North Atlantic Treaty Organization (NATO) Organisation du traité de l’Atlantique Nord (OTAN)
Флаг НАТО
Содержание
Стратегическая концепция НАТО 2010 года «Активное участие, современная оборона» представляет три важнейшие задачи НАТО — коллективная оборона, кризисное регулирование и безопасность на основе сотрудничества. [7]
Структура
НАТО является грандиозным военно-политическим блоком 28 государств, обладающим всей необходимой инфраструктурой и системой органов по её управлению. Это сотни комитетов, групп, служб, управлений или подразделений планирования, воинских и гражданских (транспортных, медицинских и т. д.) и даже учебных Центров по подготовке и переподготовке специалистов. НАТО — межправительственная организация, члены которой выделяют средства и ресурсы, необходимые для повседневного функционирования её в соответствии с Договором: проведения встреч, подготовки и принятия решений, реализации других задач в рамках общих интересов всех членов альянса. Основная часть военных сил и военной инфраструктуры, принадлежащих государствам-членам НАТО, остаются под их непосредственным управлением и национальным командованием до тех пор, пока не возникнет необходимости в их выделении целиком (или частично) для решения определенных военных задач под общим НАТОвским командованием. Финансирование обучения и содержания национальных контингентов осуществляется за счет бюджета соответствующих государств. Они же несут все расходы по содержанию своих представительств при НАТО, выплачивают жалованье офицерам, прикомандированным к штаб-квартире альянса. Жалованье гражданских служащих выплачивается из бюджета НАТО. Все программы НАТО финансируются совместно теми государствами, которые в них участвуют.
Совет НАТО
Согласно Североатлантическому договору, основным руководящим органом альянса является Совет НАТО, состоящий из постоянных представителей всех государств-членов (в ранге послов). В этом составе он именуется Постоянным советом и собирается не реже одного раза в неделю. Совет собирается также и на уровне министров иностранных дел (не менее двух раз в год), министров обороны (по необходимости) и глав государств и правительств стран НАТО. На встречах Совета высшего уровня определяются или пересматриваются стратегия и тактика альянса. На всех уровнях он обладает правом выносить решения, принимать декларации и коммюнике с объяснением тех или иных принимаемых НАТО шагов. Все государства-члены НАТО считаются равноправными, заседания Совета и комитетов проходят за круглым столом, а решения принимаются путем консенсуса (единогласно). В Постоянном совете председательствует Генеральный секретарь НАТО, помощником которого выступает старший по возрасту посол. Председатель Совета на уровне министров иностранных дел избирается путем ежегодной ротации в алфавитном порядке. Совет уполномочен формировать все структуры, необходимые для успешной деятельности Организации (вспомогательные органы, комитеты, рабочие группы и т. д.). По мере расширения состава НАТО и сферы его деятельности формировалась и модифицировалась также и структура руководящих органов, которая ныне довольно-таки многослойна. Решения Совета подготавливаются соответствующими комитетами, ранжированными в определенном иерархическом порядке, в которых заседают заместители постоянных представителей, их советники и консультанты. Консультативным органом Совета НАТО по политическим вопросам является Политический комитет, в котором участвуют представители всех государств-членов альянса под руководством помощника Генерального секретаря по политическим вопросам.
Комитет планирования обороны (КПО)
Высшим военно-политическим органом организации с декабря 1967 года стал Комитет планирования обороны. Он имеет равные с Советом права в сфере своей компетенции. Это высшая военная власть альянса — структура, состоящая из постоянных представителей государств-членов. КПО, как и Совет, собирается на уровне министров обороны не менее двух раз в год для обсуждения вопросов, связанных с военным обеспечением безопасности. Комитет выносит рекомендации политическим властям НАТО и определяет меры, которые с его точки зрения необходимы для обеспечения общей безопасности государств-членов НАТО. КПО помогает развивать стратегические концепции и ежегодно готовит обстоятельные оценки сил и возможностей стран и регионов, откуда может исходить опасность для НАТО. Во время кризисов и войн КПО представляет Совету оценки военной ситуации, дает рекомендации по использованию военной силы, выработке новых правил и т. д. Поскольку решениями КПО должно руководствоваться стратегическое командование НАТО, представители последнего также участвуют в работе КПО и Военного комитета, который выполняет функции КПО в период между сессиями. Процедуры работы, подготовки и принятия решений здесь такие же, как и в Совете НАТО, за исключением того, что решения КПО готовят другие комитеты и рабочие группы.
Военный комитет
Высшим военным органом НАТО является Военный комитет, состоящий из начальников генеральных штабов стран — членов НАТО и гражданского представителя Исландии, не имеющей регулярных вооруженных сил, и собирающийся не реже двух раз в год на свои заседания.
При нём созданы три верховных командования, а именно:
В задачу командования входит планирование мер по защите соответствующих зон в мирное время (создание баз, аэродромов, прокладка трубопроводов, постройка складов, создание систем коммуникаций) и практическая реализация намеченных мер — в военное время.
Верховное главное командование в Европе возглавляется верховным главнокомандующим (всегда — американским генералом). В его подчинении находятся главные командования на трёх европейских театрах военных действий: Североевропейском, Центральноевропейском и Южноевропейском. В период между заседаниями функции Военного комитета выполняет Совет НАТО (Постоянный комитет).
Группа ядерного сдерживания
Группа высокого уровня
При этой Группе функционирует Группа высокого уровня в качестве старшего консультативного органа по ядерной политике и вопросам планирования.
Группа быстрого реагирования
На встрече глав государств и правительств стран НАТО в Вашингтоне в апреле 1999 г., с учетом опыта действий альянса на Балканах, в Сомали, на Гаити и в других районах, был усилен акцент на кризисы и взаимодействие стран НАТО между собой. Это означает готовность НАТО быстро развертывать свои силы уже не только в зоне Северной Атлантики, как это понималось до 1990-х годов, но и в любом районе мира. Для этого создана группа быстрого реагирования, программа действий которой разрабатывается и уточняется высшими должностными лицами государств. Эта группа собирается под председательством заместителя Генерального секретаря НАТО каждые несколько недель для анализа происходящих в мире процессов и реагирования на них.
Верховный главнокомандующий
Верховный главнокомандующий является ответственным за выполнение всех военных мер в соответствующей зоне. Он вправе давать рекомендации политическим и военным властям НАТО по любому военному вопросу, который может затрагивать его способность выполнять возложенные на него обязанности. Он имеет также прямой доступ к начальникам генеральных штабов государств-членов НАТО в своей зоне, контактирует с соответствующими национальными властями по всем вопросам, касающимся его задач.
Главный штаб
Вместе с председателем Военного комитета НАТО верховные главнокомандующие выступают как высшие военные представители в Главном штабе вооруженных сил союзников. В рамках союзного командования в Европе функционируют две региональные команды:
Верховное командование в Атлантике состоит из пяти штабов:
Международный военный штат
Военному комитету помогает Международный военный штат, состоящий из военного персонала, направляемого государствами для работы в штаб-квартире НАТО. Он готовит и реализует его решения, а также налаживает военное сотрудничество как между государствами-членами, так и третьими странами. В 2002 г. штат насчитывал около 16 тыс. человек. Руководит им четырёхзвездный генерал, избираемый Военным комитетом из числа кандидатур, названных государствами-членами НАТО. Он имеет в своем подчинении пять вице-директоров, каждый из которых руководит соответствующим подразделением штаба (планов и политики, операционным, разведывательным, кооперации и региональной безопасности, логистики, вооружений и ресурсов). При штабе имеются также группы советников, консультантов и контролеров.
Экономический комитет
Реализацией целей всестороннего сотрудничества между странами, провозглашенных ст. 2 Договора о НАТО, призван руководить Экономический комитет, рассматриваемый как форум по проведению консультаций между заинтересованными странами по вопросам экономического развития в целях обеспечения безопасности и укрепления обороноспособности. Естественно, что обсуждение вопросов экономического сотрудничества здесь носит специфический характер, обусловленный взглядом на экономику как основу обороноспособности (доли военных расходов в бюджетах, развитие оборонного комплекса промышленности, обеспеченность ресурсами для выполнения планов обороны и т. д.). Вопросы, выходящие за рамки этого круга, обсуждаются на организуемых НАТО ежегодных коллоквиумах по экономическим проблемам, материалы которых публикуются. Подготовкой и проведением этих мероприятий руководит Экономический директорат.
Генеральный секретарь
Повседневную деятельность всех структур НАТО организует Международный секретариат во главе с Генеральным секретарем, назначаемым правительствами-членами. Генеральный секретарь является одновременно и председателем Совета НАТО, Комитета планирования обороны, Группы ядерного планирования, а также номинальным председателем всех других главных комитетов НАТО, сопредседателем постоянного Совета НАТО — Россия и комиссии НАТО — Украина. Он призван организовывать и продвигать процессы обсуждений, принятия решений и их реализации. Генеральный секретарь сам наделен правом предлагать проблемы для обсуждения и принятия решений, использовать свои службы для урегулирования возможных споров и расхождений между государствами-членами НАТО. Он является основным представителем НАТО во внешних сношениях и докладчиком в контактах с отдельными правительствами и общественностью. Во время отсутствия Генерального секретаря эти функции выполняет его заместитель, являющийся председателем всех комитетов и групп среднего уровня. В подчинении у Генерального секретаря находится достаточно разветвленный международный штат сотрудников, разделенный на службу Генерального секретаря, пять операционных отделов, службу управления и службу финансового контроля. Каждый из этих отделов возглавляется одним из помощников Генерального секретаря. Помощник является председателем главного в соответствующем отделе комитета. Подчиняется Генеральному секретарю также исполнительный секретарь, ответственный за организацию работы органов НАТО на уровнях министров и послов.
Штаб-квартира совета НАТО находится в Брюсселе (Бельгия).
Члены
Дата
Страна
Примечания
страны-основатели
4 апреля 1949
Бельгия
4 апреля 1949
Великобритания
4 апреля 1949
Дания
4 апреля 1949
Исландия
Исландия — единственный член НАТО, у которого нет регулярных ВС, это было одним из условий вхождения страны в организацию. В Исландии имеется лишь береговая охрана (БОХР). Также было принято решение о подготовке исландских добровольцев на базах в Норвегии для участия в миротворческих миссиях НАТО.
4 апреля 1949
Италия
4 апреля 1949
Канада
4 апреля 1949
Люксембург
4 апреля 1949
Нидерланды
4 апреля 1949
Норвегия
4 апреля 1949
Португалия
4 апреля 1949
США
4 апреля 1949
Франция
С июля 1966 Франция вышла из военной организации НАТО, оставаясь участницей политической структуры Североатлантического договора. В 2009 вернулась во все покинутые структуры.
первое расширение
18 февраля 1952
Греция
С 1974 по 1980 Греция не принимала участие в военной организации НАТО из-за напряжённых отношений с другим членом блока — Турцией.
18 февраля 1952
Турция
второе расширение
9 мая 1955
Германия
Присоединилась Западная Германия. Саар воссоединился с ФРГ в 1957, с 3 октября 1990 — объединенная Германия.
третье расширение
30 мая 1982
Испания
Не участвует в военной организации НАТО.
четвёртое расширение
12 марта 1999
Венгрия
12 марта 1999
Польша
12 марта 1999
Чехия
пятое расширение
29 марта 2004
Болгария
29 марта 2004
Латвия
29 марта 2004
Литва
29 марта 2004
Румыния
29 марта 2004
Словакия
29 марта 2004
Словения
29 марта 2004
Эстония
шестое расширение
1 апреля 2009
Албания
1 апреля 2009
Хорватия
Партнёры
Возможные члены
Участники Плана действий по членству
Страна
Партнёрство ради мира
Индивидуальный партнёрский план
Ускоренный диалог
План действий по членству
Македония
Ноябрь 1995
Апрель 1999
Черногория
Декабрь 2006
Июнь 2008
Апрель 2008 [9]
Декабрь 2009
Босния и Герцеговина
Декабрь 2006
Январь 2008 [10]
Апрель 2008
Апрель 2010
Участники Ускоренного диалога
Страна
Партнёрство ради мира
Индивидуальный партнёрский план
Ускоренный диалог
Украина
Февраль 1994
Ноябрь 2002 [11]
Апрель 2005
Грузия
Март 1994
Октябрь 2004
Сентябрь 2006 [12]
Участники Индивидуального партнёрского плана
Страна
Партнёрство ради мира
Индивидуальный партнёрский план
Азербайджан
Май 1994
Май 2005
Армения
Октябрь 1994
Декабрь 2005
Казахстан
Май 1994
Январь 2006
Молдавия
Май 1994
Май 2006
«Партнёрство ради мира»
Страна
Начало участия в программе
Финляндия
Май 1994
Швеция
Май 1994
Туркмения
Май 1994
Кыргызстан
Июнь 1994
Россия
Июнь 1994
Узбекистан
Июль 1994
Белоруссия
Январь 1995
Австрия
Февраль 1995
Швейцария
Декабрь 1996
Ирландия
Декабрь 1999
Таджикистан
Февраль 2002
Сербия
Декабрь 2006
Мальта
Апрель 1995 (до октября 1996); апрель 2008
Отношения
СССР, Россия
«НАТО методически и настойчиво развивает свой военный аппарат — на Восток Европы и в континентальный охват России с Юга. Тут и открытая материальная и идеологическая поддержка цветных революций, парадоксальное внедрение Северо-атлантических интересов — в Центральную Азию. Всё это не оставляет сомнений, что готовится полное окружение России, а затем потеря ею суверенитета».
В январе 2008 года к исполнению обязанностей главы Постоянного представительства России при НАТО приступил Дмитрий Рогозин, который сумел существенно повысить общественный интерес к вопросам отношений Российской Федерации и Организации Североатлантического договора.
5 марта 2009 года министры иностранных дел стран-членов НАТО объявили о возобновлении отношений с Россией, прекращенных после августовского кризиса на Кавказе. [21]
Белоруссия
Белоруссия участвует в Совете евро-атлантического партнёрства с 1992 (от 1997 — Совет Североатлантического сотрудничества), в программе «Партнерства ради мира» — с 1995. Постоянное представительство Республики Беларусь при НАТО создано в 1998.
Весной 1999 года Белоруссия осудила вторжение войск НАТО в Югославию и приостановила сотрудничество, но позже оно было восстановлено. Осенью 2001 года Белоруссия оказала некоторую помощь НАТО в подготовке операции в Афганистане.
Украина
Отношения Украины и НАТО были установлены в 1991 году с момента вступления Украины в Совет североатлантического сотрудничества сразу после распада Советского Союза. Именно Украина стала первой страной СНГ, которая 8 февраля 1994 года стала участницей программы Партнёрство ради мира. 9 июля 1997 года в Мадриде была подписана Хартия об особом партнерстве между Украиной и Организацией Североатлантического Договора. Как главный механизм двустороннего диалога в соответствии с хартией была учреждена Комиссия Украина-НАТО (КУН).
В 1998 году в рамках КУН была создана Совместная рабочая группа Украина-НАТО по оборонной реформе. Цель рабочей группы — рассмотреть различные инициативы в области военно-гражданских отношений, демократического надзора и гражданского управления в вооруженных силах и прочих силовых ведомствах, оборонного планирования, политики, стратегии и концепции национальной безопасности. А в 1999 году в Киеве открылось Бюро связи НАТО с целью облегчения общения между украинскими ведомствами и блоком.
В 2002 г. Леонид Кучма сделал официальное заявление о намерении Украины стать членом НАТО.
21 апреля 2005 года на заседании КУН на уровне министров иностранных дел в Вильнюсе Литва, государства Альянса и Украина начали Интенсифицированный диалог о намерении Украины вступить в НАТО.
2-3 декабря 2008 г. на заседании Североатлантического Совета на уровне министров иностранных дел было принято решение о введении Годовых национальных программ сотрудничества Украина-НАТО. Годовая национальная программа утверждается Президентом Украины. На её выполнение Правительством разрабатывается и одобряется План мероприятий по её выполнению. Программа и план содержат 5 разделов: политические и экономические вопросы, оборонные и военные вопросы, ресурсные вопросы, вопросы безопасности и правовые вопросы. К реализации программ и плана привлекаются центральные органы исполнительной власти, другие органы государственной власти, а также неправительственные организации. В 2009 г. Украина реализовала первую, в 2010 г. — вторую годовую программу. Выполнение каждой из них было позитивно оценено стороной НАТО. Эта оценка учитывается при подготовке программы на следующий год.
Заместитель директора департамента НАТО МИД Украины Вадим Пристайко назвал заявление Джеймса Аппатурая «поспешным»:
Он поторопился, конечно, нельзя так говорить. А вдруг нам нужна будет военная помощь? Мы рассчитываем на помощь НАТО, если она нам понадобится. Иначе зачем мы так долго сотрудничаем и почему являемся особым партнером?
Грузия
20 августа 2008 года глава МИД Бельгии Карел де Гюхт по поводу дальнейшего сотрудничества НАТО и Грузии заявил, что принимать в члены НАТО «страну, которая иногда проявляет себя путём не очень контролируемых действий, это само по себе рисковано». [32]
В декабре 2008 года на заседании Совета НАТО не было принято решение о предоставлении Грузии Плана действий по членству в альянсе. [33]
В августе 2009 года глава Центра исследований восточной геополитики Лауринас Касчюнас заявил: «Хотя после конфликта в Южной Осетии в одно время казалось, что членство Грузии в НАТО можно было бы ускорить, но в конце концов, конфликт эту перспективу отдалил. Членство в НАТО сейчас — очень далёкий сценарий». [34]