Что такое орфограммы сильных и слабых позиций
Презентация по русскому языку » Орфограммы сильных и слабых позиций в русском языке.
Описание презентации по отдельным слайдам:
Составитель: учитель Малышева Валентина Николаевна Орфограммы сильных и слабых позиций.
Орфограмма-часть буквенной записи слова или предложения, которую нельзя точно определить по произношению. Орфограммы сильной позиции. Орфограммы слабой позиции. Орфограмма пробел между словами. Знак переноса. Знаки препинания. Виды орфограмм в русском языке.
Орфограммы в приставках. Орфограммы корня слова. Орфограммы в суффиксах. Орфограммы в окончаниях. Беглые гласные. Соединение в сложных словах. Буквы И,А,У после шипящих. Буквы О,Ё после шипящих и Ц. Буквы И,Ы после Ц. Список орфограмм.
Спасибо за внимание.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1237315
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Московские школьники победили на международной олимпиаде по информатике
Время чтения: 1 минута
Время чтения: 2 минуты
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
В Хабаровске родители смогут заходить в школы и детсады только по QR-коду
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Опознавательные признаки орфограмм
Опознавательные признаки орфограмм по слабыми сильным позициям
Тип буквенных орфограмм
Опознавательный признак – примета, сигнал к тому, что требуется применить правило. Таким сигналом может быть безударный гласный или ударный после шипящего. В слабой позиции звук, представляющий фонему, испытывает влияние положения в слове (парный согласный по глухости-звонкости, по твердости-мягкости, стечение согласных).
Опознавательные признаки орфограмм (общие и частные)
— Безударные гласные в корне (проверяемые и непроверяемые): а) отсутствие ударения; б) гласные а, о, и, е; в) место в слове(в корне, в абсолютном конце слова или перед согласным)
— Звонкие и глухие согласные: а) парные согласные б-п, г-к, в-ф, д – т, з-с, ж – ш; б) место в слове
— Непроизносимые согласные: а) «опасные» сочетания звуков или букв стн, здн, сн, зн и др.; б) место в слове
— Разделительный ь: наличие звука [j] после мягкого согласного, наличие гласных я, е, ю, ё
— Разделительный ъ: а) наличие звука [j] после согласного, наличие гласных букв е, я, ю, ё (гласных звуков [э], [а], [у], [о] после [j]; б) место орфограммы: на стыке приставки, оканчивающейся на согласный, и корня
— Раздельное написание предлогов, слитное написание приставок: а) наличие звукосочетания, которое может оказаться предлогом или приставкой; б) часть речи: глагол не может иметь предлога, предлог относится к имени существительному или местоимению
— Заглавная буква в именах собственных: а) место в слове: первая буква; б) значение слова: название или имя
— Заглавная буква в начале предложения: а) место в слове: первая буква; б) место в предложении: первое слово
— Сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу: наличие в слове сочетаний
— ь на конце имен существительных после шипящих: а) наличие на конце слова всегда мягких шипящих ч и щ или всегда твердых ш и ж; б) часть речи: имя существительное; в) род: мужской или женский
— Безударные окончания имен существительных: а) место орфограммы: в окончании; б) наличие в окончании безударного е – и; в) часть речи: имя существительное
— Правописание окончаний имен прилагательных — ого, — его: а) наличие такого сочетания; б) их место: на конце слова; в) часть речи: имя прилагательное
— Правописание безударных личных окончаний глаголов: а) часть речи: глагол; б) место: в окончании слова; в) наличие знакомых окончаний ут – ют, ат – ят, отсутствие ударения; г) время глагола: настоящее или будущее
Знание опознавательных признаков орфограмм – орфографическая зоркость – необходимое условие грамотного письма. Заучивание правил без орфографической зоркости не избавит от ошибок.
Ошибка в написании жи и ши случается очень редко. С этим правилом дети знакомятся в первом классе. Иллюстративный материал, занимательный материал: ребусы, «рассыпанные» слова, «цепочки» слов, скороговорки и т.д. – является одним из средств воспитания у учащихся мотивов обучения, способствует образному мышлению, запоминанию материала.
А соседство [т] + [с] → [цц] в глаголах не воспринимается опознавательным признаком орфограммы даже у некоторых взрослых: мыться [мыцца] (фонетический принцип — пишу как слышу – в данной ситуации не подходит).
Способы проверки слабых и сильных позиций. Типы изменения слов-названий. 3-й класс
Класс: 3
Система: развивающее обучение Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдов.
Оборудование: учебник русского языка 3 класс М. ВИТА – Пресс, 2010, словарики, карточки с заданием слов, маркеры, таблицы с изменения слов–названий, образцы на каждого ребёнка с выполнением упр.187, два набора с домашним заданием, жетоны.
Цель: Вывести способ проверки орфограмм слабых и сильных позиций.
Ход урока
1. Подготовка.
– Покажите умные глазки, ровные спинки.
– Повернитесь, поздоровайтесь с гостями, улыбнитесь, друг другу от души.
2. Эмоциональный настрой.
– С каким настроением пришли на урок?
– А вот, чтобы ваше настроение стало ещё лучше, вам необходимо хорошенько поработать на уроке, чтобы получить удовлетворение от своего труда.
– Садитесь, пожалуйста, на свои места.
Ход урока
Этапы урока, предполагаемый результат на каждом этапе
Деятельность учителя
Деятельность учащегося
Интерпретация деятельности учащегося и учителя на уроке
Цели данного этапа: формирование эмоциональной удовлетворенности своими знаниями и умениями, положительная оценка учителем достижений учеников, создание для детей “ситуации успеха”
– Прочитайте, посмотрите внимательно и попробуйте сами, определить какое задание необходимо вам сделать.
Все ли слова вам понятны?
– Давайте проверим! У кого такие же слова как у первой группы? Вы будете в роли контролёров.
дети выполняют задание в группе)
– Какой способ вы применили?
– Как вам удалось найти сильную позицию согласного звука?
(Проверяем следующую группу и третью)
– Вы такие молодцы, так быстро и правильно справились с заданием! Как вам это удалось?
– Какие способы проверки орфограмм слабых и сильных позиций вы знаете?
– Предметы их изменения?
– Признаки?
– по словарю
– по правилу
– по сильной позиции изменением!
(Eчитель фиксирует на доске таблички)
Вы, наверное, устали
И поэтому все встали.
Дружно вытянули шеи
И как гуси зашипели.
Зашипели, помолчали
И как зайки поскакали.
Поднимайте плечики,
Прыгайте, кузнечики.
Раз, два – выше голова!
Три, четыре – руки шире!
Пять, шесть – тихо сесть!
Цели данного этапа: формирование внутренних и личных мотивов учебной деятельности; закрепление “ситуации успеха”.
– Как хорошо работать вместе!
– А хотите, каждый из вас проверить свои силы и самостоятельно выполнить задание?
– Откройте свои учебники на странице 141
– Прочитайте задание.
– Да
– Молодцы!
– Оцените работу своего товарища. Но, прежде чем оценить, давайте ещё раз вспомним, как мы это делаем на шкале оценок.
( Если ученик не допусти ошибок, то мы ему ставим высокий результат, 1-2 ошибки, то тоже ближе к высокому, 3-4 ошибки средний, необходимо поработать, если больше, то работу надо начинать сначала)
– Если такие дети у кого много допущено ошибок?
– 3-4 ошибки? 1-2? И без ошибок? Молодцы! Погладьте себя по головке за хорошую работу.
Цели данного этапа: оценка собственной деятельности;
Положительные эмоции от полученных результатов собственной деятельности.
– Итак, подумайте, какое задание хотели бы вы взять, подойти.
Задание. Проверьте орфограммы в словах и запишите буквами.
Задание. Проверьте орфограммы в высказываниях и запишите буквами.
У каждого имеется три жетона. Выберите и положите один жетон в тот кармашек, в который вы считаете.
Памятка по теме «Орфограмма».
Выпуская учащихся после четвёртого класса, хочется чтобы они ушли с багажом знаний. Но и на старуху бывает проруха! Поэтому с багажом знаний с собой берём орфографическую тетрадь, в которой на всякий случай, есть памятки по разным темам.
Просмотр содержимого документа
«Памятка по теме «Орфограмма».»
Памятка по русскому языку
по теме «Орфограмма» для ученика начальной школы. 4 класс.
Орфограмма – это такое место в слове, где при одном и том же произношении (звучании) возможны разные буквы. Место, которое нельзя точно написать только по слуху:
( ю, Ю)ля ж( и, ы)р ч( а, я)с л( и, е)сок
Орфограммы
сильных позиций слабых позиций не связанные с обозначениями
(чередующихся звуков, фонем)
КАК ПРОВЕРИТЬ ОРФОГРАММУ?
жизнь час цель уже чудо
2. Буквы О, Ё после шипящих.
!!! В окончаниях слов, называющих предметы ( ) и слов, называющих приз-
наки ( ) после шипящих звук [ о ] обозначается буквой о ( с врачом, чужой,
большому, плечо, с плащом и др.)
3. Буквы И, Ы после Ц.
[ ЦЫ ]
ЦИ……. ЦЫ……… ………ЦЫ
Цирк цыган цып – цып огурцы
цифры цыпочки цыц купцы
мотоцикл цыплёнок жильцы
4. Буква Ь после шипящих в конце слова.
( ед.ч., И.п.) ж.р. шипящим на конце Ь (рожь, печь, дочь, тишь)
м.р. шипящим на конце Ь (врач, шалаш, ёж, муж)
шипящим на конце Ь (беречь, льёшь, любишь, моешься)
(слова, называющие действия)
5. Разделительные Ь и Ъ знаки.
Буква Ъ знак пишется только перед корнями, которые начинаются с букв Ё, Е, Ю, Я. Во всех остальных случаях пишется Ь знак.
6. Удвоенная согласная буква.
З
апомнить слова с удвоенными согласными: суббота, аллея, колонна, жужжать…
Чтобы проверить орфограмму слабой позиции, нужно:
Выделить (увидеть) орфограмму в слове.
О пределить, в какой части слова находится орфограмма
а ) Если орфограмма слабой позиции встретилась в корне, то подбери такое однокоренное слово, в котором гласный или согласный звук корня находился бы, в сильной позиции.
л _ сок ( лес ) – лесок
л_тать ( полёт ) – летать
И ногда достаточно лишь изменить слово:
О днокоренные слова к слову гореть
-гар- (загар, угарный газ)
— зор- (зорька, зори, зоренька, но зарево!)
б) Если орфограмма слабой позиции встретилась в приставке, то подбери такое проверочное слово (любое), в котором гласный или согласный звук приставки находился бы сильной позиции.
з_ тянули (занял) затянули
пр_ светы (проблеск) просветы
на-, над-, за-, т.е. но-, нод-, зо- таких приставок нет.
со-, про-, во-, до-, о-, об-, обо-, по-, под-, подо-, от-, ото-.
з- нет! (сбил, сгрёб, сделал, сжал, сгнил и др.)
Здание, здесь (здешний), здоров, (здоровье, здравый, здравствуй), ни зги
з вонкий согласный глухой согласный
в ) Если орфограмма слабой позиции встретилась в суффиксе, то подбери такое проверочное слово (любое), в котором гласный или согласный звук суффикса находился бы в сильной позиции.
подбород_к (сынок) – подбородок
ласк_вое (толковый) – ласковое
выбр_лся (забрался) – выбрался
глин_ный (овсяный) – глиняный
удачл_вый (ворчливый) – удачливый
Запомни!
Измени слово (нет орешка, нет домика).
Е сли гласный выпал, Если гласный не выпадает,
г) Если орфограмма слабой позиции встретилась в падежном окончании, то определи что называет слово, признак или предмет.
Урок русского языка во 2-м классе. Развивающее обучение по системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова. Тема: «Сильные и слабые позиции для гласных и согласных звуков»
На доске нарисован фрагмент из произведения А. Милна «Винни-Пух и все-все-все», приготовлен фрагмент из мультфильма. Дети сидят в группах по четыре человека.
I. Организационный момент
У. Здравствуйте! Сегодня на уроке мы должны рассмотреть случаи, когда звук находится в сильной позиции, а когда в слабой. Садимся правильно, кладем тетради с наклоном, записываем число и «Классная работа».
У. Посмотрите на доску, мы записываем элементы в соединении со строчной буквой «о». Напишите в тетрадях одну строчку.
Дети выполняют задание в тетрадях.
III. Работа по повторению
У. Как вы понимаете, что такое ошибкоопасное место, где оно может возникнуть?
Д. Ошибкоопасное место может возникнуть в любой части слова. Для проверки орфограммы в корне слова нужно подобрать однокоренное слово, в котором бы на месте слабого звука появился сильный.
У. А с помощью родственных слов можно проверить орфограммы только в корне или в разных частях слова?
У. А какие ошибкоопасные места вы уже знаете?
Д. Для гласных звуков, когда звук находится в слабой позиции, т.е. на него не падает ударение. Для согласных звуков, когда они оказываются рядом, среди них нет звуков «волшебников».
У. А что это за волшебные звуки?
Д. Это звуки сонорные [л, м, н, р, й’] и еще звук [в]. Если согласный стоит перед этими звуками, то мы смело можем записать согласную букву, а если оказывается два согласных звука и ни один из них не «волшебник», то возникает ошибкоопасное место.
У. Ребята, давайте хором произнесем это слово.
Д. Дети хором произносят [шупка].
У. Кто согласен с рассуждениями?
Д. Думаю, что если один из таких согласных будет звонким, то впереди стоящий будет тоже звонким.
У. Хорошо. Давайте проделаем эту исследовательскую работу вместе.
Дети записывают в тетрадях звуковую модель слова [шупка].
Д. Можно мне доказать?
У. Доказывай. Иди к доске.
У. А какое это чередование?
Д: Это позиционное чередование звуков [ б] / /[ п ].
У. А кто может найти слово, в котором происходит озвончение согласного звука?
У. Хорошо. В этом случае происходит озвончение согласного звука. Это ошибкоопасное место. Давайте подберем родственное слово, где этот звук будет в сильной позиции (изменением слова).
Д Может, подойдет слово просить? Здесь позиционное чередование звуков [з’ / /с’].
У. На доске запись (звуковая модель слов).
У. Какие звуки чередуются?
Д. Гласные звуки [о / /а] и согласные звуки [з’ / /с’ ].
IV. Работа с Учебной тетрадью № 2.
Задание № 1. страница 11. Дописать предложения, в которых есть слова с противоположным значением.
У. Запишите самостоятельно, поставьте ударение, обведите нужную букву.
Учитель в это время раздает каждой команде задание, и дети начинают работать в группе.
I группа: «Редька горькая, а морковь________________».
II группа: «Сметана густая, а молоко_____________».
III группа: «Камень тяжелый, а пух______________».
IV группа: «Дорога широкая, а дорожка_____________».
V группа: «Луна большая, а звездочка______________.»
У.Все ли орфограммы слабой позиции вы могли проверить изменением слова?
Д.Только те, которые находятся в основе слова.
Д.Т. к. при изменении слова основа не изменяется.
У.А где не можем проверить?
Д. В окончании, т. к. при изменении слова изменяется окончание. У нашей команды было слово сла_ кая (ягода) Слабая позиция в корне слова, проверяем словом сладок, сладенький. Вторая слабая позиция в окончании, достаточно одного проверочного слова, в котором звук в окончании находится в сильной позиции: сладкая – злая.
Дети показывают пальчиками «+» (согласны).
Дети проверяют первые два слова, выходя к доске, остальные дети специальными знаками демонстрируют свое согласие или несогласие.
После работы над каждым, словом учитель обращает внимание на способ проверки. Первые два задания ребята проверяли вместе у доски. А остальным предлагается сделать взаимопроверку между группами.
V. Работа над звуковой «оболочкой» слова
У. Составьте схему сильных и слабых позиций к слову морковка.
Д. Первый звук [м], он в сильной позиции, т.к. после него идет гласный.
Д. Второй звук [а], он в слабой позиции, т.к. на него не падает ударение.
Д. Четвертый звук [к], он в сильной позиции, т.к. после него идет гласный звук.
Д. Пятый звук [о], он в сильной позиции, т.к. он под ударением.
Д.Мы слышим и произносим звук [ф], потому что рядом оказываются два согласных звука и второй глухой звук [к] подчиняет согласный, который стоит перед ним и оглушает его.
У. Кто хочет написать на доске схему и закончить разбор?
Д. (у доски) составляют схему:
У. Вам надо записать буквенную модель слов, распределив их в два столбика. В первый столбик напишите слова, где слабые позиции в корне слова. Во второй столбик, где слабые позиции в окончании.
Это первая часть задания, которую дети выполняют самостоятельно.
VI. На доске звуковая модель слов: [ХАД’ И Т ‘], [Г Р АЧ’ И], [ Ш Ы Н А], [3′ И М Л’ А], [Р’ Э П А], [С В’ И Ч’ А]
У:— Проверим задание.
К доске выходят два человека и записывают:
Д: Слова со слабой позицией в корне (письмо с дырками)
Х_дить, гр_чи, з_мля, св_ча
Д. Слабая позиция в окончании:
У.Дети вы согласны с работой?
Д. У меня получилось два слова: шина, репа.
VII. Работа с учебной тетрадью.
У. В книге А. Милна «Винни-Пух и все-все-все» сова жила в великолепном замке «Каштаны». Под звонком у нее были объявления:
Д. (хором) Сова не знает основного правила русского языка.
Д. Не согласны с Совой. Слово [ аткрывай ‘ут] пишется открывают, слабая позиция в приставке. Мы знаем приставку от, можно проверить словом отпуск (Исправляет ошибку фломастером).
У. Посмотрите на второе объявление. (Дети внимательно читают).
— Нашли еще одну ошибку, в слове [пад ‘оргат ‘]. Слабая позиция в приставке, мы знаем приставку по, можно проверить словом поверху.
Д: выходят к доске и исправляют ошибки в объявлениях (фломастером).
У.Запишите эти объявления на пустых строчках.
I вариант – записывает первое объявление.
Д. Мы рассматривали сильные и слабые позиции для гласных и согласных звуков.
Д. Мы поняли: звук в слабой позиции обозначается той же буквой, которой обозначается в этом слове звук в сильной позиции.
VII. Домашнее задание.
М.П. Романеева. Л.А. Суховершина, Москва. 2006 г. Учебная тетрадь № 2 по русскому языку.
- Что такое декоративно прикладное искусство определение для детей
- Что такое внутренние углы