Что такое орфограмма безударных гласных

Орфограмма № 1. Безударные проверяемые гласные в корне слова.

Безударные проверяемые гласные в корне слова.

Что такое орфограмма безударных гласных. Смотреть фото Что такое орфограмма безударных гласных. Смотреть картинку Что такое орфограмма безударных гласных. Картинка про Что такое орфограмма безударных гласных. Фото Что такое орфограмма безударных гласных

ПРАВИЛО.

Чтобы проверить безударную гласную в корне, нужно подобрать однокоренное слово или изменить форму слова, чтобы данная буква была под ударением, звучала чётко.

Трудные случаи.

· Нельзя использовать данный приём проверки безударных гласных в сочетаниях РА, ЛА, так они свойственны старославянским корням. В русском языке им соответствуют ОРО,ОЛО: врата – ворота, глава-голова, сократить – короткий и др. Это нужно помнить.

· Нельзя проверять гласную О в глаголах совершенного вида глаголами несовершенного вида: затопить – затапливать, раздвоить – раздваивать, опоздать – опаздывать.

Необходимо проверять эту орфограмму подбором однокоренного слова: тОпка, двОе, пОздний.

· Нельзя для проверки безударных гласных А-О в глаголах использовать глаголы несовершенного вида с суффиксами

· Правильно подбирайте проверочные слова к омонимам (словам, которые имеют разное значение):

частота- чАстый

чистота- чИстый

посидеть – сИдя

поседеть – сЕд

поласкать – лАска

ПРИМЕРЫ.

Пример № 1.

Пример.

Объяснение правописания орфограммы.

Подбираем проверочное однокоренное слово, в котором на данную гласную падает ударение: лЕс.

Правильное написание: лесной.

Пример № 2.

Пример.

Объяснение правописания орфограммы.

В данном слове две орфограммы.

Проверяем, подобрав однокоренные слова:

мОлод, молОденький.

Правильное написание: молодой.

Пример № 3.

Пример.

Объяснение правописания орфограммы.

Проверяем безударную гласную в корне слова, изменив его форму :зЕмли.

Правильное написание: земля.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Источник

Безударные гласные в корне слова

Что такое орфограмма безударных гласных. Смотреть фото Что такое орфограмма безударных гласных. Смотреть картинку Что такое орфограмма безударных гласных. Картинка про Что такое орфограмма безударных гласных. Фото Что такое орфограмма безударных гласных

Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат
(в правом нижнем углу экрана).

Понятие безударных гласных

Безударные гласные — это буквы, которые находятся в слабой позиции, то есть на них не падает ударение. Такие гласные делятся на два типа:

А еще есть безударные гласные в корнях с чередованием.

Ударение — это выделение голосом гласного звука одного из слогов через повышение тона и длинное звучание. Безударные и ударные гласные в русском языке могут находиться в разных частях слова:

Чтобы верно выбрать правило, нужно определить, в какой морфеме находится гласная.

Проверяемые безударные гласные

В русском языке мы проверяем написание гласных букв А, О, И, Е, Я, когда они обозначают безударные гласные звуки.

Проверяемые безударные гласные в корне слова — это гласные, которые можно проверить ударением с помощью подбора родственных слов или изменением грамматической формы слова.

Чтобы избежать ошибок и правильно писать слова с проверяемыми безударными гласными, нужно запомнить правило.

Правило для проверяемых безударных гласных в корне слова

Чтобы проверить безударную гласную в корне слова нужно изменить слово так, чтобы эта гласная стала ударной.

Если гласная под ударением, значит ее хорошо слышно и очевидно, какую букву нужно написать. Если без ударения — применяем специальные правила.

В качестве проверочного слова может выступать:

Однокоренное слово (уменьшительно-ласкательные варианты, слова другой части речи).

дождливый — дождь, лесной — лес.

Измененная форма этого же слова.

грибы — гриб, зима — зимы.

Если в корне несколько безударных гласных, нужно подобрать слова для проверки каждой:

молодой — молод, молоденький.

Давайте узнаем, в корне каких слов есть проверяемые безударные гласные. При произношении слов голосом выделяется один гласный звук, а все остальные гласные оказываются без ударения:

В русском языке ударение в словах может падать на гласную любой морфемы:

Источник

Безударные гласные в корне слова

Что такое орфограмма безударных гласных. Смотреть фото Что такое орфограмма безударных гласных. Смотреть картинку Что такое орфограмма безударных гласных. Картинка про Что такое орфограмма безударных гласных. Фото Что такое орфограмма безударных гласных

Орфограмма «Безударная гласная в корне слова» является одной из важнейших орфограмм в русском языке.

В корнях слов безударные гласные могут быть трёх типов: проверяемые, непроверяемые и чередующиеся.

Проверяемые безударные гласные

В русском языке нужно проверять написание гласных букв А, О, И, Е, Я, когда они обозначают безударные гласные звуки.

Для безударных гласных в корне действует правило:

Чтобы проверить безударную гласную в корне слова нужно изменить слово так, чтобы эта гласная стала ударной.

Если гласная находится в сильной позиции (под ударением), ее хорошо слышно и понятно какую букву написать. Если же в слабой (без ударения), то необходимо использовать правило.

В качестве проверочного слова может выступать:

Если в корне несколько безударных гласных необходимо подобрать слова для проверки каждой: молодой — молод, молоденький.

Непроверяемые безударные гласные

Если правописание гласного в безударном положении нельзя проверить ударным положением, то написание гласного надо запомнить (или проверить его написание по словарю).

Слова с непроверяемыми безударными гласными относятся к словарным. Например: воробей, мороз, урожай.

Более подробно о них можно почитать в статьях:

Чередующиеся безударные гласные

В русском языке достаточно часто встречаются слова с корнями, в которых гласные чередуются. Например, в словах загар, загорелый в корне чередуются гласные А и О (гар/гор), в словах застилать, постелить — гласные И и Е (стил/стел).

Алгоритм проверки орфограммы «Проверяемые безударные гласные в корне слове»

Словарные диктанты

Раскраски по теме «Безударные гласные в корне слова»

Что такое орфограмма безударных гласных. Смотреть фото Что такое орфограмма безударных гласных. Смотреть картинку Что такое орфограмма безударных гласных. Картинка про Что такое орфограмма безударных гласных. Фото Что такое орфограмма безударных гласныхЧто такое орфограмма безударных гласных. Смотреть фото Что такое орфограмма безударных гласных. Смотреть картинку Что такое орфограмма безударных гласных. Картинка про Что такое орфограмма безударных гласных. Фото Что такое орфограмма безударных гласныхЧто такое орфограмма безударных гласных. Смотреть фото Что такое орфограмма безударных гласных. Смотреть картинку Что такое орфограмма безударных гласных. Картинка про Что такое орфограмма безударных гласных. Фото Что такое орфограмма безударных гласных

Карточки по теме «Безударные гласные в корне слова»

Что такое орфограмма безударных гласных. Смотреть фото Что такое орфограмма безударных гласных. Смотреть картинку Что такое орфограмма безударных гласных. Картинка про Что такое орфограмма безударных гласных. Фото Что такое орфограмма безударных гласныхКарточка 1

2. Вставь пропущенные буквы и спиши текст.

В д…ждливую погоду д..твора с..дит дома. Св..тлячок св..тился з..лёным светом. З..мой л..сники раскладывают в к..рмушки корм для диких зв..рей. На дв..ре ст..яли з..л..тистые сн..пы пш..ницы.

Что такое орфограмма безударных гласных. Смотреть фото Что такое орфограмма безударных гласных. Смотреть картинку Что такое орфограмма безударных гласных. Картинка про Что такое орфограмма безударных гласных. Фото Что такое орфограмма безударных гласныхКарточка 2

2. Вставь пропущенные буквы, поставь ударение в словах и выдели корень.

Что такое орфограмма безударных гласных. Смотреть фото Что такое орфограмма безударных гласных. Смотреть картинку Что такое орфограмма безударных гласных. Картинка про Что такое орфограмма безударных гласных. Фото Что такое орфограмма безударных гласныхКарточка 3

2. Спиши предложения, вставляя пропущенные буквы. В скобках напиши проверочные слова.

В др..мучем л..су растут гр…бы. Осиновый л..сток др…жал на в..тру. Тихий зв..нок наст..рожил ч…сового. Уч..ник ж..лел, что оп…здал на урок. Т…жёлый самолёт л…тит над м..рским заливом.

Что такое орфограмма безударных гласных. Смотреть фото Что такое орфограмма безударных гласных. Смотреть картинку Что такое орфограмма безударных гласных. Картинка про Что такое орфограмма безударных гласных. Фото Что такое орфограмма безударных гласныхКарточка 4

Строчка — стр..ка, звери — зв..рьки, скворушка — скв..речник, снежный — сн..говик, качка — к..чели, держит — д..ржал, разгром — разгр..мить, полз — уп..лзать, стеклышко, застеклил — ст..кло, ледяной, лед — л..док, снег, снеговик — сн..жинка, котята, котик — к..теночек, говорил, говор разг..вор, пляска, расплясался — пл..сать, заварка, заварить — св..рить, следим, след — насл..дил.

2. Вставь пропущенные буквы, поставь ударение в словах и выдели корень.

Что такое орфограмма безударных гласных. Смотреть фото Что такое орфограмма безударных гласных. Смотреть картинку Что такое орфограмма безударных гласных. Картинка про Что такое орфограмма безударных гласных. Фото Что такое орфограмма безударных гласныхКарточка 5

2. Из данных ниже слов составьте и запишите предложения, вставляя пропущенные буквы.

Волки, охотиться учат, м..л..дых, старые

Рыщут, в, г..л..дные, л..сах, звери.

Что такое орфограмма безударных гласных. Смотреть фото Что такое орфограмма безударных гласных. Смотреть картинку Что такое орфограмма безударных гласных. Картинка про Что такое орфограмма безударных гласных. Фото Что такое орфограмма безударных гласныхКарточка 6

2. Из данных ниже слов составьте и запишите предложения, вставляя пропущенные буквы.

Р..бята, оделись, т..пло.

Они, на г..л..ву, ша..ку, надели, на руки м..ховые, варе..ки.

Теперь, м..ро. им, не страшен.

Что такое орфограмма безударных гласных. Смотреть фото Что такое орфограмма безударных гласных. Смотреть картинку Что такое орфограмма безударных гласных. Картинка про Что такое орфограмма безударных гласных. Фото Что такое орфограмма безударных гласныхКарточка 7

2. Раздели слова на 2 группы и вставь пропущенные буквы.

Г_ра, в_рона, ск_ла, р_ка, гор_од, к_пуста, тр_ва, в_да, пл_вец, з_ма, _бед, с_ло, к_ток, ур_жай, р_кета, в_сло, ч_сло.

Что такое орфограмма безударных гласных. Смотреть фото Что такое орфограмма безударных гласных. Смотреть картинку Что такое орфограмма безударных гласных. Картинка про Что такое орфограмма безударных гласных. Фото Что такое орфограмма безударных гласныхКарточка 8

2. Вставь пропущенные буквы, поставь ударение в словах и выдели корень.

Что такое орфограмма безударных гласных. Смотреть фото Что такое орфограмма безударных гласных. Смотреть картинку Что такое орфограмма безударных гласных. Картинка про Что такое орфограмма безударных гласных. Фото Что такое орфограмма безударных гласныхКарточка 9

Пришла з..ма. Тр..щат м..розы. Замерзли р..ка и оз..ро. П..ля и х..лмы покрылись пушистым белым к..вром.

2. Вставь пропущенные буквы, поставь ударение в словах и выдели корень.

Что такое орфограмма безударных гласных. Смотреть фото Что такое орфограмма безударных гласных. Смотреть картинку Что такое орфограмма безударных гласных. Картинка про Что такое орфограмма безударных гласных. Фото Что такое орфограмма безударных гласныхКарточка 10

Х..р..шо в л..су в полдень. З..леные елоч..ки выг..бают к..лючие ве..ки. Кр..суется белая б..ре..зка с душ..стыми л..сточками. Др..жит серая осина.

2. Вставь пропущенные буквы, поставь ударение в словах и выдели корень.

Дождик, дожди — д..ждливый, столик, столовая — ст..ляр, беляк, беленький — б..льевой, поселок, селение — с..ло, посоли, солоно — с..леный, подарок, подари — д..рить, насорил, насорено — зас..рить, посадка, садовник — зас..дить, нет дров, дровяной — др..ва, лисонька, лисята — л..сенок, часики, часовщик — ч..сы, бельевой, побелка — б..лье, сталь, сталевар — ст..льной, топить, растопка — раст..пил, крикнул, крикун — закр..чал, обманщик, обманул — обм..нуть.

Что такое орфограмма безударных гласных. Смотреть фото Что такое орфограмма безударных гласных. Смотреть картинку Что такое орфограмма безударных гласных. Картинка про Что такое орфограмма безударных гласных. Фото Что такое орфограмма безударных гласныхКарточка 11

Потинуло холадом. Последние клочя тумана мокрой марлей палзли посклону. Открылись яркие сиящие горы.

2. Вставь пропущенные буквы, поставь ударение в словах и выдели корень.

Ученье, ученик — уч..ница, росинка, росы — р..систый, рядок, подряд — р..довой, дождик, дожди — д..ждливый, город, загородка — ог..родить, выяснил, ясный—объ..снил, висели, повис — в..сеть, тяжко, тяжелее — т..желый, небо, небесный — н..беса; конюшня, конский — к..неводство; молодой, молодость— м..лодежь, падать, западня — п..дение, вредный, вредить — навр..дил, ловушка, ловля — нал..вил, сидя, сидел — пос..дел, мирить, мирно — пом..рились.

Что такое орфограмма безударных гласных. Смотреть фото Что такое орфограмма безударных гласных. Смотреть картинку Что такое орфограмма безударных гласных. Картинка про Что такое орфограмма безударных гласных. Фото Что такое орфограмма безударных гласныхКарточка 12

Шмель прилител неуклюжий, толстый, махнатый, как мидветь. Забасил, заворочялся, весь впыльце измазался.

2. Найди слова с проверяемой безударной гласной в корне слова, поставь ударение в словах и выдели корень.

Что такое орфограмма безударных гласных. Смотреть фото Что такое орфограмма безударных гласных. Смотреть картинку Что такое орфограмма безударных гласных. Картинка про Что такое орфограмма безударных гласных. Фото Что такое орфограмма безударных гласныхКарточка 13

…— м_сник, …— л_дник, …— В_силий, … — к_лючий, … — б_нтовать, … — разл_новать, …— торм_зить, … — расч_сать, … — с_дло, …— с_довник, … — б_рега, … — пл_хой, … —_грать, …— прил_тел, … — выр_зать, … — нак_оть., … — ч_рника, … — гн_здо, … — п_ловица, …— площ_дь, … — т_желый, … — кр_чать, … — нак_сить, …— зап_щал, …— кр_сота.

2. Составь предложения со словами.

С..ды, п..ля, л..са, др..зды, цв..ты, ст..лы, р..ды, м..чи, л..сты, кр..я, д..ла, хл..ба.

Что такое орфограмма безударных гласных. Смотреть фото Что такое орфограмма безударных гласных. Смотреть картинку Что такое орфограмма безударных гласных. Картинка про Что такое орфограмма безударных гласных. Фото Что такое орфограмма безударных гласныхКарточка 14

…— пл_ды, … — фабр_ка, …— пл_та, …— гр_зовая, … — пл_тить, …— зап_сать, … — пост_ять, … — стр_жи, … — п_чник, … — д_ление, …— _гонь, …— ч_рвивый, … — дев_ть, … — подн_сти, … — хв_лить, …— зал_тел, … — к_фейник, … — к_зленок, …— к_вер, … — к_мочек, …— кр_вой, … —см_ялся, …— закр_пил, … — пос_нел, …— п_ловой.

2. Составь предложения со словами.

Что такое орфограмма безударных гласных. Смотреть фото Что такое орфограмма безударных гласных. Смотреть картинку Что такое орфограмма безударных гласных. Картинка про Что такое орфограмма безударных гласных. Фото Что такое орфограмма безударных гласныхКарточка 15

2. Составь предложения со словами.

..сень, з..ма, веч..р, ст..рик, т..пло, хол..д,бр..вно, м..ря, ш..ры, ж..ра.

Что такое орфограмма безударных гласных. Смотреть фото Что такое орфограмма безударных гласных. Смотреть картинку Что такое орфограмма безударных гласных. Картинка про Что такое орфограмма безударных гласных. Фото Что такое орфограмма безударных гласныхКарточка 15

… — н_жи, …— б_лянка, …— хл_ба, … — б_нты, … — дес_ть, …—нар_дить, … — подст_рать, … — затр_щать, … – гл_за, … – т_пло, … – п_терка, … – н_мецкий, … – посв_тить, … – ост_влять, … – посв_тить, … – с_стра, … – тр_па, … – пр_стой, … – т_нуть, … – выч_стить, … – отк_рмить, … – ош_баться, … – кр_сивый.

2. Спиши текст. Вставь пропущенные буквы.

В з…л…тые …сенние дни г…товились к …тлету жур…вли. П…кружились …ни над р…кой, над р…дным б…лотом. Вот п…т…нулись птицы в д…лекие страны. На в…стоке п…к…залась ранняя зорька.

Что такое орфограмма безударных гласных. Смотреть фото Что такое орфограмма безударных гласных. Смотреть картинку Что такое орфограмма безударных гласных. Картинка про Что такое орфограмма безударных гласных. Фото Что такое орфограмма безударных гласныхКарточка 16

… – р_ка, … – зв_зда, … – отт_пель, … – ж_льцы, … – б_леть, … – обв_зать, … – поп_лоть, … – распр_мить, … – зат_пить (печь), … – л_сты, … – б_глец, … – ур_нить, … – зм_я, … – м_нять, … – ск_кал, … – поч_нить, … – отст_вать, … – хв_сты, … – гр_да, … – л_сточек, … – п_стреть, … – г_ристый, … – л..скать, … – позв_нил, … – изв_стить, … – г_рчица, … – т_шина.

2. Вставить безударные гласные. С тремя словами составь предложение.

Г…лубка, пл…щадка, см…льчак, в…здушный, др…жать, зар…дить, в…шневый, заскр…пел, д…лекий, п…лезный, ск…листый, т…желый, р…зьба, д…ржал, д…мой, т…нул.

Что такое орфограмма безударных гласных. Смотреть фото Что такое орфограмма безударных гласных. Смотреть картинку Что такое орфограмма безударных гласных. Картинка про Что такое орфограмма безударных гласных. Фото Что такое орфограмма безударных гласныхКарточка 17

… – с..лач, … – сн..гурочка, … – ч..рнила, … – х..лодный, … – в..зти, … – забр..сать, … – л..тят, … – зав..рять, … – к..тята, … – р..дной, … – п..рник, … – т..нистый, … – л..вить, … – заб..жал, … – од..вать, … – г..рчица, … — р..га, … — ст..ловая, … — л..карство, … — б..льница, … — попр..сить, … — нап..лить, … — … — п..ченье, … — с..мья.

2. Спиши словосочетания, вставляя пропущенные буквы.

Поб…жал по д…ске, обр…нил в…л…синки, гн…здо под к…рнями, л…тят не сп…ша, з…л…тое к…льцо, б…жит б…гом, др…зды в гн…зде, на п…лянке около р…ки, к…рмил ч…рв…ками, ск…зала с…стра, прин…сла в…ды.

Что такое орфограмма безударных гласных. Смотреть фото Что такое орфограмма безударных гласных. Смотреть картинку Что такое орфограмма безударных гласных. Картинка про Что такое орфограмма безударных гласных. Фото Что такое орфограмма безударных гласныхКарточка 18

… —- к..раси, … — в..лчата, …— в..ренье, …— пл..чо, … — гл..деть, … — обл..вать, … — расск..зать, … — поб..дить, … – н..га, … – стр..лок, … – в..йна, … – н..чной, … – выстр..ить, … – подм..тал, … – д..бро, … – м..сты, … – зар.дить, … – окт..бренок, … – согр..вать, … – зд..ровый, … – раск..лоть, … – побл..днеть, …— в..енный, … — сл..мать, … — осл..бел, … — пож..лтел.

2. Спиши словосочетания, вставляя пропущенные буквы.

Т…ж…лый кам…нь, в…зились в с…ду, не ус…дишь на з…мле, м…лчит л…са, л…дяная г…ра, л…тает с…ва, гол…дно з…мой, над в…ршиной г…ры, кр…сивая д…ревня, п…лянка у руч…йка, х…лодной в…сной.

Что такое орфограмма безударных гласных. Смотреть фото Что такое орфограмма безударных гласных. Смотреть картинку Что такое орфограмма безударных гласных. Картинка про Что такое орфограмма безударных гласных. Фото Что такое орфограмма безударных гласныхКарточка 19

Большая тарелка, зелёная берёзка, следы медведя, написать в тетрадь, держал лопату, тяжёлая работа, воздушный кораблик, холодный ветер, скрипят сапоги, летела ворона, резьба по дереву, далеко на восток.

2. Спиши текст. Вставь пропущенные буквы.

В л_су ос_нью созр_вают орехи. Из-под л_сточков гл_дят спелые орехи. Чуть к_чнёшь, орех тут же уп_дёт на землю и зат_ряется в тр_ве. Как х_р_ш_ ос_нью л_сные орехи! Собирая орехи, надо б_речь кусты. Нельзя л_мать ветки. Если п_гибнут кусты, орехов больше не будет.

Что такое орфограмма безударных гласных. Смотреть фото Что такое орфограмма безударных гласных. Смотреть картинку Что такое орфограмма безударных гласных. Картинка про Что такое орфограмма безударных гласных. Фото Что такое орфограмма безударных гласныхКарточка 20

2. Спиши текст. Вставь пропущенные буквы.

Кто там? Это дятел. Он сидит на ств_ле дер_ва. В расщелину дер_ва вставлена с_сновая и _ловая ш_шки. Он из них выбирает с_мена. Много ш_шек в_ляется на сн_гу под дер_вом. Дятел долбит их всю зиму. Недаром это м_стечко з_вётся л_сной кузницей, а дятел л_сным кузнецом.

БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ СО СМЫСЛОМ

Особое место в работе над безударными гласными занимают слова, корни которых сходны по звучанию, но различны по смыслу.

Отварить — отворить.
Полоскать — поласкать.
Посидела — поседела.
Примирять — примерять.
Обежать — обижать.
Слезать — слизать.
Запивать — запевать.
Посветить — посвятить.
Разредить — разрядить.
Спешите — спишите.
Развевается — развивается.

Попросите ребенка составить словосочетания, в которых безударная гласная будет зависеть от смысла. Например: примерять (от слова примерка) костюм и примирять (от слова мир) друзей, поласкать (от слова ласка) котенка и полоскать (от слова полощет) белье и т.д.

Что такое орфограмма безударных гласных. Смотреть фото Что такое орфограмма безударных гласных. Смотреть картинку Что такое орфограмма безударных гласных. Картинка про Что такое орфограмма безударных гласных. Фото Что такое орфограмма безударных гласных

Что такое орфограмма безударных гласных. Смотреть фото Что такое орфограмма безударных гласных. Смотреть картинку Что такое орфограмма безударных гласных. Картинка про Что такое орфограмма безударных гласных. Фото Что такое орфограмма безударных гласных

Что такое орфограмма безударных гласных. Смотреть фото Что такое орфограмма безударных гласных. Смотреть картинку Что такое орфограмма безударных гласных. Картинка про Что такое орфограмма безударных гласных. Фото Что такое орфограмма безударных гласных

Что такое орфограмма безударных гласных. Смотреть фото Что такое орфограмма безударных гласных. Смотреть картинку Что такое орфограмма безударных гласных. Картинка про Что такое орфограмма безударных гласных. Фото Что такое орфограмма безударных гласных

Надеюсь статья была для вас полезной!

Заходите также в Книжную лавку за полезными книгами!

Что такое орфограмма безударных гласных. Смотреть фото Что такое орфограмма безударных гласных. Смотреть картинку Что такое орфограмма безударных гласных. Картинка про Что такое орфограмма безударных гласных. Фото Что такое орфограмма безударных гласных

С уважением, Ольга Наумова

Благодарю, что поделились статьей в социальных сетях!

Источник

Правописание безударных гласных в корне слова понятие об орфограмме

Безударные гласные в корне слова

Что такое орфограмма безударных гласных. Смотреть фото Что такое орфограмма безударных гласных. Смотреть картинку Что такое орфограмма безударных гласных. Картинка про Что такое орфограмма безударных гласных. Фото Что такое орфограмма безударных гласных

Понятие безударных гласных

Безударные гласные — это буквы, которые находятся в слабой позиции, то есть на них не падает ударение. Такие гласные делятся на два типа:

А еще есть безударные гласные в корнях с чередованием.

Ударение — это выделение голосом гласного звука одного из слогов через повышение тона и длинное звучание. Безударные и ударные гласные в русском языке могут находиться в разных частях слова:

Чтобы верно выбрать правило, нужно определить, в какой морфеме находится гласная.

Проверяемые безударные гласные

В русском языке мы проверяем написание гласных букв А, О, И, Е, Я, когда они обозначают безударные гласные звуки.

Проверяемые безударные гласные в корне слова — это гласные, которые можно проверить ударением с помощью подбора родственных слов или изменением грамматической формы слова.

Чтобы избежать ошибок и правильно писать слова с проверяемыми безударными гласными, нужно запомнить правило.

Правило для проверяемых безударных гласных в корне слова

Чтобы проверить безударную гласную в корне слова нужно изменить слово так, чтобы эта гласная стала ударной.

Если гласная под ударением, значит ее хорошо слышно и очевидно, какую букву нужно написать. Если без ударения — применяем специальные правила.

В качестве проверочного слова может выступать:

Однокоренное слово (уменьшительно-ласкательные варианты, слова другой части речи).

дождливый — дождь, лесной — лес.

Измененная форма этого же слова.

грибы — гриб, зима — зимы.

Если в корне несколько безударных гласных, нужно подобрать слова для проверки каждой:

молодой — молод, молоденький.

Давайте узнаем, в корне каких слов есть проверяемые безударные гласные. При произношении слов голосом выделяется один гласный звук, а все остальные гласные оказываются без ударения:

В русском языке ударение в словах может падать на гласную любой морфемы:

План-конспект урока по теме «Правописание безударных гласных в корне слов. Понятие об орфограмме». 3 класс

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Государственное учреждение образования «Средняя школа №9 г. Мозыря»

«Правописание безударных гласных в корне слов.

Понятие об орфограмме».

Круковская Татьяна Валентиновна,

учитель первой ступени общего

Урок русского языка в 3 классе по теме

«Правописание безударных гласных в корне слов.

Понятие об орфограмме».

Цель: актуализировать знания и умения учащихся по нахождению и проверке безударных гласных в корне слов.

1) дать понятие об орфограмме, учить находить орфограмму «Безударные гласные в корне слова», проводить проверку;

2)развивать орфографическую зоркость учащихся, интерес к русскому языку, обогащать словарный запас;

3)способствовать привитию здорового образа жизни и снятию утомляемости на уроке; содействовать привитию бережного отношения к природе.

Оборудование: учебник «Русский язык. 3 класс. Ч.2», карточки с заданиями, алгоритм проверки безударных гласных, наглядный материал с изображением зимнего леса, диких животных, иллюстрация солнышка, таблица для рефлексии (рисунок солнышка), наглядный материал по правилам посадки при письме, расположения тетради, как держать ручку, тетрадь, ручка, карандаш, линейка, солнечные лучики у каждого учащегося, оценочные линеечки-солнышки.

1. а) Вхождение в урок

Цель: создание положительного эмоционального настроения.

-Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь гостям, улыбнитесь как улыбается нам весёлое зимнее солнышко!

/Приложение 1 «Солнышко»/

Все у нас получится.

б) Прогнозирование на урок.

-Солнышко раздало вам свои лучи с пожеланиями удачи, успеха и радости на нашем уроке. Оно будем освещать нам дорогу на пути к знаниям.

— Каким бы вы хотели видеть этот урок?

-Возьмите лучики и запишите на них своё пожелание одним словом.

/дети записывают слова на лучах/

2.Формулировка темы и задач урока.

Сегодня наш урок необычный, потому что мы отправляемся на прогулку в зимний лес.

— Какова же тема нашего урока?

/учитель раскрывает название темы /

— «Правописание безударных гласных в корне слов. Понятие об орфограмме»

— Чему же мы будем учиться сегодня на уроке?

/предположения детей по наглядности: цели урока/

Сегодня на уроке мы будем учиться:

распознавать слова с орфограммой на правописание безударных гласных в корне слова,

находить безударные гласные в корне слова,

проверять безударные гласные в корне слова,

развивать орфографическую зоркость.

— В конце урока мы ответим на эти вопросы.

3. Актуализация имеющихся знаний

— Чтобы хорошо и слажено работать на уроке нужно вспомнить и повторить то, что мы уже знаем.

Игра «Живой микрофон»

/Орфоэпическая минутка «Говорим правильно», дети следя за указкой, выполняют задания учителя/

-Хором читаем слова с доски, правильно проговаривая ударные слоги.

/«Молниеносно» за указкой называют/

только ударные слоги ударные гласные

двусложные слова трёхсложные слова

твёрдые согласные звуки гласные, указывающие на мягкость, предшествующего согласного

— Называем часть речи/ мальчики/

— Что обозначают слова?/девочки/

— На какие вопросы отвечают слова?/ мальчики/

— Каким членом в предложении может являться?/ девочки/

— Называем окончание, суффикс/мальчики/

Игра «Зоркий слух» в паре.

-Может ли быть два ударения в слове?

-Как называется гласный не под ударением?

-В какой позиции находится безударный гласный? Почему?

/открывается наглядность: слабая и сильная позиция для гласного/

-Дети, что мы знаем о звуках (согласных и гласных) русского языка?

/хором дети повторяют:

Гласные и согласные бывают такие опасные.

Звук один слышится, а буква другая пишется./

— Как называется такое место в слове?

/ дети: опасное место, хитрые звуки, орфограмма, слабая позиция, место, написание в слове, требующее проверки/

— Какие орфограммы мы знаем?

— Что нужно делать, что бы гласный не вызывал сомнения?

— Что нужно делать, что бы согласный стал неопасный?

Игра «Зоркий слух» проводится после вопросов учителя.

4. Проверка домашнего задания.

Дети обмениваются тетрадями. Взаимопроверка.

Оценивание работы при помощи солнышек.

— У кого всё получилось?

/дети демонстрируют уровень самооценки по шкале улыбающихся солнышек/

5. Упражнение в чистописании.

-Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы…../ответ учащегося/

-Буквы мы должны правильно уметь писать.

-Отправляемся в страну Чистописания и вспомним правила при письме.

— Я тетрадочку открою

Я, друзья, от вас не скрою,

ручку я вот так держу.

Сяду прямо не согнусь,

за работу я возьмусь.

/Опора «Держи ручку правильно/

/Напоминает о правиле посадки и расположении тетради ученик/

— Сегодня мы вспомним написание буквы Сс заглавной и строчной, а также соединение букв с другими буквами.

— Начинаем писать заглавную букву С сверху чуть ниже верхней линейки строки справа налево ведём полуовал, плавно ведём до нижней линейки, закругляем вправо и ведём вверх до середины строки верхнее соединение к строчной букве с, снова, не отрывая руки ведём справа налево полуовал и пишем строчную букву с; далее пишем строчные с с другими гласными, не отрывая руки, обращаем внимание на их соединение.

Разминка для пальчиков «Маша варежку надела..»

-Обратите внимание, на то, чтобы буквы не попали в больничку.

/Наблюдение за словами/

-Что вы заметили? /родственные слова, формы одного слова/

-Какие это слова? Докажите.

-На какое правило встретились орфограммы?

-Назовите проверочные и проверяемые слова.

-Допишите свои родственные слова.

/у доски работает ученик, ставит ударение, подчёркивает орфограммы в словах объясняет их написание, выделяет корень/

Снежинка, снега, снежок, снежный, снег.

— В какой части слова находятся безударные гласные? /в корне/

— Нужно ли проверять безударные гласные в корне слова?

— В какой позиции находится безударный гласный в корне слова? \ в слабой/

-Почему? /слышится нечётко, неясно, звук один слышится, а буква другая пишется/

-А ударный гласный? / в сильной/

— Почему? /слышится чётко, ясно/

-Есть ли расхождение в произношении и написании для безударного гласного? А для ударного гласного?

-Что нужно сделать, чтобы проверить безударный гласный?

-Как это сделать? /дети, исходя из наблюдения за однокоренными словами и формой слова, делают вывод/

/Хором: нужно изменить форму слова или подобрать родственные слова так, чтобы безударный гласный стал ударный/

Запись родственных слов с доски в тетрадь.

/Ученик, работавший у доски составляет кластер-алгоритм; берёт дополнительное задание по карточке и работает на оценку 1 минуту/

Молниеносно — (приём «Указка») дети называют проверочное или проверяемое слово.

Развитие речи. Работа над составлением предложений.

Составить предложение с любым словом, а поможет нам в этом иллюстрация

/открывается картинка «Зимний лес»/

-Заглянем в зимний лес и оживим природу.

-Как нужно вести себя в лесу?

-Какие звуки, запахи можно услышать, что можно почувствовать в лесу?

-Работаем со средствами выразительности и составляем красивые предложения.

— Снежинки что делают?

/В составленном предложении дети называют и показывают подлежащее и сказуемое; словосочетания/

6. Орфографическая разминка.

Выходит ученик и работает вслух над текстом с пропущенными орфограммами, закрытыми снежинками (подчёркивает орфограммы в словах объясняет их написание, выделяет корень).

(В) снежном переулке

Звонко носятся снежки,

Задание классу по вариантам:

1 вариант — называют (хором) только проверочные слова

2 вариант — проверяемые.

— Сверяем подчёркнутые орфограммы с доски.

Вопросы ученику у доски.

-Как проверить безударный гласный?

-Можно ли называть безударный гласный, не подобрав проверочного слова?

-Почему? /сначала нужно выполнить проверку, подобрав …/

— Назови способы проверки безударного гласного.

— Каким способом пользовался ты?/ответ ученика/

Учитель выставляет оценку.

-Оцените свою работу /шкала/.

Физкультминутка под песню «Лесной музыкант»

7. Изучение нового материала.

Работа с учебником:

Как проверить безударный гласный в корне слова?

— Прочитаем правило в учебнике на стр. 3.

Работа с учебником — упр.4, стр.4. /фронтальная работа (устно)/

-Назовите пары слов, подобрав сначала проверочное, затем проверяемое.

Мальчики записывают пары слов в тетрадь.

Девочки играют в игру «Полоса: да/нет»

Мальчики читают слова, объясняя орфограммы в корне слова.

Девочки в это время записывают свои 5 слов с орфограммой на безударный гласный в корне слова.

-Оцените свою работу по шкале.

8. Закрепление изученного материала.

-Лесные жители прислали нам на память свои фотографии. И хотят рассказать нам о своей жизни зимой.

-Зима очень сложное время года для всех животных. И тут на помощь им приходит человек.

Работа в группах /после выполнения задания иллюстрации животных прикрепляются на доску/

/выполняют работу над деформированным предложением, находят слова с орфограммой на безударный гласный, объясняют их написание, называют способ проверки/

/Дети показывают схематично /при помощи рук/ предложения./

1 группе: По лесу рыщут голодные волки.

3 группе: Лисица по запаху находит под снегом мышей.

4 группе: Под кустом притаился белоснежный заяц.

5 группе: Белки едят лесные орехи и семена шишек.

6 группе: Пёстрый дятел стучит по стволу дерева.

Слуховой диктант с простукиванием орфограмм:

— Берём карандаши. При проверке внимательно слушаем записанные предложения в группах — простукиваем карандашом услышанные орфограммы в словах.

Минутка открытий или рубрика «Это интересно»

Разминка для глаз «Следим за солнышком!»

Слуховой буквенный диктант/один ученик за доской, записывает только буквы/

Самостоятельная разноуровневая (дифференцированная) работа.

-У каждого есть листы с заданиями разного уровня сложности (на выбор)

Прочитайте. Определите границы предложений, поставьте знаки препинания в конце предложений. Дайте заглавие тексту.

Вставьте пропущенные буквы, объясните написание орфограмм. В третьем предложении подчеркните грамматическую основу.

Прочитайте. Найдите слова, в правописании которых допущены ошибки. Исправьте их. Объясните написание орфограмм, устно подберите проверочные слова. Слова с орфограммой на правописание безударной гласной разберите по составу.

На стала зема. Кругом лижыт пушыстый снег. На акне кросивые узоры. Вот кармушка для птиц. У Кати и зины крошки. Девочьки кормят птиц.

Прочитайте. Зачеркните в скобках неправильную букву, запишите проверочные слова.

Веч(е/и)ром (_______________) поднялась метель. Засв(и/е)стел (____________) в соснах ветер. Сухой сне(г/к) (___________) закружился по з(и/е)мле (____________) белыми змейками. С неба пов(а/о)лили (_______________) белые хлопья.

/За доской работают 2 ученика; один — вставляет гласные в тексте, другой — записывает пропущенные гласные из карточки).

/называют только буквы/

/оценивание результатов работы детьми /

9. Подведение итогов урока.

-Наше путешествие подходит к концу, пора подвести итоги.

-Может ли красота природы, её богатства сохраниться без помощи человека?

-Как мы должны относиться к природе? /ответ — одним словом/

-Чему учились на уроке? (возвращение к задачам урока и ответы детей)

Игра «Да/Нет» (Вверх/вниз)

-Безударный гласный в корне слова нужно проверять.

-Можно называть безударный гласный, не подобрав проверочного слова.

-Безударный гласный находится в слабой позиции.

-Гласные и согласные бывают такие опасные, звук один слышится, а буква другая пишется.

-Чтобы проверить безударный гласный, нужно изменить форму слова или подобрать родственные слова так, чтобы безударный гласный стал ударный.

Домашнее задание: упр. 5, правило, стр.5 /напечатано на доске/

Оценивание всей работы детьми на уроке по шкале.

-Возьмите в руки лучики.

-Оправдался ли ваш прогноз на урок?

/ответы детей по лучикам/

— Чей прогноз оправдался, прикрепите лучики к нашему солнышку.

Прикрепление лучиков к солнышку.

-Аплодисменты себе, друг другу, гостям.

-Спасибо за внимание!

1.Тематические разработки уроков по русскому языку. Часть 1. 4-е издание. /Н.Г. Конюшкевич (и др.) — Мозырь: Содействие, 2013.

2.Дополнительный материал по русскому языку. 3 класс. /А.А. Самонова – 3-е изд. – Мозырь: Белый Ветер, 2013.

3.Обучающие диктанты по русскому языку. 2-4 классы/И.Б. Голованова,

И.Б. Латош.- Мозырь: Содействие, 2013.Планы-конспекты уроков по обучению чтению. 1 класс.

/ Г.И. Мохначёва. – Мозырь: Белый ветер, 2013.

2.3. Правописание гласных в корне

Правописание гласных в корне включает пять типов правил:

1) правописание безударных гласных;
2) правописание корней с чередованием гласных;
3) употребление э ;
4) правописание гласных после шипящих и ц ;
5) употребление ы/и после приставок.

Правила 4–5 рассмотрены нами в п. 1.5, 1.8, 1.9, 1.12, 1.13. В данном пункте остановимся более подробно на тех, что не подвергались анализу.

2.3.1. Правописание безударных гласных в корне

2) Имена существительные к а мпания и к о мпания различаются по значению.

4) В некоторых заимствованных словах с выделявшимся в прошлом суффиксом написание безударной гласной нельзя проверять однокоренным словом, если проверяемая и проверочная гласные относятся к разным по происхождению суффиксам, ср.:

Примечание. Читайте также о способах проверки безударных гласных в корне на странице: Как проверить слова с безударными гласными в корне?

2.3.2. Правописание корней с чередованием гласных

Корни с чередующимися гласными А / О

1. Зависимость от ударения

2. Зависимость от конечных согласных корня

4. Зависимость от значения

Корни с чередующимися гласными И / Е

Что такое орфограмма безударных гласных. Смотреть фото Что такое орфограмма безударных гласных. Смотреть картинку Что такое орфограмма безударных гласных. Картинка про Что такое орфограмма безударных гласных. Фото Что такое орфограмма безударных гласных.Заб и р а ть – заб е ру.Жиг-/жег-Выж и г а ть – выж е гший.Стил-/стел-Заст и л а ть – пост е лить.Блист-/блест-Бл и ст а ть – бл е стеть.Мир-/мер-Ум и р а ть – ум е реть.Тир-/тер-Ст и р а ть – ст е реть.Дир-/дер-Разд и р а ть – разд е рёт.Пир-/пер-Зап и р а ть – зап е реть.Чит-/чет-

Выч и т а ть – выч е ты.

Исключения: соч е тание, соч е тать, ч е та.

Вым и рать – вым е реть, зам и рать – зам е реть.

М и р, м и рный, усм и рять.

М е рить, изм е рять, прим е рять платье, м е рило.

Зап и рать – зап е реть, отп и рать – отп е реть, вып и рать – вып е реть.

Чередование A(Я) / им(ин)

2.3.3. Употребление буквы Э

Как отмечалось (см. п. 1.5), гласная буква е используется, прежде всего, после мягких согласных и в начале слова, после гласных, если обозначает два звука [ j ] + гласный ( е да, кра е вед).

При выборе гласной следует пользоваться следующими правилами:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *