Что такое описание 5 класс
Урок развития речи по теме «Описание предмета». 5-й класс
Класс: 5
Тема: Описание предмета.
Цель: обучить написанию связного текста – описание предмета;
– познакомить учащихся со строением текста типа описания предмета;
– сформировать умения создавать собственные тексты подобного типа;
– развивать навыки работы с выразительными средствами языка; обогащать словарь учащихся.
План и ход урока
1. Организационный момент.
2. Работа по теме.
– Какие стили речи Вы знаете?
– Какие типы речи Вы знаете? (Рассуждение, описание, повествование)
– Какова композиция описания? (Общее впечатление, описание деталей, оценка)
– В каком стиле должно быть выдержано описание?
Учитель: представьте себе, что игрушечная фабрика выпускает много разных игрушек и посылает их краткое описание в магазин, чтобы получить заказ.
“Щенок – мягкая игрушка из искусственного меха. Предназначена для детей 5-7 лет. Длина 25 см, высота– 20 см. Цвет коричневый с белым. Не озвученная с механическим заводом”
– Соответствует ли текст нашей теме? (нет, здесь дана информация, но не выражена авторское отношение)
Учитель достаёт из стола игрушечного щенка.
Учитель: Не хочется про такую милую зверюшку говорить казёнными словами. Попробуем её описать. Существует ли схема описаний предметов? Схемы на все случаи жизни нет, но мы с Вами сегодня попробуем понять, как рождается описание.
Был такой замечательный русский писатель – Пантелеймон Романов, который однажды обнаружил, что он не умеет видеть… Да, он был невнимателен к окружающему миру.
Романов предлагает такие вопросы;
– Где оно находится? – на террасе
– Какой оно формы? – с отлогой спинкой
– Вес? – тяжёлое
– Цвет? – тёмное
– Материал? – из красного дерева
– Возраст? – старинное
– Состояние в данный момент? – ободранное
– История? – из богатого поместья на дачу обедневших потомков
Учитель: Вам интересно, что же получилось, когда всё соединилось в целое?
Учитель читает текст:
3. Составление плана и рабочего материала по описанию предмета (Веник).
Тема сочинения “Забытый всеми санитар дома”
Главное: какую мысль мы хотим внести в нашу работу? У описания всегда есть цель – найти красоту в обыкновенном, или оценить службу привычных вещей в нашей жизни.
Но особое внимание в работе над сочинением нужно уделить языку.
план | признаки | Язык (эпитеты, метафоры, сравнения) |
Где находится | В кладовке или в углу кухни | В тёмной, захламлённой, или в уютном уголке кухни |
Форма | Треугольный или овальный | Ровный. Гладкий вначале, потом взлохмаченный, претянутой ленточкой, прутики как колючки ежа |
Цвет | Серый или тёмно– коричневый. | |
Материал | Из травянистых прутиков. Из берёзы. | Из тонких, гибких, пахнущих лесом и травой |
Возраст | Свежий или старый | Когда-то молодой, задорный, весёлый |
История | Принесли с базара | Сначала танцевал, кружился по полу. Пригорюнился, согнулся |
Задание: а теперь соедините все части и сочините маленький рассказ о венике, прочитайте полученный текст.
В тёмной, захламлённой кладовке лежит веник. Чёткая овальная форма красавца расплылась. Во все стороны торчат ёжиками серо– коричневые прутики. Тонкая талия молодца отяжелела, набухла, ленточка – поясок потемнела. Свежий запах травы уступил место запаху пыли. Когда-то молодой, задорный, весёлый, он плясал на сверкающем паркете, а теперь лежит, отработав своё, грустит. Забыт, забыт всеми. “ Ох, нужно бы встать”, – думает он, но не хватает помощника – солнечного лучика, с кем так весело было работать.
4. Работа с текстом (взять любой текст, где есть описание предмета).
Задание: прочитать и ответить на вопросы
1) о чем текст?
2) какими языковыми средствами пользуется автор, чтобы описать предмет? (Учащиеся знакомы с такими понятиями, как “эпитет”, “метафора”, “сравнение”, “прямое и переносное значение слов”, “омоним” и т.п.)
3) опорные слова, которые несут основную мысль
4) трудные для написания слова.
Ребята находят в тексте признаки художественного стиля (метафоры, эпитеты и другие тропы, характеризующие художественный стиль речи), называют цель художественного описания, обдумывают заглавие. Делается вывод о том, что это текст – художественное описание.
Описание
Понятие описания
Основа описания – это предмет или явление и его признаки, отличительные черты. К тексту в целом можно задать вопрос каков предмет? Описание можно сравнить с фотографией, которая остановила одно мгновение жизни, чтобы его можно было разглядеть во всех подробностях.
Композиция текста-описания
Композиционная структура описания выглядит следующим образом:
— общее впечатление от предмета речи;
— признаки, отличительные черты предмета речи;
— авторская оценка описываемого.
Языковые средства, характерные для описания
В тексте-описании преобладают:
— имена существительные и прилагательные;
— глаголы несовершенного вида в форме настоящего времени;
— составные именные сказуемые;
— обстоятельства места.
В описании состояния человека или природы часто используются слова со значением состояния (жарко, радостно, печально, скучно, холодно) и существительные (зима, море, вечер, тишина).
Для описания признаков состояния зачастую употребляются личные и безличные глаголы несовершенного вида в форме настоящего или прошедшего времени. Если описание состояния относится к прошлому, то могут использоваться глаголы не в прошедшем, а в настоящем или будущем времени. Этот приём создаёт ощущение непосредственного переживания описываемого состояния. Не следует сочетать глаголы разных времён и видов в одной части текста-описания.
Пример текста-описания предмета
Полкана боялись в посёлке все собаки. Это был крупный, очень крупный чёрно-пегий пёс, с острой сухой мордой, прямой, крепкой спиной, мускулистыми ногами и широкой грудью. Во рту его не было ни одного порченого зуба; ровные, крепкие, они блестели на солнце и по длине клыков едва уступали волчьим. Он мог драться в одиночку с волком и никогда не уступал врагу, даже если тот превосходил его силой.
Пример текста-описания места
Пример текста-описания состояния
Через минуту луч солнца уже сияет в лужах дороги и на блестящей зелени придорожной травы. Чёрная туча ещё грозно застилает противоположную сторону небосклона, но я уже не боюсь её.
Русский язык. 5 класс
Конспект урока
Описание предмета. Сочинение-описание предмета
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
Описание – это словесное изображение предмета, явления, события. В описании перечисляются и раскрываются основные признаки выбранного предмета.
Повествование – это рассказ, сообщение о каком-либо событии в его временной последовательности. Особенность повествования в том, что в нём говорится о следующих друг за другом действиях.
Редактирование текста – корректировка написанного текста, устранение орфографических, пунктуационных, стилистических ошибок, изменение оформления документа, устранение слов-повторов и пр.
Слова-повторы – это слово или конструкция слов, которые встречаются больше, чем один раз, в пределах одного предложения или двух, идущих друг за другом.
1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 5 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2012. – 193 с.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
На прошлых уроках Вы уже познакомились с графикой и алфавитом. Сегодня мы рассмотрим, как описывать предметы.
В нашей жизни нас окружают различные предметы, вещи. Некоторые из них сразу привлекают наше внимание, а на некоторые мы совсем не обращаем внимания. Это связано с красотой вещей, их изяществом, необычностью, загадочностью, цветом, формой. Красота, изящество, необычность, загадочность, цвет, форма – это признаки предмета.
Тип текста, в котором изображаются признаки предмета, называется описание.
Описательные тексты отвечают на вопрос «какой?» и описывают словами предмет, явление, состояние.
План сочинения-описания предмета.
Во вступлении автор говорит о том, какой предмет он будет описывать, даёт ответы на вопросы «откуда?»,«кому?»,«почему?»,«когда?», «кем?».
В основной части описывается, какой предмет по материалу, величине, форме, цвету, строению и назначению. В концовке автор описывает своё отношение к предмету.
Текст 1. Шкаф – это мебельное изделие с дверками, ящиками или без них. Шкаф предназначен для хранения предметов различного назначения: книг, одежды, домашней утвари.
Текст 2. Мальчик Витя Снегирёв приболел. Он лежал дома с температурой и скучал без своих школьных друзей. Витя обводил глазами комнату, внимательно разглядывая все вещи, будто видел их впервые. «Интересно, – подумал Витя, – этот шкаф с моими рубашками и куртками внутри дедушка смастерил сам? Из той старой яблони, что росла у нас когда-то во дворе? Откуда эти гравировки?» Огромный, продолговатый шкаф с двумя дверками, головами львов в верхних углах, с изображениями яблонь и колец на дверках вдруг вздохнул, скрипнул и приоткрыл одну из дверок. Показался рукав Витиной куртки. Витя, недавно прочитавший «Хроники Нарнии», подскочил на кровати и метнулся к шкафу. Один из львов прикрыл глаза. «Вот он, портал в Нарнию», – только и успел подумать Витя и нырнул с головой в шкаф.
Определите, в каком из описаний сведения о перочинном ноже только сообщаются, а в каком автор делится своими впечатлениями о нём?
В первом тексте сообщаются только сведения о шкафе, а во втором – впечатления о шкафе.
Рецензирование текста важный – этап. Устранить повторы можно следующими способами:
– исключением повторяющихся слов;
– заменой синонимами, словосочетаниями.
В тексте слова-повторы выделяются следующим образом: основное определение не является словом-повтором и не выделяется при рецензировании, а последующие повторы следует выделять. Например: «На стене висит красивый жостовский поднос». Слово поднос является основным и остаётся неизменным, без выделения. Далее слово поднос является повтором и выделяется при рецензировании: «Поднос – чёрный, покрытый лаком. По краю подноса извивается тонкая золотая линия. А посередине подноса изумительный букет».
Рассмотрим подробнее рецензирование разных текстов.
У Деда Мороза были лёгкие и большие сани. Блестящий посох, на посохе изображены ёлочки.
Во фрагменте №1 повторяется слово «посох». Исправленный текст будет таким:
У Деда Мороза были легкие и большие сани. Блестящий посох, на котором изображены ёлочки.
На день рождения мне подарили заводного зайчика. Я давно хотела заводного зайчика.
Во фрагменте №2 повторяется слово «заводной зайчик». Отредактированный текст будет выглядеть так:
На день рождения мне подарили заводного зайчика. Я давно хотела такую игрушку.
Этот автомобиль – просто чудо! Этот автомобиль мне купили в городе на ярмарке. Этот автомобиль с дистанционным управлением.
Во фрагменте №3 повторяется словосочетание «этот автомобиль». После редактирования текст будет таким:
Этот автомобиль – просто чудо! Его мне купили в городе на ярмарке. Он с дистанционным управлением.
С этими приёмами описание становится более художественными.
Один и тот же предмет может быть описан в художественном и научном стиле. Например, описание вазы в научном стиле выглядит так: «Предмет, используемый в быту, – ёмкость в виде цилиндра диаметром около 10 см. внизу и расширяющаяся вверху до 15 см. Высота ёмкости от 30 до 40 см. Материл, из которого изготовлен предмет, может быть как прозрачным, так и непроницаемым для света».
Описание вазы в художественном стиле выглядит так: «Передо мной на столе – хрустальная ваза для цветов. Дно её меньшего диаметра, чем волнистые края вверху, это позволяет цветам красиво раскинуться, чтобы мы могли любоваться каждым лепестком нежных лилий, поставленных в вазу».
Разбор тренировочных заданий
1. Выберите текст-описание
1. Стояла суровая зима. Всё было покрыто снегом. Тяжело пришлось от этого воробушкам. Бедняжки нигде не могли найти корма. Летали воробышки вокруг дома и жалобно чирикали.
Пожалела воробышков добрая девочка Маша. Она стала собирать хлебные крошки, и каждый день сыпала их у своего крылечка.
2. Кошка была почти вся чёрная, лишь кое-где виднелись белые пятнышки. Большое светлое пятно было на спине, а маленькое – на кончике хвоста. У неё были большие зелёные глаза, почти изумрудные. На ушках были кисточки, на лапках выпущенные коготки.
3. Кошки – таинственные животные. Они приносят удачу и оберегают дом от всего плохого. Кошка в доме – это к удаче и благополучию. Говорят, что они отгоняют злых духов.
Правильный ответ: 2
2. Подчеркните слова-повторы
У нас в деревне есть рыжий кот Василий. На лбу у Василия было серое пятно, которое захватывает и одно ухо. Любит Василий, когда гладишь его по волосам, – выгнется, выпустит ногти из лап, мурлычет благодарно. И не любит Василий, когда его тревожат. Или, если на лицо сядет муха, тогда он злится.
У нас в деревне есть рыжий кот Василий. На лбу у Василия было серое пятно, которое захватывает и одно ухо. Любит Василий, когда гладишь его по волосам, – выгнется, выпустит ногти из лап, мурлычет благодарно. И не любит Василий, когда его тревожат или на лицо сядет муха. Тогда он злится.
Урок «Описание» 5 класс
Раздел: Текст. Типы речи.
— узнают, что в тексте-описании изображаются предметы, люди, животные, природа и др.; что к тексту-описанию можно задать вопрос какой предмет? и получить ответ из самого текста; что текст-описание имеет своё строение.
— научатся определять текст-описание и находить слова в тексте, подтверждающие, что этот текст является описанием чего-либо: предмета, животного, людей, природы и др.
— будут развивать внимательность, мышление, речь, память.
Приветствие и сообщение целей урока.
Основная часть урока.
Проверка выполнения упражнения домашнего задания.
Работа по вопросам по теме «Повествование»:
О чём обычно говорится в тексте-повествовании?
На какой вопрос отвечает текст-повествование?
Каковы особенности построения текста-повествования?
Назовите основные части текста-повествования?
Дайте характеристику каждой части текста-повествования: завязка, развитие события, кульминация, развязка.
Прочитайте текст, определите его тему.
Голова у матрёшки чуть приплюснута , у плеч крутой изгиб. Такая форма придаёт матрёшке задорный , удалой вид. На ней ярко-красный платок, юбка фиолетовая. Лицо матрёшки слегка скуластое , с нежным румянцем. Глаза чуть сощурены и хитро посматривают. Самое яркое пятно – её фартук. Расцвёл на нём чудо-букет. Хороша Матрёна!
О чём говорится в тексте? Можно ли этот текст назвать повествовательным? Почему?
Что описывается в тексте? О каких признаках матрёшки сообщается?
Объясните значение выделенных слов.
Формирование новых знаний.
Этот текст отвечает на вопрос какая матрёшка? И описывает, как она выглядит, а не что делает. Поэтому это другой тип текста. Ответ скрыт в вопросе: Что описывается в тексте?
Описание – это тип речи, в котором описываются (изображаются) предметы, люди, животные, природа и др.
Закрепление знаний и развитие умений и навыков.
Выполнение упражнения № 138.
Прочитайте текст. Определите его тему.
Я люблю воробьёв, этих дерзких, смелых и умных разбойников, благополучно живущих даже в шумных, многолюдных городах. Люблю их весеннее бодрое чириканье. Они радуются солнцу, приходу весны. Сколько задора в их громком чириканье. Я часто любуюсь весёлыми воробьями, смотрю, как бочком-бочком скачут они по бульварным дорожкам, клюют крошки хлеба, которые я вынимаю из кармана, прыгают под ногами прохожих по городским тротуарам.
Воробьи не обладают изяществом и красотой, звонко петь не умеют, но всё же милы мне эти весёлые, маленькие, дерзкие разбойники.
Какова основная мысль текста? К какому стилю он относится? Докажите своё мнение.
Определите отношение автора к птице, которую он описывает. Укажи, какие слова особенно ярко передают это отношение. Что вы можете сказать по этому описанию об авторе?
Укажите слова, называющие признаки предмета.
Что в тексте-описании изображаются предметы, люди, животные, природа и др. К тексту-описанию можно задать вопрос какой предмет? и получить ответ из самого текста. Слова, подтверждающие, что этот текст является описательным, можно найти в самом тексте.
Определять текст-описание. Находить слова в тексте, подтверждающие, что этот текст является описанием чего-либо: предмета, животного, людей, природы и др.
Оценивание работы учащихся на уроке.
В графе «Повторение» ставятся «+» за выполнение упражнения домашнего задания и по количеству отвеченных вопросов.
В графе «Актуализация» ставится «+»по количеству отвеченных вопросов.
В графе «Формирование» ставятся «+»при участии в осуждении, если принимал участие в формулировании выводов.
В графе «Закрепление» ставится «+», если задания выполнены.
Оценка «4» ставится, если учащийся работал лучше, чем на «3», но хуже чем на «5».
Домашнее задание: выполнение упражнения № 143; знать, что такое описание, основные признаки текста-описания; уметь определять стиль речи текста.
З.К.Сабитова, В.К.Павленко «Русский язык» Учебник для 5 класса общеобразовательной школы. Рекомендовано Министерством образования и науки Республики Казахстан. 3-е издание, переработанное. Алматы «Атам ұ ра» 2015. С.39-41.
М.Р.Кондубаева, В.К.Павленко, Т.А.Абжанова, Ф.Г.Брулева «Русский язык» Методическое руководство для учителей 5 класса Общеобразовательной школы. Алматы «Атам ұ ра» 2015.
«Руководство для учителя» Первый (продвинутый) уровень. Второе издание. Центр педагогического мастерства. 2014 г.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДВ-501353
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
В МГУ заработала университетская квантовая сеть
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения планирует выделить «Профессионалитет» в отдельный уровень образования
Время чтения: 2 минуты
Школьников Улан-Удэ перевели на удаленку из-за гриппа и ОРВИ
Время чтения: 1 минута
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Урок по русскому языку 5 класс «Тип речи-описание»
— Здравствуйте! Сегодня я хочу начать урок с притчи (на столах у детей)
«Однажды богатый грек Ксанф сказал своему рабу Эзопу, знаменитому баснописцу, купить самую лучшую вещь в мире. Эзоп пошел на базар и принес…язык.
— Почему ты принес язык? Неужели ты считаешь, что это самая лучшая вещь в мире? – спросил Ксанф.
— Конечно, ответил Эзоп. – Разве может быть в мире что-нибудь лучше, чем язык? Языком признаются в любви, устанавливают законы, договариваются, рассуждают о мудрых вещах.
Ксанф согласился с Эзопом и дал ему новый приказ:
— Иди опять на базар и принеси мне худшую в мире вещь.
Эзоп ушел и принес…язык.
— Ну и что это значит? – рассердился Ксанф.
— А разве язык не самое худшее, что есть на свете? Языком люди делают больно, проклинают, начинают войну!»
— Каков смысл этой притчи? ( Язык обладает огромной силой. Словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, слово служит любви, слово же служит вражде и ненависти. Берегись такого слова, которое разъединяет людей.)
Как речь помогает человеку? (помогает обмениваться информацией, знаниями)
Что получается в результате устной и письменной речи? (текст)
Верно, в процессе нашей речи мы решаем разные задачи, и тексты получаются разные. Неслучайно учёные выделяют 3 типа речи. Какие?
Повествование, рассуждение и описание
Поэтому на сегодняшнем уроке мы познакомимся более подробно с таким типом речи как описание и выясним, какие речевые средства и приёмы позволяют так ярко и образно донести до слушателя или читателя информацию о предмете. Наши выводы по данной проблеме мы будем заносить в таблицу.(перечерчивают к себе в тетрадь)
Объяснение нового материала.
Итак, перед вами два текста, прочитайте их внимательно и ответьте на вопрос: «К какому стилю относится каждый из предложенных текстов?»:
Дикая кошка (Felis catus) обитает в средней Европе, особенно в Карпатах; желтовато-серого цвета с черными поперечными полосами; длинной. 70—90 см., хвост до 32 см. Домашняя кошка, вероятно, произошла от буланой. (Felis maniculata), живущей в центральной и северо-восточной Африке и одомашненной еще древними египтянами.
(Научный, т. к. основная цель текста-это передача чёткой, конкретной информации о предмете)
Есть у меня кот – серый в чёрных пятнышках, как в бусинках. Зовут его Василий Васильевич. Толстый кот. Уши у него круглые. На каждой лапе по пяти кривых когтей. Да зубы как иголки острые
(Художественный, т. к. основная цель текста-это воздействие на чувства читателя или слушателя)
-Подумайте, на какой вопрос отвечает каждый из предложенных текстов? (какая?/какой?). Верно, поэтому описанием, называют такой тип речи, в основе которого лежит перечень признаков предмета или явления. В таких текстах изображаются люди, животные, интерьер, действия, местность, природа и т.д.
Преобладающая часть речи
Для того, чтобы заполнить третий столбик нашей таблицы, обратимся к тексту К. Ушинского.
Запишем его, объясняя орфограммы.
Котичек-коток, серенький л…бок. Ласков Вася, да хитёр, лапки бархатные, к..готок остёр. У Васютки ушки чутки, усы длинны, шубка ш…лковая.
шёлковая-прил., под ударением в корне ё
— К какому типу речи отнесём данный рассказ? Почему? (Описание, т. к. текст отвечает на вопрос какой?)
— Докажите, что данный текст знаменитый писатель и педагог К. Ушинский создал именно для детей
(1 наличие уменьшительно ласкательных суффиксов: котичек-ек; серенький- еньк; лобок, коток- ок; лапки, шубка- к; хвостик-ик
2. рифма внутри рассказа коток-лобок, хитёр- остёр, ушки-чутки, ласкается, выгибается, виляет- закрывает, большие-стальные, кривые- выпускные)
— Верно, однако, как и любой предмет, мы нашего котёнка можем охарактеризовать с точки зрения внешности и с точки зрения характера, т. е. выделяем в объекте описания внешние и внутренние признаки.
-Какая часть речи преобладает в описании внешности Васи? (прилагательное)
Следовательно, преобладающей частью речи в текстах описательного характера является прилагательное. Запишем наш вывод в таблицу