Что такое опознавательный признак стечение согласных в русском языке
Тема: Опознавательные признаки орфограмм как средство формирования орфографической зоркости
, учитель-логопед БОУ «Гимназия №76»
Тема: Опознавательные признаки орфограмм как средство формирования орфографической зоркости
Понятие «опознавательные признаки орфограмм»
Понятие «опознавательный признак орфограммы» введено в методику преподавания русского языка в середине 60-х годов XX века «для обозначения условий выбора конкретной орфограммы» в связи с проблемой орфографической зоркости.
В 1970 году уточнил содержание понятия, определив опознавательный признак орфограммы как особый сигнал наличия орфограммы в слове или между словами и – одновременно – одно из условий выбора определенной орфограммы. Был предложен общий перечень опознавательных признаков разных типов орфограмм.
1. Несовпадение буквы и звука.
2. Звуки, дающие наибольшее количество несовпадений (опасные звуки). Необходимо как можно раньше научить детей замечать в словах такие “опасные” звуки (буквы), такие позиции в словах, такие пары звуков:
— пары звонких и глухих согласных;
— сочетания: жи-ши, ча-ща, чу-щу;
— сочетания: стн-сн, здн-зн, в которых могут встретиться непроизносимые согласные;
— согласные п, к, ф, т, с, ш на конце слова, которые могут оказаться слабыми позициями фонем б, г, в, д, з, ж;
— окончание, стык приставки и корня и многое другое.
Общими опознавательными признаками орфограмм являются:
1) расхождение между звуком и буквой, между произношением и написанием;
2) «опасные» звуки и звукосочетания (буквы и буквосочетания), их запоминание и постоянное внимание к ним;
3) морфемы, их выделение, прогнозирование в них орфограмм и проверка.
Данные группы опознавательных признаков можно отнести к общим для большинства орфограмм. Кроме общих опознавательных признаков каждый тип орфограмм имеет еще и частные признаки, присущие только одному типу, иногда — группе сходных орфограмм.
Классификации опознавательных признаков орфограмм.
Существует несколько классификаций опознавательных признаков орфограмм, которые не только не противоречат, но и дополняют друг друга.
— Классификация опознавательных признаков орфограмм буквенного типа по слабым и сильным позициям;
— Классификация опознавательных признаков орфограмм по их общим и частным признакам;
— Классификация опознавательных признаков орфограмм (с учётом принципов орфографии);
1.Классификация опознавательных признаков орфограмм буквенного типа по слабым и сильным позициям.
Что такое стечение согласных?
Что такое стечение согласных?
Типнарушенияблагозвучияречи, столкновениегруппысогласных, заканчивающейоднослово, сначальнойгруппойсогласныхдругого, смежногослова.
Ю. Лермонтова«СмертьПоэта»претерпеваетнеожиданнуюакустическуюинтерпретацию(«сдвиг», всоответствиистерминологиейА.
Е. Кручёных) : «Свинцомвгруди».
Что такое стечение согласных и конец слова?
Что такое стечение согласных и конец слова.
Что такое стечение согласных и конец слова задание 5 класса?
Что такое стечение согласных и конец слова задание 5 класса.
Допишите слова со стечением согласных :Тр?
Допишите слова со стечением согласных :
К каким опознавательным признакам орфограмм согласных относится слово «морковь»?
К каким опознавательным признакам орфограмм согласных относится слово «морковь»?
Можно ли проверить орфограмму в этом слове?
А Я ПРИДУМАЛ СЛОВО,
Укажите стечение четырех согласных а) открытка в) марка д) страница е) портфель?
Укажите стечение четырех согласных а) открытка в) марка д) страница е) портфель.
Что такое согласный звук?
Что такое согласный звук.
Помогите пожалуйста?
Что происходит с согласными в словах?
Что происходит с согласными в словах?
Допишите предложение : «При стечении согласных в середине слов произошло _______, ________, ________».
О других опознавательных признаках орфограммы мы узнаем позже.
Пишу цифры : 1, 5, помоему 10, 12, 19, 20, 26, 31, 32, 36, 40, 45, 48, 50, 52, 55, 57, 61, 64, 68, 70.
2, 5, 10, 12, 14, 20, 24, 25, 29, 31, 32, 35, 39, 52, 53, 55, 64, 66, 68, 69, 75.
Пусть, я сейчас неправильно поступил, но ты должен выслушать меня. Хотя, чужая я страна может быть прекрасной, она лишь обостряет любовь к родной земле. В саду и вокруг сада не было ни души. Пушкину быдло только пятнадцать лет, а его стихи были уж..
Возможно ДВА САПОГА ПАРА.
Дятел долбит деревья и ищет там червячков. Дятлов трудно найти человеку. Дятлы обитают в лесах.
стечение согласных
Смотреть что такое «стечение согласных» в других словарях:
Муюв (язык) — Муюв Самоназвание: Muyuw Страны: Папуа Новая Гвинея … Википедия
Фоника — отдел теории стиха, изучающий его звуковую организацию. При широком толковании термина Ф. в последнюю включается и учение о стихотворной ритмике. Однако более обычным и более четким является ограничение понятия Ф. изучением сочетаний гласных и… … Литературная энциклопедия
Хорезмско-тюркский язык — нужно отличать от современного хорезмского диалекта и иранского хорезмийского языка. Хорезмско тюркский язык Регионы: Центральная Азия, Хорезм и оазисы по нижнему течению р. Сыр Да … Википедия
Выбор предлога — 1. При выборе предлога в синонимических конструкциях учитывается различие в смысловых и стилистических оттенках между ними. Ср.: в адрес кого либо замечания – по адресу кого либо замечания (в данном сочетании первый вариант имеет… … Справочник по правописанию и стилистике
Выбор предлога — 1. При выборе предлога в синонимических конструкциях учитывается различие в смысловых и стилистических оттенках между ними. Ср.: в адрес кого либо замечания – по адресу кого либо замечания (в данном сочетании первый вариант имеет… … Справочник по правописанию и стилистике
Кумыкский язык — Самоназвание: къумукъ тил Страны: Россия … Википедия
Кластер (лингвистика) — У этого термина существуют и другие значения, см. Кластер. Языковой кластер (англ. cluster «пучок, группа») понятие, используемое в строгом значении в языковой систематике. Обозначает совокупность идиомов, которые близки между собой так же,… … Википедия
ПОЧВА — Слово почва этимологически родственно слову подошва. Согласно объяснению А. А. Потебни312, почва образовалось из подъшьва после утраты редуцированных звуков и вызванной этим процессом ассимиляции групп согласных, т. е. приблизительно в XIV XV вв … История слов
Мансийский язык — (вогульский язык) один из обско угорских языков. Распространён по левобережью Оби и её притокам в Тюменской и Свердловской областях РСФСР. Число говорящих 3,7 тыс. чел. (1979, перепись). Имеет северную, южную (исчезнувшую), восточную и западную… … Лингвистический энциклопедический словарь
Монгольские языки — Монгольские языки группа языков монгольских народов. Общее число говорящих 6,5 млн. чел. Вопрос о включении этой группы в состав алтайских языков остаётся на уровне гипотезы. М. я. являются результатом развития диалектов некогда единого (до 16… … Лингвистический энциклопедический словарь
Что такое стечение согласных и конец слова задание 5 класса?
Что такое стечение согласных и конец слова задание 5 класса.
Стечение согласныхтип нарушения благозвучия речи, столкновение группысогласных, заканчивающей одно слово, с начальной группойсогласныхдругого, смежного слова.
В «Кратком руководстве к красноречию» (1748) М.
Что такое стечение согласных и конец слова?
Что такое стечение согласных и конец слова.
Солнце, дуб, катушка, морковь, серёжка, вкусный, плуг, лесница, огород, опасный, стриж, пробка, мороз, потоп, молотьба, топот.
Допишите слова со стечением согласных :Тр?
Допишите слова со стечением согласных :
К каким опознавательным признакам орфограмм согласных относится слово «морковь»?
К каким опознавательным признакам орфограмм согласных относится слово «морковь»?
Что такое стечение согласных?
Что такое стечение согласных?
Помогите пожалуйста домашние задания для 3 класса вот такое задание Прочитайте Подберите к каждому из данных слов однокоренное имя существительное с чередующимся согласным звуком Вот такие слова как г?
Помогите пожалуйста домашние задания для 3 класса вот такое задание Прочитайте Подберите к каждому из данных слов однокоренное имя существительное с чередующимся согласным звуком Вот такие слова как горошинка и медведей Помогите пожалуйста.
Помогите пожалуйста?
Здравствуйте, у меня такое задание по русскому языку 1 класса?
Здравствуйте, у меня такое задание по русскому языку 1 класса.
Пишу цифры : 1, 5, помоему 10, 12, 19, 20, 26, 31, 32, 36, 40, 45, 48, 50, 52, 55, 57, 61, 64, 68, 70.
2, 5, 10, 12, 14, 20, 24, 25, 29, 31, 32, 35, 39, 52, 53, 55, 64, 66, 68, 69, 75.
Пусть, я сейчас неправильно поступил, но ты должен выслушать меня. Хотя, чужая я страна может быть прекрасной, она лишь обостряет любовь к родной земле. В саду и вокруг сада не было ни души. Пушкину быдло только пятнадцать лет, а его стихи были уж..
Возможно ДВА САПОГА ПАРА.
Дятел долбит деревья и ищет там червячков. Дятлов трудно найти человеку. Дятлы обитают в лесах.
Какие слова с опознавательным признаком стечение согласных. Что такое стечение согласных в словах. Выпадение из обоймы
, учитель-логопед БОУ «Гимназия №76»
Тема: Опознавательные признаки орфограмм как средство формирования орфографической зоркости
Среди направлений работы по предупреждению и устранению дизорфографии у младших важное место занимает развитие орфографической зоркости. Как пишет, «отсутствие орфографической зоркости или ее слабая сформированность является одной из главных причин допускаемых ошибок. Эта причина сводит на нет хорошее знание правил и умение их применять: школьник не видит орфограмм в процессе письма».
Понятие «опознавательные признаки орфограмм»
Понятие «опознавательный признак орфограммы» введено в методику преподавания русского языка в середине 60-х годов XX века «для обозначения условий выбора конкретной орфограммы» в связи с проблемой орфографической зоркости.
В 1970 году уточнил содержание понятия, определив опознавательный признак орфограммы как особый сигнал наличия орфограммы в слове или между словами и – одновременно – одно из условий выбора определенной орфограммы. Был предложен общий перечень опознавательных признаков разных типов орфограмм.
1. Несовпадение буквы и звука.
2. Звуки, дающие наибольшее количество несовпадений (опасные звуки). Необходимо как можно раньше научить детей замечать в словах такие “опасные” звуки (буквы), такие позиции в словах, такие пары звуков:
Пары звонких и глухих согласных;
Сочетания: жи-ши, ча-ща, чу-щу;
Сочетания: стн-сн, здн-зн, в которых могут встретиться непроизносимые согласные;
Согласные п, к, ф, т, с, ш на конце слова, которые могут оказаться слабыми позициями фонем б, г, в, д, з, ж;
Окончание, стык приставки и корня и многое другое.
Общими опознавательными признаками орфограмм являются:
1) расхождение между звуком и буквой, между произношением и написанием;
2) «опасные» звуки и звукосочетания (буквы и буквосочетания), их запоминание и постоянное внимание к ним;
3) морфемы, их выделение, прогнозирование в них орфограмм и проверка.
Классификаци и опознавательных признаков орфограмм.
Существует несколько классификаций опознавательных признаков орфограмм, которые не только не противоречат, но и дополняют друг друга.
Классификация опознавательных признаков орфограмм буквенного типа по слабым и сильным позициям;
Классификация опознавательных признаков орфограмм по их общим и частным признакам;
Классификация опознавательных признаков орфограмм (с учётом принципов орфографии);
1.Классификация опознавательных признаков орфограмм буквенного типа по слабым и сильным позициям.
Опознавательные признаки орфограмм
Наличие шипящего и ц
Н перед окончанием
-[ца] на конце глаголов,
Шипящие на конце слова
ь и ъ разделительные
Звук [й] после согласных
2.Классификация опознавательных признаков орфограмм по их общим и частным признакам
Опознавательные признаки (общие и частные)
Безударные гласные в корне (проверяемые и непроверяемые)
а) отсутствие ударения; б) гласные а, о, и, е; в) место в слове
Звонкие и глухие согласные
а) парные согласные б-п, г-к, в-ф, д-т, з-с, ж-ш; б) место в слове (в корне, в абсолютном конце слова или перед согласным)
а) «опасные» сочетания звуков или букв стн, здн, сн, зн и др.; б) место в слове
наличие звука [ j] после мягкого согласного, наличие гласных я, е, ю, ё
а) наличие звука после согласного, наличие гласных букв е, я, ю, ё (гласных звуков [э], [а], [у], [о] после [j]; б) место орфограммы: на стыке приставки, оканчивающейся на согласный, и корня
Раздельное написание предлогов, слитное написание приставок
а) наличие звукосочетания, которое может оказаться предлогом или приставкой; б) часть речи : глагол не может иметь предлога, предлог относится к имени существительному или местоимению
Заглавная буква в именах собственных
а) место в слове: первая буква; б) значение слова: название или имя
Заглавная буква в начале предложения
а) место в слове: первая буква; б) место в предложении: первое слово
Сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу
наличие в слове сочетаний
ь на конце имен существительных после шипящих
а) наличие на конце слова всегда мягких шипящих ч и щ или всегда твердых ш и ж; б) часть речи: имя существительное; в) род: мужской или женский
а) место орфограммы: в окончании; б) наличие в окончании безударного е-и; в) часть речи: имя существительное
а) наличие такого сочетания; б) их место: на конце слова; в) часть речи: имя прилагательное
Правописание безударных личных окончаний глаголов
3. Классификация опознавательных признаков орфограмм
А. Безударность (отсутствие ударения на корневом гласном звуке).
Б. Гласные [а], [о], [е], [и] как наиболее «опасные». В. Безударный гласный находится в корне. Гласные [а], [о], [е], [и] названы наиболее «опасными».
Однако на самом деле в безударной позиции звуки [о], [е] в корнях слов не произносятся. Вместо них слышатся либо [а] либо [и] и именно поэтому возникает «опасность» неправильного выбора буквы. Уже само наличие данных звуков в корне слова в безударном положении свидетельствует о необходимости проверки. На этот факт следует обращать внимание детей.
Нахождение опознавательных признаков орфограмм в плане внешней речи с использованием материальных опор (условных обозначений, схем)
Нахождение опознавательных признаков орфограмм только в речевом плане;
Нахождение опознавательных признаков орфограмм в плане внутренней речи (в умственном плане).
Такая последовательность работы позволяет формировать навык определения существенных опознавательных признаков и минимального орфографического поля орфограммы с постепенным переводом процесса их нахождения во внутренний план. Это обусловлено тем, что для младших школьников свойственно наглядно-образное мышление. Введение схематического изображения орфограммы позволяет преобразовать орфограмму в модель или схему, что создаёт условия для развития наглядно-схематического, логического мышления. Навык опознавать отличительные признаки орфограмм будет стойким в том случае, если учащиеся сами принимали участие в их «открытии».
Составленная модель орфограммы поможет осмыслить и без труда воспроизвести орфографическое правило. На основе опознавательных признаков орфограмм составляются алгоритмы орфографических действий.
Таким образом, знание опознавательных признаков орфограмм и умение их находить является непременным условием формирования орфографической зоркости. Особенно важно формирование способности обнаруживать орфограммы в системе работы по предупреждению и коррекции дизорфографии у школьников.
1. Азова работа по коррекции дизорфографии у младших школьников с общим недоразвитием речи: Учебно-методическое пособие.- М., Российский университет дружбы народов, 2007
2. Алгазина орфографических навыков: Пособие для учителя. – М., 1987
4. Богоявленский усвоения орфографии. / – М., 1966
9. Львов орфографии в начальных классах///Начальная школа. –1984. №12-С.67
10. Львов в начальных классах/. –М.: Просвещение, с.
11.Шклярова научить Вашего ребёнка писать без ошибок. Издательство «Грамотей», 2003, с.4
У каждого типа орфограмм свои легко запоминающиеся приметы, или опознавательные признаки:
У небуквенных орфограмм: наличие не и ни , предлогов и союзов, приставок в- , кое- , по- , суффиксов -либо , -нибудь , -таки , -ых (-их) , -ому , -ему , сложных слов, конец строки.
Опознавательные признаки усваиваются постепенно, по мере ознакомления с новыми видами орфограмм. Они выполняют огромную обучающую роль, если учитель проводит соответствующую работу.
45. Методика работы над орфографическим правилом.
Вот почему важно найти такие пути изучения орфографии, которые способствовали бы формированию у учащихся мыслительных навыков. Для этого необходимо разъяснить не только существо орфографических правил, но и то, как пользоваться ими практически, т.е. определить, когда нужно применить правило; установить, какое правило нужно применять; в какой последовательности надо разбирать слово, чтобы применить соответствующее правило к данному конкретному случаю.
С этой целью при изучении каждого орфографического правила учитель знакомит учащихся со схемами письменного и устного орфографического разбора и его образцом, а также использует объяснительное письмо.
Схема орфографического разбора определяется:
Важно отметить, что иногда отдельные пункты разбора, указывающие, какую операцию, какое действие должен совершить ученик, предусматривают далеко не элементарный шаг. Эта операция сама может состоять из ряда шагов.
Скажем, в схеме разбора говорится: «Определить склонение имени существительного». Можно ли считать эту операцию элементарной? Очевидно, нет.
Поставить интересующее его имя существительное в именительный падеж единственного числа;
Обратить внимание на окончание;
Определить род имени существительного.
Сложная операция определения склонения имени существительного отрабатывается до того, как она будет включена в схему орфографического разбора (при изучезбора (при изучещего грамматического материала).
Прежде всего остановимся на содержании разбора, т.е. на том, какие существенные признаки должен установить учащийся, чтобы верно применить правила. Эти существенные признаки указываются в формулировках орфографических правил. Например:
Согласно формулировке данного правила, ученик должен определить:
а) в какой морфеме находится гласный, который следует за шипящим;
Что касается последовательности разбора, то целесообразно учитывать следующее: во-первых, называется опознавательный признак; во-вторых, такой существенный признак или такие существенные признаки, при помощи которых ученик должен подвести орфограмму под правило; в-третьих, такой существенный признак или такие существенные признаки, определение которых позволить решить вопрос о написании данной орфограммы.
Возникает вопрос, в какой последовательности эти существенные признаки надо рассматривать. При его решении необходимо руководствоваться следующим: вначале рассматриваются те существенные признаки орфограммы, выяснение которых при известных обстоятельствах может исключить необходимость определения других существенных признаков.
Опознавательный признак орфограммы может быть только один, например безударный гласный, звук [ н ] в суффиксе. Поэтому на опознавательном этапе последовательность анализа орфограммы устанавливать не надо. Что касается «выборочных» и «заключительных» признаков орфограммы, то их может быть два и более. В таком случае на «выборочном» и «заключительном» этапах необходимо выяснить последовательность анализа орфограммы. При этом надо руководствоваться следующим: вначале определяется такой признак, установление которого может исключить необходимость выяснения другого признака или других признаков.
Учить школьников применять орфографические правила помогает объяснительное письмо.
Под объяснительным письмом понимается письмо учащихся с устным или письменным объяснением орфограмм (В.А. Добромыслов). Устное объяснение орфограмм непосредственно перед написанием слова и в ходе его написания получило в опыте липецких учителей название комментированного письма. Более приемлимым, с нашей точки зрения, является термин «объяснительное письмо».
При выполнении упражнений типа списывания и при написании диктантов учащиеся устно или письменно объясняют орфограммы, т.е. указывают в определенной последовательности все существенные признаки, совокупность которых определяет верное написание (производят орфографический разбор).
При письменном объяснении используются условные сокращения и подчеркивания, о чем сообщается учащимся тогда, когда дается образец письменного разбора.
Условные сокращения и графические обозначения позволяют учащимся письменно объяснять все рассматриваемые в школе орфограммы, т.е. фиксировать умственные действия в процессе применения правил по схемам, предложенным учителем.
Что касается устного объяснения орфограммы, то оно обычно представляет собой связное высказывание типа рассуждения. В таком случае развиваются мышление и речь учащихся и глубоко осмысливаются орфографические правила.
Устное объяснение орфограммы, представляющее собой развернутое рассуждение в соответствии со схемой орфографического разбора, особенно уместно проводить сразу же после объяснения соответствующего орфографического правила (когда учащиеся овладевают развернутым рассуждением, ведущим к определению нужной орфограммы), при повторении и в ходе работы над ошибками.
То же самое нужно сказать и в отношении письменного объяснения орфограммы. Однако письменное объяснение имеет место и тогда, когда необходимость в развернутых рассуждениях отпадает. Учащиеся, определяя орфограмму, лишь устанавливают существенные фонетические и грамматические признаки, используя условные сокращения (см. приложение №) и подчеркивания. При этом письменное объяснение обязывает всех школьников анализировать орфограммы, т.е. учиться применять правила, и помогает учителю выявить ошибки в анализе, породившие неверное написание. В последнем случае имеется возможность при работе над ошибками и при дальнейшем закреплении орфографических правил обратить внимание на то, что еще не усвоено учащимися и что является причиной возникновения ошибок.
Важно подчеркнуть следующее: для того чтобы школьники учились применять орфографические правила, они должны в ходе выполнения упражнений объяснять орфограммы до написания слов, которые содержат соответствующие орфограммы.
И еще на одно обстоятельство надо обратить внимание. Необходимо тренировать учеников в объяснении орфограмм при слуховом восприятии текста.
«Вдруг взгрустнулось другу, вскоре снова встретит он врага…» Но почему же загрустил и читатель этих строк? Сопереживание лирическому герою? Безусловно. Но есть и кое-что незаметное на первый взгляд. А если попробовать прочитать предложение вслух? Приготовьтесь к встряске и взрыву языка. Разберемся, что такое стечение согласных. Это будет интересно.
Стечение согласных: сколько?
А как у них?
Итальянский язык не зря считается одним из самых мелодичных. Обилие гласных и их частое чередование с согласными делает речь звонкой и переливчатой, чего стоит только известное «аморе» или «синема».
А вот сербскому и чешскому языкам повезло меньше. «Чрли врх», что значит всего лишь «черная вершина», звучит инфернально. А за зловещим «трдло» скрывается аппетитная булочка. И это совсем не исключения.
Где сливаются согласные
Место встречи изменить можно
Говоря о «месте встречи», нельзя не упомянуть случайное стечение согласных букв на стыке слов или морфем. Классический пример из плохого стихотворения для детей: «Пупс взбешен». С таким столпотворением глухих согласных взбесится не только пупс! Свистящие [с] и [з] полностью растворяют ни в чем не повинный [в] между ними, стирают границу слов и при быстром произнесении делают фразу малопонятной.
Выпадение из обоймы
Гласности много не бывает?
Аудиоаппаратура, гидроаэроионизация, радиоактивность. Нетрудно заметить, что стечения гласных встречаются на стыке основ в составных словах. Как правило, это сложные научные термины, которые мы редко употребляем в повседневности. Если попробовать прочитать такие слова вслух, можно услышать, что они невольно делятся на два или три более коротких (по числу основ). Все же с гласными обращаться легче благодаря большему участию голоса при их произнесении.
Скороговорки
В основном скороговорки направлены на оттачивание простых схожих между собой слогов «согласный-гласный». Таким образом, скороговорка улучшает темп и плавность речи одновременно.
Есть несколько скороговорок и со стечением согласных. Однако они не столь известны.
От таких словесных упражнений речь изящнее не станет, а потому лучше все же пользоваться старыми испытанными плодами народного творчества.