Что такое описательный фрагмент
Абзац или фрагмент текста с типом речи описанием. Параллельная логическая связь предложений. Абзац или фрагмент текста с типом речи рассуждением
Описание заключается в изображении целого ряда признаков, предметов или событий, которые необходимо представить себе все одновременно. Описательный текст похож на картину или фотографию. Мы вместе с автором переводим взгляд с одной детали на другую, в конце концов воспринимая всё полотно как единое целое.
Рассмотрим два описательных фрагмента. Исследуем логическое развитие мысли в абзаце из рассказа Л. Толстого «После бала».
«(1) Отец Вареньки был очень красивый, статный, высокий и свежий старик. (2) Лицо у него было очень румяное, с белыми а la Nicolas I подвитыми усами, белыми же подведёнными к усам бакенбардами и с зачёсанными вперёд височками, и та же радостная улыбка, как и у дочери, была в его блестящих глазах и губах. (3) Сложен он был прекрасно, с широкой, небогато украшенной орденами, выпячивающейся по-военному грудью, с сильными плечами, длинными, стройными ногами. (4) Он был воинский начальник типа старого служаки николаевской выправки».
Тезис развивается во всех последующих предложениях, каждое из которых добавляет свои «признаки» к «предмету», образу полковника. При этом сам «предмет» остаётся без изменения, проявляясь в каждом последующем предложении местоимением он. Такая логическая связь предложений называется параллельной.
Теперь проанализируем логику соединений предложений в абзаце из романа Л. Толстого «Война и мир».
Следование «данного», того, о чём уже известно, и «нового» будет соответствовать такой логической связи предложений и частей внутри предложений:
Перед нами типичная последовательная связь (см. занятие 4), кроме начала третьего предложения, иллюстрирующая наличие действия. Однако здесь нет развития действия во времени и нет глаголов движения, но есть действие, производимое нашим глазом: мы как бы скользим взглядом от предмета к предмету.
Задание. Найдите в тексте слова (и самостоятельные части речи, и предлоги), указывающие на перемещение авторского и нашего взгляда.
На примере этих фрагментов можно выявить характерные черты описания:
а) отсутствие развивающегося во времени действия;
в) последовательная связь предложений языковой модели (отрывок из «Войны и мира»);
г) темы описательных текстов либо действующее лицо, либо объект (неодушевлённый предмет, место, природа), либо событие, где участвует действующее лицо.
Грамматическое оформление описания. Чтобы описать субъект или объект, автору в качестве главных членов предложения понадобятся:
а) существительные (Осень.);
б) безличные глаголы (Знобит. Светало.);
в) глаголы состояния (Всё заснуло.);
г) слова категории состояния (Маше холодно. В вагоне душно.);
д) глагольные связки быть или есть с существительными, прилагательными, числительными в составном именном сказуемом (Отец Вареньки был очень красивый, статный, высокий и свежий старик.);
е) краткие прилагательные и причастия (Девочка красива. Дверь закрыта.).
При описании автор будет оперировать глаголами несовершенного вида настоящего и прошедшего времени. Именно эти глаголы, обозначающие действие, не ограниченное временным пределом, объединяют предметы-существительные в общую картинку и создают у читателя ощущение единого времени.
Итак, характерные черты рассуждения:
а) как и в описании, в рассуждении присутствует логическое раскрытие тезиса, но не как общего и частного, а как тезиса и аргументов или причины и следствия;
б) как и в повествовании, в рассуждении есть движение, но не действия во времени, а мысли автора или героя;
в) тип связи предложений чаще всего параллельный;
ВАЖНО! Рассуждать можно только тогда, когда есть предмет рассуждения, иначе тема рассуждения. В этом смысле может выступать и субъект, и объект, и событие, и некая абстракция (любовь, добро, зло, русский язык), по поводу чего размышляет автор (мы с вами пытались, например, рассуждать, анализируя тему и идею авторского текста).
Грамматическое оформление рассуждения. Рассуждая, авторы часто вводят глаголы-опознаватели думал, полагал, был уверен и т. п, и риторические вопросы (найдите риторический вопрос в исследуемом отрывке). В самом же рассуждении употребимы разные глагольные формы, придаточные условные, сложные синтаксические конструкции с разными формами глаголов.
Занятие 6
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.
Описание
Понятие описания
Основа описания – это предмет или явление и его признаки, отличительные черты. К тексту в целом можно задать вопрос каков предмет? Описание можно сравнить с фотографией, которая остановила одно мгновение жизни, чтобы его можно было разглядеть во всех подробностях.
Композиция текста-описания
Композиционная структура описания выглядит следующим образом:
— общее впечатление от предмета речи;
— признаки, отличительные черты предмета речи;
— авторская оценка описываемого.
Языковые средства, характерные для описания
В тексте-описании преобладают:
— имена существительные и прилагательные;
— глаголы несовершенного вида в форме настоящего времени;
— составные именные сказуемые;
— обстоятельства места.
В описании состояния человека или природы часто используются слова со значением состояния (жарко, радостно, печально, скучно, холодно) и существительные (зима, море, вечер, тишина).
Для описания признаков состояния зачастую употребляются личные и безличные глаголы несовершенного вида в форме настоящего или прошедшего времени. Если описание состояния относится к прошлому, то могут использоваться глаголы не в прошедшем, а в настоящем или будущем времени. Этот приём создаёт ощущение непосредственного переживания описываемого состояния. Не следует сочетать глаголы разных времён и видов в одной части текста-описания.
Пример текста-описания предмета
Полкана боялись в посёлке все собаки. Это был крупный, очень крупный чёрно-пегий пёс, с острой сухой мордой, прямой, крепкой спиной, мускулистыми ногами и широкой грудью. Во рту его не было ни одного порченого зуба; ровные, крепкие, они блестели на солнце и по длине клыков едва уступали волчьим. Он мог драться в одиночку с волком и никогда не уступал врагу, даже если тот превосходил его силой.
Пример текста-описания места
Пример текста-описания состояния
Через минуту луч солнца уже сияет в лужах дороги и на блестящей зелени придорожной травы. Чёрная туча ещё грозно застилает противоположную сторону небосклона, но я уже не боюсь её.
Типы текста
Тексты бывают трёх типов:
К такому тексту можно задать вопросы: какой? какая? какое? как выглядит? в чём его особенность?
На камне греется ящерица.
Ящерка небольшая, сантиметров десять от острой головки до кончика хвоста. Спинка оливкового цвета с рисунком из разноцветных пестринок. Лапки более коричневого оттенка. А шейка светлая, почти белая.
К такому тексту можно поставить вопросы: почему? что из этого следует?
В тексте-рассуждении можно выделить три части:
Не спешите брать птенцов домой!
Почему нельзя брать птенчика домой?
Во-первых, многие из этих птенцов на самом деле не выпали из гнезда, а покинули гнездо, не научившись летать. Такое происходит, чтобы хищники не разорили всё гнездо целиком. Птенчики прячутся в укромных уголках и ждут, пока родители их покормят.
Во-вторых, несведущий человек не сможет выкормить птенца в домашних условиях. Такое занятие требует многих знаний, терпения и ответственности.
Поэтому не стоит спешить и брать птенцов домой.
К такому тексту можно поставить вопросы: кто? что? что случилось? что происходит? когда это произошло? что будет потом?
Рано утром мы с сестрой пошли в лес за ягодами. Тропинка вела нас всё дальше и дальше в зелёный загадочный лес. На опушке мы разбрелись в разные стороны, чтобы набрать ягод.
Собирая ягодку за ягодкой, я поднял голову и увидел в кустах маленького лисёнка. Я замер с вытянутой рукой и старался рассмотреть его получше. Никогда раньше я не видел лисёнка в живую! Редкий гость тоже смотрел на меня бусинками своих глаз. Не знаю, сколько мы смотрели друг на друга, но вдруг сестра окликнула меня. Лисёнок тут же исчез в зарослях, как будто его и не было.
Поделись с друзьями в социальных сетях:
Типового фрагмента текста
Выявление таких единиц текста, как высказывание и СФЕ, дает представление о формально-грамматическом (синтаксическом) строении текста. Однако текст как единица коммуникативная нуждается в характеристиках своего строения и в ином плане – функциональном, смысловом. Функция (назначение) и смысл прежде всего создают характеристические признаки текста. Поэтому возникает необходимость обратить внимание на способы изложения материала в тексте (Валгина, 2003, с. 75).
Типизированные смыслы находят свое воплощение в типизированных способах, формах их смыслового воплощения. Перечисленные термины – описание, повествование, рассуждение – используются в лингвистике текста и лингвометодике для обозначения фрагментов текста с соответствующим значением. Описание, повествование, рассуждение – это функционально-смысловые типы речи (ФСТР), то есть типы речи, которые зависят от ее назначения и смысла. По традиции выделяют только три указанные ФСТР, хотя анализ разных текстов приводит в выводу о недостаточности такого чрезмерно обобщенного деления.
Однако в современной лингвометодике принято считать (Капинос и др., 1994, с. 29), что все разнообразие содержания высказываний в конечном счете может быть сведено к трем видам:
1) отраженный мир в статике, воспринимаемый предметно, одномоментно;
2) мир в динамике, воспринимаемый в движении, во времени;
3) мир в причинно-следственных связях.
Вместе с тем существует потребность в наиболее подробной типологии, в выделении структурно-семантических разновидностей типов речи.
Г.А.Золотовой разработан перспективный подход к созданию лингвистически значимой типологии текста (Золотова, 1979). Г.А. Золотова предлагает увидеть, что большую роль в формировании ФСТР играет характер рематических компонентов отдельных высказываний в тексте, именно они формируют тип текста.
Так, например, при описании предмета обычно используется ряд однотипных по значению и строению предложений: каждое из них имеет значение «предмет и его признак». Высказывание при этом членится на тему и рему, где темой является предмет, а ремой признак, качество предмета. Предмет речи (тема) членится, в нем выделяются различные стороны (части), в реме же каждый раз сообщаются признаки этого тематически расчлененного предмета. Смысл целого (всего текста), таким образом, создается сложением смыслов частей (отдельных высказываний). В этом случае можно говорить о рематической доминанте текста (или его фрагмента). В нашем примере рематическая доминанта имеет качественно-признаковое значение.
Рематическая доминанта сигнализирует семантическую общность фрагмента текста и способствует выделению смысловых фрагментов.
Рассмотрим следующий фрагмент:
Розовый куст, на котором расцвела роза, рос в небольшом полукруглом цветнике перед деревенским домом. Цветник был очень запущен; сорные травы густо разрослись по старым, вросшим в землю клумбам и по дорожкам, которые уже давно никто не чистил и не посыпал песком. Деревянная решетка с колышками, обделанными в виде четырехгранных пик, когда-то выкрашенная зеленой масляной краской, теперь совсем облезла, рассохлась и развалилась…
(В.М. Гаршин. Сказка о жабе и розе).
Содержание данного текстового фрагмента составляет описание цветника. Типовое значение этого фрагмента – «предмет и его признаки» (содержание отвечает коммуникативному заданию: конкретизировать признаки, качества предмета). Все предложения фрагмента информируют о предмете и его признаках.
Ремы сообщают качественные признаки тематически расчлененного предмета (цветник: травы, решетка). Грамматическое значение ремы (качественное) во фрагменте выражено различными морфологическими средствами: именами прилагательными со степенными определителями (очень запущен) и без них (небольшой, полукруглый), глаголами, имеющими признаковое значение, в сочетании с определительными наречиями (густо разрослись; совсем облезла, рассохлась, развалилась). Разнообразие способов выражения рематического значения немаловажно в стилистическом отношении.
Понятие рематической доминанты позволяет выделить границы типового фрагмента текста (В реальном тексте фрагменты перемежаются или образуют смешанные типы). Значение (характер) рематической доминанты дает возможность дифференцировать текстовые фрагменты. Г.А. Золотовой выделены и описаны следующие типовые фрагменты:
— характеристика персонажа, предмета;
— состояние (природы, среды, лица);
— изменение состояния, переход от состояния к действию;
— субъективно-оценочное восприятие действительности (Золотова, 1979).
Это далеко не полный перечень существующих типовых фрагментов текста, но они наиболее частотны и характерны для художественной литературы. Разумеется, в реальной речевой практике говорящие и пишущие реализуют гораздо больше коммуникативных задач, и каждая из них ищет адекватную речевую форму (модель текста). Так, например, коммуникативное намерение сравнить, резюмировать, обобщить требует схемы определения, объяснения; намерение приказать, побудить к действию – схемы инструкции, директивы и т. п. Тексты соответственно приобретают ту форму, которая помогает выполнить коммуникативную задачу. Таким образом, в типах речи отражается зависимость высказываний от описываемой действительности.
Структура основных ФСТР
(описание, повествование, рассуждение)
Описание – ФСТР, в котором раскрываются признаки предмета. Описание – это способ изложения, при котором картина целого создается последовательным перечислением его свойств и характерных черт. В большинстве случаев оно фиксирует внешние, видимые особенности предмета, присущие ему в определенный момент. Структурно-смысловыми разновидностями описания являются потрет, интерьер, пейзаж, описание животного, растения, любого неодушевленного предмета. Возможно и описание состояния человека, состояния среды.
Описания могут быть статические и динамические (в зависимости от предмета описания).
Итак, описание создается для того, чтобы характеризовать предмет. Признаки предмета являются новой информацией, ради которой и создается высказывание. Развитие мысли (и текста) происходит за счет накопления признаков. Предмет речи располагается в пространстве и воспринимается одномоментно (как на картине). В текстах различных стилей речи различен подход к выделению сторон, деталей, подлежащих описанию. В научном, деловом стилях характеристика предмета должна быть предельно полной, точной, последовательной. Это информационные, структурные описания.
В художественной литературе акцент делается на самых ярких деталях, позволяющих тем самым создать образ предмета.
В публицистике описание должно включать наиболее характерные, существенные детали, расположенные в такой последовательности, чтобы читатель мог представить целостную картину, не перегруженную лишними подробностями и не вызывающую чувства неудовлетворенности из-за неполноты.
Безусловно, для описаний в различных стилях речи должны быть выбраны адекватные языковые средства:
1) обеспечивающие точность описания (функция информирования);
2) отражающие особенности авторского видения предмета (функция воздействия и эстетическая функция).
Повествование – ФСТР, в котором говорится о развивающихся действиях, состояниях, процессах, событиях. Повествование представляет собой рассказ о событиях, который ведется в определенной временной последовательности. Последовательность может быть прямой, когда о событиях рассказывается в том порядке, в каком они происходили, но последовательность может быть и нарушена добавочными линиями повествования, возвратами в прошлое (ретроспекция), экскурсами в будущее (проспекция). В первом случает повествование основано на хронологическом принципе. Во втором – на принципе смыслового развертывания. При этом каждый элемент смысловой структуры должен быть значимым. К художественному тексту применимы термины «фабула» и «сюжет». Если фабула – это совокупность событий, о которых сообщается в произведении, то сюжет – это те же события, но изложенные в том порядке, в котором автор посчитал необходимым сообщить их читателю.
Итак, в повествовании дается представление о развитии описываемых событий. Развитие мысли (и текста) происходит за счет сообщения о сменяющихся действиях героя (-ев) (это и есть новая информация). Предмет речи располагается в пространстве и воспринимается во времени (как в кино). Автор текста организует движение времени и развитие действия. В целом последовательный текст состоит из вступления, завязки, развития действия, кульминации, развязки, заключения.
Повествование, как и описание, подчиняется требованиям стиля речи. Деловое и научное повествование должно быть объективным, точным, последовательно сообщающим о действиях лица (лиц) и обо всех обстоятельствах дела (где? когда? зачем? почему? каким образом?). Такое изложение требует лаконичной формы, но предполагает исчерпывающую полноту.
Художественное повествование содержит субъективную интерпретацию событий, и организация сюжета целиком подчинена воле автора. И в художественной, и в публицистической литературе ясность и краткость остаются важными качествами рассказа. В повествовательном тексте необходимо оптимально выбрать узлы повествования (события), чтобы читателю была ясна суть происходящего, его связь с предыдущими и последующими событиями. Из-за пропуска узлов могут возникнуть неясности. С другой стороны, следует исключить упоминание о событиях несущественных. Читатель должен представлять, как происходили события: быстро или медленно. Обращает на себя внимание авторская манера повествования, умение вести рассказ и специальная организация ведения рассказа (от 1-го лица, от имени рассказчика; сам образ повествователя небезразличен для читателя).
В использовании стилистически маркированных языковых средств повествования в строгих стилях речи отличаются от повествований в нестрогих стилях так же, как и описания.
Если содержанием описания и повествования является сама внеязыковая действительность, а целью – сообщение о ней, констатация фактов, то содержанием речи – рассуждения являются связи между предметами и явлениями действительности, установленные человеком. Это прежде всего причины и следствия явлений, открытые человеком в результате его познавательной деятельности. В рассуждении имеется не предмет для характеристики и не происшествие для рассказа, а одна мысль (тезис), которую требуется или доказать как справедливую, или опровергнуть как ложную.
Гелий не металл. Докажем это.
Все металлы электропроводны. Если гелий металл, то он электропроводен.
Гелий не электропроводен.
Следовательно
Гелий не металл. Что и требовалось доказать(пример А.А.Ивина).
Коммуникативной задачей говорящего (пишущего) в речи – рассуждении является аргументация: это либо доказательство истинности (в научной, деловой коммуникации), либо обоснование предпочтительности своего мнения (в публицистике, рекламе, в художественной литературе, в бытовой коммуникации). Текст-рассуждение всегда появляется в ответ на спорный вопрос, как попытка разрешить проблему.
Для рассуждения как типа речи характерны прежде всего причинно-следственные отношения отдельных предложений-суждений, входящих в сообщение. Все предложения в тексте подчеркнуто логически связаны между собой, текст является единым целым. Одно суждение с необходимостью вытекает из другого, развивает его и дает основание для другого суждения. Это качество речи и называют логичностью. Пределом логичности является умозаключение – вид строго логического развертывания мысли с устойчивой определенной структурой (Разновидности умозаключений – фигуры силлогизма – описаны формальной логикой). Например:
Всякий порок заслуживает порицания.
(значит) Скупость заслуживает порицания.
В неформальных рассуждениях нередки умозаключения (силлогизмы), в которых отпускаются элементы; такие силлогизмы называются энтимемами. Например: Скупость, как и всякий порок, заслуживает порицания (Опущен элемент Скупость – это порок).
Однако собственно умозаключение (как логическая форма мысли) редко встречается в ненаучной речи (даже в сокращенном виде – энтимеме). В широкой речевой практике рассуждением называется именно тип речи (модель текста) с устойчивой структурой. Обязательны следующие части полного рассуждения:
почему? что из этого следует?
тезис обоснование: вывод
потому что аргументы, поэтому
Тезис— это суждение, формирующее основную мысль, которая представляется спорной.
Основная часть – обоснование (или собственно доказательство), содержащая аргументы и отражающая мыслительные операции, ход рассуждения.
Вывод – то же самое (что и тезис) суждение, но уже доказанное (обоснованное), логически вытекающее из хода рассуждения.
Тезис: С ростом знаний о человеке растет средняя продолжительность его жизни.
Обоснование: С ростом знаний о человеке возрастает способность защитить его от болезней (аргумент), а это приводит к тому, что в среднем человеческая жизнь удлинняется (демонстрация хода рассуждения).
Вспомним, как много детей умирало в прошлых веках, так как им не делали прививок от многих болезней (пример – иллюстрация)
Вывод: Таким образом, рост знаний о человеке увеличивает продолжительность жизни человека.
В художественных произведениях рассуждения разнообразны по структурной организации. В них может присутствовать собственно ход рассуждения, без тезисов и выводов. Само рассуждение строится вне рациональной схемы и без сигналов логической связи (вводных слов, союзов и т.п.), они подразумеваются, но не включаются в ткань текста. Например:
А многие звери так никаких особых кладовых себе и не устраивают. Они сами себе кладовые.
Просто наедятся хорошенько за осенние месяцы, станут толстые-претолстые, жирные-прежирные – и всё тут.
Жир ведь – тот же запас пищи. Он лежит толстым слоем под кожей, а когда зверю нечего есть, проникает в кровь, как пища, через стенки кишок. А уж кровь разносит пищу по всему телу.
Так устраиваются медведь, барсук, летучие мыши и все другие звери и зверьки, что крепко спят всю зиму. Набьют брюхо потуже – и на боковую.
Да ещё греет их жир: он холода не пропускает.
В.В.Бианки. Сам себе кладовая.
Напомним, анализ речевой организации текстов свидетельствует о том, что разные типы изложения (описание, повествование, рассуждение) могут по-разному комбинироваться, переходить из одного в другой на разной протяженности текста. Текстообразование реагирует на виды содержательной информации. В зависимости от этого и избирается способ изложения. Описательный контекст обычно привязан к лицу, месту, обстановке, предметам. Повествовательный – к событиям, развернутым во времени и в пространстве. Авторские рассуждения сопровождают части текста, передающие концептуальную информацию.
Типы речи: повествование, описание, рассуждение
В русском языке, исходя из наличия содержательных и композиционных признаков текста, выделяют следующие типы речи: повествование, описание, рассуждение. Укажем отличительные признаки каждого типа речи с примерами текстов.
Типы речи в тексте
Текст объединяет несколько предложений, связанных темой и основной мыслью. Тема — это то, о чем говорится в тексте. Это предмет речи. В тексте всегда присутствует главная мысль, которую выразил автор, что он хотел объяснить или в чем стремился убедить читателя.
Для понимания смысла любого текста важно выяснить тип речи, который определяет способы формирования и развертывания главной мысли.
Чтобы научиться правильно определять типы речи, выясним, как и с какой целью изображается предмет, укажем структуру построения текста, основной вопрос, заключенный в нем. Рассмотрим основные типы речи, указав особенности их языкового оформления.
Что такое описание?
С помощью описания подробно рассматривается предмет речи (человек, животное, объект действительности), указываются как существенные, так и несущественные признаки и качества. Окружающий мир в описании чаще изображается статично, без динамики во времени.
В тексте, содержащем описание, дается ответ на основной вопрос: каков предмет? каков человек?
На вид моему знакомому было пятьдесят. Это был плотный, среднего роста мужчина, одетый в вышитую косоворотку и брюки навыпуск. На ногах у него мягкие валяные туфли, обшитые по краям зеленой бархо́ткой, а на голове глубокий, закрывавший козырьком глаза картуз. Небольшие глаза почти без бровей поглядывали с хитрецой (Н. Минх).
Основная цель описания — это характеристика предмета. Рассказчик дает не только подробное описание объекта, но и его характеристику, оценку, воссоздает определенную картину, что делает речь образной и яркой. В описании раскрываются, перечисляются характерные признаки предмета речи вне временных границ.
Разновидности текста с описанием
Композиция описания
Описание имеет следующую композиционную структуру:
Особенности языкового оформления описания
В описании автор использует следующие языковые средства:
Что такое повествование?
В повествовании рассказывается о событиях, которые развиваются последовательно, от начала до конца, то есть в течение какого-то отрезка времени. Окружающий мир представлен в динамике, в развитии, в постоянном изменении.
Этот тип речи, в отличие от описания, динамичен, в нем постоянно меняются временные планы.
Основной вопрос, который задается в повествовании: что произошло? что происходит?
Например, вот как изображается весной разлив реки:
Весна в этом году была поздней, зато дружной. В три дня снег, которого навалило очень уж много, превратился в ревущие потоки. Спустившись по многочисленным оврагам с гор, они устремились вниз, и река, умолкнувшая на всю зиму, закованная в двухметровую толщу несокрушимого, казалось бы, льда, в одну ночь вскрылась, пробудилась от спячки.
Громовые раскаты лопающихся ледяных громадин прокатились над рекой. Освобожденная от оков, она двинулась навстречу потокам, соединилась с ними, затопляя все, что было выше её уровня: поляны, огороды и ближние избы.
Луга превратились в моря. Там плавали не только дикие утки, но и перелетные лебеди (М. Алексеев).
Композиция повествования
В тексте-повествовании всегда имеется начало события, его развитие и завершение. Укажем композиционную структуру повествования:
Средства языкового оформления повествования
Повествование создают следующие языковые средства:
Тщательно и старательно шёл Бим по лугу челноком, разыскивая разбросанный сыр, и вдруг среди разных запахов трав, цветов, земли, реки ворвалась струя воздуха, необычная и волнующая: пахло какой-то птицей, вовсе не похожей на тех, что знал Бим. Пахло чем-то неизвестным, что будоражило кровь. Бим остановился и оглянулся на Ивана Ивановича. Потом, тихо переступая лапами, стал приближаться к неведомому, уже не глядя на Ивана Ивановича. Шажки становились все реже, он как бы выбирал точку для каждой лапы, чтобы не зашуршать.
Наконец запах оказался таким сильным, что дальше идти уже невозможно. И Бим замер на месте, будто окаменел. Это была статуя собаки, будто созданная искусным скульптором. Вот она, первая стойка! Первое пробуждение охотничьей страсти до полного забвения себя (Г. Троепольский).
Что такое рассуждение?
В рассуждении задается основной вопрос: почему предмет такой? Почему так поступают, а не иначе? Почему мы утверждаем это?
Рассуждение как тип речи направлено на выяснение причин и следствий обсуждаемых явлений, событий, поступков людей. При рассуждении говорящий приходит к новому суждению.
Примеры
Без знаний, без широкого кругозора нельзя сделать и шага вперед. Красивый человек в нашем понимании — это человек гармонически развитый.
Так, по пути утверждения гармонии шли Леонардо да Винчи, Лев Толстой. Необозримо широк был круг их интересов, глубока связь с жизнью, неукротимо стремление познать неизведанное.
Леонардо да Винчи боролся за свободу и был пионером в разных областях знаний. Великий художник, создавший совершенные произведения искусства, проникал в тайны астрономии и ботаники, писал басни.
Лев Толстой хорошо знал церковнославянский, латинский, украинский, английский, французский, немецкий, греческий, итальянский языки. И этот же человек мастерски клал печь и косил не хуже косаря!
Наши знания имеют свойство накапливаться постепенно. Даже самые поверхностные знания можно углубить — просто не надо лениться. То, что не посеяно, не созреет.
Расширяйте свой кругозор, боритесь за глубину знаний, воспитывайте в себе высшую человечность! Живите так, чтобы каждый день казался вам новым! Красива жизнь с расправленными крыльями. (С. Т. Коненков)
Композиционная структура рассуждения
Понаблюдав за тем, как строится текст-рассуждение, укажем его композиционную структуру:
Языковые средства рассуждения
Рассуждение обладает некоторыми особенностями в использовании языковых средств:
Всякое искусство есть диалог между художником и публикой. Об этом хорошо знают актеры на сцене, ибо у них это проявляется нагляднее и резче. Грубее всего, но зато и точнее всего можно сравнить всякое искусство с игрой в теннис, где хорошая, красивая игра зависит от обеих сторон, ибо если игрок будет делать хорошие посылки мяча, но в ответ не будет получать обратных подач, то никакой игры вообще не получится (В. Солоухин).