Что такое организационный момент на уроке

Статья «Организационный момент урока»

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ УРОКА

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ ВКЛЮЧАЕТ:

Психологический настрой эмоциональное состояние класса, в котором отражаются личные и деловые взаимоотношения членов ученического коллектива, определяемые их ценностями, моральными нормами и интересами.

На этом этапе учитель может учитывать несколько видов побуждений учащихся: актуализировать мотивы предыдущих достижений («Мы хорошо поработали над предыдущей темой»), вызывать мотивы относительной неудовлетворенности («Но не усвоили еще одну важную сторону этой темы»), усиливать мотивы ориентации на предстоящую деятельность («А между тем, это будет необходимо: например, в таких-то ситуациях), усиливать непроизвольные мотивы удивления, любознательности.

Исходная мотивация создает готовность школьников к восприятию нового материала, она концентрирует внимание на изучаемом вопросе, возбуждает мыслительную активность. Психологи утверждают, что мотивация помогает создать у школьников направленность на учебную работу, стимулировать процессы обучения и учения, делать познаваемое личностно значимым.

В ситуации обучения ученые выделяют три группы мотивов.

1. Непосредственно побуждающие мотивы. Они могут возникнуть у
школьников за счет педагогического мастерства преподавателя, формируя
интерес к данному предмету. Эти внешние факторы, которые формируют
заинтересованность школьников к изучаемому предмету. К приемам,
которые наиболее часто используются для мотивации, Н.М. Зверева относит:

связь изучаемого с жизнью, с достижениями науки и техники;

показ недостаточности имеющихся знаний;

создание проблемной ситуации;

использование художественной и научно-популярной литературы,
произведения искусства;

экскурсы в историю:

привлечение занимательных приемов, опытов, парадоксов;

использование игровых ситуаций и др.

Каждый учитель, опираясь на свой опыт работы и индивидуальные особенности, использует свое сочетание приемов мотивации, учитывая, что эффективность воздействия приема зависит от учебных возможностей школьников, их интересов и эмоций учителя и ученика. Важно, что яркая познавательная мотивация оказывает воздействия на всех учащихся класса, в том числе и слабоуспевающих.

2. Перспективно-побуждающие мотивы. Учитель объясняет
школьникам, что без усвоения данного конкретного раздела нельзя освоить
следующий раздел. У учащихся формируется мотив к обучению. В этом
случае они ориентируются не на оценки, и познавательная деятельность
является лишь средством достижения цели, которая находится вне самой
познавательной деятельности.

При активных формах обучения и, в частности, проблемном обучении возникает совершенно новая группа мотивов: познавательно-побуждающих.

3. Познавательно-побуждающие мотивы бескорыстного поиска
знаний.
Интерес к обучению возникает в процессе умственного труда по
решению проблемы, поиска новых знаний и новых способов решения
проблемной задачи или группы задач. В этом случае возникает внутренняя
заинтересованность ученика, которая формирует мотивационную среду на
учебном занятии. Мотивационная среда воздействует на поведение и
действия школьника в интересах саморазвития и самосовершенствования, а
не просто стимулирует их на выполнение некой обязательной работы.

Четкое начало урока дисциплинирует учащихся, позволяет им быстро включиться в работу, способствует экономии времени. Нетрадиционные, проблемно-развивающие, личностно ориентированные уроки предполагают быстрое включение учащихся в познавательную деятельность, активизацию их мышления через необычное начало урока, которое сразу же мобилизует внимание детей. Решению этих задач способствуют «активные методы и приемы обучения», все больше и больше привлекающие внимание учителей.

«Активные методы» — это совокупность средств, способов, приемов, побуждающих учащихся к активной познавательной деятельности.

Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом на сообщение обучающимся готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, на организацию их самостоятельного получения знаний, их запоминание и воспроизведение, на организацию их самостоятельного получения знаний, освоение умений в процессе активной познавательной деятельности.

К данным приемам обучения на уроке в практике работы современной школы относятся: опорные схемы, диалог, мозговой штурм, мозговая атака, постановка проблемных вопросов и, как следующий этап, перевод их в проблемные ситуации, интенсивный опрос, коммуникативная атака, игровые моменты, интригующее анонсирование темы; перенос организационно-психологического момента на доурочное время; актуализация и новизна темы; эмоциональность подачи; сравнение и аналогия; эффект парадоксальности; познавательные игры, тренинги, использование музыки и других эстетических средств воздействия.

На данном этапе ученики должны осознать, почему и для чего им нужно изучать данный раздел программы, тему, что именно им придется изучить и освоить, какова основная задача предстоящей работы. Учащиеся под руководством учителя должны выяснить, готовы ли они к изучению материала, чего им не достает, что именно они должны проделать, чтобы успешно выполнить основную учебную задачу, мотивационный этап обычно состоит из следующих действий:

1. Создание учебно-проблемной ситуации, вводящей учащихся в предмет изучения предстоящей темы (раздела) программы. Учебно- проблемная ситуация может быть создана учителем разными приемами:

а) постановкой перед учащимися задачи, решение которой возможно лишь на основе изучения данной темы;

б) беседой (рассказом) учителя о теоретической и практической
значимости предстоящей темы (раздела) программы;

в) рассказом учителя о том, как решалась проблема в истории науки.

2. Формулировка основной учебной задачи. Обсуждение основного
противоречия (проблемы) в созданной учебно-проблемной ситуации
завершается формулированием основной учебной задачи, которая должна
быть решена в процессе изучения данной темы (раздела) программы.
Формулировка основной учебной задачи играет значительную
мотивационную роль в организации учебной деятельности учащихся.
Учебная задача показывает учащимся тот ориентир, на который они должны
направлять свою деятельность в процессе изучения данной темы (раздела).

3. Самоконтроль и самооценка возможностей предстоящей
деятельности по изучению данной темы.
После того, как основная учебная
задача сформулирована, понята и принята учащимися, намечается и
обсуждается план предстоящей работы. Это создает у учащихся ясную
перспективу работы. Учитель сообщает, что нужно знать и уметь для
изучения темы, что из этого у учеников наличествует, а что требует
пополнения. Формулируются целевые установки урока.

НАЧАЛО УРОКА В РАЗНЫХ ТИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ

В проблемно-развивающем уроке возможностей для организационного момента гораздо больше, поэтому мы вынесли его за таблицу.

Структура оргмомента урока изучения нового материала.

1. Первичное введение материала с учетом закономерностей процесса
познания при высокой мыслительной активности учащихся.

Указание на то, что учащиеся должны запомнить.

Мотивация запоминания и длительного сохранения в памяти.

Сообщение либо актуализация техники запоминания (работа с
опорными для памяти материалами, смысловая группировка и т.п.)

Структура оргмомента урока проверки знаний.

1. Организация начала урока. Создание спокойной, деловой
обстановки. Проверка готовности учащихся к дальнейшему
изучению материала.

Постановка задач урока. Сообщение учащимся о материале,
который будет проверяться или контролироваться. Повторение
соответствующих правил, работа с памятками по проверке,
самопроверке, взаимопроверке.

Структура оргмомента комбинированного урока.

Организация начала урока.

Проверка домашнего задания, постановка цели урока.

Подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, т.е.
актуализация знаний, практических и умственных умений.

Оргмомент проблемного урока.

Проблемное обучение может осуществляться на всех основных типах уроков, но наибольшие возможности для проблемного обучения имеются на уроках изучения нового материала.

В оргмоменте проблемного урока особое место занимает актуализация прежних знаний.

4. Цель, задачи, тема.

Цели обучения условно разделяют на три группы (триединая дидактическая цель):

Приступая к формулировке целей, учитель:

— изучает требования образовательного стандарта и программы;

— обращает внимание на требования к системе знаний и умений по данной теме как основе развития познавательной самостоятельности школьников;

— определяет приемы учебной работы, которыми важно овладеть школь-нику;

— выявляет ценностные ориентиры, которые могут обеспечить личностную заинтересованность школьника в результатах обучения.

После того, как цель определена, она становится ориентиром в отборе основного содержания, методов, средств обучения и форм организации познавательной самостоятельной деятельности школьников.

Конструирование системы познавательных целей учебного занятия. С позиций системно-структурного подхода важно, чтобы учитель имел представление, из каких основных компонентов состоит система знаний, т.к. структура системы знаний логически отражается в системе познавательных целей.

Значительную часть учебного времени учитель уделяет системе теоретических знаний, которые формируются на базе эмпирических, т.к. понимание сути объектов и явлений ученик осознает на основе образов и представлений. В процессе работы над системой знаний учитель формулирует соответственные цели.

— передача учащимся определенной системы знаний, умений, навыков, необходимых для общего образования, для изучения других дисциплин и для практической деятельности в повседневной жизни;

— выработка у учащихся на материале учебного предмета способов учебно-
познавательной деятельности (технологии обучения) и т.д.

— проверка знаний по теме;

— обобщение изученного материала;

— проверка усвоения материала на основе творческих заданий;

— формирование умений применять полученные знания на практике;

— развитие познавательной активности творческих способностей.
Определить основную дидактическую цель урока значит, установить,

чему в основном будет посвящен данный урок:

— изучению нового материала (одна дидактическая цель: основное время
урока будет отведено изучению нового материала);

— закреплению нового материала и ранее пройденного (одна
дидактическая цель —
закрепление);

две дидактические цели: повторение и обобщение: на повторительно-
обобщающем уроке именно этому будет посвящено основное время
урока.

Источник

Организационный момент на уроке.

Как можно построить организационный момент урока

Просмотр содержимого документа
«Организационный момент на уроке.»

Содержание и методика проведения организационного момента

Урок — это вариативная форма организации целенаправленного взаимодействия (деятельности и общения) определенного состава учителей и учащихся, систематически применяемая (в определенные отрезки времени) для коллективного и индивидуального решения задач обучения, развития и воспитания (М.И. Махмутов).

Количество, содержание и последовательность структурных элементов урока преподаватель определяет в зависимости от его цели, исходного уровня знаний и умений учащихся, конкретных условий проведения.

Организационная часть. Организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью учащихся к уроку. Обычно в оргмомент входит приветствие, проверка готовности к уроку учащихся, оборудования, классного помещения, выявление отсутствующих, сообщение плана и целей урока.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ ВКЛЮЧАЕТ:

предварительную организацию класса (проверка отсутствующих, внешнего состояния помещения, рабочих мест, наличия дежурных, рабочей позы и внешнего вида учащихся, организация внимания);

мобилизующее начало урока («исходная мотивация»);

актуализацию знаний учащихся.

Цели данного этапа:

психологический настрой учащихся;

обеспечение нормальной обстановки на уроке.

Психологический настрой эмоциональное состояние класса, в котором отражаются личные и деловые взаимоотношения членов ученического коллектива, определяемые их ценностями, моральными нормами и интересами.

Исходная мотивация.

На этом этапе учитель может учитывать несколько видов побуждений учащихся: актуализировать мотивы предыдущих достижений («Мы хорошо поработали над предыдущей темой»), вызывать мотивы относительной неудовлетворенности («Но не усвоили еще одну важную сторону этой темы»), усиливать мотивы ориентации на предстоящую деятельность («А между тем, это будет необходимо: например, в таких-то ситуациях), усиливать непроизвольные мотивы удивления, любознательности.

Исходная мотивация создает готовность школьников к восприятию нового материала, она концентрирует внимание на изучаемом вопросе, возбуждает мыслительную активность. Психологи утверждают, что мотивация помогает создать у школьников направленность на учебную работу, стимулировать процессы обучения и учения, делать познаваемое личностно значимым.

В ситуации обучения ученые выделяют три группы мотивов.

1. Непосредственно побуждающие мотивы. Они могут возникнуть у
школьников за счет педагогического мастерства преподавателя, формируя
интерес к данному предмету. Эти внешние факторы, которые формируют
заинтересованность школьников к изучаемому предмету. К приемам,
которые наиболее часто используются для мотивации, Н.М. Зверева относит:

1) связь изучаемого с жизнью, с достижениями науки и техники;

2) показ недостаточности имеющихся знаний;

3) создание проблемной ситуации;

4) использование художественной и научно-популярной литературы,
произведения искусства;

5) экскурсы в историю:

6) использование сравнений;

7) привлечение занимательных приемов, опытов, парадоксов;

8) использование игровых ситуаций и др.

Каждый учитель, опираясь на свой опыт работы и индивидуальные особенности, использует свое сочетание приемов мотивации, учитывая, что эффективность воздействия приема зависит от учебных возможностей школьников, их интересов и эмоций учителя и ученика. Важно, что яркая познавательная мотивация оказывает воздействия на всех учащихся класса, в том числе и слабоуспевающих.

2. Перспективно-побуждающие мотивы. Учитель объясняет школьникам, что без усвоения данного конкретного раздела нельзя освоить следующий раздел. У учащихся формируется мотив к обучению. В этом случае они ориентируются не на оценки, и познавательная деятельность является лишь средством достижения цели, которая находится вне самой познавательной деятельности.

При активных формах обучения и, в частности, проблемном обучении возникает совершенно новая группа мотивов: познавательно-побуждающих.

3. Познавательно-побуждающие мотивы бескорыстного поиска знаний. Интерес к обучению возникает в процессе умственного труда по решению проблемы, поиска новых знаний и новых способов решения проблемной задачи или группы задач. В этом случае возникает внутренняя заинтересованность ученика, которая формирует мотивационную среду на учебном занятии. Мотивационная среда воздействует на поведение и действия школьника в интересах саморазвития и самосовершенствования, а не просто стимулирует их на выполнение некой обязательной работы.

Четкое начало урока дисциплинирует учащихся, позволяет им быстро включиться в работу, способствует экономии времени. Нетрадиционные, проблемно-развивающие, личностно ориентированные уроки предполагают быстрое включение учащихся в познавательную деятельность, активизацию их мышления через необычное начало урока, которое сразу же мобилизует внимание детей. Решению этих задач способствуют «активные методы и приемы обучения», все больше и больше привлекающие внимание учителей.

проблемно-развивающем уроке возможностей для организационного момента гораздо больше, поэтому мы вынесли его за таблицу.

Структура оргмомента урока изучения нового материала.

1. Первичное введение материала с учетом закономерностей процесса познания при высокой мыслительной активности учащихся.

Указание на то, что учащиеся должны запомнить.

Мотивация запоминания и длительного сохранения в памяти.

Сообщение либо актуализация техники запоминания (работа с опорными для памяти материалами, смысловая группировка и т.п.)

Структура оргмомента урока проверки знаний.

1. Организация начала урока. Создание спокойной, деловой обстановки. Проверка готовности учащихся к дальнейшему изучению материала.

Постановка задач урока. Сообщение учащимся о материале, который будет проверяться или контролироваться. Повторение соответствующих правил, работа с памятками по проверке, самопроверке, взаимопроверке.

Структура оргмомента комбинированного урока.

Организация начала урока.

Проверка домашнего задания, постановка цели урока.

Подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, т.е. актуализация знаний, практических и умственных умений.

Оргмомент проблемного урока.

Проблемное обучение может осуществляться на всех основных типах уроков, но наибольшие возможности для проблемного обучения имеются на уроках изучения нового материала.

В оргмоменте проблемного урока особое место занимает актуализация прежних знаний.

Источник

«Организационный этап урока. Психологический настрой» (из опыта работы)

Выступление на педагогическом совете по теме: «Организационный этап урока. Психологический настрой»

(подготовила Бусел Н.А.)

Дорогие коллеги! Представьте, что у Вас наступили беззаботные выходные. Все домашние дела вы переделали. И от нечего делать Вы отправились в зимний лес. Вы попали в зимнюю сказку. С каким удовольствием Вы покатались на лыжах, правда упали раз десять….Как в детстве Вы с ветерком прокатились с горы на санках… А какого снеговика слепили… И с отличным настроением, весёлые вы пришли домой…

Вот с таким отличным настроением мы продолжим нашу работу.

Я не зря начала своё выступление с психологической разминки. Ведь создание положительного настроя перед любым видом деятельности – важная составляющая психологического комфорта при дальнейшей работе.

Приветливые, доброжелательные слова учителя, спокойная, уверенная манера являются условием выполнения задач данного этапа. Приходя на урок, учитель, посмотрев на лица ребят, должен понять, с чего нужно начинать работу, какие слова сказать, чтобы настроить детей на рабочий лад.

Здравствуйте! Этим словом («здравствуйте») принято приветствовать друг друга при встрече. Приветствуя, мы выражаеминтерес и уважение к человеку. Мы уже привыкли к подобным приветствиям и отвечаем на них почти автоматически. А как можно по-другому поприветствовать друг друга?

Психологические настрои на урок:

— Здравствуйте, дети! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами! Хорошего вам настроения и успехов!

— Дорогие, ребята! Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит души прекрасными чувствами.

— Доброе утро, мои дорогие! Я очень рада встрече с вами. И конечно жду той минуты, когда мы снова сможем заглянуть в этот Чудесный учебник. А вы этого желаете? Тогда вперед!

Учитель : Добрый день, друзья! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами. Хорошего вам настроения и успехов! Все ли готовы к уроку?
Дети :Да!
Учитель : Тогда вперед!

Учитель : Здравствуйте, ребята! Сегодня я шла в школу с отличным настроением. Как вы думаете, почему?
Дети: Потому что вы хотели быстрее с нами встретиться.
– Потому что наступила настоящая весна.
– Сегодня светит солнце.
– Может быть, потому что скоро каникулы?
Учитель : Да, все, что вы сказали, верно: и на улице стало совсем тепло, и солнышко светит, и нашей с вами встрече я рада. А еще у меня такое приподнятое настроение от ожидания интересных открытий на нашем уроке ….

-Доброе утро, мои дорогие! Начинаем урок. Давайте улыбнемся друг другу, подарите свои улыбки.

— Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра.

— Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно.

— Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг к другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно, открыть что-то новое.

— Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.

— Какое сейчас время года? Покажите, что вы замерзли и съежились, отогрелись и расслабились. Вам случайно попали снежком в лицо, изобразите огорчение. Изобразите, как дети лепят снеговика: ставят снежные комы друг на друга. Молодцы! Какие красивые снеговики у вас получились. Вы пришли веселые домой. С таким же отличным настроением мы поработаем сегодня на уроке.

Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:

желаю (соприкасаются большими пальцами);

Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)

— Доброе утро, солнце! (все поднимают руки, затем опускают).

— Доброе утро, небо! (аналогичное движение).

— Доброе утро, всем нам! (все разводят руки в стороны, затем опускают).

— Здравствуйте, ребята! Какое у вас сегодня настроение?

(У детей на партах лежат «Словарики настроений».Учащиеся находят в списке прилагательное, которое описывает их настроение, и объясняют свой выбор.)

Ответы детей.
Я своё настроение хочу назвать ожидающим, потому что я жду от сегодняшнего урока новых открытий.
А у меня спокойное настроение. Я не боюсь трудностей, не боюсь ошибаться, хочу спокойно работать дальше.
Моё настроение приподнятое. Я люблю урок математики, мы всегда такие интересные задания выполняем.
А я выбрала название для своего настроения ликующее. Сейчас я очень рада, что начинается мой любимый урок.
Учитель : Я очень рада видеть ваши весёлые глазки. Вижу, что вы готовы к работе. У меня сегодня таинственное и радостное настроение, потому что мы отправляемся с вами в очередное путешествие по Великой Стране Математики. Удачи вам и новых открытий!

Минуты вхождения в урок

— Скажите, чему вы сегодня удивлялись? А мое удивление вызвало солнышко. Оказывается, оно, как настоящий волшебник, умеет тепло и ласково здороваться. А вот как это было:

Утром ранним кто-то странный

Заглянул в мое окно.

На ладони появилось

Это солнце заглянуло,

Будто руку протянуло,

Тонкий лучик золотой.

И, как с первым лучшим другом,

Поздоровалось со мной.

Давайте же и мы обнимемся и поприветствуем друг друга.

— Доброе утро, мои родные! Я желаю вам дружно и весело провести этот день, увидеть много удивительного в природе и получить самые яркие впечатления от той красоты, что окружает нас.

Дети приветствуют друг друга и говорят слова пожеланий.

— Посмотрите на солнце. О чём мечтаете вы, глядя на него? А вы никогда не задумывались, чем пахнет солнце?

Педагог читает стихотворение К. Бальмонта «Солнце»:

Запах солнца? Что за вздор!

Все слились в согласный хор,

Все сплелись в один узор.

Солнце пахнет травами,

И смолистою сосной.

Солнце светит звонами,

Дышит вешним пеньем птиц,

Дышит смехом юных лиц.

Протяните руки к солнцу. Щедрые солнечные лучи, как нежные руки мамы, обнимают, гладят и согревают нас своим теплом. В душе наступают покой и благодать. Нам хочется смеяться и радоваться новому дню. Волшебное солнце растопило все обиды, болезни, грусть и печаль, наполнило сердце добротой и любовью.

Учитель показывает детям картину на тему «Деревья». На фоне музыки педагог читает стихотворение Э. Мошковской:

Приходилось ли вам видеть плачущие деревья? Отчего, по-вашему, они плакали? Бывает ли у вас такое настроение, когда хочется плакать? О чём вы плачете? Как быть, если кто-то плачет?

Утешить плачущего спешит тот, кто добр сердцем. Я так хочу, чтобы ваши глаза светились счастьем, чтобы из них не выкатилось ни одной слезинки.

А наше бережное отношение друг к другу, тёплые и нежные взгляды помогут нам в настроении провести этот день.

— Какой сегодня день? Хмурый, пасмурный, светлый или солнечный? Какое настроение вызывает у вас такая погода?

А знаете, что надо сделать, чтобы улучшилось настроение, чтобы на душе было тепло и спокойно? Надо улыбнуться.

Ты улыбкой, как солнышком брызни,

Выходя поутру из ворот.

Понимаешь, у каждого в жизни

Предостаточно будет забот,

Разве любы нам хмурые лица

Или чья-то сердитая речь?

Ты улыбкой сумей поделиться

И ответную искру зажечь.

Я дарю свою улыбку всем вам, поделитесь и вы своими улыбками друг с другом, ощутите тепло и свет, радость и счастье.

— Настал новый день. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу. И подумайте: как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. Что мы пожелаем Кате, Серёже, Коле.

А что вы хотите пожелать мне?

Глубоко вздохните и выдохните. Выдохните вчерашние обиды, злобу, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть и красоту белого снега, тепло солнечных лучей, чистоту рек.

Я желаю вам хорошего настроения!

На фоне лирической музыки.

— Настал новый день. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу. И подумайте: как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. Что мы пожелаем Кате, Серёже, Коле. (Педагог перечисляет всех детей, вспоминая их хорошие качества, черты характера.)

А что вы хотите пожелать мне?

Глубоко вздохните и выдохните. Выдохните вчерашние обиды, злобу, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть и красоту белого снега, тепло солнечных лучей, чистоту рек.

Я желаю вам хорошего настроения.

Давайте восклицать, друг другом восхищаться,

Высокопарных слов не надо опасаться.

Давайте говорить друг другу комплименты,

Ведь это всё любви счастливые моменты.

Скажите друг другу комплимент, чтобы в сердце каждого поселилось лучистое солнышко и грело душу своим теплом.

И вам, мои милые дети, я хочу сказать комплимент. У вас такие красивые лица и улыбки. В ваших глазах столько тепла и света, что при встрече с вами я забываю о грустном, радуюсь и улыбаюсь. Я люблю вас!

У поэта Андрея Дементьева я прочитала такие строки:

Берегите здоровье друг друга,

Вы кому-то ответили грубо,

Чью-то жизнь сократили сейчас.

Знаете, я расстроилась. Неужели это правда, что можно заболеть от грубого, злого слова и даже сократить грубостью другому жизнь? А почему я расстроилась?

Потому что в своей жизни, когда у меня было плохое настроение, я не всегда могла себя сдерживать. И я, бывало, кричала, говорила кому-то грубые слова, от которых, наверное, кто-то переживал, а может, и болел. И мне теперь тяжело от того, что кому-то я причинила боль. Если вас, дети, я обижала словом, то простите меня.

— Закройте глаза и вспомните, как вам было больно, тяжело. Тоска и печаль охватывали вашу душу, камнем ложились вам на сердце. Что вспоминается в эти минуты? (Педагог делится своими воспоминаниями.)

Выбросим из нашей памяти все грубые слова.

А можно ли спасти словом? Какие это слова? Расскажите, когда вас спасали или утешали словами. Скажите друг другу такие слова, которые поднимут настроение, развеют грусть и печаль и поселят в душе радость.

За что ты, Андрей, любишь свои руки? Катя, а ты любишь свои руки? Какие добрые и умные у вас руки!

На фоне музыки педагог читает стихотворение:

Раз рука и два рука!

Вот ладошка правая,

И скажу вам, не тая,

Руки всем нужны, друзья.

Сильные руки не бросятся в драку.

Добрые руки погладят собаку.

Умные руки умеют лепить.

Чуткие руки умеют дружить.

Возьмите за руки того, кто сидит рядом с вами, ощутите тепло рук ваших друзей, которые будут вам добрыми помощниками.

Изображение (рисунок), начинающее урок.

Учитель показывает рисунок: изображение сердца.

— Приложите свою руку к сердцу. Что вы чувствуете? Что чувствует Алёша; Лена; Коля?

Да, бьются наши сердца. Мое сердце побольше, а у вас сердечки маленькие, как ваши кулачки. Иногда говорят человеку: «У тебя доброе сердце». Что значит «доброе сердце»? Про каких людей так говорят? А слышали, когда говорят: «Сердце болит, ноет»? Вспомните, болело ли оно у вас.

Эмоциональный настрой на улыбку и хорошее настроение.

— Какой сегодня день? Хмурый, пасмурный, светлый или солнечный? Какое настроение вызывает у вас такая погода?

А знаете, что надо сделать, чтобы улучшилось настроение, чтобы на душе было тепло и спокойно? Надо улыбнуться. Звучит песня:

От улыбки хмурый день светлей.

От улыбки в небе радуга проснётся.

Поделись улыбкою своей,

И она к тебе не раз ещё вернётся.

Я хочу с вами поделиться улыбкой. Я дарю вам свою улыбку. Я люблю вас. У вас такие солнечные, лучистые улыбки, что от них ярче становится день, а на душе теплеет. Порадуйте своей улыбкой тех, кто с вами рядом. Улыбнитесь друг другу. Звучит музыка.

Ты улыбкой, как солнышком брызни,

Выходя поутру из ворот.

Понимаешь, у каждого в жизни

Предостаточно будет забот,

Разве любы нам хмурые лица

Или чья-то сердитая речь?

Ты улыбкой сумей поделиться

И ответную искру зажечь.

Я дарю свою улыбку всем вам, поделитесь и вы своими улыбками друг с другом, ощутите тепло и свет, радость и счастье.

Эмоциональный настрой: добрые глаза, добрый взгляд.

— Внимательно рассмотрите свои глаза. Какого они цвета? Для чего нужны глаза человеку?

В мои глаза вошли поля, моря, леса.

В них солнце задремало.

Посмотрите в глаза друг другу и подарите добрые взгляды.

Изображение (рисунок), с которого начинается урок.

Учитель раздаёт детям открытки с изображением цветов.

— Рассмотрите цветы, которые изображены на открытках. Что вспоминаете вы, глядя на них? Что вам хочется сказать об этих цветах? Чем похожи они на людей?

Яркие и нежные, все они таят в себе красоту природы и очень напоминают вас, разных и непохожих друг на друга. И каждый из вас имеет свою красоту глаз, слов, движений, поступков.

Вы так же, как эти цветы, дарите мне при встрече прекрасное настроение и наполняете моё сердце любовью.

Учитель показывает детям изображение бабочки.

— Бывают в жизни такие моменты, которые надолго остаются в памяти. Порою люди всю жизнь помнят о том, что было в детстве. Поэт Константин Бальмонт навсегда запомнил одну картину летнего дня и написал об этом стихотворение.

(Тихо звучит музыка.)

Помню я, бабочка билась в окно,

Крылышки тонко стучали.

Тонко стекло, и прозрачно оно,

Но отделяет от дали,

В мае то было, мне было 5 лет,

В нашей усадьбе старинной

Узнице воздух вернул я и свет,

Выпустил в сад наш пустынный.

Если когда-то вдруг спросят меня:

«В чем твое доброе дело?».

Молвлю я: «Мысль моя майского дня

Бабочке зла не хотела».

А вы совершали подобные поступки? (Воспоминания педагога из детства.) В каждом из вас бьётся доброе сердце, не способное погубить чью-то жизнь: бабочки, паучка, жучка. Ибо ваша чуткая душа не сможет вынести их боли и страданий. Я знаю это точно. И сегодня, как и всегда, вы будете добры ко всему живому.

И спасибо вам, говорю я, за всех, кому вы спасаете жизнь и дарите свободу.

Использование необычного предмета.

Учитель показывает детям колокольчик. – Посмотрите на этот чудо-колокольчик. Давайте закроем глаза и послушаем его хрустальный звон. Этот звон входит в наши души, дотрагивается до каждой её струнки, до каждой клеточки нашего тела и будит нас, зовёт в новый день.

Что напоминают вам звуки колокольчика? С чем их можно сравнить? О чём думается вам при этих волшебных звуках?

Серебристым, лёгким звоном.

Слух наш сладостно томят.

Пусть звон колокольчика с его грустными и радостными нотками звучит в наших сердцах и будит наши добрые чувства, пробуждает в нас нежность и любовь друг к другу.

Под звуки русской народной песни педагог вносит самовар.

Что за чудо! Что за жар

Этот русский самовар.

Возьмитесь за руки и полюбуйтесь этой сказкой. Какая красивая роспись! Все краски чудесного дня собраны в ее узорах. Самовар сияет, как золотое летнее солнышко, радует и согревает нас. Я вижу радость на ваших лицах. Какие слова вы хотите сказать, чтобы выразить свой восторг? Как вы думаете, для чего люди изобрели самовар, ведь чай можно пить и из чайника?

Да, самовар объединяет людей, всем найдётся местечко у самовара. От него веет теплом и уютом. И мы сами становимся добрее. Посмотрите друг другу в глаза. Пусть радость, которую несёт этот чудо-самовар, останется с нами на весь день. Спасибо тебе, русский самовар!

Учитель зажигает свечу.

— Посмотрите на свечу и подумайте о чём-нибудь светлом. Пусть этот лёгкий, спокойный и таинственный огонь свечи очистит наши души от обид, злобы, жадности и поможет всем нам сегодня обрести спокойствие и веру в себя и тех, кто рядом, поможет каждому стать красивым душой.

Какие мысли рождает в вас пламя свечи?

Использование игры (после каникул)

Игра «Здравствуй, друг»

Все участники игры делятся на две равные группы. Одна группа образует внутренний круг, а другая – внешний. Стоящие во внутреннем круге поворачиваются лицом к стоящим во внешнем круге, таким образом, образуя пары. И повторяют за ведущим следующие слова, сопровождая их жестами.

— Здравствуй, друг! (жмут друг другу руки)

— Как ты тут? (хлопают правой рукой по левому п лечу партнёра)

— Где ты был? (осторожно треплют ухо)

— Я скучал! (складывают руки на груди)

— Ты пришёл! ( разводят руками в сторону)

Затем, стоящие во внешнем круге, делают шаг в сторону, тем самым, производя смену партнёров. Слова и движения произносятся вновь. И так далее, пока не встретятся первые пары.

Постановка нравственно-социальной проблемы.

— Скажите, вы любите играть? А в какие игры? С кем? Почему одних детей вы с радостью принимаете в игру, а других сторонитесь, не желая с ними играть?

Педагог читает стихотворение Е. Ильиной «Игра»:

Игру во дворе начинают опять.

Мальчишку в игру не хотят принимать.

Что это игра, а не драка.

Соседей они превращают в друзей.

А в играх с друзьями мы сами

Должны оставаться друзьями.

Да здравствует смелость, азарт, быстрота,

Да здравствует вежливость и доброта!

Да здравствуют добрые лица!

Сегодня вас ждёт много игр с друзьями, и пусть вежливость, доброта и чуткость помогут вам в хорошем настроении провести этот день.

Созерцание живописной работы.

Учитель показывает детям картину на тему «Осень».

— Скажите, а вы любите осенний лес? Чем вас очаровывает осень?

Я так люблю осенний лес!

Над ним сияние небес.

И я хотел бы превратиться

Или в багряный тихий лист,

Или же в звонкий птичий свист.

Учитель показывает детям картину И. И. Шишкина «На севере диком».

Тихо звучит музыка.

На севере диком стоит одиноко

На голой вершине сосна

И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим

Одета, как ризой, она.

Какие чувства, радостные или грустные, вызывает у вас эта картина? Почему? Какое время суток отображено на картине? Почему вы так думаете?

Полусвет и полумрак.

И невольно рвётся вдаль,

И невольно давит душу

Давайте мысленно войдём в эту картину и отгадаем её тайну. Какими словами можно описать снег, небо, сосну? Какое место на картине вы хотите занять и почему?

Художник назвал свою картину «На севере диком». Как бы назвали её вы?

Да, я вижу тоску и печаль в ваших глазах. Боль одинокой сосны передалась вам. В ваших душах поселилось чувство сострадания, и это говорит о том, что вы чутки и добры к природе, что вы любите ее. И пусть это состояние чуткости, доброты останется с вами на весь день и поможет вам быть бережными к природе и друг другу.

Да, она одинока, а одинокое дерево, как и одинокий человек, несчастно. А вы испытывали когда-нибудь чувство одиночества? Расскажите об этом.

Тяжко сосне в одиночестве. Некому ухаживать за ней, некому любоваться и восхищаться её красотой.

Невыносимо тяжело и человеку быть одному. Вспомните те минуты, когда вы были одни. Холодно и мрачно было на душе оттого, что некому улыбнуться, не с кем игрушкой поделиться и даже перемолвиться словом.

Пусть же сегодня никто из вас не будет одинок и тосклив, а вместе с друзьями весело и интересно проведёт этот день.

Звуки природы, животных, птиц (в записи).

Звучит аудиозапись пения птиц.

До самого рассвета

Соловьи залётные не спят.

А как настанет лето,

Соловьят без устали растят.

Сколько им таланта и раденья

Надо, чтоб из робкого птенца

Вышел мастер колдовского пенья,

Песнями пленяющий сердца.

Какое настроение вызывает у вас пение птиц? Соловьи волшебными звуками радуют наши сердца. А что можете сделать вы, чтобы порадовать других?

Дивное пение птиц вызывает в нас желание дарить друг другу радостные слова, чтобы они, как песни, согревали наши души. Скажите эти слова друг другу.

Ассоциативное начало: зима.

На фоне музыки звучит стихотворение В. Пашкова «Зима»:

Гуляет русская зима.

Останови ее, попробуй!

Белит деревья и дома,

Морозит, устали не зная.

Гуляет русская зима,

— А что доброго сделала зима для вас? Какое настроение вызывает у вас зима?

— Скажите, чему вы сегодня удивлялись? А мое удивление вызвало солнышко. Оказывается, оно, как настоящий волшебник, умеет тепло и ласково здороваться.

А вот как это было

Утром ранним кто-то странный

Заглянул в мое окно.

На ладони появилось

Это солнце заглянуло,

Будто руку протянуло,

Тонкий лучик золотой.

И, как с первым лучшим другом,

Поздоровалось со мной.

Давайте же и мы обнимемся и поприветствуем друг друга. На фоне музыки:

— Доброе утро, мои родные! Я желаю вам дружно и весело провести этот день, увидеть много удивительного в природе и получить самые яркие впечатления от той красоты, что окружает нас.

Дети приветствуют друг друга и говорят слова пожеланий.

— Посмотрите на солнце. О чём мечтаете вы, глядя на него? А вы никогда не задумывались, чем пахнет солнце?

Учитель чит ает стихотворение К. Бальмонта «Солнце»:

Запах солнца? Что за вздор!

В солнце звуки и мечты,

Все слились в согласный хор,

Все сплелись в один узор.

Солнце пахнет травами,

И смолистою сосной.

Солнце светит звонами,

Дышит вешним пеньем птиц,

Дышит смехом юных лиц.

Протяните руки к солнцу. Щедрые солнечные лучи, как нежные руки мамы, обнимают, гладят и согревают нас своим теплом. В душе наступают покой и благодать. Нам хочется смеяться и радоваться новому дню. Волшебное солнце растопило все обиды, болезни, грусть и печаль, наполнило сердце добротой и любовью.

На фоне музыки дети рисуют солнце.

Педагог предлагает детям, передавая из рук в руки игрушку, закончить предложение:

1. Я всегда улыбаюсь, когда.

2. Людям (друзьям, детям) тепло (хорошо) со мной, потому что.

3. Когда я прихожу в класс в хорошем настроении.

4. Больше всего я радуюсь, когда.

5. Больше всего я огорчаюсь, когда.

Хотите, чтобы хорошее настроение не покидало вас?

Ешьте бананы. В их мякоти содержатся вещества, благодаря которым возникает чувство радости и спокойствия

Ешьте апельсины. Они стабилизируют настроение, устраняют депрессию, печаль, тревогу.

И, конечно, шоколад. Он улучшает настроение и успокаивает «исстрадавшуюся» нервную систему.

Можно покатать на ладони грецкий орех или любой предмет с гранями (ручку, карандаш). Прилив крови к рукам благоприятствует эмоциональной устойчивости и физическому здоровью. Учеными доказано, что таланты каждого человека находятся на кончиках пальцев. Давайте развивать наши таланты (и таланты детей) с помощью пальчиковой гимнастики.

Старайтесь смотреть на вещи оптимистично. УЛЫБАЙТЕСЬ! Учителя, которые улыбаются и которым улыбаются, живут на 4 года дольше!

Учитель не имеет права беспечно относиться к своему здоровью, ведь он – пример для подражания! Если плохо себя чувствуете, разрешите себе выйти на больничный. Оставьте чувство долга – ничего со школой и с учениками не произойдет!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *