « Свадьба Фигаро » написана в стиле итальянской оперы-буффа, « Дон Жуан » это соединение комедии с высокой трагедией.
С приходом эпохи романтизма в XIX веке опера выходит на первый план. Одной из главных идей того периода была тесная взаимосвязь различных видов искусств, которая как раз и проявляется в этом жанре. Среди композиторов романтиков, оказавших свой вклад в развитие оперы можно выделить: Дж. Россини, Дж. Верди , Р. Вагнер . Среди композиторов русской школы большой вклад в развитии оперы внесли М. Глинка , А. Бородин, М. Мусоргский , Н. Римский-Корсаков, П. Чайковский и др.
Что в опере важнее
Конечно, в этом вопросе не должно возникнуть сомнений. Первенство принадлежит музыке. Именно она точно и чутко передает эмоции, характер и чувства героев. Однако, так было не всегда, некоторое время автором оперы считался либреттист, а не композитор. Было даже такое, что оперные певцы требовали у композитора выигрышных партий, он подчинялся и либреттисту и артистам. В России в XVIII веке даже не обозначали его имя в комических операх.
В чем сила оперного искусства
Оперное искусство очень популярно в наши дни. Ведь это необычный жанр, в котором объединяются и тесно переплетаются драматическое искусство, танцы, литература, пантомима, изобразительное искусство и, конечно, главенствует над всем этим музыка. Она способна точно передать человеческие переживания во всех тончайших оттенках. Именно поэтому столь широко влияние музыки на эмоциональное и эстетическое развитие человека. Каждый шедевр оперного искусства – это разнообразный и впечатляющий мир интереснейших сюжетов, полных ярких персонажей, со своими чувствами и переживаниями, мир богатейшего мелодического звучания, гармонии и оркестровых красок.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Что такое опера в музыке: возникновение жанра
Опера — это один из важнейших музыкальных и театральных жанров. Она представляет собой смесь музыки, вокала, живописи и актёрского мастерства, и высоко ценится приверженцами классического искусства. Неудивительно, что на уроках музыки ребёнку первым делом задают доклад на эту тему.
Из чего состоит опера
С чего начинается
Она начинается с увертюры. Это вступление, исполняемое симфоническим оркестром. Призвано задать настроение и атмосферу пьесы.
Это интересно: зачем в обществе существуют правила этикета, общепринятые правила поведения.
Чем продолжается
За увертюрой следует основная часть спектакля. Это грандиозное действо, разделённое на акты — законченные части представления, между которыми пролегают антракты. Антракты могут быть длинными, чтобы зрители и участники постановки могли отдохнуть, или короткими, когда занавес опускают, только чтобы сменить декорации.
Главным телом, движущей силой всей оперы являются сольные арии. Их исполняют актёры — персонажи истории. Арии раскрывают сюжет, характер и чувства героев. Иногда между ариями вставляются речитативы — напевные ритмичные реплики — или обычная разговорная речь.
Литературная часть основывается на либретто. Это своего рода сценарий, краткое содержание произведения. В редких случаях стихи пишут сами композиторы, как, например, Вагнер. Но чаще всего слова для оперы пишет либреттист.
На чём заканчивается
Финалом оперного представления служит эпилог. Эта часть выполняет туже функцию что и литературный эпилог. Это может быть рассказ о дальнейшей судьбе героев, или подведение итогов и определение морали.
Это интересно: где в Москве находится Третьяковская галерея, адрес.
История оперы
В Википедии можно найти обширную информацию на эту тему, но в данной статье предоставлена сжатая история упомянутого музыкального жанра.
Античная трагедия и Флорентийская камерата
Родиной оперы является Италия. Однако корни этого жанра уходят в Древнюю Грецию, где впервые стали совмещать сценическое и вокальное искусство. В отличие от современной оперы, где основной упор идёт именно на музыку, в древнегреческой трагедии лишь чередовали обычную речь и пение. Этот вид искусства продолжил развиваться у римлян. В древнеримских трагедиях набрали вес сольные партии, и чаще стали использоваться музыкальные вставки.
Вторую жизнь античная трагедия получила в конце XVI столетия. Возродить древнюю традицию решило содружество поэтов и музыкантов — Флорентийская камерата. Они создали новый жанр, названный «драмой через музыку». В противовес популярной в то время полифонии, произведения камераты представляли собой одноголосные мелодичные декламации. Театральная постановка и музыкальное сопровождение были призваны лишь подчеркнуть экспрессивность и чувственность поэзии.
Это интересно: элитарная культура примеры, отличия от массовой культуры.
Считается, что первая оперная постановка увидела свет в 1598 году. К сожалению, от произведения «Дафна», написанного композитором Якопо Пери и поэтом Оттавио Ринуччини, в наше время осталось только название. Зато их же перу принадлежит «Эвридика», которая является самой ранней из сохранившихся опер. Однако это славное произведение для современного общества — всего лишь отзвук прошлого. Зато оперу «Орфей», написанную знаменитым Клаудио Монтеверди в 1607 году для мантуанского двора, и по сей день можно увидеть в театрах. Род Гонзага, который правил в те времена в Мантуе, внёс значительный вклад в зарождение оперного жанра.
Драматический театр
Членов Флорентийской камераты можно назвать «бунтарями» своего времени. Ведь в эпоху, когда моду на музыку диктует церковь, они обратились к языческим мифам и легендам Греции, отрёкшись от принятых в обществе эстетических норм, и создали что-то новое. Однако ещё раньше их необычные решения привнёс драматический театр. Это направление развевалось в эпоху Возрождения.
Экспериментируя и ориентируясь по зрительской реакции, этот жанр вырабатывал собственный стиль. Представители драматического театра использовали в своих постановках музыку и танцы. Новый вид искусства пользовался огромной популярностью. Именно влияние драматического театра помогло «драме через музыку» выйти на новый уровень выразительности.
Оперное искусство продолжало развиваться и набирать популярность. Однако по-настоящему этот музыкальный жанр расцвёл в Венеции, когда в 1637 году Бенедетто Феррари и Франческо Манелли открыли первый публичный оперный театр «Сан-Кассиано». Благодаря этому событию, музыкальные произведения данного вида перестали быть увеселением для придворных и вышли на коммерческий уровень. В это время начинается царствование кастратов и примадонн в мире музыки.
Распространение за рубежом
Уже к середине XVII века оперное искусство, при поддержке аристократии, развилось в отдельный самостоятельный жанр и доступное развлечение для масс. Благодаря странствующим труппам, этот вид представлений распространился по всей Италии, и начал завоёвывать публику за рубежом.
Первая итальянский представитель жанра, представленный заграницей, назывался «Галатея». Он был исполнен в 1628 году в городе Варшаве. Недолго после, при дворе было исполнено ещё одно произведение — «La liberazione di Ruggiero dall’isola d’Alcina» Франчески Каччини. Эта работа также самая ранняя из дошедших до нас опер, написанных женщинами.
«Ясон» Франческо Кавалли была самой популярной оперой XVII века. В связи с этим в 1660 году он был приглашён во Францию на свадьбу Людовика XIV. Однако его «Ксеркс» и «Влюблённый Геракл» не возымели успех у французской публики.
Антонио Чести, которого попросили написать оперу для австрийского рода Габсбургов, добился большего успеха. Его грандиозный спектакль «Золотое Яблоко» длился два дня. Небывалый успех отметил возвышение итальянской оперной традиции в европейской музыке.
Сериа и буффа
В XVIII веке особую популярность приобрели такие жанры оперы, как сериа и буффа. Хотя оба они зародились в Неаполе, два жанра представляют собой принципиальные противоположности. Опера-сериа буквально означает «серьёзная опера». Это продукт эпохи классицизма, который поощрял в искусстве чистоту жанра и типизацию. Сериа отличается следующими качествами:
Наиболее успешным и знаменитым либреттистом в этом жанре был Пьетро Метастазио. На лучшие из его либретто писали по десятку опер разные композиторы.
В это же время параллельно и независимо развивается комедийный жанр буффа. Если сериа рассказывает истории прошлого, то буффа посвящает свои сюжеты современным и обыденным ситуациям. Вылился этот жанр из коротких комедийных сценок, которые ставились в антрактах основного спектакля и являлись отдельными произведениями. Постепенно этот вид искусства приобрёл популярность и реализовался в качестве полноценных самостоятельных представлений.
Глюковская реформа
Немецкий композитор Кристоф Виллибальд Глюк прочно запечатлел своё имя в истории музыки. Когда на сценах Европы господствовала опера-сериа, он упорно продвигал собственное видение оперного искусства. Он считал, что в представлении должна править драма, а задача музыки, вокала и хореографии — продвигать её и подчёркивать. Глюк утверждал, что композиторы должны отказаться от эффектных представлений в пользу «простой красоты». Что все элементы оперы должны быть продолжением друг друга и образовывать единый стройный сюжет.
Свою реформу он начал в 1762 году в Вене. Совместно с либреттистом Раньери де Кальцабиджи он поставил три пьесы, однако они не получили отклика. Тогда в 1773 году он отправился в Париж. Его реформаторская деятельность длилась вплоть до 1779 года, и вызвала много споров и волнений в среде любителей музыки. Идеи Глюка оказали большое влияние на развитие жанра оперы. Они также нашли отражение в реформах XIX века.
Виды оперы
За более чем четырёхвековую историю оперный жанр претерпел много изменений и многое принёс в музыкальный мир. За это время выделилось несколько видов оперы:
Опера
Композитор пишет оперу на сюжет, заимствованный из литературы, например «Руслан и Людмила», «Евгений Онегин». Словесный текст оперы называется либретто.
Практически каждая опера начинается увертюрой — симфоническим вступлением, которое в общих чертах знакомит слушателя с содержанием всего действия.
Содержание
История жанра
Опера появилась в Италии, в мистериях, то есть духовных представлениях, в которых эпизодически вводимая музыка стояла на низкой ступени. Духовная комедия: «Обращение св. Павла» (1480), Беверини, представляет уже более серьёзный труд, в котором музыка сопровождала действие с начала до конца. В середине XVI века большой популярностью пользовались пасторали или пастушеские игры, в которых музыка ограничивалась хорами, в характере мотета или мадригала. В «Amfiparnasso», Орацио Векки хоровое пение за сценой, в форме пятиголосного мадригала, служило для сопровождения игры актёров на сцене. Эта «Commedia armonica» была дана в первый раз при Моденском дворе в 1597 году.
В конце XVI века попытки ввести в такие сочинения одноголосное пение (монодию) вывели оперу на тот путь, на котором её развитие быстро пошло вперед. Авторы этих попыток называли свои музыкально-драматические произведения drama in musica или drama per musica; название «опера» стало применяться к ним в первой половине XVII века. Позднее некоторые оперные композиторы, например Рихард Вагнер, опять вернулись к названию «музыкальная драма».
Первый оперный театр для публичных представлений был открыт в 1637 году в Венеции; ранее опера служила только для придворных развлечений. Первой большой оперой можно считать «Эвридику» Джакопо Пери, исполненную в 1597. В Венеции со времени открытия публичных зрелищ в течение 65 лет появилось 7 театров; для них написано разными композиторами (числом до 40) 357 опер. Пионерами оперы были: в Германии — Генрих Шютц («Дафна», 1627), во Франции — Камбер («La pastorale», 1647), в Англии — Пёрселл; в Испании первые оперы появились в начале XVIII столетия; в России Арайя первым написал оперу («Кефал и Прокрида») на самостоятельный русский текст (1755). Первая русская опера, написанная в русских нравах — «Танюша, или Счастливая встреча», музыка Ф. Г. Волкова (1756).
В 1868 году армянский композитор Тигран Чухаджян создает оперу «Аршак II» — первую оперу в музыкальной истории Востока.
Истоками оперы можно считать и античную трагедию. Как самостоятельный жанр опера возникла в Италии на рубеже 16-17 веков в кружке музыкантов, философов, поэтов в городе Флоренция. Назывался кружок любителей искусства «камерата». Участники «камераты» мечтали возродить древнегреческую трагедию, объединить в одном спектакле драму, музыку и танец. Первый подобный спектакль был дан во Флоренции в 1600 году и рассказывал об Орфее и Эвредике. Существует версия, что первый музыкальный спектакль с пением был поставлен в 1594 году на сюжет древнегреческого мифа о борьбе бога Аполлона со змеем Пифоном. Постепенно в Италии стали появляться оперные школы в Риме, в Венеции, Неаполе. Затем опера стремительно распространилась по всей Европе. В конце 17-начале 18 века складываются основные разновидности оперы: опера — сериа (большая серьёзная опера) и опера — буффа (комическая опера).
В конце 18 века в Петербурге был открыт Российский театр. Сначала шли только иностранные оперы. Первые русские оперы были комическими. Одним из создателей считается Фомин. В 1836 году в Петербурге прошла премьера оперы Глинки «Жизнь за царя». Опера в России приобрела совершенную форму, определились её особенности: яркие музыкальные характеристики главных героев, отсутствие разговорных диалогов. В 19 веке к опере обращаются все лучшие русские композиторы.
Разновидности оперы
Исторически сложились определённые формы оперной музыки. При наличии некоторых общих закономерностей оперной драматургии все её компоненты в зависимости от типов оперы толкуются различно.
В комической опере, немецкой и французской, между музыкальными номерами допускается диалог. Есть и серьёзные оперы, в которые вставлен диалог, напр. «Фиделио» Бетховена, «Медея» Керубини, «Волшебный стрелок» Вебера.
Элементы оперы
Опера — это синтетический жанр, объединяющий в едином театральном действии различные виды искусств: драматургию, музыку, изобразительное искусство (декорации, костюмы), хореографию (балет).
Оперное произведение делится на акты, картины, сцены, номера. Перед актами бывает пролог, в конце оперы — эпилог.
Части оперного произведения — речитативы, ариозо, песни, арии, дуэты, трио, квартеты, ансамбли и т. д. Из симфонических форм — увертюра, интродукция, антракты, пантомима, мелодрама, шествия, балетная музыка.
Характеры героев наиболее полно раскрываются в сольных номерах (ария, ариозо, ариетта, каватина, монолог, баллада, песня). Различные функции в опере имеет речитатив — музыкально-интонационное и ритмическое воспроизведение человеческой речи. Нередко он связывает (сюжетно и в музыкальном отношении) отдельные законченные номера; часто является действенным фактором музыкальной драматургии. В некоторых жанрах оперы, преимущественно комедийных, вместо речитатива используется разговорная речь, обычно — в диалогах.
Сценическому диалогу, сцене драматического спектакля в опере соответствует музыкальный ансамбль (дуэт, трио, квартет, квинтет и т. д.), специфика которого даёт возможность создавать конфликтные ситуации, показывать не только развитие действия, но и столкновение характеров, идей. Поэтому ансамбли зачастую появляются в кульминационных или заключительных моментах оперного действия.
Хор в опере трактуется по-разному. Он может быть фоном, не связанным с основной сюжетной линией; иногда своеобразным комментатором происходящего; его художественные возможности позволяют показать монументальные картины народной жизни, выявить взаимоотношения героя и масс (например, роль хора в народных музыкальных драмах М. П. Мусоргского «Борис Годунов» и «Хованщина»).
В музыкальной драматургии оперы большая роль отведена оркестру, симфонические средства выразительности служат более полному раскрытию образов. Опера включает также самостоятельные оркестровые эпизоды — увертюру, антракт (вступление к отдельным актам). Ещё один компонент оперного спектакля — балет, хореографические сцены, где пластические образы сочетаются с музыкальными.
Чайковский для «чайников»
Все что вы хотели узнать об опере, но боялись спросить
Опера. Стоит только сказать это слово, и воображение рисует помпезный зал в золоте и амурах и тучных солистов, поющих сложные арии на непонятном языке (даже если этот язык – русский). Еще немного – и потянет в сон. Пришло время развеять мифы. Что такое опера на самом деле и как научиться ее понимать, в рамках спецпроекта «Театрала» рассказывает художественный руководитель «Геликон-оперы», режиссер Дмитрий БЕРТМАН.
Миф № 1. Опера – это старомодно
– Раньше опера действительно считалась консервативным искусством, но сегодня это, напротив, самый прогрессивный жанр. Неслучайно лучшие драматические режиссеры стремятся поставить спектакли на оперной сцене. С чем это связано? Во-первых, современная опера – это единственный вид искусства, в котором соединяются все остальные. Симфоническая музыка, вокал, актерское мастерство, режиссура, кинематограф, живопись, цирковое искусство, медиа-арт, современные сценические технологии – опера вобрала в себя, кажется, все. Да, и еще иностранный язык, ведь партии исполняются на языке оригинала. В общем, это то самое синтетическое искусство, которого как раз и ищет современный человек с его ускоренным сознанием. Своей звуковой и визуальной насыщенностью опера как никакое другое искусство отвечает запросу XXI века.
Во-вторых, сегодня полностью поменялись критерий выбора оперного артиста. Грузных оперных Татьян, над которыми мы когда-то смеялись, теперь не встретишь: помимо вокала, артист оперного театра должен обладать и подходящим типажом, и актерским мастерством. Я никогда не возьму в театр певца с плохим голосом, пусть даже он будет прекрасный артист, но не возьму и безупречного вокалиста, если он бездарен в смысле сцены. Артист оперы должен быть талантлив во всех отношениях, и сегодняшние оперные исполнители ничем не уступают своим коллегам из драматических театров. Не последнюю роль в этом преображении сыграли выдающиеся российские оперные певцы: Дмитрий Хворостовский, Анна Нетребко, Мария Гулегина.
В результате опера – на пике популярности. Оперные залы полны, а на трансляции спектаклей в кинотеатрах невозможно достать билет. Москве в этом смысле есть чем гордиться, потому что здесь в оперу ходит огромное количество молодежи. Так что мысль Бориса Александровича Покровского о том, что опера станет самым популярным искусством, казавшаяся когда-то утопической, сегодня стала реальностью.
Миф № 2. Опера – это элитарное искусство для ценителей
– Как раз наоборот – опера рассчитана на самого широкого зрителя. Ведь что такое опера? Это популяризация литературного произведения. Кто бы знал «Даму с камелиями» Дюма, если бы не опера «Травиата», и кто бы знал «Король забавляется» Гюго, если бы не опера «Риголетто»? Опера всегда была фольклорным искусством. И потом, посмотрите на размеры оперных залов. Если бы опера была рассчитана на небольшую группу избранных, строить здания таких масштабов было бы просто бессмысленно.
Опера – это еще и зрелищное искусство. В драматическом театре спектакль может быть выдающимся, даже если из декораций на сцене только табуретка. В опере такое не пройдет. Поэтому оперные спектакли невероятно дороги. Но зритель может быть уверен, что увидит захватывающее действо, в котором, к тому же, участвует хор. К примеру, солисты геликоновского хора – это настоящая коллекция голосов и образов. Ростропович в шутку называл их хордебалет, и неспроста, ведь от артистов хора требуется отнюдь не только пение. В нашем театре они три раза в неделю занимаются сценическим движением и акробатикой. По сути, это полноценные артисты бродвейского мюзикла.
И наконец, оперный театр невероятно эмоционален. Мне кажется, это самое важное, потому что сегодняшнее искусство развивается преимущественно в концептуальном ключе: режиссеры и художники думают прежде всего о концепции спектакля. Музыка дает возможность добавить к этой концепции эмоцию.
Миф № 3. Оперу невозможно понять без музыкального образования
– Мне кажется, человек, который не слушает классическую музыку, сам себя наказывает. Но все поправимо: видимо, просто еще не пришло время. Симфоническая музыка – это божественный промысел, это общий язык, который принадлежит всей планете. На симфоническом концерте в Японии, Южной Африке и в Европе люди будут плакать в одних и тех же местах. Существуют какие-то колебания звука, которые влияют на людей одинаково. И чтобы это почувствовать, не обязательно заканчивать консерваторию.
Человеческий голос – это тоже уникальное явление. Как режиссер, который постоянно занимается с певцами, по тембру я могу узнать об артисте очень многое. В голосе человека зашифрованы его характер и сексуальность, образование и семейная история. Когда этот голос соединятся с симфоническим оркестром, полифония дает фантастический эффект. В опере, к тому же, невозможно спеть под фонограмму или исправить звук ревербератором: это только живой голос здесь и сейчас. И это тоже чувствует каждый зритель.
Гид новичка: как перестать бояться оперы и начать действовать
– Как подготовиться к походу в оперный театр?
– Мне кажется, зритель должен приходить таким, какой он есть. Было бы неправильно требовать от него предварительной подготовки, потому что театр – это в первую очередь эмоция, и наша задача сделать так, чтобы человек, даже если он пришел на спектакль в первый раз, не знает, что такое гамма, и никогда не читал «Евгения Онегина», все равно мог бы плакать, смеяться и сопереживать. Если зритель ориентируется в историческом, литературном, музыкальном контексте, это прекрасно – для него открываются новые уровни восприятия. Но если нет – такой зритель тоже хорош, как минимум потому, что он абсолютно открыт.
– Все-таки где заручиться знаниями по предмету?
– В «Геликон-опере» существует прекрасная образовательная программа музыковеда, проректора Российской академии музыки имени Гнесиных Дины Кирнарской. Это фантастические лекции об операх, идущих в нашем репертуаре, они пользуются огромным успехом и рассчитаны как раз на широкого зрителя. Кроме того, у нас регулярно проходят экскурсии по историческим и сценическим зонам театра, где зрители могут узнать, как создаются спектакли, как работает театральная машинерия. А недавно мы запустили новую экскурсионную программу по именным гримерным (в нашем театре каждая гримерная носит имя певца или музыканта).
– Как выбрать спектакль?
– Как правило, первый поход в оперный театр носит случайный характер. Если опыт оказывается положительным и зритель хочет продолжить, скорее всего, он будет исходить из названий, которые, что называется, на слуху: «Травиата», «Риголетто», «Евгений Онегин», «Пиковая дама»… Так постепенно будет формироваться вкус и склонность к стилистике того или иного театра. Вообще, мне кажется, люди, которые не любят оперу, или никогда в ней не были, или в первый свой поход попали на неудачный спектакль – настолько неудачный, что у них пропало желание прийти еще. Я бы, может, тоже не пришел, если бы в свое время не увидел спектакли Покровского…
– Есть ли универсальные оперы, доступные любому зрителю?
– А вот в этом смысле ориентироваться на название не стоит: одну и ту же оперу можно поставить совершенно по-разному. Все зависит от режиссера. Но смело могу сказать, что в «Геликон-оперу» можно идти на любое название. Как руководитель, я несу ответственность, поэтому, если спектакль не нравится мне лично или у меня есть ощущение, что он не будет любим публикой,в репертуар он не попадет.
– Можно ли ориентироваться на режиссера?
– Можно. В современном оперном театре режиссер – очень важная фигура: именно от него зависит многоразовый успех спектакля. «Какая глубина! Какая смелость и какая стройность!», – говорит Сальери Моцарту у Пушкина и тем самым определяет три компонента, которые должны быть в искусстве. Глубина – это концепция, стройность – это профессионализм, а смелость – это эмоция. В задачи режиссера входит, чтобы в спектакле присутствовали все три составляющие. Так что его важность трудно переоценить.
– Стоит ли рисковать и идти на экспериментальные постановки?
– Конечно. Если мы будем ориентироваться только на знатоков, то рискуем играть спектакли в пустом зале. Репертуар оперного театра зависит от множества факторов. Как в руководителе во мне сидит несколько человек – директор, продюсер и режиссер – с которыми я каждый раз провожу внутренние совещания. Моя личная режиссерская заинтересованность в том или ином материале, конечно, влияет на исход дела, но зачастую важнее оказывается наличие артиста, для которого имеет смысл делать тот или иной спектакль, или состояние репертуарной карты Москвы. Самое важное – это угадать то, что сегодня было бы интересно и публике, и труппе.
Ставя афишные названия, которые гарантированно обеспечивают приход зрителей, я не должен забывать и о важнейшей роли театра открывать новые или забытые произведения. Поэтому рядом с «Борисом Годуновым» или «Травиатой»в нашей афише может стоять современная опера «Доктор Гааз» Алексея Сергунина. Это малоизвестная опера, однако она посвящена интереснейшей фигуре, великому врачу, и поставлена на либретто Людмилы Улицкой. Другой пример – опера Умберто Джордано «Сибирь». Все знают этого композитора как автора «Андре Шенье», но мало кому известно, что он написал оперу на русский сюжет.
Моя задача как режиссера в том, чтобы любой материал, будь он классический или современный, был привлекателен для публики. В первую очередь он должен быть невероятно театральным и нести в себе эмоциональный заряд. Чтобы, покупая билет, зритель в любом случае не ошибся с выбором.
Топ спектаклей «Геликон-оперы» для начинающего меломана:
«Иоланта» Петра Чайковского
«Евгений Онегин» Петра Чайковского
«Служанка-госпожа» Джованни Перголези
«Телефон» Джанкарло Менотти
«Турандот» Джакомо Пуччини