Что такое организм для 3 класса окружающий
Словарик по окружающему миру.
Организмы- живое существо, способное к самостоятельному существованию.
Биология- это наука, которая изучает живые организмы .
Царство – большая группа организмов, которые объедены общими признаками (питание, передвижение, строение).
Бактерии- это крошечные организмы.
Микроскоп – увеличительный прибор.
Восприятие – это процесс познания окружающего мира.
Мышление – способность мозга запоминать, сравнивать, классифицировать, устанавливать связи между предметами, явлениями, а также делать выводы.
Семья- важная часть общества, группа живущих вместе близких родственников.
Народ- население государства, жители страны.
Государство – страна с определённой формой политической организации.
Общество- люди, объединённые общими условиями жизни.
Что такое экология
Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой.
Национальный парк – это природный музей под открытым небом.
Эта удивительная природа
Тела, вещества, частицы
Тело- любой предмет, любое живое существо.
Вещество- то из чего состоит тело (алюминий, вода, сахар и т.д.).
Частица – то из чего состоит любое вещество и тело.
Поваренная соль- минеральная соль.
Крахмал- важное питательное вещество, которое необходимо человеку.
Кислота – это большая группа веществ.
Воздух и его охрана
Воздух – смесь газов (углекислый газ, кислород, водород).
Превращения и круговорот воды
Состояние- форма, в которой вода находится в природе.
Испарение- процесс перехода воды в газообразное состояние.
Круговорот – процесс, который состоит из испарения, переноса водяных паров, образования капелек дождя и выпадения осадков.
Почва- это верхний плодородный слой земли.
Размножение и развитие растений
Размножение и развитие животных
Личинка- это детеныш некоторых животных, который находится в одной из первых стадий развития.
Грибница- подземная часть гриба.
Мы и наше здоровье
Система органов- органы, выполняющие общую работу.
Обоняние – способность человека чувствовать запахи.
Осязание- способность человека чувствовать прикосновения.
Надежная защита организма
Ушиб- результат повреждения мягких тканей и органов тела.
Ожог- повреждение тканей организма, вызванное действием высокой температуры или химических веществ.
Обмораживание- повреждение тканей организма под воздействием низких температур.
Опора тела и движение
Скелет- часть опорно-двигательного аппарата, которая состоит из множества костей и хрящей, и служит каркасом для тела.
Мышцы- э то тонкие волокна мышечной ткани.
Опорно- двигательная система- система, которая состоит из скелета и мышц. Обеспечивает опору и движение организма.
Осанка- непринужденное положение тела, которое определяется изгибами позвоночника и мышечно- связочным аппаратом.
Белки – вещества, которые служат основным «строительным материалом» для тела человека.
Жиры- обеспечивают организм энергией, а также служат «строительным материалом» для тела.
Углеводы- главный поставщик энергии для нашего тела.
Дыхание и кровообращение
Дыхательная система- обеспечивает организм кислородом и помогает удалять из организма углекислый газ.
Кровеносная система- обеспечивает движение крови.
Умей предупреждать болезни
Закаливание- тренировка, помогающая организму сопротивляться неблагоприятным условиям.
Инфекционные болезни- группа болезней, которые вызываются специфическими возбудителями: болезнетворными бактериями, вирусами.
Аллергия – особая чувствительность к некоторым веществам.
Здоровый образ жизни
Здоровый образ жизни- постоянное выполнение правил сохранения и укрепления здоровья.
Конспект урока окружающего мира по теме «Организм человека». 3-й класс
Класс: 3
Цель: дать представление об организме человека, учить прислушиваться к своему организму, чтобы помочь ему ритмично работать, соблюдая здоровый образ жизни.
Планируемые предметные результаты освоения материала: Учащиеся научатся объяснять, что такое органы и системы органов человека, устанавливать связь между их строением и работой.
Планируемые личностные результаты освоения материала: ориентация на выполнение правил здорового образа жизни на основе знаний об организме человека;
Планируемые метапредметные результаты освоения материала:
Регулятивные
Познавательные
Коммуникативные
Оборудование: интерактивная доска, мультимедийный проектор, презентация, карточки с заданиями, модель организма человека, толковый словарь.
Организационный момент
Ветерок с березкой шепчется,
На траве блестит роса
Нам с тобой земля-волшебница,
Снова дарит чудеса.
Миллион чудес загадочных
Мы встречаем каждый час,
Словно самый добрый сказочник
Сочиняет их для нас.
А кто этот волшебник? (ПРИРОДА)
Актуализация знаний
— Какой большой раздел вы закончили изучать на прошлом уроке? (Эта удивительная природа)
— Что такое природа? (Это все, что нас окружает и не создано человеком)
— Какая бывает природа? (Живая и неживая)
Сегодня мы начнём изучать новый раздел «Мы и наше здоровье». Как вы думаете, что мы будем изучать в этом разделе? (Этот раздел посвящён изучению человека, особенностям строения его тела, работе органов, охране здоровья).
Постановка учебной задачи. Формулировка темы
Кто знает сказку «Красная шапочка»? А кто ее автор? (Шарль Перро)
Сейчас я вам прочитаю отрывок из этой сказки.
— Бабушка, почему у вас такие большие руки?
— Это чтобы покрепче обнять тебя, дитя мое.
— Бабушка, почему у вас такие большие уши?
— Чтобы лучше слышать, дитя мое.
— Бабушка, почему у вас такие большие глаза?
— Чтобы лучше видеть, дитя мое.
— Бабушка, почему у вас такие большие зубы?
— А это чтоб скорее съесть тебя, дитя мое!
Скажите, о чем Красная шапочка спрашивала волка? (о руках, об ушах, о глазах, о зубах? ОБ ОРГАНАХ)
Что отвечал ей волк? ДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ (наводящие вопросы)
Давайте сформулируем тему урока.
Как вы думаете, о чем мы будем с вами сегодня говорить?
Сегодня мы будем говорить об ОРГАНИЗМЕ ЧЕЛОВЕКА.
Изучение нового материала
Скажите, а что значит организм?
Где мы можем узнать точное определение данного понятия? (в словаре)
В словаре дается такое понятие
Организм человека – это система органов, взаимосвязанных между собой и образующих единое целое.
На руке
И на стене,
И на башне
В вышине:
Ходят, ходят
Ровным ходом —
От восхода до захода.
(Часы внутреннее и внешнее строение).
Чем отличаются изображения? (На одних мы видим внешнее строение, а на других внутреннее устройство часов).
Скажите, а для чего часам механизм?
Если сравнить организм человека и часы, что можно сказать о человеке?
У человека есть тоже механизм, только мы называем это органы.
А какие органы человека вы знаете? (называют органы, разделяем и делаем вывод о внутренних органах и внешних органах)
ВНЕШНЕЕ и ВНУТРЕННЕЕ
У вас на столах есть карточка, на ней изображен человек. Сейчас вы будете работать в парах.
Посмотрите на него, вспомните названия частей тела, обсудите с товарищем и подпишите части тела.
Быть у каждого должна
Очень «умной» голова.
Я верчу ей как умею
Голова сидит на шее.
Съел еду я всю, и вот
Мой наполнился живот.
На прогулке не забудь
Закрывать от ветра грудь.
Стройным будешь ты всегда,
Коль пряма твоя спина.
Занимать должны от скуки
Мы, конечно наши руки.
Бегут по дорожке
Резвые ножки.
Животик, спинка, грудь,
Их вместе всех зовут – туловище.
Проверьте все ли части вы подписали?
Скажите, руки и ноги, как можно назвать по другому? (конечности)
Давайте разомнем наши внешние части тела.
Физминутка
Кивните мне головой.
Погладьте себя по животу.
Поднимите правую руку вверх.
Поднимите левую руку вверх.
Попрыгайте на правой ноге.
Попрыгайте на левой ноге.
О внешнем строении поговорили, давайте поговорим о внутреннем.
Какие внутренние органы вы знаете?
Ребята, давайте вернемся к определению.
Организм человека – это система органов, взаимосвязанных между собой и образующих единое целое.
Что же такое система? Давайте посмотрим в словаре.
Система органов – это несколько органов, которые выполняют одну общую работу.
Как вы думаете, какие системы образуют внутренние органы?
Разгадайте чайнворд и вы найдете название этих систем.
Опорно-двигательная
это кости и мышцы. Скелет придает опору телу, к нему крепятся большинство мышц, также скелет выполняет защитную функцию для ряда органов. Мышечная ткань отвечает за подвижность частей тела
Нервная
состоит из головного мозга, спинного мозга и множества различных нервов. Ее функциями являются обеспечение согласованной работы всех органов и систем организма, обработка информации, поступающей от органов и из окружающей среды, принятие на основе этого решений, разумная деятельность.
Пищеварительная
включает в себя множество органов, совместная работа которых обеспечивает тело человека питательными веществами, извлекаемыми из пищи путем ее переработки. Эти вещества сначала поступают в кровь, а затем разносятся по клеткам тела.
Кровеносная
состоит из сердца, различных сосудов, крови, органов кроветворения. Она обеспечивает перенос клеткам тела кислорода и питательных веществ, отвод от них продуктов распада.
Дыхательная
состоит из нескольких органов, главными из которых являются легкие. В них происходит газообмен между кровью и воздухом.
А еще выделяют
Покровная система
это кожа и слизистые оболочки. Кожа защищает остальные органы от повреждений, высыхания, предотвращает проникновение в организм вредных веществ и микроорганизмов, снижает воздействие температурных колебаний среды.
Выделительная система
состоит из пары почек и ряда других органов. Ее функция — это удаление из крови продуктов обмена веществ, воды, а также вредных веществ, попавших в кровь из пищеварительной системы.
Половая система
производит половые клетки, а у женщин еще и обеспечивает вынашивание плода. Таким образом, функцией половой системы является размножение
Эндокринная система
включает различные железы, «разбросанные» по всему телу, которые синтезируют определенные химические вещества — гормоны. Посредством гормонов, поступающих в кровь, происходит управление организмом.
А теперь давайте посмотрим на схему на странице 123 учебника и запомним названия некоторых внутренних органов. Это понадобится нам для самостоятельной работы.
Давайте посмотрим модель строения человека. https://www.zygotebody.com
Как вы считаете, нужно ли нам изучать наш организм? Для чего?
Для того, чтобы наш организм не уставал, давайте немного разомнемся.
Физминутка на слайдах
А какие науки изучают наш организм?
Найдите ответ на стр. 123 учебника.
Анатомия – наука, которая изучает строение тела человека.
Физиология – наука, которая изучает работу органов человека.
Гигиена – наука о сохранении и укре плении здоровья.
КАКИХ УЧЕНЫХ ЗНАЮТ?
А знаете ли вы кто такой Иван Петрович Павлов?
Прочитайте о нем на стр. 125 учебника.
Самостоятельная работа.
Соотнесите название органов человека и подпишите, к какому строению они относятся.
Закрепление изученного материала
Организм человека – это сложная система. А как узнать, нормально он работает или нет? Болен человек или нет?
Организм человека имеет показатели (температура, боль, давление), которые свидетельствуют о его состоянии. И их надо знать не только врачам, но и каждому человеку, чтобы сохранить своё здоровье.
А все ли мы сами можем себе продиагностировать, вылечить?
Это могут сделать врачи. Каких врачей вы знаете?
А знаете ли вы, что существуют такие врачи, как
Гепатолог – врач, занимающийся диагностикой и лечением болезней печени.
Неонатолог лечит новорожденных, их организм отличается не только от взрослого, но и от организма детей постарше.
Только здоровый человек по-настоящему радуется жизни.
Одному мудрецу задали вопрос: «Что для человека важнее – богатство или слава?» Он ответил: «Ни то, ни другое, а здоровье. Здоровый нищий счастливее больного короля».
Прислушайтесь к словам мудрецов и твёрдо запомните, что надёжнее всех о своём здоровье можешь позаботиться только ты сам.
Давайте начнем заботиться о нашем организме прямо сейчас.
Вспомним правила посадки. СЛАЙД
Итог урока
— Попробуйте собрать пословицу. (В, дух, теле, здоровый, здоровом)
(В здоровом теле здоровый дух)
— Как эта пословица связана с нашим уроком? (Мы должны беречь и защищать наш организм, чтобы быть здоровыми, энергичными, веселыми. А чтобы беречь организм, мы должны его изучать)
Давайте поговорим, каким мы хотим, чтобы было наше здоровье.
Какое оно? Крепкое, хорошее, надежное, дорогое.
Что нужно делать, чтобы его сохранить? Беречь, исследовать, ухаживать
Что для нас наше здоровье, как вы к нему относитесь? Здоровье это наше богатство.
Домашнее задание
Придумать небольшой рассказ, который заканчивался ба пословицей о здоровье.
Урок окружающего мира по теме «Организм человека» (3 класс)
Цель : Расширять представления детей о месте человека в окружающем мире.
Формировать понятие о системе органов человека и их функциях.
актуализировать знания детей об организме человека;
сформулировать правила гигиены;
создать условия для усвоения знаний;
содействовать формированию критического мышления;
развивать наблюдательность, внимание, познавательный интерес;
развивать умение анализировать, обобщать и сравнивать;
создать условия для развития коммуникативных умений.
воспитывать умение дружить и взаимодействовать;
создать условия для проявления у учащихся самостоятельности, инициативы, активности;
— научить узнавать органы человека;
— знать правила здоровья.
— формировать мотивацию к обучению;
— формировать умение высказывать свое мнение;
— формировать умение ориентироваться в учебнике;
— перерабатывать полученную информацию, обобщая ее;
— формировать самостоятельное создание способов решения проблемы;
— формировать умение извлекать информацию из текста, иллюстрации;
— формировать умение ставить учебные задачи;
— формировать способность к мобилизации сил, к преодолению препятствий;
— формировать прогнозирование и осознание того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
— формировать умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
— формировать умение работать в группе;
— формировать умение слушать и понимать других.
— умение называть системы органов человека.
Тип учебного занятия: комбинированный урок
Организация образовательного процесса
Мультимедийный проектор, компьютер, презентация «Организм человека.»
— Плешаков А.А. Окружающий мир: учебник: 3 класс
— Плешаков А.А. Окружающий мир: 3 кл.: Рабочая тетрадь часть 1.
— Начнем наш урок непременно с улыбки. Пожалуйста, подарите улыбки мне, соседу по парте, гостям.
Ну, проверь-ка ты, дружок,
Что готов начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке?
Книжка, ручка и тетрадка?
Вы умные, вы дружные,
Вы отлично учитесь!
Всё у вас получится!
— Какой большой раздел мы закончили изучать на прошлом уроке? (Эта удивительная природа.)
— Какая бывает природа? (Живая и неживая.)
— Назовите царства живой природы? (Царства растений, животных, грибов)
— Какие группы организмов составляют основные звенья круговорота жизни?
— Как в этом круговороте называют растения и почему?
(Растения – производители, потому что они создают, производят питательные вещества – крахмал и сахар – из углекислого газа и воды при солнечной энергии)
— Как в этом круговороте называют животных и почему?
(Животные – организмы – потребителями, потому что они потребляют вещества, производимые растениями-потребителями)
(Грибы с бактериями – разрушители, потому что они разрушают мёртвые остатки растений и животных)
— Расскажите о круговороте жизни на Земле.
(Растения корнями впитывают воду с растворёнными в ней минеральными солями и поэтому растут. Растениями питаются животные. Когда растения и животные умирают, то они благодаря грибам и бактериями разрушаются: перегнивают и разлагаются. В почве накапливается запас питательных веществ для новых растений и т.д.)
— Еще раз вспомним признаки живой природы. (Дыхание, питание, развитие, размножение, смерть)
— А как вы думаете, человек это часть живой природы? Почему? (Дышим, питаемся, развиваемся, размножаемся, умираем)
— Значит человек – это животное? Или он отличается от животных? Чем? (Мы мыслим, разговариваем, трудимся)
Вывод . И так, определим место человека в окружающем мире. (Человек – это часть природы, но он занимает особое место. Потому что способен мыслить, говорить, трудиться.) И очень важно, чтобы человек жил и творил во благо окружающей природе, а не во вред ей.
— А мы должны знать себя, свой организм?
-Почему каждому из нас важно знать, как устроен и работает организм человека?
Знакомство с новым разделом. Постановка целей урока.
— Сегодня мы начнём изучать новый раздел «Мы и наше здоровье». Откроем учебник на странице 121. Как вы думаете, что мы будем изучать в этом разделе? (Этот раздел посвящён изучению человека, особенностям строения его тела, работе органов, охране здоровья).
— Вы хотите быть сильными, бодрыми и энергичными? Хотите, чтобы глаза были блестящими, ясными, а кожа – чистой, голос – звонким, походка уверенной? Так и будет, если вы научитесь жить в ладу со своим организмом.
-Над какой же темой, проблемой мы сегодня будем работать? (Как устроен организм человека и почему важно знать, как он устроен)
Работа по теме урока.
— По словарю Ожегова: «Организм – живое целое, обладающее совокупностью свойств, отличающих его от неживой материи».
— Организм человека – это система органов, взаимосвязанных между собой и образующих единое целое.
— Какие же органы есть в человеческом организме? (Ответы детей)
Слайд (ОРГАНЫ человека)
— Как вы думаете, всегда ли люди знали, как устроено тело человека, как работают органы? Почему люди болеют? (Ответы учащихся)
Церковь запрещала анатомировать умерших. Некоторые ученые-медики делали это тайно. Постепенно накапливались знания. Опираясь на них ученые стали оказывать помощь больным, производить операции.
Ученик рассказывает о Павлове И.П. (слайд)
Павлов Иван Петрович
Ни один физиолог мира не был так знаменит, как русский академик Иван Петрович Павлов – создатель учения о высшей нервной деятельности животных и человека.
Павлов родился в старинном городе Рязани, в семье священника.
В Рязани Иван Петрович учился в духовной семинарии. Но его влекла физиология, и он ушёл из семинарии, уехал в Петербург и поступил в университет. После его окончания он стал учиться в Медико-хирургической академии и работать в лаборатории физиологии. Ещё будучи студентом университета за свои научные исследования Павлов получил золотую медаль. В академии его наградили второй золотой медалью.
Он прожил долгую жизнь и более 60 лет занимался научными исследованиями, благодаря которым стали известны многие тайны работы организма человека. За свои научные труды он был удостоен самой почетной международной награды – Нобелевской премии.
Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения).
— Сегодня наш кабинет превратится в научную лабораторию, а мы с вами – в исследователей. И исследовать мы будем наши органы.
— Вы будете работать в парах и изучать статью учебника стр. 122-123. Каждая пара получит свой вопрос, свое задание на который они должны найти ответ в учебнике.
1 пара: Что такое система органов? ____________________________(Органы, выполняющие общую работу)
2 пара: Как называется система, обеспечивающая переваривание пищи? ____ (Пищеварительная система.)
Какие органы входят в эту систему? ________(Желудок, кишечник, печень)
3 пара: Как называется система, обеспечивающая движение крови по организму? ______________ (Кровеносная система)
Какие органы входят в эту систему? ________(Сердце, кровеносные сосуды)
4 пара: Как называется система, управляющая деятельностью всего организма? _
Какие органы входят в эту систему? ________(Головной и спинной мозг, нервы)
5 пара: Как называется система, обеспечивающая дыхание? ________ (Дыхательная система)
Какие органы входят в эту систему? ________(легкие)
6 пара: Как называется наука, которая изучает строение тела человека? ______(Анатомия)
7 пара: Как называется наука, которая изучает работу органов человека? _____ (Физиология)
Как называется наука о сохранении и укреплении здоровья человека? ___ (Гигиена)
(Ответы детей появляются на слайдах)
Закрепление изученного материала. Работа в тетради.
— Откроем рабочие тетради на стр.57. Задание 1.
-Прочитайте задание. Рассмотрите рисунок. Подпишите название органов человека.
— Кто выполнил, проверьте по учебнику стр.123.
Организм человека – это сложная система. А как узнать, нормально он работает или нет? Болен человек или нет?
— Может ли измениться температура тела человека?
— Когда это происходит? (Когда человек заболевает, температура тела повышается).
— А кто из вас знает, какая нормальная температура тела? (+ 36,6°С)
Организм человека имеет и другие показатели, которые свидетельствуют о его состоянии. И их надо знать не только врачам, но и каждому человеку, чтобы сохранить своё здоровье – это вес человека.
— А теперь выполним практическую работу на примере трех человек. (Остальные могут измерить себя на внеурочной деятельности)
Включение нового знания в систему знаний и повторение.
Цель работы: определить гармонично ли развивается организм и соответствует ли ваш вес вашему росту.
Измерьте свой рост. (Мы измерили заранее)
Встаньте на весы и посмотрите, сколько килограммов вы весите.
Разделите число килограммов веса на число дециметров роста.
Если результат получится больше 3 и меньше 4, значит ты весишь как раз столько, сколько нужно.
Если меньше 3 – ты весишь маловато.
Если же результат окажется больше 4 – тоже нехорошо: у тебя стал накапливаться лишний, ненужный тебе вес. Надо побольше бегать, играть в подвижные игры, работать на воздухе.
— Проверим, как вы усвоили материал
Продолжите мои предложения:
Сегодня на уроке я узнал…
— Ребята, ответили ли мы на вопрос, как устроен организм человека? (да)
— Из каких систем он состоит? (Дыхательная система, Нервная система, Кровеносная система, Пищеварительная система.)
И это не все системы организма человека. О них мы узнаем на других уроках.
— Для чего нужно знать свой организм? (Чтобы следить за здоровьем)
Учебник стр. 122-125, ответить на вопросы раздела «Проверь себя»,