Что такое оседлость нравственная
Что такое оседлость нравственная
Из выступления святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла
на открытии XVIII Международных Рождественских чтений
Социологические исследования показывают, что большинство наших сограждан имеет весьма приблизительное знание не только об отечественной истории, но и о своем собственном генеалогическом древе. Это знание обычно не простирается далее третьего поколения, то есть своего деда и бабушки.
На вопрос «Составлялась ли в Вашей семье родословная?» только 7 % дали положительный ответ. На вопрос «В чем видите причины слабого знания истории своей семьи?» 38 % сказали, что некому было рассказать об этом, а 48 % утверждали, что этот вопрос для семьи был безразличен, к нему относились равнодушно.
… Покойный Дмитрий Сергеевич Лихачев называл знание своей культуры и истории «нравственной оседлостью» человека. Без нее, как он полагал, не могут развиваться ни личность, ни народ, ни государство. «Нравственная оседлость» невозможна без осмысления своего прошлого, а значит, и реабилитации такой жизненно важной способности человека, как историческая память. Историческая память — это еще и прививка честности и смирения, главных человеческих добродетелей, ведь помнить приходится не только о взлетах, но и о своих падениях и ошибках.
Только так можно избежать лжепатриотизма и повторения исторических просчетов и мировоззренческих заблуждений. Развивая память, мы укрепляем совесть.
Развить историческую память помогает «Генеалогическое древо», входящее в состав «Детского помянника». Сами помянники подарили воспитанникам Воскресной школы при Свято-Никольском храме в рамках благотворительной акции. На древо заносится родословная в именах – насколько возможно проникнуть в ее глубину. В помянник – имена умерших и живых родственников, о которых молятся дети.
Анализ текста. Круг нравственной оседлости. 10 класс
Круг нравственной оседлости 10 класс
Как воспитывать в себе и в других «нравственную оседлость» – привязанность к своей семье, к своему дому, селу, городу, стране?
Я думаю, что это дело не только школы и молодежных организаций, но и семьи.
Привязанность к семье и дому создается не нарочно, не лекциями и наставлениями, а прежде всего той атмосферой, которая царит в семье. Если в семье есть общие интересы, общие развлечения, общий отдых, то и это очень много. Ну, а если дома изредка рассматривают семейные альбомы, ухаживают за могилами родных, рассказывают о том, как жили их прабабушки и прадедушки, – то это вдвойне много. Почти у каждого жителя города кто-то из предков приехал из далекого или близкого села, и село это тоже должно оставаться родным. Хоть изредка, но в него нужно наезжать всей семьей, всем вместе, заботиться о сохранении в нем памяти прошлого и радоваться успехам настоящего. А если и нет родного села или родных сел, то совместные поездки по стране запечатлеваются в памяти гораздо больше, чем индивидуальные. Видеть, слушать, запоминать – и все это с любовью к людям: как это важно! Замечать доброе совсем не так просто. Нельзя ценить людей только за их ум и интеллигентность: цените их за доброту, за их труд, за то, что они представители своего круга – односельчане или соученики, одногорожане или просто в чем-то «свои», «особенные».
Круг нравственной оседлости очень широк.
На одном я бы хотел остановиться особенно: на нашем отношении к могилам и кладбищам.
Очень часто градостроителей-архитекторов раздражает наличие кладбища в черте города. Они стремятся его уничтожить, превратить в сад, а между тем кладбище – это элемент города, своеобразная и очень ценная часть городской архитектуры.
Могилы делались с любовью. Надгробные памятники воплощали в себе признательность к покойному, стремление увековечить его память. Поэтому они так разнообразны, индивидуальны и всегда по-своему любопытны. Читая забытые имена, иногда разыскивая похороненных здесь известных людей, своих родных или просто знакомых, посетители в какой-то мере учатся «мудрости жизни». Многие кладбища по-своему поэтичны. Поэтому роль одиноких могил или кладбищ в воспитании «нравственной оседлости» очень велика. (Д. Лихачёв)
Определить стиль текста. Доказать (80 – 90 слов).
Составить цитатный план текста.
Охарактеризовать предложения 6 абзаца (подчеркнуть грамматические основы, дать полную характеристику предложениям).
Объяснить правописание слов через дефис.
Объяснить постановку двоеточия в предложении 5 абзаца.
Проблема нравственной оседлости, привязанности к семье и родине (ЕГЭ по русскому)
Дмитрий Сергеевич Лихачёв, советский и российский филолог, поднимает очень важную нравственную проблему значимости, важности для человека воспитания привязанности к своей семье и к родине., почему оно необходимо каждому человеку?
Сергей Лихачёв называет «привязанность к своей семье, к своему дому, селу, городу, стране» «нравственной оседлостью», круг которой очень широк. В данном высказывание уже подразумевается то, что привязанность к данным понятиям является признаком нравственного человека. Д. С. Лихачёв отмечает, что привязанность должна воспитываться в первую очередь семьей, а уже потом — школой и молодежными организациями. Действительно, «нравственная оседлость» создается не лекциями и наставлениями, а атмосферей в семье, наличием общих интересов и посещением родственников из других населённых пунктов.
Не случайно автор делает акцент на отношении к могилам и кладбищам, ведь именно по ним можно судит о нравственной культуре нации. Сергей Лихачёв выделяет значимость могил для «нравственной оседлости личности», ведь это является заботой о сохранении памяти прошлого, памяти истории семьи.
Д. С. Лихачёв убеждён в том, что воспитание привязанности к своей семье и к родине прежде всего должна воспитываться семьей с помощью различных методов, подразумевающих взаимодействие всех членов семьи.
Я абсолютно согласна с мнением автора.
Человек находится в тесной связи со своей семьей и страной только тогда, когда эта тесная связь прежде всего формируется, развивается и поддерживается в семье.
Ярким примером, подтверждающим мою точку зрения является романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир». Так, в данном произведении можно сделать сравнение двух героинь, Наташи ростовой и Элен курагиной. Наташа Ростова была привязана к своей семье, точнее, они были одним целым. Она выросла с чувством огромной любви к своей семье, благодаря должному воспитанию и царящей любви, уважению и заботе по отношению ко всем членам семьи. В то время как родители Элин курагиной не воспитывали в ней привязанность к дому и семье, поэтому она стала человеком, которому не было дела до своей семьи и родины.
В заключение важно отметить, что «нравственную оседлость» можно достичь только с помощью воспитания абсолютных нравственных ценностей, любви к Родине, уважению к памяти предков, к истории своей, страны, города внутри семьи.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Письмо тридцать первое КРУГ НРАВСТВЕННОЙ ОСЕДЛОСТИ
Письмо тридцать первое
КРУГ НРАВСТВЕННОЙ ОСЕДЛОСТИ
Как воспитывать в себе и в других «нравственную оседлость» – привязанность к своей семье, к своему дому, селу, городу, стране?
Я думаю, что это дело не только школы и молодежных организаций, но и семьи.
Привязанность к семье и дому создается не нарочно, не лекциями и наставлениями, а прежде всего той атмосферой, которая царит в семье. Если в семье есть общие интересы, общие развлечения, общий отдых, то и это очень много. Ну, а если дома изредка рассматривают семейные альбомы, ухаживают за могилами родных, рассказывают о том, как жили их прабабушки и прадедушки, – то это вдвойне много. Почти у каждого жителя города кто-то из предков приехал из далекого или близкого села, и село это тоже должно оставаться родным. Хоть изредка, но в него нужно наезжать всей семьей, всем вместе, заботиться о сохранении в нем памяти прошлого и радоваться успехам настоящего. А если и нет родного села или родных сел, то совместные поездки по стране запечатлеваются в памяти гораздо больше, чем индивидуальные. Видеть, слушать, запоминать – и все это с любовью к людям: как это важно! Замечать доброе совсем не так просто. Нельзя ценить людей только за их ум и интеллигентность: цените их за доброту, за их труд, за то, что они представители своего круга – односельчане или соученики, одногорожане или просто в чем-то «свои», «особенные».
Круг нравственной оседлости очень широк.
На одном я бы хотел остановиться особенно: на нашем отношении к могилам и кладбищам.
Очень часто градостроителей-архитекторов раздражает наличие кладбища в черте города. Они стремятся его уничтожить, превратить в сад, а между тем кладбище – это элемент города, своеобразная и очень ценная часть городской архитектуры.
Могилы делались с любовью. Надгробные памятники воплощали в себе признательность к покойному, стремление увековечить его память. Поэтому они так разнообразны, индивидуальны и всегда по-своему любопытны. Читая забытые имена, иногда разыскивая похороненных здесь известных людей, своих родных или просто знакомых, посетители в какой-то мере учатся «мудрости жизни». Многие кладбища по-своему поэтичны. Поэтому роль одиноких могил или кладбищ в воспитании «нравственной оседлости» очень велика.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
ПИСЬМО ПЕРВОЕ
ПИСЬМО ПЕРВОЕ С некоторого времени жизнь в провинции изменяется. Мало-помалу в эту жизнь входят новые элементы, которые захватывают более значительную массу деятелей. Образуются зачатки жизни умственной, и хотя еще далеко до самостоятельности, но, по крайней мере, нет
ПИСЬМО ПЕРВОЕ
ПИСЬМО ПЕРВОЕ Впервые — ОЗ, 1868, № 2, отд. II, стр. 354–366 (вып. в свет 14 февр.). Работа над «Письмом первым» относится к январю 1868 г.: 9 января Салтыков сообщил Некрасову, что «к февральской книжке» надеется «прислать провинциальное письмо», а 19 января обещал привезти
Письмо тридцать второе ПОНИМАТЬ ИСКУССТВО
Письмо тридцать второе ПОНИМАТЬ ИСКУССТВО Итак, жизнь – самая большая ценность, какой обладает человек. Если сравните жизнь с драгоценным дворцом со многими залами, которые тянутся бесконечными анфиладами, которые все щедро разнообразны и все не похожи друг на друга, то
Письмо тридцать третье О ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ В ИСКУССТВЕ
Письмо тридцать третье О ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ В ИСКУССТВЕ В предыдущем письме я сказал: обращайте внимание на детали. Теперь я хочу сказать о тех деталях, которые особенно следует, как мне кажется, ценить сами по себе. Это детали, мелочи, свидетельствующие о простых человеческих
Письмо тридцать четвертое О РУССКОЙ ПРИРОДЕ
Письмо тридцать четвертое О РУССКОЙ ПРИРОДЕ У природы есть своя культура. Хаос вовсе не естественное состояние природы. Напротив, хаос (если только он вообще существует) – состояние природы противоестественное. В чем же выражается культура природы? Будем говорить о
Письмо тридцать пятое О РУССКОЙ ПЕЙЗАЖНОЙ ЖИВОПИСИ
Письмо тридцать пятое О РУССКОЙ ПЕЙЗАЖНОЙ ЖИВОПИСИ В русской пейзажной живописи очень много произведений, посвященных временам года: осень, весна, зима – любимые темы русской пейзажной живописи на протяжении всего XIX века и позднее. И главное, в ней не неизменные
Письмо тридцать шестое ПРИРОДА ДРУГИХ СТРАН
Письмо тридцать шестое ПРИРОДА ДРУГИХ СТРАН Я уже давно чувствую, что пора ответить на вопрос: а разве у других народов нет такого же чувства природы, нет союза с природой? Есть, разумеется! И я пишу не для того, чтобы доказывать превосходство русской природы над природой
Письмо тридцать седьмое АНСАМБЛИ ПАМЯТНИКОВ ИСКУССТВА
Письмо тридцать седьмое АНСАМБЛИ ПАМЯТНИКОВ ИСКУССТВА Каждая страна – это ансамбль искусств. Грандиозным ансамблем культур или памятников культуры является и Советский Союз. Города в Советском Союзе, сколь бы они ни были различны, не обособлены друг от друга. Москва и
Письмо тридцать восьмое САДЫ И ПАРКИ
Письмо тридцать восьмое САДЫ И ПАРКИ Взаимодействие человека с природой, с ландшафтом не всегда длится столетиями и тысячелетиями и не всегда носит «природно-бессознательный» характер. След в природе остается не только от сельского труда человека, и труд его не только
«Справочник электрика» как доказательство подрыва главного электрика (Заседание тридцать первое)
«Справочник электрика» как доказательство подрыва главного электрика (Заседание тридцать первое) Что такого нужно найти в доме, чтобы обвинить хозяина дома в причастности к преступлению? Воображение наше сразу рисует стволы, схороненные под скрипучими половицами дома,
Письмо тридцать первое
Письмо тридцать первое Вы намекали, что наша дружба вскружит мне голову и осложнит жизнь. Заявляю: никогда в нашем роду хвастливых не было. Правда, я не люблю, когда меня унижают или зазря задирают. Всегда готов за себя постоять.Затея с зонтом не дает покоя. Теперь надежда
Письмо тридцать второе
Письмо тридцать второе Вы будто с парашютом спустились. Не знаю, как и благодарить за приезд в Крутое. Жители хутора не меньше меня ошарашены. Теперь все молчат. Думают.Пишите прямо, чем остались недовольны? И чем довольны? Я ведь не чинного воспитания, к нежностям
Письмо первое
Письмо первое «7 августа 1944 г. Здравствуйте, товарищ лейтенант! Пишет Вам Кублашвили. Извините за долгое молчание, но, поверьте, было не до писем. А сегодня чуть посвободней, вот я сразу и вспомнил про свое обещание. Помните, как я радовался, что уезжаю на фронт? Ехали с
Письмо первое
Письмо первое — Почему «материк Россия»? — Ну что ж, это лишь очередная попытка дать определение тому, что было названо когда-то Третьим Римом, Святой Русью… А то — «западники», «почвенники», «пассионарность»… «Евразию» какую-то придумали — не в России разве живем? Это
Письмо первое
Письмо первое Милый мой Ваничка!Благодарю тебя за письмо, за доверие и откровенность, с которыми ты обратился ко мне; мне приятно видеть их в тебе, особенно в настоящее время, когда дети так скоро забывают своих родителей и теряют к ним всякое уважение. Из настоящего же
Певец «нравственной оседлости»
Сигурд Шмидт о Москве, Окуджаве, Цветаевой и конструктивизме
Смотришь порой с балкона, а там – Москва… Фото Евгения Лесина
Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев умел находить точные слова. Именно ему принадлежит термин «нравственная оседлость». Врастание в духовные традиции как своих предков, так и, естественно, в места и края, где ты живешь. Нравственность, определяющаяся «любовью к родному пепелищу, к отеческим гробам». Мне кажется, нет сомнений, что все годы после смерти Лихачева был человек, который во многом, насколько это было возможно, заменил его и выполнил ту общественную роль, которую Дмитрий Сергеевич играл в нашем обществе. Я имею в виду Сигурда Оттовича Шмидта, который тоже собой олицетворял эту «нравственную оседлость».
У него было много званий и титулов. Академик РАО, советник РАН, заслуженный профессор РГГУ, главный редактор «Московской энциклопедии». Более тысячи статей, книги, бесчисленные просветительские выступления, редактура книг и справочников. Казалось, он ни секунду не мог прожить без работы. А еще за почти 70 лет преподавательской работы он оставил множество учеников, многие из которых стали гордостью российской и мировой науки.
Бродский говорил об Ахматовой: «Она одним поворотом головы превращала Вас в homo sapiense». Абсолютно то же можно было сказать о Сигурде Оттовиче.
Сигурд Шмидт. История Москвы и проблемы москвоведения. – М.: Книжница-Русский Путь, 2013. – 576 с. |
Трудно измерить, сколько памятников архитектуры было спасено благодаря его участию, сколько бесценных документов опубликовано. Председатель Археографической комиссии, главный редактор «Археографического ежегодника, председатель Союза краеведов России, он неустанно бился за сохранение исторической памяти. В самые трудные годы «пробивал» издание источников, связанных с православием или «сомнительными именами». Мало кто знает, что именно благодаря Сигурду Оттовичу в новейшее время было возвращено все значение Арбата как важнейшей социокультурной общности Москвы, как заповедника памяти о лучших людях нашей страны.
Москва вообще была его безмерною любовью. Все 92 года своей жизни он прожил в Кривоарбатском переулке, возле знаменитого конструктивистского дома Мельникова. Совсем рядом – памятник Булату Окуджаве: к тому, чтобы появилась эта скульптурная группа, Шмидт приложил немало сил. Как и что в течение многих лет писал Сигурд Оттович о Москве, сегодня можно узнать из его книги. Причем это только первая книга, намечено издание второго тома.
Перед нами – панорама разнообразных статей и исследований, написанных этим замечательным человеком в разные годы. Здесь и работы по изучению источников времен Московской Руси, и материалы по истории Кремля и его музеев, и заметки о московском детстве Пушкина, и изумительный рассказ о пушкинском празднике 1880 года, когда со своей знаменитой речью выступил Достоевский. Много пишет автор о московских архивах, о новой дисциплине – москвоведении, об истории создания Исторического музея, о создании академиком Тихомировым Археографической комиссии. Снова рассказывает о спорах вокруг появления «Слова о полку Игореве» и размышляет о роли студенческого кружка источниковедения, который возглавлял более полувека. Вновь и вновь возвращается к роли краеведения в воспитании нового поколения, настаивая, как много значит формирование исторического сознания и любви к родным местам. Конечно, пишет о московских просветителях как ХVIII и XIX века, так и о тех, кто жил недавно, например о профессуре МГУ. Еще и еще раз напоминает о значении Марины Цветаевой и ее отца, великого создателя Музея изобразительных искусств Ивана Владимировича Цветаева.
Особенно выделяется в сборнике большое исследование «Арбат в истории и культуре России». Сигурд Оттович рассматривает историю великой улицы и ее окрестностей с давних времен, с 1493 года, когда в летописи был упомянут «пожар на Орбате». Он прослеживает пути создания дворянских усадеб, складывание этой удивительной общности людей высокой, ныне почти исчезнувшей культуры, которую впоследствии Булат Шалвович воплотил в слово «Арбатство».
Шмидт приглашает нас на прогулку по километру Арбата и множеству окружающих его переулков. Словно всполохи, высвечиваются имена самых разных людей, здесь живших. И Герцен, и певец старой Москвы Борис Зайцев, доживший в Париже до 92 – того же последнего рубежа, что и Шмидт. И, конечно, Пушкин, проведший здесь детство, ведь именно из дома на перекрестье Большой Молчановки и Борисоглебского его увезли в Лицей в 1811 году. И венчался он в этих местах, и первая квартира его после женитьбы также была на Арбате.
Мы узнаем об адресатах пушкинских московских друзей, о революционерах и государственных деятелях, живших на Арбатской стороне. Бездонная память Сигурда Оттовича возвращает нам имена московской интеллигенции – врачей, учителей, исследователей, также связавших свою жизнь с Арбатом.
Все работы Шмидта написаны ясным, прозрачным языком, в обрамлении многочисленных ссылок на использованные источники – книги, архивные документы, иногда устные воспоминания. Ведь за свою жизнь он знал столько выдающихся людей, и они очень любили его. Человека, ставшего живым мостом между культурой прошлого и современностью.