Что такое орфографическая зоркость и как ее развивать

Формирование грамотного письма является одной из самых сложных задач на начальном этапе обучения детей в школе. Учителя русского языка ежегодно сталкиваются с необходимостью подготовки школьников и прекрасно осознают всю ценность первых шагов в данном направлении. Становление навыков орфографической зоркости — это систематическая работа, которую педагоги начинают проводить с детьми в младших классах. Весь процесс дальнейшего обучения во многом зависит от того, насколько квалифицированно подавался материал для усвоения необходимых навыков на уроках русского языка.

Определение понятий

Что такое орфографическая зоркость и как ее развивать. Смотреть фото Что такое орфографическая зоркость и как ее развивать. Смотреть картинку Что такое орфографическая зоркость и как ее развивать. Картинка про Что такое орфографическая зоркость и как ее развивать. Фото Что такое орфографическая зоркость и как ее развивать

Для понимания сути вопроса следует обратиться к базовым терминам. В основе всего лежит слово орфограмма, без которого едва ли обходится хотя бы один урок русского языка в школе. Под данным понятием может подразумеваться трудное место в слове или ошибочное место в письме. Однако такое определение плохо раскрывает вкладываемый в термин смысл, а потому нередко вводит учеников в заблуждение. Одним из самых распространенных ложных обобщений можно назвать то, когда школьник воспринимает орфограмму как конкретное место в слове, где звук слышится неясно или где пишется не так, как слышится. Определения от ученых-методистов также полностью не раскрывают суть данного понятия. В них лишь говорится, что орфограммой можно считать те буквы, слова или части текста, в которых существует опасность ошибки, а потому требуются проверка и применение соответствующих правил языка.

Учащиеся должны понимать, что правильный выбор обеспечивается исключительно наличием необходимых знаний. Орфографическая зоркость — это умение обнаруживать орфограммы. Если же рассмотреть данный термин со стороны фонетической концепции, то он представляет из себя способность к оцениванию каждого звука в слове, возможности определения слабой и сильной позиции. Процесс восприятия орфограмм для пишущего человека при этом бывает двух видов — зрительный и слуховой. Высокий уровень грамотности подразумевает наличие обоих вариантов. Как правило, комплексы упражнений специально созданы для развития зрительного восприятия, однако слуховая орфографическая зоркость является основой для правильной устной и письменной речи.

Что такое орфографическая зоркость и как ее развивать. Смотреть фото Что такое орфографическая зоркость и как ее развивать. Смотреть картинку Что такое орфографическая зоркость и как ее развивать. Картинка про Что такое орфографическая зоркость и как ее развивать. Фото Что такое орфографическая зоркость и как ее развивать Вам будет интересно: Дерибас Осип Михайлович: биография, личная жизнь и фото

Что такое орфографическая зоркость и как ее развивать. Смотреть фото Что такое орфографическая зоркость и как ее развивать. Смотреть картинку Что такое орфографическая зоркость и как ее развивать. Картинка про Что такое орфографическая зоркость и как ее развивать. Фото Что такое орфографическая зоркость и как ее развивать

Описание процессов восприятия

В ходе различных исследований устанавливалась эффективность применения разных методик. В частности, удалось обнаружить тот факт, что на начальном этапе развития орфографической зоркости у школьников следует обратить особое внимание на речевые кинестезии, то есть обычное проговаривание. С помощью данного действия дети в ходе обучения начинали воспринимать речь более точно. Зрительная составляющая при этом призвана привлекать внимание школьников к отличительным особенностям и уникальным чертам орфограмм. Также с помощью визуального восприятия проводятся упражнения в сравнении и анализе.

Стоит отметить, что любые графические и орфографические написания возможны лишь при условии постоянного сопоставления этих написаний с произношением языковых единиц. Буквы, слоги и слова непрерывно подвергаются фонетическому анализу и фонологической оценке. Если с сильными позициями написание простое и однозначное, то со слабыми все несколько сложнее. Именно здесь важную роль начинает играть формирование орфографической зоркости учащихся. Развитый фонетический слух дает возможность быстро находить такие слабые места и правильно решать возникшие в ходе написания задачи.

Методика Троцкого и ее обоснование

Что такое орфографическая зоркость и как ее развивать. Смотреть фото Что такое орфографическая зоркость и как ее развивать. Смотреть картинку Что такое орфографическая зоркость и как ее развивать. Картинка про Что такое орфографическая зоркость и как ее развивать. Фото Что такое орфографическая зоркость и как ее развивать Вам будет интересно: Номадизм – это кочевничество

Не так давно современные школы взяли на вооружение новый метод, автором которого принято считать учителя русского языка с большим стажем педагогической работы П. С. Троцкого. Основа применяемого способа достаточно проста: следует совмещать орфографическое чтение с артикуляционной памятью. Метод позволяет запоминать сложные слова путем многократного повторения этих слов вслух, при этом произношение должно в точности повторять правильное написание. Однако специалисты признают, что такой вариант не может считаться универсальным для полноценного формирования орфографической зоркости. Дело в том, что таким образом дети не проводят теоретического осмысления изученного материала, хотя сама методика однозначно положительно влияет на общий уровень грамотности школьников.

К. Д. Ушинский, будучи преподавателем русского языка в 19 веке, пришел к выводу, что совокупность зрительного, слухового и кинестезического восприятия у ребенка младшего возраста является основной чувственной базой для орфографических навыков. Впечатления гораздо лучше откладываются в памяти, если в их формировании принимало участие большое количество органов чувств. Более современные изыскания на предмет откладывания информации в человеческой памяти свидетельствуют о том, что без опоры на какую-либо мыслительную деятельность и понимание событий, процессов и явлений вовсе невозможно усвоить материал или получить необходимые знания. В свою очередь, отрывочные и поверхностные сведения, которые не дают возможности полного рассмотрения всех нюансов, требуют многократного повторения увиденного или услышанного с целью последующего закрепления. Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка позволяет сократить время, нужное для усвоения материала и его корректного воспроизведения.

Что такое орфографическая зоркость и как ее развивать. Смотреть фото Что такое орфографическая зоркость и как ее развивать. Смотреть картинку Что такое орфографическая зоркость и как ее развивать. Картинка про Что такое орфографическая зоркость и как ее развивать. Фото Что такое орфографическая зоркость и как ее развивать

Опознавательные признаки

В первую очередь ребенок должен выработать у себя сознательное отношение к собственному письму, а также сформировать мотивацию для обращения к правилам и словарям. Грамотное написание начинается с изначального умения видеть орфограммы. Ученику необходимо не только воспринимать и осознавать свои действия. Не менее важным моментом является умение классифицировать найденные орфограммы, верно определяя их тип. В самом начале необходимо пользоваться последовательной проверкой всех изученных ранее признаков. Когда же мы развиваем орфографическую зоркость на должном уровне, такая фиксация свойств уже не требуется, а орфограмма опознается одномоментно. Корректное нахождение обуславливается знанием опознавательных признаков и сформированным навыком их определения.

Существует еще одно определение орфографической зоркости. Как правило, оно приводится в различной прикладной литературе по психологии. Обобщенно в подобных источниках говорится, что орфографическая зоркость — это способность учащихся применять целенаправленно опознавательный процесс для обнаружения и последующей классификации орфограмм в результате оценки их признаков на основе последовательной фиксации. Такой метод допускается применять лишь на начальном этапе, а в будущем во главу угла ставится одновременное нахождение интегрального образа-ориентира. Из приведенного определения можно сделать одно достаточно важное заключение о том, что стартовая методика обучения подразумевает обязательное ознакомление школьников с опознавательными признаками орфограмм и их последующим запоминанием.

Работа с учениками начальных классов

Что такое орфографическая зоркость и как ее развивать. Смотреть фото Что такое орфографическая зоркость и как ее развивать. Смотреть картинку Что такое орфографическая зоркость и как ее развивать. Картинка про Что такое орфографическая зоркость и как ее развивать. Фото Что такое орфографическая зоркость и как ее развивать Вам будет интересно: Что такое «кромлех»: определение, значение слова, фото

Всего имеется шесть основных правил, которые следует продемонстрировать. Приведенные ниже необходимые и достаточные для обнаружения орфограмм опознавательные признаки обычно применяются в работе с учениками 1-4 классов.

Что такое орфографическая зоркость и как ее развивать. Смотреть фото Что такое орфографическая зоркость и как ее развивать. Смотреть картинку Что такое орфографическая зоркость и как ее развивать. Картинка про Что такое орфографическая зоркость и как ее развивать. Фото Что такое орфографическая зоркость и как ее развивать

Психология формирования орфографической зоркости

Работы ряда специалистов дали возможность систематизировать и классифицировать структуру данного процесса. В трудах А. Р. Лурия, П. И. Зинченко и М. С. Шехтера принято выделять три главных компонента орфографической зоркости: мотивационный, операционный и контролирующий. Первый из них для письменной речи действует в основном в коммуникативном плане. Учащиеся должны осознавать важность постановки орфографических задач и необходимости грамотного написания. Преподаватель в этом случае проводит мотивирующую лекцию о том, почему письменная и устная речь нуждается в соблюдении языковых правил и норм.

С точки зрения психологии, развитие орфографической зоркости у младших школьников также неразрывно связано с операционным компонентом, который базируется на активном участии фонетического слуха учеников в ходе работы. Процесс проговаривания позволяет проводить звуковой анализ, а на уже сформированном уровне в дальнейшем применяется целенаправленное зрительное восприятие. Контролирующий компонент предлагает детям провести самоанализ написанного текста и сверить полученный результат с отложившимися в памяти зрительными образами, полученными во время обучения.

Все вышесказанное подводит к тому, что существует четыре нюанса, активно влияющих на формирование орфографической зоркости у младших школьников:

Что такое орфографическая зоркость и как ее развивать. Смотреть фото Что такое орфографическая зоркость и как ее развивать. Смотреть картинку Что такое орфографическая зоркость и как ее развивать. Картинка про Что такое орфографическая зоркость и как ее развивать. Фото Что такое орфографическая зоркость и как ее развивать

Применение слухового фактора

Широко известно, что пишущий человек в первую очередь опирается на слышимое. Квалифицированный преподаватель обязательно уделит первостепенное внимание раннему развитию фонематического слуха у своих учеников. Ребенок должен уметь хорошо слушать и слышать как свою собственную речь, так и наставления на уроках. Работа начинается уже в первом классе школы. В качестве примера упражнений для формирования орфографической зоркости на уроках русского языка можно предложить указанные ниже варианты.

Что такое орфографическая зоркость и как ее развивать. Смотреть фото Что такое орфографическая зоркость и как ее развивать. Смотреть картинку Что такое орфографическая зоркость и как ее развивать. Картинка про Что такое орфографическая зоркость и как ее развивать. Фото Что такое орфографическая зоркость и как ее развивать

Применение зрительного фактора

Приемы орфографической зоркости во многом строятся на визуальном восприятии рассматриваемых языковых конструкций. Зрительный фактор работает, если ребенок запоминает какое-либо непроверяемое написание. По данным исследований группы ученых, дети могут всего лишь один раз неверно написать любое слово, а полученный при этом графический образ уже крепко отложится в их памяти. Для устранения такой намеренной ошибки придется не менее 100 раз произвести корректное написание. Эксперты советуют изначально приучить школьников к тому, чтобы они подвергали сомнению «опасные места» и предупреждали ошибки. Для этого существует ряд способов и упражнений, перечисленных ниже.

Что такое орфографическая зоркость и как ее развивать. Смотреть фото Что такое орфографическая зоркость и как ее развивать. Смотреть картинку Что такое орфографическая зоркость и как ее развивать. Картинка про Что такое орфографическая зоркость и как ее развивать. Фото Что такое орфографическая зоркость и как ее развивать Вам будет интересно: Присоединение Бессарабии к России: причины, исторические факты, дата и результаты

Что такое орфографическая зоркость и как ее развивать. Смотреть фото Что такое орфографическая зоркость и как ее развивать. Смотреть картинку Что такое орфографическая зоркость и как ее развивать. Картинка про Что такое орфографическая зоркость и как ее развивать. Фото Что такое орфографическая зоркость и как ее развивать

Применение артикуляций и проговаривания

Специалисты отмечают, что правильному развитию навыков грамотности не в последнюю очередь способствуют упражнения, при которых пишущая рука совершает ритмичные движения. По этой причине многие учителя в ходе проведения урока дают много письменных заданий. Это можно назвать непрямым методом развития орфографической зоркости в русском языке, потому как ученик автоматически запоминает графические образы всех записанных им слов, а в последующем просто воспроизводит их из памяти.

Не меньшая роль отводится и проговариванию. Слова при этом произносятся в точности так же, как и должны быть написаны. Преподаватели отмечают, что этот прием является одним из самых эффективных при работе с учениками различных возрастов. Ребенку потребуется четко по слогам проговаривать каждое записываемое слово. Таким образом произношение вслух сочетается с артикуляциями при письме. Особенную эффективность для орфографической зоркости учащихся этот метод показывает с наиболее трудными в запоминании словами. Проговаривание одних и тех же проблемных участков производится в рамках нескольких занятий, пока ребенок полностью не закрепит правильное написание в памяти.

Комментирование для повышения грамотности

Приведенный способ хорош тем, что ученик способен серьезно повысить уровень самоконтроля при работе с текстом. Смысл упражнения заключается в озвучивании ребенком в процессе написания объясняющих рассуждений, которые давали бы четкий ответ на то, почему в том или ином случае выбрано какое-либо решение. В первую очередь ученик определяет и комментирует найденную орфограмму. При этом не следует в точности цитировать правила из учебников в полном объеме. Достаточно просто привести отдельные комментарии, которые бы могли отразить ход мысли ребенка. Подобный способ зарекомендовал себя также при самообразовании в развитии орфографической зоркости. Среди плюсов регулярного применения этого упражнения можно отметить повышение общего уровня мышления, внимания, памяти и речи у обучающихся. Сознательное применение правил отлично способствует своевременному предупреждению ошибок при письме.

Благодаря комментированию ребенок учится выражать свои мысли ясно, четко и достаточно лаконично, но при этом обоснованно и в нужной степени полно. Для преподавателя же таким образом отлично выявляется текущий уровень развития орфографической зоркости у младших школьников. Таким методом учителя зачастую проводят систематическую проверку знаний и при необходимости заостряют внимание на наиболее проблемном материале. Само по себе комментирование проявляется также и в письменной форме путем выделения самой орфограммы и условий, от которых зависит ее корректное правописание. Обычно применяется одинарное и двойное подчеркивание. Первым выделяется орфограмма, а вторым — предшествующие или последующие буквы, влияющие на выбор.

Что такое орфографическая зоркость и как ее развивать. Смотреть фото Что такое орфографическая зоркость и как ее развивать. Смотреть картинку Что такое орфографическая зоркость и как ее развивать. Картинка про Что такое орфографическая зоркость и как ее развивать. Фото Что такое орфографическая зоркость и как ее развивать

Заключение

Прививать любовь к русскому языку и правильному письму следует начинать с самого младшего возраста школьников. Можно сказать, что орфографическая зоркость — это систематическая и целенаправленная работа, способствующая формированию у детей навыков по распознаванию орфограмм и привитию ученикам грамотной и поставленной устной и письменной речи. Хорошо сформированные способности при этом в любом случае позитивно сказываются и на общем уровне развития детей, помогая им открыть новые возможности в различных сферах жизни.

Источник

Из опыта работы «Развитие орфографической зоркости»

Педагог, желающий что-нибудь прочно запечатлеть в детской памяти,

должен позаботиться о том, чтобы как можно больше органов чувств –

глаз, ухо, голос, чувство мускульных движений и даже, если возможно,

обоняние и вкус, приняли участие в акте запоминания.

Много лет учёные, методисты, учителя ищут ответ на вопрос: как повысить грамотность наших учеников? За долгие годы найдено много важных методических решений. Но проблема всё-таки остаётся и волнует каждого учителя, в том числе и меня.

С первых дней обучения в школе коренным образом изменяется вся организация жизни ребенка. Это новая обстановка и новые лица, новая форма поведения, новая систематическая деятельность – учеба.

Особые трудности в процессе обучения, особенно у первоклассников, отмечаются при письме. Преодоление затруднений, связанных с обучением письму в начальной школе, чрезвычайно важно, так как письмо является базовым навыком, без которого практически невозможно дальнейшее обучение.

Сложность обучения письму определяется тем, что этот процесс освоения двигательного навыка идет параллельно с формированием орфографического навыка.

У некоторых детей трудности, связанные с усвоением навыка письма, не преодолеваются до конца первого и даже второго года учебы.

В результате моих наблюдений и наблюдений учителей-методистов, ученых выделила такие критерии плохого усвоения письма:

нестабильность графических форм (искажение почерка);

неусвоение написания букв, неправильное написание букв;

несоответствие фонематического написания букв, смешение и замена одних букв другими;

пропуски букв, недописывание букв, слогов;

очень медленный темп письма;

тремор (дрожание руки) при письме.

А какие же дети относятся к «контингенту риска»? Легко ли выделить детей с трудностями обучения письму и, главное, помочь ребенку преодолеть их?

Изучая литературу и наблюдая за своими учениками, я заметила, что

трудности обучения письму в большинстве случаев отмечаются у следующих групп детей:

у детей с недостаточностью фонематического и периферического слуха;

у детей, имеющих задержку речевого развития и нарушения звукопроизношения;

у детей, у которых отмечаются или развиваются в течение первого года обучения функциональные нарушения со стороны нервно – психической сферы;

у леворуких детей при переучивании;

у детей, имеющих различные виды задержки психического и моторного развития.

У детей со слабым типом нервной системы и часто болеющих детей нарушается работоспособность. Эти дети не дописывают слова, пропускают отдельные буквы, слоги.

Так как же повысить грамотность наших учеников?

Начальная школа призвана обеспечить формирование прочных навыков грамотного письма. Проблема формирования навыков грамотного письма в начальных классах является одной из ведущих в курсе русского языка.

Грамотное письмо – это не просто движения пишущей руки, слуховые и зрительные представления, а особая речевая деятельность.

Русское письмо, как и письмо большинства народов мира, передаёт содержание речи путём обозначения звуковой стороны языка условными письменными знаками – буквами на основе определённых норм, предписываемых правилами орфографии. Такой вид письма носит название звукового письма.

В начальной школе выделяют 3 линии овладения правописанием (они взаимосвязаны) – на основе:

Соотнесения звука (фонемы) и буквы с учётом позиции звука и состава слова на основе развития фонематического (речевого) слуха учащихся;

Запоминания буквенного состава слов, воспроизведения слов каллиграфически правильно без пропусков, замен, искажений;

Применения правил, решения грамматико–орфографических задач, знания морфемного состава слов, проговаривания и списывания, активизации словаря, записи под диктовку и использования слов в собственных текстах и устной речи.

Развитие у учащихся фонематического слуха, произношения ( фонетика );

Развитие мелкой моторики рук, умение правильно воспроизводить зрительный образ буквы ( каллиграфия );

Знание правил, орфограмм, алгоритмов ( орфография).

Что такое орфографическая зоркость и как ее развивать. Смотреть фото Что такое орфографическая зоркость и как ее развивать. Смотреть картинку Что такое орфографическая зоркость и как ее развивать. Картинка про Что такое орфографическая зоркость и как ее развивать. Фото Что такое орфографическая зоркость и как ее развиватьЧто такое орфографическая зоркость и как ее развивать. Смотреть фото Что такое орфографическая зоркость и как ее развивать. Смотреть картинку Что такое орфографическая зоркость и как ее развивать. Картинка про Что такое орфографическая зоркость и как ее развивать. Фото Что такое орфографическая зоркость и как ее развивать

наука о звуках речи

искусство писать чётким, правильным красивым почерком

Орфография – совокупность правил, устанавливающих написание слов и их форм.

Что такое орфографическая зоркость и как ее развивать. Смотреть фото Что такое орфографическая зоркость и как ее развивать. Смотреть картинку Что такое орфографическая зоркость и как ее развивать. Картинка про Что такое орфографическая зоркость и как ее развивать. Фото Что такое орфографическая зоркость и как ее развивать

Формирование орфографического навыка в начальных классах является одной из ведущих в курсе русского языка. Сформировать грамотное письмо учащихся – задача не из легких. Довольно часто школьники хорошо усваивают теорию, но страдают от неумения грамотно писать.

Орфографическая зоркость – это умение фонологически (позиционно) оценивать каждый звук слова, т.е. различать, какой звук в сильной позиции, а какой – в слабой, и, следовательно, какой однозначно указывает на букву, а какой может быть обозначен разными буквами при том же звучании. В умении обнаруживать звук, находящийся в слабой позиции, прежде всего и состоит орфографическая зоркость.

Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе выполнения разнообразных упражнений, обеспечивающих зрительное, слуховое, артикуляционное, моторное восприятие и запоминание орфографического материала.

Зрительное восприятие осуществляется в ходе зрительного, объяснительного диктантов, письма по памяти, выборочного списывания, графического выделения орфограмм, анализа заданий и текста упражнений, корректировки письма.

Слуховое восприятие происходит при проведении выборочного, предупредительного диктантов, при использовании сигнальных карточек.

Для речедвигательного восприятия и запоминания особое значение приобретает орфографическое проговаривание.

Рукодвигательное восприятие имеет место при письменном выполнении всех упражнений.

Общепризнанным является положение о том, что наибольший эффект для выработки орфографической зоркости дает комбинированное восприятие и запоминание, которые возможны в процессе комментированного письма, звукобуквенного и орфографического разбора.

Предложенные упражнения обеспечивают сочетание фронтального, группового и индивидуального способов организации обучения.

Работу по развитию орфографической зоркости важно начинать в период обучения грамоте, когда ведётся аналитико-синтетическая работа над слогом и словом, развивается фонематический слух и умение заменять фонемы соответствующими буквами.

Орфографическая зоркость формируется постепенно, в процессе выполнения разнообразных упражнений. Но все упражнения нужно проводить целенаправленно, систематически, только тогда может быть положительный результат.

Для выработки орфографической зоркости упражнения располагаю в определенной последовательности в зависимости от сложности и самостоятельности: письмо с проговариванием, списывание, комментированное письмо, письмо под диктовку с предварительной подготовкой, письмо под диктовку, письмо по памяти, творческие работы и др. Кроме того, упражнения отбираю в соответствии со структурой орфографической зоркости. Мотивации орфографического действия способствует анализ задания и текста упражнения, взаимоконтроль в процессе его выполнения, использование сигнальных карточек. Отработка способов обнаружения орфограмм осуществляется в ходе зрительного, предупредительного, выборочного диктантов, при графическом выделении орфограмм, в ходе звукобуквенного анализа и разбора слов по составу. Самоконтроль формируется на основе само- и взаимопроверки написанного, в ходе комментированного письма, диктанта “Проверяю себя”.

Работая над своей методической темой, использую журналы «Начальная школа», «Русский язык в школе», газету «1 сентября», знакомлюсь с опытом передовых учителей и стараюсь применять на уроках все, на мой взгляд, интересное и полезное.

Учитывая все вышесказанное, тщательно изучаю материал при подготовке к урокам. Стараюсь применять разные формы работы.

развивать орфографическую зоркость в процессе поиска слов с орфограммами;

самостоятельно проверить результат работы;

видеть пробелы своих знаний здесь и сейчас и корректировать свои действия.

Предупреждение орфографических ошибок – одно из главных условий успешного обучения учащихся грамотному письму. Этому я уделяю самое серьезное внимание на всех этапах учебного процесса.

Широко использую такие виды упражнений как зрительный диктант, выборочный диктант, диктант с постукиванием, диктант «Проверяю себя», выборочный диктант.

Считаю весьма эффективным средством повышения орфографической грамотности учащихся зрительный диктант, цель которого – предупреждение ошибок.

На доске записывается несколько предложений или текст. Этот текст выразительно читается, затем выделяются наиболее интересные с точки зрения орфографии слова, объясняется их правописание, отдельные слова проговариваются (можно провести орфографическое чтение всех предложений).

Затем учащимся предлагается »сфотографировать» отдельные слова и увидеть их внутренним зрением (закрыть глаза и написать). Текст на время закрывается, и дети еще раз отвечают на вопросы, проговаривают трудные слова. В случае необходимости текст открывается снова. Класс настроен написать текст без ошибок. Попутно оттачивая зрительную память. Но если вдруг ученик засомневается в написании какого-то слова, то он все равно имеет право поставить точку на месте сомнительной буквы.

Диктант “ Проверяю себя

Первое и главное достоинство диктанта »Проверяю себя» состоит в том, что дети начинают нащупывать свои слабые места, учатся спрашивать и сомневаться, мы им даем возможность писать без ошибок, предупреждать их.

Этот диктант позволяет писать часто и много, а ошибок делать мало или не делать вовсе: орфографический навык совершенствуется и укрепляется.

Во время диктанта учитель постукивает по столу в тот момент, когда произносит слово с орфограммой. Это постукивание заставляет ученика думать.

Провожу на уроках выборочный диктант, когда дети по заданию учителя отбирают для записи соответствующие определенному заданию части текста. Выборочный диктант в сравнении с другими видами диктовки ценен тем, что он исключает возможность механической записи, позволяет давать очень сконцентрировано насыщенный изучаемыми орфограммами материал, способствует лучшему восприятию и запоминанию написания слов.

Особенно часто на уроках применяю письмо с проговариванием, комментированное письмо, специально организованное письмо и письмо по памяти.

При комментировании достигается высокий уровень самоконтроля, так как ученик не просто фиксирует, а объясняет правописание. Комментирование — это вид упражнения, включающий в себя объясняющее рассуждение в процессе записи слов, предложений. При комментировании или орфографическом разборе ученик, прежде всего, находит объект объяснения, т.е. орфограмму.

Письмо с проговариванием

Письмо с проговариванием обеспечивает большой объем написанного, аккуратность, красивое письмо, практически полное отсутствие ошибок. Письмо с проговариванием объединяет весь класс, постепенно все ребята начинают работать в хорошем темпе. Вначале проговаривать может учитель, затем сильные ученики, потом в работу включаются и средние, и слабые учащиеся. Проговаривание – своего рода предупреждение ошибок. И если ученик вдруг проговорил слово с ошибкой, то класс и учитель вовремя предотвратят беду, т.е. не дадут зафиксировать эту ошибку на письме.

Специально организованное списывание

Предлагаемый прием списывания разработан группой психологов под руководством В.В. Репкина и П.С. Жедек. Они предлагают алгоритм списывания, который я применяю в организации списывания на своих уроках:

Внимательно прочитай предложение.

Повтори его не заглядывая в текст.

Подчеркни в предложении все орфограммы.

Прочитай предложение орфографически.

Повтори еще раз предложение, орфографически проговаривая все звуки.

Закрой текст. Начинай писать, диктуя себе по слогам (орфографически) и подчеркивая орфограммы.

Сверь списанное с текстом, особое внимание обрати на орфограммы.

В классе алгоритм списывания составляется с детьми коллективно и размещается рядом с доской. Каждый ученик получает дополнительно карточку, на которой записан весь порядок действия той или иной работы.

Большой интерес представляет собой прием “усиления” орфограммы. “Усилить” орфограмму – значит сделать более ярким, или “уярчить”, то место в слове, которое трудно запоминается и легко забывается. Усиление требует большой творческой активности уч-ся, так как дети сами придумывают истории про запоминаемые буквы, ищут другие способы усиления.

Что такое орфографическая зоркость и как ее развивать. Смотреть фото Что такое орфографическая зоркость и как ее развивать. Смотреть картинку Что такое орфографическая зоркость и как ее развивать. Картинка про Что такое орфографическая зоркость и как ее развивать. Фото Что такое орфографическая зоркость и как ее развивать

Что такое орфографическая зоркость и как ее развивать. Смотреть фото Что такое орфографическая зоркость и как ее развивать. Смотреть картинку Что такое орфографическая зоркость и как ее развивать. Картинка про Что такое орфографическая зоркость и как ее развивать. Фото Что такое орфографическая зоркость и как ее развивать

Что такое орфографическая зоркость и как ее развивать. Смотреть фото Что такое орфографическая зоркость и как ее развивать. Смотреть картинку Что такое орфографическая зоркость и как ее развивать. Картинка про Что такое орфографическая зоркость и как ее развивать. Фото Что такое орфографическая зоркость и как ее развивать

Что такое орфографическая зоркость и как ее развивать. Смотреть фото Что такое орфографическая зоркость и как ее развивать. Смотреть картинку Что такое орфографическая зоркость и как ее развивать. Картинка про Что такое орфографическая зоркость и как ее развивать. Фото Что такое орфографическая зоркость и как ее развивать

Этимология – происхождение слова.

Что такое орфографическая зоркость и как ее развивать. Смотреть фото Что такое орфографическая зоркость и как ее развивать. Смотреть картинку Что такое орфографическая зоркость и как ее развивать. Картинка про Что такое орфографическая зоркость и как ее развивать. Фото Что такое орфографическая зоркость и как ее развивать

В целях повторения пройденного материала (правила) стараюсь на каждом уроке проводить орфографические минутки .

«Для красного карандаша»

Что такое орфографическая зоркость и как ее развивать. Смотреть фото Что такое орфографическая зоркость и как ее развивать. Смотреть картинку Что такое орфографическая зоркость и как ее развивать. Картинка про Что такое орфографическая зоркость и как ее развивать. Фото Что такое орфографическая зоркость и как ее развивать

Что такое орфографическая зоркость и как ее развивать. Смотреть фото Что такое орфографическая зоркость и как ее развивать. Смотреть картинку Что такое орфографическая зоркость и как ее развивать. Картинка про Что такое орфографическая зоркость и как ее развивать. Фото Что такое орфографическая зоркость и как ее развивать

Что такое орфографическая зоркость и как ее развивать. Смотреть фото Что такое орфографическая зоркость и как ее развивать. Смотреть картинку Что такое орфографическая зоркость и как ее развивать. Картинка про Что такое орфографическая зоркость и как ее развивать. Фото Что такое орфографическая зоркость и как ее развивать

А «Занимательные рифмовки» (Н.М. Бетенькова) помогут детям легко запомнить правила. Эти специальные дидактические упражнения, активизируют работу детей при ритмичном чтении. Они связаны с игрой, шуткой, занимательными заданиями.

С заглавной буквы без сомнения,

Имя папы, мамы, дочки,

Чтобы выделить их в строчке.

Буквы пишем аккуратно,

Чтобы было всем понятно.

Мы старались, мы писали,

Чтобы их легко читали.

Тесты – набор вопросов с вариантами ответов.

Что такое орфографическая зоркость и как ее развивать. Смотреть фото Что такое орфографическая зоркость и как ее развивать. Смотреть картинку Что такое орфографическая зоркость и как ее развивать. Картинка про Что такое орфографическая зоркость и как ее развивать. Фото Что такое орфографическая зоркость и как ее развивать

Эта форма работы, которую применяю не только на уроках русского языка, но и на уроках литературного чтения, математики, окружающего мира и других. В основе орфографического чтения лежит артикуляционная память, точнее особый вид моторной памяти, она проявляется по-разному: зависит от врожденных особенностей и от степени тренировки органов речи, от индивидуального темпа движения речевых органов, все это надо учитывать при проведении тренировочных упражнений.

При орфографическом чтении подключается еще один вид памяти – слуховая, первичная из них – артикуляционная, а слуховая исполняет роль связующего звена. Орфографическое чтение отличается от орфоэпического тем, что каждое слово при нем произносится так, как пишется, и тем самым остается в памяти движений речевого аппарата.

Чем раньше учить орфографическому чтению, тем легче оно усваивается. Облегчает обучение чтению, но и способствует отработке четкости произношения.

При орфографическом чтении слово не должно распадаться на слоги, иначе оно потеряет цельность, индивидуальность и не останется в памяти движений речевого аппарата.

Дети легко осваивают орфографическое чтение и с самого начала хорошо отличают два вида чтения:

Работа над ошибками

Просто проверить тетради и раздать их детям – значит, ничего не сделать для предупреждения ошибок в работах детей. Испробовала разные приемы исправления орфографических ошибок. Моя цель – заставить ученика вдуматься в данную орфограмму или слово и исправить ее.

У более сильных учащихся ставлю палочку на полях той строки, где есть слово с ошибочным написанием. У других я не исправляю написанную букву, а лишь ее зачеркиваю. У более слабых учащихся исправляю ошибку и работаю индивидуально (преимущество маленьких классов).

На уроках также использую перфокарты. Такая работа развивает орфографическую зоркость, воспитывает внимание, развивает наблюдательность.

Что такое орфографическая зоркость и как ее развивать. Смотреть фото Что такое орфографическая зоркость и как ее развивать. Смотреть картинку Что такое орфографическая зоркость и как ее развивать. Картинка про Что такое орфографическая зоркость и как ее развивать. Фото Что такое орфографическая зоркость и как ее развивать

Эта работа тоже способствует развитию орфографической зоркости.

На доске запись: СОРНЯК, ГОЛОВА, СПАСАЕТ, БОРОДА, КОЛЮЧКИ, ГОРБЫ, ВОЛОСОК, ВОЛЧАТА, ТРОПА, ГОЛОСА, ПЛИТА, МОРЕ.

— Внимательно смотрите на доску. Если я назову слово с одной безударной в корне, вы сделаете поворот налево, руки в сторону. Если назову слово с 2 безударными, то делайте поворот направо, руки вдоль тела.

— Я буду читать однокоренные слова к словам ЛЕС И САД. Если прозвучит слово с корнем ЛЕС, вы садитесь, если слово с корнем САД, встаете.

САД, ЛЕС, ЛЕСНОЙ, САДОВЫЙ, САДОВНИК, ЛЕСНИК, ЛЕСОЧЕК, САДИК, ЗАЛЕСЬЕ, САДОЧЕК, ПОСАДКА, ЛЕСОВИК, ПЕРЕЛЕСОК.

В своей работе выявила

трудности формирования орфографической зоркости,

определила условия, способствующие формированию грамотного письма,

рассмотрела методические приемы, формы работы, развивающие орфографическую зоркость.

Необходимо помнить, что вся работа по формированию грамотного письма должна быть системой, дифференцированной, увлекательной и проводиться не только на уроках русского языка, но и других уроках. Большую помощь в обучении и воспитании грамотного человека приносит проведение различных внеклассных предметных мероприятий, привитие интереса к чтению, посещение школьной и сельской библиотеки.

Большую помощь в работе оказывают новейшие технологии – использование компьютера и мультимедийного проектора.

Все это оживляет учебный процесс и позволяет добиться хороших результатов.

Зажечь в глазах каждого ученика огонек, привить тягу к знаниям – вот основные задачи моей работы, которые я стараюсь реализовать на каждом уроке.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *