Что такое опорная таблица
Статья. Эффективность использования опорных таблиц на уроках русского языка
Эффективность применения опорных схем на уроках русского языка
В современном учебном процессе в условиях модернизации образования предполагается апробация инновационных форм и видов учебной деятельности, которые позволят проявить учащимся высокую активность в образовательном процессе. Из всех существующих форм наглядности на уроках русского языка и литературы наиболее распространенными и активно применяемыми сегодня являются опорные схемы, которые представляют собой особую организацию теоретического материала в виде графического изображения, зрительно подчеркивающего соотношение зависимости явлений, характеризующих определенную языковую проблему (грамматическую, пунктуационную, орфографическую). Такое изображение создается в упрощенно-обобщенном виде. При систематическом, грамотном применении оно способно придать сложному многоплановому процессу обучения определенную цельность, стабильность.
Как известно, у каждого человека работают в разной степени все три механизма памяти: слуховая, зрительная, двигательная. И если в процессе обучения все они целенаправленно используются, то уровень усвоения нового материала повышается. При объяснении нового материала с помощью опорных сигналов работают зрительная и слуховая память, причём способ запоминания не механический, а основанный на установлении смыслового понимания сигналов. При воспроизведении опорных конспектов как контрольном моменте усвоения знаний подключается двигательная (моторная) память.
Для меня лично ценность технологии заключается ещё и в следующем:
— лаконичность (максимум закодированной информации при минимуме визуальных или графических знаков);
— структурность (один блок содержит несколько тем;
— удобство восприятия и воспроизведения, непохожесть опорных конспектов между собой (разнообразие форм, структурирования, цвета и т.д.);
— занимательность, парадоксальность имеет большое значение в опорных конспектах .
Опорные конспекты, на мой взгляд, не только разнообразят формы проведения уроков, делают их более запоминающимися, эмоциональными, но и развивают логическое мышление учащихся, способствуют глубокому и последовательному усвоению материала, служат подспорьем в практической деятельности учащихся для закрепления умений и навыков, развития речи.
Мои ученики и сами с удовольствием пробуют составлять опорные конспекты, многие из них я использую в работе. Из всех существующих форм наглядности сейчас наиболее распространены схемы. Из опыта работы знаю, что систематическое и целенаправленное использование опорных схем на уроках русского языка способно не только заложить определённый уровень знаний, но и хорошо развивает память, мышление, внимание, эти качества в последнее время западают у большинства учеников. Требование избегать в схеме лишних слов, ненужной информации ни в коем случае не препятствует включению в неё материала, имеющего важное значение для усвоения текущей учебной информации, а также сведений, которые обязательно пригодятся в будущем.
Итак, схема как средство наглядности в обучении является не столько иллюстрацией, которая даётся параллельно с устным или письменным изложением материала, сколько ключом к решению практических задач, схема активизирует не только познавательную, но и мыслительную деятельность учащихся, тем самым мотивируя ученика, делая его успешным.
Схема привлекает простотой составления (это может сделать каждый учитель и порой ученик) и простотой применения, поскольку знакомить с ней можно учащихся с помощью классной доски, компьютера, интерактивной доски, а для этого не нужно специального времени, как на изготовление некоторых других пособий.
Схема уместна на разных этапах обучения: при вводе нового понятия, знакомстве с орфографическим правилом, при отработке, закреплении и повторении учебного материала.
Объединение ряда орфограмм или пунктограмм в одно правило позволяет снять проблему взаимосмешивания – интерференции правил. Например, изучение орфограмм, имеющих общий опознавательный знак – шипящий на конце слова , позволяет объединить восемь частных правил в одно, где единым ориентиром для всех составляющих является определение части речи, а для имени существительного – рода и числа.
Применение обобщенного правила (орфограмма №№22-27)
Определите, какой частью речи является проверяемое слово:
глагол, наречие Ь всегда пишется;
краткое прилагательное Ь не пишется: горяч, колюч, дремуч ;
в имени существительном женского рода единственного числа (проверочная фраза « Она, одна») Ь пишется: брошь, ночь, речь;
Алгоритм применения обобщенного правила:
Шипящий на конце слова
(-ся,- те мысленно опускаем)
Исключение : уж, замуж, невтерпёж.
Предложенный алгоритм предотвращает разрушающее действие интерференции, учит порядку рассуждения в пределах сводного правила, т.е. дает возможность работать по четко заданной программе, шаг за шагом приближаясь к решению орфографической задачи, разгружает память, что в условиях перегрузки наших учащихся очень важно.
Развитию орфографической зоркости способствуют такие упражнения, как «Орфографическая разминка», «Зри в корень», «Проверь две орфограммы в одном слове», «Найди и выдели орфограмму», «Не верь ушам своим».
Пунктуационные умения и навыки вырабатываются при выполнении упражнений «Пунктуационная разминка», «Проверь две(три) пунктограммы в одном предложении». «Комментированное письмо», «Пунктуационно-орфографическая разминка» позволяют закрепить орфографические и пунктуационные навыки.
Нравится учащимся и, безусловно, является эффективным такие задания. Во время проведения синтаксических минуток на уроках русского языка применять разные схемы: вертикальные, объемные, горизонтальные, линейные. Такие задания дисциплинируют, приучают точно воспринимать задачу, находить соответствующие приемы и средства ее решения и фиксации результатов.
Умело составленная и уместно использованная схема позволяет экономными средствами сосредоточить внимание учащихся на данном явлении, учит выделять в нем главное, существенное, приучает сравнивать, находить общее и различное в сопоставимых фактах языка, обосновывать свои решения синтаксических и пунктационных задач, вырабатывает навыки самоконтроля – словом, помогает активизировать учебную деятельность учащихся, повышает ее развивающий потенциал.
При выполнении тренировочных заданий дома и в классе, работе над ошибками учащиеся по мере необходимости обращаются к схеме. Систематическая работа со схемами, составление их при непосредственном участии самих учащихся приводит к тому, что на определённом этапе обучения они уже могут самостоятельно, опираясь на схемы, изложить тот или иной лингвистический материал. Сначала с таким заданием справляются только сильные ученики, затем инициативу проявляют и более слабые.
Результаты применения опорных схем при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ
Использование данной методики при изучении русского языка, несомненно, даёт определённые результаты.
Во-первых, значительно увеличился объём изучаемого на уроке материала, сформировался навык самостоятельной работы, исследовательские и проектные умения, учащиеся показывают более прочные знания и умения по предмету.
Во-вторых, использование данной технологии способствует повышению творческого потенциала учащихся, развитию речи, мышления.
По мнению самих учащихся, использование данной технологии намного разнообразило уроки, им легче воспринимать изучаемые языковые явления, орфографические и пунктуационные правила, дают возможность быстро повторить пройденный материал и создать свои блоки ( для этого в опоре есть свободное место для своих пометок)
В ходе внутришкольного контроля подтверждаются высокие результаты качества обучения :
Динамика качества обучения за последние три года
Продуктом работы послужил созданный сборник « Опорные таблицы на уроках русского языка», который находится у каждого учащегося, и плашка орфограмм (приложение 1 ). В сборнике в виде доступных наглядных таблиц представлен теоретический материал по школьному курсу русского языка с 5 по 9 класс. Материал систематизирован по разделам.
Сборник ценен в применении его при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ, так как включает в себя практически весь объем полученных в школе знаний за весь период обучения. Такой материал очень проблематично запомнить и тем более держать в голове.
Таким образом, применение опорных схем на уроках русского языка является эффективным приемом при подготовке к ГИА.
Использование опорных таблиц на уроках математики
Использование опорных таблиц на уроках математики.
Для этого предлагается :
2. По каждому блоку изготовить опорную таблицу, которая содержит :
Б) Основные формулы
В) Наиболее рациональный алгоритм решения типичных заданий.(схема решения)
Г)Рациональный способ оформления хода решения.
На первом уроке предполагается изложение учителем опорной таблицы, оформление её каждым учеником. При этом учитель предлагает общую схему таблицы, а содержание учащиеся должны заполнить как можно самостоятельно, используя свои учебники и записи.
Следующие уроки отводятся к упражнениям с целью выработки умения решать типичные задания по теме. Таблица служит как опорный материал.
Все опорные таблицы оформляются на отдельной тетради (формуляр), который будет хорошим подспорьем к подготовке и к усвоению нового материала на уроках, и к подготовке к выпускным экзаменам. При систематическом применении опорная таблица будет воспроизведена автоматически.
1 таблица. Преобразование алгебраических выражений:
1. Формулы сокращенного умножения
2. Способы разложения на множители
3. Действия над алгебраическими дробями
2 таблица. Линейные уравнения
3 таблица. Квадратное уравнение и его приложения
1.квадратное уравнение стандартного вида
2.приведенное квадратное уравнение (теорема Виета)
3.рациональное квадратное уравнение
4 таблица. Неравенства
1.линейные неравенства и их системы. Три вида неравенства.
2.Решение квадратного неравенства с построением схематической параболы
3.Применение правил «меньше меньшего, больше большего» и «между корнями».
5 таблица. График квадратичной функции
6 таблица. Графики функций (линейная, обратной пропорциональности)
7 таблица. Определение тригонометрических функций углов от 0 до 90 º.
9 таблица. Свойства квадратного корня
10 таблица Последовательности. Прогрессии.
11 таблица. Элементы комбинаторики и теории вероятностей.
Предлагается содержание некоторых таблиц по алгебре и началам анализа 11- 11 кл.
1 таблица. Производная и его приложения
2. Правила дифференцирования с примерами
3.Геометрический смысл производной
4. Схема исследования функции с помощью производной.
5. Алгоритм нахождения наибольшего и наименьшего значения функции.
2 таблица. Логарифм
2. Основные свойства (формулы)
4. Алгоритм решения логарифмических уравнений и неравенств
3 таблица. Первообразная и интеграл
3. Правила вычисления первообразных
4. Площадь криволинейной трапеции. Формула Ньютона- Лейбница.
5. Алгоритм вычисления определенного интеграла
4 таблица. Свойства степени с рациональным показателем.
1. Формулы, графики элементарных функций.
2. Основные способы построения, преобразования графиков функций.
Реферат на тему «Использование опорные схемы на уроках в начальных классах»
Описание разработки
Введение
Как известно, современная школа, в том числе и начальная, страдает от перегрузки учащихся, причём в качестве основного её источника обычно указывается перенасыщенность программ и учебников теоретическим материалом.
Актуальность
Изобилие различного рода «подсказок» тормозит как речевое развитие, так и грамотность школьника и далее не развиваются такие умения как способность самостоятельно мыслить, выражать свои чувства, доказывать свою точку зрения. Трудно добиться результатов, если школьники не активны на уроках. Следовательно, у них пропадает мотивация к изучению предмета, что ведёт к снижению качества знаний. Как помочь детям? Как облегчить восприятие теоретического материала и способствовать быстрому его запоминанию, осмысленному и более прочному? Как заставить их мыслить, рассуждать, сопоставлять и, более того, самостоятельно делать определённые выводы?
Использование на уроке схем и таблиц помогает решить эти проблемы, помогает разнообразить урок, сделать его более запоминающимся, нестандартным, эмоциональным, способствует глубокому и последовательному усвоению материала. Свою роль учителя вижу в том, чтобы помочь учащимся активизировать их деятельность, сформировать умение использовать теоретические сведения в практике.
Это актуально и потому, что по программе ФГОC ученик должен научиться создавать и преобразовывать модели и схемы, понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы.
Целью своей работы вижу создание условий, способствующих повышению качества обучения младших школьников.
Использование схем и таблиц на уроках в начальных классах активизирует познавательную деятельность учеников и развивает их мышление, способствует глубокому и последовательному усвоению материала.
Задачи
• Активизация мыслительной деятельности учащихся, а, следовательно, мотивация к предмету.
• Формирование навыков восприятия информации, соотнесение её с ранее усвоенной.
• Развитие умений увидеть большую тему в целостном виде.
• Повышение интереса к изучаемому материалу.
Анализ применения схем на уроках в начальной школе.
Система использования на уроках наглядности в виде схем и таблиц.
Теория вопроса
Всё новое – это хорошо забытое старое. Так ещё в начале своей педагогической деятельности я, интересовалась методикой крупноблочной
подачи материала, разработанной Ю. С. Меженко, и некоторое время использовала её на своих занятиях.
Сущность методики Ю. С. Меженко заключается в следующем:
Введение крупных блоков теоретического материала осуществляется с помощью опорных схем. Опорная схема по Шаталову – это «ассоциативный символ, заменяющий некое смысловое значение; он способен мгновенно восстановить в памяти известную и ранее понятую информацию». Под опорным конспектом понимается «система опорных сигналов, имеющих структурную связь и представляющих собой наглядную конструкцию, замещающую систему значений, понятий, идей как взаимосвязанных элементов».
Что такое опорная схема?
Опорные схемы по разным темам программы помогают в одном случае своевременно предупредить ошибку, а в другом – проработать допущенную тут же на уроке, в третьем – провести профилактическое обобщённое повторение во фронтальных и индивидуальных заданиях.
Практическое использование опорных схем на уроках в начальной школе
Все педагоги знают, что главным принципом обучения в начальной школе является принцип наглядности
В соответствии с этим, основным методом преподавания в начальных классах стал остается метод использования опорных схем, алгоритмов. Причём этот метод используется не только в 1 классе для составления схемы слогов, слов и предложений, но и в последующих классах. Это помогает наглядно показать детям значимость точного использования всех структурных единиц русского языка, чтобы быть понятным окружающим, овладеть языковой компетенцией.
Опорные схемы для учащихся всех возрастов являются элементами увлекательной игры. Но игры, которая учит и продвигает в познании и развитии. Ускоренное изучение теоретического материала по всем учебным предметам дает значительную экономию учебного времени, снимает с повестки дня проблемы перегрузки и низкой успеваемости учащихся. Опорные схемы обеспечивают успешную работу всех, без исключения, детей в условиях реально осуществленного принципа равных возможностей и доступности обучения
Как и из чего изготовлять схемы?
Практика показывает, что эффективно применять схемы может только тот учитель, который сам их и составляет, но при этом он должен знать и основные требования к их составлению: составляется в форме бланка или с соблюдением определенного объема и с учетом возрастных особенностей учащихся. Важную роль играют компоновка, выделение основного понятия, цветовая гамма.
Цель метода составления опорных схем отвечает всем современным требованиям:
Активизация мыслительной деятельности учащихся, а, следовательно, мотивация к предмету.
Формирование навыков восприятия информации, соотнесение её с
Развитие умений увидеть большую тему в целостном виде.
Повышение интереса к изучаемому материалу.
Весь материал – смотрите документ.
Содержимое разработки
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №9
городского округа город Октябрьский
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОПОРНЫХ СХЕМ НА УРОКАХ
В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
Сидорова Лена Павловна
учитель начальных классов
г. Октябрьский, 2014 г.
Практическое использование опорных схем на уроках 6
Результаты использования опорных схем 19
Как известно, современная школа, в том числе и начальная, страдает от перегрузки учащихся, причём в качестве основного её источника обычно указывается перенасыщенность программ и учебников теоретическим материалом.
Изобилие различного рода «подсказок» тормозит как речевое развитие, так и грамотность школьника и далее не развиваются такие умения как способность самостоятельно мыслить, выражать свои чувства, доказывать свою точку зрения. Трудно добиться результатов, если школьники не активны на уроках. Следовательно, у них пропадает мотивация к изучению предмета, что ведёт к снижению качества знаний. Как помочь детям? Как облегчить восприятие теоретического материала и способствовать быстрому его запоминанию, осмысленному и более прочному? Как заставить их мыслить, рассуждать, сопоставлять и, более того, самостоятельно делать определённые выводы?
Это актуально и потому, что по программе ФГОC ученик должен научиться создавать и преобразовывать модели и схемы, понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы.
Целью своей работы вижу создание условий, способствующих повышению качества обучения младших школьников.
Использование схем и таблиц на уроках в начальных классах активизирует познавательную деятельность учеников и развивает их мышление, способствует глубокому и последовательному усвоению материала.
• Активизация мыслительной деятельности учащихся, а, следовательно, мотивация к предмету.
• Формирование навыков восприятия информации, соотнесение её с ранее усвоенной.
• Развитие умений увидеть большую тему в целостном виде.
• Повышение интереса к изучаемому материалу.
Анализ применения схем на уроках в начальной школе.
Система использования на уроках наглядности в виде схем и таблиц.
Всё новое – это хорошо забытое старое. Так ещё в начале своей педагогической деятельности я, интересовалась методикой крупноблочной
подачи материала, разработанной Ю.С.Меженко, и некоторое время использовала её на своих занятиях.
Сущность методики Ю.С.Меженко заключается в следующем:
Во-первых, теоретический материал группируется в крупные блоки, и появляется возможность значительно увеличить объём изучаемого на уроке материала без перегрузки учащихся, что в значительной степени активизирует познавательную деятельность учащихся.
Такой подход соответствует современным психологическим рекомендациям, получившим подтверждение в многочисленных экспериментах Л.В.Занкова, где была доказана эффективность движения от абстрактного к конкретному. Так же в программе « Школа- 2100», где изучение тем идет по концентрам.
Введение крупных блоков теоретического материала осуществляется с помощью опорных схем. Опорная схема по Шаталову – это «ассоциативный символ, заменяющий некое смысловое значение; он способен мгновенно восстановить в памяти известную и ранее понятую информацию». Под опорным конспектом понимается «система опорных сигналов, имеющих структурную связь и представляющих собой наглядную конструкцию, замещающую систему значений, понятий, идей как взаимосвязанных элементов».
Что такое опорная схема?
Опорные схемы по разным темам программы помогают в одном случае своевременно предупредить ошибку, а в другом – проработать допущенную тут же на уроке, в третьем – провести профилактическое обобщённое повторение во фронтальных и индивидуальных заданиях.
Практическое использование опорных схем на уроках в начальной школе
Все педагоги знают, что главным принципом обучения в начальной школе является принцип наглядности
В соответствии с этим, основным методом преподавания в начальных классах стал остается метод использования опорных схем, алгоритмов. Причём этот метод используется не только в 1 классе для составления схемы слогов, слов и предложений, но и в последующих классах. Это помогает наглядно показать детям значимость точного использования всех структурных единиц русского языка, чтобы быть понятным окружающим, овладеть языковой компетенцией.
Опорные схемы для учащихся всех возрастов являются элементами увлекательной игры. Но игры, которая учит и продвигает в познании и развитии. Ускоренное изучение теоретического материала по всем учебным предметам дает значительную экономию учебного времени, снимает с повестки дня проблемы перегрузки и низкой успеваемости учащихся. Опорные схемы обеспечивают успешную работу всех, без исключения, детей в условиях реально осуществленного принципа равных возможностей и доступности обучения
Как и из чего изготовлять схемы? Практика показывает, что эффективно применять схемы может только тот учитель, который сам их и составляет, но при этом он должен знать и основные требования к их составлению: составляется в форме бланка или с соблюдением определенного объема и с учетом возрастных особенностей учащихся. Важную роль играют компоновка, выделение основного понятия, цветовая гамма.
Цель метода составления опорных схем отвечает всем современным требованиям:
Активизация мыслительной деятельности учащихся, а, следовательно, мотивация к предмету.
Формирование навыков восприятия информации, соотнесение её с
Развитие умений увидеть большую тему в целостном виде.
Повышение интереса к изучаемому материалу.
Интеграция с ИКТ- технологиями (преобразование текстовой информации в цифровую в виде презентаций).
Разработка и составление опорных материалов проходит в два этапа.
1 Подбор фактического материала. Этот этап работы играет большую роль в плане повышения профессионального мастерства, эрудиции учителя, позволяет ему глубже разобраться во внутрипредметных и межпредметных связях темы. Материал избирается из разных источников: программы, учебники, справочной и методической литературы, периодических изданий, интернета.
2 Генерализация материала, выделение ядра знаний, основных понятий. На этом этапе происходит обобщение содержания, «выжимка» отобранного материала, отбрасывание второстепенного, малосущественного.
Вот, например, простейшая опорная схема, использованная на уроке математики в 1 классе по теме «Задача». (Приложение 1). Она применяется при самых первых уроках в работе с задачей.
Цель схемы- таблицы – помочь запомнить при первом объяснении элементов задачи. Ученики рассуждают, выделяя условие, вопрос, решение и ответ задачи. Все ответы детей фиксируются на доске, как на схеме. Никаких лишних слов, нет напряжения, исчезает скованность даже у слабых учеников. Дети ясно понимают, что спрашивает учитель. Всё меньше записей на доске. Задания формулируются коротко: «Выдели условие. Назови вопрос. Объясни решение». Все ответы детей фиксируются на доске, как на схеме. Никаких лишних слов, нет напряжения. С каждым уроком растёт оперативность в работе со схемой.
Начиная с 1 класса, можно использовать на уроках технологию перспективного опережающего обучения. Ученик легко раскроет новый материал, если установит связь между вводимым учителем понятием и своим прошлым опытом. Так в 1 классе, в букварный период, дети составляют «город букв и звуков». Это таблица, где каждая буква строго имеет своё место. Ленту букв дети «заселяют» в ячейку таблицы, предварительно раскрасив её по правилу, которое подразумевает под собой характеристику этого звука: для гласных – ударный или безударный звук; для согласных – мягкий или твердый, звонкий или глухой звук. В городе появляются дом гласных и дом согласных звуков. В доме согласных заселяется этаж глухих и этаж звонких звуков. Обращаю внимание детей на образование пар глухих и звонких согласных, на всегда мягкие согласные и всегда твёрдые согласные звуки, на звуки, которые не произносятся в словах. В доме гласных заселяется этаж звуков, обозначающих твердость согласных и этаж звуков, обозначающих мягкость согласных. Обращаю внимание детей на пары гласных букв, которые имеют общие звуки. А чтобы легко и понятно было выполнять анализ каждой буквы использую схему из приложения 2 в отдельном варианте.
Невозможно обучение задач без опорных схем по теме во 2-3 классах «Скорость, время, расстояние», для запоминания величин (единиц длины и других), при изучении периметра фигур, площади фигур.
Опорные схемы использую почти на всех уроках в 1 классе. Так, на уроке обучения грамоте вместе с ребятами составили схему звуко- буквенного анализа слова. ( см. Приложение 2) На уроках письма при записи предложений с комментированием опираемся на схему. (см. Приложение 3.)
Изучая тему «Буква И, и. Звук [и]. Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквой и », пользовались схемами, на которых ясно видна разница между твердыми и мягкими согласными в слогах- слияниях.( см. Приложение 4, 5).
На уроках ознакомления с окружающим миром составляли схемы при изучении темы «Осень», когда говорили о сезонных изменениях природы, об изменениях в жизни птиц с приходом осени (см. Приложения 6),а так же в будущем не вижу своей работы без применения схем различных вариантов.
Обучение по опорным схемам требует активной мыслительной деятельности учащихся. Они должны обладать навыками восприятия информации, соотнесения её с ранее усвоенной, умением выделять главное, видеть большую тему в целостном виде без схематизированного краткого конспекта довольно трудно. Схема представляет собой приём, облегчающий восприятие темы и её понимание.
Для меня лично ценность технологии заключается ещё и в следующем:
— лаконичность (максимум закодированной информации при минимуме визуальных или графических знаков);
— удобство восприятия и воспроизведения, непохожесть опорных конспектов между собой (разнообразие форм, структурирования, цвета и т.д.);
Разнообразное содержание позволяет разделить их на несколько групп:
2 Вербальные (словесные).
Работа со схемой учит умению выделять главное в изучаемом материале, способствует развитию логического мышления учащихся, формирует умение в конкретном лингвистическом факте видеть языковую закономерность.
Опорные схемы, на мой взгляд, не только разнообразят формы проведения уроков, делают их более запоминающимися, эмоциональными, но и развивают логическое мышление учащихся, способствуют глубокому и последовательному усвоению материала, служат подспорьем в практической деятельности учащихся для закрепления умений и навыков, развития речи.
Требования к составлению опорных схем
При обучении детей класса следует руководствоваться задачами, поставленными перед общеобразовательной школой: обеспечить усвоение учениками знаний, умений, навыков в пределах программных требований, необходимых для развития речи, грамотного письма и сознательного, правильного, выразительного чтения; расширить кругозор школьников; заложить основы навыков учебной работы; привить интерес к родному языку, к чтению, книге; сформировать нравственные и эстетические представления; способствовать развитию наглядно-образного и логического мышления. Все педагоги знают, что главным принципом обучения в начальной школе является принцип наглядности
Требование избегать в схеме лишних слов, ненужной информации ни в коем случае не препятствует включению в неё материала, имеющего важное значение для усвоения текущей учебной информации, а также сведений, которые обязательно пригодятся в будущем.
Итак, схема как средство наглядности в обучении является не столько иллюстрацией, которая даётся параллельно с устным или письменным изложением материала, сколько ключом к решению практических задач, схема активизирует не только познавательную, но и мыслительную деятельность учащихся, тем самым мотивируя ученика, делая его успешным.
Схема привлекает простотой составления (это может сделать каждый учитель и порой ученик) и простотой применения, поскольку знакомить с ней можно учащихся с помощью классной доски, компьютера, интерактивной доски, а для этого не нужно специального времени, как на изготовление некоторых других пособий.
Схема уместна на разных этапах обучения: при вводе нового понятия, знакомстве с орфографическим правилом, при отработке, закреплении и повторении учебного материала.
Осознанное применение теоретического материала, содержащегося в опорных схемах, приходит к школьникам не сразу. Требуется тщательно обдуманная работа, которую лучше всего начинать не с пятого класса, а с начальной школы. Чтобы облегчить эту работу, предлагается школьникам записывать в специальной тетради, содержащей теоретические сведения, схему. Она отдалённо напоминает алгоритм, но в отличие от него представляет собой предельно упрощённую модель.
При выполнении тренировочных заданий дома и в классе учащиеся по мере необходимости будут обращаться к схеме.
Систематическая работа со схемами, составление их при непосредственном участии самих учащихся приводит к тому, что на определённом этапе обучения они уже смогут самостоятельно, опираясь на схемы, изложить материал. Сначала с таким заданием справляются только сильные ученики, затем инициативу проявляют и более слабые.
Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идёт интенсивное обучение различным видам познавательной деятельности.
При проведении я столкнулась с тем, что при работе над новой темой теряется активность детей на уроке, они начинают отставать. А ведь в момент первого объяснения учителя, когда он использует яркие предметы, картинки, рисунки, таблицы, дети принимают участие в работе, отвечают на вопросы.
Я долго пыталась разобраться в этом и вот что заметила: серьезные затруднения дети испытывают при переходе от яркой, доступной наглядности к более серьезному материалу, когда на основе хорошо усвоенных выводов надо строить свои суждения. А это часто у некоторых учеников не получается. Они не могут ни понять с первого урока, ни быстро усвоить. Это и обуславливает проявление, а затем и нарастание пассивности. Симон Львович Соловейчик писал о том, что ни у одного ребенка не должно быть груза незнания за плечами. Тяжел ему этот мешок, бросает он его. И к восьмому классу ходит в школу не только без портфеля, а даже без листка бумаги, отпавший от учения.
Включать каждого ученика в активную деятельность на всех уроках, довести представления по изучаемой теме до формирования понятий, устойчивых навыков – вот моя цель. Помогают достичь ее схемы. Схемы – это выводы, которые рождаются на глазах учеников в момент объяснения и оформляются в виде таблиц, карточек, наборного полотна, чертежа, рисунка. Именно использование схем на уроке позволяет снять страх у ученика перед неправильным ответом. Никому не снижается оценка, если при ответе он смотрит на опорную схему. Наоборот, пускай она помогает каждому, пока прочно не отложится в памяти. Схемы – способ внешней организации мыслительной деятельности детей. Не теряется впустую время на уроке: не приходится ждать, пока ребенок вспомнит и, наконец, что-то скажет. Необходимые для выполнения заданий правила детям не нужно вспоминать, тратя на это драгоценное время урока: они читают их по схемам.
Из всех существующих форм наглядности сейчас наиболее распространены схемы. Из опыта работы знаю, что систематическое и целенаправленное использование опорных схем на уроках в начальных классах способно не только заложить определённый уровень знаний, но и хорошо развивает память, мышление, внимание, эти качества в последнее время западают у большинства учеников. Самое важное достоинство схем в том, что они позволяют сэкономить время, которое можно использовать для формирования практических умений,
Схемы, на мой взгляд, не только разнообразят формы проведения уроков, делают их более запоминающимися, эмоциональными, но и способствуют глубокому и последовательному усвоению материала, служат подспорьем в практической деятельности учащихся для закрепления умений и навыков, развития речи.
Как известно, у каждого человека работают в разной степени все три механизма памяти: слуховая, зрительная, двигательная. И если в процессе обучения все они целенаправленно используются, то уровень усвоения нового материала повышается. При объяснении нового материала с помощью схем работают зрительная и слуховая память, причём способ запоминания не механический, а основанный на установлении смыслового понимания сигналов. При воспроизведении схем как контрольном моменте усвоения знаний подключается двигательная (моторная) память.
Требование избегать в схеме лишних слов, ненужной информации ни в коем случае не препятствует включению в неё материала, имеющего важное значение для усвоения текущей учебной информации, а также сведений, которые обязательно пригодятся в будущем.
Итак, схема как средство наглядности в обучении является не столько иллюстрацией, которая даётся параллельно с устным или письменным изложением материала, сколько ключом к решению практических задач, схема активизирует не только познавательную, но и мыслительную деятельность учащихся, тем самым, мотивируя ученика, делая его успешным.
Работа со схемой учит умению выделять главное в изучаемом материале, способствует развитию логического мышления учащихся, формирует умение в конкретном лингвистическом факте видеть языковую закономерность.
Схема привлекает простотой составления (это может сделать каждый учитель и простой ученик) и простотой применения, поскольку знакомить с ней можно учащихся с помощью классной доски, компьютера, интерактивной доски, а для этого не нужно специального времени, как на изготовление некоторых других пособий.
Схема уместна на разных этапах обучения: при вводе нового понятия, при отработке, закреплении и повторении учебного материала.
При выполнении тренировочных заданий дома и в классе учащиеся по мере необходимости обращаются к схеме.
Систематическая работа со схемами, составление их при непосредственном участии самих учащихся приводит к тому, что на определённом этапе обучения они уже могут самостоятельно, опираясь на схемы, изложить тот или иной материал.
Методы и приёмы использования схем на уроках
Из всех существующих форм наглядности на уроках в начальной школе наиболее распространенными и активно применяемыми сегодня являются опорные схемы, которые представляют собой особую организацию теоретического материала в виде графического изображения, зрительно подчеркивающего соотношение зависимости явлений, характеризующих определенную проблему. Такое изображение создается в упрощенно-обобщенном виде. При систематическом, грамотном применении оно способно придать сложному многоплановому процессу обучения определенную цельность, стабильность. Большое значение для успеха этой работы имеет содержание и оформление такой схемы-опоры, которая должна быть системной, емкой по содержанию, краткой, четкой по оформлению, простой, понятно по восприятию и воспроизведению. В процессе работы по опорным схемам необходимо учитывать этапы обучения, степень подготовленности учащихся к восприятию и анализу схемы, их способность записать, проговорить информацию, а позже самостоятельно ее составить в виде схемы, алгоритма или прочесть незнакомую запись, расшифровать ее. Такая работа должна проводиться в течение всех уроков изучения темы, что помогает более глубокому пониманию и постепенному запоминанию необходимого теоретического материала, а не «зазубриванию» его. Постоянная работа по схемам, составление их при непосредственном участии учащихся приводит к тому, что на определенном этапе даже «слабые» учащиеся могут учиться самостоятельно, пользуясь опорой, логично, связно изложить материал.
Активизация познавательной деятельности учащихся посредством схем формирует навыки грамотного анализа, развивает логическое мышление, учит устанавливать взаимосвязи, определять взаимозависимость между объектами и явлениями в природе. Более того, эти схемы могут быть успешно использованы в работе с персональным компьютером при составлении обучающих и контролирующих программ. Их апробация выявила большой интерес у детей, доступность восприятия материала, его осознанность и отсюда – высокую эффективность.
Работая со схемой на уроке, приходится учитывать и этапы обучения, степень подготовленности учеников к полноценному восприятию и анализу схемы, проговорить её, расшифровать незнакомую запись, оформленную в виде схемы. Большое значение для успеха такой работы имеет содержание и оформление такой схемы, которая является объектом сложного логического анализа.
Какая же схема наилучшим образом соответствует обучающим задачам урока?
Прежде всего, использование средств графики должно показать логические связи явлений, которые существуют, но для школьников обычно остаются не выявленными и непонятными. При этом лучше всего придерживаться графического единообразия в противопоставлении смешиваемых фактов письма, хотя схема может оформляться различными способами.
Второе требование – стараться употреблять в схеме минимальное количество слов. Она должна быть в очень лаконичной форме. В схеме вполне уместно употребление тех графических обозначений, к которым привык ученик и которые он моментально “расшифровывает”.
Схема учит ребят пользоваться особым видом записи теоретического материала. Способность обучающихся правильно “читать” схему, то есть понимать её смысл, отрабатывается с помощью специальных заданий.
Внимательно ознакомьтесь со схемой. Попробуйте пересказать её содержание словами.
Подкрепите примерами каждое положение схемы.
Попытайтесь с помощью схемы рассказать содержание темы.