Что такое орудие управления

Орудия управления 1653 г.

Что такое орудие управления. Смотреть фото Что такое орудие управления. Смотреть картинку Что такое орудие управления. Картинка про Что такое орудие управления. Фото Что такое орудие управления Что такое орудие управления. Смотреть фото Что такое орудие управления. Смотреть картинку Что такое орудие управления. Картинка про Что такое орудие управления. Фото Что такое орудие управления Что такое орудие управления. Смотреть фото Что такое орудие управления. Смотреть картинку Что такое орудие управления. Картинка про Что такое орудие управления. Фото Что такое орудие управления Что такое орудие управления. Смотреть фото Что такое орудие управления. Смотреть картинку Что такое орудие управления. Картинка про Что такое орудие управления. Фото Что такое орудие управления

Что такое орудие управления. Смотреть фото Что такое орудие управления. Смотреть картинку Что такое орудие управления. Картинка про Что такое орудие управления. Фото Что такое орудие управления

Между различными течениями парламентской оппозиции расхождения нарастали, когда в 1648 г. разразилась Вторая гражданская война.

Кульминацией революции стал организованный по решению парламента суд над королём Карлом 1 (январь 1649), в результате которого Карл I был признан «тираном, изменщиком, убийцей и врагом государства». Суд вынес ему смертный приговор. 30 января 1649 г. при огромном стечении народа на лондонской торговой площади Карлу 1 отрубили голову.

Казнь короля стала заключительным, формально – юридическим завершением установления в Англии республики.

Революция торжествовала победу – феодальная монархия была низвергнута. Актом парламента от 17 марта 1649 г. королевская власть объявлялась уничтоженной, как «ненужная, обременительная и опасная для блага народа». Через 2 дня её судьбу разделила палата лордов. 19 мая в торжественной обстановке Англия была объявлена республикой[8].

Вся законодательная власть в стране принадлежала теперь однопалатному парламенту в лице палаты общин. Исполнительная власть была формально вручена избранному парламентом сроком на 1 год Государственному Совету, но из 41 его члена только 11 не являлись одновременно членами парламента. В Государственном Совете всю власть осуществляла официально верхушка армии во главе с Кромвелем. Таким образом, столь торжественно провозглашенная республика на деле была диктатурой индепендентских генералов, лишь прикрытой парламентским фасадом.

До тех пор пока парламент занимался вопросом о замене церковного брака гражданским или планировал судебную реформу, его ещё терпели, но, когда он замахнулся на церковную десятину терпению офицерской верхушки пришёл конец. Не без её «совета» умеренное большинство «малого парламента» 12 января 1654 г. явилось к Кромвелю и сложило свои полномочия. С роспуском Малого парламента республика фактически была ликвидирована.

Уже через 4 дня была готова новая конституция страны, так называемое «Орудие управления». Новая конституция, формально больше всего заботившаяся о «разделении властей», на деле привела к полному сосредоточению власти в руках протектора. Кромвель был главнокомандующим армии и флота, он контролировал финансы и суд, руководил внешней политикой и в перерывах между сессиями парламента издавал ордонансы, имевшие силу закона[9].

Идея писаной конституции была новой для Англии. Конституция от 13 декабря 1653 г. устанавливала внешне республиканскую, а по сути диктаторскую систему власти. Законодательная власть «свободного государства Англии, Шотландии и Ирландии» сосредоточивалась в двойном институте – парламенте и вновь учреждённом лорде – протекторе. Парламенту принадлежали исключительные полномочия изменять, приостанавливать, вводить новые законы, учреждать налоги или подати. Парламент должен был созываться регулярно (раз в 3 года) и самостоятельно. Парламент должен был состоять не менее чем из 60 членов, «известных своей честностью, богобоязненных и хорошего поведения»[10].

Новая конституция Англии (“орудие управления”), оформившая протекторат О. Кромвеля

Декабря 1653 год

Что такое орудие управления. Смотреть фото Что такое орудие управления. Смотреть картинку Что такое орудие управления. Картинка про Что такое орудие управления. Фото Что такое орудие управления

Что законы не могут быть изменены, приостановлены, выведены из употребления или отменены, равно как не могут быть изданы какие-либо новые законы, или введены какие- либо налоги, сборы и подати, которыми облагается народ, иначе как с его согласия выраженного в парламенте, за исключением случаев указанных в п. XXX.

Парламент должен быть созван для заседания Вестминстере 3 сентября 1654 года и последующие парламенты должны быть сзываемы один раз в каждый третий год, считая со дня роспуска ныне существующего парламента.

Что ни парламент, созываемый в первую очередь, ни какие-либо последующие парламенты не могут быть отсрочиваемы, прерываемы или распускаемы в течение 5 месяцев со дня их первого заседания без их на то согласия[11]…

Заключение.

Английская буржуазная революция XVII в. была громовым ударом, возвестившим рождение нового общественного строя, пришедшего на смену старому порядку. Она была первой буржуазной революцией общеевропейского значения. Провозглашённые ею принципы впервые выражали не только потребности Англии, но и потребности всей тогдашней Европы, историческое развитие которой вело объективно к установлению буржуазных порядков.

Но Английская революция была революцией буржуазной, которая в отличие от революции социальной приводит лишь к смене одного способа эксплуатации трудящихся другим, к замене господства одного эксплуататорского меньшинства другим. В ней впервые с полной отчётливостью вскрылись основные закономерности, присущие всем буржуазным революциям, и первая из них – узость исторических задач буржуазии, ограниченность её революционных возможностей.

Английская буржуазная революция внесла большой вклад в развитие парламентаризма т.к. центральным органом революции, на первом этапе стал парламент, в котором подавляющее большинство представляло интересы буржуазии. Английским парламентом в годы революции было принято много немаловажных актов: Великая ремонстрация; билль о нераспускаемости существующего парламента; Апология палаты общин; Петиция о праве, Акт, упраздняющий королевскую власть, Акт об объявлении Англии Республикой, Новая конституция Англии (Орудие управления). Принятые документы ограничивали королевскую власть и содействовали утверждению конституционной монархии – т.е. верховенство парламента, осуществляющего власть в стране вместе с королём.

Английская буржуазная революция XVII века / Под ред.Е. А. Косминского –М. : Издательство “Аванта”, 1999.

Барг М.А. Великая Английская революция в портретах её деятелей. «Мысль», М., 1991.

Брандт М.Ю., Горинов М.М., Данилова А.А. и др. «Россия и мир. Учебная книга по истории. Часть 1». Издательство «Владос», Москва 1995г.

Законодательство английской революции 1640-1660гг./Сост. Н.П. Дмитревский.-М., 1996.-с265

ИГПЗС/ под ред. О. А. Жидкова и Н. А. Крашенинниковой –М. :НОРМА, 1999. – 712 с.

История государства и права зарубежных стран. Желудков А.В., Буланова А.Г. Конспект лекций. «Приор», М., 2002.

История государства и права зарубежных стран. Учебник. Под ред. О.А. Жидкова и Н.А. Крашенинниковой. НОРМА – ИНФРА, М., 1999.

Лавровский В.М. Сборник документов по истории английской буржуазной революции XVIIв.-М., 1998.-с.53

Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права. Учебник. В 2-х томах. ТОН – ПРИОР, М., 1999.

http://www.helpeducation.ru – материалы сайта

Работа предоставлена пользователем Student.km.ru.

[1] Лавровский В.М. Сборник документов по истории английской буржуазной революции XVIIв.-М., 1998.-с.53

[2] Законодательство английской революции 1640-1660гг./Сост. Н.П. Дмитревский.-М., 1996.-с265

[3] Лавровский В.М. Сборник документов по истории английской буржуазной революции XVIIв.-М., 1998.-с.53

[4] Законодательство английской революции 1640-1660гг./Сост. Н.П. Дмитревский.-М., 1996.-с265

[5] http://www.helpeducation.ru – материалы сайта

[6] История государства и права зарубежных стран. Желудков А.В., Буланова А.Г. Конспект лекций. «Приор», М., 2002.

[7] Лавровский В.М. Сборник документов по истории английской буржуазной революции XVIIв.-М., 1998.-с.53

[8] Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права. Учебник. В 2-х томах. ТОН – ПРИОР, М., 1999.

[9] История государства и права зарубежных стран. Учебник. Под ред. О.А. Жидкова и Н.А. Крашенинниковой. НОРМА – ИНФРА, М., 1999.

[10] Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права. Учебник. В 2-х томах. ТОН – ПРИОР, М., 1999.

[11] Законодательство английской революции 1640-1660гг./Сост. Н.П. Дмитревский.-М., 1996.-с265

Источник

Протекторат Кромвеля. «Орудие управления»

Что такое орудие управления. Смотреть фото Что такое орудие управления. Смотреть картинку Что такое орудие управления. Картинка про Что такое орудие управления. Фото Что такое орудие управления Что такое орудие управления. Смотреть фото Что такое орудие управления. Смотреть картинку Что такое орудие управления. Картинка про Что такое орудие управления. Фото Что такое орудие управления Что такое орудие управления. Смотреть фото Что такое орудие управления. Смотреть картинку Что такое орудие управления. Картинка про Что такое орудие управления. Фото Что такое орудие управления Что такое орудие управления. Смотреть фото Что такое орудие управления. Смотреть картинку Что такое орудие управления. Картинка про Что такое орудие управления. Фото Что такое орудие управления

Что такое орудие управления. Смотреть фото Что такое орудие управления. Смотреть картинку Что такое орудие управления. Картинка про Что такое орудие управления. Фото Что такое орудие управления

Что такое орудие управления. Смотреть фото Что такое орудие управления. Смотреть картинку Что такое орудие управления. Картинка про Что такое орудие управления. Фото Что такое орудие управления

С приходом к власти Кромвеля старый парламент был распущен, а Кромвель стал лордом-протектором (покровителем Англии). Новый государственный режим был закреплен конституцией 1653 г., которая именовалась «Орудием управления».

Согласно конституции высшая законодательная власть была сосредоточена в руках лорда-протектора и однопалатного парламента. Для участия в парламентских выборах был установлен высокий имущественный ценз – владение имуществом стоимостью 200 фунтов стерлингов (в 100 раз больше, чем до революции).

Лорд-протектор командовал ВС, осуществлял дипломатические сношения с другими государствами, назначал высших должностных лиц. Конституция прямо объявляла Кромвеля пожизненным лордом-протектором. Высшая исполнительная власть вручалась лорду-протектору совместно с Государственным советом. Он состоял из 15 человек, назначаемых Кромвелем.

Страна была поделена на 11 административных округов во главе с генерал-майорами. Им было подчинено местное самоуправление. В 1657 г. Кромвель сделал шаг к монархии. Он объявил титул лорда-протектора наследственным и не стал созывать парламент. Итак, с этого времени начинается обратное движение от республики к монархии.

Смерть Кромвеля в 1658 г. ускорила события. На некоторое время власть перешла в руки его сына – Ричарда. Но тот был слабым, нерешительным человеком и не справлялся с управлением страной в это смутное время.

Падение протектората Кромвеля усиливало стремление консервативных слоев возвратиться к традиционным для Англии формам правления. В 1660 г. это нашло свое выражение в реставрации Стюартов.

4. Образование конституционной монархии в Англии.

В 1660 г. решением парламента была восстановлена монархия. На престол был возведен Карл II – сын казненного короля. Новый король обещал не преследовать никого, кто в годы революции боролся против короля и сохранить за дворянами и буржуазией их революционные завоевания. Народ встречал нового короля с ликованием. Повсюду были развешаны гирлянды цветов, устраивались фейерверки, балы, угощения для простого люда.

Карл II был неглупым королем. На свою власть он смотрел так же, как его отец и дед. Он заявил: «Я не буду считать себя королем до тех пор, пока парламент будет заниматься моими делами, выискивать ошибки в моих счетах и наблюдать за моими министрами».

Прежде всего, король приказал учинить публичную казнь над убийцами своего отца. В годовщину казни короля, 30 января 1661 г., трупы Кромвеля, Айртона и Бредшоу были вынуты из гробов и повешены возле Вестминстерского дворца.

С целью сохранить завоевания революции дворянство и буржуазия создали две политические партии: тори – объединяла сторонников короля и выступала за усиление его власти; виги – представляли интересы буржуазии и среднего дворянства, оппозиционно настроенных по отношению к короне.

Длительное время в парламенте Англии господствовали тори. Виги находились в оппозиции. В 1679 г. виги получили большинство мест в парламенте и, стремясь оградить себя от репрессий провели так называемый Хабеас корпус акт, или «Акт лучшем обеспечении свободы подданного и о предупреждении заточения за морями». Этот акт существенно ограничил произвольные аресты и уста­новил определенные гарантии личности.

В соответствии с этим законом, во-первых, всякое арестованное лицо лично, либо через родственников и знакомых, могло обратиться в суд с требованием выдать приказ о Хабеас корпус. 2) Согласно этому приказу должностное лицо, в ведении которого находился арестованный, обязано было в течение трех дней доставить арестованного в суд или к лорду-хранителю печати с указанием причины ареста. Исключались лишь те случаи, когда арест был произведен за государственную измену или тяжкое уголовное преступление. 3) Суд, рассмотрев основания ареста, в течение 24 часов выносил решение либо об отпуске арестованного до суда под залог, либо об оставлении под арестом, либо о полном освобождении.

Невыполнение должностными лицами приказа «Хабеас корпус» влекло наказание: после первого нарушения – штраф в пользу заключенного в сумме 100 фунтов, после второго – штраф 200 фунтов и лишение занимаемой должности.

Что такое орудие управления. Смотреть фото Что такое орудие управления. Смотреть картинку Что такое орудие управления. Картинка про Что такое орудие управления. Фото Что такое орудие управления

После смерти Карла II в 1685 г. на престол взошел его брат Яков II. Парламент был готов сотрудничать с ним во всех вопросах, кроме одного: послабления для католиков и допуск их на государственные должности. Однако Яков решил покровительствовать католикам всеми средствами. Многие стали опасаться, что английская корона перейдет к католической династии (Яков был женат на католичке). В этих условиях тори и виги объединяются и в 1688 г. совершают переворот, названный «Славной революцией». Яков был вынужден бежать во Францию. В результате этого события на английский престол был возведен Нидерландский принц Вильгельм III Оранский.

В результате «славной революции» в Англии окончательно утверждается конституционная монархия. Новый король после вступлении на престол в 1689 г. подписал Билль о правах. Это был один из первых конституционных законов. Он значительно ограничивал королевскую власть. Король не мог без согласия парламента приостановить действие законов, ввести новые налоги, содержать армию. В билле провозглашалась свобода выборов в парламент, слова и прений, свобода принятия законов, несменяемость судей. Билль запрещал чрезмерные залоги и штрафы, а также наказания, не предусмотренные законом.

В 1701 г. был принят «Акт об устроении», или «Закон о престолонаследии». В нем устанавливалась ответственность королевских министров перед парламентом; порядок престолонаследия предусматривал, что монарх не может быть католиком и покидать пределы страны без разрешения парламента.

На основании этих положений были сформулированы основные принципы английской конституционной монархии:

1) «парламент — выше короны»;

2) парламент — единственный законодательный орган;

3) разделение властей.

5. Завершение формирования английской парламентской системы в ХVIII-ХIХ вв.

По форме правления Великобритания стала парламентской (конституционной) монархией. Король формально обладает высшей исполнительной властью, но по словам английского государствоведа Беджгота «монарх имеет три права: право на то, чтобы с ним совещались, право поощрять, право предостерегать. И король вполне разумный не станет желать других прав».

Формально власть принадлежала парламенту, который представлял, опять-таки формально, весь английский народ. Но на практике от выборов была отстранена значительная часть населения. В 1717 г. был повышен избирательный ценз до 600 ф.ст. годового дохода с недвижимости и 200 — от торговых операций. Всего избирателей оказалось 250 тыс. из 5 миллионов. Страна была разбита на избирательные округа. Но в сельских районах вопрос о депутате обычно решался лордом. Кроме того, половина депутатов вообще не избиралась, а назначалась от так называемых гнилых местечек — маленьких населенных пунктов, находившихся в собственности лорда. Лорд сам назначал депутата или продавал пост. Там, где было несколько кандидатов, процветал подкуп избирателей.

В 1832 г. Билль о парламентской реформе — уничтожил часть гнилых местечек и расширил круг избирателей за счет плательщиков высокого подоходного налога. В 1867 г. была проведена еще одна избирательная реформа. Наконец по избирательной реформе 1884-1885 гг. в стране было практически введено всеобщее мужское избирательное право.

В XVIII в. появляется нигде не предусмотренный орган — Кабинет, вскоре ставший «правительством его величества». Кабинет формировался лидером партии, победившей на выборах в парламент. Кабинет министров обладал правом вносить законопроекты, касающиеся государственных доходов и расходов. Палата общин могла лишь сократить их, чего можно было не опасаться, т.к. партийное большинство было за кабинетом.

Кроме того, кабинет обладал правом издавать правовые акты помимо парламента. Подобное правительственное нормотворчество получило название «делегированного законодательства».

6. ПРАВО АНГЛИИ В ПЕРИОД НОВОГО ВРЕМЕНИ

Источник

Буржуазная революция в Англии (XVII в.)

Англия — страна с многовековой демократической традицией, в основе которой лежит умение достичь компромисса, двигаться к намеченной цели путем эволюции.

Стремление создать последовательную и гармоничную правовую систему играло важную роль в развитии английского права. Английская правовая система до сих пор имеет ряд особенностей, которые отличают ее почти от всех правовых систем стран мира.

Англия накануне революции. Причины, этапы, особенности и задачи революции

В начале XVII в. Англия была страной более буржуазной, нежели феодальной. Капиталистические отношения становятся господствующими во всех экономических сферах — промышленности, торговле, сельском хозяйстве.

В стране формируются основные классы буржуазного общества — буржуазия (промышленная, торговая, финансовая), пролетариат (городской и сельский), фермерство. Дворянство (феодальный класс) подразделяется на старое дворянство — лендлордов, ведущих свое хозяйство по старинке, и «новое дворянство» — джентри, активно занимающихся торговой и промышленной деятельностью.

а) продолжал существовать парламент, с актами которого монархи вынуждены были считаться;
б) отсутствовала постоянная армия (главная опора абсолютизма) — в силу своего изолированного, островного положения Англия обходилась военно-морским флотом (а на флоте, как известно, традиционно сильны демократические настроения);
в) бюрократизация государства была незначительной; продолжала существовать система местного самоуправления, фактически независимая от монарха, т. к. все должности в органах местного самоуправления были неоплачиваемые.

Тем не менее в первой половине XVII в. в английском обществе начинают нарастать противоречия между королевской властью и парламентом, выражающим интересы буржуазии и «нового дворянства». Причины народного недовольства (приведшие впоследствии к революции) были следующими:

а) взимание королевской властью налогов, несогласованных с парламентом, принудительные государственные займы, обход королевской властью конституционного принципа (закрепленного в Великой хартии вольностей 1215 г.) «налогообложение через представительство»;
б) постоянные роспуски парламента, преследование лидеров парламентской оппозиции, долгое беспарламентное правление (в 1628 г. Карл I Стюарт распустил парламент и не созывал его до 1640 г.);
в) произвол королевских чиновников и судей, злоупотребления королевских фаворитов (герцог Бэкингем);
г) распространение законов военного времени на мирное время, постои армии в домах частных лиц;
д) ограничение в торговой и промышленной сферах (государственные монополии);
е) стремление реставрировать ненавистный большинству англичан католицизм;
ж) ориентация династии Стюартов (Яков I, Карл I) на католические государства континентальной Европы (Францию, Испанию) — традиционных торговых соперников Англии.

В своем развитии английская буржуазная революция прошла несколько этапов:

1640-1642 гг. — мирный, конституционный этап, когда основные баталии проходили в парламенте, настаивавшем на минимальном ограничении королевской власти;
1642-1649 гг. — гражданские войны между сторонниками короля и приверженцами парламента;
1649-1653 гг. — период республики;
1653-1658 гг. — протекторат Кромвеля (военная диктатура);
1660 г. — реставрация монархии, приглашение на престол Карла II Стюарта (сына казненного в 1649 г. по решению парламента Карла I); возврат к старому на более высокой основе (установление первоначально дуалистической, а затем к началу XVIII в. — парламентарной монархии).

Английская буржуазная революция имела ряд особенностей, отличающих ее от последующих буржуазных революций (например, Великой Французской революции XVIII в.)

К числу таковых особенностей следует отнести:

а) «религиозный» характер революции — одной из главных задач было очищение англиканской церкви от пережитков католицизма; политические «партии» революционного периода (индепенденты, левеллеры и т.д.) зачастую по-разному относились к тем или иным религиозным вопросам;
б) относительная бескровность, объясняемая отсутствием у короля мощной опоры в лице чиновничества и постоянной армии (даже в ходе гражданской войны, сопровождавшей фактически любую революцию, основные потери были не среди мирного населения, а среди солдат и офицеров);
в) невмешательство европейских держав в ход английской революции (большинство государств было втянуто в затяжную тридцатилетнюю войну и к 1640 г. у европейских монархов не осталось сил; изолированное островное положение Англии и сильный флот затрудняли иностранную военную интервенцию).

Главными задачами революции было:

а) установление новой, более совершенной формы правления (не обязательно республики), учитывающей интересы в первую очередь буржуазии, а не феодального класса;
б) ликвидация пережитков феодализма в промышленности, торговле, сельском хозяйстве;
в) очищение англиканской церкви от пережитков католицизма.

Законодательство революционного периода (1640-1649 гг.)

Необходимо отметить, что революция оказала весьма несущественное воздействие на правовую сферу и вплоть до первой половины XIX в. английское право (особенно уголовное) сохраняло массу феодальных пережитков (около 200 составов преступлений каралось смертной казнью).

Протекторат Кромвеля. «Орудие управления» 1653 г.

В 1649 г. основные задачи революции были решены — король казнен, палата лордов ликвидирована, власть перешла к Государственному совету английской республики. Однако экономическое положение страны оставляло желать лучшего. Простолюдины, вынесшие на своих плечах все тяготы революции и гражданской войны, практически ничего не получили. Вполне реальную угрозу для республики создавала и армия — офицерам и солдатам долгое время не выплачивали обещанного жалования, а денег в казне для расчета с военнослужащими не было. Когда армия перестает воевать (дело, для которого и создается любая армия), возникает угроза ее вмешательства в политику; тем более явной она была в Англии, где многие офицеры высшего командного состава были одновременно и парламентариями.

Европейские соседи Англии, оправившись от тридцатилетней войны, начинают готовить военную интервенцию против республики. В этих сложных условиях Государственный совет и парламент принимают решение о введении войск в Ирландию, которая, воспользовавшись смутой в стране, к тому времени практически стала независимой.

Целями введения «ограниченного контингента» были:

а) ликвидация мятежа, грозившего потерей наиболее близкой и освоенной колонии;
б) решение финансовой проблемы — с солдатами и офицерами армии «новой модели» планировалось расплатиться землей, конфискованной у непокорных ирландских крестьян и феодалов;
в) устранение (хотя бы временное) армии от внутриполитической борьбы;
г) демонстрация перед европейскими соседями мощи новой английской армии (предостережение интервентам);
д) создание образа врага в лице ирландцев, возложение на них ответственности за беды и несчастья англичан, отвлечение народа от более важных внутренних проблем.

Жесткое подавление мятежа, разграбление ирландских земель разложили некогда революционную армию. Увенчанная «славными победами» над мятежниками армия вернулась в Англию. В стране устанавливается военная диктатура, армия и республика оказались вещами несовместимыми. «Английская республика разбилась об Ирландию» — писал впоследствии К. Маркс.

Установление военной диктатуры было законодательно оформлено «Орудием управления» 13 декабря 1653 г. — документом, который иногда именуют первым и достаточно удачным опытом создания писаной конституции Англии. Однако это не совсем верно, считать «Орудие управления» конституцией нельзя по следующим формальным причинам:

Тем не менее «Орудие управления» закрепляет традиционный для Англии принцип «смешанного правления» (монархия, аристократия и демократия) — монархическую ветвь власти олицетворял лорд-протектор (избираемый пожизненно), аристократическую власть осуществлял Государственный совет, демократическую — однопалатный парламент (однако в 1656 г. палата лордов была восстановлена).

Главой республики был лорд-протектор (Кромвелю предлагали корону, но он благоразумно отказался от такого «опасного головного убора»), осуществляющий свои властные полномочия при содействии Совета (в число членов которого входило от 21 до 30 человек).

Полномочия лорда-протектора:
а) назначение на должности (гражданские и военные);
б) командование вооруженными силами;
в) помилование (за исключением убийства и измены);
г) представительство страны на международной арене;
д) просмотр законопроектов, принимаемых парламентом, и ряд других функций.

Высшая законодательная власть вручалась парламенту, годовая сессия которого должна была длиться не менее пяти месяцев, а беспарламентное правление не могло продолжаться более трех лет. Устанавливается возрастной (21 год) и равный для всех парламентариев имущественный ценз в 200 фунтов стерлингов годового дохода (устранивший от политики большую часть взрослого населения). Однако нужно отметить, что парламент был лишь маскировкой, прикрытием для единоличной диктатуры генерала Оливера Кромвеля.

Становление в Англии парламентарной монархии

В 1658 г. лорд-протектор умирает, успев назначить приемником своего сына Ричарда Кромвеля («неудачливый Дик» — так за глаза называли его офицеры). Однако, не обладая авторитетом своего отца, Ричард был отстранен от власти Советом офицеров. В 1660 г. после нескольких лет политической смуты парламент принимает решение о реставрации монархии и приглашает на престол Карла II Стюарта (сына казненного Карла I).

Основными причинами для реставрации явились:

а) необходимость заключения внутреннего мира между буржуазией и феодальным дворянством;
б) необходимость мира с континентальной Европой (перед лицом готовящейся интервенции);
в) возврат к старой, испытанной веками форме правления — монархии (с учетом корректив, внесенных революцией).

Перед своим восшествием на престол Карл II Стюарт подписал так называемую «Бредскую декларацию», в которой дал своим подданным ряд обещаний, ограничивающих его власть:

Нужно заметить, что в целом свои обещания Карл II формально выполнил (и даже перевыполнил, распространив свободу вероисповедания и на католиков).

Форма правления, установленная после реставрации Стюартов, может быть охарактеризована как дуалистическая монархия (переходный этап от абсолютной к парламентской монархии).

Этапами становления монархии нового типа в XVII — начале XVIII вв. стало принятие следующих нормативных актов:

1) «Акт о лучшем обеспечении свободы подданных и предупреждении заточению за морями» (Хабеас корпус акт 1679 г., принятый по инициативе партии вигов-либералов с целью защиты от судебного произвола). Его основными положения были:
а) любой арестованный (за исключением случаев ареста за государственную измену, тяжкое уголовное преступление и гражданское правонарушение — неуплату долга) имеет право обратиться в суд с требованием в кратчайшие сроки рассмотреть дело;
б) тюремщик или шериф, в ведении которого находится арестованный, получив приказ «Хабеас корпус», должен доставить арестованного в суд (выдавший приказ) для проверки законности задержания;
в) судье, к которому доставлен арестованный, может либо оставить его под стражей, либо освободить (не найдя в его действиях состава преступления), либо отпустить до суда под залог;
г) в течение шести часов после задержания человек может требовать от шерифа или тюремщика письменную копию предписания об аресте, где указывается основание задержания и помещения под стражу;
д) должностные лица (тюремщик, шериф, судья), не исполняющие требований данного акта, наказываются высоким (до 500 фунтов стерлингов) штрафом в пользу арестованного, а при повторном нарушении платят еще более высокий штраф и отстраняются от должности.

Положительное значение закона 1679 г., несомненно, поскольку он заключал в себе требования возможно более скорого уголовного суда и некоторые гарантии против незаконных арестов (презумпция невиновности).

При всем этом для правильной оценки закона 1679 г. немаловажное значение имеют три обстоятельства:

2) «Билль о правах» 1689 г. (принятый парламентом после т. н. «славной революции» 1688 г., изгнания Якова II Стюарта и восшествия на престол Вильгельма Оранского — родственника Стюартов, протестанта, имевшего опыт управления Нидерландами). Основные положения «Билля» заключались в следующем:

а) любой закон и налог исходит только от парламента;
б) никто, кроме парламента, не может отменить и изменить закон, а также освободить из-под действия закона;
в) устанавливаются свобода прений в парламенте, свобода подачи петиций, гарантируется частый и свободный созыв палат;
г) парламент определяет состав и численность армии на каждый год и выделяет средства на ее содержание;
д) запрещается требование чрезмерных судебных залогов, наложение жестоких и необычных наказаний.

Данный закон определил место парламента в системе государственных органов Англии.

3) Акт об устроении 1701 г. («Акт о престолонаследии»):

а) регулировался порядок наследования английского престола — после смерти бездетных Вильгельма и Марии корона переходит к сестре Марии Анне Датской, если же она умрет бездетной, то корона вручается курфюстам Ганновера (германским князьям протестантам, дальним родственникам династии Стюартов);
б) монарх должен исповедовать англиканскую веру (что должно исключить реставрацию ненавистного католицизма);
в) вводится принцип контрасигнатуры, снимающий ответственность за те или иные решения с короля («Король не может поступать дурно») и возлагающий ответственность на министров;
г) лицам, получающим жалование, либо пенсию от короны (офицерам и государственным чиновникам), запрещалось избираться в нижнюю палату парламента (во избежание возникновения прокоролевской группировки в парламент);
д) подтверждение установленного еще в период революции принципа «несменяемости судей» — судья занимает свой пост, «покуда ведет себя хорошо», т. е. не впадает в безумие и не нарушает закон, сместить судью со своего поста можно только по решению обеих палат парламента;
е) король лишался права помилования министров, осужденных в порядке импичмента.

Таким образом, итогами революционного и послереволюционного развития Англии в XVII — начале XVIII в. стало установление новой, более прогрессивной, удобной и дворянству и буржуазии формы правления — парламентарной монархии, а также ликвидация пережитков феодализма в промышленности, торговле и сельском хозяйстве.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *