Что такое ощущение реальности

Дереализация

Что такое ощущение реальности. Смотреть фото Что такое ощущение реальности. Смотреть картинку Что такое ощущение реальности. Картинка про Что такое ощущение реальности. Фото Что такое ощущение реальности

Дереализация – это симптом диссоциативного расстройства, характеризующийся стойким или периодически возникающим чувством отчуждения от окружающей действительности. Сопровождается восприятием событий и явлений как измененных, неотчетливых, непонятных. Предметы вокруг кажутся пациентам застывшими, призрачными, утратившими объемность. Звуки отдаляются и становятся глухими, цвета – тусклыми, серыми. Диагностика основана на определении клинических признаков дереализации методами беседы, наблюдения, психологического тестирования. Лечение предполагает психотерапию, медикаментозную коррекцию.

МКБ-10

Что такое ощущение реальности. Смотреть фото Что такое ощущение реальности. Смотреть картинку Что такое ощущение реальности. Картинка про Что такое ощущение реальности. Фото Что такое ощущение реальности

Общие сведения

Термин «дереализация» происходит из латинского языка, переводится как «утрата, отсутствие реальности». Синонимичное название – аллопсихическая деперсонализация, так как расстройство, по сути, является отчуждением воспринимающей, чувственной части самосознания. Дереализация характеризуется тем, что окружающий мир кажется нереальным. Данный симптом часто проявляется в структуре синдрома деперсонализации-дереализации. Согласно статистике, около 50% людей испытывали состояние утраты объективного восприятия действительности, но только у 2% было диагностировано диссоциативное расстройство с дереализацией и проведено лечение. Эпидемиологические показатели одинаковы среди мужчин и женщин, пик заболеваемости – 16-20 лет.

Что такое ощущение реальности. Смотреть фото Что такое ощущение реальности. Смотреть картинку Что такое ощущение реальности. Картинка про Что такое ощущение реальности. Фото Что такое ощущение реальности

Причины дереализации

Состояние провоцируется двумя группам факторов: психологическими, связанными с чрезмерным эмоциональным напряжением, и биологическими, которые являются следствием эндогенных и экзогенных патологических процессов в головном мозге. В зависимости от ведущего этиологического механизма расстройство может быть временным или стойким, выраженным, дезорганизующим повседневную деятельность человека, или легким, поддающимся контролю. Дереализация часто имеет следующие причины:

Патогенез

Патогенетические механизмы дереализации недостаточно изучены. Развитию данного состояния предшествует чувство тревоги, внутренней напряженности. Чаще всего оно возникает у чрезмерно эмоциональных, тревожных, чувствительных людей, поэтому дереализация должна рассматриваться как реакция на острый стресс. Если она непродолжительна, ее проективная функция не вызывает сомнений. В случаях, когда симптомы носят затяжной характер, их стоит относить к патологическим защитам, выступающим как содержание психического заболевания.

С позиций психофизиологии дереализация и ее патогенез изучаются через призму изменений опиатной системы организма. Давно обнаружено сходство проявлений дереализационного состояния с действием опиатов. Исследователи установили, что во время стресса кроме АКТГ гипофиз выделяет эндогенные опиаты, которые оказывают легкое опьяняющее действие, снижают способность к концентрации, правильной оценке ситуации. Пусковым механизмом для выброса в кровь опиатов и гормонов является тревога, стресс. Идею о повышении активности опиатов подтверждает лечение дереализации антагонистами опиоидных рецепторов, дающее положительный эффект.

Симптомы дереализации

Расстройство проявляется чувством отстраненности, чуждости того, что окружает человека. Действительность кажется нереальной, затуманенной, нарисованной. Предметы, люди воспринимаются «как на экране», «через мутную пленку», «сквозь завесу дыма». Пациенты чувствуют, будто находятся во сне или смотрят какой-то фильм, спектакль. Часто такие состояния сопровождаются снижением произвольности действий: невозможностью сконцентрировать внимание, целенаправленно перевести его на другой объект, выполнить определенные манипуляции (открыть дверь, сесть на стул).

Искажаются различные типы восприятия. Окружающие предметы становятся бесцветными, тусклыми, искусственными. Они утрачивают объем, их контуры теряют четкость, расплываются. Искажается размер объектов и умение оценивать расстояние. Звуки воспринимаются более тихими или громкими, чем на самом деле. Возникает ощущение растянутости либо, наоборот, ускорения времени. Некоторые пациенты сообщают о полной утрате ощущения текучести времени (замирание момента). Распространенные дополнительные симптомы – амнезия, флэшбэки, эмоциональное онемение.

Чаще дереализация возникает приступообразно: внезапно человек оказывается в необычном состоянии полусна или как будто в сцене фильма, незнакомые места кажутся ранее виденными, привычные объекты воспринимаются по-новому. Если присоединяются симптомы деперсонализации, может появиться ощущение растворения тела в пространстве, слияния с воздухом. Другие люди представляются аморфными, пустыми оболочками, манекенами или роботами. Самосознание становится неустойчивым, не имеющим четких границ.

Осложнения

При длительном течении расстройства симптомы дереализации становятся источником тревожности, депрессии, фобий. Пациенты начинают бояться повторения дереализационных приступов, видят их причину в повреждении мозга или психическом заболевании. Возникают навязчивые мысли о сумасшествии, но критическое отношение к своему состоянию сохраняется. Когда дереализация усиливается и приступы учащаются, больные испытывают страх потери сознания или внезапной смерти. Своевременная диагностика и адекватное лечение позволяют предупредить развитие подобных невротических осложнений.

Диагностика

Обследование пациентов с симптомами расстройств восприятия проводит врач-психиатр, реже – невролог или нарколог. Клинический диагноз основывается на обнаружении ряда клинических критериев в ходе опроса и наблюдения за поведением больного. Для установления причины патологии используются инструментальные и лабораторные методы исследования: МРТ головного мозга и ЭЭГ необходимы для исключения органических факторов, биохимический анализ мочи – для выявления токсичных веществ в организме. Основное обследование включает:

Дереализация требует дифференциальной диагностики для разграничения с другими видами нарушений восприятия. В этом состоянии не происходит формирования образов мнимых объектов, как при галлюцинациях. Отличие от иллюзий в том, что окружающие предметы и люди правильно идентифицируются, хотя имеют измененные характеристики. Дифференциальный признак дереализации с психическим автоматизмом – осознание больным принадлежности расстройства к собственному «Я», отсутствие ощущения сделанности симптома.

Лечение дереализации

Большинству пациентов требуется комплексная медико-психологическая помощь. При стойкой дереализации или ее периодических приступах в рамках психотического расстройства первичным методом терапии является применение медикаментов, купирующих симптомы заболевания – нарушения восприятия, тревогу, депрессию. Лечение дереализации психогенного происхождения в большей степени основано на психотерапевтических методах, помогающих повысить самоконтроль, устранить причину состояния. Применяются следующие способы:

Прогноз и профилактика

Дереализация является прогностически благоприятным симптомом, ее продолжительность определяется тем, насколько правильно подобрано лечение, как строго выполняются рекомендации врача и психотерапевта. Если дереализационные приступы приобретают хронический характер, сохраняется возможность их компенсации с помощью самоконтроля (отвлечения внимания, концентрации). Профилактика дереализации сводится к повышению навыков стрессоустойчивости, отказу от употребления наркотических средств, адекватному лечению психических болезней.

Источник

Чувство реальности

Вкус жизни и его отсутствие

Представьте себе ситуацию, что вы, здоровый физически человек, в одночасье лишаетесь всех органов чувств, кроме, скажем, обоняния. Ну или, черт с ним, пусть еще останется слух, чтобы не совсем уж печально все выглядело. И вот попробуйте ощутить контраст, когда еще вчера ваш мир состоял из цветов, ощущений и вкусов, а сегодня от него остались только звуки да запахи. Вчера вы могли к нему прикоснуться, а сегодня вы слышите только его далекие отголоски… Каково?

А теперь откройте глаза и попробуйте переварить такую вот мысль: наше «здоровое» состояние такое же ограниченное в своем восприятии реальности, как и предложенный выше пример. Да, у нас есть пять каналов связи с окружающей действительностью, позволяющих нам выстроить удивительный мир, полный запахов, звуков и ощущений, но эта многомерная осязаемая картинка является таким же грубым упрощением реальности, как и тот унылый мир, который мы можем себе представить в нашем эксперименте с умозрительным лишением себя отдельных органов чувств.

И разговор сейчас не о восприятии «мира, как энергии» или каких-то иных мистических материях, речь о том органе восприятия, который очень хорошо нам знаком в повседневной жизни, но при этом очень плохо дифференцирован — мы не привыкли выделять его в отдельный канал, поэтому он у нас размазывается по пяти основным чувствам и теряется среди них. И только изредка мы обнаруживаем его у себя в качестве самостоятельной инстанции, когда нас одолевают эмоции, которые мы явно чувствуем, или приступы интуиции, которые осознаются и воспринимаются тем же самым прибором.

Речь о чистом чувствовании, которое есть у нас всех, но которым мы совершенно не приучены осознанно пользоваться, поскольку в обществе, ориентированном на научный прогресс, на первое место выходит совсем другая сфера сознания и затмевает собой все вокруг. Мы отлично умеем думать, и это дает нам огромные преимущества, но мы совершенно разучились чувствовать, и именно это ведет к возникновению ВСЕХ психологических проблем.

Таинственное и зловещее фрейдовское бессознательное — это не более чем область наших естественных чувств, которая в эпоху активного научного прогресса подверглась обесцениванию и отторжению, как и все иррациональное. И посмотрите, насколько все плохо, — уже сто лет назад для доступа к чувствам требовалась весьма сложная и запутанная технология психологического анализа. А ведь с каждым десятилетием упор на ментальную сферу сознания становится все больше, и разрыв между рассуждением и чувствованием все более заметен.

Чистое чувствование под этим натиском никуда не исчезает и никогда не исчезнет, поскольку оно лежит в основе всего восприятия вообще, но отказ во внимании всему, что нельзя «подумать» и «потрогать», однажды сведет человечество в могилу. Наступит время, когда мир станут одолевать эпидемии совершенно иного рода: люди просто начнут массово сходить с ума, а антидепрессанты займут место сегодняшних антибиотиков — их начнут добавлять в мыло и распылять над большими городами.

Фрейд в своих практических исследованиях прикоснулся лишь к сфере поверхностных личностных чувств, но и на этом уровне столкнулся с демонами, которые в два счета разрушают рассудок и организм человека. Юнг копнул глубже и обнаружил слой более древних и куда более мощных чувств, которые овладевают не отдельными людьми, а подчас целыми нациями, и с легкостью подчиняют их своей воле. Юнг даже описал канал связи, по которому можно достучаться до коллективного бессознательного, и в своей мудреной манере назвал его «трансцендентной функцией» — связующее звено между сознанием и бессознательным.

Да и вообще, вопрос чистого непосредственного чувствования своего внутреннего мира — это не какая-нибудь диковинка, а давно исследуемая психологами проблема, только практического выхлопа от этих изысканий в масштабах человечества нет и не будет. Если бы в современном мире люди массово переключились с думанья на чувствование, произошла бы такая революция, что от нынешнего мирового порядка не осталось бы камня на камне. Этого никогда не случится, и не в силу какого-то там всеобщего заговора, а потому что после стольких веков войны с собой, внутренний мир людей заселяют такие демоны, что никто уже не решится распахнуть двери своей души и выпустить их наружу… кроме единиц тех, кто фактически вынужден это сделать под давлением внутренних обстоятельств.

Так, о чем мы вообще говорим? О самой банальной и одновременно самой важной вещи на свете — о способности чувствовать внешний и внутренний мир на уровне более тонком, чем основные наши физические ощущения. Еще раз повторюсь, что речь не о каких-то там мистических способностях, а о том органе восприятия, который транслирует в сознание информацию о нашем эмоциональном состоянии и некоторых других тонких психических процессах.

Нам всем, безо всяких сомнений, знакомы разного рода эмоциональные переживания: радость, гнев, страх, беспокойство. А еще нам хорошо знакомо чувство гармонии, инсайта, смутной догадки или твердой, но не основанной на логике, убежденности. Знаменитая женская интуиция — опирается именно на этот орган восприятия. Женская эмоциональность, чувствительность и чувственность тоже родом оттуда. У мужчин с этим органов восприятия сложнее, но и они могут легко проследить его функционирование — в основном, в более глубоких чувствах и интуитивных озарениях.

Здесь важно не упустить один момент. Наша способность испытывать и воспринимать яркие эмоции — это самая грубая информация, поступающая по каналу «чувствования». В этих сведениях нет ничего уникально ценного: такие эмоции нельзя не почувствовать, но это примерно так же, как отчетливо слышать грохот грома, но не слышать голоса своего собеседника. А ведь все самое интересное происходит именно там, в тишине, где еле слышно шепчет наш внутренний голос. И вот к нему мы совершенно не умеем прислушиваться. Не умеем и даже не пытаемся научиться, потому что не догадываемся, насколько это важно.

Несколько лет назад, когда у меня началась активная работа с семинарами, в глаза сразу бросилось, что слушатели очень плохо контактируют со своими чувствами. В то время у меня самого еще не было ясности относительно важности чувствования, но уже тогда я настаивал на том, что нужно научиться различать свои эмоции и прислушиваться к ним. Но я не ставил эту тему во главу угла, потому что по ошибке предполагал, что невнимание к своим чувствам — это не более чем недоразумение, которое легко исправить, просто указав на него.

Позже начало формироваться ощущение, что проблема недостатка чувствования глубже и серьезнее, и на курсе «Уверенность в себе» этому вопросу уделяется уже целая неделя практической работы. Но теперь, после ярославского мероприятия, стало ясно, насколько в действительности все плохо с чувствованием у тех, кто сталкивается с психологическими проблемами, и насколько важно привести в порядок именно эту сферу психической жизни.

Не люблю приводить себя в пример, но сейчас это будет хорошей иллюстрацией. Долгое время мне казалось, что мои успехи в понимании психологии и практической работе в этой сфере являются результатом хорошей способности к анализу и обнаружению внутренних противоречий. Но сейчас все видится совершенно иначе: с самого детства я очень тонко чувствовал, что происходит со мной и другими людьми. Долгое время я списывал этот эффект на свою интроверсию, но на сегодняшний день перед глазами есть масса примеров интровертов полностью глухих к своим чувствам. То есть, дело не в психологическом типе, а в более остро заточенном чувствовании, которое создало мне в детстве огромное количество проблем, но в итоге обеспечило массу «конкурентных преимуществ» в сфере психологической практики.

Одна из ярких иллюстраций этой особенности — книжка Алана Пиза «Язык телодвижений», которая мне попалась в руки еще в школьные времена. Я ее внимательно и с интересом изучил, но когда стал обращать внимание на эти самые «телодвижения», впал в некоторое недоумение — мне было совершенно не понятно, зачем нужно писать и публиковать эту книгу с кучей примеров и иллюстраций, если поза человека и так совершенно легко и недвусмысленно читается.

В психологической работе эта способность к непосредственному восприятию состояния другого человека дает возможность действовать напрямую, без хождения вокруг да около и без использования каких-то специальных терапевтических техник и приемов. Просто разговариваешь с человеком и по каким-то мелким, на грани осознания, признакам чувствуешь, что с ним происходит, где у него болит, где он себя обманывает, где у него внутри противоречие. И так же просто говоришь человеку какие-то слова, и они естественным образом попадают в цель.

Это всегда было главным камнем преткновения в разговорах с другими психологами, которые, как теперь становится ясно, просто не чувствуют другого человека и именно поэтому вынуждены опираться на разного рода искусственные приемы. Множество методов терапевтической работы в современной психологии появились не от хорошей жизни, а по той простой, но ужасной, причине, что практической психологией занимаются люди, которые совершенно не чувствуют пациента, либо не научились своим чувствам доверять и на них опираться.

То же самое происходит с людьми, которые не заняты в сфере психологической практики. Все, именно ВСЕ, психологические проблемы, с которыми сталкивается современный человек, имеют в своей основе недостаток чувствования: неспособность заглянуть себе внутрь и четко описать, что именно там происходит, что тревожит, что терзает, что пугает, что радует, что волнует и что интересует. Совершенно элементарные вопросы, на которые мы вроде бы умеем отвечать, только вот отвечаем «от головы», а не «от сердца».

В одной статье уже был разговор о том, что человеческое сознание способно к самоисцелению при том условии, что мы четко осознаем, что именно с нами происходит. По сути, человеку не нужна никакая специальная психотерапия: достаточно того, чтобы имеющееся напряжение и его смысловое содержание попало в сферу осознания, а дальше вся перестройка сознания и регулировка поведения происходят в автоматическом режиме, сами по себе.

В другой статье уже говорилось про вкус к жизни как способность и навык к тонкому чувствованию окружающей действительности и своего внутреннего мира. От такого чувствования зависит наше общее ощущение от жизни: полна ли она вкуса и смысла, или пуста, скучна и бессмысленна.

Везде в психологии мы натыкаемся на последствия внутренней глухоты, но почему-то продолжаем эту глухоту игнорировать. Вместо этого мы любыми способами усиливаем громкость внешнего сигнала, чтобы хоть как-то чувствовать вкус и течение жизни. Мы нуждаемся в великих свершениях, в великой любви и в великой трагедии, потому что без них не чувствуем ничего. Нам нужна драма, чтобы утолить голод, который мы ощущаем, — голод по той неземной радости от одного лишь факта своего существования и тоску по тому состоянию, когда легкий запах земляники в лесу был очевидным и вне всяких сомнений ответом на вопрос о смысле жизни.

Прикоснуться к своим чувствам не так уж и сложно: все мы прекрасно знаем, куда смотреть и какую внутреннюю мышцу для этого напрягать. Проблема в том, что нам очень не нравится то, о чем кричат наши чувства. Воспитание и социальная адаптация не даются нам даром. За право быть принятыми в «племя» мы расплачиваемся подавлением и вытеснением своих настоящих чувств и той болью, которая возникает и нарастает с каждым годом, когда душа вынуждена тесниться в прокрустовом ложе социальной системы координат. И теперь, когда мы заглядываем себе внутрь, мы видим там не чудеса Вселенной, а одну только боль, от которой тут же бежим, с грохотом захлопывая чуть было приоткрытую дверь.

И ответ на вопрос, который должен бы тут прозвучать, прост: восстановление контакта со своими чувствами — это задача не техническая, а волевая. Психологическое и духовное исцеление — это вопрос мужества, а не умения. В техническом плане нет никакой сложности в том, чтобы начать прислушиваться к своим чувствам и потихоньку восстановить сферу тонкого восприятия реальности. Главная проблема в страхе и даже отвращении перед тем, что мы обнаруживаем внутри, и вот здесь либо включается внутренняя воля к жизни, либо боль и страх одерживают над нами верх, и мы вновь вынуждены отступить.

Где набраться такого мужества, я не знаю. Скорее всего, в какой-то момент просто приходит время, и дальше все происходит само собой. Но есть, однако, и другая вероятность — вполне возможно, время пришло уже давным-давно, только вот нам никак не хватает смелости посмотреть правде в глаза и начать действовать.

Те, кто был на нашем мероприятии в Ярославле, должны сейчас совершенно точно и однозначно понимать, о чем написано в этой статье. Что касается остальных, более внятного объяснения я пока не придумал. Концептуально здесь нет ничего сложного, но чувства — это та сфера, где от концепций и интеллектуального понимания совершенно никакого толку… Вероятно, придется этот разговор продолжать.

Источник

Чувство реальности

Чувство объективного восприятия реальности люди,

им не обладающие, часто называют цинизмом.

О чем бы вы ни мечтали, проверьте: сама эта мечта

говорит о том, что вы упустили реальность.

У человека, живущего в реальности, мечты исчезают.

Большинство людей всю жизнь пребывают не в реальном мире,

а в том, в существовании которого они заранее уверены.

Здравый смысл — это чувство реальности…

Чувство реальности как качество личности – способность понять и осознать реальную действительность своей жизни; быть практично – приземлённым, не витать в облаках, не строить воздушные замки, не плутать в мечтах, идеализациях, фантазиях, иллюзиях, эйфории и виртуальной реальности.

Экзальтированный профессор приезжает из Канады в Одессу, в которой не был с молодости. Утратив чувство реальности, находясь в эйфории, он выходит из вагона и восклицает: — Одесса! Я тебя не узнаю!

Посмотрел вниз, смотрит – чемоданов нет. Чувство реальности быстро вернулось. После некоторой паузы он говорит удручённо: — Теперь узнал!

Большинство людей живёт в мире иллюзий, поэтому чувство реальности является раритетным качеством личности. Им обладают только мудрые, прагматичные, духовно развитые люди.

Больше всего человек теряет чувство реальности от гордыни. В лучах славы, лести и похвал оно тает, как снег под лучами апрельского солнца. У гордеца от постоянного восхваления и поклонения, самообожания и самовосхищения кружится голова, и он полностью утрачивает чувство реальности.

Идеализации и чувство реальности – вещи несовместимые. Став приверженцем какой-либо идеализации, человек, тем самым, расстаётся с чувством реальности.

Словом, чувство реальности исчезает при погружении в идеализации.

Настоящих союзников чувство реальности находит в здравом смысле, благоразумии, трезвости, осознанности и реалистичности.

К примеру, реалистичность представляет собой способность исходить из понимания и учета подлинных условий реальной действительности, проявлять трезвую практичность, здравомыслие, быть чуждым всякой идеализации, отличаться рассудочностью, прагматичным взглядом на вещи и явления.

Реалист всегда предпочитает находиться в состоянии дружбы с чувством реальности. Он — враг идеализаций. Он умеет и привык оставаться в реальности, а не в пустых фантазиях, бесплодных мечтах или сказках. В отличие от идеалиста, склонного постоянно идеализировать действительность, не замечать ее отрицательных сторон, проявлять непрактичность и оторванность от реалий жизни, реалист воспринимает объекты и явления окружающего мира без всякой чрезмерности и избыточности.

Всех этих качеств лишены влюблённые. Влюблённость в разы обостряет все чувства, делая исключение только для чувства реальности. Всё счастье влюблённости в эйфории, в потере чувства реальности. Влюблённость витает в облаках эйфории. С шорами на глазах она целиком утрачивает чувство реальности. Влюблённые не замечают недостатков друг друга.

Ложатся новобрачные в кровать. Невеста раздевается. Влюблённый жених с удивлением её разглядывает. — Таня, а почему у тебя пупка нет? — А в общежитии стёрся.

Влюбленная парочка зашла в ресторан поужинать. Они буквально пожирают друг друга глазами: – Ты такая сладкая, так бы съел тебя всю… – И я тоже… Подошедший официант: – А пить вы что-нибудь будете?

Там, где царит эйфория, несерьёзно говорить о чувстве реальности, в частности определённой ответственности. Когда человек влюбляется, впадает в состояние эйфории, он не оценивает меру своей ответственности. Он видит объект своей любви глазами, полными идеализаций – в отрыве от земли, на фоне звезд и бездонного неба. Он готов на всё: — Любимая, я тебя поведу к самому краю Вселенной, я подарю тебе эту звезду! Светом нетленным будет она озарять нам путь в бесконечность…!

Утратив чувство реальности, человек воспринимает жизнь как бесконечный увлекательный аттракцион. Билл Хикс пишет: «Жизнь — это как катание на аттракционе. Пока вы там, вы думаете, что это реально. Такова сила нашего воображения. Вас бросает вверх, вниз, кружит по кругу, бросает в дрожь, всюду яркие цвета, музыка громкая, вам весело. Некоторые кружатся на этой карусели уже долго и задаются вопросом: «Это реально? Или это просто аттракцион?» Кто-то опомнился, вернулся на землю, и они говорят: «Не волнуйтесь! Не бойтесь! Это просто аттракцион!» И мы убиваем их… «Заткните его! Я слишком много вложил в этот аттракцион! Застрелите его! Как же мои проблемы и страхи, как мой банковский счет, как моя семья? Вот моя реальность!» А это просто аттракцион, а мы убиваем тех, кто говорит нам об этом — замечали? И мы позволяем демонам творить мерзости, но не это главное. Это всего лишь аттракцион и мы можем всё изменить, как только захотим. Это наш выбор. Нет усилий, нет борьбы, нет работы, нет денег, нет сбережений. Это просто выбор, который мы делаем прямо сейчас, выбор между страхом и любовью…»

К потере чувства реальности приводит слепой оптимизм, пренебрежение рисками и иллюзия неуязвимости. Недаром говорят: «Оптимист — это просто плохо информированный человек». Для успешной работы важно учитывать реалии жизни, чередуя оптимистичный и пессимистичный взгляд на ситуацию. Реалистичный оптимизм – это анализ всех возможных сценариев событий, принятие возможности реализации даже самого худшего из них и поиск в нем не убытков и потерь, а новых возможностей и приобретений.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *