Что такое парадоксальный человек
ПАРАДОКСАЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕК
Сегодня многие идеологические построения не столько теоретичны, сколько мифологичны. Мифы о сакральности государственной власти, вождизме, избранности России и им подобные широко распространены. В книге очерчен ряд сфер проявления парадоксальности. Это прежде всего стереотипы, упрощающие действительность. Именно стереотипы мышления порождают такие парадоксы как: эффект ореола, наделение мудростью и значимостью любых властных персонажей, эффект «неприкаянности и отторжения», принижения самих себя, эффекты группового эгоизма, маниловщины, возникновения перевертышей и т.д. Сама эта типологизация впечатляюща; она помогает рельефнее видеть наличное состояние сознания.
Глубоко парадоксальна историческая память. Очерняются персонажи советской истории и идеализируются деятели царского времени и Белого движения. Идет гиперболизация отдельных моментов истории. Многое происходит по известной формуле «я сжег то, чему поклонялся, поклонился тому, что сжигал». Однако налицо элегические воспоминания о советской жизни, отвержение бесцеремонных попыток все охаять и зачеркнуть. Волна этнонационализма, взметнувшаяся на всем пространстве былого СССР, породила парадоксы национального «Я». Поиск этнокультурной идентичности выявил свою парадоксальность. Ж. Тощенко называет такие парадоксы этнического взаимодействия, как «аккультурация, этноцид, раздвоенность сознания и поведения», «сохранить свое, и не оторваться от ценностей другого». Возникли и пышно расцвели этнокультурные мифы: кто древнее, кто чем владел и т.п.
Насквозь парадоксально правовое сознание. Все на словах вроде бы за Конституцию, за диктатуру закона. Однако чудовищно разрослись такие силы, как «воровской бизнес», «кровавый криминал», «коррумпированное чиновничество». О законности толкуют все, кому не лень, но она попирается на каждом шагу. Да и действующие законы, начиная от Конституции до тысяч подзаконных актов, ставятся под сомнение многими экспертами, исследователями и политиками. Их легитимность сомнительна. Как отмечает автор, российское общество стремительно движется к «колумбийской модели» государства с ее классической криминально-государственной структурой.
Разительны парадоксы религиозного сознания. После многих лет доминирующего атеизма началась гальванизация религии. Но так называемый религиозный Ренессанс породил многие коллизии. Напор клерикализации, заигрывание властей с религией наталкивается на то обстоятельство, что реальный, а не вербальный уровень религиозности, изменяется мало. Сами духовные пастыри признают, что в их приходах «захожан» гораздо больше, чем прихожан. Православие воспринимается многими скорее как культурно-историческое явление, чем как собственно религиозное. Размыты грани между верующими всерьез и теми, кто считает себя верующими. Кризисные явления в самих мировых религиях (христианство, ислам, буддизм и т.д.) преломляются в нашей наличной действительности. Резко возрос интерес к нетрадиционным, конфронтационным религиозным течениям и сектам. Налицо подчас формальная декларация религиозности, проявляющаяся в фигурах «подсвечников», т.е. тех политиков и бизнесменов, которые в храмах свечи держат как стаканы. Возникла индивидуализация верований, религия собственного разрешения, приспособления тех или иных догматов к своему личному мироощущению.
В книге панорамно представлены основные формы парадоксов: элитарность, клановость, кастовость. Именно такого рода характеристики сейчас широко используются для обозначения тех, кто правит нами. Автор полагает, что лица, причастные к власти или капиталу, вряд ли могут быть охарактеризованы именно как «элита». Конечно, политические и экономические лидеры склонны истолковывать себя не как клан или касту, а как элиту. Им представляется, что они есть вроде как бы «пенки», «сливки» и прочая сметана. Это и делает ситуацию парадоксальной. В книге показана противоречивая и явно парадоксальная судьба центризма в современной России. Видимо, прав автор, утверждая, что центризма у нас не было и нет, а если его и поминают, то это чисто виртуальное видение. Парадоксальность ситуации состоит в том, что к центризму в России пытаются примкнуть практически все политические силы. Но ни одна из них по сути и содержанию не является центристской.
Социология: Энциклопедия (2003)
ПАРАДОКСАЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕК
Сегодня многие идеологические построения не столько теоретичны, сколько мифологичны. Мифы о сакральности государственной власти, вождизме, избранности России и им подобные широко распространены. В книге очерчен ряд сфер проявления парадоксальности. Это прежде всего стереотипы, упрощающие действительность. Именно стереотипы мышления порождают такие парадоксы как: эффект ореола, наделение мудростью и значимостью любых властных персонажей, эффект «неприкаянности и отторжения», принижения самих себя, эффекты группового эгоизма, маниловщины, возникновения перевертышей и т.д. Сама эта типологизация впечатляюща; она помогает рельефнее видеть наличное состояние сознания.
Глубоко парадоксальна историческая память. Очерняются персонажи советской истории и идеализируются деятели царского времени и Белого движения. Идет гиперболизация отдельных моментов истории. Многое происходит по известной формуле «я сжег то, чему поклонялся, поклонился тому, что сжигал». Однако налицо элегические воспоминания о советской жизни, отвержение бесцеремонных попыток все охаять и зачеркнуть. Волна этнонационализма, взметнувшаяся на всем пространстве былого СССР, породила парадоксы национального «Я». Поиск этнокультурной идентичности выявил свою парадоксальность. Ж. Тощенко называет такие парадоксы этнического взаимодействия, как «аккультурация, этноцид, раздвоенность сознания и поведения», «сохранить свое, и не оторваться от ценностей другого». Возникли и пышно расцвели этнокультурные мифы: кто древнее, кто чем владел и т.п.
Насквозь парадоксально правовое сознание. Все на словах вроде бы за Конституцию, за диктатуру закона. Однако чудовищно разрослись такие силы, как «воровской бизнес», «кровавый криминал», «коррумпированное чиновничество». О законности толкуют все, кому не лень, но она попирается на каждом шагу. Да и действующие законы, начиная от Конституции до тысяч подзаконных актов, ставятся под сомнение многими экспертами, исследователями и политиками. Их легитимность сомнительна. Как отмечает автор, российское общество стремительно движется к «колумбийской модели» государства с ее классической криминально-государственной структурой.
Разительны парадоксы религиозного сознания. После многих лет доминирующего атеизма началась гальванизация религии. Но так называемый религиозный Ренессанс породил многие коллизии. Напор клерикализации, заигрывание властей с религией наталкивается на то обстоятельство, что реальный, а не вербальный уровень религиозности, изменяется мало. Сами духовные пастыри признают, что в их приходах «захожан» гораздо больше, чем прихожан. Православие воспринимается многими скорее как культурно-историческое явление, чем как собственно религиозное. Размыты грани между верующими всерьез и теми, кто считает себя верующими. Кризисные явления в самих мировых религиях (христианство, ислам, буддизм и т.д.) преломляются в нашей наличной действительности. Резко возрос интерес к нетрадиционным, конфронтационным религиозным течениям и сектам. Налицо подчас формальная декларация религиозности, проявляющаяся в фигурах «подсвечников», т.е. тех политиков и бизнесменов, которые в храмах свечи держат как стаканы. Возникла индивидуализация верований, религия собственного разрешения, приспособления тех или иных догматов к своему личному мироощущению.
В книге панорамно представлены основные формы парадоксов: элитарность, клановость, кастовость. Именно такого рода характеристики сейчас широко используются для обозначения тех, кто правит нами. Автор полагает, что лица, причастные к власти или капиталу, вряд ли могут быть охарактеризованы именно как «элита». Конечно, политические и экономические лидеры склонны истолковывать себя не как клан или касту, а как элиту. Им представляется, что они есть вроде как бы «пенки», «сливки» и прочая сметана. Это и делает ситуацию парадоксальной. В книге показана противоречивая и явно парадоксальная судьба центризма в современной России. Видимо, прав автор, утверждая, что центризма у нас не было и нет, а если его и поминают, то это чисто виртуальное видение. Парадоксальность ситуации состоит в том, что к центризму в России пытаются примкнуть практически все политические силы. Но ни одна из них по сути и содержанию не является центристской.
Парадоксальность
Парадо́кс (от др.-греч. παράδοξος — неожиданный, странный от др.-греч. παρα-δοκέω — кажусь) — ситуация (высказывание, утверждение, суждение или вывод), которая может существовать в реальности, но не имеет логического объяснения. Следует различать парадокс и апорию. Апория, в отличие от парадокса, является вымышленной, логически верной, ситуацией (высказыванием, утверждением, суждением или выводом), которая не может существовать в реальности. Парадоксальность — неожиданность, непривычность, оригинальность, противоречивость себе, исходным посылкам, общепринятому, традиционному взгляду или здравому смыслу по содержанию и/или по форме. Антонимом парадоксальности является ортодоксальность — проверенность, традиционность. «Ортодоксальный» — буквально «следующий господствующей традиции». В разговорной речи, часто означает удивление, каким либо событием, его нелепостью, и непонятностью. Порой может использоваться для придания смысловой окраски, придания яркости тексту или речи.
Парадокс — высказывание, которое расходится с общепринятым мнением и кажется нелогичным (зачастую лишь при поверхностном понимании). Парадокс, в отличие от афоризма, поражает неожиданностью. Например, уайльдовский «Разводы совершаются на небесах». Парадокс — это всегда полуправда и это, как говорил Оскар Уайльд, «лучшее, чего мы можем достичь, потому что абсолютных правд не существует». Парадокс своей стилизованной формой напоминает афоризм. В парадоксе привычная истина рушится на глазах и даже высмеивается. Например, «Я слышал столько клеветы в Ваш адрес, что у меня нет сомнений: Вы — прекрасный человек!» (О. Уайльд), «Взаимное непонимание — самая подходящая основа для брака» (О. Уайльд).
Содержание
Парадоксы в искусстве
Парадокс как художественный приём
Парадоксальность — чрезвычайно распространённое качество, присущее произведениям самых разных жанров искусства. В силу своей необычности парадоксальные высказывания, названия, содержания произведений неизменно привлекают к себе внимание людей. Это широко используется в разговорном жанре, в театральном и цирковом искусствах, в живописи и фольклоре. Хороший оратор обязательно использует этот приём в своих выступлениях для поддержания живого интереса слушателей. Комизм большинства анекдотов заключается в описании необычной, оригинальной ситуации. Популярная детская «поэзия нелепостей» Льюиса Кэрролла и Корнея Чуковского также построена на этом художественном приёме.
Парадоксальны многие афоризмы известных мыслителей. Напр., высказывания Вольтера: «Ваше мнение мне глубоко враждебно, но за ваше право его высказать я готов пожертвовать своей жизнью» или Ницше: «Нищих надобно удалять — неприятно давать им и неприятно не давать им», Фрумкера: «Мужчина от женщины отличается тем, что перед совершением ошибки он всё тщательно продумывает». Парадоксальностью отличаются и афоризмы Козьмы Пруткова, Бернарда Шоу, Оскара Уайльда.
Парадокс в музыке
В классической музыке парадоксом принято называть изысканные, странные произведения или фрагменты, отличающиеся от традиционного звучания. Также парадоксами в древней Греции называли победителей в олимпийских состязаниях певцов и исполнителей инструментальной музыки.
Парадоксы в науке
Современные науки, использующие логику в качестве инструмента познания, нередко наталкиваются на теоретические противоречия либо на противоречия теории опыту. Это бывает обусловлено неверной аксиоматизацией теорий, логическими ошибками в построении суждений, несовершенством существующих в настоящее время научных методов или недостаточной точностью используемых в опытах инструментов.
Наличие парадокса стимулирует к новым исследованиям, более глубокому осмыслению теории, её «очевидных» постулатов и нередко приводит к полному её пересмотру.
Примерами парадоксов в науке могут служить Парадокс Рассела, Парадокс Банаха — Тарского, Парадокс Смейла, Парадокс Хаусдорфа, ЭПР-парадокс
5 парадоксов квантовой физики
1. Пустота: Если увеличить ядро атома водорода до размеров баскетбольного мяча, то вращающийся вокруг него электрон будет находиться на расстоянии 30 километров, а между ними — ничего!
2. Волночастица: Состояние частицы зависит от самого акта измерения или наблюдения. Не измеряемый и ненаблюдаемый электрон ведет себя как волна (поле вероятностей). Стоит подвергнуть его наблюдению в лаборатории, и он схлопывается в частицу (твердый объект, чье положение можно локализировать).
3. Квантовый скачок. Уходя со своей орбиты атомного ядра электрон движется не так как обычные объекты, — он передвигается мгновенно. То есть он исчезает с одной орбиты и появляется на другой. Точно определить где возникнет электрон или когда он совершит скачок невозможно, максимум что можно сделать, это обозначить вероятность нового местоположения электрона.
4. Принцип неопределенности Гейзенберга. Невозможно одновременно точно замерить скорость и положение квантового объекта. Чем больше мы сосредотачиваемся на одном из этих показателей, тем более неопределенным становится другой.
5. Теорема Белла. Все на свете нелокально, элементарные частицы тесно связаны между собой на некоем уровне за пределами времени и пространства. То есть: если спровоцировать образование двух частиц одновременно, они окажутся непосредственно связаны друг с другом или будут находиться в состоянии суперпозиции. Если мы затем выстреливаем их в противоположные концы вселенной и через некоторое время тем или иным образом изменим состояние одной из частиц, вторая частица тоже _мгновенно_ изменится, чтобы прийти в такое же состояние.
Парадокс в логике — это противоречие, имеющее статус логически корректного вывода и, вместе с тем, представляющее собой рассуждение, приводящее к взаимно исключающим заключениям. Логическая ошибка парадокса в отличие от паралогизма и софизма не обнаружена пока из-за несовершенства существующих методов логики.
Различаются такие разновидности логических парадоксов, как апория и антиномия.
Апория характеризуется наличием аргумента, противоречащего очевидному, общепринятому мнению, здравому смыслу.
Антиномия — наличием двух противоречащих друг другу, одинаково доказуемых суждений.
Единство противоположностей: что такое парадоксальное мышление
Любовь Карась
Парадоксальное мышление, которое подразумевает совмещение противоположных точек зрения, позволяет взглянуть на старые установки по-новому. Исследование, опубликованное в 2019 году в Journal of Applied Behavioral Science, показало, что такой подход к решению проблем «способствует успехам сотрудников, а также положительно влияет на внедрение инноваций». Заменяя «или» на «и», человек старается совместить противоположности, и в процессе размышления приходит к новым решениям. Т&Р, основываясь на материале BBC, рассказывают о том, как парадоксы способствуют личному и командному прогрессу.
Суть парадоксального мышления
«Противоположности имеют симметричную структуру в том смысле, что они перевернуты, но равны. […] Объединяя противоположности одновременно, можно вовлечь концепции, обладающие четкой симметрией. Поскольку между противоположностями всегда происходит взаимодействие, это динамическая симметрия», — описывал автор.
Элла Мирон-Спектор, доцент кафедры организационного поведения в INSEAD, в ходе своего исследования «Парадоксальные рамки и творческие искры: усиление творчества через конфликт» предложила участникам записать три парадоксальных утверждения. Это могли быть любые мысли, которые казались противоречивыми, но, возможно, верными. Затем она предложила пройти два психологических теста. В первом искали общее слово, связывающее три разные альтернативы. Это помогало обнаружить скрытые связи между различными идеями, что считается важным для многих форм творческого мышления.
В той же статье Мирон-Спектор рассказала о том, что сотрудники, которые думали о противоположных требованиях минимизации затрат и максимизации инноваций, были более креативными, чем те, кто рассматривал только одну цель. Противоречивые требования переворачивали мышление и подталкивали к новым решениям.
Ограничения повышают эффективность
В исследовании 2017 года «Организационный парадокс: проблема в том, как мы думаем о проблеме», опубликованном в Academy of Management Journal, Мирон-Спектор и ее коллеги изучали преимущества парадоксального познания на примере одной крупной компании.
Исследования компании Toyota Motor Corporation показали, что в ее корпоративной культуре множество парадоксов. В статье на Harvard Business review отмечалось, что компания действовала в системе TPS — «жесткая» инновация, которая позволяет постоянно улучшать способ производства автомобилей. Но в то же время Toyota освоила «мягкие» инновации, относящиеся к корпоративной культуре. «Компания преуспевает, потому что создает противоречия и парадоксы. Сотрудники должны работать в среде, где они постоянно сталкиваются с проблемами и вынуждены придумывать свежие идеи. Жесткие и мягкие инновации работают в тандеме», — пишут авторы.
Развитие парадоксального мышления
Идея о совмещении парадоксов лежит в основе «янусианского мышления» — это восприятие противоположных, исключающих друг друга образов или представлений. Этот тип мышления рассматривал Альберт Ротенберг и выявил следующие этапы:
Постановка цели, которая заключается в изменении привычных установок.
Отклонение от обычных, принятых канонов.
Одновременное противопоставление, выявление антитезиса.
Для развития парадоксального мышления обращаться к сложным научным теориям не является необходимостью. Подумайте о привычных вещах. Можно ли устать, если вы сидите? А прочитать 300 страниц за пару часов? Перемещаться, не меняя при этом первоначального положения? В своей колонке на Forbes Джиа Стормс, тренер по развитию лидеров, преподаватель Co-Active Training Institute, предложила сделать несколько шагов к развитию парадоксального мышления:
Следите за своей речью. Такие слова, как «всегда», «никогда», «правильный», «неправильный», «ужасный», «последний», «плохой», «хороший» показывают, что вы попали в ловушку. Фиксируйте эти установки и задавайте себе вопрос: «А действительно ли это так?»
Напишите список парадоксов. Например, вы можете написать: «Я могу заниматься любимым делом или получать хорошие деньги». Затем замените «или» на «и». Затем подумайте о том, как это можно реализовать.
Используйте «да и» вместо «нет, но». Начните с того, что превратите свои «нет» в «да, и». Каждый раз, когда кто-то предлагает сумасшедшую идею, вы можете развить ее, сказав «да, и…».
Ранее вы думали, что вам нужно пожертвовать одним ради другого, но если вы хотите развить парадоксальное мышление, можете найти новое решение. Рассматривайте конкурирующие требования как возможность для роста и источник мотивации. Тогда «или» может превратиться в «и». Допуская сложность и множественность точек зрения, вы открываете возможность проявить творческий подход.
10 жизненных парадоксов, которые изменят твоё восприятие реальности
Окружающая нас действительность часто бывает нелогичной и нерациональной. Когда нам кажется, что мы уже нашли правильное решение, обдумали единственно верный план действий, закрыли все пробелы в знаниях, всё вдруг переворачивается с ног на голову. Порой реалии, в которых мы живём, настолько противоречивы, что их вполне можно назвать парадоксальными. Мы собрали несколько примеров таких парадоксов, которые смогут изменить твоё восприятие.
1. Если у тебя нет опыта, тебя не наймут на работу, но чтобы получить опыт, тебе нужно получить работу
Наверняка такая ситуация знакома всем: ты заканчиваешь университет, забираешь свой диплом и идёшь устраиваться на работу по специальности. Но работодатель, вместо документа о полученном образовании, спрашивает про твой опыт, которого, конечно же, нет. И будь у тебя хоть красный диплом и куча грамот, никто не захочет нанимать тебя без отметок о предыдущих местах работы. Парадокс в том, что для получения этого самого опыта, тебе каким-то образом нужно сначала устроиться на работу.
Это замкнутый круг, который не так то просто разорвать. Работодатели не хотят рисковать, эйчары даже не рассматривают резюме, в котором отсутствует информация об опыте, а тебе остаётся лишь судорожно перебирать все возможные варианты, где можно применить свои знания и навыки.
2. Чем чаще ты терпишь неудачи, тем больше у тебя шансов добиться успеха
Как ни парадоксально, но чем чаще ты сталкиваешься с неудачами, тем больше у тебя в итоге шансов добиться успеха. Всё потому, что ты приобретаешь ценный опыт, учась на своих ошибках. Переживая неудачу за неудачей, ты начинаешь понимать, какие инструменты нужно применять в конкретной ситуации, какой подход работает, а от какого лучше отказаться, когда нужно просить о помощи, а когда достаточно подтянуть знания и навыки до необходимого уровня.
Люди, которые любой ценой избегают ошибок и неудач, многое теряют. Они избегают возможности вынести что-то полезное из ситуации, и с большей вероятностью так и не доберутся до желаемой цели. Лучше пережить несколько неудач, и в итоге достигнуть того, о чём ты мечтаешь, чем мучиться из-за потери времени, сожалений и упущенных возможностей.
3. Чем сильнее тебе нужна помощь, тем труднее её добиться
Это кажется несправедливым, но пока ты отчаянно нуждаешься в помощи, у тебя гораздо меньше шансов получить её, чем тогда, когда тебе уже ничего не нужно. Люди гораздо охотнее будут делать для тебя что-то хорошее тогда, когда у тебя есть возможность справиться без их вмешательства.
Ты наверняка замечал, что легче всего получить приглашение на хорошую работу тогда, когда ты уже работаешь, проще всего заинтересовать человека, когда у тебя уже есть отношения, и быстрее всего получить кредит, когда он больше тебе не нужен.
4. Чем больше ты хочешь понравиться кому-то, тем меньше это у тебя получается
Чем больше ты стараешься понравиться кому-то или как-то впечатлить человека, тем меньше он становится в тебе заинтересован. Люди видят, когда кто-то хочет им понравиться — и твоё стремление к получению одобрения, внимания и любви для окружающих — проявление незащищенности, неполноценности, заниженной самооценки. Такие качества считаются непривлекательными, и отталкивают тех, на кого ты хочешь произвести впечатление.
Стоит тебе начать ценить и уважать себя, и откровенно плевать на то, что скажут или подумают про тебя окружающие, как людей начнёт тянуть к тебе, как к магниту. Твоё поведение вновь станет одобряемым, и ты не будешь страдать из-за недостатка внимания.
5. Чем больше ты узнаёшь, тем глупее себя чувствуешь
Чем больше ты узнаёшь, тем чётче ты осознаёшь, сколько всего ещё не знаешь, уж прости за тавтологию. Только глупые люди искренне верят в то, что они знают практически всё. Даже если ты запомнишь всю школьную программу и университетский курс лекций, это не будет составлять даже 1% от всех знаний мира. Никто и никогда не сможет знать всё — и с этим нужно просто смириться. Мудреца отличает не количество информации, которая хранится в его памяти, а его осознание того, как мало он знает.
6. Ты не ценишь самые важные вещи в своей жизни, пока не потеряешь их
Большинство людей не ценит своих близких, друзей, любовь, полученные деньги, здоровье, молодость. Все эти вещи начинают иметь для них значение только тогда, когда уходят из их жизни. Пока ты молод и здоров, у тебя живы родители, ты располагаешь большим количеством свободного времени, тебя окружают друзья, которые прошли с тобой все тяжёлые периоды твоей жизни, ты принимаешь это как должное. Всерьёз ты не допускаешь мысли о том, что когда-нибудь всего этого у тебя может не быть. Но когда это случается, ты наконец ощущаешь, как много для тебя значили ушедшие люди, чувства, возможности.
7. Ты превращаешься в того, на кого боишься быть похожим
Ты замечал, что чаще всего твоя внутренняя борьба не приводит ни к чему хорошему. Если ты, будучи ребенком и подростком, боялся быть похожим, например, на своего отца, то во взрослой жизни ты внезапно начинаешь находить между вами сходство. И с годами оно будет всё очевиднее. Если ты не хочешь быть похожим на кого-то — не зацикливайся на этом человеке, не пытайся идти против себя, поступая так, как тебе кажется, он бы не поступил. Всё это не сработает, пока ты упорно сопротивляешься.
8. Чем больше у тебя выбора, тем сложнее его сделать
Когда ты приходишь в магазин и видишь два-три товара из нужной тебе позиции, ты почти мгновенно принимаешь решение, что тебе нужно, прогнав свой выбор по основным критериям. Но, чем больше на прилавке товаров, из которых ты можешь выбрать, тем сложнее тебе будет определиться. Это работает в отношении всего — при выборе партнера, работы, в подборе одежды. Широкий выбор усложняет тебе жизнь, а не облегчает её, как принято считать.
9. Пока ты ищешь счастье, ты будешь несчастен
Поиск счастья — одна из главных причин, почему ты не чувствуешь себя счастливым. Ты в любом случае не сможешь найти счастье в каком-то человеке, месте или предмете. Счастье — это твоё внутреннее состояние, которое не зависит от внешних обстоятельств. И его можно обрести только в том случае, если ты остановишься, посмотришь на то, что у тебя уже есть, и начнешь это ценить.
10. Ты требуешь от других людей действий, а себя ценишь по словам
У тебя, как и у большинства других людей, двойные стандарты: ты судишь окружающих по их поступкам и результатам их действий, а себя — по своим благим намерениям. То есть тебе хватает всего лишь мысли о каком-то хорошем деле, разговора о помощи, или причастности к правильному мнению, чтобы дать себе положительную характеристику. А вот другой человек в твоих глазах должен заслужить право называть себя хорошим.