Что такое орфографические границы
Территория и границы страны. Виды, свойства и функции границ: барьерные, контактные, фильтрующие. Делимитация и демаркация границ. Типология границ
Территория государства представляет собой пространство, на которое распространяется его юрисдикция. Это не только суша, но и недра, водное и воздушное пространство. Она определяется границами, которые признают другие государства. Территория как признак государства нераздельна, неприкосновенна, неотчуждаема.
· государственной является территория, находящаяся под суверенитетом определенного государства. В состав территории государства входят: суша в пределах границ, воды (внутренние и территориальные) и воздушное пространство над сушей и водами. Большая часть приморских государств (их около 100) имеет территориальные воды, (полоса прибрежных морских вод) шириной — от 3 до 12 морских миль от берега.
· к территориям с международным режимом относятся лежащие за пределами государственной территории земные пространства, которые находятся в общем пользовании всех государств в соответствии с международным правом. Это открытое море, воздушное пространство над ним и глубоководное морское дно за пределами континентального шельфа.
Государственные границы определяют пределы государственной территории, и в этом состоит их основное назначение. Вся обитаемая часть суши (т. е. все материки, кроме Антарктиды) и, прилегающие к ней обширные морские пространства, разделены политическими границами. Фактически характер политических, кроме государственных, имеют и негосударственные границы: по международным соглашениям, договорные, временные, демаркационные.
Границы государственные — линии и проходящие по этим линиям воображаемые вертикальные поверхности, определяющие пределы территории государства (суши, вод, недр, воздушного пространства), т. е. пределы распространения суверенитета. Сухопутные и морские государственные границы между сопредельными государствами устанавливаются в договорном порядке.
Существует два типа установления государственной границы — делимитация и демаркация.
· делимитация — определение по соглашению между правительствами сопредельных государств общего направления прохождения государственной границы и нанесение ее на географическую карту;
· демаркация — проведение линии государственной границы на местности и обозначение ее соответствующими пограничными знаками.
Практике известны орографические, геометрические и географические государственные границы.
· орографическая граница — это линия, проведенная по естественным (природным) рубежам с учетом рельефа местности, главным образом по горному водоразделу и руслу рек.
· геометрическая граница — прямая линия, соединяющая две определенные на местности точки государственной границы, которая пересекает местность без учета рельефа.
· географическая (астрономическая) граница — линия, проходящая через определенные географические координаты и иногда совпадающая с той или иной параллелью или меридианом. Два последних вида границ широко распространены в Африке и Америке. В России имеются все виды границ.
Государственные границы выполняют несколько функций. их можно объединить в три группы: барьерные, контактные и фильтрующие.
Барьерная функция заключается в достаточном отделении одной страны от другой. При этом такое отделение может быть близким к абсолютному, скажем, в бывшем Советском Союзе, где граница была «на замке», а соседние страны отделялись контрольно-следовой полосой, колючей проволокой и пограничниками с автоматами по всему периметру. Максимизирована барьерная функция границы и между Южной и Северной Кореей – со сплошной пятиметровой стеной, током высокого напряжения и т.п. Для большинства нынешних государств характерна так называемая мягкая барьерная функция открытых границ.
Контактная функция границы заключается в создании на границе двух государств общих природных заповедников, еврорегионов, открытых экономических зон – например, между Украиной, Польшей и Беларусью возник еврорегион «Буг». Таким образом, пограничные районы двух или нескольких государств становятся контактной зоной, которая дает возможность постоянно углублять двустороннее или многостороннее сотрудничество.
Фильтрующая функция границы заключается в том, что она должна выполнять роль своеобразной мембраны или фильтра, который пропускает все полезное и нужное для определенного государства из других стран и задерживает все враждебное, вредное, отрицательное. С помощью фильтрующей функции регион производит отбор товаров, людей, культурных ценностей и пр., регулируя их потоки на свою территорию и во внешний мир.
Об установлении и изменении прохождения государственной границы Российской Федерации
Паламарь Н.Г., доцент кафедры истории Московского гуманитарного университета, кандидат военных наук.
На протяжении последних десятилетий достаточно большое количество исследований было посвящено формированию государственных границ государств. Это, в свою очередь, позволяет более детально исследовать вопросы формирования Государственной границы Российской Федерации, а именно принципы, на основе которых происходит установление и изменение ее прохождения.
На современном этапе развития прохождение Государственной границы Российской Федерации устанавливается и изменяется международными договорами и федеральными законами. Документы об изменении и уточнении прохождения Государственной границы на местности, произведенных в порядке проверки Государственной границы на основании международных договоров и соглашений Российской Федерации, вводятся в действие в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с положениями п. 2 ст. 5 Федерального закона «О Государственной границе Российской Федерации» прохождение Государственной границы, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации, устанавливается:
Государственная граница на местности обозначается ясно видимыми пограничными знаками. Описание и порядок установки пограничных знаков определяются международными договорами Российской Федерации и решениями Правительства Российской Федерации.
Основные принципы установления и изменения прохождения Государственной границы, установления и поддержания правоотношений на Государственной границе закреплены в ст. 2 Закона РФ «О Государственной границе Российской Федерации». Российская Федерация при установлении и изменении прохождения своей Государственной границы, установлении и поддержании отношений с иностранными государствами на государственной границе, а также регулировании правоотношений в приграничных районах (акваториях) Российской Федерации и на путях международных сообщений, пролегающих на российской территории, руководствуется принципами: обеспечения безопасности Российской Федерации и международной безопасности; взаимовыгодного всестороннего сотрудничества с иностранными государствами; взаимного уважения суверенитета, территориальной целостности государств и нерушимости государственных границ; мирного разрешения пограничных вопросов.
Принцип обеспечения безопасности Российской Федерации заключается в согласованной деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, осуществляемой ими в пределах своих полномочий путем принятия политических, организационно-правовых, дипломатических, экономических, оборонных, пограничных, разведывательных, контрразведывательных, оперативно-розыскных, таможенных, природоохранительных, санитарно-эпидемических, экологических и иных мер. Кроме того, в этой деятельности в установленном порядке участвуют организации и граждане.
Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 2625 (XXV), принята 24 октября 1970 г.
Международные акты о правах человека: Сборник документов. М.: Издательская группа «Норма-Инфра», 1999.
Принцип взаимного уважения суверенитета, территориальной целостности государств и нерушимости государственных границ подразумевает признание существующих границ, отказ от каких-либо территориальных претензий сейчас и в будущем, отказ от любых других посягательств на территорию и границы сопредельных государств.
Каждое государство обязано уважать суверенитет другого государства, т.е. верховенство и независимость государственной власти, проявляющиеся в соответствующих формах в его внутренней и внешнеполитической деятельности. Другими словами, уважать право государства в пределах собственной территории осуществлять законодательную, исполнительную, административную и судебную власть без какого-либо вмешательства со стороны других государств, а также самостоятельно проводить свою внешнюю политику.
Принцип мирного разрешения пограничных вопросов закреплен в Конституции Российской Федерации, в ст. 2 Закона РФ «О Государственной границе Российской Федерации» и во всех международных актах, излагающих принципы международного права, а также в ряде резолюций Генеральной Ассамблеи ООН. Одним из первых многосторонних договоров, в котором нашел отражение этот принцип, явился Парижский пакт 1928 г. (Договор об отказе от войны в качестве орудия национальной политики), который провозглашал необходимость урегулирования или разрешения всех споров или конфликтов между государствами только мирными средствами.
Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций.
П. 5 раздела II Манильской декларации о мирном разрешении международных споров (принята 15.11.1982 Резолюцией 37/10 на 68-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН).
В частности, в Манильской декларации о мирном разрешении международных споров от 1982 г. провозглашается, что государства, являющиеся сторонами в международном споре, а также другие государства должны воздерживаться от каких бы то ни было действий, которые могли бы обострить положение настолько, что будет поставлено под угрозу поддержание международного мира и безопасности и тем самым затруднено разрешение спора, или явиться препятствием для его мирного урегулирования.
Саматов О. Мирное разрешение споров в рамках СНГ (международно-правовые вопросы) // Закон и армия. 2005. N 1.
Рассмотренные принципы установления Государственной границы РФ соответствуют основным принципам международного права: неприменения силы или угрозы силой; территориальной целостности государств; нерушимости государственных границ; мирного разрешения международных споров; суверенного равенства государств; невмешательства во внутренние дела государств; сотрудничества государств; добросовестного выполнения международных обязательств; равноправия и самоопределения народов; уважения прав и основных свобод человека.
Поэтому установление государственной границы на основе добровольного и равноправного соглашения сопредельных государств, четкое договорное закрепление линии прохождения границы и обозначение ее на местности имеют большое значение для обеспечения прочности и стабильности границы, для предотвращения территориальных споров и конфликтов.
Основными этапами являются делимитация и демаркация.
Карта с нанесенной на ней линией государственной границы, как правило, подписывается или парафируется и скрепляется гербовыми печатями договаривающихся сторон и является составной частью договора о делимитации границы. Описание границы приводится в одной из статей договора о границе либо является его приложением. Договоры о делимитации, как правило, подлежат ратификации.
Демаркация (фр. demarcatio) представляет собой установление государственной границы на местности и обозначение ее пограничными знаками в соответствии с договором о делимитации, приложенными к нему картами и описаниями. Демаркация осуществляется смешанными (демаркационными) комиссиями, состоящими из представителей сопредельных государств. В задачи демаркационной комиссии входит определение и обозначение прохождения границы на местности путем сооружения специальных пограничных знаков, составление протокола, содержащего описание демаркируемой границы, и демаркационной карты с обозначением линии прохождения границы, составление протоколов на каждый пограничный знак с соответствующими схемами, указанием координат всех пограничных знаков, фотоснимками и т.д.
В результате демаркации должны быть обеспечены точность, ясность, видимость и наглядность обозначения границы в любое время года и с возможно большего расстояния. Документы о демаркации границы вступают в силу после обмена уведомлениями об их утверждении правительствами сопредельных государств.
В международной практике различают три способа проведения границ: орографический, геометрический и астрономический (географический).
При орографическом способе границу проводят с учетом особенностей рельефа местности: по реке, горному хребту и т.п. У Российской Федерации орографическим способом проведены границы с Монголией, Китаем, некоторыми другими странами.
Геометрический способ проведения границы предусматривает проведение прямой линии между фиксированными точками на поверхности суши без учета рельефа земной поверхности и каких-либо естественных ориентиров. Россия проведенные геометрическим способом границы имеет на отдельных участках с Китаем и Финляндией.
Способ проведения государственной границы по параллели или меридиану называется астрономическим (географическим). Такие границы встречаются в основном на африканском континенте (Ангола, Египет, Судан, Чад).
В случае существенного изменения, полного или частичного разрушения пограничных знаков по договоренности между сопредельными странами осуществляется редемаркация границы, т.е. проверка и восстановление на основе демаркационных документов линии государственной границы на местности, обозначение ее пограничными знаками (восстановление разрушенных или утраченных пограничных знаков, замена знаков одного типа знаками другого типа, установление дополнительных пограничных знаков), составление нового протокола-описания, карт и протоколов пограничных знаков, если в этом возникла необходимость.
Установление государственной границы имеет большое значение для нормализации отношений между сопредельными государствами, особенно в тех случаях, когда между ними в прошлом существовали разногласия по вопросам прохождения границы.
Договоры по пограничным вопросам отличаются особой стабильностью. Их действие не может быть прекращено, так как они не содержат положений о денонсации. Они не могут быть отменены в одностороннем порядке (аннулированы). Любое действие по изменению положения границы возможно только по взаимному согласию сторон.
Ст. II Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 г.
Такая стабильность договоров о границе способствует поддержанию добрососедских отношений между государствами, реализации принципов нерушимости государственных границ и территориальной целостности государств, получивших всеобщее признание, закрепленных в ряде основополагающих международно-правовых документов и имеющих императивный характер.
Таким образом, формирование Государственной границы Российской Федерации и изменение ее прохождения осуществляется на основе принципов, изложенных в Федеральном законе «О Государственной границе Российской Федерации», путем проведения комплекса мероприятий по ее делимитации и демаркации, а изменение прохождения государственной границы возможно лишь на основе двустороннего соглашения.
Что такое орфографические границы
Государственная граница — линия (и проходящая по этой линии вертикальная поверхность), определяющая пределы территории государства (суши, вод, недр и воздушного пространства) и соответственно пределы действия государственного суверенитета.
Теория исследований границ называется лимология — одно из направлений политической географии.
Государственные границы делятся на сухопутные, речные, озерные, морские и воздушные.
Государственная граница на суше — линия, отделяющая территорию одного государства от другого. Такие линии определяются этими сопредельными государствами, как правило, в договорном порядке и в соответствии с заключенными договорами устанавливаются на местности.
Орографические границы – границы, проводимые с учетом естественных преград — гор, рек, озер, морей и т. д. Геометрические границы устанавливаются путем проведения прямых линий, соединяющих две точки. Примером может служить карта Африки. Астрономические границы проводятся по параллелям и меридианам.
Речные и озерные границы устанавливаются, так же как и сухопутные, по договоренностям. По судоходным рекам граница обычно проводится по середине главного фарватера или по линии наибольших глубин. На несудоходных реках и ручьях границы проводятся либо по середине реки, либо по середине ее главного рукава. Так как речные границы подвержены изменениям, в договорах иногда такие ситуации обговаривают (договоры СССР с Венгрией, Польшей, Румынией и Финляндией), либо устанавливают границу, независимо ни от каких будущих изменений. На пограничных озерах и водоемах границу устанавливают прямыми линиями, соединяющими выходы государственной границы к берегам водоема.
Морская граница устанавливается либо внутренним актом государства с соблюдением международных норм, либо по соглашению с приграничным/противолежащим государством. Ширина территориальных вод колеблется от 3 до 12 морских миль.
Исключениями являются нейтральные международные реки (Дунай), нейтральные международные проливы (Гибралтарский, Ла-Манш, Магелланов), международные каналы (Суэцкий, Панамский — нейтральные, а также Кильский и Коринфский), исторические заливы — территория конкретного государства (Гудзонов залив — территория Канады, Варангер-фьорд — Hорвегии).
Воздушная граница — воображаемая вертикальная плоскость, проходящая через линии сухопутной и водной границ. Высотный предел до сих пор международным правом не определен, он составляет по разным мнениям 90–110 километров.
Возникновение понятия «государственная граница» связывают с возникновением института государства. Границы определяли территорию, которую государь охранял и расширял, эта территория составляла объект налогового (даннического) обложения в пользу того или иного государя. Как неизбежное следствие, вслед за оформлением государств, следовало разграничение территорий, границы которых защищались с помощью силы. В отличие от современного мира, находящегося в рамках международного права, границы не были четкими и определенными, они часто пересматривались по итогам военных действий.
Существенный вклад в институционализацию границ в эпоху феодальной раздробленности внесло взимание таможенных платежей за транзит по территории государства/княжества.
Развитие понятий в русском языке
Термин «граница» начинает употребляться в российских документах с первой половины XIV века. В договорной грамоте Новгорода с Ливонским орденом от 28 января 1323 года говорится: «чтобы у каждого осталась его граница, как это исстари было». Однако понятие «государственная граница» оказывается зафиксированным гораздо позже — в конце XVIII — начале XIX века.
К концу первой четверти XVIII века на Руси сформировалась терминология организационных структур, обеспечивающих защиту и охрану границ государства: «застава», «засада», «караул», «станица», «стража», «таможня».
В 1847 году в «Словаре церковно-славянскаго и русскаго языка» «граница» определяется как «пределъ, рубежъ, отделяющий одну землю от другой. Границы государства. Старинное то же, что грань, порубежный знакъ». Здесь присутствует и термин «пограничник», старинное «граничник».
Определение линии границы
В процессе установления государственной границы обычно различают два этапа: делимитация и демаркация.
Делимитация (от лат. delimitatio — установление границ) включает в себя составление подробного описания прохождения линии границы (через какие реки она проходит, на каком расстоянии от такого-то селения, в каком направлении и т. д.) и нанесение линии на карту.
«С сих пор Восточная граница между двумя Государствами, начиная от слияния рек Шилки и Аргуни, пойдет вниз по течению реки Амура до места слияния сей последней с рекою Уссури. Земли, лежащие по левому берегу (на Север) реки Амура, принадлежат Российскому Государству, а земли, лежащие на правом берегу (на Юг), до устья реки Уссури, принадлежат Китайскому Государству. Далее от устья реки Уссури до озера Хинкай (Ханка) граничная линия идет по рекам Уссури и Сунгача. Земли, лежащие по Восточному (правому) берегу реки, принадлежат Российскому Государству, а по Западному (левому) — Китайскому Государству. Затем граничная между двумя Государствами линия, от истока реки Сунгача, пересекает озеро Хинкай и идет к реке Бэлэн-хэ (Тур), от устья же сей последней, по горному хребту, к устью реки Хубиту (Хубту), а отсюда по горам, лежащим между рекой Хуньчунь и морем, до реки Ту-мынь-дзян. Здесь также земли, лежащие на Востоке, принадлежат Российскому Государству, а на Западе Китайскому. Граничная линия упирается вреку Ту-мынь-дзян на двадцать китайских верст (ли), выше впадения ее в море». Текст Пекинского договора, который позволил возникнуть разногласиям между Россией и Китаем, осложнившимся вооруженным конфликтом из-за отсутствия подробного описания линии границы.
В ходе делимитации стороны согласовывают основные принципы определения и описания государственной границы: учет взаимных интересов, уважение территориальной целостности, взаимопонимание и взаимоуступчивость, соответствие международным нормам, а также историческим, юридическим и географическим документам.
По завершению переговоров подписывается Соглашение (Договор) о прохождении границы между государствами с приложением составленных карт. Как правило, эти договоры являются бессрочными. На этом процесс юридического оформления государственной границы завершен и стороны приступают к демаркации.
Демаркация — обозначение прохождения линии государственной границы на местности при помощи установления пограничных знаков, а на воде — при помощи поплавков, буев. Работы по демаркации осуществляются смешанной комиссией из представителей граничащих государств. По итогам работ стороны подписывают протокол с подробным описанием линии прохождения границы, с картами и протоколами о каждом установленном знаке. Эти документы также являются приложениями к пограничному договору.
Редемаркация — процесс совместной проверки, при необходимости замены разрушенных или установки новый пограничных знаков.
Режим государственной границы — вопросы содержания границы, пересечения людьми и транспортными средствами, перемещение через границу товаров и животных, ведение на границе хозяйственной и промысловой деятельности, разрешение инцидентов и т. д. Режим государственной границы устанавливается внутренним законодательством.
Соседние государства могут заключать между собой соглашения об упрощенном порядке пересечения линии границы жителями приграничных территорий. Специальные пропуска выдаются в случаях постоянной или сезонной работы или учебы на сопредельной территории, в случаях владения недвижимостью, для свиданий с родственниками, посещений мест захоронений, исполнений религиозных обрядов и по другим уважительным причинам.
От государственных границ стоит отличать демаркационные линии. Они появляются в результате военного конфликта и последовавшего за ним перемирия. В прошлом веке такие линии появились, разделяя на два государства Корею в1949году и Вьетнам в 1954 году. Линия перемирия была проведена также в Индокитае и в Палестине.
Ни одна из сторон не рассматривает эту линию в качестве государственной границы. Обычно линия разделяет вооруженные силы сторон конфликта. Вдоль нее устанавливаются демилитаризованные зоны.
Границами Италии окружены два маленьких государства — Ватикан и Сан-Марино. Граница Ватикана представляет собой высокую средневековую крепостную стену длиной 3,2 километра с несколькими воротами, которые обязательно закрываются на ночь. Граница Сан-Маринопредставляетсобой въезд— арку с мачтой и с надписью «Benvenuti nell’ antica terra della liberta» (Добро пожаловать на античную землю свободы!).
В 2000 году был открыт мост через пролив ›ресунд — рукотворная сухопутная граница между Швецией и Данией.
Княжество Монако своих границ и таможни не имеет.
В некоторых случаях по различным причинам границы разделяют напополам не только народы, но и города. Так было с Берлином до воссоединения двух Германий, так живут и многие другие города.
Для большинства недавно разделенных городов характерно нарушение их нормальной жизнедеятельности и хозяйства: часто у них был один источник водозабора, единая транспортная система, возможно, одна коммунальная инфраструктура, общие коммунальные службы.
Разделенный город Валга/Валка расположен на границе Эстонии и Латвии. Валга и Валка являлись единым городом с самого начала существования (1286). В нем проживали эстонцы и латыши. В1920 году, когда Эстония и Латвия получили независимость, город Валга/Валка был разделен, в границах СССР вновь слит и вновь разделен в 1991 году.
На территории Эстонии, на границе с Россией, есть еще один похожий город— Нарва. Российская часть города по другую сторону реки называется Ивангород. Граница также проходит посередине плотины водохранилища, что существенно затрудняет ее обслуживание.
Через плотину прошла государственная граница Узбекистана и Туркменистана.
Киргизия и Узбекистан после распада СССР разделили город Кара-Суу по каналу: граница проходит через базар. На одном берегу канала — киргизская часть торжища, на другом — узбекская. Город в Узбекистане назывался Ильичевск, а недавно переименован в Карасу.
На границе Чехословакии и ФРГ был разделен не только город Железна Руда/Айзенштайн, но пополам был поделен единственный вокзал.
Российско-украинская граница проходит как раз по улице Дружбы народов, расположенной на территории сросшихся городков Чертково и Меловое. Напополам здесь разделен мясоперерабатывающий комбинат, который де юре принадлежит России. Когда в 2000 году здесь определяли линию границы, то поделили пополам даже дома.
Разделенный город Хапаранда/Торнио расположен на границе Швеции и Финляндии на Полярном круге. Торнио был основан в 1621 году, когда Финляндия принадлежала Швеции. В 1809 году, когда Швеция потеряла территорию Финляндии, и она отошла России, между Швецией и Финляндией была проведена граница. Граница была определена не по этническому, а по территориальному принципу вдоль реки Торне. В1821 году рядом с Торнио со стороны Швеции был основан город Хапаранда.
В 1918 году Финляндия получила независимость. Граница все еще существовала, и на разных берегах реки финский язык уже несколько отличался. К концу Второй мировой войны северная часть Финляндии была полностью разрушена, в то время как соседняя шведская территория оказалось нетронутой. Неравенство жизненных стандартов людей по разные стороны границы было очевидным. Это расхождение привело к уменьшению контактов между двумя городами.
В городах проживают три крупные этнические группы: шведы, финны и торнедалингары (tornedalingar). В Торнио живут лишь финны, в то время как в Хапаранда ситуация более сложная. Большинство жителей Хапаранда называет себя шведами, включая tornedalingar, но около 30 процентов населения являются этническими финнами. 25 процентов населения все еще имеют финское гражданство. Большая группа финнов переселилась в Хапаранда относительно недавно из других районов Швеции, где многие работали еще с семидесятых годов. Люди, которые называют себя tornedalingar, также говорят по-фински, хотя некоторые из них полагают, что говорят на собственном языке. Tornedalingar — выходцы из Финляндии, исторически они долго были оторваны от других финнов. Сегодня они считают себя шведами, но имеют свой язык и культуру и приводят доводы в пользу особого социального и политического положения.
В течение последнего десятилетия административная и политическая граница между Хапаранда и Торнио практически исчезла. С 1994 года Финляндия и Швеция являются членами Европейского Союза, и хотя некоторые ограничения по пересечению границы формально еще существуют, однако и люди и товары могут пересекать границу свободно.
Большинство стран ЕС входят в Шенгенскую зону, внутри которой существует полная свобода передвижения граждан. Шенгенские соглашения представляют собой совокупность двух документов: Соглашения об отмене визового контроля на внутренних границах и Конвенции о порядке вступления этого Соглашения в силу. Оба документа действуют с марта 1995 года.
Последними к соглашениям присоединились в 2001 году Норвегия, Исландия (не входят в ЕС), Швеция, Дания и Финляндия.
Внешняя граница любой страны-участницы является общей внешней границей всей этой группы государств. Однако у каждой страны остается собственный визовый режим пограничный контроль. Это положение плохо сказывается на перспективах союза как свободного безопасного пространства.
Так, например, Испания на протяжении многих лет имела безвизовое соглашение с Колумбией. Под нажимом ЕС в апреле прошлого года она прекратила его действие. Вопрос о полной унификации визового режима и пограничного контроля сейчас включен в тему обсуждения саммитов ЕС.
В июле 2000 года Германия временно вышла из зоны Шенгенского соглашения. Этот шаг был связан с визитом иранского президента. Затем в июле прошлого года Австрия и Италия временно вышли из зоны на неделю — на время прохождения Европейского экономического саммита и во время встречи G7 в Генуе; Австрия ввела пограничный и таможенный контроль в аэропортах и на границах с Германией и Италией, а Италия — только в аэропортах.