Что такое описательный фрагмент

Абзац или фрагмент текста с типом речи описанием. Параллельная логическая связь предложений. Абзац или фрагмент текста с типом речи рассуждением

Описание заключается в изображении целого ряда признаков, предметов или событий, которые необходимо представить себе все одновременно. Описательный текст похож на картину или фотографию. Мы вместе с автором переводим взгляд с одной детали на другую, в конце концов воспринимая всё полотно как единое целое.

Рассмотрим два описательных фрагмента. Исследуем логическое развитие мысли в абзаце из рассказа Л. Толстого «После бала».

«(1) Отец Вареньки был очень красивый, статный, высокий и свежий старик. (2) Лицо у него было очень румяное, с белыми а la Nicolas I подвитыми усами, белыми же подведёнными к усам бакенбардами и с зачёсанными вперёд височками, и та же радостная улыбка, как и у дочери, была в его блестящих глазах и губах. (3) Сложен он был прекрасно, с широкой, небогато украшенной орденами, выпячивающейся по-военному грудью, с сильными плечами, длинными, стройными ногами. (4) Он был воинский начальник типа старого служаки николаевской выправки».

Тезис развивается во всех последующих предложениях, каждое из которых добавляет свои «признаки» к «предмету», образу полковника. При этом сам «предмет» остаётся без изменения, проявляясь в каждом последующем предложении местоимением он. Такая логическая связь предложений называется параллельной.

Теперь проанализируем логику соединений предложений в абзаце из романа Л. Толстого «Война и мир».

Следование «данного», того, о чём уже известно, и «нового» будет соответствовать такой логической связи предложений и частей внутри предложений:

Перед нами типичная последовательная связь (см. занятие 4), кроме начала третьего предложения, иллюстрирующая наличие действия. Однако здесь нет развития действия во времени и нет глаголов движения, но есть действие, производимое нашим глазом: мы как бы скользим взглядом от предмета к предмету.

Задание. Найдите в тексте слова (и самостоятельные части речи, и предлоги), указывающие на перемещение авторского и нашего взгляда.

На примере этих фрагментов можно выявить характерные черты описания:

а) отсутствие развивающегося во времени действия;

в) последовательная связь предложений языковой модели (отрывок из «Войны и мира»);

г) темы описательных текстов либо действующее лицо, либо объект (неодушевлённый предмет, место, природа), либо событие, где участвует действующее лицо.

Грамматическое оформление описания. Чтобы описать субъект или объект, автору в качестве главных членов предложения понадобятся:

а) существительные (Осень.);

б) безличные глаголы (Знобит. Светало.);

в) глаголы состояния (Всё заснуло.);

г) слова категории состояния (Маше холодно. В вагоне душно.);

д) глагольные связки быть или есть с существительными, прилагательными, числительными в составном именном сказуемом (Отец Вареньки был очень красивый, статный, высокий и свежий старик.);

е) краткие прилагательные и причастия (Девочка красива. Дверь закрыта.).

При описании автор будет оперировать глаголами несовершенного вида настоящего и прошедшего времени. Именно эти глаголы, обозначающие действие, не ограниченное временным пределом, объединяют предметы-существительные в общую картинку и создают у читателя ощущение единого времени.

Итак, характерные черты рассуждения:

а) как и в описании, в рассуждении присутствует логическое раскрытие тезиса, но не как общего и частного, а как тезиса и аргументов или причины и следствия;

б) как и в повествовании, в рассуждении есть движение, но не действия во времени, а мысли автора или героя;

в) тип связи предложений чаще всего параллельный;

ВАЖНО! Рассуждать можно только тогда, когда есть предмет рассуждения, иначе тема рассуждения. В этом смысле может выступать и субъект, и объект, и событие, и некая абстракция (любовь, добро, зло, русский язык), по поводу чего размышляет автор (мы с вами пытались, например, рассуждать, анализируя тему и идею авторского текста).

Грамматическое оформление рассуждения. Рассуждая, авторы часто вводят глаголы-опознаватели думал, полагал, был уверен и т. п, и риторические вопросы (найдите риторический вопрос в исследуемом отрывке). В самом же рассуждении употребимы разные глагольные формы, придаточные условные, сложные синтаксические конструкции с разными формами глаголов.

Занятие 6

Что такое описательный фрагмент. Смотреть фото Что такое описательный фрагмент. Смотреть картинку Что такое описательный фрагмент. Картинка про Что такое описательный фрагмент. Фото Что такое описательный фрагмент

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Что такое описательный фрагмент. Смотреть фото Что такое описательный фрагмент. Смотреть картинку Что такое описательный фрагмент. Картинка про Что такое описательный фрагмент. Фото Что такое описательный фрагмент

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Что такое описательный фрагмент. Смотреть фото Что такое описательный фрагмент. Смотреть картинку Что такое описательный фрагмент. Картинка про Что такое описательный фрагмент. Фото Что такое описательный фрагмент

Что такое описательный фрагмент. Смотреть фото Что такое описательный фрагмент. Смотреть картинку Что такое описательный фрагмент. Картинка про Что такое описательный фрагмент. Фото Что такое описательный фрагмент

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Источник

Описание

Понятие описания

Основа описания – это предмет или явление и его признаки, отличительные черты. К тексту в целом можно задать вопрос каков предмет? Описание можно сравнить с фотографией, которая остановила одно мгновение жизни, чтобы его можно было разглядеть во всех подробностях.

Композиция текста-описания

Композиционная структура описания выглядит следующим образом:
— общее впечатление от предмета речи;
— признаки, отличительные черты предмета речи;
— авторская оценка описываемого.

Языковые средства, характерные для описания

В тексте-описании преобладают:
— имена существительные и прилагательные;
— глаголы несовершенного вида в форме настоящего времени;
— составные именные сказуемые;
— обстоятельства места.

В описании состояния человека или природы часто используются слова со значением состояния (жарко, радостно, печально, скучно, холодно) и существительные (зима, море, вечер, тишина).

Для описания признаков состояния зачастую употребляются личные и безличные глаголы несовершенного вида в форме настоящего или прошедшего времени. Если описание состояния относится к прошлому, то могут использоваться глаголы не в прошедшем, а в настоящем или будущем времени. Этот приём создаёт ощущение непосредственного переживания описываемого состояния. Не следует сочетать глаголы разных времён и видов в одной части текста-описания.

Что такое описательный фрагмент. Смотреть фото Что такое описательный фрагмент. Смотреть картинку Что такое описательный фрагмент. Картинка про Что такое описательный фрагмент. Фото Что такое описательный фрагмент

Пример текста-описания предмета

Полкана боялись в посёлке все собаки. Это был крупный, очень крупный чёрно-пегий пёс, с острой сухой мордой, прямой, крепкой спиной, мускулистыми ногами и широкой грудью. Во рту его не было ни одного порченого зуба; ровные, крепкие, они блестели на солнце и по длине клыков едва уступали волчьим. Он мог драться в одиночку с волком и никогда не уступал врагу, даже если тот превосходил его силой.

Пример текста-описания места

Пример текста-описания состояния

Через минуту луч солнца уже сияет в лужах дороги и на блестящей зелени придорожной травы. Чёрная туча ещё грозно застилает противоположную сторону небосклона, но я уже не боюсь её.

Источник

Типы текста

Тексты бывают трёх типов:

К такому тексту можно задать вопросы: какой? какая? какое? как выглядит? в чём его особенность?

На камне греется ящерица.

Ящерка небольшая, сантиметров десять от острой головки до кончика хвоста. Спинка оливкового цвета с рисунком из разноцветных пестринок. Лапки более коричневого оттенка. А шейка светлая, почти белая.

К такому тексту можно поставить вопросы: почему? что из этого следует?

В тексте-рассуждении можно выделить три части:

Не спешите брать птенцов домой!

Почему нельзя брать птенчика домой?

Во-первых, многие из этих птенцов на самом деле не выпали из гнезда, а покинули гнездо, не научившись летать. Такое происходит, чтобы хищники не разорили всё гнездо целиком. Птенчики прячутся в укромных уголках и ждут, пока родители их покормят.

Во-вторых, несведущий человек не сможет выкормить птенца в домашних условиях. Такое занятие требует многих знаний, терпения и ответственности.

Поэтому не стоит спешить и брать птенцов домой.

К такому тексту можно поставить вопросы: кто? что? что случилось? что происходит? когда это произошло? что будет потом?

Рано утром мы с сестрой пошли в лес за ягодами. Тропинка вела нас всё дальше и дальше в зелёный загадочный лес. На опушке мы разбрелись в разные стороны, чтобы набрать ягод.

Собирая ягодку за ягодкой, я поднял голову и увидел в кустах маленького лисёнка. Я замер с вытянутой рукой и старался рассмотреть его получше. Никогда раньше я не видел лисёнка в живую! Редкий гость тоже смотрел на меня бусинками своих глаз. Не знаю, сколько мы смотрели друг на друга, но вдруг сестра окликнула меня. Лисёнок тут же исчез в зарослях, как будто его и не было.

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Источник

Типового фрагмента текста

Выявление таких единиц текста, как высказывание и СФЕ, дает представление о формально-грамматическом (синтаксическом) строении текста. Однако текст как единица коммуникативная нуждается в характеристиках своего строения и в ином плане – функциональном, смысловом. Функция (назначение) и смысл прежде всего создают характеристические признаки текста. Поэтому возникает необходимость обратить внимание на способы изложения материала в тексте (Валгина, 2003, с. 75).

Типизированные смыслы находят свое воплощение в типизированных способах, формах их смыслового воплощения. Перечисленные термины – описание, повествование, рассуждение – используются в лингвистике текста и лингвометодике для обозначения фрагментов текста с соответствующим значением. Описание, повествование, рассуждение – это функционально-смысловые типы речи (ФСТР), то есть типы речи, которые зависят от ее назначения и смысла. По традиции выделяют только три указанные ФСТР, хотя анализ разных текстов приводит в выводу о недостаточности такого чрезмерно обобщенного деления.

Однако в современной лингвометодике принято считать (Капинос и др., 1994, с. 29), что все разнообразие содержания высказываний в конечном счете может быть сведено к трем видам:

1) отраженный мир в статике, воспринимаемый предметно, одномоментно;

2) мир в динамике, воспринимаемый в движении, во времени;

3) мир в причинно-следственных связях.

Вместе с тем существует потребность в наиболее подробной типологии, в выделении структурно-семантических разновидностей типов речи.

Г.А.Золотовой разработан перспективный подход к созданию лингвистически значимой типологии текста (Золотова, 1979). Г.А. Золотова предлагает увидеть, что большую роль в формировании ФСТР играет характер рематических компонентов отдельных высказываний в тексте, именно они формируют тип текста.

Так, например, при описании предмета обычно используется ряд однотипных по значению и строению предложений: каждое из них имеет значение «предмет и его признак». Высказывание при этом членится на тему и рему, где темой является предмет, а ремой признак, качество предмета. Предмет речи (тема) членится, в нем выделяются различные стороны (части), в реме же каждый раз сообщаются признаки этого тематически расчлененного предмета. Смысл целого (всего текста), таким образом, создается сложением смыслов частей (отдельных высказываний). В этом случае можно говорить о рематической доминанте текста (или его фрагмента). В нашем примере рематическая доминанта имеет качественно-признаковое значение.

Рематическая доминанта сигнализирует семантическую общность фрагмента текста и способствует выделению смысловых фрагментов.

Рассмотрим следующий фрагмент:

Розовый куст, на котором расцвела роза, рос в небольшом полукруглом цветнике перед деревенским домом. Цветник был очень запущен; сорные травы густо разрослись по старым, вросшим в землю клумбам и по дорожкам, которые уже давно никто не чистил и не посыпал песком. Деревянная решетка с колышками, обделанными в виде четырехгранных пик, когда-то выкрашенная зеленой масляной краской, теперь совсем облезла, рассохлась и развалилась…

(В.М. Гаршин. Сказка о жабе и розе).

Содержание данного текстового фрагмента составляет описание цветника. Типовое значение этого фрагмента – «предмет и его признаки» (содержание отвечает коммуникативному заданию: конкретизировать признаки, качества предмета). Все предложения фрагмента информируют о предмете и его признаках.

Ремы сообщают качественные признаки тематически расчлененного предмета (цветник: травы, решетка). Грамматическое значение ремы (качественное) во фрагменте выражено различными морфологическими средствами: именами прилагательными со степенными определителями (очень запущен) и без них (небольшой, полукруглый), глаголами, имеющими признаковое значение, в сочетании с определительными наречиями (густо разрослись; совсем облезла, рассохлась, развалилась). Разнообразие способов выражения рематического значения немаловажно в стилистическом отношении.

Понятие рематической доминанты позволяет выделить границы типового фрагмента текста (В реальном тексте фрагменты перемежаются или образуют смешанные типы). Значение (характер) рематической доминанты дает возможность дифференцировать текстовые фрагменты. Г.А. Золотовой выделены и описаны следующие типовые фрагменты:

— характеристика персонажа, предмета;

— состояние (природы, среды, лица);

— изменение состояния, переход от состояния к действию;

— субъективно-оценочное восприятие действительности (Золотова, 1979).

Это далеко не полный перечень существующих типовых фрагментов текста, но они наиболее частотны и характерны для художественной литературы. Разумеется, в реальной речевой практике говорящие и пишущие реализуют гораздо больше коммуникативных задач, и каждая из них ищет адекватную речевую форму (модель текста). Так, например, коммуникативное намерение сравнить, резюмировать, обобщить требует схемы определения, объяснения; намерение приказать, побудить к действию – схемы инструкции, директивы и т. п. Тексты соответственно приобретают ту форму, которая помогает выполнить коммуникативную задачу. Таким образом, в типах речи отражается зависимость высказываний от описываемой действительности.

Структура основных ФСТР

(описание, повествование, рассуждение)

Описание – ФСТР, в котором раскрываются признаки предмета. Описание – это способ изложения, при котором картина целого создается последовательным перечислением его свойств и характерных черт. В большинстве случаев оно фиксирует внешние, видимые особенности предмета, присущие ему в определенный момент. Структурно-смысловыми разновидностями описания являются потрет, интерьер, пейзаж, описание животного, растения, любого неодушевленного предмета. Возможно и описание состояния человека, состояния среды.

Описания могут быть статические и динамические (в зависимости от предмета описания).

Итак, описание создается для того, чтобы характеризовать предмет. Признаки предмета являются новой информацией, ради которой и создается высказывание. Развитие мысли (и текста) происходит за счет накопления признаков. Предмет речи располагается в пространстве и воспринимается одномоментно (как на картине). В текстах различных стилей речи различен подход к выделению сторон, деталей, подлежащих описанию. В научном, деловом стилях характеристика предмета должна быть предельно полной, точной, последовательной. Это информационные, структурные описания.

В художественной литературе акцент делается на самых ярких деталях, позволяющих тем самым создать образ предмета.

В публицистике описание должно включать наиболее характерные, существенные детали, расположенные в такой последовательности, чтобы читатель мог представить целостную картину, не перегруженную лишними подробностями и не вызывающую чувства неудовлетворенности из-за неполноты.

Безусловно, для описаний в различных стилях речи должны быть выбраны адекватные языковые средства:

1) обеспечивающие точность описания (функция информирования);

2) отражающие особенности авторского видения предмета (функция воздействия и эстетическая функция).

Повествование – ФСТР, в котором говорится о развивающихся действиях, состояниях, процессах, событиях. Повествование представляет собой рассказ о событиях, который ведется в определенной временной последовательности. Последовательность может быть прямой, когда о событиях рассказывается в том порядке, в каком они происходили, но последовательность может быть и нарушена добавочными линиями повествования, возвратами в прошлое (ретроспекция), экскурсами в будущее (проспекция). В первом случает повествование основано на хронологическом принципе. Во втором – на принципе смыслового развертывания. При этом каждый элемент смысловой структуры должен быть значимым. К художественному тексту применимы термины «фабула» и «сюжет». Если фабула – это совокупность событий, о которых сообщается в произведении, то сюжет – это те же события, но изложенные в том порядке, в котором автор посчитал необходимым сообщить их читателю.

Итак, в повествовании дается представление о развитии описываемых событий. Развитие мысли (и текста) происходит за счет сообщения о сменяющихся действиях героя (-ев) (это и есть новая информация). Предмет речи располагается в пространстве и воспринимается во времени (как в кино). Автор текста организует движение времени и развитие действия. В целом последовательный текст состоит из вступления, завязки, развития действия, кульминации, развязки, заключения.

Повествование, как и описание, подчиняется требованиям стиля речи. Деловое и научное повествование должно быть объективным, точным, последовательно сообщающим о действиях лица (лиц) и обо всех обстоятельствах дела (где? когда? зачем? почему? каким образом?). Такое изложение требует лаконичной формы, но предполагает исчерпывающую полноту.

Художественное повествование содержит субъективную интерпретацию событий, и организация сюжета целиком подчинена воле автора. И в художественной, и в публицистической литературе ясность и краткость остаются важными качествами рассказа. В повествовательном тексте необходимо оптимально выбрать узлы повествования (события), чтобы читателю была ясна суть происходящего, его связь с предыдущими и последующими событиями. Из-за пропуска узлов могут возникнуть неясности. С другой стороны, следует исключить упоминание о событиях несущественных. Читатель должен представлять, как происходили события: быстро или медленно. Обращает на себя внимание авторская манера повествования, умение вести рассказ и специальная организация ведения рассказа (от 1-го лица, от имени рассказчика; сам образ повествователя небезразличен для читателя).

В использовании стилистически маркированных языковых средств повествования в строгих стилях речи отличаются от повествований в нестрогих стилях так же, как и описания.

Если содержанием описания и повествования является сама внеязыковая действительность, а целью – сообщение о ней, констатация фактов, то содержанием речи – рассуждения являются связи между предметами и явлениями действительности, установленные человеком. Это прежде всего причины и следствия явлений, открытые человеком в результате его познавательной деятельности. В рассуждении имеется не предмет для характеристики и не происшествие для рассказа, а одна мысль (тезис), которую требуется или доказать как справедливую, или опровергнуть как ложную.

Гелий не металл. Докажем это.

Все металлы электропроводны. Если гелий металл, то он электропроводен.

Гелий не электропроводен.

Следовательно

Гелий не металл. Что и требовалось доказать(пример А.А.Ивина).

Коммуникативной задачей говорящего (пишущего) в речи – рассуждении является аргументация: это либо доказательство истинности (в научной, деловой коммуникации), либо обоснование предпочтительности своего мнения (в публицистике, рекламе, в художественной литературе, в бытовой коммуникации). Текст-рассуждение всегда появляется в ответ на спорный вопрос, как попытка разрешить проблему.

Для рассуждения как типа речи характерны прежде всего причинно-следственные отношения отдельных предложений-суждений, входящих в сообщение. Все предложения в тексте подчеркнуто логически связаны между собой, текст является единым целым. Одно суждение с необходимостью вытекает из другого, развивает его и дает основание для другого суждения. Это качество речи и называют логичностью. Пределом логичности является умозаключение – вид строго логического развертывания мысли с устойчивой определенной структурой (Разновидности умозаключений – фигуры силлогизма – описаны формальной логикой). Например:

Всякий порок заслуживает порицания.

(значит) Скупость заслуживает порицания.

В неформальных рассуждениях нередки умозаключения (силлогизмы), в которых отпускаются элементы; такие силлогизмы называются энтимемами. Например: Скупость, как и всякий порок, заслуживает порицания (Опущен элемент Скупость – это порок).

Однако собственно умозаключение (как логическая форма мысли) редко встречается в ненаучной речи (даже в сокращенном виде – энтимеме). В широкой речевой практике рассуждением называется именно тип речи (модель текста) с устойчивой структурой. Обязательны следующие части полного рассуждения:

почему? что из этого следует?

Что такое описательный фрагмент. Смотреть фото Что такое описательный фрагмент. Смотреть картинку Что такое описательный фрагмент. Картинка про Что такое описательный фрагмент. Фото Что такое описательный фрагменттезис обоснование: вывод

Что такое описательный фрагмент. Смотреть фото Что такое описательный фрагмент. Смотреть картинку Что такое описательный фрагмент. Картинка про Что такое описательный фрагмент. Фото Что такое описательный фрагмент

потому что аргументы, поэтому

Тезис— это суждение, формирующее основную мысль, которая представляется спорной.

Основная часть – обоснование (или собственно доказательство), содержащая аргументы и отражающая мыслительные операции, ход рассуждения.

Вывод – то же самое (что и тезис) суждение, но уже доказанное (обоснованное), логически вытекающее из хода рассуждения.

Тезис: С ростом знаний о человеке растет средняя продолжительность его жизни.

Обоснование: С ростом знаний о человеке возрастает способность защитить его от болезней (аргумент), а это приводит к тому, что в среднем человеческая жизнь удлинняется (демонстрация хода рассуждения).

Вспомним, как много детей умирало в прошлых веках, так как им не делали прививок от многих болезней (пример – иллюстрация)

Вывод: Таким образом, рост знаний о человеке увеличивает продолжительность жизни человека.

В художественных произведениях рассуждения разнообразны по структурной организации. В них может присутствовать собственно ход рассуждения, без тезисов и выводов. Само рассуждение строится вне рациональной схемы и без сигналов логической связи (вводных слов, союзов и т.п.), они подразумеваются, но не включаются в ткань текста. Например:

А многие звери так никаких особых кладовых себе и не устраивают. Они сами себе кладовые.

Просто наедятся хорошенько за осенние месяцы, станут толстые-претолстые, жирные-прежирные – и всё тут.

Жир ведь – тот же запас пищи. Он лежит толстым слоем под кожей, а когда зверю нечего есть, проникает в кровь, как пища, через стенки кишок. А уж кровь разносит пищу по всему телу.

Так устраиваются медведь, барсук, летучие мыши и все другие звери и зверьки, что крепко спят всю зиму. Набьют брюхо потуже – и на боковую.

Да ещё греет их жир: он холода не пропускает.

В.В.Бианки. Сам себе кладовая.

Напомним, анализ речевой организации текстов свидетельствует о том, что разные типы изложения (описание, повествование, рассуждение) могут по-разному комбинироваться, переходить из одного в другой на разной протяженности текста. Текстообразование реагирует на виды содержательной информации. В зависимости от этого и избирается способ изложения. Описательный контекст обычно привязан к лицу, месту, обстановке, предметам. Повествовательный – к событиям, развернутым во времени и в пространстве. Авторские рассуждения сопровождают части текста, передающие концептуальную информацию.

Источник

Типы речи: повествование, описание, рассуждение

В рус­ском язы­ке, исхо­дя из нали­чия содер­жа­тель­ных и ком­по­зи­ци­он­ных при­зна­ков тек­ста, выде­ля­ют сле­ду­ю­щие типы речи: повест­во­ва­ние, опи­са­ние, рас­суж­де­ние. Укажем отли­чи­тель­ные при­зна­ки каж­до­го типа речи с при­ме­ра­ми текстов.

Типы речи в тексте

Текст объ­еди­ня­ет несколь­ко пред­ло­же­ний, свя­зан­ных темой и основ­ной мыс­лью. Тема — это то, о чем гово­рит­ся в тек­сте. Это пред­мет речи. В тек­сте все­гда при­сут­ству­ет глав­ная мысль, кото­рую выра­зил автор, что он хотел объ­яс­нить или в чем стре­мил­ся убе­дить читателя.

Для пони­ма­ния смыс­ла любо­го тек­ста важ­но выяс­нить тип речи, кото­рый опре­де­ля­ет спо­со­бы фор­ми­ро­ва­ния и раз­вер­ты­ва­ния глав­ной мысли.

Что такое описательный фрагмент. Смотреть фото Что такое описательный фрагмент. Смотреть картинку Что такое описательный фрагмент. Картинка про Что такое описательный фрагмент. Фото Что такое описательный фрагмент

Чтобы научить­ся пра­виль­но опре­де­лять типы речи, выяс­ним, как и с какой целью изоб­ра­жа­ет­ся пред­мет, ука­жем струк­ту­ру постро­е­ния тек­ста, основ­ной вопрос, заклю­чен­ный в нем. Рассмотрим основ­ные типы речи, ука­зав осо­бен­но­сти их язы­ко­во­го оформления.

Что такое описание?

С помо­щью опи­са­ния подроб­но рас­смат­ри­ва­ет­ся пред­мет речи (чело­век, живот­ное, объ­ект дей­стви­тель­но­сти), ука­зы­ва­ют­ся как суще­ствен­ные, так и несу­ще­ствен­ные при­зна­ки и каче­ства. Окружающий мир в опи­са­нии чаще изоб­ра­жа­ет­ся ста­тич­но, без дина­ми­ки во времени.

В тек­сте, содер­жа­щем опи­са­ние, дает­ся ответ на основ­ной вопрос: каков пред­мет? каков человек?

На вид мое­му зна­ко­мо­му было пять­де­сят. Это был плот­ный, сред­не­го роста муж­чи­на, оде­тый в выши­тую косо­во­рот­ку и брю­ки навы­пуск. На ногах у него мяг­кие валя­ные туфли, обши­тые по кра­ям зеле­ной бархо́ткой, а на голо­ве глу­бо­кий, закры­вав­ший козырь­ком гла­за кар­туз. Небольшие гла­за почти без бро­вей погля­ды­ва­ли с хит­ре­цой (Н. Минх).

Основная цель опи­са­ния — это харак­те­ри­сти­ка пред­ме­та. Рассказчик дает не толь­ко подроб­ное опи­са­ние объ­ек­та, но и его харак­те­ри­сти­ку, оцен­ку, вос­со­зда­ет опре­де­лен­ную кар­ти­ну, что дела­ет речь образ­ной и яркой. В опи­са­нии рас­кры­ва­ют­ся, пере­чис­ля­ют­ся харак­тер­ные при­зна­ки пред­ме­та речи вне вре­мен­ных границ.

Что такое описательный фрагмент. Смотреть фото Что такое описательный фрагмент. Смотреть картинку Что такое описательный фрагмент. Картинка про Что такое описательный фрагмент. Фото Что такое описательный фрагмент

Разновидности текста с описанием

Что такое описательный фрагмент. Смотреть фото Что такое описательный фрагмент. Смотреть картинку Что такое описательный фрагмент. Картинка про Что такое описательный фрагмент. Фото Что такое описательный фрагмент

Композиция описания

Описание име­ет сле­ду­ю­щую ком­по­зи­ци­он­ную структуру:

Особенности языкового оформления описания

В опи­са­нии автор исполь­зу­ет сле­ду­ю­щие язы­ко­вые средства:

Что такое повествование?

В повест­во­ва­нии рас­ска­зы­ва­ет­ся о собы­ти­ях, кото­рые раз­ви­ва­ют­ся после­до­ва­тель­но, от нача­ла до кон­ца, то есть в тече­ние какого-то отрез­ка вре­ме­ни. Окружающий мир пред­став­лен в дина­ми­ке, в раз­ви­тии, в посто­ян­ном изменении.

Этот тип речи, в отли­чие от опи­са­ния, дина­ми­чен, в нем посто­ян­но меня­ют­ся вре­мен­ные планы.

Основной вопрос, кото­рый зада­ет­ся в повест­во­ва­нии: что про­изо­шло? что происходит?

Например, вот как изоб­ра­жа­ет­ся вес­ной раз­лив реки:

Весна в этом году была позд­ней, зато друж­ной. В три дня снег, кото­ро­го нава­ли­ло очень уж мно­го, пре­вра­тил­ся в реву­щие пото­ки. Спустившись по мно­го­чис­лен­ным овра­гам с гор, они устре­ми­лись вниз, и река, умолк­нув­шая на всю зиму, зако­ван­ная в двух­мет­ро­вую тол­щу несо­кру­ши­мо­го, каза­лось бы, льда, в одну ночь вскры­лась, про­бу­ди­лась от спячки.

Громовые рас­ка­ты лопа­ю­щих­ся ледя­ных гро­ма­дин про­ка­ти­лись над рекой. Освобожденная от оков, она дви­ну­лась навстре­чу пото­кам, соеди­ни­лась с ними, затоп­ляя все, что было выше её уров­ня: поля­ны, ого­ро­ды и ближ­ние избы.

Луга пре­вра­ти­лись в моря. Там пла­ва­ли не толь­ко дикие утки, но и пере­лет­ные лебе­ди (М. Алексеев).

Что такое описательный фрагмент. Смотреть фото Что такое описательный фрагмент. Смотреть картинку Что такое описательный фрагмент. Картинка про Что такое описательный фрагмент. Фото Что такое описательный фрагмент

Композиция повествования

В тексте-повествовании все­гда име­ет­ся нача­ло собы­тия, его раз­ви­тие и завер­ше­ние. Укажем ком­по­зи­ци­он­ную струк­ту­ру повествования:

Средства языкового оформления повествования

Повествование созда­ют сле­ду­ю­щие язы­ко­вые средства:

Тщательно и ста­ра­тель­но шёл Бим по лугу чел­но­ком, разыс­ки­вая раз­бро­сан­ный сыр, и вдруг сре­ди раз­ных запа­хов трав, цве­тов, зем­ли, реки ворва­лась струя воз­ду­ха, необыч­ная и вол­ну­ю­щая: пах­ло какой-то пти­цей, вовсе не похо­жей на тех, что знал Бим. Пахло чем-то неиз­вест­ным, что будо­ра­жи­ло кровь. Бим оста­но­вил­ся и огля­нул­ся на Ивана Ивановича. Потом, тихо пере­сту­пая лапа­ми, стал при­бли­жать­ся к неве­до­мо­му, уже не гля­дя на Ивана Ивановича. Шажки ста­но­ви­лись все реже, он как бы выби­рал точ­ку для каж­дой лапы, что­бы не зашуршать.

Наконец запах ока­зал­ся таким силь­ным, что даль­ше идти уже невоз­мож­но. И Бим замер на месте, буд­то ока­ме­нел. Это была ста­туя соба­ки, буд­то создан­ная искус­ным скуль­пто­ром. Вот она, пер­вая стой­ка! Первое про­буж­де­ние охот­ни­чьей стра­сти до пол­но­го забве­ния себя (Г. Троепольский).

Что такое рассуждение?

В рас­суж­де­нии зада­ет­ся основ­ной вопрос: поче­му пред­мет такой? Почему так посту­па­ют, а не ина­че? Почему мы утвер­жда­ем это?

Рассуждение как тип речи направ­ле­но на выяс­не­ние при­чин и след­ствий обсуж­да­е­мых явле­ний, собы­тий, поступ­ков людей. При рас­суж­де­нии гово­ря­щий при­хо­дит к ново­му суждению.

Что такое описательный фрагмент. Смотреть фото Что такое описательный фрагмент. Смотреть картинку Что такое описательный фрагмент. Картинка про Что такое описательный фрагмент. Фото Что такое описательный фрагмент

Примеры

Без зна­ний, без широ­ко­го кру­го­зо­ра нель­зя сде­лать и шага впе­ред. Красивый чело­век в нашем пони­ма­нии — это чело­век гар­мо­ни­че­ски развитый.

Так, по пути утвер­жде­ния гар­мо­нии шли Леонардо да Винчи, Лев Толстой. Необозримо широк был круг их инте­ре­сов, глу­бо­ка связь с жиз­нью, неукро­ти­мо стрем­ле­ние познать неизведанное.

Леонардо да Винчи борол­ся за сво­бо­ду и был пио­не­ром в раз­ных обла­стях зна­ний. Великий худож­ник, создав­ший совер­шен­ные про­из­ве­де­ния искус­ства, про­ни­кал в тай­ны аст­ро­но­мии и бота­ни­ки, писал басни.

Лев Толстой хоро­шо знал цер­ков­но­сла­вян­ский, латин­ский, укра­ин­ский, англий­ский, фран­цуз­ский, немец­кий, гре­че­ский, ита­льян­ский язы­ки. И этот же чело­век мастер­ски клал печь и косил не хуже косаря!

Наши зна­ния име­ют свой­ство накап­ли­вать­ся посте­пен­но. Даже самые поверх­ност­ные зна­ния мож­но углу­бить — про­сто не надо ленить­ся. То, что не посе­я­но, не созреет.

Расширяйте свой кру­го­зор, бори­тесь за глу­би­ну зна­ний, вос­пи­ты­вай­те в себе выс­шую чело­веч­ность! Живите так, что­бы каж­дый день казал­ся вам новым! Красива жизнь с рас­прав­лен­ны­ми кры­лья­ми. (С. Т. Коненков)

Композиционная структура рассуждения

Понаблюдав за тем, как стро­ит­ся текст-рассуждение, ука­жем его ком­по­зи­ци­он­ную структуру:

Языковые средства рассуждения

Рассуждение обла­да­ет неко­то­ры­ми осо­бен­но­стя­ми в исполь­зо­ва­нии язы­ко­вых средств:

Всякое искус­ство есть диа­лог меж­ду худож­ни­ком и пуб­ли­кой. Об этом хоро­шо зна­ют акте­ры на сцене, ибо у них это про­яв­ля­ет­ся нагляд­нее и рез­че. Грубее все­го, но зато и точ­нее все­го мож­но срав­нить вся­кое искус­ство с игрой в тен­нис, где хоро­шая, кра­си­вая игра зави­сит от обе­их сто­рон, ибо если игрок будет делать хоро­шие посыл­ки мяча, но в ответ не будет полу­чать обрат­ных подач, то ника­кой игры вооб­ще не полу­чит­ся (В. Солоухин).

Видеоурок «ЕГЭ по русскому языку. Типы речи»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *