Что такое операционка в бизнесе простыми словами
Выход из «операционки»: «Оно мне надо? И если да, то зачем?»
Автор: Алексей Зарецкий, генеральный директор онлайн-сервиса по поиску и бронированию туров Travelata.ru
В последнее время я часто вижу различные посты в Facebook и Instagram про «выход из операционки». Они собирают много лайков и комментариев — тема явно беспокоит предпринимателей. Мне стало интересно: почему столько людей хотят это сделать? Ведь если человек чувствует себя на своем месте, реализует свои амбиции, получает финансовую прибыль, то есть занимается любимым делом и развивает его, зачем ему «выходить из операционки»? Давайте разбираться.
Для начала стоит определиться с терминологией. В любом бизнесе можно выделить четыре роли: «предприниматели», «управленцы», «инвесторы», «специалисты». Роль «предпринимателя» — открывать новые возможности, создавать то, чего раньше не было, вести за собой людей, увлекая их своей харизмой и энергией. Вдохновлять окружающих на то, что изначально кажется большинству невозможным. Обычно «предприниматели» не могут сидеть на месте, у них горят глаза от новой идеи. Однако надолго их обычно не хватает: большинство таких людей — спринтеры. Конечно, они могут работать в одном бизнесе много лет, но им все равно постоянно нужно погружаться в новые проекты, реализовывать новые идеи. Каждый такой проект — это новый вызов и забег на короткую дистанцию.
Роль «управленца» — развивать существующий бизнес, постоянно его улучшать и оптимизировать. «Управленец» все систематизирует, координирует и мотивирует людей в команде, отслеживает сотни показателей бизнеса и настраивает их, чтобы выжимать максимальный результат. Хорошие «управленцы» — это марафонцы, бегуны на длинные дистанции. Роль «инвестора» — зарабатывать деньги путем инвестиций. «Инвестор» смотрит на бизнес через призму ROI (return on investment — возврат на инвестиции). Инвестор непременно отнесет свои деньги туда, где возврат выше. Роль «специалиста» — создавать ценность в рамках какой-то специализации или функции. Он использует свои знания, навыки и опыт, работая головой и руками. Люди, которые занимаются бизнесом, часто совмещают в себе разные роли, причем порой все четыре сразу. И без этого смешения ничего не получится — ведь стопроцентный «предприниматель» без навыков «управленца» никогда не сможет воплотить свои мечты в жизнь: на одних идеях и голом энтузиазме далеко не уедешь. При этом «управленец» без навыков «предпринимателя» со временем убьет компанию, поскольку она перестанет рисковать и находить новые возможности для роста. Без риска нет развития.
Люди, которые занимаются бизнесом, часто совмещают в себе разные роли, причем порой все четыре сразу. И без этого смешения ничего не получится.
Любая позиция (должность) в организации может включать в себя одновременно все четыре роли, просто в разных пропорциях. Помимо этого, индивидуальные особенности каждого человека определяют его положение в организации в зависимости от личных склонностей. Размер и этап развития компании тоже влияют на значимость каждой из ролей. Например, позиция финансового директора в небольшой компании, скорее всего, подразумевает 50% «управленца», 40% «специалиста», 10% «предпринимателя» и 0% «инвестора». Кстати, «предприниматель» в финдиректоре просыпается особенно активно, когда его вызывают на допрос в налоговую. Интересно, почему в российской налоговой все встречи официально называются допросами? Генеральный директор может быть и на 80% «предпринимателем», сочетая в себе другие качества. Такому гендиректору желательно иметь в помощниках сильного операционного директора, потому что сам он будет большую часть времени жить в будущем и может упустить важные проблемы в настоящем, такие как кассовый разрыв. Гендиректору, который на 20% «предприниматель» и на 80% «управленец», желательно окружить себя сильным советом директоров или акционерами с ярко выраженными предпринимательскими наклонностями, чтобы они напоминали о необходимости непрерывного поиска проектов типа high risk — high reward (высокий риск — высокое вознаграждение).
Разобравшись с ролями, мы можем дать определение «операционке»: это выполнение периодически повторяющихся действий по созданию ценности в бизнесе. Затем нужно понять, какие роли принимают участие в «операционке», а какие к ней не имеют отношения. Например, совершенно очевидно, что «инвестор» в «операционке» не участвует. Он смотрит на производные бизнеса по его показателям, а если его что-то не устраивает, он может повлиять на процессы через совет директоров, давая указания генеральному директору или вообще заменив его на другого человека. «Предприниматель» напрямую также не участвует в «операционке». Он в нее вмешивается опосредованно, создавая новые проекты, которые, в свою очередь, встраиваются в бизнес-процесс. «Предприниматель» — это, по сути, архитектор «операционки»: у него есть видение того, каким должен быть продукт, на какие показатели компания должна выйти в будущем, какие проблемы клиентов он хочет решить. Исходя из всех этих факторов, «предприниматель» выстраивает весь операционный процесс, который обеспечит реализацию и поддержку его стратегии. Роль «управленца» — руководить людьми, задействованными в «операционке». Пока роботизация и искусственный интеллект еще не поглотили все сферы деятельности человека, для создания ценности требуются человеческие мозги. И чтобы люди работали скоординировано, в нужном направлении, любое предприятие нуждается в руководителях-управленцах. Именно поэтому по своему предназначению «управленцы» всегда находятся в «операционке» бизнеса, регулируя все процессы. «Специалисты» создают ценность на своем участке для какой-то части процесса или общей ценности бизнеса и, как следствие, тоже задействованы в «операционке». Получается, что основателю бизнеса, для того чтобы выйти из «операционки», необходимо отказаться от роли «управленца» и «специалиста», сохранив за собой лишь роли «предпринимателя» или «инвестора». В роли «предпринимателя» такой основатель продолжает участвовать в бизнесе, фокусируясь на его развитии: на новых проектах, реализации существующей в голове картинки того, как компания будет выглядеть спустя несколько лет. В роли «инвестора» основатель сводит свое участие лишь к проверке финансовой отчетности, обратной связи с управленцами компании и, возможно, получению дивидендов либо, наоборот, докапитализации бизнеса, если в этом появляется необходимость. Также в роли «инвестора» основатель может принять решение продать свой бизнес, если посчитает, что капитал найдет лучшее применение в другом месте.
Итак, теперь, наконец-то, можно попытаться ответить на вопрос: «Почему же так много основателей компаний думают о выходе из «операционки» и кому это нужно на самом деле?» Многие основатели на самом деле не хотят отказываться от роли «управленцев» или «специалистов». И это неудивительно, ведь многие бизнесы созданы именно «специалистами», которые любят свое дело. Кто-то отлично печет торты и создает кондитерскую, он любит свой продукт и хочет дальше улучшать его. Бизнес для такого человека сродни искусству. Кто-то является хорошим маркетологом, и ему нравится самому привлекать аудиторию, упаковывать, работать над месседжами. Если людей лишить их естественных ролей и заставить сфокусироваться на управлении или предпринимательстве, им будет плохо, бизнес, скорее всего, тоже почувствует себя нехорошо. Некоторые основатели компаний — «управленцы» по своей природе. Им нравится настраивать процессы, проводить встречи, оптимизировать работу, то есть, по сути, заниматься «операционкой». Им некомфортно находиться в постоянной неопределенности, в которой живет «предприниматель». Зато они могут по кирпичикам строить большое здание своей компании — этаж за этажом. Получается, что основателям, «специалистам» и «управленцам», должно быть хорошо в «операционке». Зачем от нее бежать?
Если людей лишить их естественных ролей и заставить сфокусироваться на управлении или предпринимательстве, им будет плохо, бизнес, скорее всего, тоже почувствует себя нехорошо.
По моему мнению, основная проблема кроется в бардаке, который царит в «операционке». Из-за этого хаоса многие испытывают постоянный стресс и неудовлетворенность. Как следствие, основателям самим приходится выполнять самые разные функции, постоянно перескакивая от одного пожара к другому. Оказавшись белкой в колесе, глава компании зачастую выполняет все четыре роли, решая множество задач, и даже не осознает этого. С утра он «управленец» на посту руководителя отдела продаж — проверяет важнейшие показатели и дает ценные указания продавцам. В обед он становится «специалистом», продавцом, который встречается с ключевым клиентом, вечером — превращается в финансового директора и готовит отчет для инвесторов, а по ночам пишет техзадание для программистов, потому что очень любит заниматься продуктом. По выходным такой основатель мечтает выйти из этого порочного круга «операционки», продав свой бизнес «Яндексу», но так и не задает себе самый главный вопрос: «А чем на самом деле мне хочется заниматься?» И виновата в стрессе вовсе не пресловутая «операционка», а хаос в ней, причиной которого и является сам основатель, который пытается все контролировать и везде успевать сам.
Что такое операционная деятельность?
В этой статье мы поговорим об операционной деятельности, неотъемлемой части любой компании и любого крупного акционерного общества. Правильное ведение бизнеса чрезвычайно важно как для его основателей, так и для инвесторов, т.к. оно позволяет получать прибыль и объективно оценивать перспективы развития компании.
Что такое операционная деятельность компании?
Если простыми словами, то операционная деятельность (ОД) компании – это тот вид деятельности, ради которого и создавался бизнес. Есть и иное определение, согласно которому ОД считается основная или прочая деятельность, за исключением финансовой и инвестиционной.
Операционную деятельность можно разделить на управление предприятием и регламентированный учет, из которого формируется финансовая отчетность, доступная всем желающим на сайте акционерного общества:
В свою очередь управление предприятием подразделяется на основные и обслуживающие процессы. Первые индивидуальны: компания может как печь хлеб, так и добывать нефть или строить самолеты. А вот обслуживание имеет больше общего — например, сюда относится юридическое консультирование, рекламная деятельность, управление кадрами, система контроля качества продукции и пр.
На операционную деятельность направляется значительная часть материальных и трудовых ресурсов предприятия. Если основной вид деятельности не эффективен, компания обанкротится и уйдет с рынка. При этом на ОД влияют не только внутренние процессы предприятия и спрос на продукцию, но и политическая и экономическая обстановка в стране и мире.
Как видно, операционные доходы компании везде положительны – несмотря на то, что чистая прибыль по итогам квартала оказалась отрицательной. При этом новое сокращение ОД во втором квартале почти в два раза не помешало компании выйти по чистой прибыли в плюс.
Виды операционной деятельности
Виды операционной деятельности зависят от сферы, в которой работает компания, и перечислены в ЕГРЮЛ (для ИП в ЕГРИП). Любая другая деятельность, не указанная в ЕГРЮЛ, будет относиться к финансовой или инвестиционной.
Один и тот же вид деятельности для компаний различных сфер бизнеса может относиться к разным группам. Например, выдача кредита для банка будет являться операционной деятельностью, а для производственного предприятия – финансовой. Или строительство капитального объекта для застройщика – основная деятельность, а для кредитно-финансовой организации – инвестиционная.
В зависимости от сферы бизнеса для компаний значимы различные виды ресурсов, обеспечивающие операционную деятельность. Для производственных предприятий это сырье, материалы и оборудование, для компаний сферы услуг – сотрудники, для финансовых организаций – деньги.
Операционная деятельность банков
Кредитно-финансовые организации работают в особой отрасли, главным товаром и источником прибыли в которой являются деньги. Для банков ОД является:
Чтобы обеспечить все виды операционной деятельности, банку нужны не только финансы, но и сотрудники, которые одновременно работают с клиентами и занимаются оформлением документации, сопровождающей движение средств по счетам. Основным фактором, обеспечивающим ОД, является внутренний финансовый контроль. Он также является приоритетной деятельностью для кредитно-финансовой организации.
Операционная деятельность предприятия
К ОД предприятия относят все ресурсы, обеспечивающие производственный цикл и сбыт продукции конечному потребителю.
Производственный цикл – это временной отрезок с момента запуска сырья в производство до получения готовой продукции. Чем меньше этот срок, тем быстрее высвобождаются ресурсы, которые могут быть повторно задействованы в производстве. Следовательно, предприятие выпускает больший объем продукции.
К операционной деятельности компании относят:
Однако в эти пункты не попадают сопутствующие расходы и доходы. Например, затраты на ремонт помещения, создание сайта компании, приобретение оборудования и т.п.
То есть, к операционной деятельности предприятия относят ресурсы, обеспечивающие ежедневную работу компании. Например, для предприятия общепита закупка продуктов для приготовления пищи – операционная деятельность, а покупка столов – инвестиционная, так как этот ресурс будет использоваться долгосрочно.
Отдельно можно выделить компании сферы услуг, где наемные работники составляют основной ресурс предприятия. Помимо оплаты труда специалистов, к операционной деятельности сферы услуг относят расходы на аренду помещений, рекламу, оплату услуг связи, коммунальные платежи, затраты на организацию рабочего места, оплата взносов и налогов. Не относятся к ОД: обновление основных фондов, создание логотипа, сайта и т.п.
Денежный поток от операционной деятельности
Поступление/выбытие капитала в связи с ведением основного бизнеса называют денежным потоком от операционной деятельности. Поступлением капитала является:
К выбытию капитала относят выплаты поставщикам за товары/услуги, оплата труда персонала компании, налоговые платежи. Поступления и выбытия финансов формируют прибыль от операционной деятельности.
Денежный поток от операционной деятельности имеет сокращенное наименование CFO от английского Cash Flow From Operating Activities и рассчитывается по формуле:
CFO = EBIT – Н + А ± ИОК, где
Он отражается в отчете о движении денежных средств и может иметь как положительное, так и отрицательное значение. Подробнее о CFO читайте здесь.
Если денежный поток положителен, это говорит о притоке денег в организацию, если отрицателен – об оттоке. Однако отрицательное значение – это не всегда плохо. Возможно, такой результат получился из-за того, что предприятие находится на стадии развития, когда большая часть денег направляется на закупку основных и оборотных активов, авансирование выгодных сделок и т.п.
Поэтому денежный поток от ОД анализируется одновременно с показателем чистой прибыли. Здесь возможны 4 варианта:
Показатели операционной деятельности
Чтобы оценить эффективность целевого бизнеса, предприятия рассчитывают показатели операционной деятельности. Эти показатели и их экономическое значение представлены в таблице.
Показатель | Как и для чего рассчитывается |
Коэффициент операционных активов | Рассчитывается как отношение операционных активов к общему объему активов компании. Он показывает, какие активы можно исключить, не нарушая производственные возможности предприятия. |
Коэффициент прибыли на одного работника | Рассчитывается как отношение операционной прибыли на количество основных работников компании. Показатель чаще всего используется в организациях, где эффективность работников напрямую влияет на рентабельность бизнеса, например, консалтинговых компаниях. Рассчитав средний коэффициент прибыли на одного работника, можно анализировать эффективность продаж каждого сотрудника. |
Продолжительность операционного цикла | Показывает, сколько времени происходит с момента покупки сырья до момента оплаты товара покупателем. Рассчитывается путем сложения периода оборота запасов и дебиторской задолженности. Чем меньше продолжительность операционного цикла, тем быстрее компания получает вложенные деньги обратно. |
Рентабельность производства | Рассчитывается как отношение операционной прибыли к среднегодовой сумме основных средств и оборотных активов. Показывает размер прибыли с каждого рубля, вложенного в себестоимость. |
Чем отличаются операционная, инвестиционная и финансовая деятельность
В отличие от операционной, финансовая деятельность является вспомогательной. К ней относят формирование и распределение уставного капитала, получение/оплату кредитов, выплату дивидендов и другие операции, приводящие к изменению размера уставного или заемного капитала компании.
Цель финансовой деятельности – перераспределение имеющихся у предприятия средств и осуществление всех необходимых платежей.
К инвестиционной деятельности относят операции, связанные с долгосрочным капиталовложением в другие бизнесы или в собственные внеоборотные активы.
Цель инвестиционной деятельности – расширение предприятия, модернизация основных фондов и привлечение дополнительных доходов от долгосрочных проектов. Основное отличие инвестиционной деятельности от операционной и финансовой – длительность возврата вложенных средств.
Финансовая, операционная и инвестиционная деятельность взаимосвязаны и могут финансировать друг друга. Например, прибыль от операционной деятельности можно направить на инвестиции в основные средства. А при недостаточности собственного капитала на выплату заработной платы компания может взять кредит на эти цели.
Заключение
ОД компании должна приносить прибыль. Если она убыточна, значит, предприятие не эффективно и не конкурентоспособно. Внешним и внутренним пользователям в первую очередь важна именно операционная деятельность, т.к. финансовая и инвестиционная являются вспомогательными.
Как выйти из операционных процессов, не пустив на дно компанию и что делать потом
Помните время, когда вы только основали свой бизнес (или начали карьеру)? Когда «горели» своим делом, посвящали ему всего себя и думали, что это цель всей вашей жизни. Расширялись, завоевывали новые рынки, тщательно подбирали сотрудников и настраивали новые бизнес-процессы…
Вдруг вы осознали, что операционные процессы стали поглощать все больше и больше времени. Пришла мысль, что слишком многое в компании «замкнуто» на вас, слишком много решений (даже незначительных) вы принимаете самостоятельно. Операционка поглотила вас. И вы уже сомневаетесь: та ли это цель, к которой вы стремились, действительно ли вам нужно все это?
Как с этим справиться? Выходить из операционки или нет? И если да, то как? Ответы на вопросы мы попробуем найти в этом материале.
На самом деле «бросаться в омут с головой» не обязательно. Многие воспринимают выход из операционки как «или/или». Но не обязательно резко рубить все связи с прошлой жизнью, есть и «промежуточные» варианты, которые мы сейчас рассмотрим.
«Бросить курить – это просто. Я делал это тысячу раз»
Марк Твен
Без воды: получи список самых полезных Telegram-каналов и чатов для предпринимателей
Есть ли жизнь без операционки
Не все хотят жить, как рантье. Некоторым спокойная жизнь просто не свойственна. Но они все равно пытаются выйти из операционных процессов. Почему?
Люди действительно думают, что они этого хотят. Некоторым навязали свое мнение уже покинувшие свои должности знакомые. А многие считают, что это естественный ход событий, т.к. инфопространство просто переполнено инструкциями на тему «как выйти из операционки». И люди начинают считать операционку проблемой.
Но это проблема далеко не для всех. Побыв вне дел компании месяц-два, многие осознают, что операционка – это и есть их жизнь. И без личной организации бизнес-процессов эта жизнь неполноценна. Это и есть то, для чего они работали.
Поэтому для начала попробуйте взять «творческий отпуск» на пару месяцев. Если ваши партнеры действительно вас понимают, то воспримут это решение нормально (а если не понимают, что вы с ними делаете?). Если вы единственный собственник бизнеса, то оставьте надежного заместителя.
По истечении срока вы сами поймете, хотите возвращаться или нет.
Смена направления
Бывают ситуации, когда хочется участвовать во всех процессах, но однообразие заставляет задумываться о выходе из операционки. В этом случае подумайте о смене бизнеса.
«Если у вас производство, создайте с нуля музыкальную школу».
Никита Андросов — основатель digital-агентства Ingate
Новые вызовы, новый опыт и сфера деятельности. Возможно, это вернет вам ощущение того драйва и одержимости, которые вы испытывали, развивая свою первую компанию. А когда снова надоест? В мире невообразимое количество дел, которыми можно заняться. Как популярных, так и тех, которые даже вообразить сложно.
Для многих выход из операционки может означать просто вход в другую.
Поиск своей противоположности
Нередко собственники бизнеса готовы заниматься операционными процессами, но часть из них им не нравится, либо они просто не обладают достаточными компетенциями в этих направлениях. Например, руководитель очень хорошо считает и заранее видит, где «зарыта» прибыль, но совершенно не умеет работать с персоналом и, соответственно, собрать сплоченную команду.
Здесь разумным решением будет подыскать управляющего, компетентного в тех областях, которые вам даются с трудом. И в итоге разделить обязанности и продолжать заниматься любимым делом, выйдя из части процессов.
Окончательный уход
Если принято окончательное решение о полном отстранении от дел компании (возможно, кроме стратегических решений), то вам придется решить, на кого ее оставить, если у вас не было бизнес-партнеров.
Вариантов, на самом деле, только два.
Если вы хотите поставить на свое место кого-то из компании, то придется потратить время на обучение. Более долгий путь, но значительно более надежный.
Как нанять хорошего СЕО? Это вопрос, над которым годами бьются владельцы бизнеса, и простого однозначного ответа пока не найдено. В этом и есть главная проблема этого способа. Искать, возможно, придется долго и перебрать несколько кандидатов.
Проблемы, с которыми можно столкнуться
«Чтобы выйти из операционки в бизнесе, вам нужно изменить сознание, перестроить свой мозг».
Роман Адушкин — сооснователь производства промышленных батарей NRG Group
Ваш процесс перестройки мозга уже начался с того, что изменились жизненные ценности и цели. Вероятно, вы даже не обратили на это внимание, но ведь вы не хотите больше заниматься тем, чем занимались. И есть желание тратить свое время на что-то другое.
И как только меняются жизненные приоритеты, вы перестаете быть на одной волне с людьми, с которыми провели годы. Ваши партнеры перестанут понимать вас, ведь они по-прежнему хотят развивать бизнес. Могут появиться проблемы в отношениях с друзьями и семьей, ведь изменение вашего мышления коснется всех сфер жизни.
К этому нужно заранее готовиться. Вопрос ментальной подготовки к уходу многие просто игнорируют. Ищут пошаговый план по выходу из операционки и прочие простые пути решения своих проблем. Но самое простое решение проблемы крайне редко оказывается лучшим.
Было ли решение правильным
Как понять, хорошо ли для компании, что вы ушли? Самый очевидный маркер – финансовые показатели. Если все не рухнуло после вашего ухода, значит компания работает нормально.
У вас будет много соблазнов доказать новому управляющему, что вы лучше него понимаете, что делать. Вмешаться в работу новой команды и отдать «правильный» приказ. Избегайте этого. Вы можете только навредить, понижая авторитет нового руководителя в глазах работников.
Также вы будете слышать от своих (уже бывших) подчиненных, как хорошо было с вами, и как плохо при новом директоре. Эти речи можно слушать вечно. Но поддаваться им нельзя.
Единственный вариант, при котором вы можете вернуть себе контроль над операционкой – это снижающиеся финансовые показатели компании. Это означает, что вы ошиблись с управляющим и его нужно заменить.