Что такое операционный леверидж

Производственный (операционный) леверидж

Понятие операционного рычага тесно связано со структурой затрат компании. Операционный рычаг или производственный леверидж (leverage – рычаг) – это механизм управления прибылью компании, основанный на улучшении соотношения постоянных и переменных затрат.

С его помощью можно планировать изменение прибыли организации в зависимости от изменения объема реализации, а также определить точку безубыточной. Необходимым условием применения механизма операционного рычага является использование маржинального метода, основанного на подразделении затрат на постоянные и переменные. Чем ниже удельный вес постоянных затрат в общей сумме затрат предприятия, тем в большей степени изменяется величина прибыли по отношению к темпам изменения выручки компании.

Как мы знаем, на предприятии существуют два вида затрат: переменные и постоянные. Их структура в целом, а в частности уровень постоянных затрат, в общей выручке предприятия или в выручке от единицы продукции могут значительно влиять на тенденцию изменения прибыли или издержек. Это происходит из-за того, что каждая дополнительная единица продукции приносит некоторую дополнительную доходность, которая идет на покрытие постоянных затрат, и в зависимости от соотношения постоянных и переменных затрат в структуре издержек компании, общий прирост доходов от дополнительной единицы товара может выразиться в значительном резком изменении прибыли. Как только достигается уровень безубыточности, появляется прибыль, которая начинает расти быстрее, чем объем продаж.

Операционный рычаг является инструментом для определения и анализа данной зависимости. Другими словами он предназначен для установления влияния прибыли на изменение объема реализации. Суть его действия заключается в том, что при росте объема выручки наблюдается больший темп роста объема прибыли, однако этот больший темп роста ограничен соотношением постоянных и переменных затрат. Чем ниже удельный вес постоянных затрат, тем меньше будет это ограничение.

Производственный (операционный) леверидж количественно характеризуется соотношением между постоянными и переменными расходами в общей их сумме и величиной показателя «Прибыль до вычета процентов и налогов». Зная производственный рычаг можно прогнозировать изменение прибыли при изменении выручки. Различают ценовой и натуральный ценовой рычаг.

Ценовой операционный (производственный) рычаг

Ценовой операционный рычаг (Рц) вычисляется по формуле:

Учитывая, что В = П + Зпер + Зпост, формулу расчета ценового операционного рычага можно записать как:

Натуральный операционный (производственный) леверидж

Натуральный операционный рычаг (Рн) вычисляется по формуле:

Операционный рычаг не измеряется в процентах, поскольку представляет собой отношение маржинального дохода к прибыли от продаж. А так как маржинальный доход, кроме прибыли от продаж, содержит еще и сумму постоянных затрат, то операционный рычаг всегда больше единицы.

Величину операционного левериджа можно считать показателем рискованности не только самого предприятия, но и вида бизнеса, которым это предприятие занимается, поскольку соотношение постоянных и переменных расходов в общей структуре затрат является отражением не только особенностей данного предприятия и его учетной политики, но и отраслевых особенностей деятельности.

Однако считать, что высокая доля постоянных расходов в структуре затрат предприятия является отрицательным фактором, так же как и абсолютизировать значение маржинального дохода, нельзя. Увеличение производственного левериджа может свидетельствовать о наращивании производственной мощи предприятия, о техническом перевооружении, повышении производительности труда. Прибыль предприятия, у которого уровень производственного левериджа выше, более чувствительна к изменениям выручки. При резком падении продаж такое предприятие может очень быстро «упасть» ниже уровня безубыточности. Иными словами, предприятие с более высоким уровнем производственного левериджа является более рискованным.

Поскольку операционный рычаг показывает динамику операционной прибыли в ответ на изменение выручки компании, а финансовый леверидж характеризует изменение прибыли до налогообложения после выплаты процентов по кредитам и займам в ответ на изменение операционной прибыли, совокупный рычаг дает представление о том, на сколько процентов изменится прибыль до налогов после выплаты процентов при изменении выручки на 1%.

Таким образом, небольшой операционный рычаг можно усилить путем привлечения заемного капитала. Высокий операционный рычаг, наоборот, можно нивелировать с помощью низкого финансового рычага. С помощью этих действенных инструментов – операционного и финансового рычагов – предприятие может достичь желаемой отдачи от вложенного капитала при контролируемом уровне риска.

В заключение перечислим те задачи, которые решаются с помощью операционного рычага (производственного левериджа):

расчет финансового результата в целом по организации, а также по видам продукции, работ или услуг на основании схемы «затраты – объем – прибыль»;

определение критической точки производства и использование ее при принятии управленческих решений и установлении цен на работы;

принятие решений по дополнительным заказам (ответ на вопрос: не приведет ли дополнительный заказ к росту постоянных издержек?);

принятие решения по прекращению выпуска товаров или оказания услуг (если цена падает ниже уровня переменных затрат);

решение задачи максимизации прибыли за счет относительного сокращения постоянных затрат;

использование порога рентабельности при разработке производственных программ, установлении цен на товары, работы или услуги.

Источник

Операционный леверидж: формула, что характеризует

Что такое операционный леверидж. Смотреть фото Что такое операционный леверидж. Смотреть картинку Что такое операционный леверидж. Картинка про Что такое операционный леверидж. Фото Что такое операционный леверидж

Анализ различных финансово-экономических показателей — это важнейшая составляющая процесса ведения предпринимательской деятельности. Только зная цифры, предприниматель или менеджер может полноценно заниматься управленческой деятельностью и принимать рациональные решения. В рамках одной статьи просто невозможно разобрать все коэффициенты, характеризующие деятельность предприятия. Сегодня мы рассмотрим только один очень важный показатель — операционный леверидж. А именно, постараемся понять что это такое, как его рассчитать и главное — для чего.

Что такое финансовый и операционный леверидж

Наиболее полное понимание того, что такое операционный леверидж может сложиться только в случае комплексного изучения других коэффициентов анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Но здесь отметим, что данный показатель представляет собой один из основных механизмов управления параметрами доходность (прежде всего, прибылью) предприятия. Ключевой принцип положенный в формирование этого показателя это оптимизация соотношения между постоянными и переменными затратами предприятия.

Последнее замечание связано с тем, что переменные и постоянные издержки, а точнее — их соотношение оказывают непосредственное влияние на динамику доходов (выручки и прибыли). Например, в других статьях на нашем сайте вы можете почитать о том, как величина постоянных затрат изменяется в составе себестоимости в зависимости от изменения объемов выпуска товаров и услуг; или о том, какие особенности имеют переменные издержки предприятия.

Таким образом, когда доход увеличивается в результате увеличения объемов производства, а величина постоянных издержек остается неизменной, происходит, по сути, автоматическое увеличение прибыли компании вследствии такого “растягивания” постоянных издержек на весь увеличившийся объем производства.

Что характеризует операционный леверидж

Из вышесказанного следует, что операционный леверидж является основной характеристикой для определения оптимальной динамики прибыли предприятия в зависимости от объемов производства и реализации продукции. Операционный леверидж неразрывно связан с таким параметром инвестиционного анализа, как точка безубыточности.

Анализ соотношения между переменными и постоянными затратами помогает при планировании динамики изменения прибыли и выручки предприятия. Иными словами, операционный леверидж позволяет анализировать зависимость между изменением объема производства и прибылью предприятия, получаемой в ходе реализации производимой продукции.

Например, с помощью операционного рычага можно проследить такую зависимость — при увеличении выручки происходит более быстрый рост прибыли, который при этом зависит от соотношения прямых и накладных расходов. Если доля постоянных затрат в структуре себестоимости относительно невелика, то темп роста прибыли по отношению к темпу роста выручки будет выше.

Определение операционного рычага, как других параметров инвестиционного анализа, является центральным ядром при составлении бизнес-плана любого проекта. Необходимо не просто рассчитать эти параметры, но и сделать это в рамках единой финансовой модели, а далее — встроить в общую структуру бизнес-плана. Поэтому, если вы планируете заниматься проектированием будущего предприятия самостоятельно, то советуем вам все же скачать образец готового бизнес-плана для аналогичного вашему предприятия, что станет неким ориентиром в этом непростом процессе.

Формула для расчета операционного левериджа (в стоимостном выражении)

Как и для многих других параметров для операционного рычага существует два варианта расчета — в стоимостном и в натуральном выражении. Для начала рассмотрим, как рассчитать операционный рычаг в стоимостном выражении. Формула в данном случае будет выглядеть следующим образом:

Операционный рычаг = Выручка/Прибыль.

Важно заметить, что величина выручки и прибыли в данном случае предполагает только доход, полученный в ходе реализации (продажи) товаров или услуг. Еще одно замечание касается того, что стоит помнить, что выручка представляет собой сумму таких параметров как величина прибыли (торговой наценки), постоянных и переменных затрат. Отсюда и появляется возможность для проведения маржинального (связанного с постоянными и переменными издержками) анализа для определения оптимальной структуры себестоимости, точки безубыточности, планирования изменения прибыли и др.

Учитывая вышеназванное можно модифицировать формулу операционного левериджа следующим образом:

Операционный рычаг = (Прибыль+Постоянные затраты+Переменные затраты)/Прибыль= 1 + Постоянные затраты/Прибыль + Переменные затраты/Прибыль.

Формула для расчета операционного левериджа (в натуральном выражении)

Формулу для расчета операционного левериджа в натуральном выражении иногда еще называют производственным левериджем. Данный показатель вычисляется следующим образом:

Операционный рычаг = (Выручка — Переменные затраты)/Прибыль

Операционный рычаг = (Прибыль + Постоянные затраты)/Прибыль = 1 + Постоянные затраты/Прибыль. Получаемое в результате число является коэффициентом в абсолютном выражении, который показывает соотношение между маржинальным доходом и величиной прибыли от реализации товаров или услуг.

Для того, чтобы проверить, не допустили ли вы серьезных ошибок, можете учесть, что значение операционного левериджа всегда будет больше единицы. Объясняется это тем, что величина маржинального дохода включает в себя не только размер прибыли, но и сумму постоянных затрат.

Также при операционном анализе деятельности предприятия определяются коэффициенты абсолютной, текущей и срочной ликвидности. Для их расчета используются данные баланса.

Как операционный леверидж применяется для планирования деятельности предприятия

Безусловно, бизнес-планирование не ограничивается только расчетом инвестиционных параметров. Необходимо будет и оценить общую социально-экономическую ситуацию, и конкурентные преимущества товара или услуги, и разработать маркетинговую программу по ее продвижению, и еще ряд других разделов. Но определение операционного левериджа и точки безубыточности является тем центральным звеном, которое позволит еще до запуска производства определить, а целесообразен ли в принципе проект.

Далее выделим некоторые направления задач, решение которых достигается, в том числе, при помощи определения операционного левериджа:

Выводы: влияние эффекта операционного левериджа на эффективность бизнес-процессов

Таким образом становится понятно, что операционный леверидж является одним из главных параметров, характеризующих эффективность деятельности предприятия. Ведь такие параметры, как «Выручка», «Прибыль», «Себестоимость», «Постоянные затраты», «Переменные затраты», «Точка безубыточности» и др. являются первостепенно важными для отслеживания динамики развития предприятия. А операционный леверидж в свою очередь становится тем самым показателем, который в той или иной степени объединяет все названные величины. Поэтому важно определить величину операционного левериджа еще на этапе планирования будущего предприятия.

Наша компания предлагает вам разные варианты типовых бизнес-планов, например, бизнес-план открытия музея. Также вы можете выбрать любой другой вариант документа.

Для того, чтобы сэкономить ваши силы и время советуем вам заранее скачать образец готового бизнес-плана для предприятия, работающего в той же отрасли. Понятная структура этого документа, а также готовая финансовая модель позволит учесть все необходимые аспекты бизнес-планирования и автоматически просчитать большинство финансовых показателей. Если, вы сомневаетесь в том, что сможете самостоятельно правильно разработать бизнес-плана для вашего проекта, то советуем обратиться к профессионалам, которые займутся бизнес-планированием в формате «под ключ» и с учетом всех индивидуальных особенностей вашего бизнеса.

Источник

Операционный левередж как инструмент планирования прибыли от продаж

Прибыль от продаж (или прибыль от обычных видов деятельности) является финансовым результатом продаж и определяется как разница дебетового и кредитового оборота по счету бухгалтерского учета «Продажи».

Планирование прибыли от продаж можно производить традиционными методами, исходя из плановых показателей выручки и себестоимости продукции (работ, услуг). Однако целесообразнее при планировании прибыли от продаж пользоваться инструментом, именуемым «операционный левередж».

Операционный левередж — это показатель, отвечающий на вопрос, во сколько раз темпы изменения прибыли от продаж превышают темпы изменения выручки от продаж. Иными словами, при планировании прироста или снижения выручки от продаж использование показателя операционного левереджа позволяет одновременно определить прирост или уменьшение прибыли. И наоборот, если в плановом периоде предприятию необходима определенная величина прибыли от продаж, с помощью операционного левереджа можно установить, какая выручка от продаж обеспечит нужную прибыль.

Механизм применения операционного левереджа зависит от того, какие факторы воздействуют на изменение выручки от продаж в плановом периоде по сравнению с базисным: динамика цен, либо динамика натурального объема продаж, либо оба фактора вместе. Как правило, на практике выручка растет или снижается под влиянием одновременного действия обоих факторов. Но при планировании прибыли важнейшее значение имеют степень и направление воздействия на выручку каждого фактора. Динамика выручки от продаж в результате снижения или роста цен на продаваемую продукцию сказывается на величине прибыли иначе, чем динамика выручки в результате увеличения или уменьшения натурального объема продаж.

Если изменение спроса на продукцию выражается только через изменение цен, а натуральный объем продаж остается на базисном уровне, то вся сумма прироста или уменьшения выручки от продаж одновременно становится суммой прироста или снижения прибыли. Если сохраняются базисные цены, но изменяется натуральный объем продаж, то рост или снижение прибыли — это по сумме рост или снижение выручки, уменьшенный на соответствующее изменение величины переменных затрат.

Следовательно, изменение цен в большей степени отражается на динамике прибыли от продаж, чем изменение натурального объема продаж. Выше было сказано, что операционный левередж — это измеритель превышения темпов динамики прибыли над темпами динамики выручки. Поэтому, не делая никаких расчетов, можно утверждать следующее: показатель операционного левереджа при изменении выручки только за счет цен всегда будет выше, чем при изменении выручки только за счет натурального объема продаж.

Это означает, что операционный левередж выражается не одним, а, как минимум, двумя показателями, из которых один рассчитывается для случая, когда в плановом периоде меняются только цены на реализуемую продукцию, второй — для случая изменения только натурального объема продаж. При условии, что плановая выручка от продаж изменяется за счет обоих факторов, в расчетах применяются оба названных показателя операционного левереджа.

Назовем условно первый из указанных видов операционного левереджа ценовым, второй — натуральным. Формализация расчета каждого вида базируется на методе прямого счета прироста выручки от продаж и прибыли (или их снижения) в плановом периоде.

Введем условные обозначения:

Вб — базисная выручка от продаж;

Пр — базисные переменные затраты;

Иц — изменение цен на реализуемую продукцию в плановом периоде по сравнению с базисным (в долях единицы и соответственно со знаками «+» или «–»);

Ин — изменение натурального объема продаж (аналогично величине «Иц»);

Что такое операционный леверидж. Смотреть фото Что такое операционный леверидж. Смотреть картинку Что такое операционный леверидж. Картинка про Что такое операционный леверидж. Фото Что такое операционный левериджВ — прирост (уменьшение) выручки от продаж;

Что такое операционный леверидж. Смотреть фото Что такое операционный леверидж. Смотреть картинку Что такое операционный леверидж. Картинка про Что такое операционный леверидж. Фото Что такое операционный левериджП — прирост (уменьшение) прибыли от продаж;

Пб — базисная прибыль от продаж;

Лц — ценовой операционный левередж;

Лн — натуральный операционный левередж.

При изменении в плановом периоде только цен реализации:

Что такое операционный леверидж. Смотреть фото Что такое операционный леверидж. Смотреть картинку Что такое операционный леверидж. Картинка про Что такое операционный леверидж. Фото Что такое операционный левериджВ = Вб • Иц ;

Что такое операционный леверидж. Смотреть фото Что такое операционный леверидж. Смотреть картинку Что такое операционный леверидж. Картинка про Что такое операционный леверидж. Фото Что такое операционный левериджП = Вб • Иц

темп прироста (снижения) выручки от продаж равен Что такое операционный леверидж. Смотреть фото Что такое операционный леверидж. Смотреть картинку Что такое операционный леверидж. Картинка про Что такое операционный леверидж. Фото Что такое операционный левериджВ / Вб (в долях единицы), или Что такое операционный леверидж. Смотреть фото Что такое операционный леверидж. Смотреть картинку Что такое операционный леверидж. Картинка про Что такое операционный леверидж. Фото Что такое операционный левериджВ / Вб • 100 (в процентах).

Темп прироста (снижения) прибыли от продаж соответственно равен Что такое операционный леверидж. Смотреть фото Что такое операционный леверидж. Смотреть картинку Что такое операционный леверидж. Картинка про Что такое операционный леверидж. Фото Что такое операционный левериджВ / Пб , или Что такое операционный леверидж. Смотреть фото Что такое операционный леверидж. Смотреть картинку Что такое операционный леверидж. Картинка про Что такое операционный леверидж. Фото Что такое операционный левериджВ / Пб • 100.

Что такое операционный леверидж. Смотреть фото Что такое операционный леверидж. Смотреть картинку Что такое операционный леверидж. Картинка про Что такое операционный леверидж. Фото Что такое операционный леверидж. (1)

Итак, ценовой операционный левередж в конечном счете равен отношению базисной выручки к базисной прибыли от продаж. Это подтверждается логикой предыдущего изложения: поскольку в данном случае прирост (уменьшение) выручки равен приросту (уменьшению) прибыли, темп изменения первой показывает, во сколько раз базисная величина выручки больше базисной величины прибыли. Механизм ценового операционного левереджа работает и в случаях убыточности продаж в базисном или плановом периоде.

Приведем примеры расчетов плановой прибыли от продаж.

Базисные данные (тыс. руб.):

Выручка от продаж — 10 000

Переменные затраты — 6000

Постоянные затраты — 3000

Прибыль от продаж — 1000

Что такое операционный леверидж. Смотреть фото Что такое операционный леверидж. Смотреть картинку Что такое операционный леверидж. Картинка про Что такое операционный леверидж. Фото Что такое операционный левериджраз.

Возможные ситуации планового периода.

Выручка от продаж увеличивается на 5% за счет повышения цен. Следовательно, прибыль возрастет на 50% (5% × 10 = 50%) и составит 1500 тыс. руб.

Выручка от продаж снижается на 20% за счет снижения цен. Следовательно, прибыль снизится на 200% (–20% × 10 = –200%). Поскольку темп снижения прибыли превышает 100%, прибыль превращается в убыток.

Темп снижения прибыли на уровне 200% означает, что сумма ее снижения равна –200 тыс. руб., а убыток составит: 1000 – 2000 = –1000 тыс. руб.

Ситуация Б, в частности, дает возможность ответить на вопрос, каково максимально допустимое снижение цен, чтобы продажи не стали убыточными, т. е. чтобы выручка была не ниже критической. Иными словами, прибыль не должна уменьшиться более чем на 100%. В нашем примере, когда Лц = 10 раз, цены можно снизить не более чем на 10%.

Базисные данные (тыс. руб.):

Выручка от продаж — 8000

Переменные затраты — 6000

Постоянные затраты — 3000

Прибыль от продаж — –1000

Лц = –8 раз (в данном случае отрицательный знак имеет значение для правильности расчетов).

Возможные ситуации планового периода.

Выручка от продаж увеличивается на 10%. При этом убыток снижается на 80% [10% × (–8)= —80%], или на 800 тыс. руб.: –1000 × (–80 / 100) = 800 тыс. руб. Убыток в плановом периоде составит 200 тыс. руб. Чтобы обеспечить безубыточность продаж, цены должны быть повышены не на 10%, а на 12,5%:
12,5% × (–8) = –100%. Тогда убыток базисного периода будет ликвидирован полностью, а не частично.

Выручка от продаж снижается на 10% за счет снижения цен. При этом убыток увеличится на 80% [–10% × (–8) = 80%], или на 800 тыс. руб., и составит 1800 тыс. руб.

Таким образом, используя показатель ценового операционного левереджа, можно определить финансовый результат от продаж планового периода, с положительным или отрицательным знаком.

Пользуясь введенными выше условными обозначениями, выведем формулу натурального операционного левереджа:

Что такое операционный леверидж. Смотреть фото Что такое операционный леверидж. Смотреть картинку Что такое операционный леверидж. Картинка про Что такое операционный леверидж. Фото Что такое операционный леверидж

Следовательно, натуральный операционный левередж — это отношение выручки от продаж базисного периода, уменьшенной на переменные затраты того же периода, к базисной прибыли от продаж, или отношение маржинальной прибыли к прибыли от продаж в базисном периоде.

С помощью показателя натурального операционного левереджа рассчитывается плановая прибыль от продаж при условии изменения в плановом периоде только натурального объема продаж.

Базисные данные (тыс. руб.):

Выручка от продаж — 10 000

Переменные затраты — 6000

Постоянные затраты — 3000

Прибыль от продаж — 1000

Что такое операционный леверидж. Смотреть фото Что такое операционный леверидж. Смотреть картинку Что такое операционный леверидж. Картинка про Что такое операционный леверидж. Фото Что такое операционный леверидж

Возможные ситуации планового периода.

Выручка от продаж увеличивается на 5% в результате соответствующего роста натурального объема продаж. Следовательно, прибыль от продаж вырастет на 20% (5% × 4 = 20%) и составит 1200 тыс. руб.

Выручка от продаж уменьшается на 20% за счет соответствующего снижения натурального объема продаж. Прибыль снизится на 80% (20% × 4 = 80%) и составит 200 тыс. руб. Если бы натуральный объем продаж уменьшился более чем на 25%, продажи стали бы убыточными, так как уменьшение прибыли превысило бы 100%.

Базисные данные (тыс. руб.):

Выручка от продаж — 8000

Переменные затраты — 6000

Постоянные затраты — 3000

Прибыль от продаж — –1000

Что такое операционный леверидж. Смотреть фото Что такое операционный леверидж. Смотреть картинку Что такое операционный леверидж. Картинка про Что такое операционный леверидж. Фото Что такое операционный леверидж

Возможные ситуации планового периода.

Выручка от продаж увеличивается на 10%. Убыток снижается на 20% [(10% × (–2) = –20%], или на 200 тыс. руб.: –1000 × (–20 / 100) = 200 тыс. руб. Убыток в плановом периоде будет равен 800 тыс. руб. Чтобы обеспечить безубыточность продаж, натуральный объем продаж должен увеличиться не менее чем на 25% [25% × (–4) = –100%].

Выручка от продаж снижается на 10% за счет снижения натурального объема продаж. Тогда убыток вырастет на 40% и составит 1400 тыс. руб. вместо 1000 тыс. руб.: [–10% × (–4) = 40%]; 1000 × (140 / 100) = 1400 тыс. руб.

Таким образом, сравнивая результаты расчетов на основе ценового и натурального операционного левереджа, можно сделать следующие выводы:

Однако все, что было изложено выше, — это лишь инструмент планирования финансового результата от продаж при идеальных условиях. Он пригоден только для случаев, когда динамика прибыли определяется одним фактором при неизменном другом: либо меняются цены, но не меняется натуральный объем продаж, либо наоборот.

В реальных условиях, как правило, происходит одновременное изменение и цен, и натурального объема продаж, причем оба фактора могут действовать и в одном направлении, и в противоположных направлениях. Необходимо использовать оба вида операционного левереджа для планирования финансового результата от продаж именно при таких условиях.

Если производить расчет без использования операционного левереджа, то его формализация выглядит следующим образом (используем обозначения, данные выше):

Что такое операционный леверидж. Смотреть фото Что такое операционный леверидж. Смотреть картинку Что такое операционный леверидж. Картинка про Что такое операционный леверидж. Фото Что такое операционный левериджП = Вб (1 + Иц) (1 + Ин) – Пр (1 + Ин) – Пс (Вб – Пр – Пс) = ВбИц (1 + Ин) + Инб – Пр). (3)

Формула (3) позволяет рассчитать без использования показателей операционного левереджа сумму прироста (уменьшения) прибыли в плановом периоде по сравнению с базисным. Она позволяет также назвать факторы, увеличивающие или уменьшающие прирост прибыли. Но использование показателей операционного левереджа обеспечивает большую четкость в выявлении этих факторов и управлении ими. Если на основании формулы (3) рассчитать темп изменения прибыли от продаж в плановом периоде по сравнению с базисным, то формула примет следующий вид:

Что такое операционный леверидж. Смотреть фото Что такое операционный леверидж. Смотреть картинку Что такое операционный леверидж. Картинка про Что такое операционный леверидж. Фото Что такое операционный леверидж

Таким образом, исходя из формул (1) и (2), получаем

Что такое операционный леверидж. Смотреть фото Что такое операционный леверидж. Смотреть картинку Что такое операционный леверидж. Картинка про Что такое операционный леверидж. Фото Что такое операционный леверидж

Поскольку до сих пор мы принимали оба индекса в долях единицы, темп уменьшения прибыли в процентах можно определить на основе формулы (5):

Что такое операционный леверидж. Смотреть фото Что такое операционный леверидж. Смотреть картинку Что такое операционный леверидж. Картинка про Что такое операционный леверидж. Фото Что такое операционный левериджП / Пб × 100 = [Лц Иц (1 + Ин) + Лн Ин] × 100. (5)

Формула (4) или (5) позволяет решать следующие задачи в процессе планирования финансового результата от продаж:

Рассмотрим на примерах решение каждой из этих задач.

1. Расчет темпов и направления изменения финансового результата от продаж.

Ценовой операционный левередж (Лц) равен 8 раз.

Натуральный операционный левередж (Лн) равен 5 раз.

Цены снижаются на 5%, т.е. Иц = –0,05.

Натуральный объем продаж увеличивается на 7%, т.е. Ин = 0,07.

Что такое операционный леверидж. Смотреть фото Что такое операционный леверидж. Смотреть картинку Что такое операционный леверидж. Картинка про Что такое операционный леверидж. Фото Что такое операционный левериджП / Пб × 100 = [8 × (–0,05) (1 + 0,07) + 5 × 0,07] × 100 = (–0,428 + 0,35) × 100 = ––7,8%.

Следовательно, при заданной плановой ситуации прибыль от продаж снизится на 7,8% по сравнению с базисным периодом. При таком методе расчета темпов изменения финансового результата от продаж не имеют значения базисные данные, а важны только уровни обоих видов операционного левереджа.

Проверим методом прямого счета полученный по формуле (5) результат.

Предприятие А, базисные данные (тыс. руб.):

Выручка от продаж — 12 000

Переменные затраты — 4500

Постоянные затраты — 6000

Лц = 8 раз, Лн = 5 раз, т.е. условия, принятые в расчете по формуле, соблюдены.

Прибыль планового периода составит:

12 000 × 0,95 × 1,07 – 4500 × 1,07 – 6000 = 1383 тыс. руб.

Результат прямого счета совпал с результатом расчета по формуле (5).

Изменение финансового результата в плановом периоде равно:

[–8 × 0,05 × 0,97 + (–5) (–0,03)] × 100 = (–0,388 + 0,15) × 100 = –23,8%.

В данном случае отрицательный знак означает снижение убытка на 23,8%.

Проверка прямым счетом:

12 000 × 1,05 × 0,97 – 4500 × 0,97 – 9000 = –1143 тыс. руб.;

(–1143 – (–1500)) / (– 1500) × 100 = –23,8 %.

Таким образом, проверочный счет подтверждает возможность применения формулы (5), поэтому в последующих расчетах продолжать проверку нет необходимости.

2. Целенаправленное изменение планового финансового результата от продаж путем корректировки каждого индекса в пределах имеющихся практических возможностей.

Лц = 10 раз; Лн = 5 раз. В плановом периоде предполагается возможность увеличения натурального объема продаж на 5% при снижении цен на 7%. По формуле (5) находим процент изменения прибыли от продаж (в базисном периоде продажи рентабельны):

Что такое операционный леверидж. Смотреть фото Что такое операционный леверидж. Смотреть картинку Что такое операционный леверидж. Картинка про Что такое операционный леверидж. Фото Что такое операционный левериджП / Пб × 100 = [10 × (–0,07) × 1,05 + 5 × 0,05] × 100 = –48,5%.

Предприятию можно снизить прибыль от продаж не более чем на 20%. Если сохранить индекс натурального объема продаж, то индекс цен должен быть меньше, чем предполагается. Примем индекс цен, обеспечивающий снижение прибыли не более чем на 20%, за x. Тогда:

[10 × x × 1,05 + 5 × 0,05] × 100 = –20%;

Следовательно, чтобы получить плановую прибыль от продаж не меньше необходимой предприятию величины, цены должны снизиться не на 7%, а не более чем на 4,3% (округленно).

Предположим теперь, что индекс цен нельзя подвергать изменению, а можно регулировать лишь индекс натурального объема продаж, который и принимается за x. Уравнение будет иметь следующий вид:

[10 × (–0,07) (1 + x) + 5 × x] × 100 = –20%.

При снижении цен на 7% натуральный объем продаж должен вырасти почти на 12%, чтобы обеспечить прибыль от продаж не ниже допустимого для предприятия размера. Если уровень рассчитанных индексов является реальным в условиях спроса на продукцию предприятия, необходимую прибыль можно обеспечить.

3. Определение необходимого уровня одного из индексов, если известен другой и задана нужная предприятию сумма плановой прибыли от продаж. Эта задача близка по содержанию к предыдущей, однако в ней есть свои особенности. При заданной сумме (а следовательно, и заданном приросте) прибыли индексы взаимозависимы. Из формулы (4) определим Иц и Ин :

Что такое операционный леверидж. Смотреть фото Что такое операционный леверидж. Смотреть картинку Что такое операционный леверидж. Картинка про Что такое операционный леверидж. Фото Что такое операционный леверидж

Лц = 10 раз; Лн = 5 раз; Что такое операционный леверидж. Смотреть фото Что такое операционный леверидж. Смотреть картинку Что такое операционный леверидж. Картинка про Что такое операционный леверидж. Фото Что такое операционный левериджП / Пб= 0,15, или 15%.

По формуле (6) определим Иц , обеспечивающий прирост прибыли на 15%:

Иц = (0,15 – 5 × 0,1) : [10 (1 + 0,1)] = –0,0318 = –3,18%.

Это означает, что при увеличении натурального объема продаж на 10% цены могут снизиться не более чем на 3,18%; большее снижение цен не позволит обеспечить прирост прибыли на 15%.

При тех же уровнях операционного левереджа, что и в примере 8 предприятию в плановом периоде необходимо обеспечить прибыль от продаж, равную базисной. Одновременно предполагается снижение цен на 10%, т.е. Иц = –0,1. Каким должен быть индекс натурального объема продаж? Рассчитываем его по формуле (7):

Ин = [0 – 10 × (–0,1)] : [10 × (–0,1) + 5] = 0,25 = 25%.

При увеличении натурального объема продаж менее чем на 25% плановая прибыль от продаж будет меньше базисной.

В базисном периоде продажи убыточны. Лц = –10 раз; Лн = –5 раз. Необходимо сумму убытка от продаж в плановом периоде сократить на 50%, т. е. = –0,5. Натуральный объем продаж по плану возрастает на 15%, т.е. Ин = 0,15. Какой индекс цен обеспечит заданное условие?

По формуле (6) рассчитываем:

Снижение цен не должно превышать 2,17%.

4. Определение уровня индексов, обеспечивающих критический объем продаж, т.е. нулевую прибыль в плановом периоде.

Независимо от того, были в базисном периоде продажи прибыльны или убыточны, критический объем продаж означает, что во всех используемых формулах = –1, или –100%. Поэтому индексы для расчета критического объема продаж определяются на основе формул (6) и (7), но с видоизменениями:

где Ицк — индекс цен, обеспечивающий критический объем продаж, при заданном Ин ;

Инк — индекс натурального объема продаж, обеспечивающий критический
объем, при заданном Иц .

Лц = 10 раз; Лн = 5 раз. Следовательно, в базисном периоде продажи были прибыльны. Предполагаемый на плановый период Иц = –0,03 = 3%. Рассчитаем по формуле (9) Инк :

Инк = [–1 – 10 (–0,03)] : [10 × (–0,03) + 5] = –0,149 = –14,9%.

Это означает, что снижение цен на 3% при одновременном снижении натурального объема продаж на 14,9% позволит обеспечить нулевую прибыль от продаж в плановом периоде.

Базисные данные (тыс. руб.):

Выручка от продаж — 1000

Переменные затраты — 500

Постоянные затраты — 400

Прибыль от продаж — 100

Таким образом, Лц = 10 раз, Лн = 5 раз, как и принято в условиях расчета по формуле (9).

1000 × 0,97 × 0,851 – 500 × 0,851 – 400 = 0.

Ицк = [–1 – 5 × (–0,03)] : [10 (1 – 0,03)] = –0,0876 = –8,76%.

При снижении натурального объема продаж на 3% и снижении цен на 8,76% плановые продажи будут иметь нулевую рентабельность.

Проверочный счет по базисным показателям в данном и во всех предыдущих случаях, где он не сделан, сможет сделать сам читатель.

Понятно, что если цены или натуральный объем продаж снизятся в большей степени, чем рассчитано в примерах 11 и 12, продажи в плановом периоде будут убыточны.

Лц = –8 раз; Лн = –3 раза. Следовательно, в базисном периоде продажи убыточны. В плановом периоде предполагается снижение цен на 3%, т.е. Иц = –0,03 = –3%. По формуле (9) находим Инк :

Чтобы предприятию с такими базисными данными при снижении цен в плановом периоде обеспечить безубыточность продаж, натуральный объем продаж придется увеличить почти в 1,5 раза. В большинстве случаев возможность столь значительного роста маловероятна, следовательно, скорее всего убыточность продаж ликвидировать не удастся.

Лн = –8 раз; Лц = –3 раза. В плановом периоде предполагается рост натурального объема продаж на 3%, т.е. Ин = 0,03. Какой индекс цен может в этих условиях обеспечить критический объем продаж. Воспользуемся формулой (8):

Ицк = [–1 – (–3) × 0,03] : –8 (1 + 0,03) = 0,110 = 11%.

Повышение цен на 11% в сочетании с ростом натурального объема продаж на 3% даст возможность ликвидировать убыток. Меньшее значение одного из индексов при сохранении уровня другого приведет к убыточности продаж в плановом периоде.

Таким образом, применение операционного левереджа для планирования финансового результата от продаж позволяет не только определить изменение прибыли в плановом периоде по сравнению с ее величиной в базисном периоде, но и оценить факторы, влияющие на это изменение. Определенное сочетание динамики цен и натурального объема продаж обеспечивает размер прибыли от продаж, необходимый предприятию. Зная это сочетание, предприятие в пределах имеющихся возможностей способно маневрировать индексами цен и натурального объема продаж, приближая условия спроса на продукцию к желаемым.

Операционный левередж — инструмент, позволяющий оперативно реагировать на динамику спроса и принимать решения, связанные с изменениями финансового результата от продаж.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *