Что такое орфографическая запись

Орфографический разбор

Орфографический разбор (разбор под цифрой 6)

Первая задача — опознать орфограмму.
Подавляющее большинство орфографических ошибок случаются по причине расхождения звукового и буквенного состава слова. Один и тот же гласный звук может обозначаться на письме разными буквами, например: звук [и]- и миры [м’и]ры, е менять [м’и]нять, я пятак [п’и]так, а [и] часы [ч’и]сы, э этаж [и]таж; согласные уподобляются друг другу (пруд [прут], с другом [здругам], с чем-то [щ’эмта], мыться [мыца])…
Распечатайте «Фонетический разбор«, пусть он постоянно будет перед глазами.
Опознать орфограмму поможет стр. «Список орфограмм«.

Вторая задача — выбрать нужное правило.
Алгоритм любого орфографического правила базируется на двух «китах»: состав слова и часть речи.
Научиться быстро самостоятельно разбирать слова по составу поможет файл «Морфемный разбор«.
Определить часть речи можно по общему грамматическому значению и вопросу из таблицы (см. ниже).

Схема орфографического разбора слова

1. Выписать контрольное слово.
2. Вставить пропущенные буквы или раскрыть скобки.
3. Подчеркнуть в слове место орфограммы.
4. Назвать орфограмму и объяснить (устно или письменно) условия правильного написания.
5. Указать проверочное слово (если возможно) и привести примеры слов с данной орфограммой.

Источник

Что такое орфографическая запись

Задание 1.

Что такое [туш]? Дайте орфографическую запись толкуемого слова.

Количество баллов.

Орфографическая запись каждого слова – 0, 5 балла.

Ответ.

Задание 2.

Подберите фразеологизмы, способные выразить смысл «много».

Количество баллов.

Один фразеологизм – 1 балл.

Ответ.

Куры не клюют, тьма-тьмущая, вагон и маленькая тележка, хоть пруд пруди, хоть лопатой греби, выше головы, яблоку негде упасть и др.

Задание 3.

Что такое топонимы? Есть ли в русском языке слова, родственные этому лингвистическому термину? Назовите их, если они вам известны. Приведите примеры топонимов.

Количество баллов.

Ответ на вопрос – 1 балл.

Родственное слово – 1 балл.

Ответ.

1. Топонимы – это географические названия. (1)

3. Киев, Нева, Альпы и др. (1 пример – 0,5 балла)

Задание 4.

Найдите в пословице устаревшие формы. Укажите соответствующие им современные формы. Раскройте смысл этой пословицы.

Не вспоя, не вскормя, ворога не наживешь.

Количество баллов.

Ответ.

(Не) вспоя – (не) вспоив (1); (не) вскормя – (не) вскормив (1); ворога – врага (1).

Враг появляется у человека, если он «поит и кормит» его ссорами, обидами, разногласиями, то есть вольно или невольно прилагает усилия для его «взращивания» (До 2).

Задание 5.

Прочитайте отрывок из сказки французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери. Какое слово в нем может быть заменено цифрой? Какой частью речи оно является? Какие слова вне этого отрывка могут относиться к другой части речи? Какой частью речи они являются в этом тексте?

Взрослые очень любят цифры. Когда рассказываешь им, что у тебя появился новый друг, они никогда не спросят о самом главном. Никогда они не скажут: „А какой у него голос? В какие игры он любит играть? Ловит ли он бабочек?“ Они спрашивают: „Ему уже двенадцать лет? Сколько у него братьев? Сколько он весит? Сколько зарабатывает его отец?“ И после этого воображают, что узнали человека. Уж такой народ эти взрослые. Не стоит на них сердиться.

Количество баллов.

Ответ.

2. Вопросительное местоимение.

3. Взрослые, самое главное – имена существительные в тексте; имена прилагательные.

В случае указания на слова стоит (безличный // личный глагол), что (союз // местоимение), и (союз // частица), после (предлог // наречие) каждый ответ оценивается тремя баллами.

Задание 6.

Объясните значение «детских» слов. От какого слова и как они образованы?

Копатка, люденыш, рогается, грозительный (палец), покупец, затужить (пояс).

Количество баллов.

Значение слова – 0,5 балла.

Производящее слово – 0,5 балла.

Словообразовательные морфемы – до 1 балла.

Итого максимум 12 баллов.

Ответ.

Копатка – лопатка; от копать при помощи суффикса -тк-.

Люденыш – ребенок; от люди при помощи суффикса –еныш-.

Покупец – покупатель; от покупать при помощи суффикса -ец-.

Затужить (пояс) – затянуть; от тугой или туго при помощи суффикса -и- и приставки за-.

Задание 7.

Найти правильных «соседей» в словосочетаниях, используя только предложенный материал.

Повысить здоровье, улучшить зарплату, укрепить качество, усилить условия, повысить оборону.

Количество баллов.

Одно словосочетание – 1 балл.

Ответ.

Укрепить здоровье, повысить зарплату, улучшить качество, улучшить условия, укрепить оборону.

Задание 8.

Однажды один учёный шёл домой и случайно услышал разговор двух школьников. Один сказал: «Гляди, Ушаков идёт!» Другой удивился: «Ты что? Ушаков — это словарь». Прав ли второй школьник, назвав словарь фамилией человека? О каком словаре идёт речь?

Количество баллов.

Ответ.

Второй школьник, называя словарь Ушаковым, использовал метонимический перенос наименования с автора на его произведение. Ср. У тебя Пушкин есть? = У тебя книга Пушкина есть? (До 2 баллов) Он имел в виду «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д.Н.Ушакова – первый советский толковый словарь, первый том которого был издан в 1935, а последний в 1940 году. (До 2 баллов)

Задание 9.

Согласны ли вы с тем, что среди следующих слов есть слово, состоящее из 5 морфем? Обоснуйте свой ответ, указав морфемный состав каждого слова.
Подорожник, безумный, выкрикнуть, подумаете, передумал.

Количество баллов.

Состав 1 слова – 0,5 балла.

Итого максимум 2,5 балла.

Ответ.

По – дорож – ник – нулевое окончание – 4 морфемы.

Без – ум – н – ый – 4 морфемы.

Вы – крик – ну – ть – 4 морфемы.

По – дум – а – ете – 4 морфемы.

Задание 10.

В каком слове три мягких согласных?
Спешить, осень, печники, каменщик.

Количество баллов.

Ответ.

Задание 11.

Подберите иконно русские синонимы для заимствованных слов. Вставьте в них пропущенные буквы.

…гоизм, ижд…венец, к…л…(с,сс)альный, ун…кальный, ин…екция, а(к,кк)орд.

Количество баллов.

Орфограмма – 0,2 балла. Всего 1,6 балла.

Синоним – 0,5 балла. Всего 3 балла.

Итого максимум 4,6 балла.

Ответ.

Задание 12.

Изменится ли синтаксический состав предложения Глухой, дремучий лес при изменении порядка слов? Объясните свой ответ.

Количество баллов.

До 4 баллов в зависимости от полноты характеристики каждого варианта предложения.

Ответ.

Синтаксический строй предложения изменится: предложение

Задание 13.

Нужны ли знаки препинания в предложении со следующими грамматическими признаками: простое, распространенное, осложнено обращением и однородными дополнениями, соединенными союзом или? Ответьте на вопрос, составив предложение, соответствующее такой характеристике. Названные признаки отразите графически (подчеркиванием).

Количество баллов.

Ответ. обращение доп. доп.

Возможный вариант предложения: Наташа, передай мою книгу Оле или Ире.

Источник

Как выполнить орфографический разбор слова?

Орфографический раз­бор сло­ва — это объ­яс­не­ние всех орфо­грамм в сло­ве. Этот вид раз­бо­ра сло­ва тес­но свя­зан с поня­ти­ем «орфо­грам­ма».
Орфограмма — это напи­са­ние в сло­ве, кото­рое соот­вет­ству­ет опре­де­лён­но­му пра­ви­лу рус­ско­го языка.
Некоторые сло­ва рус­ско­го язы­ка как про­из­но­сят­ся, так и пишутся:
дом, стол, забор, кров­ля.
В этих сло­вах нет орфограмм.
Произношение боль­шин­ства слов рус­ско­го язы­ка не соот­вет­ству­ет их написанию.

Сравним, как пишут­ся и зву­чат слова:

празд­ник [п р а з’ н’ и к]
город [г о р а т]

Вот тогда ошиб­ко­опас­ное место в сло­ве явля­ет­ся орфо­грам­мой, к напи­са­нию кото­рой сле­ду­ет при­ме­нить соот­вет­ству­ю­щее правило.
Выделяют несколь­ко видов орфограмм:

напи­са­ние бук­вы (глас­ной, соглас­ной, про­пис­ной или строчной);
дефис в сло­вах (светло-зеленый, диван-кровать, по-лисьи);
про­бел меж­ду сло­ва­ми раз­ных частей речи (по мосту, в лесу).

Орфограммы могут нахо­дить­ся в любой мор­фе­ме слова:

при­став­ке (избе­гать, при­е­хать);
корне (поло­жить, ука­зать);
суф­фик­се (белиз­на, руле­вой);
окон­ча­нии (в небе, об экс­пе­ди­ции).
Чтобы выпол­нить орфо­гра­фи­че­ский раз­бор сло­ва, при­ме­ним сле­ду­ю­щий алгоритм:

выпи­сать слово;
ука­зать гра­фи­че­ски мор­фе­мы с орфограммами;
под­черк­нуть бук­вы, соот­вет­ству­ю­щие орфограмме;
ука­зать пра­ви­ло и объ­яс­нить (уст­но или пись­мен­но) усло­вия пра­виль­но­го написания;
подо­брать, если необ­хо­ди­мо, про­ве­роч­ное слово;
при­ве­сти при­ме­ры слов с ана­ло­гич­ной орфограммой.

Примеры орфо­гра­фи­че­ско­го раз­бо­ра слов.

Праздник
1. Обозначим корень сло­ва — праздник-.
2. Подчеркнем бук­ву «д» и «и».
3. Непроизносимая соглас­ная в корне. Непроверяемая без­удар­ная глас­ная в корне.
4. Непроизносимую соглас­ную про­ве­рит сло­во «праз­ден». Написание без­удар­ной глас­ной «и» запомнить.
5. Примеры слов с непро­из­но­си­мым согласным:
позд­ний, без­дна, звёзд­ный.

Город
1. В корне сло­ва (обо­зна­чим дугой корень) две орфограммы.
2. Подчеркнем вто­рую бук­ву «о» и «д».
3. Непроверяемая без­удар­ная глас­ная в корне. Проверяемый соглас­ный в корне.
4. Буква «о» пишет­ся в соче­та­нии -оро-. Написание запом­ним. Согласный в корне про­ве­рит фор­ма сло­ва «горо­да» или род­ствен­ное сло­во «горо­док».
5. Примеры слов с конеч­ным про­ве­ря­е­мым соглас­ным в корне:
мор­ковь (сте­бель мор­ко­ви), столб (стол­бы, стол­бик), плуг (плу­ги).

Источник

Что такое орфография и как самостоятельно за короткий срок выучить все правила орфографии

Правила написания букв в словах.

Что такое орфографическая запись. Смотреть фото Что такое орфографическая запись. Смотреть картинку Что такое орфографическая запись. Картинка про Что такое орфографическая запись. Фото Что такое орфографическая запись

Орфография – это один из разделов языкознания. Его еще называют «правописанием». Орфография – это совокупность правил написания слов. Быть орфографически грамотным – значит уметь передавать слова на письме, то есть без ошибок писать буквы в этих словах.

В этой статье я постараюсь вам объяснить, что такое орфография, почему она так важна и как легко выучить ее самостоятельно. Ближе к концу статьи порекомендую полезные книги и бесплатные учебные материалы, которыми пользуюсь сам, так что читайте статью полностью.

Что такое орфография понятным языком

Слово «орфография» пришло в русский язык из греческого. В греческом оно образовалсь из двух корней: «орфо» и «графо», которые дословно переводятся «правильно» и «пишу». В русском языке орфографию еще называют правописанием.

Этот раздел науки о языке изучает правила написания слов. И объясняет, почему надо писать именно так, а не иначе. Почему, например, в слове «положить» в корне «лож» мы пишем «о», а в слове «полагать» – «а». Или почему слово «собака» пишется через «о», а «картошка» через «а».

Зачем она нужна

Чтобы все слова писались одинаково и в языке не было хаоса. Например, если один человек будет писать «алгоритм», а другой «олгоритм», а третий «элгоритм» – получится жуткая каша и язык распадется.

Вторая важная причина – чтобы каждую букву в слове можно было объяснить. То есть ответить на вопрос, почему пишется именно такая буква, а не какая-то другая. Объяснение нужно для того, чтобы не возникало постоянных споров и дискуссий о правописании.

Как связаны орфография и орфограмма

Орфограмма – это одна из букв слова, которую нам надо проверить. Орфография нужна как раз для того, чтобы мы могли проверять орфограммы в словах.

Орфограмма – это буква в «слабой позиции». Слабая позиция означает, что написание буквы вызывает у нас сомнение. Следовательно, чтобы написать правильно, мы находим орфографическое правило и только потом пишем. В соответствии с этим правилом.

Если буква в «сильной позиции», то вопросов по ее написанию у нас не возникает. Например, в слове «коты» мы без проблем напишем «т», потому что она в сильной позиции – перед гласной. А в слове «ко…» у нас уже будет вопрос – «т» или «д», потому что обе буквы произноситься будут одинаково – [кот].

Вот и получается, что орфография помогает нам правильно писать буквы в слабой позиции – орфограммы.

На какие вопросы отвечает орфография

Я перечислю эти вопросы и кратко прокомментирую их. И примеры тоже приведу, чтобы вам было более понятно.

Как писать отдельные части слов

Части слова еще называются морфемами. Здесь основной принцип орфографии такой: «морфемы надо писать одинаково». Поэтому если у нас корень слова «берез», то мы в любых словах этот корень будем писать именно так. Не «бирез» и не «берес». И не «бирес» тоже.

В любом слове одна и та же морфема должна передаваться одними и теми же буквами: береза, березняк, подберезовик, березовый, березка.

В каких случаях надо писать слитно, раздельно или через дефис

По правилам современного русского языка, каждое слово надо писать раздельно с другим словом. Например, «в поле» мы пишем раздельно, потому что «в» – это предлог, а «поле» – существительное.

Если слово одно, то оно пишется либо слитно, либо через дефис. Мы пишем существительное «водоканал» слитно, потому что это одно слово. «Что-нибудь» пишем через дефис, потому что это тоже одно слово – неопределенное местоимение.

Какие слова пишутся со строчной буквы, а какие – с заглавной

Внутри предложения мы пишем с заглавной те слова, которые являются именами собственными. Тем самым мы подчеркиваем, что эти слова обозначают предметы, единственные в своем роде. Например: «У меня была собака Цыган» – вот этот «Цыган» – один единственный во всем мире, моя собственная собака, другой такой ни у кого нет и не было. И не будет.

Со строчной буквы пишутся все остальные слова, потому что они обозначают нарицательные понятия – не единственные в своем роде. «Собака», например, нарицательное существительное, потому что собак полно.

Обратите внимание, в других языках могут быть свои орфографические правила. В немецком все существительные надо писать с заглавной буквы. А в английском с заглавной всегда пишется местоимение «I» – я. В русском такого нет.

Как переносить слова

Переносить надо по слогам. То есть чтобы в каждой перенесенной части слова был гласный. Нельзя оставить на одной строке буквы «пр», а на другую строку перенести «оизводство». На первой строке должен остаться минимум один слог, то есть: «про-изводство».

Подробнее об этом читайте в моей статье про перенос слов.

Какие буквы помогает писать орфография

С помощью орфографии мы пишем три типа букв, или орфограмм: проверяемые, непроверяемые, чередующиеся.

Проверяемые

Это такие, которые можно каким-то образом суметь проверить. Например, в слове «кро…» мы пишем «т», потому что проверочное слово «кроты». В слове «желтый» мы пишем «е», потому что эта буква «прослушивается» в родственных словах: желток, желтеть, желтоватый, желтизна.

Непроверяемые

Их проверить никак нельзя и надо смотреть в словаре. Например, почему в слове «корова» пишется «о»? Просто вот так сложилось. Мы не можем подобрать никакое проверочное слово и смотрим в словарь, а в словаре написано «корова».

Иногда непроверяемые гласные и согласные встречаются в окончаниях отдельных слов. В этом случае мы тоже просто запоминаем их написание. Например, мы пишем «котороГо», хотя вслух говорим «котороВо».

Чередующиеся

Чередующиеся гласные встречаются только в корнях слов. Если гласная чередующаяся – значит в одном и том же корне она может меняться на какую-то другую. И проверить эту гласную нельзя, надо смотреть на условия чередования.

Например, самое распространенное условие для выбора правильной гласной – наличие или отсутствие суффикса «а» после корня. Например, если этот суффикс есть, мы пишем во многих корнях с чередованием букву «и», а если его нет – «е»: протирать – протереть, замирать – замереть, напирать – напереть, набирать – наберу, надирать – надеру и так далее.

Что надо делать, чтобы выучить орфографию

Смотрите, в школьных учебниках полно упражнений, в которых надо вставлять в слова пропущенные буквы или выбирать слитное/раздельное написание. Например: «(Пр…)город был (н…)д…леко от моря». Если у вас в школе был слабый учитель, то он требовал просто вставить буковки и все: «Пригород был недалеко от моря».

Если учитель был сильный, то он наверняка требовал от вас разбирать каждую орфограмму. Разобрать, значит ответить на вот эти три вопроса:

Вот смотрите, я разбираю орфограмму в слове «пр…город»:

Вот еще мое видео на эту же тему, я там объясняю правописание слова «вода». Посмотрите.

Чтобы выучить орфографию, надо брать учебник русского с подобными орфографическими упражнениями и объяснять каждую орфограмму.

Если делать это в школе, с 5 по 11 класс, то репетиторы по русскому вообще будут не нужны, проблем с правописанием тоже не будет. Вы «автоматически» будете писать все буквы правильно.

Если вы школу уже закончили, то вам нужен хороший учебник русского и постоянная практика. Давайте разбираться, какой учебник выбрать и как организовать практическую работу.

Полезные материалы

Сначала я порекомендую вам хорошие учебники, а потом – бесплатные и платные материалы для отработки практических навыков.

Учебник

Я вам рекомендую учебник Веры Васильевны Бабайцевой «Русский язык. Теория. 5-9 класс». Ссылка, которую я поставил, ведет на книжный интернет-магазин Лабиринт. Там цены ниже чем в большинстве других книжных магазинов, книги доставляются в пункты выдачи. В вашем городе наверняка такой есть.

Я рекомендую вам эту книгу по следующим причинам. В других учебных комплектах в каждом учебнике есть и теория и практика. Поэтому учебники каждый год меняются и часто выпускаются даже в двух частях, а не в одной.

В учебном комплекте Бабайцевой все немного иначе. Она сделала один учебник с теорией, куда включила весь теоретический материал и все правила, которые дети должны выучить. С пятого по девятый класс этот учебник не меняется, он один-единственный. А вот учебник с практическими упражнениями для каждого учебного года свой.

Получается, что вот эта «Теория» – как бы универсальный справочник. Там изложены все знания, которые должны получить школьники. Написано простым и понятным языком, читается легко.

Отмечу важный нюанс. В плане теории языка в учебнике Бабайцевой могут быть отличия от некоторых других учебников. Например, Бабайцева считает, что «ть» в неопределенной форме глаголов – суффикс, а не окончание. Она называет словосочетаниями не только сочетания слов с подчинительной связью, но и слова с сочинительной связью.

Но эти спорные моменты никогда не выносятся на экзамены по русскому, поэтому, в принципе, проблем нет.

Справочник

Есть очень серьезный справочник по орфографии и пунктуации, который еще в Советском Союзе был издан Розенталем. Он так и называется: «Справочник по орфографии, пунктуации и литературной правке». Автор – Розенталь Дитмар Эльяшевич.

В справочнике вы найдете вообще все необходимые правила русского языка. Но эта книга академическая, читать ее достаточно сложно. Если вы постоянно работаете с текстом, я вам рекомендую эту книгу приобрести, чтобы она была у вас дома и вы могли при необходимости к ней обратиться.

Книга постоянно переиздается, поэтому все новые литературные нормы в ней учитываются.

Наш архив с пособиями

Я собрал в интернете четыре пособия с правилами по русскому языку. Их написали учителя, которые сами преподают в школе и готовят своих учеников к выпускным экзаменам. В пособиях материал излагается не хуже, чем в учебнике Бабайцевой, там много схем и таблиц, которые позволяют систематизировать знания.

Чтобы получить архив с пособиями, напишите на этой странице свою почту, я вам его отправлю. Все бесплатно, вирусов нет, я проверял сам.

Наши статьи по орфографии

У нас периодически публикуются статьи по орфографии. Подпишитесь на рассылку, чтобы не пропускать новые материалы. Рассылка бесплатная. Когда подпишетесь, мы автоматически будем вам присылать новые тексты с обзором правил русского языка.

Для примера можете посмотреть вот эти статьи по орфографии. Их писал я. В каждой статье я стараюсь не только говорить, как нужно писать то или иное слово, но и комментировать его, объяснять правило.

К некоторым статьям я еще добавляю свои авторские ролики типа вот такого. Просматривайте их тоже.

Бесплатные тренажеры по русскому языку

Если вы уже взрослый человек, вряд ли у вас будет время выполнять упражнения в школьных учебниках и объяснять в них каждую орфограмму. Следовательно, вам нужно что-то более «модернизированное». В этом плане могу предложить бесплатные тренажеры по русскому языку, которые есть на платформе проекта Викиум.

Вот общая страница с тренажерами, зайдите туда, выберите вкладку «Способность к работе с текстом». Там есть тренажеры для отработки орфографии, пунктуации, подбора синонимов. Некоторые программы были созданы для того, чтобы помогать нам с вами лучше чувствовать родной язык, понимать, какой текст написан слабо, а какой сильно. В общем, великолепная вещь. И главное – полностью бесплатная. Выбирайте и занимайтесь.

Курс «Идеальный русский»

Этот курс тоже с Викиума, он платный, стоит 890 рублей. В нем есть теория и три уникальных тренажера, которых в открытом доступе на сайте вы не найдете. На мой взгляд, курс очень хорошо ориентирован на практику и помогает эффективно закреплять теорию. Если есть возможность – приобретите его и занимайтесь хоть целый день.

Доступ ко всем материалам курса «Идеальный русский» после покупки вы получаете навсегда.

Другие курсы

У нас на сайте есть подборки с другими курсами по русскому языку. Там почти все курсы платные, но есть не очень дорогие материалы. Посмотрите, может быть, найдете для себя что-то полезное.

Помогает ли чтение писать грамотно

Когда я учился в педагогическом институте, нам преподаватели говорили: «Когда ребенок читает, он запоминает написание слов. Поэтому чтение помогает писать грамотно».

Но у нас в группе были студенты, которые поначалу не очень хорошо разбирались в орфографических правилах. И они говорили: «Ну вот мы читаем, много читаем, а грамотно писать все равно не получается, на диктантах бывают ошибки».

Так что я лично думаю, чтение особой роли не играет. Чтобы научиться писать орфографически грамотно, надо именно писать, выполнять практические упражнения.

Чтение – это здорово, но его мало.

Как не потерять мотивацию к изучению правил русского языка

Наша статья подходит к концу и мне хотелось бы сказать пару слов о мотивации. Перед тем как изучать орфографию, ответьте себе на вопрос: «Зачем мне это надо». У вас должна быть реально сильная мотивация, иначе все эти пропущенные буквы в словах вам быстро наскучат.

Я могу вам предложить вот такой интересный лайфхак. Чтобы применять свои знания, вы можете писать статьи в интернет и зарабатывать на этом. Заработок на текстах называется копирайтингом, я лично им занимаюсь вот уже восемь лет. Это моя основная работа.

Посмотрите мою статью о том, что такое копирайтинг, я постарался там понятным языком все описать и объяснить. Если вы будете периодически писать статьи – это будет отличной тренировкой ваших орфографических навыков. А когда начнете еще и достойно зарабатывать на этом – мотивация к изучению орфографии вообще будет зашкаливать.

Заключение

Мы поговорили о том, что такое орфография и как ее изучить. Мне хотелось, чтобы вы из этой статьи не просто почерпнули информацию, но и получили какие-то практические рекомендации.

Были ли вам полезны ссылки на сторонние ресурсы, которые я приводил? Планируете ли вы приобрести учебники или справочники по русскому языку, чтобы изучать орфографию? Начали ли заниматься на орфографических тренажерах?

Жду от вас обратной связи. Всем удачи, не теряйте мотивацию.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *