Что такое орфограмма безударных гласных
Орфограмма № 1. Безударные проверяемые гласные в корне слова.
Безударные проверяемые гласные в корне слова.
ПРАВИЛО.
Трудные случаи.
Пример № 2.
Пример № 3.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.
Безударные гласные в корне слова
Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат
(в правом нижнем углу экрана).
Понятие безударных гласных
Безударные гласные — это буквы, которые находятся в слабой позиции, то есть на них не падает ударение. Такие гласные делятся на два типа:
А еще есть безударные гласные в корнях с чередованием.
Ударение — это выделение голосом гласного звука одного из слогов через повышение тона и длинное звучание. Безударные и ударные гласные в русском языке могут находиться в разных частях слова:
Чтобы верно выбрать правило, нужно определить, в какой морфеме находится гласная.
Проверяемые безударные гласные
В русском языке мы проверяем написание гласных букв А, О, И, Е, Я, когда они обозначают безударные гласные звуки.
Проверяемые безударные гласные в корне слова — это гласные, которые можно проверить ударением с помощью подбора родственных слов или изменением грамматической формы слова.
Чтобы избежать ошибок и правильно писать слова с проверяемыми безударными гласными, нужно запомнить правило.
Правило для проверяемых безударных гласных в корне слова
Чтобы проверить безударную гласную в корне слова нужно изменить слово так, чтобы эта гласная стала ударной.
Если гласная под ударением, значит ее хорошо слышно и очевидно, какую букву нужно написать. Если без ударения — применяем специальные правила.
В качестве проверочного слова может выступать:
Однокоренное слово (уменьшительно-ласкательные варианты, слова другой части речи).
дождливый — дождь, лесной — лес.
Измененная форма этого же слова.
грибы — гриб, зима — зимы.
Если в корне несколько безударных гласных, нужно подобрать слова для проверки каждой:
молодой — молод, молоденький.
Давайте узнаем, в корне каких слов есть проверяемые безударные гласные. При произношении слов голосом выделяется один гласный звук, а все остальные гласные оказываются без ударения:
В русском языке ударение в словах может падать на гласную любой морфемы:
Безударные гласные в корне слова
Орфограмма «Безударная гласная в корне слова» является одной из важнейших орфограмм в русском языке.
В корнях слов безударные гласные могут быть трёх типов: проверяемые, непроверяемые и чередующиеся.
Проверяемые безударные гласные
В русском языке нужно проверять написание гласных букв А, О, И, Е, Я, когда они обозначают безударные гласные звуки.
Для безударных гласных в корне действует правило:
Чтобы проверить безударную гласную в корне слова нужно изменить слово так, чтобы эта гласная стала ударной.
Если гласная находится в сильной позиции (под ударением), ее хорошо слышно и понятно какую букву написать. Если же в слабой (без ударения), то необходимо использовать правило.
В качестве проверочного слова может выступать:
Если в корне несколько безударных гласных необходимо подобрать слова для проверки каждой: молодой — молод, молоденький.
Непроверяемые безударные гласные
Если правописание гласного в безударном положении нельзя проверить ударным положением, то написание гласного надо запомнить (или проверить его написание по словарю).
Слова с непроверяемыми безударными гласными относятся к словарным. Например: воробей, мороз, урожай.
Более подробно о них можно почитать в статьях:
Чередующиеся безударные гласные
В русском языке достаточно часто встречаются слова с корнями, в которых гласные чередуются. Например, в словах загар, загорелый в корне чередуются гласные А и О (гар/гор), в словах застилать, постелить — гласные И и Е (стил/стел).
Алгоритм проверки орфограммы «Проверяемые безударные гласные в корне слове»
Словарные диктанты
Раскраски по теме «Безударные гласные в корне слова»
Карточки по теме «Безударные гласные в корне слова»
Карточка 1
2. Вставь пропущенные буквы и спиши текст.
В д…ждливую погоду д..твора с..дит дома. Св..тлячок св..тился з..лёным светом. З..мой л..сники раскладывают в к..рмушки корм для диких зв..рей. На дв..ре ст..яли з..л..тистые сн..пы пш..ницы.
Карточка 2
2. Вставь пропущенные буквы, поставь ударение в словах и выдели корень.
Карточка 3
2. Спиши предложения, вставляя пропущенные буквы. В скобках напиши проверочные слова.
В др..мучем л..су растут гр…бы. Осиновый л..сток др…жал на в..тру. Тихий зв..нок наст..рожил ч…сового. Уч..ник ж..лел, что оп…здал на урок. Т…жёлый самолёт л…тит над м..рским заливом.
Карточка 4
Строчка — стр..ка, звери — зв..рьки, скворушка — скв..речник, снежный — сн..говик, качка — к..чели, держит — д..ржал, разгром — разгр..мить, полз — уп..лзать, стеклышко, застеклил — ст..кло, ледяной, лед — л..док, снег, снеговик — сн..жинка, котята, котик — к..теночек, говорил, говор разг..вор, пляска, расплясался — пл..сать, заварка, заварить — св..рить, следим, след — насл..дил.
2. Вставь пропущенные буквы, поставь ударение в словах и выдели корень.
Карточка 5
2. Из данных ниже слов составьте и запишите предложения, вставляя пропущенные буквы.
Волки, охотиться учат, м..л..дых, старые
Рыщут, в, г..л..дные, л..сах, звери.
Карточка 6
2. Из данных ниже слов составьте и запишите предложения, вставляя пропущенные буквы.
Р..бята, оделись, т..пло.
Они, на г..л..ву, ша..ку, надели, на руки м..ховые, варе..ки.
Теперь, м..ро. им, не страшен.
Карточка 7
2. Раздели слова на 2 группы и вставь пропущенные буквы.
Г_ра, в_рона, ск_ла, р_ка, гор_од, к_пуста, тр_ва, в_да, пл_вец, з_ма, _бед, с_ло, к_ток, ур_жай, р_кета, в_сло, ч_сло.
Карточка 8
2. Вставь пропущенные буквы, поставь ударение в словах и выдели корень.
Карточка 9
Пришла з..ма. Тр..щат м..розы. Замерзли р..ка и оз..ро. П..ля и х..лмы покрылись пушистым белым к..вром.
2. Вставь пропущенные буквы, поставь ударение в словах и выдели корень.
Карточка 10
Х..р..шо в л..су в полдень. З..леные елоч..ки выг..бают к..лючие ве..ки. Кр..суется белая б..ре..зка с душ..стыми л..сточками. Др..жит серая осина.
2. Вставь пропущенные буквы, поставь ударение в словах и выдели корень.
Дождик, дожди — д..ждливый, столик, столовая — ст..ляр, беляк, беленький — б..льевой, поселок, селение — с..ло, посоли, солоно — с..леный, подарок, подари — д..рить, насорил, насорено — зас..рить, посадка, садовник — зас..дить, нет дров, дровяной — др..ва, лисонька, лисята — л..сенок, часики, часовщик — ч..сы, бельевой, побелка — б..лье, сталь, сталевар — ст..льной, топить, растопка — раст..пил, крикнул, крикун — закр..чал, обманщик, обманул — обм..нуть.
Карточка 11
Потинуло холадом. Последние клочя тумана мокрой марлей палзли посклону. Открылись яркие сиящие горы.
2. Вставь пропущенные буквы, поставь ударение в словах и выдели корень.
Ученье, ученик — уч..ница, росинка, росы — р..систый, рядок, подряд — р..довой, дождик, дожди — д..ждливый, город, загородка — ог..родить, выяснил, ясный—объ..снил, висели, повис — в..сеть, тяжко, тяжелее — т..желый, небо, небесный — н..беса; конюшня, конский — к..неводство; молодой, молодость— м..лодежь, падать, западня — п..дение, вредный, вредить — навр..дил, ловушка, ловля — нал..вил, сидя, сидел — пос..дел, мирить, мирно — пом..рились.
Карточка 12
Шмель прилител неуклюжий, толстый, махнатый, как мидветь. Забасил, заворочялся, весь впыльце измазался.
2. Найди слова с проверяемой безударной гласной в корне слова, поставь ударение в словах и выдели корень.
Карточка 13
…— м_сник, …— л_дник, …— В_силий, … — к_лючий, … — б_нтовать, … — разл_новать, …— торм_зить, … — расч_сать, … — с_дло, …— с_довник, … — б_рега, … — пл_хой, … —_грать, …— прил_тел, … — выр_зать, … — нак_оть., … — ч_рника, … — гн_здо, … — п_ловица, …— площ_дь, … — т_желый, … — кр_чать, … — нак_сить, …— зап_щал, …— кр_сота.
2. Составь предложения со словами.
С..ды, п..ля, л..са, др..зды, цв..ты, ст..лы, р..ды, м..чи, л..сты, кр..я, д..ла, хл..ба.
Карточка 14
…— пл_ды, … — фабр_ка, …— пл_та, …— гр_зовая, … — пл_тить, …— зап_сать, … — пост_ять, … — стр_жи, … — п_чник, … — д_ление, …— _гонь, …— ч_рвивый, … — дев_ть, … — подн_сти, … — хв_лить, …— зал_тел, … — к_фейник, … — к_зленок, …— к_вер, … — к_мочек, …— кр_вой, … —см_ялся, …— закр_пил, … — пос_нел, …— п_ловой.
2. Составь предложения со словами.
Карточка 15
2. Составь предложения со словами.
..сень, з..ма, веч..р, ст..рик, т..пло, хол..д,бр..вно, м..ря, ш..ры, ж..ра.
Карточка 15
… — н_жи, …— б_лянка, …— хл_ба, … — б_нты, … — дес_ть, …—нар_дить, … — подст_рать, … — затр_щать, … – гл_за, … – т_пло, … – п_терка, … – н_мецкий, … – посв_тить, … – ост_влять, … – посв_тить, … – с_стра, … – тр_па, … – пр_стой, … – т_нуть, … – выч_стить, … – отк_рмить, … – ош_баться, … – кр_сивый.
2. Спиши текст. Вставь пропущенные буквы.
В з…л…тые …сенние дни г…товились к …тлету жур…вли. П…кружились …ни над р…кой, над р…дным б…лотом. Вот п…т…нулись птицы в д…лекие страны. На в…стоке п…к…залась ранняя зорька.
Карточка 16
… – р_ка, … – зв_зда, … – отт_пель, … – ж_льцы, … – б_леть, … – обв_зать, … – поп_лоть, … – распр_мить, … – зат_пить (печь), … – л_сты, … – б_глец, … – ур_нить, … – зм_я, … – м_нять, … – ск_кал, … – поч_нить, … – отст_вать, … – хв_сты, … – гр_да, … – л_сточек, … – п_стреть, … – г_ристый, … – л..скать, … – позв_нил, … – изв_стить, … – г_рчица, … – т_шина.
2. Вставить безударные гласные. С тремя словами составь предложение.
Г…лубка, пл…щадка, см…льчак, в…здушный, др…жать, зар…дить, в…шневый, заскр…пел, д…лекий, п…лезный, ск…листый, т…желый, р…зьба, д…ржал, д…мой, т…нул.
Карточка 17
… – с..лач, … – сн..гурочка, … – ч..рнила, … – х..лодный, … – в..зти, … – забр..сать, … – л..тят, … – зав..рять, … – к..тята, … – р..дной, … – п..рник, … – т..нистый, … – л..вить, … – заб..жал, … – од..вать, … – г..рчица, … — р..га, … — ст..ловая, … — л..карство, … — б..льница, … — попр..сить, … — нап..лить, … — … — п..ченье, … — с..мья.
2. Спиши словосочетания, вставляя пропущенные буквы.
Поб…жал по д…ске, обр…нил в…л…синки, гн…здо под к…рнями, л…тят не сп…ша, з…л…тое к…льцо, б…жит б…гом, др…зды в гн…зде, на п…лянке около р…ки, к…рмил ч…рв…ками, ск…зала с…стра, прин…сла в…ды.
Карточка 18
… —- к..раси, … — в..лчата, …— в..ренье, …— пл..чо, … — гл..деть, … — обл..вать, … — расск..зать, … — поб..дить, … – н..га, … – стр..лок, … – в..йна, … – н..чной, … – выстр..ить, … – подм..тал, … – д..бро, … – м..сты, … – зар.дить, … – окт..бренок, … – согр..вать, … – зд..ровый, … – раск..лоть, … – побл..днеть, …— в..енный, … — сл..мать, … — осл..бел, … — пож..лтел.
2. Спиши словосочетания, вставляя пропущенные буквы.
Т…ж…лый кам…нь, в…зились в с…ду, не ус…дишь на з…мле, м…лчит л…са, л…дяная г…ра, л…тает с…ва, гол…дно з…мой, над в…ршиной г…ры, кр…сивая д…ревня, п…лянка у руч…йка, х…лодной в…сной.
Карточка 19
Большая тарелка, зелёная берёзка, следы медведя, написать в тетрадь, держал лопату, тяжёлая работа, воздушный кораблик, холодный ветер, скрипят сапоги, летела ворона, резьба по дереву, далеко на восток.
2. Спиши текст. Вставь пропущенные буквы.
В л_су ос_нью созр_вают орехи. Из-под л_сточков гл_дят спелые орехи. Чуть к_чнёшь, орех тут же уп_дёт на землю и зат_ряется в тр_ве. Как х_р_ш_ ос_нью л_сные орехи! Собирая орехи, надо б_речь кусты. Нельзя л_мать ветки. Если п_гибнут кусты, орехов больше не будет.
Карточка 20
2. Спиши текст. Вставь пропущенные буквы.
Кто там? Это дятел. Он сидит на ств_ле дер_ва. В расщелину дер_ва вставлена с_сновая и _ловая ш_шки. Он из них выбирает с_мена. Много ш_шек в_ляется на сн_гу под дер_вом. Дятел долбит их всю зиму. Недаром это м_стечко з_вётся л_сной кузницей, а дятел л_сным кузнецом.
БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ СО СМЫСЛОМ
Особое место в работе над безударными гласными занимают слова, корни которых сходны по звучанию, но различны по смыслу.
Отварить — отворить.
Полоскать — поласкать.
Посидела — поседела.
Примирять — примерять.
Обежать — обижать.
Слезать — слизать.
Запивать — запевать.
Посветить — посвятить.
Разредить — разрядить.
Спешите — спишите.
Развевается — развивается.
Попросите ребенка составить словосочетания, в которых безударная гласная будет зависеть от смысла. Например: примерять (от слова примерка) костюм и примирять (от слова мир) друзей, поласкать (от слова ласка) котенка и полоскать (от слова полощет) белье и т.д.
Надеюсь статья была для вас полезной!
Заходите также в Книжную лавку за полезными книгами!
С уважением, Ольга Наумова
Благодарю, что поделились статьей в социальных сетях!
Правописание безударных гласных в корне слова понятие об орфограмме
Безударные гласные в корне слова
Понятие безударных гласных
Безударные гласные — это буквы, которые находятся в слабой позиции, то есть на них не падает ударение. Такие гласные делятся на два типа:
А еще есть безударные гласные в корнях с чередованием.
Ударение — это выделение голосом гласного звука одного из слогов через повышение тона и длинное звучание. Безударные и ударные гласные в русском языке могут находиться в разных частях слова:
Чтобы верно выбрать правило, нужно определить, в какой морфеме находится гласная.
Проверяемые безударные гласные
В русском языке мы проверяем написание гласных букв А, О, И, Е, Я, когда они обозначают безударные гласные звуки.
Проверяемые безударные гласные в корне слова — это гласные, которые можно проверить ударением с помощью подбора родственных слов или изменением грамматической формы слова.
Чтобы избежать ошибок и правильно писать слова с проверяемыми безударными гласными, нужно запомнить правило.
Правило для проверяемых безударных гласных в корне слова
Чтобы проверить безударную гласную в корне слова нужно изменить слово так, чтобы эта гласная стала ударной.
Если гласная под ударением, значит ее хорошо слышно и очевидно, какую букву нужно написать. Если без ударения — применяем специальные правила.
В качестве проверочного слова может выступать:
Однокоренное слово (уменьшительно-ласкательные варианты, слова другой части речи).
дождливый — дождь, лесной — лес.
Измененная форма этого же слова.
грибы — гриб, зима — зимы.
Если в корне несколько безударных гласных, нужно подобрать слова для проверки каждой:
молодой — молод, молоденький.
Давайте узнаем, в корне каких слов есть проверяемые безударные гласные. При произношении слов голосом выделяется один гласный звук, а все остальные гласные оказываются без ударения:
В русском языке ударение в словах может падать на гласную любой морфемы:
План-конспект урока по теме «Правописание безударных гласных в корне слов. Понятие об орфограмме». 3 класс
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Государственное учреждение образования «Средняя школа №9 г. Мозыря»
«Правописание безударных гласных в корне слов.
Понятие об орфограмме».
Круковская Татьяна Валентиновна,
учитель первой ступени общего
Урок русского языка в 3 классе по теме
«Правописание безударных гласных в корне слов.
Понятие об орфограмме».
Цель: актуализировать знания и умения учащихся по нахождению и проверке безударных гласных в корне слов.
1) дать понятие об орфограмме, учить находить орфограмму «Безударные гласные в корне слова», проводить проверку;
2)развивать орфографическую зоркость учащихся, интерес к русскому языку, обогащать словарный запас;
3)способствовать привитию здорового образа жизни и снятию утомляемости на уроке; содействовать привитию бережного отношения к природе.
Оборудование: учебник «Русский язык. 3 класс. Ч.2», карточки с заданиями, алгоритм проверки безударных гласных, наглядный материал с изображением зимнего леса, диких животных, иллюстрация солнышка, таблица для рефлексии (рисунок солнышка), наглядный материал по правилам посадки при письме, расположения тетради, как держать ручку, тетрадь, ручка, карандаш, линейка, солнечные лучики у каждого учащегося, оценочные линеечки-солнышки.
1. а) Вхождение в урок
Цель: создание положительного эмоционального настроения.
-Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь гостям, улыбнитесь как улыбается нам весёлое зимнее солнышко!
/Приложение 1 «Солнышко»/
Все у нас получится.
б) Прогнозирование на урок.
-Солнышко раздало вам свои лучи с пожеланиями удачи, успеха и радости на нашем уроке. Оно будем освещать нам дорогу на пути к знаниям.
— Каким бы вы хотели видеть этот урок?
-Возьмите лучики и запишите на них своё пожелание одним словом.
/дети записывают слова на лучах/
2.Формулировка темы и задач урока.
— Сегодня наш урок необычный, потому что мы отправляемся на прогулку в зимний лес.
— Какова же тема нашего урока?
/учитель раскрывает название темы /
— «Правописание безударных гласных в корне слов. Понятие об орфограмме»
— Чему же мы будем учиться сегодня на уроке?
/предположения детей по наглядности: цели урока/
— Сегодня на уроке мы будем учиться:
распознавать слова с орфограммой на правописание безударных гласных в корне слова,
находить безударные гласные в корне слова,
проверять безударные гласные в корне слова,
развивать орфографическую зоркость.
— В конце урока мы ответим на эти вопросы.
3. Актуализация имеющихся знаний
— Чтобы хорошо и слажено работать на уроке нужно вспомнить и повторить то, что мы уже знаем.
Игра «Живой микрофон»
/Орфоэпическая минутка «Говорим правильно», дети следя за указкой, выполняют задания учителя/
-Хором читаем слова с доски, правильно проговаривая ударные слоги.
/«Молниеносно» за указкой называют/
только ударные слоги ударные гласные
двусложные слова трёхсложные слова
твёрдые согласные звуки гласные, указывающие на мягкость, предшествующего согласного
— Называем часть речи/ мальчики/
— Что обозначают слова?/девочки/
— На какие вопросы отвечают слова?/ мальчики/
— Каким членом в предложении может являться?/ девочки/
— Называем окончание, суффикс/мальчики/
Игра «Зоркий слух» в паре.
-Может ли быть два ударения в слове?
-Как называется гласный не под ударением?
-В какой позиции находится безударный гласный? Почему?
/открывается наглядность: слабая и сильная позиция для гласного/
-Дети, что мы знаем о звуках (согласных и гласных) русского языка?
/хором дети повторяют:
Гласные и согласные бывают такие опасные.
Звук один слышится, а буква другая пишется./
— Как называется такое место в слове?
/ дети: опасное место, хитрые звуки, орфограмма, слабая позиция, место, написание в слове, требующее проверки/
— Какие орфограммы мы знаем?
— Что нужно делать, что бы гласный не вызывал сомнения?
— Что нужно делать, что бы согласный стал неопасный?
Игра «Зоркий слух» проводится после вопросов учителя.
4. Проверка домашнего задания.
Дети обмениваются тетрадями. Взаимопроверка.
Оценивание работы при помощи солнышек.
— У кого всё получилось?
/дети демонстрируют уровень самооценки по шкале улыбающихся солнышек/
5. Упражнение в чистописании.
-Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы…../ответ учащегося/
-Буквы мы должны правильно уметь писать.
-Отправляемся в страну Чистописания и вспомним правила при письме.
— Я тетрадочку открою
Я, друзья, от вас не скрою,
ручку я вот так держу.
Сяду прямо не согнусь,
за работу я возьмусь.
/Опора «Держи ручку правильно/
/Напоминает о правиле посадки и расположении тетради ученик/
— Сегодня мы вспомним написание буквы Сс заглавной и строчной, а также соединение букв с другими буквами.
— Начинаем писать заглавную букву С сверху чуть ниже верхней линейки строки справа налево ведём полуовал, плавно ведём до нижней линейки, закругляем вправо и ведём вверх до середины строки верхнее соединение к строчной букве с, снова, не отрывая руки ведём справа налево полуовал и пишем строчную букву с; далее пишем строчные с с другими гласными, не отрывая руки, обращаем внимание на их соединение.
Разминка для пальчиков «Маша варежку надела..»
-Обратите внимание, на то, чтобы буквы не попали в больничку.
/Наблюдение за словами/
-Что вы заметили? /родственные слова, формы одного слова/
-Какие это слова? Докажите.
-На какое правило встретились орфограммы?
-Назовите проверочные и проверяемые слова.
-Допишите свои родственные слова.
/у доски работает ученик, ставит ударение, подчёркивает орфограммы в словах объясняет их написание, выделяет корень/
Снежинка, снега, снежок, снежный, снег.
— В какой части слова находятся безударные гласные? /в корне/
— Нужно ли проверять безударные гласные в корне слова?
— В какой позиции находится безударный гласный в корне слова? \ в слабой/
-Почему? /слышится нечётко, неясно, звук один слышится, а буква другая пишется/
-А ударный гласный? / в сильной/
— Почему? /слышится чётко, ясно/
-Есть ли расхождение в произношении и написании для безударного гласного? А для ударного гласного?
-Что нужно сделать, чтобы проверить безударный гласный?
-Как это сделать? /дети, исходя из наблюдения за однокоренными словами и формой слова, делают вывод/
/Хором: нужно изменить форму слова или подобрать родственные слова так, чтобы безударный гласный стал ударный/
Запись родственных слов с доски в тетрадь.
/Ученик, работавший у доски составляет кластер-алгоритм; берёт дополнительное задание по карточке и работает на оценку 1 минуту/
Молниеносно — (приём «Указка») дети называют проверочное или проверяемое слово.
Развитие речи. Работа над составлением предложений.
Составить предложение с любым словом, а поможет нам в этом иллюстрация
/открывается картинка «Зимний лес»/
-Заглянем в зимний лес и оживим природу.
-Как нужно вести себя в лесу?
-Какие звуки, запахи можно услышать, что можно почувствовать в лесу?
-Работаем со средствами выразительности и составляем красивые предложения.
— Снежинки что делают?
/В составленном предложении дети называют и показывают подлежащее и сказуемое; словосочетания/
6. Орфографическая разминка.
Выходит ученик и работает вслух над текстом с пропущенными орфограммами, закрытыми снежинками (подчёркивает орфограммы в словах объясняет их написание, выделяет корень).
(В) снежном переулке
Звонко носятся снежки,
Задание классу по вариантам:
1 вариант — называют (хором) только проверочные слова
2 вариант — проверяемые.
— Сверяем подчёркнутые орфограммы с доски.
Вопросы ученику у доски.
-Как проверить безударный гласный?
-Можно ли называть безударный гласный, не подобрав проверочного слова?
-Почему? /сначала нужно выполнить проверку, подобрав …/
— Назови способы проверки безударного гласного.
— Каким способом пользовался ты?/ответ ученика/
Учитель выставляет оценку.
-Оцените свою работу /шкала/.
Физкультминутка под песню «Лесной музыкант»
7. Изучение нового материала.
Работа с учебником:
— Как проверить безударный гласный в корне слова?
— Прочитаем правило в учебнике на стр. 3.
Работа с учебником — упр.4, стр.4. /фронтальная работа (устно)/
-Назовите пары слов, подобрав сначала проверочное, затем проверяемое.
Мальчики записывают пары слов в тетрадь.
Девочки играют в игру «Полоса: да/нет»
Мальчики читают слова, объясняя орфограммы в корне слова.
Девочки в это время записывают свои 5 слов с орфограммой на безударный гласный в корне слова.
-Оцените свою работу по шкале.
8. Закрепление изученного материала.
-Лесные жители прислали нам на память свои фотографии. И хотят рассказать нам о своей жизни зимой.
-Зима очень сложное время года для всех животных. И тут на помощь им приходит человек.
Работа в группах /после выполнения задания иллюстрации животных прикрепляются на доску/
/выполняют работу над деформированным предложением, находят слова с орфограммой на безударный гласный, объясняют их написание, называют способ проверки/
/Дети показывают схематично /при помощи рук/ предложения./
1 группе: По лесу рыщут голодные волки.
3 группе: Лисица по запаху находит под снегом мышей.
4 группе: Под кустом притаился белоснежный заяц.
5 группе: Белки едят лесные орехи и семена шишек.
6 группе: Пёстрый дятел стучит по стволу дерева.
Слуховой диктант с простукиванием орфограмм:
— Берём карандаши. При проверке внимательно слушаем записанные предложения в группах — простукиваем карандашом услышанные орфограммы в словах.
Минутка открытий или рубрика «Это интересно»
Разминка для глаз «Следим за солнышком!»
Слуховой буквенный диктант/один ученик за доской, записывает только буквы/
Самостоятельная разноуровневая (дифференцированная) работа.
-У каждого есть листы с заданиями разного уровня сложности (на выбор)
Прочитайте. Определите границы предложений, поставьте знаки препинания в конце предложений. Дайте заглавие тексту.
Вставьте пропущенные буквы, объясните написание орфограмм. В третьем предложении подчеркните грамматическую основу.
Прочитайте. Найдите слова, в правописании которых допущены ошибки. Исправьте их. Объясните написание орфограмм, устно подберите проверочные слова. Слова с орфограммой на правописание безударной гласной разберите по составу.
На стала зема. Кругом лижыт пушыстый снег. На акне кросивые узоры. Вот кармушка для птиц. У Кати и зины крошки. Девочьки кормят птиц.
Прочитайте. Зачеркните в скобках неправильную букву, запишите проверочные слова.
Веч(е/и)ром (_______________) поднялась метель. Засв(и/е)стел (____________) в соснах ветер. Сухой сне(г/к) (___________) закружился по з(и/е)мле (____________) белыми змейками. С неба пов(а/о)лили (_______________) белые хлопья.
/За доской работают 2 ученика; один — вставляет гласные в тексте, другой — записывает пропущенные гласные из карточки).
/называют только буквы/
/оценивание результатов работы детьми /
9. Подведение итогов урока.
-Наше путешествие подходит к концу, пора подвести итоги.
-Может ли красота природы, её богатства сохраниться без помощи человека?
-Как мы должны относиться к природе? /ответ — одним словом/
-Чему учились на уроке? (возвращение к задачам урока и ответы детей)
Игра «Да/Нет» (Вверх/вниз)
-Безударный гласный в корне слова нужно проверять.
-Можно называть безударный гласный, не подобрав проверочного слова.
-Безударный гласный находится в слабой позиции.
-Гласные и согласные бывают такие опасные, звук один слышится, а буква другая пишется.
-Чтобы проверить безударный гласный, нужно изменить форму слова или подобрать родственные слова так, чтобы безударный гласный стал ударный.
Домашнее задание: упр. 5, правило, стр.5 /напечатано на доске/
Оценивание всей работы детьми на уроке по шкале.
-Возьмите в руки лучики.
-Оправдался ли ваш прогноз на урок?
/ответы детей по лучикам/
— Чей прогноз оправдался, прикрепите лучики к нашему солнышку.
Прикрепление лучиков к солнышку.
-Аплодисменты себе, друг другу, гостям.
-Спасибо за внимание!
1.Тематические разработки уроков по русскому языку. Часть 1. 4-е издание. /Н.Г. Конюшкевич (и др.) — Мозырь: Содействие, 2013.
2.Дополнительный материал по русскому языку. 3 класс. /А.А. Самонова – 3-е изд. – Мозырь: Белый Ветер, 2013.
3.Обучающие диктанты по русскому языку. 2-4 классы/И.Б. Голованова,
И.Б. Латош.- Мозырь: Содействие, 2013.Планы-конспекты уроков по обучению чтению. 1 класс.
/ Г.И. Мохначёва. – Мозырь: Белый ветер, 2013.
2.3. Правописание гласных в корне
Правописание гласных в корне включает пять типов правил:
1) правописание безударных гласных;
2) правописание корней с чередованием гласных;
3) употребление э ;
4) правописание гласных после шипящих и ц ;
5) употребление ы/и после приставок.
Правила 4–5 рассмотрены нами в п. 1.5, 1.8, 1.9, 1.12, 1.13. В данном пункте остановимся более подробно на тех, что не подвергались анализу.
2.3.1. Правописание безударных гласных в корне
2) Имена существительные к а мпания и к о мпания различаются по значению.
4) В некоторых заимствованных словах с выделявшимся в прошлом суффиксом написание безударной гласной нельзя проверять однокоренным словом, если проверяемая и проверочная гласные относятся к разным по происхождению суффиксам, ср.:
Примечание. Читайте также о способах проверки безударных гласных в корне на странице: Как проверить слова с безударными гласными в корне?
2.3.2. Правописание корней с чередованием гласных
Корни с чередующимися гласными А / О
1. Зависимость от ударения
2. Зависимость от конечных согласных корня
4. Зависимость от значения
Корни с чередующимися гласными И / Е
.
Выч и т а ть – выч е ты.
Исключения: соч е тание, соч е тать, ч е та.
Вым и рать – вым е реть, зам и рать – зам е реть.
М и р, м и рный, усм и рять.
М е рить, изм е рять, прим е рять платье, м е рило.
Зап и рать – зап е реть, отп и рать – отп е реть, вып и рать – вып е реть.
Чередование A(Я) / им(ин)
2.3.3. Употребление буквы Э
Как отмечалось (см. п. 1.5), гласная буква е используется, прежде всего, после мягких согласных и в начале слова, после гласных, если обозначает два звука [ j ] + гласный ( е да, кра е вед).
При выборе гласной следует пользоваться следующими правилами: