Что такое операционный цикл в бухгалтерском учете
Производственный, операционный и финансовый циклы организации: как они рассчитываются и на что влияют
Оборотные активы — наиболее подвижная часть имущества организации. Это объекты, использование которых осуществляется организацией в рамках одного операционного цикла либо в рамках относительно короткого календарного промежутка времени (года). Это вложения в мобильные активы предприятия, которые являются денежными средствами или могут быть обращены в них в течение года или одного операционного цикла, если он превышает год.
Кругооборот оборотных активов охватывает три стадии: заготовительную (закупки), производственную и сбытовую:
1. Время пребывания сырья и материалов на складе вычисляется по формуле
где Зс — стоимость запасов сырья и материалов; МЗ — материальные затраты за год.
2. Продолжительность производственного процесса рассчитывается по формуле
Тпр = [Знп / (Сп * kн) ] * 365,
где Знп — стоимость запасов незавершенного производства; Сп — себестоимость проданной продукции; kн— коэффициент нарастания затрат, характеризующий отношение стоимости незавершенного производства к полной себестоимости продукции, рассчитывается по формуле kн = [МЗ + 0,5 * (Ро — МЗ)] / Ро, где Ро — расходы по обычным видам деятельности, включающие себестоимость проданной продукции, коммерческие и управленческие расходы.
3. Время пребывания готовой продукции на складе:
где Зг — стоимость запасов готовой продукции.
4. Срок погашения дебиторской задолженности:
где ДЗба — дебиторская задолженность без выданных авансов; В — выручка (нетто).
5. Срок погашения кредиторской задолженности:
где КЗба — кредиторская задолженность без полученных авансов.
6. Продолжительность обращения выданных авансов:
где Ав — выданные авансы.
7. Продолжительность обращения полученных авансов:
где Ап — полученные авансы.
Продолжительность производственного цикла:
Продолжительность операционного цикла:
Доп = Тс + Тпр + Тг + Тд
Продолжительность финансового цикла:
Дф = Доп + Тав — Тк — Тап
Для расчета продолжительности производственного цикла допустимо использование и упрощенного алгоритма:
где З — сумма статей «запасы» и «НДС по приобретенным ценностям».
Также возможен расчет срока погашения дебиторской и кредиторской задолженностей без выделения авансов.
Возможны четыре варианта финансовых циклов:
В аналитических целях следует сравнивать выданные авансы с кредиторской задолженностью (без полученных авансов), а также полученные авансы с дебиторской задолженностью (без выданных авансов). Затем с учетом доминирующего показателя следует дать окончательную оценку финансовому циклу.
Чем короче циклы, тем ниже степень обеспеченности организации оборотными активами и тем рискованнее организация. Однако, чем больше продолжительность циклов, тем выше потребность организации в источниках финансирования и тем выше затраты на финансирование. Возможна ситуация, в частности для оптовых посредников, когда продолжительный финансовый цикл приводит к полной потере маржи за счет оплаты процентов по кредитам, привлекаемым для финансирования дебиторской задолженности.
Таким образом, возникает противоречие между эффективностью деятельности, с одной стороны, и финансовой устойчивостью — с другой. Изменение схемы оплаты поставщикам на условия предоплаты по сравнению с расчетами по мере поставки может при определенных условиях рассматриваться как признак утраты организацией своих рыночных позиций и угроза непрерывности ее деятельности, поскольку вызывает дополнительную потребность в финансовых ресурсах. Сокращение времени финансового цикла может быть достигнуто тремя путями:
Укороченный финансовый цикл, который характеризуется значительной кредиторской задолженностью и низкой балансовой финансовой устойчивостью, положительно влияет на прибыль организации и на операционную финансовую устойчивость организации. Кроме того, продолжительность финансового цикла косвенно характеризует рыночное положение организации на рынке сбыта и поставок. Полученные авансы указывают на наличие определенной рыночной власти организации на рынке сбыта, в то время как выданные авансы, наоборот, указывают на наличие этой власти у поставщиков.
Для эффективно управляемой и финансово устойчивой организации характерен классический финансовый цикл, без значительных авансов, со сбалансированной дебиторской и кредиторской задолженностью. Но эффективные организации, обладающие значительной рыночной властью, зачастую целенаправленно уменьшают продолжительность финансового цикла, финансируя значительную часть производственного цикла за счет своих контрагентов через полученные авансы и кредиторскую задолженность перед поставщиками и подрядчиками; при этом финансовая устойчивость остается весьма высокой.
Оценивая динамику продолжительности составляющих операционного цикла и разрабатывая стратегию управления циклом, необходимо учитывать, что она отражает не только степень эффективности управления оборотным капиталом, но и объективные процессы, происходящие на предприятии, которые могут привести к увеличению операционного цикла.
В частности, это может быть изменение номенклатуры производимой продукции, политики в отношении формирования запасов, кредитной политики, др. В этом случае удлинение циклов и, следовательно, снижение оборачиваемости оборотных активов должно компенсироваться увеличением маржи, что в итоге приводит к увеличению рентабельности инвестированного капитала организации и не ухудшает ее позиции в отношении создания стоимости.
Определяя прогнозную продолжительность составляющих циклов, необходимо учитывать выявленные тенденции в ее изменении, а также экспертную оценку будущей динамики этих показателей.
СРОЧНО!
Успейте разобраться в ФСБУ 5/2019 «Запасы», пока вас не оштрафовали. Самый простой способ – короткий, но полный курс повышения квалификации от гуру бухгалтерского учета Сергея Верещагина
ФСБУ 5/2019 «Запасы»: что нового в учёте
С 2021 года обязателен новый ФСБУ 5/2019 «Запасы». Он регулирует учёт материалов, товаров, готовой продукции и незавершённого производства. Отличия нового стандарта от текущих положений рассмотрим в статье.
Кто не применяет новый стандарт
Как и ранее, микропредприятия, у которых есть право на упрощённый учёт, могут признавать стоимость запасов в составе расходов в момент приобретения (абз. 2 п. 2, абз. 1 п. 13.2 ФСБУ 5/2019). Однако остальные организации с упрощённым учётом обязаны применять ФСБУ «Запасы» в полном объёме.
В то же время любая организация может относить на расходы стоимость запасов для управленческих нужд. Это положение нужно закрепить в учётной политике (абз. 2 п. 2 ФСБУ 5/2019).
«Малоценные» основные средства
ФСБУ 5/2019 закрепил критерии отнесения активов к запасам. Один из них — использование активов в одном операционном цикле либо в течение 12 месяцев. Это означает, что новый стандарт запрещает учитывать «малоценные» ОС в запасах, хотя это разрешено в п. 5 ПБУ 6/01 «Учёт основных средств». Новый стандарт — более поздний документ того же уровня и юридической силы, при коллизии норм он будет иметь приоритет.
Кроме того, новый ФСБУ 6/2020 «Основные средства» также предписывает относить на расходы стоимость малоценных активов, которые можно признать ОС. С начала применения этого стандарта коллизия устраняется (не позднее 2022 года).
В связи с этим рекомендуем в учётной политике закрепить порядок учёта «малоценных» ОС — и относить их стоимость непосредственно на расходы.
Отмена отдельного порядка учёта спецпредметов
ФСБУ 5/2019 не выделяет как отдельный вид запасов спецпредметы — специальные инструменты, приспособления, оборудование и одежду. Методические указания по их учёту тоже отменяются, поэтому «нестандартные» правила учёта применять больше нельзя.
Затраты на приобретение спецпредметов нужно учитывать в общем порядке.
Новые правила формирования себестоимости НЗП
Новый стандарт относит к запасам незавершённое производство (НЗП). Раньше это подразумевалось, но не было закреплено нормативно. Значит, в стоимость НЗП, как и в стоимость других видов запасов, нельзя включать управленческие расходы (пп. «б» п. 18 ФСБУ 5/2019).
Это означает, что в учётной политике нельзя предусматривать распределение управленческих расходов на себестоимость: списание общехозяйственных расходов проводкой Дт 20 Кт 26 в большинстве случаев будет неправомерно. Единственный «штатный» способ — списывать их на финансовый результат проводкой Дт 90 Кт 26.
Исключение — если управленческие расходы непосредственно связаны с созданием (приобретением) запасов. Например, если руководитель организации лично поехал в командировку для закупки материалов, командировочные расходы (включая средний заработок с начисленными страховыми взносами) нужно отнести на себестоимость этих материалов.
Меняется и порядок оценки себестоимости НЗП. Теперь нельзя оценивать НЗП по стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов, поскольку этот способ не предусмотрен п. 27 ФСБУ 5/2019.
Формирование себестоимости запасов
ФСБУ 5/2019 ввёл новые правила формирования себестоимости запасов.
Резерв под обесценение запасов
Раньше величину резерва рассчитывали как превышение фактической себестоимости над текущей рыночной стоимостью (ПБУ 5/01). В новом ФСБУ величина резерва — это превышение фактической себестоимости запасов над их чистой стоимостью продажи (п. 30 ФСБУ 5/2019). А это значит, что сумма резерва может увеличиться. Старая и новая формулы для расчёта даны в таблице.
Резерв под обесценение запасов | |
---|---|
в ПБУ 5/01 | в ФСБУ 5/2019 «Запасы» |
Фактическая себестоимость — текущая рыночная стоимость | Фактическая себестоимость — текущая рыночная стоимость — затраты на производство — затраты на подготовку к продаже — затраты на продажу |
Появилась неопределённость в порядке начисления резерва. Согласно п. 11 ПБУ 10/99 «Расходы организации», сумма отчислений в резервы относится к прочим расходам. Норм, которые бы противоречили этому положению, в ФСБУ 5/2019 нет.
Но стандарт устанавливает порядок восстановления резерва (абз. 2 п. 31 ФСБУ 5/2019): «Величина восстановления резерва под обесценение запасов относится на уменьшение суммы расходов, признанных в этом же периоде в соответствии с подпунктом «а» пункта 43 настоящего Стандарта».
При этом в пп. «а» п. 43 ФСБУ 5/2019 упоминается выручка от продажи этих запасов. Это значит, что сумму восстановления резерва, созданного в отношении, например, товаров для перепродажи, нужно отнести не на прочие доходы (как требовал п. 7 ПБУ 9/99), а на уменьшение себестоимости продажи товаров.
В этом случае возникает нелогичная с экономической точки зрения ситуация. При начислении или увеличении резерва нужно признать прочие расходы, а при его восстановлении — уменьшить себестоимость, то есть расходы по обычным видам деятельности.
В этой ситуации возможны два варианта действий:
8 декабря пройдёт онлайн-конференция об изменениях учёте.
Переходные положения
Возможны два варианта перехода на применение ФСБУ 5/2019 (п. 47 стандарта):
Перспективный — требования стандарта применяются только в отношении фактов хозяйственной жизни, возникших после даты начала его применения. Сравнительные показатели бухотчётности, например показатели 2020 года в отчётности за 2021 год, пересчитывать не нужно (п. 14 ПБУ 1/2008).
Ретроспективный — требования стандарта применяются и к прошлым, и к будущим периодам. На дату перехода на новый стандарт нужно пересчитать остатки по счетам бухучёта по новым правилам. При составлении бухотчётности — пересчитать сравнительные показатели.
Все корректировки отражаются в корреспонденции со счётом 84 «Нераспределённая прибыль (непокрытый убыток)».
Александр Лавров, аттестованный аудитор
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Операционный и Финансовый Цикл: зачем и как считать
Когда и в каком объеме в компанию необходимо привлекать дополнительный оборотный капитал? Узнаете, если посчитаете операционный и финансовый цикл.
Текущая деятельность компании ежедневно связана с превращением активов из одних форм в другие: материалы превращаются в незавершенное производство, которое становится готовой продукцией; готовая продукция отгружается и преобразуется в дебиторскую задолженность, которая в конце-концов возвращается в виде денежных средств от покупателей.
На это требуются деньги. Сегодня я расскажу, как посчитать, сколько денежных средств необходимо для обеспечения процессов и оценить какое количество оборотных средств, возможно, придется дополнительно внести в бизнес.
Что такое операционный цикл
Операционный цикл – это период времени (количество дней) с момента поступления сырья и материалов на склад до момента получения оплаты за реализованную продукцию (либо отгрузки, если предприятие работает по предоплате).
Чем короче операционный цикл, тем большее количество раз мы сможем обернуть наши активы, и тем больше сможем заработать прибыли. Ведь каждый оборот активов приносит результат в виде прибыли отчетного периода.
Напомню формулу Дюпона:
Как посчитать длительность операционного цикла
Активы состоят из материалов, готовой продукции, дебиторской задолженности. По каждому этому активу необходимо определить длительность периода.
Важно: Когда рассчитываем показатели оборачиваемости учитываем сопоставимые показатели.
Например:
Если рассчитываем оборачиваемость за 2016 год: то то выручку и себестоимость реализованной продукции берем из отчета о доходах и расходах за 2016, а средние остатки, например, материалов вычисляем из баланса как:
Средние остатки материалов = (Остаток Материалов на начало 2016 + Остаток Материалов на конец 2016)/2
Срок оборачиваемости в днях = 365 / Оборачиваемость
Операционный Цикл = Период Оборота Запасов + Период оборота НЗП + Период оборота ГП + Период оборота Дебиторской Задолженности
Операционный Цикл показывает сколько дней необходимо с момента покупки запасов до момента получения денег за отгруженную продукцию. Не менее важным показателем является продолжительность финансового цикла.
Что такое финансовый цикл
Финансовый (денежный цикл) показывает, сколько дней из операционного цикла должно быть профинансировано собственным капиталом.
Для его расчета необходимо рассчитать оборачиваемость кредиторской задолженности.
Среднюю отсрочку, которую предоставляют нам наши поставщики, то есть через какой промежуток времени мы оплачиваем выставленные счета, показывает нам период оборачиваемости кредиторской задолженности:
Посчитаем количество дней, которое должно быть профинансировано с помощью Собственного Капитала, либо с помощью привлечения дополнительного Заемного Капитала (собственно это и есть финансовый цикл):
Чем длиннее Финансовый Цикл, тем больше средств требуется для финансирования деятельности предприятия.
Увеличение Финансового Цикла свидетельствует о том, что у компании возникают проблемы с оборачиваемостью товаров, или с возвратом дебиторской задолженности.
Как посчитать Финансовый Цикл в деньгах
Итак, финансовый цикл это разница в днях между тем сколько нам времени надо, чтобы получить деньги от покупателей и тем, сколько времени готовы терпеть наши поставщики в ожидании платежей. Разница между этими периодами – этот тот отрезок времени, который требует дополнительного финансирования.
Дополнительное финансирование – может быть в виде привлечения средств собственника или получения банковского (заемного) финансирования. Привлечение средств собственника – это в том числе прибыль, которая остается в распоряжении предприятия. При привлечении заемного финансирования следует следить за показателями финансовой устойчивости, и не допускать превышение величины заемного капитала над собственным более чем в 2 раза.
Чтобы перевести Финансовый Цикл в деньги надо взять Отчет о Доходах и Расходах, который вы использовали при расчете показателей оборачиваемости. Из него берем сумму всех расходов за период. В неё входит в том числе и стоимость реализованного товара, и величина расходов на оплату труда, и сумма управленческих и коммерческих расходов – в общем все расходы, которые вы вычитаете из Выручки.
И тогда количество оборотных средств (кроме кредиторской задолженности поставщиков), которое требуется внести в бизнес считаем так:
Подведем итог
На любую деятельность компании необходимы денежные средства и собственник должен понимать, хватит ли ему собственного капитала или возникнет необходимость привлекать заемный капитал. А если так, то в каком количестве и на какой период.
Если статья была полезна, поделитесь ей с друзьями. Пишите в комментариях свои вопросы, если они есть.
Регистрируйтесь на авторский семинар Ирины Екимовских для собственников и руководителей «Деньги в бизнесе: приумножить и сохранить» 9-10 сентября в Екатеринбурге и получите чёткий план действий и решений от финансового эксперта с опытом 20+ лет.
Управление операционным циклом компании. Практические рекомендации
«Ваш цикл оборота денег на сегодня составляет 64 дня, у вас есть возможность сократить его до 11, тогда все другие проблемы компании начнут исчезать», — сказал представитель известнейшей консалтинговой компании моему знакомому финансовому директору, считая консалтинг завершенным. Финансовый директор, за несколько дней до этого подписавший внушительный счет консалтинговой компании, впоследствии честно признался, что ожидал большего за ту сумму, которую его мультинациональная фирма ей уплатила.
Время финансовой диеты
Несмотря на постоянно возникающий вопрос «как?», касающийся уменьшения периода оборота денег на фирме и его составляющей — операционного цикла, стоит рассмотреть вопрос методического подсчета этих показателей, без которых практически ни одна система операционных KPI не может обойтись.
Вопросы операционного цикла и его составляющих особенно сильно актуализировались в последнее время в силу неблагоприятных изменений на рынке капиталов, заполнения существующих рынков и отсутствия перспективы роста. Сокращение операционного цикла и соответствующих его компонентов рассматривается в комплексе с увеличением рационального функционирования компании в условиях нехватки капитала. Можно сказать, что речь идет о показателях финансовой диеты организации. Финансовые директора, инициирующие интенсивное использование рабочего капитала и как следствие — улучшение операционного цикла компании, часто занимают топовые позиции в рейтинге CFO, поскольку предлагаемые мероприятия положительно влияют на финансовую результативность.
Классический операционный цикл
Рассмотрим классическую практику расчета показателей операционного цикла, при этом отметим, что финансовые евангелисты по¬разному рассматривают этот вопрос в своих учебниках по финменеджменту. Например, Джеймс Ван Хорн предлагает для расчета оборачиваемости дебиторской задолженности, являющейся компонентой операционного цикла, использовать продажи в кредит, а для расчета оборачиваемости готовой продукции — себестоимость реализованных товаров. Его визави Юджин Бригхем и Майкл Эрхард для этого предлагают просто использовать выручку в первом и втором случаях. Получается, что Евангелие от Матфея не совпадает с Евангелием от Луки и тем более с представлением автора этих строк, как это все происходило. Я подумал о бедных молодых финансистах, которым нужно сдавать квалификационные экзамены по финансам, и мне стало страшно.
Итак, нам следует рассмотреть вопрос, как классически рассчитывается показатель операционного цикла и какие моменты следует учесть при его расчете на практике. Для изложения воспользуемся базовой концепцией по Ван Хорну, поскольку именно она представляется автору методически наиболее правильной.
Классический операционный цикл OC (operational cycle) компании выражается в днях и может быть найден в результате сложения периода оборачиваемости дебиторской задолженности DSO (days of sales outstand) и периода оборота запасов DOI (days of inventory outstand). Учитывая тот факт, что операционный цикл состоит также из выраженного в днях периода оборота денег CCC (cash collection cycle) и периода оборота кредиторской задолженности DPO (days of purchases outstand), справедливым является выражение (1):
CCC = OC – DPO = DSO + DOI – DPO (1),
графическая интерпретация которого приведена на рисунке 1.
Показатель оборачиваемости дебиторской задолженности рассчитывается с помощью предварительного расчета коэффициента оборачиваемости дебиторской задолженности.
Впрочем, дебиторская, как и кредиторская, задолженность, может быть лучше охарактеризована в относительных, чем в абсолютных понятиях. Указывая на абсолютный размер дебиторской задолженности либо изменения этого размера во времени, мы на самом деле сообщаем неполную или недостаточную для принятия решений информацию.
Например, если по состоянию на 1 ноября 2013 года дебиторская задолженность составляла 2550 грн., а десять дней спустя она равнялась 4835 грн., то ее увеличение на 2285 грн. нам ровным счетом ни на что не указывает, поскольку неизвестно, как изменились наши продажи в кредит (с послеоплатой) в результате такого изменения. Гораздо более важным, чем изменения абсолютных значений дебиторской задолженности, будет информация о том, опережает ли рост (падение) продаж в кредит соответствующее увеличение (уменьшение) величины дебиторской задолженности за некий период. Такую информацию принято выводить в виде коэффициента оборачиваемости дебиторской задолженности ART (accounts to receive turnover) (2):
либо периода ее оборота в днях DSO (3):
Некоторые источники, предлагают вместо объемов продаж в кредит воспользоваться общей выручкой за период. Такую замену можно одобрить только в том случае, если пытаться вывести состояние оборачиваемости и период оборота дебиторской задолженности с учетом влияния предоплаты и оплат по факту на структуру продаж компании. Иногда вместо 365 дней учетного периода используют период в 360 дней, что на самом деле не имеет концептуального значения.
Поскольку взаимосвязь между продажами в кредит и средней величиной дебиторской задолженности является неочевидной, то наиболее наглядно она может быть продемонстрирована на примере расчета данных показателей на основе бухгалтерского счета (учетного регистра) «Дебиторская задолженность» (рисунок 2) на уменьшенном примере, охватывающем всего десять дней в ноябре вместо полного годового периода в 365 дней.
В этом случае оборачиваемость дебиторской задолженности можно рассчитать как соотношение оборота по дебету данного счета и средневзвешенного баланса (сальдо) по данному счету за тот же период. Отметим, что оборот по дебету этого счета и представляет собой объем продаж в кредит за определенный период.
В нашем случае он составит:
450 + 970 + 820 + 300 + 770 + 820 + 1550 = 5680 грн.
В свою очередь средневзвешенное сальдо (баланс) данного счета составит:
Теперь найдем коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности:
5680 : 3444,25 = 1,649,
что означает ее оборачиваемость за десять дней 1,649 раза. Период ее оборота составит:
10 : 1,649 = 6,064 дня
Вышеприведенный подход с небольшими модификациями можно также с успехом использовать и для вычисления оборачиваемости кредиторской задолженности. В этом случае необходимо начинать с расчета коэффициента оборачиваемости кредиторской задолженности (4):
либо с периода ее оборота в днях (5):
Некоторые источники предлагают вместо объемов закупок с послеоплатой воспользоваться общей выручкой за период либо себестоимостью, но такой подход справедлив только в случае работы без запасов или с неизменной их величиной, что на практике встречается нечасто.
Подобный подход используют и в случае оборачиваемости запасов. Изначально рассчитывают коэффициент их оборачиваемости IT (inventory turnover) (6):
либо период ее оборота в днях (7):
Вместо себестоимости реализованной продукции отдельные финансисты предлагают использовать величину объема продаж. По мнению автора данной статьи, использование себестоимости более правомерно, так как продажи в бухгалтерском учете отображаются с учетом величины заработанной прибыли и их соотношение с остатком запасов, отображаемых в учетных регистрах без учета нашей прибыли, не совсем правомерно.
Практика расчета показателей операционного цикла
Практический аспект расчета показателей операционного цикла зачастую связан с дополнительным учетом специфики формирования рабочего капитала предприятия. В его формировании могут принимать участие не только деньги, кредиторская и дебиторская задолженности и запасы, но и предоплаты, получаемые от клиентов и предоплаченные нами затраты PE (prepaid expences). Некоторые бизнесы (например, страховые компании) при учете своего операционного цикла обязательно должны учитывать поступившие от клиентов предоплаты, формирующие их временно незаработанные доходы UR (unearned revenues). В отдельных случаях стоит учитывать также и заработанную, но не выплаченную зарплату AS (accrual salary). Впрочем, для производственных компаний следует учитывать разбивку запасов на три составляющие: сырье и материалы RM (raw materials), незавершенное производство WIP (work in process) и готовую продукцию FG (finished goods). Иногда при построении системы KPI и наличии нескольких цехов либо переделов аналогичные показатели можно вычислить для отдельных переделов. Например, незавершенное производство разделить на две стадии — WIP1 и WIP2, выполняющиеся в двух последовательных цехах — №1 и №2.
Учитывая вышесказанное, в общем агрегированном варианте операционный цикл может быть представлен в виде схемы (рисунок 3).
Возможно, не все ее элементы должны использоваться одновременно (к примеру, период оборота кредиторской задолженности и оборота начисленной зарплаты), но обязательно следует учитывать специфику собственной бизнес¬модели и особенности формирования рабочего капитала на конкретном предприятии.
Расчет каждого из показателей в рамках приведенной на схеме (рисунок 3) модели операционного цикла может производиться на основании соответственных учетных регистров по аналогии с расчетом оборачиваемости дебиторской задолженности. Практика расчета таких показателей подана в модели в МS Excel (файл Operation Cycle Calculation).