Организация как объект управления: составные части, уровни, основные процессы
Организация – это относительно автономная группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели. Она представляет собой планируемую систему совокупных (кооперативных) усилий, в которой каждый участник имеет свою, четко определенную роль, свои задачи или обязанности, которые необходимо выполнять. Эти обязанности распределяются между участниками во имя достижения целей, которые ставит перед собой организация, а не во имя удовлетворения индивидуальных пожеланий, пусть те и другие часто совпадают.
Цель управления – это желаемое, возможное и необходимое состояние управляемого объекта. При таком состоянии достигаются наивысшие результаты (количественные и качественные).
Любая организация представляет собой открытую систему, встроенную во внешнюю среду, с которой организация находится в состоянии постоянного обмена (рис. 2.). На входе она получает ресурсы из внешней среды, на выходе она отдает во внешнюю среду созданный продукт. Поэтому жизнедеятельность организации состоит из трех основных процессов:
При этом ключевую роль выполняет процесс управления, который поддерживает соответствие между этими процессами, а также мобилизует ресурсы организации на осуществление этих процессов.
Управление – это единый процесс, который представлен разными управленческими работниками или органами. Целью их взаимодействия является выработка единого управляющего воздействия на объект управления. К управленческим кадрам относятся менеджеры (руководители), специалисты и служащие (технические исполнители). Центральное место в управлении занимает менеджер. Он возглавляет определенный коллектив, ему принадлежит право принятия и контроля управленческих решений, именно он несет всю полноту ответственности за результаты работы коллектива (рис. 3).
Рис. 3. Элементы процесса управления
Менеджер – руководитель, профессиональный управляющий, занимающий постоянную должность и наделенный полномочиями принятия решений по конкретным видам деятельности организации. Специалисты – работники, выполняющие определенные функции управления. Они анализируют информацию и готовят варианты решений для руководителей соответствующего уровня. Труд названных работников обслуживают технические исполнители: секретари, референты, техники, архивариусы и т.д.
Нестеров А.К. Организация как объект управления // Энциклопедия Нестеровых
Понятие «организация» в науке управления
Рассмотрим понятие «организация». В различных сферах человеческой деятельности термин организация может употребляться по-разному. Это может быть предприятие, ассоциация, союз, властный орган и т.д. В этом случае имеется в виду определенный социальный институт, который имеет свой собственный статус. Если происходит непосредственное, целенаправленное воздействие на некий объект и источником этого воздействия является человек или группа людей – это является процессом организации.
Также термин «организация» может быть употреблен как свойство объекта. Примером такого свойства может служить система организации труда на предприятии.
Существует несколько концепций организации, среди которых наиболее обоснованной является концепция организации как системы, имеющий четкую цель своей деятельности и направленной на достижение цели.
Организация – это многогранный объект управления, который представляет собой комплексную систему, охватывающую все внутренние процессы.
Концепция понятия «организация»
Организация – это совместная, сознательная деятельность людей, направленная на решение определенных проблем и задач.
Сторонники данной концепции считают первостепенным именно совместную деятельность людей.
Организация – это совокупность внутренних связей, характеризующихся сплоченностью, скоординированностью и упорядоченностью.
В данной концепции раскрывается преимущество организации перед одиночными попытками добиться своей цели. Основная задача такой организации заключается в правильной выработке управленческих решений и способов их реализации.
Организация – это структурированная группа людей, функционирующая для достижения определенных целей.
Формальность отношений внутри организации – это основа ее функционирования. Каждый член организации знает, кому подчиняется он, а кто подчиняется ему.
Существует еще одна важная особенность организации – это сознательное участие в делах организации всех ее членов. Каждый член организации вступает в нее осознанно и так же осознанно выполняет необходимые действия для реализации целей и задач организации.
Наиболее точной, на мой взгляд, формулировкой определения организации является следующее:
Организация – это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей.
Данная концепция одновременно отражает все стороны организации как самостоятельного объекта.
Следует всегда исходить из того, что управление организацией должно учитывать, что она существует для удовлетворения определенных потребностей потребителей, населения, общества в целом, государства или национальной экономической системы. На удовлетворение данных потребностей направлены все ее производственные процессы, сервисное обслуживание и т.д.
Современная концепция управления состоит в том, чтобы все виды деятельности предприятия основывались на знании существующих потребностей и их изменений в перспективе.
Основной проблемой в данной области выступает тот факт, что деятельность организации как объекта управления включает помимо реализации управленческих принципов учет факторов внешней и внутренней среды.
Требования к организации как объекту управления
К каждой организации предъявляются 3 требования:
Поэтому не каждая согласованно действующая группа людей будет являться организацией. Она будет являться таковой только в случае соблюдения всех перечисленных требований. В этом случае организация становится объектом управления.
Социальная сторона единения людей в группу с целью создать организацию заключается в возможности достижения своих личных целей путем реализации задач, стоящих перед организацией. Благодаря такому двуединому подходу возможно существование организации как системы. Человек по своей природе будет объединяться и работать на благо организации только в случае, если у него есть возможность получить благодаря такому объединению то, что нужно лично ему. Этот социальный аспект является очень важным моментом для разработки управленческих решений, создания мотивации у членов организации и разработки стимулов для повышения трудоспособности.
Как объект управления организации имеют следующие характеристики:
Организации могут возникать как в экономической, так и в политической или социальной сфере деятельности человека.
Организации, возникающие в экономической сфере (предприятия, фирмы), принято разделять их по отраслевой принадлежности:
Также организации различаются по масштабам своей деятельности (крупные, малые, средние), организационно-правовой форме, форме собственности (частная или государственная).
Основная задача организации заключается в создании таких условий, при которых существует четкое разделение труда и скоординированность усилий сотрудников. Путем организации производственной деятельности устраняется всякое недопонимание указаний начальства и различные конфликты между сотрудниками. Путем делегирования полномочий создается четкая структура деятельности, при которой за каждый участок деятельности отвечает сотрудник, который несет ответственность за успех или неуспех на этом участке. Также организация создает среду для самостоятельной деятельности в рамках компетенции каждого сотрудника.
Если рассматривать организацию как непрерывный процесс, имеющий четкую цель, то можно выделить три этапа: инициация, ординация и администрация.
Этапы организации, как непрерывного процесса
Инициация заключается в создании конкретной цели и созданию непосредственно управленческого и производственного аппарата организации, а также определяются способы достижения поставленной цели.
Ординация состоит в задании потребностей для организации в целом, определении необходимого состава и численности сотрудников, а также создании мотивации персонала.
Администрация – это непосредственное оперативно-тактическое руководство деятельностью организации: разработка распоряжений, их обоснование и обеспечение их реализации.
Функции управления организацией
Текущая деятельность руководства заключается в реализации следующих функций: регламентирование, нормирование и инструктирование.
Функции управления организацией
Функция регламентирования заключается в создании четкого распорядка, который устанавливает за кем из сотрудников закреплена та или иная обязанность, кто несет ответственность за выполнение той или иной работы в организации.
Этот регламент отражен в должностных инструкциях сотрудников и положениях об отделах организации.
Функция нормирования обязывает руководство установить требования к выполняемым работам, определить их качественный уровень.
В результате выполнения данной функции происходит создание определенных стандартов внутри организации, в соответствии с которыми осуществляется вся деятельность внутри организации. Данная функция осуществляется совместно с руководителями отделов и ведущими сотрудниками фирмы.
Функция инструктирования выполняется руководством при разъяснении работникам их обязанностей в рамках занимаемой ими должности.
Происходит разъяснение того как будет осуществляться трудовая деятельность, в каких условиях, какие требования предъявляются к работе. В первую очередь эта функция реализуется при приеме новых сотрудников на работу. Также она реализуется при изменении каких-либо условий работы или внедрения инноваций в рабочий процесс.
Организация как система и объект управления
С точки зрения системного подхода к организации, она априори является особым объектом управления (субъект управления – руководство, администрация).
Организация как объект управления подчиняется совокупности принципов, методов, средств и форм управления производством, разработанных и применяемых с целью повышения эффективности производства и увеличения прибыли.
Под производством понимается и оказание услуг, и выполнение работ.
Если обратится к главной цели существования коммерческих организаций, которые, в первую очередь и внедряют принципы и методы управления, то все они должны, в итоге, быть ориентированы на увеличение прибыли предприятия. Таким образом, с этой точки зрения управление организацией как особым объектом предстает как система теоретических и практических знаний о принципах, методах, средствах и формах управления производством в целях повышения его эффективности и увеличения прибыли.
В современных условиях макроэкономической нестабильности и интенсификации конкуренции возрастает внешнее давление на коммерческие организации, что требуется повышения эффективности управления.
Все та же жесткость конкуренции принуждает к переосмыслению традиционного понимания отношений между предприятием и ее контрагентами. У них не противоречивые интересы, на самом деле они вместе движутся к одной цели. Поэтому нужно более внимательно рассмотреть комплекс взаимоотношений предприятия с его окружающей средой.
Схема взаимодействия организации с окружающей средой
Все участники этой системы будут максимально удовлетворены в случае, если покупатель заплатит предприятию за произведенные им товары такую сумму, чтобы после уплаты налогов государству, которые являются отчислениями обществу, а также после уплаты дивидендов акционерам и собственникам и после расчетов с поставщиками у предприятия осталось сумма средств, которая будет направлена на удовлетворение собственных нужд.
Достижение такой ситуации возможно, если предприятие делает ставку на качество производимой продукции, услуг или работ, а также качество организации в целом, как особого объекта управления, т.е. включая работу персонала, производство, взаимодействие с внешней средой.
Внутренние связи в организации
Организация как объект управления характеризуется наличием 4 типов связей между внутренними подразделениями:
Эффективное управление организацией
Организация добивается реализации поставленных целей, если задачи скоординированы посредством вертикального разделения труда. Как объект управления организация является структурированной системой, однако деловое администрирование не всегда эффективно.
Например, даже в крупных организациях руководители иногда выполняют работу, не связанную с координированием работы других. Руководители высшего звена в компании, например, иногда могут сами позвонить клиентам или лично пообщаться с ними, для того чтобы сохранить связь с клиентами, ощутить их потребности. Особенно часто такое практикуется с крупными клиентами.
Эффективное управление – это главный фактор обеспечения успешной работы организации.
Чем крупнее организация, тем сложнее осуществлять эффективное управление, оно занимает много времени, его становится невозможно осуществлять по мере возникновения проблемных вопросов. Чтобы организация могла действовать успешно необходимо назначать руководителей и определять круг их обязанностей и ответственности.
Рассматривая необходимость управления в организации, необходимо раскрыть роль управления, которую оно играет в деятельности организации.
Рассмотрим обязанности, возлагаемые на управляющего предприятием.
Руководитель – это глава организации, в его прямые обязанности входит выполнение обычных обязанностей правового или социального характера, связанных с функционированием предприятия. Он ответственен за мотивацию и активизацию подчиненных, за набор и подготовку работников, и он выполняет все связанные с этим обязанности. Руководитель обеспечивает работу саморазвивающейся сети внешних контактов и источников информации, которые предоставляют информацию и оказывают услуги. Все это выражается в организации совещаний, советов и т.п., в выполнении всех управленческих действий, связанных с организацией работы подчиненных, организации деловой переписки, участие в совещаниях, организуемых с участием представителей сторонних организаций, а также осуществлении любой другой работы, связанной с внешними организациями и лицами.
Помимо непосредственно управленческих функций руководитель выполняет работу, связанную с организацией информационного потока в организации. Он выступает своеобразным приемником информации, осуществляя поиск и получение специализированной информации во внешней по отношению к организации среде, эту информацию он использует в интересах компании, выступая, таким образом, в роли центра по получению и переработке информации, поступающей в организацию. Полученную из внешних источников или от сотрудников информацию руководитель должен распространить среди остальных членов организации. При этом руководителю в работе необходимо учитывать, что часть информации является чистыми фактами, обязательными для ознакомления сотрудникам, а часть информации руководителю необходимо интерпретировать с целью формирования внутри организации определенных моделей взаимодействия, как с внешней средой, так и с другими членами организации. Руководитель компании – это лицо фирмы для внешних партнеров, он передает информацию относительно работы компании, дальнейшей политики, достигнутых результатов и планов на будущее.
Таким образом, можно определить информационные функции, осуществляемые руководителем организации:
На практике все эти функции руководителем выполняются не полностью, а часть из них делегируется подчиненным, которые должны представлять отчет по проделанной работе. Например, такой функцией является рассылка запросов с целью получения информации, но даже в этом случае она осуществляется от лица руководителя.
В плане эффективного управления организацией самым ответственным полем деятельности руководителя является принятие решений.
Обобщая функции, выполняемые руководителем организации, можно так определить эффективное управление:
Эффективное управление организацией – это деятельность руководителя по планированию, организации, мотивации и контролю, которая позволяет сформулировать и достичь целей организации. Результатом является координирование деятельности целенаправленной и производительной группы людей, которые и составляют организацию, как объект управления.
Эффективное управление стимулирует различные элементы социальных изменений, включая возрастание спроса на высокообразованных людей, которые, в свою очередь, все больше зависят от организации, что объективно обусловлено фактом большей эффективности коллективных образований, чем индивидуалистических предприятий.
На повышении эффективности основана современная парадигма управления.
Необходимым условием для эффективного управления организацией является благоприятная внутренняя среда. Для эффективной работы на рынке необходим особый подход при разработке и продвижении на рынок услуг, стимулировании сбыта, позиционировании, созданию и сопровождению продукции. Пришло время, когда для получения эффекта необходимы творческие решения. Развитие творческих идей в коллективе напрямую зависит от руководителя. Именно он должен создавать такую культуру внутри компании, которая бы стимулировала творческий подход в каждом сотруднике. Любой бизнес основывается на идеях, а идеи рождаются не после огромных усилий мысли, а произвольно, спонтанно и неожиданно, это уже потом они оттачиваются и шлифуются, воплощаясь в реальные решения. Такое возможно только, если в компании существует тенденция к развитию и поддержанию творческих начинаний в коллективе.
Внутренняя структура организации имеет несколько служб, которые тяготеют к разным типам организационных моделей: авторитарной, поддерживающей или развивающей. Чаще всего встречаются двоичные гибриды – авторитарно-поддерживающая и авторитарно-развивающая модели. В реальных условиях работы компаний нельзя использовать только авторитарную модель, так как она загубит на корню все творческие начинания, поддерживающая модель, используемая в одиночку, приведет к тому, что каждый будет надеяться на своего коллегу, а сам ничего придумывать не будет. Применение чисто развивающей модели также нежелательно, так как она несет в себе большую долю самостоятельности и безконтрольности. Наиболее эффективными в плане управления организацией являются авторитарно-развивающие гибриды, они развивают в сотрудниках не только стремление к работе, но творческое начало. Необходимо строить гибридную модель, сочетающую в себе элементы традиционных моделей.
Выводы
Фактически, развитие организации, как объекта управления, повышение эффективности его работы и улучшение результатов деятельности – это вопрос целей и амбиций его владельцев и администрации.
Если собственника устраивает нынешнее состояние дел в организации – ему не стоит тратить деньги на развитие и повышение эффективности. Лучше потратить эти же средства на экстенсивное расширение деятельности. Если же его интересует интенсивный рост компании – без обучения персонала, усовершенствования материально-технической базы и технологий обслуживания не обойтись. Чтобы этого достичь, необходимо постоянное совершенствование управление организацией.
Мероприятия в области повышения эффективности работы предприятия направлены на то, чтобы определять цели для планирования деятельности предприятия. Программа развития является основой для формирования стратегии поведения предприятия.
Деятельность по повышению эффективности управления организацией направлена на то, чтобы обосновать, каким образом организовать деятельность, чтобы получить наибольшую отдачу на каждый вложенный рубль. Результаты работы по данному направлению создают основу для планирования мероприятий по повышению эффективности хозяйственной деятельности предприятия и роста всей организации в целом.
1. Организация – это группа людей, деятельность которых сознательно координируют для достижения целей.Обязательные требования для организации:
1) наличие по крайней мере двух людей, которые считают себя частью общей группы организаций;
2) наличие по крайней мере одной цели, которую принимают как общую все члены группы;
3) наличие членов группы, которые намеренно работают вместе, чтобы достичь значимой для всех цели.
Организация (от позднелат. organize – сообщаю стройный вид, устраиваю) – это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей. Основными составляющими любой организации являются: люди, входящие в данную организацию; задачи, для решения которых данная организация существует; управление, которое формирует, мобилизует и приводит в движение потенциал организации для решения стоящих перед ней задач.
Миссия организации – выражение ее философии и смысла существования. Миссия обычно декларирует статус предприятия, принципы его работы, намерения руководств, устремлена в будущее и не должна зависеть от текущего состояния организации. Миссия формируется высшим руководством организации, которое несет полную ответственность за ее воплощение в жизнь путем постановки и реализации целей организации. Миссия каждой компании определяется пятью элементами: история, существующие предпочтения владельцев и управляющих, рыночная среда, ресурсы, определенные деловые способности и возможности.
Конечные состояния, к которым стремится организация, фиксируются в виде ее целей – отдельных характеристик организации, на достижение которых направлена ее деятельность. Существует два типа: долгосрочные и краткосрочные. Для краткосрочных целей характерна гораздо большая, чем для долгосрочных, конкретизация и детализация в вопросах достижения. Если возникает необходимость, между долгосрочными и краткосрочными целями устанавливаются еще и промежуточные цели, которые называются среднесрочными.
Формальная организация – это организация созданная по воле руководства.
Неформальная организация – это группа возникшая спонтанно, где люди вступают во взаимодействие достаточно регулярно.
Простая организация – это организация которая имеет одну или несколько целей.
Сложная организация – это организация которая имеет набор взаимосвязанных целей.
1. Взаимосвязь между целями и ресурсами.
Цели всякой организации включают в себя преобразование ресурсов для достижения результата.
Ресурсы используемые организацией:
— технологии и информация.
2. Взаимосвязь с внешней средой.
Ни одна организация не может быть островом в себе. Организация зависит от окружающего мира как в отношении своих ресурсов, так и в отношении потребителя.
Внешняя среда включает в себя:
— общественные взгляды и т.п.
Эти факторы влияют на все, что происходит внутри организации.
3. Разделение труда в организации.
Разделение труда в организации происходит по горизонтали и по вертикали. Если минимум два человека работают вместе – они должны делить работу между собой, при этом разделение работы на составные элементы является горизонтальным разделением труда.
Классическим образцом горизонтального разделения труда на производственном предприятии, например, являются производство, маркетинг и финансы. Они представляют собой основные виды деятельности, которые должны быть успешно выполнены, чтобы фирма добилась поставленных целей.
Но поскольку работа в организации разделена на составные элементы, кто-то должен координировать работу группы чтобы она была успешной. Отделение работы по координации действий от самих действий и есть вертикальное разделение труда и составляет сущность управления.
Для того чтобы организация смогла добиться реализации своих целей, задачи должны быть скоординированы посредством вертикального разделения труда. Поэтому управление является существенно важной деятельностью для организации. Однако, в малых организациях часто не имеется четко выделенной группы управляющих. По мере разрастания организации людям сложнее ориентироваться, от кого они должны непосредственно принимать указания. На этом уровне, для того чтобы организация могла действовать успешно, работа по управлению должна быть четко отделена от неуправленческой работы, т.е. организации должны назначать руководителей и определять круг их обязанностей и ответственности. Фактически, суперкрупные организации современного общества стали возможны только тогда, когда стала четко ощущаться необходимость отделения управления от коммерческой или технической деятельности.
Управление предприятием осуществляется на базе определенной организационной структуры. Структура предприятия и его подразделений определяется предприятием самостоятельно.При разработке организационной структуры управления, необходимо обеспечить эффективное распределение функций управления по подразделениям. При этом важно выполнение следующих условий:
решение одних и также вопросов не должно находится в ведение разных подразделений;
все функции управления должны входить в обязанности управляющих подразделений;
на данное подразделение не должно возлагаться решение вопросов, которые эффективнее решать в другом.
Структура управления может изменяться во времени в соответствии с динамикой масштабов и содержания функций управления. Между отдельными подразделениями могут быть вертикальные и горизонтальные связи.
До сих пор мы рассматривали организацию с функциональной точки зрения. Однако анализ взаимоотношений между различными должностями и постами показывает, чтосуществует целый ряд типов организационных структур,среди которых построение по принципу отделов (подразделений) является наиболее простым. Сейчас же к вопросу об организации мы подойдем с точки зрения распределения полномочий, производственных обязанностей.
В основу структуры управления положена определенная система. Известны три основные системы управления производством:
Наиболее распространена СМЕШАННАЯ система, в которой сочетается линейная и функциональная системы. В этом случае решения, подготовленные функциональными подразделениями рассматриваются и утверждаются линейным руководителем, который передает их, подчиненным подразделениям.
Рациональная структура управления определяется типом предприятия, его масштабом и характеристиками. На предприятиях могут быть использованы безцеховая, цеховая, корпусная или смешанная структуры управления.
Основным производственным звеном крупного промышленного предприятия является цех. При цеховой структуре управления руководителю предприятия подчиняются начальники цехов. Начальнику цеха подчиняются начальники участков, либо старшие мастера, либо мастера. Старшему мастеру подчиняются мастера. Начальнику участка подчиняются старшие мастера, которым в свою очередь подчиняются мастера.
Внутренние переменные организации – это ситуационные факторы внутри самой организации. Поскольку организации представляют собой созданные людьми системы, то внутренние переменные в основном являются результатом управленческих решений.
Основных переменных организаций пять:
Цель – конкретное конечное состояние или желаемый результат, которого стремится добиться группа, работая вместе. Задача организации отражается в таких целях как рентабельность и производительность. В подразделениях так же, как и во всей организации, необходима выработка целей.
Например, целью аптеки является качественное бесперебойное лекарственное обслуживание населения наряду с обеспечением рентабельности, что достигается в результате высокоэффективной работы подразделений. В современных условиях работы аптеки возникают новые цели:
— повышение эффективности лекарственного обеспечения путем сокращения времени обслуживания населения;
— предоставления различных видов услуг;
— изучение рынка лекарственных средств;
— расширение производства лекарственных средств для более полного удовлетворения потребности в них;
— заключение договоров с поставщиками и потребителями лекарственных средств;
— повышение эффективности использования материально-технической базы аптеки.
Для того чтобы получить прибыль, предприятия должны сформулировать цели в следующих областях:
— разработка и реализация продукции;
— подготовка и отбор руководителей;
— долгосрочные (3-5 лет);
— среднесрочные (1-3 года);
— краткосрочные (до года).
Структура организации – это логическое взаимоотношение уровней управления и функциональных областей, построенное в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать целей организации.
Структура любой организации должна выполнять ряд функций:
— обеспечить достижение предприятием максимальной рентабельности;
— охватить минимальное количество промежуточных звеньев;
— обеспечить условия подготовки менеджеров на перспективу.
Виды организационных структур:
Большинство организаций используют бюрократическую структуру управления.
— четкое разделение труда;
— иерархическая соподчиненность сотрудников;
— профессиональный рост, базируемый на компетенции;
— упорядоченная система правил и стандартов.
— четкость заданности поведения;
— трудность связи внутри организации;
— неспособность к нововведениям.
В зависимости от степени централизации структуры бывают:
Задача – это предписанная работа, серия работ или часть работы, которая должна быть выполнена заранее установленным способом в заранее оговоренные сроки.
Задачи предписываются не работнику, а должности. На основе решения руководства о структуре каждая должность включает ряд задач, которые рассматриваются как необходимый вклад в достижение целей организации.
Задачи делятся на три категории:
— работа с машинами, сырьем, инструментами;
— работа с информацией.
Технология – это сочетание квалификационных навыков, оборудования, инфраструктуры, инструментов и соответствующих технологических знаний необходимых для преобразования в материалах, информации или людях.
Люди – это важный элемент внутренней среды и как человеческая переменная включает в себя три аспекта:
— поведение отдельных людей;
— поведение людей в группах;
— поведение человека в роли руководителя.
3. Разнообразие и изменчивость внешнего мира допускает огромное количество действующих в нем факторов. Поэтому руководители должны ограничить учет внешнего окружения только теми аспектами, от которых в значительной мере зависит успех организации. Один из способов определения и учета факторов, которые влияют на организацию, заключается в разделении их на две группы: факторы прямого влияния и факторы непрямого влияния.
Факторы прямого влияния:
— законы и государственные органы. Организации обязаны соблюдать не только законы, но и требования органов государственного регулирования. Эти органы обеспечивают принудительное выполнение законов в соответствующих в сферах своей компетенции, а также вводят собственные требования, зачастую также именующие силу закона;
— потребители. Само выживание и оправдание существования организации зависит от ее способности находить потребителя результатов ее деятельности и удовлетворять его запросы;
Поставщики классифицируются на три группы:
1. поставщики материалов;
2. поставщики капитала;
3. поставщики трудовых ресурсов.
К факторам косвенного воздействия относятся:
1. Технология. Является одновременно внутренним и внешним фактором. Технологические нововведения влияют на эффективность, с которой продукцию могут изготавливать и продавать, на скорость устаревания продукции, на то, как можно собирать, хранить и распределять информацию, а также на то, какого рода услуги и какую новую продукцию ожидают потребители от организации.
2. Состояние экономики. Руководство должно уметь оценивать, как скажутся на организации общие изменения состояния экономики, так как оно влияет на стоимость всех вводимых ресурсов и способность потребителей покупать определенные товары и услуги.
3. Социокультурные факторы. В числе их преобладают установки, жизненные ценности и традиции, которые влияют на организацию. Социокультурные факторы влияют также на продукцию и услуги, являющиеся результатом деятельности компании.
4. Политические факторы.
5. Отношения с местным населением.
Характеристика внешней среды:
Взаимосвязанность факторов внешней среды – это уровень силы, с которой изменение одного фактора воздействует на другие.
Под сложностью внешней среды понимают число факторов, на которые организация должна реагировать, а также уровень вариантности каждого фактора. К ним относятся:
— частное перезаключение договоров;
— заинтересованные группы влияния;
— ускоренные технологические изменения.
Подвижность внешней среды – это скорость, с которой происходят изменения, в окружении организации.
Неопределенность внешней среды – функция количества информации, которой располагает организация по поводу конкретного фактора, а также функции уверенности в этой информации.
Жизненный цикл организации: Организации зарождаются, развиваются, добиваются успехов, ослабевают и в конце концов прекращают свое существование. Немногие из них существуют бесконечно долго, ни одна не живет без изменений. Новые организации формируются ежедневно. В то же время каждый день сотни организаций ликвидируются навсегда. Умеющие адаптироваться процветают, негибкие – исчезают. Какие-то организации развиваются быстрее других и делают свое дело лучше, чем другие. Руководитель должен знать, на каком этапе развития находится организация, и оценивать, насколько принятый стиль руководства соответствует этому этапу.
Именно поэтому широко распространено понятие о жизненном цикле организаций как о предсказуемых их изменениях с определенной последовательностью состояний в течение времени. Применяя понятие жизненного цикла, можно видеть: существуют отчетливые этапы, через которые проходят организации, и переходы от одного этапа к другому являются предсказуемыми, а не случайными.
Концепции жизненного цикла уделяется большое внимание в литературе по изучению рынков. Жизненный цикл используется для объяснения того, как продукт проходит через этапы рождения или формирования, роста, зрелости и упадка. Организации имеют некоторые исключительные характеристики, которые требуют определенной модификации понятия жизненного цикла.
Один из вариантов деления жизненного цикла организации на соответствующие временные отрезки предусматривает следующие этапы.
1. Этап предпринимательства. Организация находится в стадии становления. Цели являются еще нечеткими, творческий процесс протекает свободно, продвижение к следующему этапу требует стабильного обеспечения ресурсами.
2. Этап коллективности. Развиваются инновационные процессы предыдущего этапа, формируется миссия организации. Коммуникации и структура в рамках организации остаются в сущности неформальными.
3. Этап формализации и управления. Структура организации стабилизируется, вводятся правила, определяются процедуры. Упор делается на эффективность инноваций и стабильность. Органы по выработке и принятию решений становятся ведущими компонентами организации. Возрастает роль высшего руководящего звена организации, процесс принятия решений становится более взвешенным, консервативным. Роли уточнены таким образом, что выбытие тех или иных членов организации не вызывает серьезной опасности.
4. Этап выработки структуры. Организация увеличивает выпуск своих продуктов и расширяет рынок оказания услуг. Руководители выявляют новые возможности развития. Организационная структура становится более комплексной и отработанной. Механизм принятия решений децентрализован.
5. Этап упадка. В результате конкуренции, сокращающегося рынка организация сталкивается с уменьшением спроса на свою продукцию или услуги. Руководители ищут пути удержания рынков и использования новых возможностей. Увеличивается потребность в работниках, особенно тех, кто обладает наиболее ценными специальностями. Количество конфликтов нередко увеличивается. К руководству приходят новые люди, предпринимающие попытки задержать упадок. Механизм выработки и принятия решений централизован.
Жизненный цикл организации – совокупность стадий, которые проходит организация за период своего функционирования: рождение, детство, отрочество, ранняя зрелость, расцвет сил, полная зрелость, старение, обновление.
Рождение. Основатели организации выявляют неудовлетворенные требования потребителя или социальные нужды. Целеустремленность, способность рисковать и преданность делу характеризуют этот этап. Нередко используется директивный метод руководства,
Детство. Это опасный период, поскольку наибольшее количество неудач происходит в течение первых лет после возникновения организации. Из мировой статистики известно, что огромное число организаций небольшого масштаба терпят неудачу из-за некомпетентности и неопытности руководства. Каждое второе предприятие малого бизнеса терпит крах в течение двух лет, четыре из пяти предприятий – в течение пяти лет своего существования. Задача этого периода – быстрый успех. Цели – здоровое существование и развитие, а не простое выживание. Нередко вся работа выполняется на пределе возможностей, чтобы не потерять темп возрастающего успеха. Управление осуществляется деятельным и подготовленным руководителем и его первоначальной командой.
Отрочество. Во время этого переходного периода рост организации осуществляется, как правило, несистематично, рывками; организация все больше набирает силу, однако координация проводится ниже оптимального уровня. Более организованные процедуры постепенно заменяют рискованную страсть к успеху. Налаживается планирование, разработка бюджетов, прогнозов. Расширяется прием на работу специалистов, что вызывает трения с прежним составом. Основатели организации вынуждены больше выполнять роль непосредственных руководителей, а не предпринимателей, проводя систематическое планирование, координацию, управление и контроль.
Ранняя зрелость. Отличительные признаки этого периода – экспансия, дифференциация и, возможно, диверсификация. Образуются структурные подразделения, результаты деятельности которых измеряются полученной прибылью. Используются многие общепринятые методы оценки эффективности, должностные инструкции, делегирование полномочий, нормы производительности, экспертиза, организация обучения и развития. Однако начинают проявлять себя тенденции бюрократизма, борьбы за власть, местничества, стремление добиваться успеха любой ценой.
Расцвет сил. Имея в правлении акционеров, организация ставит на данном этапе цель сбалансированного роста. Структура, координация, стабильность и контроль должны иметь такое же значение, как и инновации, совершенствование всех частей и децентрализация. Принимается концепция структурных подразделений, результаты деятельности которых измеряются полученной прибылью. Новая продукция, рынок сбыта и технологии должны быть управляемы, а квалификационные навыки управленческого персонала – более отточены. С ускорением темпов роста по сравнению с предыдущими стадиями организация нередко переоценивает свои успехи и возможности.
Полная зрелость. Имея компетентное, но не всегда ответственное руководство, организация действует практически сама по себе. Весьма часто устанавливается нежелательное состояние всеобщего благодушия. Несмотря на то что картина доходов вполне приемлема, темпы роста замедляются. Организация может отклоняться от своих первоначальных целей под влиянием внешнего давления. Вместе с тем слабости слишком очевидны. Эти симптомы нередко игнорируются руководством.
Старение. Этот тип никогда бы не наступил, если бы руководство организации постоянно осознавало необходимость обновления. Конкуренты неизменно покушаются на долю организации на рынке. Бюрократическая волокита, не всегда обоснованная стратегия, неэффективная система мотиваций, громоздкая система контроля, закрытость к новым идеям – все это вместе взятое создает условия для «закупорки артерий». Как показывает практика, очень трудно остановиться и прекратить выполнение непродуктивной работы. В результате организация постепенно начинает распадаться. Она вынуждена либо принять жесткую систему обновления, либо погибнуть как самостоятельная структура, влившись в приобретающую ее корпорацию. Организация откатывается назад, и вновь начинается борьба за ее выживание.
Обновление. Организация в состоянии подняться из пепла как Феникс. Это может сделать новая команда руководителей, уполномоченных на проведение реорганизации и осуществление плановой программы внутреннего организационного развития.