Что такое ролевой проект
Виды и типы творческих работ и проектов
Виды и типы творческих работ и проектов
Групповой проект – совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая или игровая деятельность учащихся – партнёров, имеющая общие проблему, цель, согласованные методы и способы решения проблемы, направленная на достижение совместного результата.
Информационный проект – проект, в структуре которого акцент проставлен на презентации.
Исследовательский проект – проект, главной целью которого является выдвижение и проверка гипотезы.
Краткосрочный проект – проект продолжительностью от 1 до 6 уроков.
Практико-ориентированный проект – проект, основной целью которого является изготовление средства, пригодного для разрешения какой-либо проблемы прикладного характера.
Ролевой проект (игровой) – проект, в котором изначально определены лишь роли участников и правила взаимоотношений между ними, тогда как структура, форма продукта и результаты остаются открытыми до самого конца.
Среднесрочный проект – проект продолжительностью от одной недели до одного месяца.
Творческий проект – проект, центром которого является творческий продукт – результат самореализации участников проектной группы.
Телекоммуникационный проект (учебный) – групповой проект, организованный на основе компьютерной телекоммуникации.
Учебный проект – проект, осуществляемый учащимися под руководством педагога и имеющий не только прагматическую, но и педагогическую цель.
Ролево-игровые проекты в работе с детьми средней группы
Одной из главных задач современной системы образования, согласно ФГОС ДО является раскрытие способностей каждого ребёнка, воспитание личности, обладающей креативным мышлением, готовой к жизни в высокотехнологичном информационном обществе.
Решению этой задачи может способствовать проектная деятельность, т. к. при реализации проекта предполагается, что каждый ребенок самостоятельно стремится к активной деятельности. Поэтому именно в проектной деятельности в ДОУ возможно воспитание творческой личности, обладающей креативным мышлением, возможно полноценное развитие познавательной активности дошкольников.
Ролево-игровой проект – это литературные, ролевые игры и др., результат которых остается открытым до самого конца. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения с придуманными участниками, ситуациями. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая, приключенческая.
С содержательной точки зрения ролево-игровые проектымогут быть следующих типов:
• Воображаемые путешествия,которые могут преследовать самые разнообразные цели: обучение речевым структурам, клише, терминам, диалоговым высказываниям, описаниям, рассуждениям, умениям и навыкам из других областей знаний;
• Имитационно-деловые, моделирующие ситуации, которые максимально приближают игровую ситуацию к реальной, встречающейся в жизни;
• Драматизированные, нацеленные на изучение литературных произведений в игровых ситуациях, где в роли персонажей или авторов этих произведений выступают дети;
• Имитационно-социальные, где дошкольники исполняют различные социальные роли (журналистов, учителей, пр.).
Работа над ролево-игровым проектом предполагает совместную деятельность педагога и детей.
Этапы деятельности по реализации ролево-игрового проекта
I этап –подготовительный.
Педагог формулирует проблему, т. е. цель проекта.
Например, по наблюдениям воспитателя дети в игре «Салон красоты» совершают однообразные игровые действия, эта игра мало интересна детям.Дети не владеют знаниями о профессиях: визажист, мастер маникюра, массажист.
Воспитатель вводит детей в игровую ситуацию: «Меня пригласили на праздник. Мне нужно быть красивой. Я пришла в салон красоты и попросила парикмахера сделать мне причёску, макияж, маникюр, но она сказала, что умеет делать только прически. Что же мне делать?».
Чтобы дети поняли свои затруднения (проблему) можно использовать метод «Трёх вопросов»: Что знаю? Что хочу узнать? Как узнать?
Затем воспитатель должен озвучить задачи: нам нужно с вами узнать, что делает визажист и какие инструменты ему нужны, что делает массажист и что ему нужно для работы.
Для того чтобы дети наглядно видели проблему, план дальнейших действий можно зарисовывать их гипотезы, высказывания или привлекать детей к зарисовке условными знаками.
При вхождении в проблему можно использовать и метод «Семь мы».
При обсуждении взрослый может задавать дополнительные вопросы:
• Дети, чем вы озабочены?
• Как мы можем об этом узнать?
• Как вы думаете, предполагаете, как называются профессии людей и что им нужно для работы?
• Что вы будете делать, чтобы узнать о профессиях этих людей?
• Какая помощь вам будет нужна и от кого?
Эти методы можно использовать в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
На этом этапе проекта осуществляется запланированная с детьми деятельность, т е. ведётся работа по «системной паутине», разработанной педагогом. В работе могут быть задействованы разные образовательные области, но не обязательно все.
Деятельность должна начаться со сбора и обсуждения информации по выявленной проблеме, которую дети получили с помощью взрослых. Это может быть рассматривание картинок и беседа по ним; рассказы детей; просмотр познавательных презентаций, чтение рассказов, книг принесенных из дома, библиотеки; проведение экскурсии и др.
Для развития умения у детей применять эти знания в игровой практике могут быть организованы речевые тренинги, обучающие игры, игры-драматизации.
Недостающие атрибуты могут быть изготовлены в ходе НОД по изодеятельности или ручному труду, подбираться из бросового материала как предметы-заместители; изготавливаться дома с родителями и презентоваться детьми в группе. Так же необходимо проводить обсуждение их назначения и использования.
Проводиться презентация продукта проекта, т. е. организуется сюжетно-ролевая или театрализованная игра.
В ходе проекта рекомендуется оформлять проектную папку, в которой собраны все рабочие материалы, использованные в ходе проектной деятельности: зарисованные схемы хода реализации проекта, проведенные исследования или найденная информация, конспекты занятий, содержание дидактических игр, тренингов, тексты рассказов (при необходимости); фотографии, работы детей и пр.
Логопед. Игровые приёмы в работе с детьми «Игровые приёмы, используемые в работе с детьми» Одной из актуальных проблем современной логопедии является совершенствование практических.
Игра. Игровые методы в профилактической и коррекционной работе Уважаемые педагоги!Спешу поделиться опытом проведения и трансформации игр для детей, начиная от младшего дошкольного возраста и усложняя.
Игровые методы и приемы, применяемые в работе воспитателя средней группы Фронтальные занятия по уточнению артикуляции, по развитию фонематического восприятия и по подготовке детей к анализу и синтезу звукового.
Игровые методы и приемы, применяемые в работе воспитателя средней группы Методика обследования состоит из 5 заданий Цель всех заданий: выявить состояние фонематического восприятия у детей. В качестве лингвистического.
Игровые методы в воспитательной работе с обучающимися Игровые методы в воспитательной работе с обучающимися. В последнее время игровые формы организации учебной и воспитательной деятельности.
Игровые приемы в коррекционной работе на этапе автоматизации звуков Этап автоматизации звуков обозначен в методике логопедического воздействия по исправлению звукопроизношения как этап формирования первичных.
Игровые технологии в работе учителя — дефектолога с детьми раннего возраста Развитие современного общества требует обобщения и систематизации опыта педагогических инноваций, результатов психолого-педагогических исследований.
Консультация логопеда «Игровые приёмы, используемые в работе педагога с детьми дошкольного возраста» Одной из актуальных проблем современной логопедии является совершенствование практических приёмов и методов по предупреждению и устранению.
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Игровые технологии в работе с родителями» Наталья Соломаха МБДОУ №44 Детский сад «Колобок» Солнечногорский район Мастер класс для педагогов ДОУ «Игровые технологии в работе с родителями».
Отчет о проделанной воспитательно-образовательной работе с детьми средней группы за 2018–2019 учебный год МБДОУ «Детский сад № 1 «Солнышко» с. Ариничево» Отчет о проделанной воспитательно-образовательной работе с детьми средней группы.
Ролевые (игровые) проекты
Ролевые (игровые) проекты
В таких проектах структура только намечается и остается открытой до конца работы. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или вымышленные герои, в игре могут имитироваться социальные или деловые отношения, осложненные гипотетическими игровыми ситуациями. Степень творчества здесь очень высока, что потребует тщательной организационной подготовки.
Обычно такие проекты реализуются в три этапа:
— подготовительный этап ( установочные беседы, подбор ролей для участников, изучение необходимых материалов, оформление и т. д.)
— активный этап ( сама игра);
— итоговый этап ( подведение итогов в форме праздника, фото-видеорепортажей, и т. п.)
Примеры ролевых проектов:
« Тайна третьей планеты» (весь лагерь – межгалактический центр, каждый отряд делегация с одной из планет)
« Исторические игры – в зависимости от исторического значения конкретного географического места»
Игра-викторина «Лесные секреты»
Такую игру можно организовать и провести как в отдельно взятом отряде, между звеньями, так и в масштабе всего лагеря – между отрядами.
Практика показывает, что такая игра является организационно открытой системы, зависящей от ресурсов конкретного лагеря или отряда. Поэтому – не стесняя Вашего творчества – мы ограничимся в этой главе рекомендациями и примерным содержанием вопросов для каждой из «станций». Количество и тип станций могут быть выбраны Вами в зависимости от возможностей и желания.
Примерный маршрут для участников игры «Лесные секреты»
(так может выглядеть и маршрутный листок участников)
Ролево-игровой проект как инструмент реализации системно-деятельностного подхода в обучении младших школьников иностранному языку
Проблема развития сознательных коммуникативных действий у детей младшего возраста стала для меня предметом серьезного изучения по причине значимости и актуальности ее для общего развития ребенка и создания условий успешного освоения учебного материала. Основной идеей в работе по этой проблеме было: создание на уроках в начальной школе условий для сознательного активного участия младших школьников в коммуникативной творческой деятельности, которая приносит радость преодоления трудностей в изучении английского языка, радость открытия нового в процессе обучения.
Соблюдая эти принципы, я стараюсь строить урок так, чтобы все ученики включались в работу, чтобы каждый чувствовал свою значимость в процессе урока. Я стараюсь, чтобы через весь учебный процесс проходило доверие, построенное на взаимоуважении и интересе друг к другу. Вся система заданий направлена на пробуждение творческой активности по всем видам деятельности. Готовясь к урокам, я тщательно продумываю весь его ход. Мне важно, чтобы на протяжении всего урока ребенок активно мыслил и применял весь свой творческий потенциал для решения проблемных коммуникативных задач. Мне важно научить детей действовать самостоятельно, независимо. При работе я избегаю прямых инструкций, не сдерживаю инициативы детей. Никогда не делаю за них то, что они могут сделать самостоятельно. Учу детей быть творцом своей деятельности. Помогаю детям учиться управлять процессом усвоения знаний.
Все это прекрасно просматривается на примере такого нетрадиционного урока как ролево-игровой проект. Участники принимают на себя определенные роли. Это практическое занятие, в основе которого лежат игровые элементы:
наличие ролей, обусловленных характером и содержанием ситуаций, в которых происходит реализация этих ролей;
различные игровые предметы.
Через такой проект мы создаем реальною ситуацию насыщенную учебной деятельностью.
Для себя я выделила несколько черт ролево-игрового проекта:
Моделирование в игре коммуникативной деятельности учащихся, которая максимально приближена к реальным условиям.
Совместная деятельность участников игры, выполняющих предусмотренные условиями игры роли.
Правила, регулирующие ход игры.
Действие ролевого проекта происходит в одной из сфер коммуникативной деятельности, приближенной к реальной ситуации. Поэтому моделирование в этой деятельности является обязательным. Оно предполагает определение сфер общения учащихся и строится на опыте, уже имеющимся у них.
В разработке ролевого проекта я отмечаю 9 основных моментов (хотя их может быть и больше). Все эти элементы я раскрою на примере проекта в 3 классе по теме «Одежда».
Определение проблемы, темы общения, содержания, учебной цели.
Определение основных этапов ролевого проекта.
Для учащихся начальной школы я обычно определяю три этапа:
Подготовка игры (за 2-3- урока).
Каждый этап имеет самостоятельные учебные цели, совокупность которых обеспечивает достижение общей цели ролевой игры.
Определение цели ролевого проекта.
Для меня очень важно определить конкретные цели, понятные всем участникам процесса.
Для данного проекта я определила следующие цели:
Создать условия для применения полученных знаний в новой, приближенной к реальности обстановке на рынке одежды.
Отработать сформированные навыки и умения иноязычного общения, опираясь на опыт учащихся покупать одежду.
Подготовка сценария ролевого проекта.
Определение правил ролевого проекта.
Перед тем как выносить сценарий на обсуждение необходимо определить правила проведения игры, отметить, что только при полном их соблюдении игра получиться в полной мере и будет всем интересна. Правила должны соответствовать возрастным особенностям и подготовленности учащихся. Каждая игра имеет свои особенности, соответственно и правила будут разными. Но существуют и общие правила. Такие как:
Время выполнения конкретных заданий.
Общение ведется только на английском языке.
Распределять роли можно по-разному, это зависит от цели. Я предпочитаю жребий. Совсем необязательно распределять роли с учетом уровня знаний, сформированности навыков и умений владения английским языком, личностных качеств обучаемых. Одно из положительных направлений ролевой игры в том, что «слабые» учащиеся могут прекрасно проявить себя в той или иной роли. Кстати, именно они более тщательно готовятся и иногда даже лучше проявляют себя, чем «сильные».
На данном уроке ролевая игра одна из серии целого проекта (точнее третья), который я распределила на весь год. В центре внимания семья Мамы Кошки с котятами. С ними происходят всевозможные, предусмотренные программой, приключения. При этом совсем не обязательно, чтобы кошка и котята были бы постоянными в каждой игре.
Оценивание результатов ролевого проекта.
Немаловажную роль в успешном результате должна сыграть система критериев оценивания. Я использую следующие критерии:
Эффективность совместной деятельности.
Совместное иноязычное общение.
Сформированность выявленных в игре речевых умений и навыков.
Полнота и качество исполнения роли.
Показателями для оценивания знаний для меня является отсутствие и наличие ошибок, их характер, наличие затруднений в речевом общении.
Обсуждение хода и результатов ролевого проекта.
Обязательным для ролевого проекта является развернутое и аргументированное обсуждение хода и результатов ролевой игры. Я редко делаю это на том же уроке. Даю время детям осознать свои действия. Я составляю полный анализ хода игры и на следующем уроке вместе с ребятами мы разбираем действия. Учащиеся могут соглашаться и не соглашаться. Я учу их аргументировать и объяснять свое мнение, анализировать свои ошибки и ошибки партнеров по игре, определять, что получилось, а что не получилось и определять причины неудач. Обычно я снимаю игру на видео, что позволяет ребятам просмотреть свои действия со стороны и быть более объективными к себе и своим одноклассникам.
Как правило ролевое общение детям очень нравиться, так как дети имеют богатую фантазию и большое воображение. Их потребность выдумывать и сочинять является реальностью их жизни. Таким образом использование ролево-игрового проекта действительно является одним из ярких и полезных приемов в рамках системно-деятельностного подхода, который помогает обучать в активном действии, в живом общении; развивать самостоятельность мышления; формировать самооценку; учить быть искренним, радоваться успехам друг друга. Все это ведет к прочным знаниям предмета и развитию личности ребенка, что является приоритетным в обучении иностранному языку согласно новым ФГОС.
Творческие проекты и работы учащихся
В данной главе мы рассмотрим существующие виды творческих проектов, а также разберем виды творческих работ учащихся общеобразовательных школ и дошкольных учреждений. Для того, чтобы предложить ребенку заняться проектной деятельностью педагог должен четко определить вид и тип создаваемого проекта со школьником или группой учащихся.
Часто творческие проекты подразделяются и по типам творческих проектов или типам творческих работ, такие определения и их различия необходимо понимать.
Виды творческих проектов
Групповой проект – совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая или игровая деятельность учащихся – партнёров, имеющая общие проблему, цель, согласованные методы и способы решения проблемы, направленная на достижение совместного результата.
Информационный проект или информационно-творческий проект, в структуре которого акцент проставлен на презентации. Также, используется понятие творческо-информационного проекта.
Исследовательский проект – проект, главной целью которого является выдвижение и проверка гипотезы.
Краткосрочный проект – проект продолжительностью от 1 до 6 уроков.
Практико-ориентированный проект – проект, основной целью которого является изготовление средства, пригодного для разрешения какой-либо проблемы прикладного характера.
Ролевой проект (игровой) – проект, в котором изначально определены лишь роли участников и правила взаимоотношений между ними, тогда как структура, форма продукта и результаты остаются открытыми до самого конца.
Среднесрочный проект – проект продолжительностью от одной недели До одного месяца.
Творческий проект – проект, центром которого является творческий продукт – результат самореализации участников проектной группы. Творческие проекты могут иметь направления:
Телекоммуникационный проект (учебный) – групповой проект, организованный на основе компьютерной телекоммуникации.
Учебный проект – проект, осуществляемый учащимися под руководством педагога и имеющий не только прагматическую, но и педагогическую цель.
Типы творческих проектов и проектных работ
Исследовательские проекты
Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, соответствующих методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов. Эти проекты полностью подчинены логике исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием.
Этот тип проектов предполагает аргументацию актуальности взятой для исследования тему, формулирование проблемы исследования, его предмета и объекта, обозначение задач исследования в последовательности принятой логики, определение методов исследования, выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы, разработку путей ее решения, в том числе экспериментальных, опытных, обсуждение полученных результатов, выводы, оформление результатов исследования, обозначение новых проблем для дальнейшего развития исследования.
Ролевые, игровые проекты
В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержание проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуации.
Результаты этих проектов либо намечаются в начале их выполнения, либо вырисовываются в самом конце. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая.
Творческие проекты
Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников, вначале она только намечается и далее развивается, подчиняясь жанру конечного результата.
совместная газета, сочинение, видеофильм, спектакль, игра, праздник, экспедиция и т.п. Однако оформление результатов проекта требует четко продуманной структуры в виде сценария видеофильма или спектакля, программы праздника, плана сочинения, статьи, репортажа и так далее, дизайна и рубрик газеты, альманаха, альбома и прочего.
Ознакомительно-ориентировочные (информационные) проекты
Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-либо объекте, явлении; предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты, так же как и исследовательские, требуют хорошо придуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы.
Структура подобного проекта может быть обозначена следующим образом: цель проекта, его актуальность, источники информации, проведение «мозговой атаки», обработка информации (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы), результат (статья, реферат, доклад, видео и прочее). Презентация. Такие проекты часто интегрируются с исследовательскими проектами и становятся их органичной частью, модулем.
Практико-ориентировочные (прикладные) проекты
Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников. Такой проект требует тщательно продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четких выводов, то есть оформления результатов проектной деятельности и участия каждого в оформлении конечного продукта.
Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, в организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, а также систематической внешней оценки проекта.
Типы проектов по признаку «Предметно содержательная область»
Межпредметные проекты со школьниками
Такие проекты требуют очень квалифицированной координации со стороны специалистов, слаженной работы многих творческих групп, имеющих четко определенные исследовательские задания, хорошо проработанные формы промежуточных и итоговых презентаций.
По характеру контактов проекты бывают региональные и международные проекты.
По количеству участников можно выделить индивидуальные и групповые проекты.
: краткосрочными (могут быть разработаны на нескольких уроках), средней продолжительности (от недели до месяца), долгосрочными (от месяца до нескольких месяцев).
Разумеется, в реальной жизни чаще всего приходится иметь дело со смешанными типами проектов, в которых имеются признаки исследовательских и творческих, а также других проектов. Однако метод исследовательских проектов занимает центральное место и вместе с тем вызывает наибольшие трудности.
Он основан на развитии умения осваивать окружающий мир на базе научной методологии, что является одной из важнейших задач общего образования. Метод проектов требует изменения позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников.
Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся, на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.
Монопроекты
Как правило, такие проекты проводятся в рамках одного предмета. При этом выбираются наиболее сложные разделы или темы. Разумеется, работа над монопроектом предусматривает подчас применение знаний и из других областей для решения той или иной проблемы. Но сама проблема лежит в русле какого-либо одного знания.
Подобный проект также требует тщательной структуризации по урокам с четким обозначением не только целей и задач проекта, но и тех знаний, умений, которые ученики предположительно должны приобрести в результате.
Заранее планируется логика работы на каждом уроке по группам (роли в группах распределяются самими учащимися), форма презентации, которую выбирают участники проекта самостоятельно.
Часто работа над такими проектами имеет свое продолжение в виде индивидуальных или групповых проектов во внеурочное время (напрмер, в рамках научного общества учащихся).
Если Вы хотите разместить ссылку на эту страницу, скопируйте и установите у себя на сайте, в блоге или форуме один из следующих кодов:
Код ссылки на страницу «Виды и типы творческих работ и проектов«:
Виды и типы творческих работ